Научная статья на тему 'Подготовка студентов-дефектологов к работе с детьми с комплексными нарушениями развития'

Подготовка студентов-дефектологов к работе с детьми с комплексными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ (ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ) / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPONENTS OF PROFESSIONAL READINESS (PERSONAL-MOTIVATIONAL / GENERAL PEDAGOGICAL / SPECIAL PROFESSIONAL COMPONENTS) / LEVELS OF READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головчиц Людмила Адамовна, Кроткова Алевтина Владимировна

Рассмотрены проблемы готовности студентов и магистрантов к работе с детьми с комплексными нарушениями развития; представлены технологии формирования различных компонентов профессиональной готовности: личностно-мотивационного, общепедагогического, специального профессионального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головчиц Людмила Адамовна, Кроткова Алевтина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS IN THE FIELD OF SPECIAL EDUCATION FOR WORK WITH CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS

The article considers the problems of students’ and masters’ readiness for work with children with complex developmental disorders; it presents the technology of formation of various components of professional readiness, such as personal-motivational, general pedagogical, special professional.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов-дефектологов к работе с детьми с комплексными нарушениями развития»

DOI 10. 23859/1994-0637-2019-1-88-15 УДК 378

© Головчиц Л. А., Кроткова А. В., 2019

Головчиц Людмила Адамовна

Доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия) E-mail: [email protected]

Golovchits Lyudmila Adamovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]

Кроткова Алевтина Владимировна

Кандидат педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия) E-mail: [email protected]

Krotkova Alevtina Vladimirovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia) E-mail: av.krotkova@mpgu. edu

ПОДГОТОВКА

СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

TRAINING OF STUDENTS IN THE FIELD OF SPECIAL EDUCATION FOR WORK WITH CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS

Аннотация. Рассмотрены проблемы готовности студентов и магистрантов к работе с детьми с комплексными нарушениями развития; представлены технологии формирования различных компонентов профессиональной готовности: личностно-мотивацион-ного, общепедагогического, специального профессионального.

Ключевые слова: дети с комплексными нарушениями развития, готовность к профессиональной деятельности, компоненты профессиональной готовности (личностно-мотивационный, общепедагогический, специальный профессиональный), уровни готовности к педагогической деятельности

Abstract. The article considers the problems of students' and masters' readiness for work with children with complex developmental disorders; it presents the technology of formation of various components of professional readiness, such as personal-motivational, general pedagogical, special professional.

Keywords: children with complex developmental disorders, readiness for professional activity, components of professional readiness (personal-motivational, general pedagogical, special professional components), levels of readiness for pedagogical activity

Введение

В последнее десятилетие в специальной педагогике особое внимание уделяется организационным и содержательным аспектам образования детей, имеющих несколько первичных нарушений развития, сочетание которых обусловливает труднос-

154 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

ти в социальной адаптации, создает значительные преграды в получении образования (Т. А. Басилова, Л. А. Головчиц, М. В. Жигорева, А. В. Кроткова, Е. Т. Логинова, А. М. Царев и др.). Одним из недостаточно решенных остается вопрос о профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми данной категории. Изменения в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловленные совершенствованием нормативно-правовой базы, организационных условий и содержания психолого-педагогического сопровождения, предполагают новые подходы в подготовке специалистов к работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития. Особенно возрастает значимость решения данной проблемы в связи с введением ФОГС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, в котором определены требования к специалистам, работающим с детьми с комплексными нарушениями развития. В первую очередь заслуживает внимания вопрос подготовки студентов-дефектологов к работе с данной категорией детей, их профессиональная ориентированность [2, с. 81-88], [4, с. 12-19].

Под профессиональной готовностью понимается определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимый и достаточный для выполнения функциональных обязанностей в объеме данной профессии [5, с. 125-134].

Основная часть

Рассмотрение задач и целевых ориентиров деятельности специалистов в области образования детей с комплексными нарушениями развития, представленных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, позволило нам определить три основных компонента профессиональной готовности, овладение которыми позволит педагогу вести последовательную и системную работу по воспитанию и обучению лиц с множественными нарушениями:

- личностно-мотивационный;

- общепедагогический;

- специальный (профессиональный).

В данной статье рассмотрены условия и технологии работы с бакалаврами и магистрантами дефектологического факультета МПГУ по формированию их профессиональной готовности к работе с детьми с комплексными нарушениями развития.

В процессе исследования данной проблемы нами было осуществлено анкетирование обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, в ходе которого респондентам задавались вопросы для выявления сформированности различных компонентов готовности обучающихся к работе с детьми данной категории. В анкетировании принял участие 141 респондент. Опрашиваемым были предложены 3 серии вопросов, отражающих состояние каждого из компонентов профессиональной готовности.

Первая серия вопросов была направлена на выявление личностной мотивации обучающихся к выбранному виду профессиональной деятельности, их заинтересованности в социальном взаимодействии, желании в перспективе осуществлять педагогическую деятельность по отношению к данной группе детей.

Вторая серия вопросов была направлена на выявление некоторых теоретических знаний о лицах с комплексными нарушениями, интереса к продолжению данной

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 155

тематики в новых курсах учебных дисциплин. Респонденты должны были оценить владение ими необходимыми клиническими, психологическими, педагогическими, методическими знаниями и умениями для работы с детьми с комплексными нарушениями.

Третья серия вопросов использовалась нами для общей оценки уровня готовности к профессиональной работе с данной группой детей. Обучающимся было необходимо определить степень готовности к работе в качестве сопровождающих, тьюторов, воспитателей, учителей-дефектологов; возможности выполнять функциональные обязанности, предполагающие различные виды педагогической деятельности (психолого-педагогическое изучение детей, проектирование индивидуальных образовательных программ и др.).

Профессиональная готовность специалиста в области образования детей с комплексными нарушениями базируется прежде всего на формировании личностно-мотивационного компонента, определяющего индивидуально мотивированный интерес и желание взаимодействовать с детьми с ОВЗ и членами их семей, способность к осуществлению педагогической деятельности по отношению к ним. Лич-ностно-мотивационная ориентированность специалиста предполагает понимание специфического характера развития детей с комплексными нарушениями, реабилитационного потенциала коррекционно-педагогической деятельности с позиции социальной адаптации [3, с. 46]. В условиях высшего образования этот компонент готовности может быть реализован на теоретическом уровне в процессе освоения учебных курсов, направленных на формирование знаний из истории обучения лиц с сочетанными нарушениями, прежде всего слепоглухих людей; во время знакомства с публикациями лиц с тяжелыми нарушениями слуха и зрения, с архивными материалами, с деятельностью благотворительных и общественных организаций, различных социальных проектов [1, с. 44-45].

Становление мотивационного компонента предполагает наличие у студентов таких личностных качеств, как интерес к взаимодействию с детьми с комплексными нарушениями и их родителями, эмпатия, ответственность, коммуникабельность, готовность к самообразованию. Для формирования личностно-мотивационного компонента профессиональной готовности, помимо лекционных, практических, семинарских занятий, нами используются такие технологии и формы организации работы, как:

- встречи с людьми, имеющими комплексные нарушения развития, и специалистами, которые им помогают;

- участие студентов и магистрантов в организации помощи лицам с тяжелыми нарушениями зрения и слуха при решении социальных вопросов; сопровождение на культурно-досуговых мероприятиях;

- организация городских мероприятий с участием всероссийского совета родителей детей-инвалидов и благотворительных фондов;

- знакомство с архивными материалами, публикациями;

- участие в социальных проектах.

О формировании мотивации к работе с детьми с комплексными нарушениями можно судить по наличию у обучающихся желания работать с ними. Респондентам было предложено оценить свою готовность к работе с данной группой детей по

156 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

шкале от 1 до 10, где 1 - минимальный показатель готовности, 10 - максимальный.

Согласно результатам исследования (табл. 1), большинство опрошенных оценили свое желание работать с детьми, имеющими комплексные нарушения, на 3-9 баллов, а наибольшее число выборов пришлось на 5, 6, 7 баллов. Это свидетельствует о готовности будущих педагогов заниматься образовательной деятельностью с детьми с ОВЗ.

Таблица 1

Желание обучающихся работать с детьми, имеющими комплексные нарушения

Значимость выбора

Группы обучающихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Количество выборов

Бакалавры 3 2 13 13 15 11 15 9 7 5

Магистранты 6 2 1 4 7 7 4 6 7 4

Всего 9 4 14 17 22 18 19 15 14 9

В качестве важного условия подготовки специалистов к работе с детьми с ОВЗ мы рассматриваем их участие в волонтерской деятельности, которой может предшествовать обучение на специальных курсах, где происходит общение со слепоглухи-ми людьми, специалистами в вопросах сопровождения лиц с комплексными нарушениями. Результаты опроса показали, что привлекательным для будущих специалистов является возможность овладения средствами коммуникации (жестовая речь, дактилология, азбука Лорма). Так, 25% респондентов выразили желание включить в свои образовательные программы учебные дисциплины, обеспечивающие знакомство с альтернативными системами коммуникации.

Согласно результатам ответов на вопросы, связанные с формированием интереса к работе с данной группой детей, 40,2% респондентов в той или иной форме принимали участие в волонтерской деятельности, 52,7% - в будущем хотели бы заниматься ею, что свидетельствует о принятии ими социальной направленности профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Планирование и реализация программы психолого-педагогической реабилитации ребенка, имеющего комплексное нарушение развития, требует от специалиста понимания онтогенетических закономерностей развития психики, наличия представлений о механизмах и анатомо-физиологических особенностях формирования функциональных систем организма, умения организовать взаимодействие с ребенком и его семьей, умения работать в команде, владения психологическими и педагогическими технологиями работы с детьми разного возраста, сопровождения семейного воспитания. Все эти составляющие можно отнести к общепедагогической, общепрофессиональной готовности.

Анализ результатов исследования показал, что обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры в целом оценивают свою общепедагогическую готовность к работе с детьми, имеющими комплексные нарушения, как достаточную. Можно предположить, что такая оценка связана с широким кругом учебных курсов, имеющих междисциплинарное значение и включенных в образовательные програм-

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 157

мы вне зависимости от направленности (профиля) подготовки. К этим дисциплинам относятся «Психология», «Педагогика», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Невропатология», «Основы нейропсихологии», «Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ОВЗ» и др.

Безусловно, повышению уверенности студентов в собственных педагогических возможностях содействует учебная и производственная практика. Она начинается на первом курсе и создает благоприятные условия для формирования навыков взаимодействия с детьми, специалистами образовательных организаций и коллегами; для сравнительных наблюдений за особенностями психофизического развития нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья, для овладения технологиями коррекционно-развивающей работы, для развития самоанализа и критичности.

Вместе с тем наличие сложной структуры дефекта, отличающей ребенка с комплексным нарушением от сверстника без ОВЗ или с единичным нарушением развития, диктует необходимость учета его индивидуальных особенностей развития, выбора системы коммуникации, планирования и мониторинга педагогической деятельности специалиста. Поэтому небезосновательными являются опасения определенной части респондентов в их недостаточной компетентности в области психологии развития детей, имеющих комплексные нарушения, и педагогической работы с ними. От дефектолога, работающего с таким ребенком, требуется осознанное, анализирующее и одновременно творческое отношение к проектированию образовательного маршрута, к определению его траектории и средств реализации, так как в подавляющем большинстве случаев стандартные, шаблонные решения коррекцион-но-развивающих задач не приносят желаемого результата.

Большое значение имеет включение в процесс профессиональной подготовки специалиста технологий, имеющих поисковый, практико-ориентированный характер: проблемных ситуаций, дискуссий, деловых игр, тренингов, кейс-технологий и т.п. Положительное влияние могут оказывать психолого-педагогические практикумы, направленные на профессионально-личностное развитие будущего дефектолога, на его знакомство с разнообразными технологиями психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста, в том числе с информационно-коммуникативными.

Существующий опыт организации помощи лицам с комплексными нарушениями развития свидетельствует о том, что наличие высшего образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» вне зависимости от его уровня (бакалавриат, магистратура) не может в должной мере обеспечить готовность дефектолога к коррекционно-педагогической работе в условиях сочетания двух и более выраженных первичных нарушений развития. Только многолетний опыт работы с данной категорией детей или обучение специалистов по программам переподготовки, повышения квалификации дает возможность осознать целевую направленность деятельности и овладеть специальными компетенциями в данной области специальной педагогики.

Мы полагаем, что специальная профессиональная подготовка должна включать в себя цикл учебных дисциплин, ориентированных своим содержанием на те специфические и очень разнообразные образовательные потребности, которые могут наблюдаться у детей с комплексными нарушениями развития. В процессе их изучения у студентов должно сложиться понимание теоретико-методологических основ пси-

158 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

холого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями; сформироваться представление об этиологии сложных и множественных нарушений. Они должны освоить теоретические основы диагностики и практические умения в области психолого-педагогического изучения детей с комплексными нарушениями; демонстрировать понимание потенциальных возможностей и специальных образовательных потребностей обучающихся данной категории; наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения детей с различным сочетанием первичных нарушений и мн. др.

Анализ результатов опроса полностью подтверждает это предположение, так как, несмотря на наличие во всех образовательных программах бакалавриата курса «Изучение, образование и реабилитация детей с комплексными нарушениями развития», подавляющее количество обучающихся оценивают свою теоретическую и практическую подготовку к реализации психолого-педагогического сопровождения и коррек-ционно-педагогической работы с данной категорией детей как недостаточную (табл. 2, 3), о чем свидетельствует преобладание выборов в группе значений от 1 до 5. В то же время столь низкая оценка своей специальной готовности, на наш взгляд, может служить свидетельством развития профессионального самоанализа и критичности, осознания студентами сложности и неоднозначности педагогических решений в работе с детьми с комплексными нарушениями развития.

Магистранты в большей мере удовлетворены своей теоретической подготовкой. Они также испытывают трудности в процессе реализации коррекционно-разви-вающих программ, не владея специальными приемами работы с детьми с комплексными нарушениями, включая организацию взаимодействия в паре «ребенок - взрослый».

Таблица 2

Владение специальными знаниями, необходимыми для работы с детьми с комплексными нарушениями развития

Значимость выбора

Группы обучающихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Количество выборов

Бакалавры 2 7 16 15 24 12 11 4 2 0

Магистранты 2 5 4 2 7 6 12 6 3 1

Всего 4 12 20 17 31 18 23 10 5 1

Таблица 3

Владение специальными приемами работы с детьми с комплексными нарушениями развития

Значимость выбора

Группы обучающихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Количество выборов

Бакалавры 2 10 14 21 22 10 11 1 2 0

Магистранты 2 6 4 4 8 4 10 6 3 1

Всего 4 16 18 25 30 14 21 7 5 1

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 159

Вероятно, именно недостаточность специальных знаний и отсутствие опыта использования специфических приемов работы с детьми с комплексными нарушениями стали причиной того, что 63,4 % бакалавров ответили положительно на вопрос: «Готовы ли вы сопровождать ребенка с комплексными нарушениями и его семью в решении социальных вопросов, в организации жизнедеятельности, в посещении мероприятий и т.п.?» Лишь 17% респондентов считают, что они способны проводить диагностику развития, психолого-педагогическое изучение и реализовывать программу коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим любой вариант комплексного нарушения. Среди опрошенных фактически не оказалось таких, которые готовы не только реализовывать существующую индивидуальную коррекцион-ную программу, но и проектировать ее, что наиболее значимо для работы с детьми данной категории.

Мнения магистрантов о готовности к работе с детьми с комплексными нарушениями развития отличались от мнений бакалавров. Преобладали диаметрально противоположные ответы: 39 % респондентов считали, что они готовы выполнять функции социально-психологического сопровождения ребенка с комплексным нарушением и его семьи; 33 % уверены, что способны самостоятельно разработать и реализовать индивидуальную коррекционно-развивающую программу работы с ребенком с ОВЗ. Однако подобная уверенность в большинстве случаев носит необоснованный характер. Качественный анализ ответов показал, что фактический опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ носит эпизодический характер и связан главным образом с консультативной, а не с коррекционной деятельностью специалиста.

Выводы

Проведенное исследование позволило определить трехкомпонентную структуру профессиональной готовности дефектолога к образовательной деятельности с детьми с комплексными нарушениями развития, включающую в себя личностно-моти-вационный, общепедагогический и специальный (профессиональный) блоки. Формирование каждого из указанных компонентов предполагает использование в учебном процессе большого спектра образовательных технологий и вариативных средств, среди которых наиболее эффективными являются практико-ориенти-рованные, предполагающие интерактивное общение с лицами с комплексными нарушениями в процессе их жизнеобеспечения, включения в социально-культурную деятельность. Результаты анализа данных анкетирования студентов и магистрантов показали, что можно рассматривать различные уровни сформированности трех компонентов профессиональной готовности. В большей степени, по нашему мнению, сформирован личностно-мотивационный компонент, проявляющийся в наличии интереса к последующей деятельности в области образования детей с комплексными нарушениями, в желании поддерживать и оказывать помощь детям данной категории и членам их семей. Современный подход к образованию детей с комплексными нарушениями предполагает наличие у специалиста интегрированных знаний и умений, которые он может использовать в работе с детьми, имеющими различные сочетания нарушений. Компонент общепедагогической готовности, который складывается в процессе синтеза различных блоков клинических, психологических, педагогических дисциплин, в том числе и модуля дисциплин по специальной

160 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

психологии и педагогике, включенных в учебные планы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», может быть оценен как достаточный. Однако уровень специальной педагогической компетентности в области психологии развития и педагогической работы с детьми, имеющими комплексные нарушения, может расцениваться как недостаточный. К специалисту, работающему с данной группой лиц, предъявляются достаточно высокие требования в плане овладения многообразием специальных технологий развивающей и коррекционной работы, выбора адекватных средств альтернативной коммуникации, понимания реабилитационного потенциала этой группы детей. Очевидно, этот компонент профессиональной готовности дефектолога может быть обеспечен в процессе реализации специальной магистерской программы, рассчитанной на подготовку специалистов в области образования лиц с комплексными нарушениями.

Литература

1. Басилова Т. А. Об использовании материалов, отражающих опыт обучения и изучения слепоглухих, в дисциплинах, включенных в учебные планы подготовки бакалавров и магистров по разным направлениями подготовки // Эволюция слепоглухоты и что из этого следует: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 44-45.

2. Головчиц Л. А., Беккер О. В. К проблеме формирования профессиональных компетенций студентов в процессе подготовки к работе с детьми, имеющими комплексные нарушения // Дефектология. 2015. № 2. С. 81-88.

3. Головчиц Л. А., Кроткова А. В. Портрет современного специалиста в области образования лиц с комплексными нарушениями развития // Эволюция слепоглухоты и что из этого следует: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 46.

4. Логинова Е. Т. Современные проблемы подготовки специалистов в области специального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 1. С. 12-19.

5. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.

References

1. Basilova T. A. Ob ispol'zovanii materialov, otrazhayushchih opyt obucheniya i izucheniya slepogluhih, v disciplinah, vklyuchennyh v uchebnye plany podgotovki bakalavrov i magistrov po raznym napravleniyami podgotovki [The use of materials reflecting the experience of teaching and investigating of deaf-blind, which are included in the of bachelors and masters training curriculum in the different training options]. Evolyuciya slepogluhoty i chto iz ehtogo sleduet: Sbornik materialov IVMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Articles collection of the Fourth International science-practice conference "Evolution of deaf blindness and what it causes"]. Moscow: ИНФРА-М, pp. 44-45.

2. Golovchits L. A., Bekker O. V. K probleme formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov v processe podgotovki k rabote s det'mi, imeyushchimi kompleksnye narusheniya [To a problem of formation of professional competence of students in the course of preparation for work with children having complex disorders]. Defektologiya [Defektology], 2015, no. 2, pp. 81-88.

3. Golovchits L. A., Krotkova A. V. Portret sovremennogo specialista v oblasti obrazovaniya lic s kompleksnymi narusheniyami razvitiya [The portrait of the modern specialist in the field of peo-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 161

ple with complex developmental disorders education]. Evolyuciya slepogluhoty i chto iz ehtogo sleduet: Sbornik materialov IVMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Articles collection of the Fourth International science-practice conference "Evolution of deaf blindness and what it causes"]. Moscow: HHOPA-M, pp. 46.

4. Loginova E. T. Sovremennye problemy podgotovki specialistov v oblasti special'nogo obrazovaniya [The current problems of specialist training in the field of special education]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of the Cherepovets State University], 2011, no. 1, pp. 12-19.

5. Nizhegorodtseva E. T., Shadrikov V. D. Psihologo-pedagogicheskaya gotovnost' rebenka k shkole [The child's psycho-pedagogical readiness for school]. Moscow: VLADOS, 2001. 256 p.

Для цитирования: Головчиц Л. А, Кроткова А. В. Подготовка студентов-дефектологов к работе с детьми с комплексными нарушениями развития // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1 (88). С. 154-162. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-15

For citation: Golovchits L. A., Krotkova A. V. Training of students in the field of special education for work with children with complex developmental disorders. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 1 (88), pp. 154-162. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-15

162 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.