УДК 37.018.1:376.2:028.5
ББК Ч490.264+Ч492.64 ГСНТИ 14.29.21 Код ВАК 13.00.03
И. А. Каткова I. A. Katkova Москва, Россия Moscow, Russia
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
Аннотация. Статья посвящена исследованию трудностей, с которыми сталкиваются родители ребенка со сложным дефектом при закреплении навыка чтения в условиях семейного воспитания; выявлена потребность родителей в формировании у ребенка со сложной структурой дефекта (ССД) навыка чтения; дается характеристика семей, имеющих детей со сложной структурой дефекта; выявлены особенности отношения родителей младших школьников с ССД к процессу формирования навыка чтения. Автор обосновывает необходимость организации работы с родителями по их включению в коррекционно-образовательный процесс, в частности, по формированию навыка чтения у детей с ССД, а также потребность в разработке методических рекомендаций для родителей по актуализации и закреплению в процессе семейного воспитания у детей навыков, сформированных в школе.
PARENTAL ATTITUDE TO THE PROCESS OF FORMATION
OF READING SKILLS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MULTIPLE DISABILITIES
Abstract. The article is devoted to the study of problems confronted by parents of children with multiple disabilities in reinforcement of reading skills at home in conditions of family education. It defines the parental needs in the process of formation of reading skills in junior schoolchildren with multiple disabilities, characterizes families having schoolchildren with multiple disabilities, and describes the peculiarities of parental attitude to the process of formation of reading skills in junior schoolchildren with multiple disabilities.
The author substantiates the necessity of monitoring the process of parents' inclusion into the corrective-educational activities, in particular, into the process of formation of reading skills in schoolchildren with multiple disabilities. The article stresses the necessity of working out methods materials, which would provide special recommendations for parents in actualization and reinforcement of the child's knowledge and skills acquired at school.
Ключевые слова: дети со сложной структурой дефекта (ССД), родители детей со сложной структурой дефекта (ССД), навык чтения, психолого-педагогическая поддержка семей.
Сведения об авторе: Каткова Ирина Александровна, аспирант кафедры специальной педагогики и специальной психологии дефектологиче-
Key words: children with multiple disabilities, parents of children with multiple disabilities, reading skills, psycho-pedagogical family support.
About the author: Katkova Irina Aleksandrovna, Post-graduate Student of Department of Special Education and Special Psychology, Faculty of Defectology,
46
Специальное образование. 2015. № 3
ского факультета Московского госу- Sholokhov Moscow State University for
дарственного гуманитарного универ- the Humanities, Moscow. ситета им. М. А. Шолохова, г. Москва.
Место работы: учитель государ- Place of employment: Teacher of the
ственного бюджетного образовательного State Budget Educational Establishment
учреждения «Реабилитационный образо- "Rehabilitation Educational Center
вательный центр № 105», г. Москва. №105", Moscow.
Контактная информация: 109518, г. Москва, ул. Саратовская, д. 21а.
E-mail: [email protected].
Согласно положениям отечественной дефектологической науки, сложный дефект, представленный двумя и более первичными нарушениями, вызывает значительные трудности у детей как при овладении учебным материалом, так и при формировании представлений об окружающем мире. К категории детей со сложной структурой дефекта относят детей с бисенсор-ным дефектом, умственно отсталых детей с сенсорными и двигательными нарушениями, а также умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра.
В последние годы в специальных коррекционных образовательных организациях VIII вида наблюдается рост числа классов для детей со сложными нарушениями развития. В среднем дети данной нозологической группы составляют до 40 % контингента специальных образовательных учреждений [16]. По данным мониторинга, проведенного Ю. А. Афанасьевой, О. В. Титовой, И. М. Яковлевой, в специальных коррекционн-ных образовательных учреждениях VIII вида сокращается численность учеников с легкой умственной отсталостью, наблюдается значительное увеличение числа учащихся с выра-
© Каткова И. А., 2015
женной и тяжелой умственной отсталостью. Также растет количество классов для детей, имеющих сложную структуру дефекта. Так, если среднее число этих классов среди московских школ, имеющих данные классы, составило в 2007/08 уч. г. 31,4 %, то в 2011/12 уч. г. оно увеличилось до 39,5 % [3].
«К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все существующие нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются» [9, с. 15]. В ходе развития, наряду с интеллектуальным дефектом, у ребенка класса ССД возникает целый ряд отклонений, создается целостная картина атипичного, аномального развития. Отклонения в развитии у ребенка с интеллектуальной недостаточностью, у которого тот или иной анализатор или функция пострадали в различной степени, не только качественно, но и количественно отличаются от тех отклонений, которые возникают у ребенка того
Специальное образование. 2015. № 3
47
же возраста при нормальной работе данных анализаторов. Эффективность обучения детей со сложным дефектом зависит от взаимодействия родителей со специалистами образовательного учреждения, между всеми участниками учебного процесса.
Ответственность за формирование любого учебного навыка полностью лежит на педагогах кор-рекционных образовательных учреждений, однако психологические исследования доказывают тот факт, что одним из важнейших факторов психического и личностного развития ребенка является семья [12].
Обучение детей чтению имеет огромное социальное значение (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, Г. М. Гусева, М. Ф. Гнездилов, М. И. Шишкова и др.), особую важность этот процесс приобретает для детей со сложной структурой дефекта (ССД). Если нормально развивающиеся дети способны на преодоление встретившихся им затруднений при обучении чтению, то дети со сложной структурой дефекта, включающей умственную отсталость, на такие волевые усилия не способны и теряются при малейшем затруднении. Эта особенность детей, обучающихся в классах со сложной структурой дефекта специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, требует включения в процесс домашнего закрепления школьных навыков и родителей ребенка.
Семья ребенка со сложным дефектом как конкретная категория, требующая социально-психо-
логической помощи, исследована в практической психологии и социальной работе недостаточно. Между тем семья выступает и в роли мощного источника компенсации и коррекции психического развития ребенка. Поэтому воспитательная и коррекционно-развивающая роль семьи резко возрастает при актуализации и закреплении формируемых навыков у детей, обучающихся в классах со сложной структурой дефекта, что определяет актуальность изучения этого вопроса в коррекци-онной психологии [12; 14].
Целью нашего исследования было выявить потребности родителей и особенности родительского отношения к процессу формирования навыка чтения у младших школьников со сложным дефектом, а также трудности, которые испытывают родители при закреплении дома формируемых в учебном процессе навыков.
Чтение — это не только особый предмет, но и средство для освоения других школьных предметов даже для ребенка со сложным дефектом. Ведь на занятиях по этому предмету ученик не только узнает буквы, учится их сливать в слоги, он учится слушать и понимать, отвечать на вопросы, учится думать. Знакомясь с буквой, ребенок входит в мир знаковых систем, овладение которыми развивает его мыслительные способности, дает возможность познакомиться с достижениями мировой культуры, опытом других людей.
Малейший успех на уроке чтения закрепляется и на других уроках. Обучение чтению в шко-
48
Специальное образование. 2015. № 3
ле — это системный процесс. Ребенку важно не утратить приобретенный здесь навык во внешкольное время, например, во время каникул, болезни. Практический опыт свидетельствует о том, что многие родители не в полной мере осознают значимость формирования навыка чтения у ребенка и, угнетенные тяжестью проявлений особенностей ребенка со сложной структурой дефекта, отказываются от осознания необходимости формирования этого навыка у ребенка.
Что же делать родителям, чьи дети имеют сложный дефект? Проблема осложняется тем, что есть дети, которые недостаточно используют речь в общении. «Словесная система умственно отсталого ребенка оказывается наиболее недоразвитой; связи, которые у него может вызвать слово, оказываются особенно бедны и конкретны; функция абстракции и обобщения развивается особенно слабо» [11, с. 9—10].
В нашем опросе приняли участие родители 68 детей, обучающихся в классах для детей со сложной структурой дефекта коррекци-онных образовательных учреждений VIII вида г. Москвы (№ 35, 81, 105, 482, 895) и г. Рязани (областной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 3 «Вера»).
По составу семьи разделились следующим образом. 51 % детей (35 человек) — из полных семей, у 49 % детей (33 человека) семья неполная. 12 % семей (8 семей) — многодетные.
■ Имеющие 1—2 детей □ Многодетные
■ Еще лица с ОВЗ □ 1 ребенок с ОВЗ
Диаг. 1—3. Состав семей, в которых воспитываются дети с ССД
Специальное образование. 2015. № 3 49
12 % (не указали)
35 % (среднее специальное)
28 % (высшее)
3 % (неоконченное высшее)
3 % (неполное среднее)
среднее)
Диаг. 4. Социально-культурный уровень семей, воспитывающих детей с ССД
В 10 % семей (7 семей), кроме ребенка с ССД, есть и другие лица с ОВЗ.
Высшее образование имеют 28 % опрошенных (19 человек), 3 % (2 человека) — неоконченное высшее, неполное среднее — 3 % (2 человека), общее среднее — 19 % (13 человек), среднее специальное — 35 % (24 человека). Не указали свое образование 12 % (8 человек).
Следует также отметить, что в опросе согласились участвовать и родители таких детей с ССД, у которых коммуникативные способности и речевые навыки на момент анкетирования проявились минимально (отдельные звуки, жесты, низкий уровень коммуникативных потребностей). Более того, не менее 85 % родителей высказали потребность в формировании у своего ребенка навыка чтения.
Результаты анкетирования позволили выделить три группы родителей:
1 — родителей, чьи дети пользуются речью (поддерживают разговор, задают и отвечают на вопросы, речь достаточно разборчивая), составившая 44 % (30 детей);
2 — родителей, чьи дети для общения используют только отдельные слова, жесты, составившая 37 % (25 человек);
3 — родителей, чьи дети пользуются только отдельными звуками, жестами, составившая 19% (13 детей).
Анализ полученных данных выявил следующие особенности отношения родителей младших школьников с ССД к процессу формирования навыка чтения.
84 % родителей (25 человек) 1 группы предпринимают попытки улучшить у ребенка навык чтения. Однако четверо родителей (13 % от 30 человек) 1 группы, хотя считают необходимым формировать способность ребенка к чтению, не за-
50
Специальное образование. 2015. № 3
нимаются с детьми дополнительно. Один взрослый (3 %) занимается дома с ребенком, но не считает необходимым формировать способность ребенка к чтению.
Все родители 2 группы считают необходимым формировать способность своего ребенка к чтению, однако двое из них (8 %) не предпринимают попыток улучшить у него навык чтения или делают это не систематически.
Два родителя (15 %) 3 группы не считают необходимым формировать способность своего ребенка к чтению, и трое (23 %) не предпринимают никаких попыток улучшить у него навык чтения. При объяснении этого факта многие большие надежды возлагали на школу или отвечали: «Пусть сначала научится говорить», также многие ссылаются на отсутствие времени.
Родители, уделяющие своему ребенку время, с удовольствием рассказывали о своих занятиях: читают вместе, смотрят картинки, пытаются отвечать на вопросы, читают слоги и т. д. Конечно, такие совместные занятия сближают взрослых и детей, стимулируют и наполняют содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывают в ребенке положительные качества.
Родители отмечали острую потребность в помощи специалистов (логопеда, психолога, дефектолога) детям с ССД, однако в основном не указывали конкретно, какую помощь они хотели бы получить, за редким исключением, например:
- от дефектолога ребенок научится «правильно проговаривать... не торопиться развивать умение грамотно излагать мысли. правильно писать. развивать моторику. расширять словарный запас. развивать память и внимание»;
- с помощью логопеда ребенок будет «спокойно внимательно читать. будет выговаривать все звуки, улучшит произношение»;
- от психолога ждут таких результатов: «общение, поведение в коллективе, усидчивость, преодоление истерик. чтобы ребенок вел себя дома нормально. чтобы можно было избавиться от страха начинать разговор».
Все родители считают необходимым выполнять рекомендации педагогов. Однако также родители отмечают, что меньше трети из них получают от специалистов рекомендации по формированию учебных навыков и чтению специальной методической литературы. Так, в 1 группе 9 (30 %) родителей получают рекомендации от специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения и 6 (20 %) родителей — по чтению специальной литературы. Во 2 группе 7 (28 %) родителей получают рекомендации от специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения и 4 (16 %) человека — по чтению специальной литературы; в 3 группе 2 (15 %) родителя получают рекомендации от специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения и столько же человек — по чтению специальной литературы.
Специальное образование. 2015. № 3
51
Таблица 1
Результаты анкетирования родителей детей, обучающихся в классах для детей с ССД СКОШ и СКОШИ VIII вида, по вопросу
о формировании навыка чтения, %
Категории родителей / параметры анкетирования Кол-во, чел., % Рекомендации специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения Рекомендации специалистов по чтению специальной литературы Необходимость в формировании способности своего ребенка к чтению Попытки улучшить у ребенка навык чтения
+ - ? + - ? + - ? + - ?
Родители, чьи дети для общения используют речь 30 ч. (44 %) 30 50 20 20 67 13 94 3 3 84 13 3
Родители, чьи дети для общения используют отдельные слова 25 ч. (37 %) 28 56 16 16 52 32 100 - - 92 8 -
Родители, чьи дети для общения используют отдельные звуки, жесты 13 ч. (19%) 15 46 39 15 46 39 85 15 - 77 23 -
Всего анкетируемых 68 ч. (100%) 18ч. (26 %) 12 ч. (17%)
+ положительный ответ - отрицательный ответ ? затрудняется с ответом
Общие итоги анкетирования показывают, что 26 % (18 человек) родителей детей со сложной структурой дефекта получают рекомендации от специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения, и только в 17 % (12 человек) случаев специалисты рекомендуют родителям чтение специальной литературы.
Родители отмечают следующие трудности при овладении навыком чтения у их детей:
- не дочитывает слоги, путает буквы, слоги;
- не может соединить буквы в слоги;
- читает слоги справа налево;
- испытывает трудности произношения;
- пропускает слоги, не запоминает буквы;
- подменяет один гласный двумя, заменяет буквы, окончания;
- торопится, невнимателен, не проявляет интерес к чтению, не вникает в смысл, не может пересказать.
Таким образом, ответы родителей обучающихся с ССД показали, что значительная часть родителей 38 человек (57 %) не мотивирована на личное участие в процессе коррек-ционно-развивающей работы по формированию навыка чтения с собственными детьми. Такое положение дел объясняется родителями собственной занятостью, убеждением в том, что этой проблемой должны заниматься специалисты, недостаточностью методических рекомендаций для обеспечения психолого-педагогических условий обучения
детей в классах с ССД, а также отсутствием специальной литературы для родителей.
Таким образом, процесс подготовки родителей к участию в обучении ребенка в школе, в закреплении полученных навыков — сложный, многогранный, являющийся важнейшим направлением социально-педагогической деятельности педагога-дефектолога в образовательном учреждении. Организация работы с родителями в коррек-ционном образовательном учреждении обеспечивает формирование социально-психолого-педагогического потенциала семьи, необходимого для успешной интеграции ребенка и родителей в образовательное пространство школы.
В связи с этим представляется необходимой организация работы с родителями по их включению в коррекционно-образовательный процесс, в частности, по формированию навыка чтения у детей с ССД, а также разработка методических рекомендаций для родителей по актуализации и закреплению дома навыков, сформированных в школе.
Литература
1. Аксёнова, А. К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе / А. К. Аксёнова. — М. : Просвещение, 1994
2. Айвазян, Е. Б. Проблемы особой семьи / Е. Б. Айвазян, А. В. Павлова, Г. Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 2.
3. Афанасьева, Ю. А. Мониторинг контингента обучающихся и трудоустройства выпускников специальных
Специальное образование. 2015. № 3
53
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : метод. пособие / Ю. А. Афанасьева, О. В. Титова ; под ред. И. М. Яковлевой. — М. : МГПУ, 2012.
4. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития / Т. А. Басилова. — М. : Просвещение, 2008.
5. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И. М. Бгажнокова, М. Б. Уль-янцева, С. В. Комарова [и др.] ; под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Владос, 2007.
6. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. — М. : Просвещение, 1988.
7. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. — М. : Просвещение, 1965.
8. Гусева, Г. М. Уроки чтения в 3 классе : пособие для учителя / Г. М. Гусева, Е. Н. Моргачева. — М. : Просвещение, 2007.
9. Жигорева, М. В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: моногр. / М. В. Жигорева. — М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009.
10. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигорева. — М. : Академия, 2006.
11. Лурия, А. Р. Роль слова в формировании временных связей / А. Р. Лурия. — М. : АПН РСФСР, 1955. — С. 9—10.
12. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. — М. : Просвещение, 1992.
13. Министерство образования Российской Федерации. Письмо от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6 «Об организации
работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=E XP;n=314328;req=doc.
14. Ткачева, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Ткачева, Е. Ф. Ар-хипова, Г. А. Бутко [и др.] ; под ред. В. В. Ткачевой. — М. : Академия, 2014.
15. Ткачева, В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. — М. : УМК «Психология», 2006.
16. Чулков, В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития / В. Н. Чулков // Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — М. : Академия, 2009.
Literature
1. Aksenova, A. K. Spetsial'naya metodika obucheniya russkomu yazyku vo vspomogatel'noy shkole / A. K. Aksenova. — M. : Prosveshchenie, 1994
2. Ayvazyan, E. B. Problemy osoboy sem'i / E. B. Ayvazyan, A. V. Pavlova, G. Yu. Odinokova // Vospitanie i obuche-nie detey s narusheniyami raz-vitiya. — 2008. — № 2.
3. Afanas'eva, Yu. A. Monitoring kon-tingenta obuchayushchikhsya i trudoust-roystva vypusknikov spetsial'nykh (kor-rektsionnykh) obrazovatel'nykh uch-rezhdeniy VIII vida : metod. posobie / Yu. A. Afanas'eva, O. V. Titova ; pod. red. I. M. Yakovlevoy. — M. : MGPU, 2012.
4. Basilova, T. A. Kak pomoch' ma-lyshu so slozhnym narusheniem razvi-tiya / T. A. Basilova. — M. : Prosve-shchenie, 2008.
5. Bgazhnokova, I. M. Vospitanie i obu-chenie detey i podrostkov s tya-
54
Специальное образование. 2015. № 3
zhelymi i mnozhestvennymi narusheniyami raz-vitiya / I. M. Bgazhnokova, M. B. Ul'yan-tseva, S. V. Komarova [i dr.] ; pod red. I. M. Bgazhnokovoy. — M. : Vlados, 2007.
6. Voronkova, V. V. Obuchenie gramote i pravopisaniyu v 1—4 klassakh vspomo-gatel'noy shkoly / V. V. Voronkova. — M. : Prosveshchenie, 1988.
7. Gnezdilov, M. F. Metodika russkogo ya-zyka vo vspomogatel'noy shkole / M. F. Gnezdilov. — M. : Prosveshchenie, 1965.
8. Guseva, G. M. Uroki chteniya v 3 klasse : posobie dlya uchitelya / G. M. Guseva, E. N. Morgacheva. — M. : Prosveshchenie, 2007.
9. Zhigoreva, M. V. Psikhologo-peda-gogicheskoe izuchenie razvitiya de-tey s kompleksnymi narusheniyami: monogr. / M. V. Zhigoreva. — M. : RITs MGGU im. M. A. Sholokhova, 2009.
10. Zhigoreva, M. V. Deti s kompleks-nymi narusheniyami v razvitii: pedagogi-che-skaya pomoshch' / M. V. Zhigoreva. — M. : Akademiya, 2006.
11. Luriya, A. R. Rol' slova v formiro-vanii vremennykh svyazey / A. R. Luriya. — M. : APN RSFSR, 1955. — S. 9—10.
12. Mastyukova, E. M. Rebenok s otklo-neniyami v razvitii: rannyaya diagnostika i
korrektsiya / E. M. Mastyukova. — M. : Prosveshchenie, 1992.
13. Ministerstvo obrazovaniya Rossiy-skoy Federatsii. Pis'mo ot 3 aprelya 2003 g. N 27/2722-6 «Ob organizatsii raboty s obuchayushchimisya, imeyushchimi slo-zhnyy defekt» [Elektronnyy re-surs]. — Rezhim dostupa: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP;n=3143 28;req=doc.
14. Tkacheva, V. V. Psikhologo-peda-gogicheskoe soprovozhdenie sem'i re-benka s ogranichennymi voz-mozhnos-tyami zdorov'ya / V. V. Tkacheva, E. F. Arkhipova, G. A. Butko [i dr.] ; pod red. V. V. Tkachevoy. — M. : Akademiya, 2014.
15. Tkacheva, V. V. Tekhnologii psi-khologicheskogo izucheniya semey, vospity-vayushchikh detey s otkloneniya-mi v raz-vitii / V. V. Tkacheva. — M. : UMK «Psikhologiya», 2006.
16. Chulkov, V. N. Razvitie i obra-zovanie detey so slozhnymi narushe-niyami razvitiya / V. N. Chulkov // Spetsial'naya pedagogika : ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / pod red. N. M. Nazarovoy. — M. : Akademiya, 2009.
Спецнаflbное 0Öpa30BaHHe. 2015. № 3
55