ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Научная статья
УДК 378; 373
аог 10.17223/19996195/61/7
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности
Константин Эдуардович Безукладников1, Екатерина Сергеевна Мелехина2
12 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия 1 konstantin. [email protected] 2 melekhina_es@pspu. ги
Аннотация. В настоящее время в быстро изменяющемся мире на первый план выходит роль образования в развитии многоплановой личности выпускника, способного интегрироваться в современные жизненные обстоятельства, и развитие функциональной грамотности становится одной из ключевых задач современного образования. Новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), как и национальный проект «Образование», отражает основные аспекты модернизации системы образования Российской Федерации, направленные на повышении конкурентоспособности российского образования.
Для того чтобы быть «грамотным» в современном мире, недостаточно лишь уметь писать, считать и читать, а необходимо ориентироваться в огромном информационном потоке: искать нужную информацию, грамотно анализировать ее для дальнейшего использования при решении конкретных жизненных ситуаций, уметь планировать и анализировать свою деятельность и нести ответственность за все принятые решения. Недостаточно обладать только школьными знаниями, следует мотивировать себя для расширения своих познавательных, коммуникативных и регулятивных способностей, развития необходимых компетенций, помогающих достигать поставленных целей. Новый ФГОС ООО призван обеспечить условия для формирования гражданской идентичности, готовность к активному участию в жизни государства, развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире, применение обучающимися технологий коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки вклада каждого в решение общих задач и условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Рассматривается актуальная проблема, связанная с формированием функциональной грамотности у обучающихся при организации учебно-исследовательской деятельности. Описывается целесообразность обучения учебному исследованию в школе как способа изменения мышления обучающихся, который помогает научить их задавать «правильные» вопросы для того, чтобы быть
© К.Э. Безукладников, Е.С. Мелехина, 2023
успешными при осуществлении любого вида деятельности. Описываются принципы и подходы, позволяющие формировать функциональную грамотность и «научиться» обучающимся «учиться» не только в школе, но и в течение всей жизни, работать с информацией, инициировать, планировать, грамотно реализо-вывать и оценивать результаты любой деятельности.
Выполнен анализ научной литературы и обобщены результаты практической деятельности по созданию заданий, предлагающей ученикам разные возможности для осознания важности личного выбора, что также способствует их более глубокому пониманию самих себя. На основе анализа научной литературы определены основные аспекты, способствующие вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность учителем.
Индивидуальный подход при организации учебно-исследовательской деятельности позволяет реализовать опытное или эвристическое обучение, способствующее развитию самостоятельности, читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций (разработка идей, их оценка и корректировка при необходимости). Также в статье приводятся результаты опытного обучения, иллюстрирующие эффективность организации учебно-исследовательской деятельности для формирования функциональной грамотности, а именно развития читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций с помощью заданий, предполагающих самостоятельное обучение и обучение в сотрудничестве.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, учебное исследование, функциональная грамотность обучающихся, формирование функциональной грамотности, обучение в течение всей жизни, обучение в сотрудничестве, индивидуальная образовательная траектория, коммуникативные УУД
Источник финансирования: публикация подготовлена в рамках государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации от 18.08.2021 № 07-00080-21-02, номер реестровой записи 730000Ф.99.1 по теме: «Условия развития функциональной грамотности среди обучающихся в рамках реализации образовательных программ начального общего образования».
Для цитирования: Безукладников К.Э., Мелехина Е.С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности // Язык и культура. 2023. № 61. С. 103-126. (М: 10.17223/19996195/61/7
Original article
doi: 10.17223/19996195/61/7
Functional literacy development within the framework of educational inquiring activity in the English language class
Konstantin E. Bezukladnikov1, Ekaterina S. Melekhina2
12 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 1 konstantin. [email protected] 2 [email protected]
Abstract. At present, in a rapidly changing world, the role of education in the development of a multifaceted personality of a graduate who is able to integrate into
modern life circumstances is coming to the fore, and the development of functional literacy is becoming one of the key tasks of modern education. The new Federal State Educational Standard for Basic General Education, as well as the national project "Education" reflect the main aspects of the modernization of the education system of the Russian Federation, aimed at increasing the competitiveness of Russian education.
In order to be "literate" in the modern world, it is not enough just to be able to write, count and read, but you need to navigate a huge information flow: look for the necessary information, analyze it correctly for further use in solving specific life situations, be able to plan and analyze your activities and be responsible for all decisions made. It is not enough to have only school knowledge, but it is necessary to motivate yourself to expand your cognitive, communicative and regulatory abilities, develop the necessary competencies that help achieve your goals. The new Federal State Educational Standard is designed to provide conditions for the formation of a civil identity of readiness for active participation in the life of the state, the development of personal qualities necessary for solving every day and non-standard tasks in order to adequately navigate in the world around us, the use by students of teamwork technologies based on the awareness of personal responsibility and an objective assessment the personal contribution of each to the solution of common problems and the conditions for creating a social situation for the development of students, ensuring their social self-identification through personally significant activities [FSES BGE].
The article deals with the actual problem associated with the formation of functional literacy among students in the organization of educational and research activities. It describes the expediency of teaching educational research at school as a way to change the mindset of students, which helps teach them to ask the "right" questions in order to be successful in any activity. It also describes the principles and approaches that make it possible to form functional literacy and "learn" students to "learn" not only at school, but throughout their lives, work with information, initiate, plan, competently implement and evaluate the results of any activity.
The paper analyzes the scientific literature and summarizes the results of practical activities in creating tasks that offer students different opportunities to realize the importance of personal choice, which also contributes to their deeper understanding of themselves. Based on the analysis of scientific literature, the main aspects that contribute to the involvement of students in research activities by the teacher are identified.
An individual approach to the organization of educational and research activities makes it possible to implement experiential or heuristic training that contributes to the development of independence, reading literacy, creative thinking and global competencies (development of ideas, their evaluation and adjustment if necessary). The article also presents the results of experiential learning, illustrating the effectiveness of the organization of educational and research activities for the formation of functional literacy, namely the development of reading literacy, creative thinking and global competencies using tasks that involve independent learning and learning in collaboration.
Keywords: educational inquiring activity, educational research, functional literacy of schoolchildren, formation of functional literacy, lifelong learning, collaborative learning, individual educational trajectory, communicative UEA
Source of funding: The article is written within the framework of the State Task No. 07-00080-21-02 dated 08/18/2021 (registry entry number 730000F.99.1) for research by order of the Ministry of Education of the Russian Federation.
For citation: Bezukladnikov K.E., Melekhina E.S. Functional Literacy Development within the Framework of Educational Inquiring Activity in the English Language Class. Language and Culture, 2023, 61, рр. 103-126. doi: 10.17223/19996195/61/7
Введение
В современном мире иностранный язык становится не просто средством общения, но и необходимым инструментом обучения и работы; все чаще люди сталкиваются с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: общение в социальных сетях, работа с компьютером, поиск информации для учебы, сотрудничество с зарубежными партнерами, участие в конкурсах и соревнованиях на международном уровне. Кроме этого, иностранный язык расширяет возможности для путешествий, что также расширяет кругозор, формирует мировоззрение и личный опыт. Знание иностранного языка помогает нам учиться в течение всей жизни (lifelong learning), расширяя горизонты возможного. Опора на природную любознательность обучающихся, учет имеющихся у них умений и навыков, необходимых для решения различных задач, позволяют сделать процесс обучения лич-ностно ориентированным и повысить учебную мотивацию обучающихся. Современный выпускник школы - это активная, самостоятельная, творческая личность с развитыми интеллектуальными способностями; юный исследователь, способный ставить перед собой цель и планировать свою деятельность для ее достижения, при этом грамотно используя информационно-коммуникативные технологии.
Для учителя важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы научить школьников учиться самостоятельно: получать необходимую информацию, анализировать ее и использовать для решения не только учебных, но и жизненных задач. Этому может способствовать организация учебного исследования на уроках, в частности на уроках английского языка. В современной школе на уроках английского языка учителя уделяют внимание не только знанию языка (его грамматической структуры, лексического аппарата и их употребления в речи), сколько готовности и способности обучающихся применять имеющиеся знания для решения коммуникативных задач (в повседневной или учебной/трудовой деятельности). Организация учебного исследования на уроках английского языка помогает развивать функциональную грамотность, а именно формировать умения свободного общения и практического применения своих знаний, умений, навыков и компетенций в условиях взаимодействия с социумом (овладение грамотной письменной и устной речью, как монологической, так и диалогической). В рамках осуществления учебного исследования обучающиеся формируют и развивают умение работать с информацией, оценивать свою деятельность и представлять результаты своей работы. Именно на уроках английского языка основное внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей (применение получаемых на уроках знаний, умений и навыков на практике в рамках изуча-
емой темы, а также повседневное общение). Каждый урок английского языка должен включать такие виды деятельности, которые будут способствовать формированию, последующему развитию и совершенствованию компетенций, необходимых для других сфер жизни и способствующих саморазвитию и становлению успешной личности. Такие занятия имеют определенные преимущества:
- помогают стимулировать мыслительную деятельность учеников (для осуществления учебного исследования обучающиеся находят и анализируют информацию; сопоставляют, обобщают и оценивают имеющиеся факты; выявляют взаимосвязь между изучаемыми явлениями и (или) предметами);
- необычная форма увлекает обучающихся, и сам английский язык становится не самоцелью, а средством обучения;
- самостоятельное выявление проблемы и формулирование цели учебного исследования повышают познавательный интерес;
- самостоятельное планирование своей деятельности способствует развитию мышления, памяти, логики;
- организация исследовательской деятельности помогает развивать образное мышление;
- поскольку работа с информацией является одним из основных видов деятельности, то ученики получают навыки и умения поиска и отбора необходимых источников, обработки информации и отбора наиболее существенной.
Учебно-исследовательская деятельность меняет способ мышления обучающихся и учит их задавать «правильные» вопросы для того, чтобы быть успешными при осуществлении любого вида деятельности (в данном случае исследования). В отличие от традиционной системы обучения, которая опирается на предметное содержание (что учить?) и формирует умения и навыки (как осуществлять деятельность?) часто без опоры на жизненные ситуации (зачем нам это знать?), в рамках современной парадигмы образования будет целесообразно планировать обучение с опорой на внутренние личностные мотивы. Для этого при организации учебно-исследовательской деятельности обучающиеся будут опираться на свой опыт и учитывать свои интересы: 1) вопрос «для чего мне это нужно?» поможет показать значимость и применимость учебного материала и способа деятельности в жизненных ситуациях; 2) для того чтобы достигнуть цели, нужно понять «как мне следует действовать?», что поможет определить наиболее эффективные способы деятельности; 3) полученные знания будут являться средством и результатом обучения (что?) [1-3].
Методология исследования
Современное общество предъявляет новые требования школьному образованию, что и обусловливает пристальное внимание к форми-
рованию функциональной грамотности. Быть «грамотным» в современном мире обозначает не только умение читать, писать, считать и обладать фактическими знаниями, но также и сформированность умения анализировать и критически относиться к информации, умение планировать и принимать решение, быть ответственным и самостоятельным, уметь учиться в течение всей жизни, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию в этом стремительно меняющемся мире [4, 5]. В одной из работ А. А. Леонтьев дает следующее определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность - это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста - для его понимания, сжатия, трансформации» (цит. по: [6. С. 15]).
Знание иностранного языка помогает и расширяет возможности решать языковые задачи и способствует формированию разносторонней личности. Формирование и развитие языковой компетентности тесно связано с развитием функциональной грамотности, поскольку предполагает использование умений письма и чтения в условиях реального социума.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) приписывает, что в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в школах для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие, в частности, возможность:
- развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся;
- формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
- обновления содержания программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с учетом национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации (ФГОС ООО).
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
1) личностным, включающим осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
2) метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;
3) предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета научные знания, умения и способы действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов (ФГОС ООО).
Системно-деятельностный подход является научно-методической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам выпускников. Личностные результаты освоения программы ООО отражают готовность школьников использовать систему позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта своей деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в частности ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия (ФГОС ООО).
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее -оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию (ФГОС ООО).
Таким образом, на уроках необходимо создавать условия для формирования и развития функциональной грамотности школьников:
1) использовать задания с недостатком или избытком информации, что помогает развивать критическое мышление, мыслить нестандартно и выходить за пределы привычного;
2) использовать разнообразные источники информации (не только традиционные УМК, но также современные источники из сети Интернет или периодические издания);
3) больше времени выделять формированию и развитию мета-предметных умений (определение проблемы, постановка цели и задач, формулирование гипотез, анализ и синтез, обобщение и систематизация, прогнозирование и т.д.) [6].
Личностно ориентированный подход к обучению, который предполагает учет потребностей, интересов, способностей, устремлений, мышления и психолого-педагогических особенностей обучающихся, помогает воспитывать самостоятельность, уверенность в своих действиях, чувство ответственности, способность самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность [7]. Такой подход развивает необходимые ученикам качества и умения, такие как творческое и критической мышление, целеустремленность, независимость, уверенность и ответственность. Современная школа создает условия для познания учениками самих себя, дает возможность самостоятельно осуществлять выбор и понимать его значимость. В данных условиях более уверенные школьники могут проявить себя в большей степени в процессе обучения [8, 9]. Для развития самостоятельности и свободы воли на уроках учителя:
- планируют процесс обучения с учетом способностей, интересов, увлечений и нужд своих учеников;
- дают ученикам возможность высказывать свое мнение, выслушивают и отвечают на дополнительные вопросы, обращают внимание на стремления и желания для стимулирования физической и мыслительной активности;
- учат определять актуальную и подлинную информацию с помощью заданий, не имеющих одного правильного ответа;
- дают ученикам возможность брать на себя ответственность и проявлять свои способности (организаторские, лидерские, творческие);
- могут определить, когда ученикам нужна помощь;
- внимательно слушают и грамотно реагируют на любую деятельность учеников, которая способствует развитию их личностных качеств и способностей [10].
Немалое значение для повышения мотивации и заинтересованности обучающихся в изучаемой теме имеет форма проведения занятий, особенно при обучении проведению исследовательской деятельности:
1) «вводный урок» помогает погрузить обучающихся в тему исследования и познакомить с особенностями именно учебного исследования;
2) проблемный урок обучает поиску новых фактов и актуальной информации, учит оценивать и анализировать информацию с разных сторон, нацеливает на выбор наиболее значимой информации и планирование самостоятельно работы над учебным исследованием. В этом ученикам помогает равноправный диалог с учителем;
3) на «уроке вдвоем» учитель и ученик обсуждают тему учебного исследования, а именно: ученик может получить важные советы, которые помогут при постановке проблемы, определении цели и задач учебного исследования, формулировке гипотезы, отборе наиболее значимой информации в формате дискуссии;
4) на уроке «с разбором конкретной информации» ученики анализируют проделанную работу на каждом этапе учебного исследования, могут корректировать свою деятельность для ее оптимизации. Практическая направленность этого урока развивает мышление, творческие способности, умение анализировать и принимать решение;
5) на уроке-конференции обучающиеся представляют результаты своих учебных исследований. Здесь одним из важных элементов являются коммуникативные навыки [11].
Такие занятия позволяют решить рад важных задач. Во-первых, это способствует созданию такого образовательного пространства, где ученики чувствуют себя полноправными и самостоятельными участниками учебного процесса, которые сами принимают важные для них решения. Во-вторых, данные формы проведения урока развивают критическое мышление, умение и готовность вступать в дискуссию и обсуждать темы учебных исследований с разных позиций. В-третьих, учет особенности личности каждого ученика и их интересов формирует познавательную самостоятельность и активность обучающихся.
Для учителя важно правильно подбирать материалы и задания, способствующие эффективному обучению исследовательской деятельности и формированию функциональной грамотности, которые должны быть понятны ученикам и интересными (для повышения мотивации). Такими материалами могут быть песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, письма, адаптированные тексты, а заданиями -эксперименты, мини-проекты, проблемные задания и т.д. Материал для составления заданий, способствующих формированию функциональной грамотности, необходимо брать из реальной жизни. При работе с текстами следует обращать внимание на понимание текста на ино-
странном языке, что способствует осмыслению информации. При отборе текстов (видео, аудио или печатных) рекомендуется учитывать несколько критериев: 1) актуальность, значимость и важность текста для обучающихся; 2) учет возрастных особенностей; 3) наличие неизвестных фактов, информации, вызывающей интерес; 4) использование специальных понятий, терминов, названий (в том числе географических), дат, цифр и т.д.; 5) наличие иллюстраций, таблиц, диаграмм и схем, что может затруднить понимание текста.
Учебно-исследовательская деятельность развивает потребность «научиться учиться» в течение всей жизни. Полученные знания, умения, навыки и компетенции формируют обучающихся как самостоятельные личности, ответственные, креативные, самостоятельные, уверенные в себе. Этого результата можно достичь в рамках эвристического и опытного обучения. Эвристическое обучение (inquiry-based learning) предполагает вовлечение обучающихся в активную учебную деятельность с целью создания образовательного продукта. В процессе работы над учебным продуктом (в рамках учебно-исследовательской деятельности продуктом может являться научный доклад или реферат) обучающиеся сами выстраивают свою образовательную траекторию, активно взаимодействуют с учителем, который выполняет роль ментора [12]. Учебное исследование обучающиеся осуществляют сами, что способствует более глубокому пониманию темы и усвоению материала. Опытное обучение (experiential learning) дает обучающимся возможность погрузиться в изучаемую тему с опорой на собственный опыт, для этого учитываются следующие аспекты: конкретный опыт школьников, проведение активного эксперимента, осуществление рефлексивного обучения и абстрактная концептуализация [5]. Здесь основным аспектом в процессе обучения также является тщательное планирование учебного исследования: умение правильно формулировать вопросы, которые будут направлять исследователя в нужное русло, составление плана-графика работы над темой исследования, выделение наиболее важной информации и доказательной базы, формулировка умозаключений и их связь с научным знанием [13].
Организация учебно-исследовательской деятельности способствует не только формированию и развитию исследовательских навыков, но и направлена на формирование компетенций, которые можно перенести во внешкольную жизнь и которые будут способствовать дальнейшему саморазвитию и самореализации. Умение быстро адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, успешно в ней функционировать и позволяет оценить уровень сформированности функциональной грамотности.
Исследование и результаты
Современные условия жизни и образования дают обучающимся возможность выбирать индивидуальную образовательную траекторию, что способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения, а также развитию самостоятельности учеников в рамках самостоятельной работы [15, 16]. Одним из способов планирования собственной образовательной траектории является организация учебного исследования, предполагающая не только индивидуальную работу обучающихся, но и сотрудничество с одноклассниками, преподавателями и узкими специалистами для моделирования научно-исследовательской деятельности в учебном процессе. Кроме этого, данный вид работы соответствует основным принципам обучения:
1) принцип научности (соответствие содержания образовательной программы методическим правилам, соблюдение основных этапов проведения научного исследования);
2) принцип сознательности (обучающиеся имеют возможность самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленной учебной цели);
3) принцип активности и интерактивности (обучающийся становится субъектом образования, активным инициатором работы);
4) принцип прочности результатов обучения (личная заинтересованность обучающихся в теме учебного исследования, основанная на практической значимости, индивидуальное планирование и самооценка своих результатов);
5) принцип наглядности (использование различных форматов наглядных материалов) [17].
В новой редакции ФГОС ООО овладение универсальными учебными коммуникативными действиями входит в познавательные УУД и предполагает два аспекта:
1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся (ФГОС ООО).
Исследовательская задача, которой посвящена данная публикация, касается возможности выполнения заданий в рамках осуществления учебно-исследовательской деятельности, способствующих формированию функциональной грамотности. В рамках данной статьи функциональная грамотность рассматривается как способность человека использовать умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, т. е. это определенный уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [18]. На уроках английского языка функциональная грамотность включает овладение грамотной устной и письменной речью, готовность и способность вести диалог, умение самостоятельно определять проблему и планировать свою деятельность по осуществлению учебного исследования.
При анализе уроков английского языка, направленных на формирование функциональной грамотности через организацию учебно-исследовательской деятельности, учитывались следующие результаты:
- предметные: формирование языковых навыков, развитие умений говорения (как монологической, так и диалогической речи), умение ориентироваться в терминах, связанных с исследовательской деятельностью, и в рамках темы учебного исследования;
- личностные: развитие памяти, внимания, самостоятельности, формирование ответственного отношения к процессу обучения, готовности к самообразованию;
- метапредметные: способность определять цель и задачи своего обучения, анализировать свои действия в процессе обучения и достигнутый результат, организовывать учебное сотрудничество.
Исследование, направленное на определение уровня сформиро-ванности функциональной грамотности на уроках английского языка через написание учебного исследования, проводилось среди 150 учеников 5-6-х классов одной школы (участники контрольной и экспериментальной групп).
Цель проведения исследования - определить уровень сформиро-ванности читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций как важных аспектов при организации учебно-исследовательской деятельности на уроках английского языка.
Объектом оценивания уровня сформированности читательской грамотности послужили умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и отбор информации большого объема; умение поиска необходимой информации при просмотре нескольких источников и умение интерпретировать и использовать информацию из разных предметных областей.
Задание 1: Литература для исследования. Обучающиеся получают карточки с тремя темами для исследования на английском языке (можно каждому дать свою тему либо работать в группе). Обучающиеся выбирают наиболее интересную для них тему предполагаемого учебного исследования, поле чего работают с печатными и интернет-источниками (текстами), представленными учителем (ученикам также разрешается найти подходящие ресурсы самостоятельно). Основным критерием отбора текстового материала для экспериментальной группы является наличие актуальных жизненных проблем, с которыми обучающиеся могут столкнуться в повседневной жизни. Широко использовались не только печатные источники, но также и ресурсы сети Интернет.
Цель: подобрать необходимую литературу для написания работы по теме, классифицировать используемую литературу по темам, опираясь на ключевые слова.
В ходе выполнения задания следует обращать внимание на правильность оформления источников литературы и информацию, которая обязательна при оформлении ссылок (автор, название, дата публикации (за последние 10 лет)). Несколько источников из списка оформлены неправильно или не подходят для данных тем (на это стоит обратить внимание и обсудить параметры, по которым данная литература не подходит).
Задание 2: Графический органайзер (задание в формате метода СЫЬ). Обучающиеся получают текст (например, рецепт традиционного шотландского пирога), для которого им нужно составить графический органайзер (например, для дальнейшего пересказа или заучивания наизусть).
Анализ работ обучающихся показал положительную динамику формирования читательской грамотности (рис. 1), поскольку при подборе необходимой литературы по теме учебного исследования обучающиеся больше внимания обращают на ключевые слова, достоверность изложенных фактов, их актуальность и применимость в конкретном учебном исследовании. Со временем ученики могут проводить отбор большего количества источников информации за меньшее время. Помимо этого язык становится не самоцелью, а средством обучения, преподаватель может сделать акцент на изучении иностранного языка для специфических целей [19].
6
5
4
3
2
1
0
5-й класс, начало года 6-й класс, начало года 6-й класс, конец года Контрольная группа ^^"Экспериментальная группа Рис. 1. Уровень сформированности читательской грамотности
Объектом анализа уровня сформированности глобальных компетенций (рис. 2) послужили умения оценивать информацию, формулировать аргументы, выявлять различные умения и подходы и оценивать действия и их последствия. Для оценивания уровня сформированности глобальных компетенций были отобраны тексты, содержащие информацию местного, глобального и межкультурного значения, которые содержали оценочные суждения и отражали точки зрения разных людей.
Примеры заданий:
1. Каждому обучающемуся предлагаются три статьи (как из печатных источников, так и электронные варианты), при этом лишь одна статья содержит проверенную информацию по одной из актуальных (интересных) тем (например, о влиянии компьютерных игр на здоровье подростков), а две остальные не являются научно обоснованными и опубликованы в непроверенных источниках. Задача обучающихся:
определить источник правдивой и проверенной информации, аргументируя свой выбор. Обучающимся предлагается выразить свое отношение к изложенным фактам.
2. Обучающимся предлагается посмотреть фрагмент лекции в стиле TED [20] по одной из интересующих школьников тем (например, как правильно планировать свой день, чтобы все успевать; как быстро и надолго запоминать информацию при подготовке к контрольной; роль иностранного языка в современном мире). Обучающимся нужно высказать свое аргументированное мнение относительно услышанного.
Вторым инструментом оценивания являлась анкета, целью которой была не только проверка знаний, но и отношение обучающихся к другим культурам и традициям.
Примеры заданий:
1. Обучающимся необходимо определить, какие из 10 предложенных примеров необычных традиций и законов разных стран реально существуют, а какие являются выдуманными. Ответ нужно аргументировать.
2. Определить, какие из 7-10 фактов из биографии королевы Елизаветы II являются правдивыми, а также - ложными. Ответ нужно аргументировать .
Анализ работ обучающихся позволяет сделать вывод о том, что школьники научаются критически относиться к источникам информации, способны отличать тексты с верифицированной информацией, анализировать ее и аргументировать свой выбор.
6 -
5 -
4 -
3 -
2 -
1 -
0 -
5-й класс, начало года 6-й класс, начало года 6-й класс, конец года
Контрольная группа ^^"Экспериментальная группа Рис. 2. Уровень сформированности глобальных компетенций
Для анализа уровня сформированности креативного мышления (рис. 3) были выбраны задания, для выполнения которых обучающимся было необходимо выдвигать разные идеи, оценивать креативность выдвинутых идей, доработать идею, оценить и усовершенствовать предложенные идеи. Для оценки уровня сформированности креативного мышления были подобраны задания, направленные на анализ сформи-
рованности полученных в школе умений, которые можно применять в реальных жизненных ситуациях, они также предполагают написание развернутых и аргументированных ответов. Пример одного из заданий: рассмотреть картину или рисунок и придумать заголовок, который бы максимально полно отражал увиденное (можно использовать прием «мозговой штурм» для придумывания идей и отбора наиболее вероятных). Можно также использовать обложку книги и предположить ее содержание.
Для обучающихся 6-го класса были предложены задания-кейсы, для которых были подобраны аутентичные тексты, актуальные по содержанию и имеющие коммуникативный и практический характер. Такие задания развивают способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного взаимодействия и способность работать не только индивидуально, но и в коллективе [21].
Примеры заданий:
1. Выбрать отель для отдыха в мини-группах (с учетом предпочтений каждого участника группы) на основе информации о пяти разных типах отелей в разных городах.
2. Составить наиболее оптимальный маршрут путешествия на 5 дней в одну из предложенных стран в условиях ограниченного бюджета и пожеланий отдыхающих. Необходимо представить наглядно маршрут и просчитать стоимость затрат.
3. Составить список достопримечательностей Пермского края, которые могут считаться новыми чудесами света. Выбор необходимо аргументировать.
Анализ ответов обучающихся показал положительную динамику развития креативного мышления у школьников, их способность применять школьные знания в новых ситуациях, приближенных к реальным жизненным обстоятельствам. Ученики обучаются эффективному сотрудничеству при групповой работе (распределение ролей и обязанностей, умение договариваться, выслушивать своих одногруппников и аргументированно и тактично отстаивать свою точку зрения).
5
4
3
2
1
0
5-й класс, начало года 6-й класс, начало года 6-й класс, конец года
Контрольная группа ^^"Экспериментальная группа
Рис. 3. Уровень сформированности креативного мышления
Проведенная работа показывает, что организация учебно-исследовательской деятельности на уроках английского языка способствует развитию таких аспектов функциональной грамотности, как:
- читательская грамотность (обучающиеся могут использовать информацию не только из традиционных источников, например учебник, рабочая тетрадь или словари и энциклопедии, но учатся критически относиться к информации из СМИ и интернет-источников, в том числе из социальных сетей);
- глобальные компетенции (школьники обучаются анализировать наиболее актуальные проблемы не только местного, но и международного значения, понимать и уважительно относиться к разным точкам зрения, выстраивать конструктивное взаимодействие с коллективом, участвовать в открытом и эффективном взаимодействии);
- креативное мышление (обучающиеся получают необходимый опыт разработки новых идей, их оценки и доработки для создания новых эффективных решений существующих проблем и выражения самих себя).
Обучающиеся становятся активными и самостоятельными участниками процесса обучения, поскольку могут опираться на свой опыт и увлечения, учебный материал можно легко привязать к жизненным ситуациям и интересующим их вопросам, что способствует более глубокому погружению в учебный материал и его усвоению. Самостоятельный выбор темы учебного исследования и его планирование помогают также формировать научно-понятийный аппарат, обучать основным этапам и особенностям проведения научного исследования.
Такие занятия способствуют формированию собственного отношения к информации. Обучающиеся способны критически относиться к фактам, анализировать свои идеи и деятельность на каждом этапе, обрабатывать и отбирать наиболее актуальную информацию, которая отражает современное состояние изучаемого вопроса (процесса или явления), не менее важным является стимулирование самостоятельной, активной, творческой деятельности и развитие критического мышления. Правильное и уместное использование электронных средств позволяет повысить эффективность и качество выполнения работы в рамках учебного исследования, оптимизирует рабочий процесс и активизирует восприятие и запоминание информации [12].
Заключение
Таким образом, важность формирования функциональной грамотности обусловлена современными требованиями, предъявляемыми обществом к школьному образованию, и закреплены нормативными документами, которые определяют содержание и планируемые резуль-
таты образования. В контексте функциональной грамотности коммуникативные умения связаны с решением практических задач в различных сферах жизни [20, 22]. Организация учебно-исследовательской деятельности помогает сформировать способность непрерывного образования на протяжении всей жизни: инициировать, осуществлять планирование, организовывать свою деятельность самостоятельно, оценивать полученные результаты и вносить необходимые корректировки для достижения своей цели. Коммуникативные задания позволяют приблизить процесс обучения к условиям естественного речевого общения, а обучение в сотрудничестве дает возможность увеличить объем речевой практики школьников. Обучающиеся вовлечены в определенные коммуникативные ситуации, требующие выбора определенных языковых средств и следования правилам и нормам поведения.
Новый ФГОС ООО предъявляет следующие требования к развитию коммуникативных УУД, включающие два аспекта:
1) общение:
- формулировать свои суждения, аргументированно выражать свою точку зрения в устной и письменной формах;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику в ходе диалога, уметь корректно поддерживать беседу, строить речевые высказывания, соответствующие учебной ситуации (обсуждение темы или высказывание идей), нацеленные на решение поставленной задачи;
- сопоставлять и оценивать суждения других участников диалога (дискуссии);
- готовить публичные выступления по представлению результатов проведенного опыта, проекта или исследования;
2) совместная деятельность:
- уметь работать индивидуально и в команде, уметь планировать деятельность для достижения поставленной цели;
- распределять роли и задачи между участниками команды, качественно выполнять свою часть работы и координировать действия с другими членами команды;
- осуществлять само- и взаимооценку качества выполненной работы, определять критерии оценки;
- корректировать свою работу, определять наиболее эффективные методы и приемы для достижения поставленной цели.
Положительная динамика представленных результатов позволяет сделать вывод о том, что организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского языка способствует формированию и развитию функциональной грамотности, а именно читательской грамотности, креативного и критического мышления и глобальных компетенций, что дает возможность школьникам расширить способно-
сти. В частности, дает возможность участия в международных конференциях. Работа над учебным исследованием имеет междисциплинарный характер и коммуникативную направленность, что способствует развитию навыков говорения, аудирования, чтения и письма наравне с формированием гармонически развитой личности, способной быстро адаптироваться в быстро изменяющемся обществе, применять полученные академические знания для решения реальных жизненных задач и способной к самообучению в течение всей жизни.
Традиционные знания, умения и навыки, которые на протяжении многих лет были целью обучения, становятся одним из средств формирования личности самого школьника, развивая необходимые компетенции, творческий потенциал и уверенность в себе, формируя собственные убеждения и мировоззрение.
Список источников
1. ФГОС ООО. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#review
2. Мелехина Е.С. Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования учебно-познавательной компетентности в младшем подростковом возрасте // АРТЕК - СО-БЫТИЕ. 2019.
3. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации представления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы : науч.-метод. материалы. Пермь, 2007. 56 с.
4. Holland C., Frank F., Cooke T. Literacy and the New Work Order // An International Literature Review. 1998.
5. Boothby D. Literacy Skills, Occupational Assignment and the Returns to Over-and Un-der-Education. International Adult Literacy Survey. - Human Resources and Skills Development Canada. Service Canada, Ottawa, ON K1A 0J9, Canada, 2002.
6. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т. 2, № 2 (78). С. 13-17.
7. Kolb D.A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development. FT press, 2014. 390 p.
8. Обдалова О.А., Соболева А.В. Учет когнитивных стилей обучающихся как способ индивидуализации процесса обучения иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 2 (22). С. 110-115.
9. Безукладников К.Э., Крузе Б. А., Мелехина Е. С. Учебное исследование как средство формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся младшего подросткового возраста на уроках английского языка // Язык и культура. 2019. № 48. С. 259-276.
10. Иванов А.В. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 426 с.
11. Bandura A. Exercise of human agency through collective efficacy // Current directions in psychological science. 2000. Vol. 9, № 3. P. 75-78.
12. Ариян М.А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях // Преподаватель XXI век. 2018. № 1-1. С. 41-54.
13. Хуторской А.В. Эвристическое обучение // А.В. Хуторской. Персональный сайт -Научная школа. URL: http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic_ training.htm (дата обращения: 18.02.2020).
14. Britt C., McLachlan J. Unearthing why: stories of thinking and learning with children. Pademelon Press, 2015. 214 p.
15. Безукладников К.Э., Безукладников В.К., Прохорова А.А. Исследование лингво-цифровой компетенции в контексте общей функциональной грамотности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 2. С. 105-121. doi: 10.15593/22249389/2022.2.9
16. Краснопеева Т.О., Шевченко А.И., Гураль С.К. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 51. С. 153-176. doi: 10.17223/19996195/51/8
17. Прохорова А.А., Безукладников В.К., Лизунова Л.Р. Исследование понятия и структуры лингвоцифровой компетенции студента // Язык и культура. 2022. № 58. С. 236-260. doi: 10.17223/19996195/58/14
18. Кемельбекова Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования. 2016. С. 6-9.
19. Гураль С.К., Краснопеева Т.О., Смокотин В.М., Сорокоумова С.Н. Цели, задачи, принципы и содержание индивидуальных иноязычных образовательных траекторий с учетом латентных характеристик студентов // Язык и культура. 2019. № 47. С. 179-196. doi: 10.17223/19996195/47/10
20. Крузе Б.А., Безукладников К.Э., Вертьянова А.А. Условия развития функциональной грамотности: Пушкин-центр как плацдарм для экспансии русского языка в ближнем и дальнем зарубежье // Язык и культура. 2021. № 53. С. 190-216. doi: 10.17223/19996195/53/13
21. Гураль С. К., Корнеева М. А. Интеграции кейс-стади метода в иноязычное обучение студентов направления «Прикладная механика» в контексте актуальных образовательных тенденций // Язык и культура. 2017. № 38. С. 190-206. doi: 10.17223/19996195/38/13
22. Захарова В.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Оценка иноязычных коммуникативных умений как составляющей функциональной грамотности младших школьников // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 189-197. doi: 10.17223/15617793/470/22
References
1. FGOS OOO [Federal State Educational Standard]. URL: https://www.garant.ru/ prod-ucts/ipo/prime/doc/401333920/#review.
2. Melekhina E.S. (2019) Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo formiro-vaniya uchebno-poznavatel'noj kompetentnosti v mladshem podrostkovom vozraste [Educational and research activity as a means of forming educational and cognitive competence in early adolescence], ARTEK-SO-BYTIE.
3. Bezukladnikov K.E, Karpushina E.E., Nelzina E.N. (2007) Trebovaniya k organizacii predstavleniya uslug po rannemu obucheniyu inostrannomu yazyku v usloviyah obshche-obrazovatel'noj shkoly [Requirements for the organization of the provision of services for early learning of a foreign language in a general education school: scientific method]. Perm State Humanitarian Pedagogical University. 56 p.
4. Holland C., Frank F., Cooke T. (1998) Literacy and the New Work Order. An International Literature Review.
5. Boothby D. (2002) Literacy Skills, Occupational Assignment and the Returns to Over-and Under-Education. International Adult Literacy Survey. Human Resources and Skills Development Canada. Service Canada, Ottawa, ON K1A 0J9, Canada.
6. Veryaev A.A., Nechunaeva M.N., Tatarnikova G.V. (2013) Funktsional'naya gramotnost' uchashchikhcya: predstavleniya, kriticheskij analiz, izmerenie [Functional literacy of stu-
dents: representations, critical analysis, measurement] // Izvestiya Altajskogo gosudar-stvennogo universiteta. Vol. 2 (78). pp. 13-17.
7. Kolb D.A. (2014) Experiential learning: Experience as the source of learning and development. FT press. 390 p.
8. Obdalova O.A., Soboleva A.V. (2013) Uchyot kognitivnykh stilej obuchayushchikhsya kak sposob individualizastii prostessa obucheniya inostrannomu yazyku [Taking into account the cognitive styles of students as a way to individualize the process of teaching a foreign language] // Yazyk i kul'tura. 2 (22). pp. 110-115.
9. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A., Melekhina E.S. (2019) Uchebnoe issledovanie kak sredstvo formirovaniya uchebno-poznavatel'noj kompetentnosti obuchayushchihsya mlad-shego podrostkovogo vozrasta na urokah anglijskogo yazyka [Educational research as a means of forming educational and cognitive competence of students of younger adolescents at English lessons] // Yazyk i kul'tura. 48. pp. 259-276.
10. Ivanov A.V. (2006) The cultural environment of a general education school as a pedagogical phenomenon [Kul'turnaya sreda obshcheobrazovatel'noj shkoly kak pedagogicheskoe yavlenie]. Pedagogics doc. diss. 426 p.
11. Bandura A. (2000) Exercise of human agency through collective efficacy // Current directions in psychological science. Vol. 9 (3). pp. 75-78.
12. Ariyan M.A. (2018) Professional'naya podgotovka uchitelya inostrannogo yazyka v no-vykh obrazovatel'nykh usloviyakh [Professional training of a foreign language teacher in new educational conditions] // Prepodavatel' XXI vek. 1-1. pp. 41-54.
13. Khutorskoy A.V. Inquiry-based Learning [Evristicheskoe obuchenie]. URL: http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic_training.htm.
14. Britt C., McLachlan J. (2015) Unearthing why: stories of thinking and learning with children. Pademelon Press. 214 p.
15. Bezukladnikov K.E., Bezukladnikov V.K., Prokhorova A.A. (2022) Issledovanie lingvotsifrovoj kompetenstii v kontekste obshchej funkstional'noj gramotnosti [Study of linguo-digital competence in the context of general functional literacy] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo nastional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2. pp. 105-121. DOI: 10.15593/22249389/2022.2.9.
16. Krasnopeeva T.O., Shevchenko A.I., Gural' S.K. (2020) Proektirovanie individual'nykh obrazovatel'nykh traektorij v informastionnoj obrazovatel'noj srede [Designing individual educational trajectories in the information educational environment] // Yazuk i kul'tura. 51. pp. 153-176. DOI: 10.17223/19996195/51/8.
17. Prokhorova A.A., Bezukladnikov V.K., Lizunova L.R. (2022) Issledovanie ponyatiya I struktury lingostyfrovoj kompetenstii studenta [Study of the concept and structure of the student's linguo-digital competence] // Yazuk i kul'tura. 58. pp. 236-260. DOI: 10.17223/19996195/58/14.
18. Kemel'bekova G.A. (2016) Osobennosti formirovaniya funkstional'noj gramotnosti uchashchikhsya po predmetam gumanitarnogo tsikla [Features of the formation of functional literacy of students in the subjects of the humanitarian cycle] // Problemy i perspek-tivy obrazovaniya. pp. 6-9.
19. Gural' S.K., Krasnopeeva T.O., Smokotin V.M., Sorokoumova S.N. (2019) Tseli, zadachi, prinstipy i soderzhanie individual'nykh inoyazychnykh obrazovatel'nykh traektotij s uchyotom latentnykh kharakteristik studentov [Goals, objectives, principles and content of individual foreign language educational trajectories with account to the latent characteristics of students] // Yazuk i kul'tura. 47. pp. 179-196. DOI: 10.17223/19996195/47/10.
20. Kruze B.A., Bezukladnikov K.E., Vert'yanova A.A. (2021) Usloviya razvitiya funkcion-al'noj gramotnosti: Pushkin-centr kak platsdarm dlya ekspansii russkogo yazyka v blizhnem i dal'nem zarubezh'e [Conditions for the development of functional literacy:
Pushkin Center as a springboard for the expansion of the Russian language in the near and far abroad]. Yazyk i kul'tura. 53. pp. 190-216. DOI: 10.17223/19996195/53/13.
21. Gural S.K., Korneeva M.A. (2017) K voprosu ob organizatsionno-metodicheskikh uslovi-yakh obucheniya angliyskomu yazyku studentov napravleniya "Prikladnaya mekhanika" [On organizational and educational conditions for teaching English to students majoring at Applied Mechanics] // Yazyk i kul'tura. 39. pp. 180-186. DOI: 10.17223/19996195/38/13.
22. Zakharova V.A., Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. (2021) Otsenka inoyazychnykh kom-munikativnykh umenij kak sostavlyayushchej funkstional'noj gramotnosti mladshikh shkol'nikov [Evaluation of foreign language communicative skills as a component of functional literacy of junior schoolchildren] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 470. pp. 189-197. DOI: 10.17223/15617793/470/22.
Информация об авторах:
Безукладников К. Э. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: konstantin.bezukladnikov @gmail.com
Мелехина Е.С. - преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:
Bezukladnikov K.E., D.Sc. (Education), Professor, Head of the Department for Foreign Language Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: [email protected]
Melekhina E.S., Lecturer of the Department for Foreign Language Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию 21.01.2023; принята к публикации 10.02.2023 Received 21.01.2023; accepted for publication 10.02.2023