Научная статья на тему 'Использование метода систематизированного наблюдения для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития'

Использование метода систематизированного наблюдения для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2374
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ / НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА / SEVERE MULTIPLE DISABILITIES / SELF-SERVICE SKILLS / DIAGNOSTICS / CRITERIA OF ASSESSMENT / SUCCESS INDEX / DIAGNOSTIC OBSERVATION CHART OF SELF SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Переверзева Марина Викторовна

Статья адресована специалистам, работающим с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. В статье описан метод систематизированного наблюдения, опирающийся на исследование процесса формирования навыков самообслуживания. Данный метод позволяет определять потенциальные возможности ребенка с тяжелыми нарушениями развития на первоначальном этапе обучения. В статье представлены критерии оценки, использующиеся при проведении данного обследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Переверзева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF SYSTEMATIZED SUPERVISION FOR ASSESSMENT OF SELF-SERVICE SKILLS OF CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DISABILITIES

The article is addressed to experts working with children having severe multiple disabilities. The article proposes a method of systematized supervision, based on the study of formation of self-service skills. This method allows one to determine the potential of a child with severe disabilities at the initial stage of learning. The article presents the criteria of assessment, used in the course of examination.

Текст научной работы на тему «Использование метода систематизированного наблюдения для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

УДК 376.2 ББК Ч459.024.0

ГСНТИ 14.29.01

Код ВАК 13.00.03

М. В. Переверзева

Москва, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья адресована специалистам, работающим с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. В статье описан метод систематизированного наблюдения, опирающийся на исследование процесса формирования навыков самообслуживания. Данный метод позволяет определять потенциальные возможности ребенка с тяжелыми нарушениями развития на первоначальном этапе обучения. В статье представлены критерии оценки, использующиеся при проведении данного обследования.

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, навыки самообслуживания, диагностика, диагностическая карта уровня сформирован-ности навыков самообслуживания, критерии оценки, показатель успешности.

Сведения об авторе: Переверзева Марина Викторовна, аспирант Московского городского педагогического университета.

Место работы: учитель-дефектолог учебно-диагностического отделения ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Контактная информация: 141301, ул. Пограничная, д. 20.

E-mail: marina.psp@yandex.ru.

M. V. Pereverzeva

Moscow, Russia

APPLICATION OF THE METHOD OF SYSTEMATIZED SUPERVISION FOR ASSESSMENT OF SELF-SERVICE SKILLS OF CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DISABILITIES

Abstract. The article is addressed to experts working with children having severe multiple disabilities. The article proposes a method of systematized supervision, based on the study of formation of self-service skills. This method allows one to determine the potential of a child with severe disabilities at the initial stage of learning. The article presents the criteria of assessment, used in the course of examination.

Key words: severe multiple disabilities, self-service skills, diagnostics, diagnostic observation chart of self service skills level, criteria of assessment, success index.

About the author: Pereverzeva Marina Viktorovna, Post-graduate Student of Moscow City Pedagogical University; Teacher-defectologist.

Place of employment: Educational-diagnostic Department of the FSBI «Sergiev Posad Home for Deaf and Blind Children», Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation.

Московская область, г. Сергиев Посад,

Специальное образование. 2015. № 3

67

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определил для специальной педагогики приоритетные задачи, среди которых можно выделить пересмотр стратегии обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), что требует разработки новых методов и средств диагностики для объективного определения потенциальных возможностей детей данной категории. Свой вклад в изучение психических особенностей и разработку технологий абилитации и реабилитации детей с ТМНР внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как Т. А. Басилова, Л. А. Головчиц, М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская, В. И. Лубов-ский, Е. М. Мастюкова, А. И. Мещеряков, Н. М. Назаровой, Т. В. Розанова, И. В. Саломатина, Т. Н. Симонова, А. М. Царев, Л. М. Ши-пицына, Я. ван Дайк и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18]. В этих работах описаны кли-нико-психолого-педагогические особенности, причины сложного дефекта детей с различными сочетаниями первичных нарушений, представлены классификации. В то же время отсутствуют исследования в области эффективной коррекции нарушений развития у детей с ТМНР и недостаточно разработаны надежные методы оценки

© Переверзева М. В., 2015

потенциальных возможностей таких детей, что обуславливает актуальность темы исследования.

Последние несколько лет в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих апробируется авторский метод систематизированного наблюдения для оценки уровня сформированности навыков самообслуживания детей-инвалидов. Этот метод был создан нами как часть диагностической системы, позволяющей определить потенциальные возможности к самообслуживанию ребенка с ТМНР. Диагностический инструментарий реализации данного метода представлен диагностической картой, описанием технологии диагностического обучения, критериями оценки достижений детей с ТМНР. На основании апробации диагностической карты нами были созданы методические рекомендации по ее использованию. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования инновационного диагностического инструментария для оценки потенциальных возможностей социальной адаптации детей с ТМНР.

Данная исследовательская работа проводится на базе учебно-диагностического отделения Сер-гиево-Посадского детского дома слепоглухих начиная с 2007 г. Апробация метода систематизированного наблюдения с непосредственным использованием диагностической карты уровня сформирован-ности навыков самообслуживания в ее настоящем варианте осущест-

68

Специальное образование. 2015. № 3

вляется с 2010 г. по настоящее время [9; 10]. За все время в обследовании приняло участие 57 детей, находящихся на обучении в Сер-гиево-Посадском детском доме слепоглухих, имеющих в анамнезе различные комбинации множественных нарушений. Возраст участников исследования — от 2 до 8 лет. На завершающем этапе исследования участвовало 43 ребенка. Все дети имеют сложный дефект, при котором сочетаются интеллектуальные, двигательные и сенсорные нарушения.

Ведущим инструментом данной методики является диагностическая карта уровня сформирован-ности навыков самообслуживания, которая состоит из 7 блоков. Каждый блок включает серию вопросов, направленных на выявление состояния определенных навыков самообслуживания. Ответы на вопросы, представленные в первом блоке, дают представление о ребенке с точки зрения его физических возможностей и доступных способах общения. Остальные 6 блоков посвящены диагностике навыков приема пищи, пользования туалетом, умывания, чистки зубов, причесывания и раздевания-одевания. Особенностью диагностической карты является то, что все представленные навыки разделены на элементарные, однозначно трактуемые действия, каждое из которых оценивается отдельно. Таким образом, минимизируется влияние восприятия самого оценивающего человека на результат

обследования. Последовательность навыков представлена в порядке их ожидаемого развития и не связывает умения ребенка с его возрастом. Представим качественно-количественные критерии оценки результатов [11]:

0 баллов — ребенок не пытается выполнять действие ни сам, ни совместно со взрослым;

1 балл — ребенок сам не пытается выполнить данное действие, но совместно со взрослым приступает к его выполнению;

2 балла — у ребенка есть побуждение к самостоятельному выполнению данного действия, но оно быстро угасает при столкновении с трудностями; нужна значительная помощь и сопряженное выполнение данного действия;

3 балла — ребенок пытается выполнить данное действие, но прилагаемых усилий недостаточно и нужна дополнительная помощь или наличие вспомогательных средств.

Научное осмысление полученных результатов также осуществляется на базе Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ в рамках диссертационного исследования.

В зависимости от величины показателя успешности мы выделили пять групп детей и описали некоторые особенности, характерные для каждой группы.

I группа — дети с показателем успешности менее 0,2.

Специальное образование. 2015. № 3

69

Таблица 1

Распределение детей с ТМНР по группам_

Количество детей I II III IV V Всего

13 12 6 7 5 43

Процентное соотношение с общим количеством обследуемых 30% 28% 14% 16% 12% 100%

Таблица 2

Данные о возрасте и годе обучения детей с ТМНР (на момент обследования), %

Параметры Группы

I II III IV V

Возраст на момент поступления 2—3 8 17 - 14 -

3—4 23 - - 14 20

4—5 8 17 33 - 60

5—6 15 25 17 - 20

6—7 15 42 17 43 -

7—8 30 - 33 29 -

Год обучения на момент обследования 1 47 50 50 57 20

2 8 25 33 14 60

3 3 8 17 - 20

4 8 8 - 14 -

5 8 8 - 14 -

II группа — дети, имеющие показатель успешности от 0,2 до 0,4.

III группа — дети, имеющие показатель успешности от 0,4 до 0,6.

IV группа — дети, имеющие показатель успешности от 0,6 до 0,8.

V группа — дети, имеющие показатель успешности более 0,8.

Максимально возможный показатель успешности представлен, как и распределение детей по группам в зависимости от величины показателя успешности, на табл. 1.

Как видно из таблицы 1, только 12 детей (28 %), входящих в IV и V группы, хорошо владеют навыками самообслуживания. Это положительно отражается и на других сферах детской деятельности. В то же время 13 детей (30 %), попавших по результатам обследования в

I группу, показали крайне низкий уровень владения навыками самообслуживания. Эти дети выполняют практически все манипуляции в совместной с педагогом деятельности. У них отсутствует стремление к самостоятельности, они не демонстрируют способность к подражанию, не проявляют познавательную активность, не владеют предметной деятельностью. Только один ребенок из данной группы, не имеющий двигательных нарушений, способен выполнить пинцетный захват.

В таблице 2 представлены данные о возрасте и годе обучения в процентах по отношению к общему количеству детей в данной группе.

Структура нарушений в каждой из групп представлена в таблице 3.

70

Специальное образование. 2015. № 3

Таблица 3

Структура нарушений у детей с ТМНР, %

Структура нарушении Группы

I II III IV V

ЗПР 62 84 67 29 80

УО 39 8 33 43 -

Нарушения зрения 93 92 100 100 80

Нарушения слуха 54 58 17 71 80

Двигательные нарушения 54 33 67 57 80

Нарушения аутистического спектра 47 42 17 14 -

Таблица 4

Проявления некоторых личностных характеристик у детей с ТМНР, %

Проявления Группы

I II III IV V

Познавательная постоянно 39 67 33 57 100

активность эпизодически - - 33 43 -

Инициативность постоянно 30 67 17 43 100%

эпизодически 15 8 17 57 -

Стремление к само- постоянно 30 58 17 43 100%

стоятельности эпизодически 8 8 50 57 -

Способность к подражанию 15 17 67 86 100

Рис. 1. Показатели состояния навыков внутри групп

Результаты исследования не- детей, участвующих в обследова-которых личностных особенностей нии, представлены в таблице 4.

Специальное образование. 2015. № 3

71

Мы заметили некоторые особенности формирования отдельных составляющих навыков самообслуживания, которые представлены на рис. 1.

Из рисунка 1 видно, что лучше всего у детей всех групп сформированы навыки приема пищи, а хуже всего — навыки чистки зубов. Также можно отметить определенное сходство соотношений навыков внутри каждой группы.

В целом исследование показало, что предлагаемый метод систематизированного наблюдения с использованием диагностической карты уровня сформированности навыков самообслуживания доступен для использования при обследовании детей разного возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения различных комбинаций, за исключением воспитанников, для которых выполнение данных операций физически невозможно. Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями на первоначальном этапе является наиболее доступной и мотивированной естественными потребностями деятельностью. Предъявление при обследовании диагностируемых параметров в соответствии с онтогенетическим принципом позволяет более точно определить возможности ребенка.

Результаты диагностики показали, что наличие сенсорных нарушений не всегда влияет на результат освоения навыков самообслуживания. В частности, нарушение слуха не является основным фактором, влияющим на процесс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

усвоения навыков самообслуживания, так как во всех группах есть и тугоухие дети, и слышащие. В то же время слепоту можно рассматривать как фактор, затрудняющий усвоение навыков самообслуживания, так как в группах с высоким показателем успешности больше слабовидящих детей, а не слепых.

В некоторых случаях умственная отсталость не является основным фактором, влияющим на скорость усвоения навыков самообслуживания, так как среди детей, имеющих высокий показатель успешности, есть дети с умственной отсталостью. В то же время расстройства аутистического спектра во всех случаях затрудняют процесс овладения навыками самообслуживания. Дети, имеющие двигательные нарушения, присутствуют во всех группах, но в группах, имеющих показатель успешности менее 0,4, таких детей около половины, т. е. двигательные нарушения являются значимым фактором.

Также исследование позволило выявить фактор, позитивно влияющий на формирование навыков самообслуживания, — способность к подражанию.

Литература

1. Басилова, Т. А. Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова // Дефектология. — 2006. — № 2.

2. Головчиц, Л. А. К проблеме терминологии: «Сложные, множественные, комплексные...» нарушения развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. — 2011. — № 3.

72

Специальное образование. 2015. № 3

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М. : Академия, 2006.

4. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Заб-рамная, Т. А. Добровольская [и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Заб-рамной. — М. : Академия, 2003.

5. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности нарушенного развития: разнообразие проявлений и динамика / В. И. Лубовский // Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия : меж-вуз. сб. статей / под науч. ред. С. М. Ва-лявко. — М. : Спутник+, 2012.

6. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. — М. : Владос, 1997.

7. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения / А. И. Мещеряков. — М. : Педагогика, 1974.

8. Назарова, Н. М. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. — М. : Академия, 2000.

9. Переверзева, М. В. Использование метода систематизированного наблюдения для оценки навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития / М. В. Пере-верзева // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 2 (49).

10. Переверзева, М. В. Использование стандартизированной диагностической карты для изучения самообслуживания детей с тяжелыми нарушениями развития / М. В. Переверзева // Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия : межвуз. сб. статей / под науч. ред. С. М. Валявко. — М. : Спут-ник+, 2012.

11. Переверзева, М. В. Критерии оценки при диагностике развития детей с тяжелыми множественными нарушениями на начальном этапе обучения / М. В. Переверзева // Детская и подростковая реабилитация. — 2013. — № 1 (20).

12. Розанова, Т. В. Принципы педагогической диагностики отклонений в развитии у детей / Т. В. Розанова // Дефектология. — 1991. — № 1.

13. Саломатина, И. В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми и множественными нарушениями / И. В. Саломатина // Дефектология. — 1998. — № 2.

14. Симонова, Т. Н. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями. Сравнительное комплексное исследование : моногр. / Т. Н. Симонова. — Астрахань : Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2010.

15. Царев, А. М. Система педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития (в условиях лечебно-педагогического центра) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Царев Андрей Михайлович ; [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. — СПб., 2005.

16. Шипицына, Л. М. «Необучае-мый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — СПб. : Дидактика Плюс, 2002.

Специальное образование. 2015. № 3

73

17. Шипицына, Л. М. Дети с множественными нарушениями развития : учеб. пособие для педагогов, психологов, дефектологов / под ред. Л. М. Ши-пицыной и Е. В. Михайловой. — СПб. : НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.

18. Я. ван Дайк. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями / Я. ван Дайк // Дефектология. — 1990. — № 1.

Literature

1. Basilova, T. A. Analiz rezul'tatov izucheniya slepykh detey so slozhnym narusheniem razvitiya za tridtsat' let / T. A. Basilova, N. A. Aleksandrova // Defektologiya. — 2006. — № 2.

2. Golovchits, L. A. K probleme ter-minologii: «Slozhnye, mnozhestvennye, kompleksnye...» narusheniya razvitiya / L. A. Golovchits // Defektologiya. — 2011. — № 3.

3. Zhigoreva, M. V. Deti s kompleks-nymi narusheniyami v razvitii: pedagogi-cheskaya pomoshch' : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / M. V. Zhigoreva. — M. : Akademiya, 2006.

4. Levchenko, I. Yu. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / I. Yu. Levchenko, S. D. Zab-ramnaya, T. A. Dobrovol'-skaya [i dr.] ; pod red. I. Yu. Lev-chenko, S. D. Zab-ramnoy. — M. : Akademiya, 2003.

5. Lubovskiy, V. I. Obshchie i spetsi-ficheskie zakonomernosti narushennogo razvitiya: raznoobrazie proyavleniy i di-namika / V. I. Lubovskiy // Sovremennye metody psikhologo-pedagogicheskoy diagnostiki detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: proble-matika, issledovaniya, kvalimetriya : mezhvuz. sb. statey / pod nauch. red. S. M. Valyavko. — M. : Sputnik+, 2012.

6. Mastyukova, E. M. Lechebnaya pedagogika (ranniy i doshkol'nyy voz-rast) : sovety pedagogam i roditelyam po

podgotovke k obucheniyu detey s oso-bymi problemami v razvitii / E. M. Mastyukova. — M. : Vlados, 1997.

7. Meshcheryakov, A. I. Slepoglukho-nemye deti. Razvitie psikhiki v protsesse formirovaniya povedeniya / A. I. Meshcheryakov. — M. : Pedagogika, 1974.

8. Nazarova, N. M. Spetsial'naya pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / L. I. Ak-senova, B. A. Arkhipov, L. I. Belyakova [i dr.] ; pod red. N. M. Nazarovoy. — M. : Akademiya, 2000.

9. Pereverzeva, M. V. Ispol'zovanie metoda sistematizirovannogo nablyu-deniya dlya otsenki navykov samo-obsluzhivaniya u detey s tyazhelymi narusheniyami razvitiya / M. V. Pe-re-ver-zeva // Korrektsionnaya pedagogika. — 2012. — № 2 (49).

10. Pereverzeva, M. V. Ispol'zovanie standartizirovannoy diagnosticheskoy karty dlya izucheniya samoobsluzhi-vaniya detey s tyazhelymi narusheniyami razvitiya / M. V. Pereverzeva // Sovremennye metody psikhologo-pedagogi-cheskoy diagnostiki detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: problematika, issledovaniya, kvalimetriya : mezhvuz. sb. statey / pod nauch. red. S. M. Valyavko. — M. : Sputnik+, 2012.

11. Pereverzeva, M. V. Kriterii otsenki pri diagnostike razvitiya detey s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami na nachal'nom etape obucheniya / M. V. Pereverzeva // Detskaya i podrostkovaya reabilitatsiya. — 2013. — № 1 (20).

12. Rozanova, T. V. Printsipy pedago-gicheskoy diagnostiki otkloneniy v razvitii u detey / T. V. Rozanova // Defektologiya. — 1991. — № 1.

13. Salomatina, I. V. Programma sen-sornogo razvitiya dlya detey s grubymi i mnozhestvennymi narusheniyami / I. V. Salomatina // Defektologiya. — 1998. — № 2.

74

Специальное образование. 2015. № 3

14. Simonova, T. N. Deti s tyazhelymi dvigatel'nymi narusheniyami. Sravni-tel'noe kompleksnoe issledovanie : mo-nogr. / T. N. Simonova. — Astrakhan' : Izd-vo OGOU DPO «AIPKP», 2010.

15. Tsarev, A. M. Sistema pedago-gicheskoy pomoshchi litsam s tyazhelymi i mnozhestvennymi narusheniyami raz-vitiya (v usloviyakh lechebno-pedagogi-cheskogo tsentra) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.03 / Tsarev Andrey Mikhaylovich ; [Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena]. — SPb., 2005.

16. Shipitsyna, L. M. «Neobu-chaemyy» rebenok v sem'e i obshchestve.

Sotsializatsiya detey s narusheniem intel-lekta / L. M. Shipitsyna. — SPb. : Didak-tika Plyus, 2002.

17. Shipitsyna, L. M. Deti s mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya : ucheb. posobie dlya pedagogov, psikho-logov, defektologov / pod red. L. M. Shi-pitsynoy i E. V. Mikhay-lovoy. — SPb. : NOU «Institut spetsial'noy pedagogiki i psikhologii», 2012.

18. Ya. van Dayk. Podkhod k obuche-niyu i diagnostike detey s mnozhestvennymi sensornymi narusheniyami / Ya. van Dayk // Defektologiya. — 1990. — № 1.

Спецнаflbное 06pa30BaHue. 2015. № 3

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.