Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / читательская грамотность / формирование функциональной грамотности / развитие функциональной грамотности / аспекты изучения английского языка / functional literacy / reading literacy / formation of functional literacy / development of functional literacy / aspects of learning English

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сайко Мария Юрьевна

Данная статья посвящена теме функциональной грамотности в изучении английского языка. В статье рассматривается связь развития навыков функциональной грамотности с овладением разными видами речевой деятельности – чтением, аудированием, говорением и письмом. Автор предлагает примеры заданий, направленных на развитие функциональной грамотности и даёт практические советы. Кроме того, статья обращает внимание на важность постоянной практики и использования английского языка в различных сферах жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сайко Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the topic of functional literacy in learning English. The article discusses the relationship between the development of functional literacy skills and mastery of the types of speech activity – reading, listening, speaking and writing. The author provides examples of tasks aimed at the formation of functional literacy of students and gives practical advice. In addition, the article draws attention to the significance of consistent practice and use of the English language in various spheres of life.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

Программа развития как отражение преемственности региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования в системе ВСОКО гимназии

Information about the author Autonomous Education Institution «Gymnasium

Kuteynikova I.H. - Director of Municipal № 23», Troitsk

УДК 372.881.111.1

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

М.Ю. Сайко

Данная статья посвящена теме функциональной грамотности в изучении английского языка. В статье рассматривается связь развития навыков функциональной грамотности с овладением разными видами речевой деятельности - чтением, аудированием, говорением и письмом. Автор предлагает примеры заданий, направленных на развитие функциональной грамотности и даёт практические советы. Кроме того, статья обращает внимание на важность постоянной практики и использования английского языка в различных сферах жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, формирование функциональной грамотности, развитие функциональной грамотности, аспекты изучения английского языка.

Развитие навыков функциональной грамотности на уроках английского языка является важным элементом обучения. Функциональная грамотность - это способность использовать язык для успешного выполнения коммуникативной задачи в ситуации, приближенной к жизненной, естественной и способной заинтересовать и вовлечь обучающегося. Таким образом, она позволяет не только понимать язык, но и использовать его для решения задач в разных сферах жизни, применять «функционально».

Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере - в его способности выступать и как цель, и как

средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической). Каждый вид деятельности на уроке английского языка обычно направлен на формирование компетенций, которые ученик может перенести в другие сферы своей жизнедеятельности, что в дальнейшем будет способствовать его саморазвитию и реализации как успешной личности [2].

Можно проследить, как на уроках английского языка функциональная грамотность развивается в аспектах, соответствующих видам речевой деятельности - навыкам, которые дети неизменно развивают при изучении иностранного языка. Это чтение, аудирование, говорение, письмо.

Чтение. На уроках английского языка тексты используются как основной метод передачи информации и развития культуры речи учеников. Читательская грамотность играет важную роль в изучении английского языка, так как помогает ученикам развивать свои навыки чтения и понимания текстов. Чтение же и является самым важным инструментом для развития функциональной грамотности. Полезно организовывать деятельность школьников по работе с текстами в любой форме или контексте.

Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в основном используются упражнения на нахождение информации, интерпретирования и интегрирования информации, понимания и применения полученных знаний. Чаще всего учителя используют готовые тексты учебника, дополняя их

заданиями. Следует отметить, что почти всегда сами авторы учебников включают задания на формирование читательской грамотности, но бывают случаи, когда учитель может дополнить материал лучшим и более логичным заданием. Однако при выборе и составлении заданий следует учитывать следующие требования:

задания должны быть пронумерованы и иметь понятную инструкцию;

должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме;

задания должны быть разнообразны по виду деятельности и соответствовать цели; не давать заданий ради самих заданий, без четкого понимания, каков должен/может быть результат;

задания должны быть разного уровня сложности [2].

Существует несколько групп читательских умений, которые проверяются при использовании текстов на уроках английского языка:

1. Понимание основной идеи текста -ученики должны понимать, о чем говорится в тексте и выделять главную идею.

2. Понимание деталей - ученики должны понимать детали текста, такие как имена, даты, профессии, местоположения и др.

3. Извлечение информации - ученики должны уметь извлекать информацию из текста и использовать ее для решения задач или ответа на вопросы.

4. Оценка и интерпретация - ученики должны уметь оценивать информацию в тексте и интерпретировать его смысл.

5. Развитие навыков чтения между строк -ученики должны уметь активизировать свой опыт и знания, понимать намёки, скрытые смыслы и т.д.

6. Разбор стиля и тонов текста - ученики должны уметь анализировать стиль, тон и настроение текстов на английском языке.

7. Сравнительный анализ и сопо ставление текстов - ученики должны уметь сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров, стилей, тематик и авторов.

8. Дополнительные умения - в зависимос-

ти от типа текстов и заданий на уроке, могут проверяться дополнительные умения, например, умение делать выводы, умение выделять причинно-следственные связи, умение аргументировать свою точку зрения и др.

Кроме того, развитие читательских умений на уроках английского языка способствует формированию у учеников глобальных компетенций, критического мышления, умения анализировать и оценивать информацию, аргументировать свою точку зрения и принимать обоснованные решения. При этом зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую [4]. Эти читательские умения активно проверяются в заданиях ОГЭ и ЕГЭ, а также на международных экзаменах. Например, TOEFL (Test of English as a Foreign Language) включает раздел чтения, в котором участники должны прочитать несколько текстов на академические темы и ответить на вопросы, которые проверяют их понимание содержания, аналитические и критические навыки.

Для развития читательских умений на уроках английского языка могут быть использованы различные формы работы, например:

1. Работа с разными типами текстов -новости, научные статьи, художественная литература, блоги, реклама и т.д. (Read the advertisement and answer the questions: What word is used to describe the new product? What benefits can be obtained by using this product? How can it be purchased?)

2. Работа с разными формами текстов -статьи, отрывки из книг, аудиоподкасты и т.д. (Read the job offer and note what level of English is required for the job. What skills are required? How to contact if you want to apply for this job?)

3. Работа в группах, где каждая группа получает разный текст для чтения по одной теме, затем группы обмениваются информацией.

4. Работа с визуальными средствами -

картинками и графиками, которые могут использоваться для иллюстрации и объяснения содержания текста. (Look at the movie posters and say which picture would fit best for the film based on the text. Think about genre, the plot, actors)

5. Использование интерактивных заданий для проверки понимания текста - кроссвордов, загадок, викторин и др.

6. Обсуждение текста в классе - ученики могут делиться своими мыслями и точками зрения на содержание текста, а также задавать друг другу вопросы. (Read the article and say what facts and arguments the author uses to support his opinion. Why does the author believe his point of view is correct?)

7. Дополнительная работа с лексикой и грамматикой - ученики могут выделять новые слова и грамматические структуры в тексте и изучать их более подробно.

В целом, развитие читательских умений на уроках является важнейшим этапом в изучении английского языка, так как поможет ученикам достигать высоких результатов в понимании и использовании английского языка, улучшит их академическую успеваемость и разовьет их общую культуру. Развитие читательских умений на уроках английского языка должно быть систематическим и постоянным процессом. Учитель должен регулярно проверять уровень читательской грамотности учеников, а также осуществлять корректировку и развитие методов работы с текстами в зависимости от возрастных, уровневых и индивидуальных особенностей учащихся.

Аудирование или развитие навыков понимания речи. Аудирование на английском языке и функциональная грамотность тесно связаны между собой. Учитель старается создать ситуации, в которых ученики должны слушать и понимать разные виды речи (диалоги, монологи, новости и т.д.) на разные темы, улавливать основную идею и извлекать информацию из различных источников (например, телевизионных программ, аудиокниг, подкас-тов, видеоблогов, документальных и научно-популярных видео и других материалов).

Учащиеся также могут получать задания, направленные на развитие уровня функциональной грамотности. Среди оцениваемых характеристик и проверяемых усвоенных элементов по кодификатору заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, в аудировании могут быть отработаны и проверены несколько умений из группы «Использовать информацию из текста» [5]:

1. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста (Listen the text and choose the correct answer).

2. Определять наличие/отсутствие информации (задания по типу «Decide whether the statement is True, False or Not Stated»).

Умения «Интегрировать и интерпретировать информацию» также является важными навыками при выполнении заданий на аудирование:

3. Умение понимать смысловую структуру текста - определять тему, главную мысль/идею, назначение текста (Listen to the text and choose the heading for it.)

4. Понимать значение слова или выражения на основе контекста.

5. Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент - контраргумент, тезис - пример, сходство - различие и др.)

6. Понимать чувства, мотивы, характеры героев.

7. Различать факт и мнение. (True, False, Not Stated.)

8. Делать выводы на основе информации, представленной в одном фрагменте текста. Группа умений «Осмысливать и оценивать содержание и форму текста»:

9. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу. (Listen to the radio programme about artificial intelligence. Think what advantages and disadvantages it may bring to the humanity) [1]. Группа умений «Использовать информацию из текста»:

10. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирова-

ние поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения и с привлечением фоновых знаний.

Развитие навыков говорения или устной

речи. Развитие функциональной грамотности и развитие устной речи являются взаимосвязанными процессами, которые заставляют ученика использовать свой опыт и знания любого языка в реальной жизни. Учитель может использовать различные методы, такие как ролевые игры, дебаты, интервью в рамках урока, чтобы улучшить речевые навыки учеников.

Задания на развитие навыков устной речи отражены в кодификаторе заданий на функциональную грамотность следующими пунктами:

Группа умений «Интегрировать и интерпретировать информацию»:

Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент - контраргумент, тезис - пример, сходство - различие и др.

Понимать чувства, мотивы, характеры героев.

Понимать авторскую позицию по отношению к обсуждаемой проблеме.

Интерпретировать текст или его фрагмент, учитывая жанр или ситуацию функционирования текста.

Делать выводы на основе информации, представленной в одном фрагменте текста.

Группа читательских умений «Осмысливать и оценивать содержание и форму текста»:

Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.

Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Группа читательских умений «Использовать информацию из текста» представлена в полном объёме:

Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения и с привлечением фоновых знаний

Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Читательские умения группы «Использовать информацию из текста» могут быть полезны для учеников в развитии их навыков говорения на английском языке. Эти умения включают в себя:

Умение искать и извлекать информацию из текста, интерпретировать ее и использовать для решения задач.

Например, учитель может предоставить ученикам текст, связанный с темой урока, и попросить их прочитать и извлечь информацию, которую они могут использовать для подготовки к обсуждению темы. Ученики могут извлечь ключевые слова и фразы из текста для использования в своих ответах на вопросы, аналогичные тем, которые рассматривались в тексте. Они могут использовать слова и фразы, извлеченные из текста, для формулирования своих мыслей и идей, и для связывания их в более понятную и связную речь.

Кроме того, ученики могут использовать информацию из текста для поддержки своих аргументов в дискуссии на английском языке. Таким образом, использование информации из текста по определенной теме может быть эффективным способом для учеников развивать свои навыки говорения на английском языке. Они учатся формулировать свою мысль и убедительно ее выражать, используя информацию из текста.

Развитие навыков письма. Умение писать на английском языке важно для успешной коммуникации. Учитель может использовать различные задания на написание писем, эссе, ответов на вопросы по прочитанному тексту и так далее.

Навыки письма на английском языке связаны с развитием одной из групп читательских умений - осмысливать, оценивать и использовать информацию на письме. Это включает в себя умения читать, понимать и воспроизводить различные форматы текстов на английском языке, в том числе письма, эссе, статьи, научные работы и т.д.

Для развития навыков письма на английском языке на уроках английского языка могут быть использованы следующие формы работы:

1. Работа с разными типами писем -ученики могут изучать форматы и структуру разных типов писем, например, деловых, личных, формальных и неформальных.

2. Упражнения на написание писем -ученикам могут быть даны различные задания на написание писем, например, ответ на объявление в газете, поздравление с днем рождения или описание своих любимых книг.

3. Коррекция ошибок - учитель может работать над правописанием и грамматикой, а также помогать ученикам исправлять ошибки в написании писем.

4. Обсуждение форматов писем в группе -ученики могут размышлять над принципом оформления письма, особенностями использования заголовка, адресата, подписи и даты.

5. Работа над лексикой - ученики могут создавать списки слов и фраз, которые можно использовать при написании различных типов писем и учиться использовать их в бытовых и деловых ситуациях.

6. Работа над структурой письма - ученики могут изучать, какие фразы и конструкции проходят на разных уровнях письма (начало, середина, конец), и научиться понимать логику и последовательность текста.

7. Обмен письмами между учениками -это позволит им попрактиковаться в написании писем и прочтении писем, на которые нужно ответить.

Развитие навыков письма на английском языке имеет большое значение при изучении языка и представляет собой важный компонент понимания английского языка на письме. При использовании этих методов и приемов на

уроках английского языка, ученики смогут лучше понимать разные форматы текстов и улучшить свои навыки написания писем на английском языке.

Таким образом, функциональная грамотность охватывает все аспекты изучения языка и требует постоянной практики и упражнений, чтобы ученики могли использовать языковые навыки эффективно. В аспекте чтения обучающиеся должны уметь понимать тексты на разные темы, находить главную идею и детали, а также анализировать и интерпретировать информацию, выраженную в тексте. В аудировании необходимо понимать речь носителей языка, адаптироваться к различным акцентам и просматривать различные форматы аудиомате-риалов. В аспекте говорения обучающимся следует научиться говорить по темам, понимать культурные особенности языка, а также использовать грамматические и лексические правила для выражения своих мыслей. В письме ученики должны уметь писать тексты, используя правильную грамматику, лексику и пунктуацию, а также научиться выражать свои идеи в различных форматах, таких как эссе, отчеты и другие академические жанры. Для развития функциональной грамотности в разных аспектах изучения языка необходимо систематически и последовательно работать над разными видами упражнений и заданий, которые помогут ученикам укреплять свои знания и навыки на всех этапах обучения.

Список литературы

1. Английский язык. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : углубл. уровень/ К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова [и др.]. - 10-е изд., стер. - Москва : Express Publishing : Просвещение, 2022. - 200 с.

2. Казанцева, О. В. Обучение читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК "Spotlight" // Интерактивное образование : электронная газета . - 2022. - URL: http://io.nios.ru/articles2/119/2/obuchenie-chitat elskoy-gramotnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения:

10.04.2023).

3. Методические рекомендации для учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Ленинградской области // Ленинградский областной институт развития образования : сайт. - URL: https://loiro.ru/cnppm/ funktsionalnaya-gramotnost-/metodicheskie-rekomendatsii/ (дата обращения: 10.04.2023).

4. Путинцева, В. В. Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка (из опыта работы) / В. В. Путинцева // Образование Ямала : электронный журнал. - 2020. - № 23. URL: https://yamal-obr.ru/articles/formirovaame-funktsionalnoy-gramotnosti/(дата обращения: 10.04.2023).

5. Читательская грамотность : методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г. С. Ковалевой, Л. А. Рябининой). - Москва : 2021. - 124 с.

References

1. Angliyskiy yazyk. 10 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizatsiy : uglubl. uroven'/ K. M. Baranova, D. Duli, V. V. Kopylova [i dr.]. -10-e izd., ster. - Moskva : Express Publishing : Prosveshchenie, 2022. - 200 s.

2. Kazantseva, O. V. Obuchenie chitatel'skoy gramotnosti na urokakh angliyskogo yazyka v nachal'noy shkole na primere UMK "Spotlight" // Interaktivnoe obrazovanie : elektronnaya gazeta . - 2022. - URL: http://io.nios.ru/articles2/

119/2/obuchenie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (data obrashcheniya: 10.04.2023).

3. Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley po formirovaniyu funktsional'noy gramotnosti obuchayushchikhsya obrazovatel'nykh organizatsiy Leningradskoy oblasti // Leningradskiy oblastnoy institut razvitiya obrazovaniya : sayt. - URL: https://loiro.ru/cnppm/funktsionalnaya-gramot nost-/metodicheskie-rekomendatsii/ (data obrashcheniya: 10.04.2023).

4. Putintseva, V. V. Formirovanie funktsional'noy gramotnosti v oblasti chteniya na urokakh angliyskogo yazyka (iz opyta raboty) / V. V. Putintseva // Obrazovanie Yamala :elektronnyy zhurnal. - 2020. - № 23. URL: https://yamal-obr.ru/articles/formirovaanie-funktsionalnoy-gramotnosti/(data obrashcheniya: 10.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chitatel'skaya gramotnost' : metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu chitatel'skoy gramotnosti obuchayushchikhsya 5-9-kh klassov s ispol'zovaniem otkrytogo banka zadaniy na tsifrovoy platforme / pod red. G. S. Kovalevoy, L. A. Ryabininoy). - Moskva : 2021. - 124 s.

Сведения об авторе

Сайко Мария Юрьевна - учитель английского языка высшей категории МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска»

Information about the author

Sayko M. Yu. - English Teacher of the Highest Category of Municipal Budget Education Institution «Gymnasium №1 in Chelyabinsk»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.