4. Игебаева, Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество / Ф.А. Игебаева // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С. 122-124.
5. Молчанова, Н.В. Уровень коммуникативности студентов и процессуальные характеристики их профессиональной деятельности / Н.В. Молчанова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2019. - № 3. - С. 34-39.
6. Каленская, В.П. Развитие коммуникативных навыков студентов: тренинги / В.П. Каленская // Педагогика и психология высшей и средней школы. - Кривой Рог: КГУ, 2012. - С. 9-16.
7. Фокина, И.В. Развитие коммуникативных умений студентов / И.В. Фокина // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 1 (17). - С. 57-65.
8. Петрова, Т.Н. Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза / Т.Н. Петрова // Молодой ученый. - 2017. - № 8 (142). - С. 295-298.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Сазонова Светлана Анатольевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); ассистент Барышева Татьяна Николаевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ состояния проблемы социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выделены психологические особенности студентов с ОВЗ. Отмечена особая социально-психологическая атмосфера в современном российском обществе, которая связана с культивированием потребительских ценностей. Выделен один из аспектов социализации - социально-психологическая зрелость студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Раскрыты аспекты становления психологической, личностной и социальной зрелости в подростково-юношеский период. В статье отмечено, что достижение социально-психологической зрелости способствует эффективной адаптации личности. В работе представлены результаты опытно-экспериментального исследования и развития социально-психологической зрелости студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В эксперименте использованы теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации результатов. Респондентами в исследовании явились 60 студентов 1-3 курсов. Базой проведения эксперимента стал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». Выборка категории ОВЗ обусловлена инклюзивным составом студенческих групп ВУЗа. В статье представлены результаты эксперимента, которые свидетельствуют о том, что большинство студентов с ОВЗ характеризуются достаточным уровнем психосоциального развития. В статье представлена программа психологического тренинга, направленного на развитие социально-адаптационных способностей студентов в инклюзивной образовательной среде. А разработанной и представленной программе раскрыты основные направления адаптационного курса, которые способствовали разрешению личностных проблем студентов при вступлении во взрослую жизнь. Отмечена важность проблемы поиска новых эффективных способов и методов обучения студентов с особыми образовательными потребностями в условиях ВУЗа.
Ключевые слова: вуз инклюзивного типа, социально-психологическая зрелость, молодежь с ограниченными возможностями здоровья, студенты с инвалидностью, социализация, нарушения опорно-двигательного аппарата, психосоциальное развитие.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the state of the problem of socialization of young people with disabilities (HLA). Psychological features of students with disabilities are highlighted. A special socio-psychological atmosphere in modern Russian society is noted, which is associated with the atmosphere of cultivating consumer values. One of the aspects of socialization is the socio-psychological maturity of students with disorders of the musculoskeletal system. The aspects of the formation of psychological, personal and social maturity in adolescence are revealed. Lt is noted that the achievement of socio-psychological maturity contributes to the effective adaptation of personality. The article presents the results of experimental research and development of socio-psychological maturity of students with disorders of the musculoskeletal system. Theoretical, empirical and methods of processing and interpretation of the results were used in the experiment. 60 students of 1-3 courses participated in the study. The base of the experiment was the Moscow State University of Humanities and Economics. The selection of the category of HLA is due to the inclusive composition of the University's student groups. The results of the experiment showed that the majority of students with disabilities are characterized by a sufficient level of psychosocial development. A program of psychological training has been developed aimed at developing students' social and adaptive abilities in an inclusive educational environment. The main directions of the adaptation course, which contributed to the resolution of students' personal problems when entering adulthood, are revealed. The importance of the problem of finding new effective ways and methods of teaching students with special educational needs in a university is noted.
Key words: inclusive type university, socio-psychological maturity, youth with disabilities, students with disabilities, socialization, disorders of the musculoskeletal system, psychosocial development.
Введение. В условиях современной социально-экономической ситуации в стране достаточно важным становится вопрос о социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для их социализации необходимо создание специальных условий для освоения позитивного социального опыта, общепринятого поведения, норм общения, нравственной и профессиональной культуры, поскольку именно это помогает им стать конкурентоспособными на рынке труда и значительно облегчает их дальнейшую жизнь. На современном этапе развития образования в нашей стране для решения социально-педагогических задач, в силу уменьшения количества специализированных школ для детей с ОВЗ, активизации инклюзивности образования на всех ступенях, ВУЗы стоят перед поиском новых гибких эффективных способов обучения, мобильных образовательных траекторий подготовки студентов с особыми образовательными потребностями к будущей профессиональной деятельности. Данная проблема, по мнению Л.Ю. Беленковой, Е.А. Круговой, является не только научной, но и социально значимой, позволяя более успешно интегрировать лиц с особенностями здоровья в общество [1].
Изложение основного материала статьи. Проблема социализации, в т.ч. социализации лиц с ОВЗ, освещена в работах отечественных и зарубежных ученых: Г.М. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Г.С. Будаевой, М.И. Бобневой, А.А. Бодалева, Ф.Е. Василюка, Ф.Н. Головановой, Г.А. Ковалева, Я.Л. Коломенского, М.Ю. Кондратьева, А.А. Кроника, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, А.А. Реана, Д.В. Ярцева, E. Greenberger, A. Inkeles, H. Leidermn, J. Loevinger L. Kohlberg, G.H. Mead, L. Steinberg.
Социализация - процесс, при помощи которого человек становится принимаемым и активным членом общества посредством усвоения принятых в нем ценностей, овладевая определенными социальными ролями. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи и мораль. Именно в процессе взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные нормы, привычки - все то, что создает уникальность и неповторимость личности. Однако, сегодня у российского студенчества складываются иные ценностные установки больше всего материальной и гедонистической направленности. Такая система ценностей делает ненужными знания и самообразование, если они не приносят обогащения, стигматизируются научное знание и человек. Возведение в ранг абсолютных ценностей внешнего превосходства и возвышение примитивной телесной привлекательности, отмечает Д.В. Босов, ведет к формированию у молодежи социал-дарвинистских принципов, которые непосредственно реализуются ими в отношениях с людьми. Таким образом, складывается особая социально-психологическая атмосфера в современном российском обществе - атмосфера выживания наиболее приспособленных, отсутствие сочувствия к слабым, отсутствие эмпатических переживаний в отношении к близким, принижение семейных ценностей [3, С. 143].
Проблемы социализации студентов с ОВЗ в ВУЗе могут быть обусловлены особенностями их психофизического развития, таких как: психологическая несамостоятельность и затруднения в процессе социализации, социально-психологическая ограниченность, деформация психологической сферы. Г.С. Будаева отмечает, что для всех студентов с ОВЗ объединяющим является то, что особенности их здоровья создают измененное положение в среде, поскольку воспринимаются окружающими как «другие», что в той или иной степени определяет их дальнейший путь, который, по их мнению, отличается от присущего обычному человеку [4]. Сформировавшаяся студента с ОВЗ позиция снижает его социальную значимость и признание своей конкурентоспособности. Организация и учебно-профессиональной деятельности студентов с ОВЗ, и их жизнедеятельности в вузе должны обеспечивать компенсацию и преодоление негативных последствий ограничений, вызванных нарушениями развития, создание условий для интеграции в общество на таких же основаниях, что и молодых специалистов без нарушений.
Важнейшей предпосылкой психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, по мнению Л.Ю. Беленковой, является формирование мотивационной сферы личности, в частности, социальных мотивов поведения, осмысленной ориентировки человека в окружающей социальной среде, в людях, которая призвана обеспечить их активность в учебном процессе и успешность предстоящей профессиональной деятельности [2].
Наряду со статусом человека в межличностных отношениях, уровнем развития социального интеллекта, одной из сторон успешной социализации личности является психосоциальная зрелость. Становление психологической, личностной и социальной зрелости, феноменологические ее проявления в юношеский период рассматривались преимущественно в предметном поле психологии развития и социальной психологии. Среди работ этой направленности следует, прежде всего, выделить исследования А.Л. Журавлева, И. Гринберга, А. Инкельса, Г. Лейдермана, Дж. Левингера, Л. Колберга, Дж. Марсиа, Дж. Мида, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона и др.
Основой социализации личности является способность удовлетворять основные потребности через интеллектуальную и социальную зрелость и более высокие механизмы саморегуляции, способность не блокировать с помощью защитных механизмов более высокие устремления личности.
Психологический аспект зрелости личности выражается в раскрытии условий и механизмов, которые влияют на уровень индивидуального развития личности в соответствии с социокультурными нормами.
Личная зрелость, по мнению Б.К. Пашнева, предполагает такой уровень развития психики, сознания и структуры личностных качеств, который завершает дезактивацию первичных детских нарциссических, эвристико-эгоцентрических ориентаций, обеспечивает условие для формирования социального интереса и восприятия другого человека как высшей ценности [6]. Достижение личностной зрелости, по мнению Ф.Г. Степанова, Е.А. Круговой, способствует эффективной адаптации человека, позволяет самореализоваться, удовлетворить высшие потребности. Основой служит удовлетворение базовых потребностей благодаря интеллектуальной зрелости и высших стремлений личности за счет запуска защитных механизмов и высших механизмов саморегуляции [7].
С целью теоретического обоснования и экспериментального исследования и развития социально-психологической зрелости студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами психологического тренинга было проведено опытно-экспериментальное исследование.
Методы исследования, которые были использованы в эксперименте: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические: Опросник психосоциальной зрелости личности (ПСЗ-50), Социометрия Дж. Морено, уровень социального интеллекта Д. Гилфорда; методы обработки и интерпретации результатов: критерий ф-критерий Фишера (с использованием пактов программ Excel и SPSS). Респондентами в исследовании явились 60 студентов 1-3 курсов, обучающихся на разных факультетах ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»: 26 юношей и 34 девушки; 34 испытуемых с ОВЗ и 26 испытуемых, не имеющих ОВЗ. Выборка данной категории обусловлена составом студенческих групп ВУЗа инклюзивного типа. Вся работа сводилась к развитию необходимых навыков путем обучения управлению своими психическими процессами для создания нового поведения. Программа тренинга была направлена на развитие социально-адаптационных способностей студентов в инклюзивной образовательной среде, на формирование безбарьерности общения и повышения уровня социализированности студентов как с ОВЗ, так и без ОВЗ [5]. Основные направления тренинговых занятий адаптационного курса помогли разрешить личностные проблемы студентов при вступлении во взрослую жизнь.
Сравнение данных полученных при повторном проведении методик после проведения тренинга показало следующие результаты, которые отражены в таблицах 1-4.
Таблица 1
Сравнительные показатели уровня психосоциального развития студентов инклюзивного вуза на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по методике «Опросник психосоциальной зрелости личности»
(ПСЗ-50)
Респонденты Этапы эксперимента Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Девушки с НОДА Констатирующий 33,3 66,7 0
Контрольный 44,4 55,5 0
Девушки без НОДА Констатирующий 68,7 31,3 0
Контрольный 81,2 18,7 0
Юноши с НОДА Констатирующий 31,3 68,7 0
Контрольный 50 50 0
Юноши без НОДА Констатирующий 80 20 0
Контрольный 80 20 0
Согласно данным методики «Опросник психосоциальной зрелости личности» (ПСЗ-50), представленным на рисунке 1, количество студентов с низким показателем психосоциальной зрелости не изменилось на контрольном этапе в сравнении с констатирующим этапом эксперимента; количество студентов со средним уровнем уменьшилось, возросло количество студентов с высоким уровнем психосоциальной зрелости.
Далее нами была проведена социометрия по методике Дж. Морено, результаты которой представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные показатели студентов инклюзивного вуза по методике Дж. Морено «Социометрия» на констатирующем и контрольном этапах исследования
Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап исследования
Категории испытуемых «Звезды» Предпочитаемые Принятые «Звезды» Принятые Предпочитаемые Игнорируемые*
Девушки с НОДА 13,3 66,6 20 11,1 11,1 77,7 0
Девушки без НОДА 5,2 78,9 15,7 12,5 12,5 75 0
Юноши с НОДА 30,7 46,1 23 25 12,5 62,5 0
Юноши без НОДА 15,3 53,8 30,7 20 20 60 0
Согласно данным методики «Социометрия» Дж. Морено, представленным в таблице 2, игнорируемых по выборке по-прежнему нет, количество принятых уменьшилось, на несколько человек в каждой из категорий респондентов (девушек с ОВЗ, девушек без ОВЗ, юношей с ОВЗ, и юношей без ОВЗ). Так же следует отметить, что количество «звезд» изменилось, но не значительно.
Таблица 3
Сравнительные показатели социального интеллекта студентов инклюзивного вуза на констатирующем и контрольном этапе эксперимента по методике Д. Гилфорда (субтесты 1-3)
Шкалы Респонденты Этапы эксперимента Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
субтест 1 Девушки с НОДА Констатирующий 0 80 20
Контрольный 11,1 77,7 11,1
Девушки без НОДА Констатирующий 5,2 78,9 21
Контрольный 18,7 68,7 12,5
Юноши с НОДА Констатирующий 15,3 84,6 0
Контрольный 18,7 81,2 0
Юноши без НОДА Констатирующий 0 18,3 0
Контрольный 20 80 0
субтест 2 Девушки с НОДА Констатирующий 13,3 73,3 13,3
Контрольный 22,2 66,6 11,1
Девушки без НОДА Констатирующий 5,2 84,2 10,5
Контрольный 18,7 81,2 0
Юноши с НОДА Констатирующий 7,6 76,9 15,3
Контрольный 25 50 25
Юноши без НОДА Констатирующий 30,7 61,5 7,6
Контрольный 40 60 0
субтест 3 субтест 3 Девушки с НОДА Констатирующий 0 100 0
Контрольный 33,3 66,6 0
Девушки без НОДА Констатирующий 15,7 78,9 5,2
Контрольный 25 75 0
Юноши с НОДА Констатирующий 15,3 69,2 15,3
Контрольный 18,7 62,5 18,7
Юноши без НОДА Констатирующий 0 84,6 15,3
Контрольный 20 80 0
Девушки с НОДА Констатирующий 26,6 73,3 26,6
Контрольный 33,3 66,6 0
Девушки без Констатирующий 15,7 57,3 5,2
НОДА Контрольный 25 25 0
ТГ Юноши с НОДА Констатирующий 23 76,9 0
н и Контрольный 18,7 62,5 18,7
н Юноши без НОДА Констатирующий 7,6 84,6 7,6
и Контрольный 20 80 0
Согласно данным методики Д. Гилфорда «Социальный интеллект», представленным в таблице 3, большинство испытуемых имеют средний показатель социального интеллекта по всем субтестам. Проведенные исследования уровня психосоциальной зрелости, социометрического статуса и уровня социального интеллекта показали, что высокий уровень психосоциальной зрелости не гарантирует попадания личности в категорию «звезд» относительно социальной группы, в которой эта личность находится, так же высокий уровень социального интеллекта не всегда показывают респонденты с высоким уровнем психосоциальной зрелости. Большинство респондентов имеют средний уровень психосоциальной зрелости, социометрического положения в группе (предпочитаемые), так и по проявлению социального интеллекта. Респондентов с высоким показателем психосоциальной зрелости гораздо больше, чем количество респондентов, которые имеют высокий социометрический статус, т.е. не все испытуемые с высокой психосоциальной зрелостью имеют высокий социометрический статус; средний показатель психосоциальной зрелости сочетается со средним уровнем психосоциальной зрелости. После проведения тренинговых занятий данные по всем методикам у респондентов возросли, что свидетельствует о значительных изменениях во всех показателях социальной адаптированности студентов инклюзивных групп.
Таблица 4
Сравнительный анализ показателей степени выраженности психосоциальной зрелости студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента с помощью ф-критерия Фишера
Этапы эксперимента Степень выраженности психосоциальной зрелости
Высокий Средний
Абс. % Абс. %
Констатирующий 30 50 30 50
Контрольный 38 63,3 22 36,7
Величина и значимость ц-критерия 1,473
Делая вывод о проведенном исследовании по ф-критерию Фишера эффективность тренинга не входит в сектор значимости полученных данных, но применяя способ наблюдения, было отмечено положительное влияния работы в группе для отдельных ее участников на контрольном этапе эксперимента. Следовательно, тренинг показал явно положительные результаты социальной адаптации студентов с ОВЗ.
Выводы. Учитывая выше изложенное, следует отметить, что гипотеза исследования получила подтверждение. Разработанная программа социально-психологического тренинга оказалась весьма эффективной для группы принявшей участие в тренинге, оказала неоспоримые положительные результаты для отдельных студентов. Учитывая то, что большинство студентов с ОВЗ характеризуются достаточным уровнем психосоциального развития, психологическое сопровождение образовательного инклюзивного процесса в вузе нужно выстраивать с учетом особенностей развития смысловой сферы личности через приобщение к ценностям своей референтной группы, путем прогнозирование личностью образа своего идеального будущего, осознавая смысловые ориентиры собственной учебно-профессиональной деятельности. Образовательный процесс в вузе необходимо организовывать таким образом, чтобы студенты с ОВЗ стремились к личностному росту, проявляя социальную мобильность, и четко представляли свое профессиональное будущее в соответствии с целевыми ориентирами в процессе профессионального становления в ВУЗе и решали свои социальные проблемы.
Литература:
1. Беленкова, Л.Ю. Особенности социализации студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся в системе высшего инклюзивного образования / Л.Ю. Беленкова, Е.А. Кругова // Актуальные научные исследования в современном мире: мат-лы сб. науч. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. (г. София, 24 декабря 2018 г.) / под общей ред. А.И. Вострецова. - Нефтекамск: Мир науки, 2018. - С. 688-700.
2. Беленкова, Л.Ю. Развитие мотивационной сферы студентов педагогического вуза как условие их успешного профессионального становления / Л.Ю. Беленкова // Вестник Академии права и управления. - 2016. - № 3. - С. 183-192.
3. Босов Д.В. Западный мэйнстрим-кинематограф как фактор социализации российского студенчества / Д.В. Босов // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7. Философия. - 2015. - № 4 (30). - С. 139-144.
4. Будаева, Г.С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в современном российском обществе: на материалах Республики Бурятия: автореферат дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Будаева Галина Сергеевна. - Улан-Удэ, 2017. - 21 с.
5. Овчинникова, И.С. Тренинг как технология активного обучения / И.С. Овчинникова, Н.А. Кобзева // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1239-1241.
6. Пашнев, Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога: [индекс одаренности, склонность к творчеству, познавательная активность] / Б.К. Пашнев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - С. 58-70.
7. Степанов, Ф.Г. Психосоциальная зрелость студентов с ОВЗ / Ф.Г. Степанов, Е.А. Кругова // Евразийское Научное Объединение. - № 5 (17). - Т. 1. - 2016. - С. 50-53.