Научная статья на тему 'Особенности родительского отношения к процессу формирования навыка чтения у младших школьников со сложной структурой дефекта'

Особенности родительского отношения к процессу формирования навыка чтения у младших школьников со сложной структурой дефекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА / РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА / НАВЫК ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ СО СЛОЖНЫМ НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ / CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS / PARENTS OF CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS / READING SKILLS / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES WITH CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каткова Ирина Александровна

Выявлена потребность родителей в формировании у ребенка со сложной структурой дефекта навыка чтения; дается характеристика семей, имеющих детей со сложной структурой дефекта; выявлены особенности отношения родителей младших школьников со сложным дефектом к процессу формирования навыка чтения. Автор обосновывает необходимость организации работы с родителями по их включению в коррекционно-образовательный процесс, в частности, по формированию навыка чтения у детей со сложной структурой дефекта, а также потребность в разработке методических рекомендаций для родителей по актуализации и закреплению в процессе семейного воспитания у детей навыков, сформированных в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITY OF PARENTS’ ATTITUDE TO THE PROCESS OF FORMATION OF READING SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH COMPLEX DISABILITIES

The article describes families with children with complex disabilities and their contribution in the development of their children’s learning skills (reading skills). The author substantiates the necessity to integrate parents of children with complex disabilities in educational process, shows the necessity of special teaching and methodical materials, which provide special recommendations for parents how to reinforce the child’s knowledge and skills acquired at school.

Текст научной работы на тему «Особенности родительского отношения к процессу формирования навыка чтения у младших школьников со сложной структурой дефекта»

Коррекционная педагогика

И.А. Каткова

Особенности родительского отношения к процессу формирования навыка чтения у младших школьников со сложной структурой дефекта

Выявлена потребность родителей в формировании у ребенка со сложной структурой дефекта навыка чтения; дается характеристика семей, имеющих детей со сложной структурой дефекта; выявлены особенности отношения родителей младших школьников со сложным дефектом к процессу формирования навыка чтения. Автор обосновывает необходимость организации работы с родителями по их включению в коррекционно-образовательный процесс, в частности, по формированию навыка чтения у детей со сложной структурой дефекта, а также потребность в разработке методических рекомендаций для родителей по актуализации и закреплению в процессе семейного воспитания у детей навыков, сформированных в школе.

Ключевые слова: дети со сложной структурой дефекта, родители детей со сложной структурой дефекта, навык чтения у детей со сложной структурой дефекта, психолого-педагогическая поддержка семьи с ребенком со сложным нарушением развития.

Согласно положениям отечественной дефектологической науки, сложный дефект, представленный двумя и более первичными нарушениями, вызывает значительные трудности у детей как при овладении учебным материалом, так и при формировании представлений об окружающем мире. К категории детей со сложной структурой дефекта относят детей с бисенсорным дефектом, умственно отсталых детей с сенсорными и двигательными нарушениями, а также умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра.

о о

В последние годы в специальных коррекционных образовательных организациях VIII вида наблюдается рост числа классов для детей со сложными нарушениями развития. В среднем дети данной нозологической группы составляют до 40% контингента специальных образовательных учреждений [6].

«К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все существующие нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются» [1, с. 15]. В ходе развития, наряду с интеллектуальным дефектом, у ребенка класса со сложной структурой дефекта возникает целый ряд отклонений, создается целостная картина атипичного, аномального развития. Отклонения в развитии у ребенка с интеллектуальной недостаточностью, у которого тот или иной анализатор или функция пострадали в различной степени, не только качественно, но и количественно отличается от тех отклонений, которые возникают у ребенка того же возраста при нормальной их работе. Эффективность обучения детей со сложным дефектом зависит от взаимодействия родителей со специалистами образовательного учреждения, между всеми участниками учебного процесса.

Ответственность за формирование любого учебного навыка полностью лежит на педагогах коррекционных образовательных учреждений, однако психологические исследования доказывают тот факт, что одним из важнейших факторов психического и личностного развития ребенка является семья [4].

Обучение детей чтению имеет огромное социальное значение (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, Г.М. Гусева, М.Ф. Гнездилов, М.И. Шишкова и др.), особую важность этот процесс приобретает для детей со сложной структурой дефекта. Если нормально развивающиеся дети способны на преодоление встретившихся им затруднений при обучении чтению, то дети со сложной структурой дефекта, включающей умственную отсталость, на такие волевые усилия не способны и теряются при малейшем затруднении. Эта особенность детей, обучающихся в классах со сложной структурой дефекта специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, требует включения в процесс домашнего закрепления школьных навыков и родителей ребенка.

Семья ребенка со сложным дефектом, как конкретная категория, требующая социально-психологической помощи, исследована в практической психологии и социальной работе недостаточно. Между тем, семья выступает и как мощный источник компенсации и коррекции психиче-

ского развития ребенка. Поэтому воспитательная и коррекционно-раз- к вивающая роль семьи резко возрастает при актуализации и закрепле- | о нии формируемых навыков у детей, обучающихся в классах со сложной | § структурой дефекта, что определяет актуальность изучения этого вопроса с ^ в коррекционной психологии [4; 5].

Целью нашего исследования было выявление потребности родителей и особенности родительского отношения к процессу формирования навыка чтения у младших школьников со сложным дефектом, а также трудности, которые испытывают родители при закреплении дома формируемых в учебном процессе навыков.

Чтение - это не только особый предмет, но и средство для освоения других школьных предметов даже для ребенка со сложным дефектом. Ведь на этих уроках ученик не только узнает буквы, учится их сливать в слоги, он учится слушать и понимать, отвечать на вопросы, учится думать. Знакомясь с буквой, ребенок входит в мир знаковых систем, овладение которым развивает его мыслительные способности, дает возможность познакомиться с достижениями мировой культуры, опытом других людей.

Малейший успех на уроке чтения закрепляется и на других уроках. Обучение чтению в школе - это системный процесс. Ребенку важно не растерять этот навык во внешкольное время, например, во время каникул, болезни. Практический опыт свидетельствует о том, что многие родители не в полной мере осознают значимость формирования навыка чтения у ребенка и, подчиняясь тяжести проявлений особенностей ребенка со сложной структурой дефекта, отказываются от осознания необходимости формирования этого навыка у ребенка.

Что же делать родителям, чьи дети имеют сложный дефект? Проблема осложняется тем, что есть дети, которые не достаточно используют речь в общении. «Словесная система умственно отсталого ребенка оказывается наиболее недоразвитой; связи, которые у него может вызвать слово, оказываются особенно бедны и конкретны; функция абстракции и обобщения развивается особенно слабо» [3, с. 9-10].

В нашем опросе приняли участие 68 родителей детей, обучающихся в классах для детей со сложной структурой дефекта коррекционных образовательных учреждений VIII вида г. Москвы (№№ 35, 81, 105, 482, 895) и г. Рязани (областной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 3 «Вера»).

По составу семьи разделились следующим образом: 51% детей (35 человек) из полных семей, у 49% детей (33 человека) семья неполная; 8 семей (12% от общего количества) - многодетные.

В 10% семей (7 семей), кроме ребенка со сложной структурой дефекта,

го ^

I | есть и другие лица с ограниченными возможностями здоровья.

| Высшее образование имеют 28% опрошенных (19 человек), 3% (2

Ц с человека) - неоконченное высшее, неполное среднее - 3% (2 человека), общее среднее - 19% (13 человек), среднее специальное - 35% (24 человека). Не указали свое образование 12% (8 человек).

Следует также отметить, что в опросе согласились участвовать и те родители детей со сложной структурой дефекта, у которых коммуникативные способности и речевые навыки на момент анкетирования проявились минимально (отдельные звуки, жесты, низкий уровень коммуникативных потребностей). Более того, от 85% до 100% родителей высказали потребность в формировании у своего ребенка навыка чтения.

Результаты анкетирования позволили выделить три группы родителей: I группа - родителей, чьи дети пользуются речью (поддерживают разговор, задают и отвечают на вопросы, речь достаточно разборчивая), - 44% (30 детей); II группа - родители, чьи дети для общения используют только отдельные слова, жесты, - 37% (25 человек); III группа - родители, чьи дети пользуются только отдельными звуками, жестами - 19% (13 человек).

Анализ полученных данных выявил следующие особенности отношения родителей младших школьников со сложной структурой дефекта к процессу формирования навыка чтения. 84% родителей (25 человек) 1 группы предпринимают попытки улучшить у ребенка навык чтения. Однако четверо родителей (13% от 30 человек) I группы считают необходимым формировать способность ребенка к чтению, но не занимаются с детьми дополнительно. Один взрослый (3%) занимается дома с ребенком, но не считает необходимым формировать способность ребенка к чтению (таблица 1).

Все родители (100%) II группы считают необходимым формировать способность своего ребенка к чтению, однако двое из них (8%) не предпринимают попыток улучшить у него навык чтения или делают это несистематически (таблица 1) .

Два родителя (15%) III группы не считают необходимым формировать способность своего ребенка к чтению и трое (23%) не предпринимают никаких попыток улучшить у него навык чтения (таблица 1). При объяснении этого факта многие возлагали большие надежды на школу или отвечали «пусть сначала научится говорить», а многие объясняли это отсутствием времени.

Родители, уделяющие своему ребенку время, с удовольствием рассказывали о своих занятиях: читают вместе, смотрят картинки, пытаются отвечать на вопросы, читают слоги и т.д. Конечно, такие совместные

занятия сближают взрослых и детей, стимулируют и наполняют содержа- к нием редкие и радостные минуты духовного общения. | о

Родители отмечали острую потребность в помощи специалистов (лого- | § педа, психолога, дефектолога) детям со сложной структурой дефек- ^ ^ та, в основном не указывали конкретно, какую помощь они хотели бы получить, за редким исключением, например, от дефектолога ребенок научится: «правильно проговаривать; не торопиться; грамотно излагать мысли; правильно писать; развивать моторику; расширять словарный запас; развивать память и внимание»; с помощью логопеда ребенок будет: «спокойно внимательно читать; выговаривать все звуки; улучшит произношение»; от психолога ждут: «общение; поведение в коллективе; усидчивость, преодоление истерик; чтобы ребенок вел себя дома нормально; чтобы можно было избавиться от страха начинать разговор».

Все родители (100%) считают необходимым выполнять рекомендации педагогов. Однако также родители отмечают, что рекомендации от специалистов по формированию учебных навыков и чтению специальной методической литературы получают из них меньше трети родителей. Так, в I группе 9 (30%) родителей получают рекомендации от специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения, в частности, и 6 (20%) родителей - по чтению специальной литературы. Во II группе, соответственно, 7 (28%) родителей получают рекомендации от специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения, и 4 (16%) человека по чтению специальной литературы; в III группе 2 (15%) родителя получают рекомендации от специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения, в частности, и столько же - по чтению специальной литературы (таблица 1).

Общие итоги анкетирования показывают, что 26% (18 человек) родителей детей со сложной структурой дефекта получают рекомендации от специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения, в частности, и только в 17% (12 человек) случаев специалисты рекомендуют родителям чтение специальной литературы.

Родители отмечают следующие трудности при овладении навыком чтения у их детей:

• не дочитывает слоги, путает буквы, слоги;

• не может соединить буквы в слоги;

• читает слоги справа налево;

• испытывает трудности произношения;

• пропускает слоги;

• не запоминает буквы;

• подменяет один гласный двумя, заменяет буквы, окончания;

• торопится, невнимателен, не проявляет интерес к чтению;

го ^

•не вникает в смысл;

О О

• не может пересказать.

Ц с Таблица 1

^ Результаты анкетирования родителей детей

со сложной структурой дефекта

Категории родителей/ параметры анкетирования Кол- во, % (чел.) Рекомендации специалистов по формированию учебных навыков и навыка чтения Рекомендации специалистов по чтению специальной литературы Необходимость в формировании способности своего ребенка к чтению Попытки улучшить у ребенка навык чтения

+ - ? + - ? + - ? + - ?

Родители, чьи дети для общения используют речь 44% (30) 30% 50% 20% 20% 67% 13% 94% 3% 3% 84% 13% 3%

Родители, чьи дети для общения используют отдельные слова 37% (25) 28% 56% 16% 16% 52% 32% 100% - - 92% 8% -

Родители, чьи дети для общения используют отдельные звуки, жесты 19% (13) 15% 46% 39% 15% 46% 39% 85% 15% - 77% 23% -

Всего анкетируемых 100% (68) 26% (18) 17% (12)

Примечание: «+» - положительный ответ; «-» - отрицательный ответ; «?» - затрудняется с ответом.

Таким образом, ответы родителей обучающихся со сложной структурой дефекта показали, что значительная часть родителей - 57% (38 человек) - не смотивирована на личное участие в процессе коррекцион-но-развивающей работы по формированию навыка чтения с собственными детьми. Такое положение дел объясняется родителями собственной занятостью, убеждением в том, что этой проблемой должны заниматься специалисты, недостаточностью методических рекомендаций для обеспечения психолого-педагогических условий обучения детей в классах со сложной структурой дефекта, а также отсутствием специальной литературы для родителей.

Таким образом, процесс подготовки родителей к участию в обучении ребенка в школе, в закреплении полученных навыков - сложный, многогранный процесс, являющийся важнейшим направлением социально-педагогической деятельности педагога-дефектолога в образователь-

ном учреждении. Организация работы с родителями в коррекционном к образовательном учреждении обеспечивает формирование социально- | о психолого-педагогического потенциала семьи, необходимого для успеш- | § ной интеграции ребенка и родителей в образовательное пространство с ^ школы.

В связи с этим представляется необходимой организация работы с родителями по их включению в коррекционно-образовательный процесс, в частности, по формированию навыка чтения у детей со сложной структурой дефекта, а также разработка методических рекомендаций для родителей по актуализации и закреплению дома навыков, сформированных в школе.

Библиографический список

1. Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. М., 2009.

2. Каткова И.А. Экспериментальное изучение особенностей познавательных процессов и сформированности учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2014. № 4. С. 28-36.

3. Лурия А.Р. Роль слова в формировании временных связей. М., 1955.

4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М., 1992.

5. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.; Под ред. Ткачевой В.В. М., 2014.

6. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.