Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Назметдинова Ирина Сайрановна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Сизаева Вероника Эрнстовна
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (г. Москва)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП СРЕДСТВАМИ
КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы развития навыков общения как неотъемлемой составляющей коммуникативной компетентности. Раскрыта теоретико-методологическая база исследования. В статье указаны условия развития коммуникативных навыков в контексте компетентностного подхода. Раскрыто ключевое понятие исследования - «общение». В работе приведен анализ статистических данных по проблеме развития навыков общения студентов, что явилось подтверждением актуальности темы исследования. В статье сделан акцент на развитии компетентностных навыков посредством специальной психолого-педагогической работы. В работе представлены три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. В статье представлен диагностический инструментарий для изучения навыков общения. В работе указана база исследования - МГГЭУ как вуз инклюзивного типа. Отмечено участие в эксперименте 60 студентов инклюзивных групп. В работе обоснован коммуникативный тренинг как эффективный метод развития навыков общения студентов инклюзивных групп. В работе прописаны условия успешной реализации тренинговой программы. Раскрыта содержательная часть программы тренинга. В статье представлены сравнительные данные диагностического обследования респондентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. В работе обосновано положительное влияние программы коммуникативного тренинга.
Ключевые слова: вуз инклюзивного типа, студенты с инвалидностью, инклюзивные группы, навыки общения, коммуникативный тренинг.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the problem of developing communication skills as an integral component of communicative competence. The theoretical and methodological basis of the study is disclosed. The article specifies the conditions for the development of communication skills in the context of the competence approach. The key concept of the study - "communication" is revealed. The paper presents an analysis of statistical data on the problem of developing students' communication skills, which was a confirmation of the relevance of the research topic. The article focuses on the development of competence skills through special psychological and pedagogical work. The paper presents three stages of the experiment: ascertaining, forming, control. The article presents diagnostic tools for studying communication skills. The paper indicates the research base - MGSEU as an inclusive type university. The participation of 60 students of inclusive groups in the experiment was noted. The paper substantiates communicative training as an effective method of developing communication skills of students of inclusive groups. The paper prescribes the conditions for the successful implementation of the training program. The informative part of the training program is revealed. The article presents comparative data of diagnostic examination of respondents at the ascertaining and control stages of the experiment. The paper substantiates the positive impact of the communicative training program.
Key words: inclusive type university, students with disabilities, inclusive groups, communication skills, communicative training.
Введение. В профессиональной реальности сегодня трансформируется отношение к профессионально значимым качествам и навыкам таким, как: способность гибко и адекватно взаимодействовать с социальной действительностью, стрессоустойчивость, лидерские качества, умение работать в команде, способность контролировать свое эмоциональное состояние, неординарность в принятии профессиональных решений. О.Б. Ганпанцурова полагает, что эти способности определяются в зарубежных и отечественных литературных источниках как гибкие профессиональные навыки, которые позволяют студенческой молодежи сформировать и выстроить активную карьерную позицию [3]. В связи с чем, проблема подготовки будущих специалистов, которые готовы взаимодействовать с людьми на основе взаимопонимания, максимально отвечает требованиям современных реалий, становится достаточно актуальной.
Развитие навыков общения студентов является одним из необходимых факторов становления будущих выпускников профессионалами. Профессиональная подготовка современных специалистов осуществляется в рамках компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВО, при этом знания, умения и навыки выступают составляющими каждой компетенции, в т.ч. коммуникативной, которая входит в раздел универсальных компетенций и является необходимым атрибутом высококвалифицированного специалиста. В большинстве работ, по мнению И.В. Фокиной, под коммуникативной компетентностью понимается личностная характеристика, включающая такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, личностный, поведенческий [8]. В рамках компетентностного подхода владение навыком выступает одним из показателей достигнутого результата образовательного процесса высшей школы. При этом образовательные компетенции не формируются как продукт освоения отдельных знаний, умений и навыков, а подразумевают овладением всего комплекса. Условием развития навыков общения в контексте компетентностного подхода выступают как индивидуально-психологические особенности (общительность, темперамент, интеллект и пр.), так и социальные факторы (воспитание, образование, жизненный опыт, эрудиция и пр.).
Современные образовательные стандарты выдвигают высокие требования к выпускникам, и программа ВУЗов не всегда может обеспечить возможность развития всех необходимых компетенций. Выпускники, обладающие академическими знаниями и умениями в рамках освоенной специализации, не всегда приобретают необходимые навыки общения. Т.Н. Петрова указывает, что умение общаться позволяет специалистам взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать. Студентам необходимо научиться слушать собеседника, высказывать и аргументировать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению. Коммуникативные умения важны для социальной реализации личности и для психологического удовлетворения [7].
Научные исследования в данной области демонстрируют неутешительную статистику: только малая часть студентов и выпускников (от 10-30%) обладают коммуникативными умениями и навыками, которые необходимы для дальнейшего профессионального роста в соответствии с образовательными требованиями.
Формирование универсальных коммуникативных компетенций, как и профессиональных навыков общения, не происходит стихийно. Однако полноценное развитие может произойти в процессе систематизированной специальной
программы обучения посредством создания психологических условий, способствующих достижению необходимого уровня владения навыками общения.
Изложение основного материала статьи. Теоретико-методологической основой исследования выступают: работы отечественных психологов по проблеме коммуникативной компетентности (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.Н. Зотова, Б.Д. Парыгин, Н.С. Колмогорова, И.В. Макаровская, О.И. Муравьева, Э.Э. Жамбеева и др.); разработки авторов в области методов активного социально-психологического обучения (М.А. Васеленко, И.А. Зимняя, Л.А. Петровская А.В. Соколов, В.И Долгова, Е.П. Ильин, Е.С. Куницына и др.); исследования зарубежных психологов в области коммуникативных компетенций и тренинговых программ (Д. Маккелланд, М. Лайл, С. Спенсер, М. Спенсер, У. Фингстен и др.). Многие авторы отмечают, что в условиях вуза наилучший обучающий эффект в развитии коммуникативных навыков общения создает социально-психологический тренинг. Тренинговая программа обеспечивает не только усвоение знаний и теоретических аспектов социальной и межличностной коммуникации, но и предполагает практическое применение этих знаний в процессе групповой работы. Тренинг создает возможность отработать различные коммуникативные приемы, а также провести анализ собственной работы. Тренинг станет эффективным благодаря обеспечению следующих условий: создание познавательного интереса и мотивации студентов на развитие навыков общения; групповая работа, как наиболее эффективный способ развития навыков общения; создание психологически комфортной среды для участников; сосредоточение внимания на отработке соответствующих приемов развития навыков общения; индивидуальный анализ и рефлексия коммуникативных стратегий поведения каждого из участников и коммуникативных ситуаций. Такой подход обеспечивает высокую продуктивность развития коммуникативных навыков общения студентов.
В.П. Каленская отмечает, что развернутый анализ коммуникативной ситуации создает условие для саморегуляции в процессе общения и способствует нахождению оптимального решения. Соотнесение возможностей применения предложенного метода с решением собственных проблем каждым студентом создавало благоприятную смысловую основу для овладения им и дальнейшей работой по самосовершенствованию, развитию чувства личной ответственности за получаемые результаты [5].
Ключевым понятием в нашем исследовании является общение. Традиционно общение выступает многоаспектным процессом взаимодействия, включенным в более сложные виды деятельности; позволяет обмениваться опытом и способствует самоактуализации личности (Б.Д. Парыгин, А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, Л.П. Буева, З.И. Рябикина, Г.Г. Танасов, Е.Г. Сомова). Общение влияет на социально значимые отношения между людьми, степень владения коммуникативными навыками общения отражает культурный и социальный уровень развития личности. Важной составляющей при изучении общения являются его стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная [1]. Исследования Г.М. Андреевой, А.В. Батаршева, М.Р. Битяновой, Ю.В. Варданян, М.И. Лисиной, В.В. Волковой установили, что ведущими процессами общения являются перцепция (восприятие партнерами друг друга), коммуникация (передача информации в процессе общения) и интеракция (взаимодействие партнеров).
Важной категорией в нашем исследовании является понятие навыков общения, которые предполагают владение навыками социальной и межличностной коммуникацией. В нашем случае, навыки общения не относятся к речевым, однако подразумевают эффективные способы общения, обеспечивающие установление контакта, позволяющие четко и ясно формулировать цель послания и адекватно адаптировать его для собеседника.
Сегодня наибольший интерес в научном сообществе представляет сформированность коммуникативных компетенций и умений, поэтому мы будем опираться на эти данные. Они, разумеется, не говорят напрямую о сформированности навыков общения, но если показатели развития коммуникативной компетентности студента не демонстрируют высокие значения, можно сделать вывод, что о достаточном развитии навыка говорить не следует. Анализ сформированности коммуникативных навыков общения студента представляется сложной задачей. Современные исследования, по мнению Ф.А. Игебаевой, в основном сосредоточены на изучении коммуникативной компетентности в целом, а так же коммуникативных умений и способностей студентов [4]. Проблема связана с одной стороны с классическими представлениями о знаниях, умениях и навыках в психологии, с другой стороны с целостным восприятием компетентного подхода в педагогики. Еще одна сложность заключается в наличии различных особенностей коммуникативной компетентности для обучающихся на разных специальностях, что усложняет анализ сформированности коммуникативных компонентов. Студенты гуманитарного направления демонстрируют более высокие показатели коммуникативности, чем представители технического. В то время, как у студентов, чья деятельность в большей степени связана с чертежами и наглядными изображениями, например, учащиеся по направлению дизайн, чаще встречается низкий показатель коммуникативности (ниже нормы) [2]. Исследования также показывают, что девушки обладают более высокой коммуникативностью, чем юноши [5; 6].
Анализ компонентов коммуникативной компетентности, структуры навыка и тренинговой работы, дают основания полагать, что основная проблема, стоящая перед исследователями касалась вопроса взаимодействия людей в группах и общения между ними. Дальнейшие разработки позволили выявить дополнительные составляющие, которые влияют на особенности коммуникации - это и самооценка, и самопрезентации, и особенности личности. Общение влияет на социально значимые отношения между людьми, степень владения коммуникативными навыками общения отражает культурный и социальный уровень развития личности. Понимание этих параметров позволили выделить особенности формирования и развития навыков общения для дальнейшего исследования.
С целью изучения особенностей развития навыков общения студентов, теоретического обоснования и экспериментальной апробации программы их развития средствами коммуникативного тренинга был проведена опытно-экспериментальная работа. Базой исследования стал МГГЭУ. В исследовании приняли 60 студентов, 15 из которых имеют инвалидность. Для реализации цели работы и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические: методика «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ) В.Н. Куницыной, тест коммуникативных умений (авт. Л. Михельсон, адапт. Ю.З. Гильбуха), тест «Уровень общительности» В.Ф. Ряховского и «^-сортировка» В. Стефансона; математико-статистические методы исследования: х2 - критерия Пирсона использовался для доказательства нормальности распределения выборок; ^критерий Стьюдента для сравнения показателей зависимых и независимых выборок.
Рассмотрим сравнительные данные уровня развития навыков общения на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Диагностика коммуникативной компетентности и коммуникативных умений» Л. Михельсона.
Таблица 1
Сравнительный анализ коммуникативной компетентности студентов на констатирующем и контрольном
этапах эксперимента по тесту Л. Михельсона
Этапы эксперимента Факторы
Компетентность Зависимость Агрессия
^крит. % ^крит. % ^крит. %
Констатирующий 18,2 70 5 20 4,17 14
Контрольный 22,93 82 3,13 12 0,96 4
Различия 5,6 12 2,9 20 5,6 5
* Критические значения ^Критерия Стьюдента:р<0.05, р<0.01
На основе данных методики Л. Михельсона можно утверждать, что применение тренинговой работы выявило значимые изменения данных по каждому фактору. Результаты студентов на контрольном этапе эксперимента значительно улучшились, 82% испытуемых продемонстрировали высокий компетентный уровень общения. Повторная диагностика выявила статистически значимые различия. Выросли показателя практически по всем шкалам реакций в различных коммуникативных ситуациях: умение оказывать и принимать знаки внимания и комплименты; способность реагировать на справедливую критику или похвалу; способность реагировать на провоцирующее поведение; умение обратиться за помощью или с просьбой; умение ответить отказом на чужую просьбу; умение оказать и принимать сочувствие, поддержку; умение вступать в контакт с другими людьми. Снизились показатели зависимого стиля общения на 20%, показатели агрессии - на 5%. Значимость изменений подтверждается tЭмп. Таким образом, методика Михельсона демонстрирует увеличение компетентного потенциала развития навыков общения средствами коммуникативного тренинга у студентов, принявших участие в тренинговой программе.
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня общительности студентов на констатирующем и контрольном этапах
эксперимента по тесту В.Ф. Ряховского
Этапы эксперимента Уровень общительности
Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего
^крит. % ^крит. % ^крит. % ^крит. %
Констатирующий 8 27 18 60 4 13 0 0
Контрольный 9 30 15 50 5 17 1 3
* Критические значения ^Критерия Стьюдента:р<0.05, р<0.01
На основе данных теста общительности В.Ф. Ряховского можно утверждать, что значительных изменений по показателям методики не наблюдается. Изначально нами выдвигалось предположение, что уровень общительность может влиять на коммуникативную компетентность и сформированность навыков общения, однако теоретический анализ сформированности коммуникативных навыков общения показал, что, как правило, данный фактор не коррелирует с показателями коммуникативной компетентности.
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов исследования коммуникативной и социальной компетентности студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по методике «КОСКОМ» В.Н. Куницыной
Фактор Показатели Значение ^критерия Значимость различий
Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
Понимание людей 3,07 4,27 4,3 стат. знач. различия
Понимание ситуации 3,4 4,2 3,2 стат. знач. различия
Стабильность отнош. 3,87 4,47 2,1 стат. знач. различ. не опр.
Эго-компетентность 3,6 3,83 1 стат. знач. различ нет
Моральные установки 3,3 4 2,3 стат. знач. различ. не опр.
Мотивация достиж. 3,23 4,27 4,7 стат. знач. различия
Самопрезентация 3,37 4,33 3,8 стат. знач. различия
Хватка, сноровка 4,03 4,3 1,2 стат. знач. различ. нет
Уверенность в себе 3,63 3,83 0,8 стат. знач. различ. нет
Имидж 3,77 4,53 3,2 стат. знач. различия
Эмоц. устойчивость 3,53 4,2 2,4 стат. знач. различ. не опр.
Соц.-псих. компет. 2,87 3,8 3,7 стат. знач. различия
Коммун. компет. 3,63 4,07 2,8 стат. знач. различия
Вербальная компет. 3,6 4,4 3,2 стат. знач. различия
Операт. соц. компет. 3,4 4,33 3 стат. знач. различия
Мотивация одобрения 2,2 1,37 3,3 стат. знач. различия
Примечание:* Критические значения ^Критерия Стьюдента:р<0.05, р<0.01
Данные по тесту «КОСКОМ» В.Н. Куницыной показали снижение показателя «мотивация одобрения», что свидетельствует о проявлении независимости испытуемых. При анализе показателей выявлена положительная динамика за исключением некоторых погрешностей. В целом, можно сказать, что тренинговая программа повлияла на показатели коммуникативной компетентности студентов, принявших участие в эксперименте.
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по
методике Q-сортировки Стефансона
Фактор Показатели Значение ^критерия
Констатирующий этап Контрольный этап
Зависимость 8,87 7 2,6 различ. не определены
Независимость 8,17 12,33 5,8 стат. знач. различия
Общительность 8,4 9,5 1,2 стат. знач. различий нет
Необщительность 9,5 9,63 0,1 стат. знач. различий нет
Принятие борьбы 5,7 9,7 5,3 стат. знач. различия
Избегание борьбы 12,17 9,43 3,9 стат. знач. различия
Примечание: * Критические значения ^Критерия Стьюдента:р<0.05, р<0.01
Анализ данных диагностики по методике Q-сортировка Стефансона показал, что наблюдаются заметные различия в показателях: вырос фактор независимого поведения, в то время как тенденция к зависимому - снизилась. Факторы общительность\необщительность не имеют значимых различий, что дополнительно подтверждает гипотезу относительно отсутствия взаимосвязи этого параметра с развитием и сформированностью навыков общения в контексте компетентностного подхода. Значимые изменения произошли в параметрах «принятие борьбы\избегание борьбы». Притом, что готовность принимать борьбу увеличилась, а стремление избежать ее - снизилось. Подводя итог, мы можем сказать, что результаты экспериментальной группы выросли по всем параметрам.
Выводы. Проблематика общения выступает многогранным и многоаспектным полем исследования, одновременно с этим, крайне важной составляющей жизни каждого человека. Это отражает сложность в развития навыков общения людей с одной стороны, с другой, демонстрирует важность этого процесса. Нами выявлены основные составляющие коммуникативной компетентности, высшим проявлением которой выступают навыки общения, отражающие профессиональный и культурный уровень личности. Проведенный эксперимент показал рост параметров навыков общения по всем представленным методикам. Полученные данные свидетельствуют о существенном влиянии коммуникативного тренинга, который способствовал не только приобретению профессионально важных качеств (отработка навыков понимания собеседников и взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизация процесса самопознания и самоактуализации), но и созданию условий для разрешения личностных проблем и преодоления коммуникативных барьеров.
Литература:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления / Андреева Г.М. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. - 160 с.
2. Балина, Т.Н. Развитие коммуникативной компетентности студентов-гуманитариев / Т.Н. Баланина // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2016. - № 1 (23). - С. 74-79.
3. Ганпанцурова, О.Б. Формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления: автореферат диссертации канд. психол.наук: 19.00.07 / Ганпанцурова Ольга Борисовна. - Ярославль, 2021. - 25 с.
4. Игебаева, Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество / Ф.А. Игебаева // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С. 122-124.
5. Молчанова, Н.В. Уровень коммуникативности студентов и процессуальные характеристики их профессиональной деятельности / Н.В. Молчанова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2019. - № 3. - С. 34-39.
6. Каленская, В.П. Развитие коммуникативных навыков студентов: тренинги / В.П. Каленская // Педагогика и психология высшей и средней школы. - Кривой Рог: КГУ, 2012. - С. 9-16.
7. Фокина, И.В. Развитие коммуникативных умений студентов / И.В. Фокина // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 1 (17). - С. 57-65.
8. Петрова, Т.Н. Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза / Т.Н. Петрова // Молодой ученый. - 2017. - № 8 (142). - С. 295-298.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва);
кандидат педагогических наук, доцент Сазонова Светлана Анатольевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); ассистент Барышева Татьяна Николаевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ состояния проблемы социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выделены психологические особенности студентов с ОВЗ. Отмечена особая социально-психологическая атмосфера в современном российском обществе, которая связана с культивированием потребительских ценностей. Выделен один из аспектов социализации - социально-психологическая зрелость студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Раскрыты аспекты становления психологической, личностной и социальной зрелости в подростково-юношеский период. В статье отмечено, что достижение социально-психологической зрелости способствует эффективной адаптации личности. В работе представлены результаты опытно-экспериментального исследования и развития социально-психологической зрелости студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В эксперименте использованы теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации результатов. Респондентами в исследовании явились 60 студентов 1-3 курсов. Базой проведения эксперимента стал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». Выборка категории ОВЗ обусловлена инклюзивным составом студенческих групп ВУЗа. В статье представлены результаты эксперимента, которые свидетельствуют о том, что большинство студентов с ОВЗ характеризуются достаточным уровнем психосоциального развития. В статье представлена программа психологического тренинга, направленного на развитие социально-адаптационных способностей студентов в инклюзивной образовательной среде. А разработанной и представленной программе раскрыты основные направления адаптационного курса, которые способствовали разрешению личностных проблем студентов при вступлении во взрослую жизнь. Отмечена важность проблемы поиска новых эффективных способов и методов обучения студентов с особыми образовательными потребностями в условиях ВУЗа.
Ключевые слова: вуз инклюзивного типа, социально-психологическая зрелость, молодежь с ограниченными возможностями здоровья, студенты с инвалидностью, социализация, нарушения опорно-двигательного аппарата, психосоциальное развитие.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the state of the problem of socialization of young people with disabilities (HLA). Psychological features of students with disabilities are highlighted. A special socio-psychological atmosphere in modern Russian society is noted, which is associated with the atmosphere of cultivating consumer values. One of the aspects of socialization is the socio-psychological maturity of students with disorders of the musculoskeletal system. The aspects of the formation of psychological, personal and social maturity in adolescence are revealed. Lt is noted that the achievement of socio-psychological maturity contributes to the effective adaptation of personality. The article presents the results of experimental research and development of socio-psychological maturity of students with disorders of the musculoskeletal system. Theoretical, empirical and methods of processing and interpretation of the results were used in the experiment. 60 students of 1-3 courses participated in the study. The base of the experiment was the Moscow State University of Humanities and Economics. The selection of the category of HLA is due to the inclusive composition of the University's student groups. The results of the experiment showed that the majority of students with disabilities are characterized by a sufficient level of psychosocial development. A program of psychological training has been developed aimed at developing students' social and adaptive abilities in an inclusive educational environment. The main directions of the adaptation course, which contributed to the resolution of students' personal problems when entering adulthood, are revealed. The importance of the problem of finding new effective ways and methods of teaching students with special educational needs in a university is noted.
Key words: inclusive type university, socio-psychological maturity, youth with disabilities, students with disabilities, socialization, disorders of the musculoskeletal system, psychosocial development.
Введение. В условиях современной социально-экономической ситуации в стране достаточно важным становится вопрос о социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для их социализации необходимо создание специальных условий для освоения позитивного социального опыта, общепринятого поведения, норм общения, нравственной и профессиональной культуры, поскольку именно это помогает им стать конкурентоспособными на рынке труда и значительно облегчает их дальнейшую жизнь. На современном этапе развития образования в нашей стране для решения социально-педагогических задач, в силу уменьшения количества специализированных школ для детей с ОВЗ, активизации инклюзивности образования на всех ступенях, ВУЗы стоят перед поиском новых гибких эффективных способов обучения, мобильных образовательных траекторий подготовки студентов с особыми образовательными потребностями к будущей профессиональной деятельности. Данная проблема, по мнению Л.Ю. Беленковой, Е.А. Круговой, является не только научной, но и социально значимой, позволяя более успешно интегрировать лиц с особенностями здоровья в общество [1].