Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ / ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОПЫТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с формированием функциональной грамотности у обучающихся при организации учебно-исследовательской деятельности. Описывается целесообразность обучения учебному исследованию в школе, способа изменения мышления обучающихся, который помогает научить их задавать «правильные» вопросы для того, чтобы быть успешными при осуществлении любого вида деятельности. Также описываются принципы и подходы, позволяющие формировать функциональную грамотность и «научиться» обучающимся «учиться» не только в школе, но и в течение всей жизни, работать с информацией, инициировать, планировать, грамотно реализовывать и оценивать результаты любой деятельности. В работе выполнен анализ научной литературы и обобщены результаты практической деятельности по созданию школьной среды, предлагающей ученикам разные возможности для осознания важности личного выбора, что также способствует их более глубокому пониманию самих себя. На основе анализа научной литературы определены три основных принципа, способствующие вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность учителям. Дано понятие учебного исследования, описаны его основные составляющие. Описаны рекомендации для учителя, позволяющие создать благоприятную школьную среду для мотивации и вовлечения в активную учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. Индивидуальный подход при организации учебно-исследовательской деятельности позволяет реализовать опытное или эвристическое обучение, способствующее развитию самостоятельности, читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций (разработке идей, их оценки и корректировки при необходимости). Также в статье приводятся результаты опытного обучения, иллюстрирующие эффективность организации учебно-исследовательской деятельности для формирования функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN ENGLISH LESSONS WITHIN THE FRAMEWORK OF EDUCATIONAL INQUIRING ACTIVITY

The article deals with the actual problem associated with the formation of functional literacy among students in the organization of educational inquiry activity. The expediency of teaching educational research at school, a way of changing the mindset of students, which helps to teach them to ask the “correct” questions in order to be successful in any type of activity, is described. It also describes the principles and approaches that make it possible to form functional literacy and “teach” students to “learn” not only at school, but throughout their lives, work with information, initiate, plan, competently implement and evaluate the results of any activity. The article analyzes the scientific literature and summarizes the results of practical activities to create a school environment that offers students different opportunities to realize the importance of personal choice, which also contributes to their deeper understanding of themselves. Based on the analysis of scientific literature, three main principles that promote the involvement of students in research activities by teachers are identified. The concept of educational research is given, its main components are described. Recommendations for the teacher which allow creating a favorable school environment for motivating and involving students in active learning and research activities are described. An individual approach to the organization of educational inquiry activity makes it possible to implement experiential or inquiry-based learning that contributes to the development of independence, reading literacy, creative thinking and global competencies (development of ideas, their evaluation and adjustment if necessary). The article also presents the results of experiential learning, illustrating the effectiveness of the organization of educational and research activities for the formation of functional literacy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мелехина, Е. С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности / Е. С. Мелехина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL: https ://mir-nauki.com/PDF/44PDMN422.pdf

For citation:

Melekhina E.S. Formation of functional literacy in English lessons within the framework of educational inquiring activity. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 44PDMN422. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 372.881.1 ГРНТИ 14.25.07

Мелехина Екатерина Сергеевна

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия Преподаватель факультета «Иностранных языков» кафедры «Методики преподавания иностранных языков»

E-mail: melekhina_es@pspu.ru

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с формированием функциональной грамотности у обучающихся при организации учебно-исследовательской деятельности. Описывается целесообразность обучения учебному исследованию в школе, способа изменения мышления обучающихся, который помогает научить их задавать «правильные» вопросы для того, чтобы быть успешными при осуществлении любого вида деятельности. Также описываются принципы и подходы, позволяющие формировать функциональную грамотность и «научиться» обучающимся «учиться» не только в школе, но и в течение всей жизни, работать с информацией, инициировать, планировать, грамотно реализовывать и оценивать результаты любой деятельности.

В работе выполнен анализ научной литературы и обобщены результаты практической деятельности по созданию школьной среды, предлагающей ученикам разные возможности для осознания важности личного выбора, что также способствует их более глубокому пониманию самих себя. На основе анализа научной литературы определены три основных принципа, способствующие вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность учителям.

Дано понятие учебного исследования, описаны его основные составляющие. Описаны рекомендации для учителя, позволяющие создать благоприятную школьную среду для мотивации и вовлечения в активную учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. Индивидуальный подход при организации учебно-исследовательской деятельности позволяет реализовать опытное или эвристическое обучение, способствующее развитию самостоятельности, читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций (разработке идей, их оценки и корректировки при необходимости). Также в статье приводятся результаты опытного обучения, иллюстрирующие эффективность организации учебно-исследовательской деятельности для формирования функциональной грамотности.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность; учебное исследование; функциональная грамотность обучающихся; формирование функциональной грамотности; обучение в течение всей жизни; мотивация; эвристическое обучение; опытное обучение

В современном мире иностранный язык становится не просто средством общения, но и необходимым инструментом обучения и работы; всё чаще люди сталкиваются с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: общение в социальных сетях, работа с компьютером, поиск информации для учёбы, сотрудничество с зарубежными партнёрами, участие в конкурсах и соревнованиях на международном уровне. Кроме этого, иностранный язык расширяет возможности для путешествий, что также расширяет кругозор, формирует мировоззрение и личный опыт. Знание иностранного языка помогает нам учиться в течение всей жизни (lifelong learning), расширяя горизонты возможного. Опора на природную любознательность обучающихся, учёт имеющихся у них умений и навыков, необходимых для решения различных задач позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным и повысить учебную мотивацию обучающихся.

Для учителя важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы научить школьников учиться самостоятельно: получать необходимую информацию, анализировать её и использовать для решения не только учебных, но и жизненных задач. Этому может способствовать организация учебного исследования на уроках, в частности на уроках английского языка. В рамках осуществления учебного исследования обучающиеся формируют и развивают умение работать с информацией, оценивать свою деятельность и представлять результаты своей работы. Организация учебного исследования на уроках английского языка помогает развивать функциональную грамотность, а именно формировать навыки свободного общения и практического применения своих знаний в условиях взаимодействия с социумом.

Как было сказано ранее, учебно-исследовательская деятельность меняет способ мышления обучающихся и учит их задавать «правильные» вопросы для того, чтобы быть успешными при осуществлении любого вида деятельности (в данном случае, исследования). В отличие от традиционной системы обучения, которая опирается на предметное содержание (что учить?) и формирует умения и навыки (как осуществлять деятельность?) зачастую без опоры на жизненные ситуации (зачем нам это знать?), мы предполагаем, что будет целесообразно планировать обучение с опорой на внутренние личностные мотивы. Для этого при организации учебно-исследовательской деятельности обучающиеся будут опираться на свой опыт и учитывать свои интересы: (1) вопрос «для чего мне это нужно?» поможет показать значимость и применимость учебного материала и способа деятельности в жизненных ситуациях; (2) для того, чтобы достигнуть цели, нужно понять «как мне следует действовать?», что поможет определить наиболее эффективные способы деятельности; (3) полученные знания будут являться средством и результатом обучения (что?) [1].

Несоответствие школьного образования требованиям, которые предъявляются современным обществом, обуславливают важность формирования функциональной грамотности школьников. Современные представления о «грамотности» предполагают не только умение читать, считать и писать, но также овладение и применение навыков анализа и синтеза, абстрагирования и систематизации, применение имеющихся теоретических знаний на практике. Именно это способствует получению качественного образования и самореализации в жизни [2; 3]. В работе А.А. Леонтьева можно встретить следующее определение

Страница 2 из 11

Введение

Обзор литературы

44PDMN422

функциональной грамотности: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации» [4].

Изучение иностранного языка способствует формированию личности, способной решать языковые задачи. Формирование языковой компетенции и коммуникативной компетентности связано с развитием функциональной грамотности, поскольку предполагает овладение грамотной письменной и устной речью, умение вести диалог в различных жизненных ситуациях, аргументированно выражать свою точку зрения по разным вопросам, способность самостоятельно формулировать проблему и предлагать варианты ей решения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что в рамках изучения иностранного языка (второго иностранного языка) необходимо (1) сформировать дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур, умение выражать личностную позицию в восприятии мира, развивать национальное самосознание на основе знакомства с жизнью сверстников в других странах и изучении их традиций, культуры и истории; (2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение лингвистического кругозора, овладение общей речевой культурой; (3) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения иностранным языком (на основе самонаблюдения и самооценки), изучение нескольких иностранных языков, к использованию иностранного языка как средства получения новой информации, расширения кругозора и знаний в других предметных областях [ФГОС ООО]. Следовательно, при организации учебного процесса учителя создают условия, способствующие формированию (а в последствии и развитию) функциональной грамотности обучающихся:

1. Усиливают взаимодействие между педагогами по обмену опытом.

2. Подбирают задания с избытком или недостатком информации (что способствует формированию критического отношения к разного рода текстам), с возможностью «выхода» за рамки предметной деятельности.

3. Используют различные источники информации (как традиционные — учебник, рабочая тетрадь, образовательный фильм и др.; так и современные источники информации — сеть Интернет, новостные каналы и актуальные ролики, социальные сети).

4. Уделяют больше внимания формированию метапредметных знаний и умений (формулирование гипотез, постановка целей, обобщение, анализ, синтез, систематизация, прогнозирование и т. д.) [4].

Формированию функциональной грамотности (в частности, и на уроках английского языка) способствует организация исследовательской деятельности обучающихся, что является образовательной технологией, которая использует учебное исследование в качестве главного средства. Обучающие вовлекаются в процесс поиска решения различных учебных исследовательских задач, не имеющих конкретного и определённого ответа, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста — руководителя исследовательской работы [5]. В рамках учебного исследования ученики получают новые знания посредством обучения проведению исследования, что позволяет изучать реальность, развивает способности к исследовательскому типу мышления и активизирует личностную позицию обучающегося в образовательном процессе, тем самым приобретая субъективно новые знания.

Обучение учебно-исследовательской деятельности может помочь обучающимся «научиться учиться» не только в школе, но и в течение всей жизни, инициировать, планировать, грамотно реализовывать и оценивать результаты любой деятельности, что соответствует современным требованиям общества к выпускникам школ.

Таким образом, полученные знания, умения и навыки (которые традиционно считались целью обучения) становятся средством формирования обучающихся как личностей, активных и творческих, способных принимать решения, быть ответственными за свой выбор и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Учебное исследование можно осуществлять в рамках эвристического обучения (inquiry-based learning), которое позволяет вовлекать школьников в активную деятельность, для создания образовательного продукта (продукты деятельности ученика, например, рисунок, текст, модель; изменения личностных качеств) в рамках изучаемого предмета и выстраивание индивидуальной образовательной траектории, способствуя эффективному взаимодействию учителя с обучающимися [6]. Учителя акцентируют внимание на проведении учебного исследования школьниками, самостоятельном поиске информации и планировании, а также на более глубоком понимании исследуемой темы (процесса, предмета, явления). Такое обучение может быть самоуправляемым (самостоятельным), поскольку в идеале этот процесс регулируется решениями, принимаемыми учениками самостоятельно (при поддержке/руководстве учителя), и является личностно-ориентированным [7].

Опытное обучение (experiential learning) позволяет организовывать процесс изучения с погружением в изучаемое явление, обучающиеся учатся с опорой на собственный опыт, следуя 4 шагам:

активный конкретный

эксперимент опыт

t \

абстрактная рефлексивное концептуализация наблюдение

Рисунок 1. 4 шага опытного обучения (составлено автором на основании данных источника [8])

Ключевым моментом здесь является тщательное планирование учебного исследования. Необходимо обучать правильно задавать (формулировать) научные вопросы, составлять план исследования, давать приоритет доказательствам, формулировать умозаключения (объяснение) и связывать их с научным знанием1 [9].

1 Centre on the Developing Child at Harvard University [Электронный ресурс]: From best practices to breakthrough impacts: A science-based approach to building a more promising future for young children and families. Cambridge, MA, USA. — 2016. Режим доступа: https://developingchild.harvard.edu/resources/from-best-practices-to-breakthrough-impacts/ (дата обращения 28.01.2020).

Страница 4 из 11

44PDMN422

Обучение через организацию учебного исследования предполагает, что обучающиеся лучше развивают исследовательские навыки, такие как самоорганизация, саморегуляция и самоопределение. Эффективное учебное исследование развивает не только исследовательские навыки, но и навыки обучения в сотрудничестве, общения, мышления (критического и проблемного мышления). Необходимыми условиями для развития умений исследовательской деятельности являются целенаправленность и систематичность, творческая среда, психологический комфорт, мотивированность, личность педагога и учёт возрастных особенностей.

В современном обществе обучающиеся должны уметь действовать самостоятельно и быть уверенными, что смогут спланировать и осуществить любую деятельность (выполнить учебную задачу, исследование или найти выход из реальной жизненной ситуации). Для этого процесс обучения следует организовать на основе личностно-ориентированного подхода к обучению, который подразумевает учёт личности обучающегося (потребности, способности, интересы, устремления, мышление и психолого-педагогические особенности) [10]. Данные подход позволяет развивать необходимые школьникам умения и качества, а именно критическое и творческое мышление, настойчивость, независимость и уверенность в своих силах. Школьная среда, по мнению Иванова А.В.2, предлагает ученикам разные возможности для осознания важности личного выбора, что также способствует их более глубокому пониманию самих себя. В свою очередь, более уверенные в себе школьники могут проявлять больше свободы в процессе обучения [10]. Учителя, которые способствуют развитию свободы воли:

• обращают внимание на имеющиеся у учеников способности, нужды и интересы, чтобы сделать процесс обучения более личностно-ориентированным;

• внимательно выслушивают мнения учеников, их дополнительные вопросы, учитывают стремления и желания для стимулирования их мыслительной и физической активности;

• способствуют развитию навыка определения подлинности и актуальности информации для учеников с помощью заданий, не имеющих одного конкретного решения (правильного ответа);

• дают ученикам возможность проявить творческие способности и умение брать на себя риск;

• умеют определять, когда обучающимся нужна помощь, а когда нет;

• слушают и реагируют на любую деятельность обучающихся, способствующей развитию мышления [11; 12].

Для мотивации и повышения заинтересованности обучающихся необходимо также продумывать форму занятий:

1. «Вводный урок» помогает познакомить учеников с темой исследования и особенностями проведения исследования на уроке.

2. Проблемный урок позволяет открыть новые факты и актуальную информацию, посмотреть на имеющуюся информацию с другой стороны, а также, нацелить на выбор и планирование самостоятельной работы над исследованием в рамках

2 Иванов А.В. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление [Текст]: дис. доктора пед. наук:13.00.01: Защищена 21.12.06: Утв. 18.05.07 / Иванов Александр Владимирович. — утв. 18.05.07. — М., 2006. — 426 с.

равноправного диалога обучающегося и учителя (учитель задаёт вопросы открытого типа, которые не предполагают единственный правильный ответ, а дают возможность поразмышлять).

3. Урок вдвоём представляет собой дискуссию учителя и ученика по теме учебного исследования; в рамках беседы с учителем обучающийся получает помощь в постановке проблемы, цели и задач, формулировании гипотезы, критическому отношению к имеющейся информации, аргументированному отстаиванию своей позиции.

4. Урок с разбором конкретной информации имеет большое практическое значение, поскольку на таких уроках можно обсудить конкретные этапы учебного исследования и проанализировать проделанную работу, также это способствует развитию мышления, развивает творческие способности, умение анализировать ситуацию и принимать решения.

5. Урок — конференция даёт возможность обучающимся представить результаты своих учебных исследований [13].

На таких занятиях важно научить учеников выражать собственное отношение к информации и фактам, анализировать свои идеи, отбирать наиболее актуальную информацию, которая характеризует современное состояние изучаемого вопроса, стимулировать самостоятельную творческую деятельность и развивать критическое мышление. Грамотное использование электронных средств может повысить эффективность, поскольку помогает привлечь внимание учеников, активизирует их восприятие информации и помогает лучше её запоминать [13].

Для осуществления успешного процесса обучения необходимо формировать у учеников навыки самостоятельного обучения, готовности к самосовершенствованию и саморазвитию на протяжении всей жизни (lifelong learning). Организация учебной исследовательской деятельности, способствующей развитию самостоятельности обучающихся, предполагает:

• ознакомление с особенностями проведения и методикой исследования, требованиями оформления результатов исследования и правилами представления результатов работы (устная защита в классе или на конференции);

• выбор темы исследования, определение методики его проведения, планирование своей деятельности;

• самостоятельное определений целей и задач своей деятельности, подбор необходимого материала из разных источников и его анализ;

• участие в конкурсах и школьных научных конференциях [13].

Для учителя важно правильно подбирать материалы и задания, способствующие эффективному обучению исследовательской деятельности и формированию функциональной грамотности, которые должны быть понятными и интересными ученикам (для повышения мотивации). Такими материалами могут быть песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, письма, адаптированные тексты; а заданиями — эксперименты, мини-проекты, проблемные задания и т. д. Материал для составления заданий, способствующих формированию функциональной грамотности, необходимо брать из реальной жизни. При работе с текстами следует обращать внимание на понимание текста на иностранном языке, что способствует осмыслению информации. При отборе текстов (видео, аудио или печатных) рекомендуется учитывать несколько критериев: (1) актуальность, значимость и важность текста для обучающихся; (2) учёт возрастных особенностей; (3) наличие неизвестных фактов,

информации, вызывающей интерес; (4) использование специальных понятий, терминов, названий (в том числе географических), дат, цифр и т. д.; (5) наличие иллюстраций, таблиц, диаграмм и схем, что может затруднить понимание текста [14].

Методы

Исследование сформированности функциональной грамотности проводилось среди обучающихся 5-6 классов в рамках учебных исследований, организованных на уроках английского языка. В исследовании принимали участие 150 учеников из одной школы, участники контрольной и экспериментальной групп.

Результаты и их описание

Цель исследования: оценить уровень сформированности функциональной грамотности (читательской грамотности, глобальных компетенций и креативного мышления) среди обучающихся, занимающихся учебным исследованием на уроках английского языка, и тех, кто учится по школьной программе.

Объектом оценивания уровня сформированности читательской грамотности является:

• умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и отбор информации большого объёма;

• умение поиска необходимой информации при просмотре нескольких источников;

• умение использовать информацию из разных предметных областей.

Умение осуществлять Умение поиска необходимой

эффективный поиск, сортировку информации при просмотре и отбор информации нескольких источников

Умение использовать информацию из разных предметных областей

5 класс, экспериментальная группа, начало года

6 класс, экспериментальная группа, начало года 6 класс, экспериментальная группа, конец года

15 класс, контрольная группа, начало года 6 класс, контрольная группа, начало года

16 класс, контрольная группа, конец года

Рисунок 2. Уровень сформированности читательской грамотности (составлено автором на основе данных опытного обучения)

При оценивании уровня сформированности глобальных компетенций проверялись следующие умения:

• оценивать информацию;

• формулировать аргументы;

7

6

5

4

3

2

1

0

выявлять различные умения и подходы; оценивать действия и их последствия.

Умение оценивать Умение формулировать Умение выявлять

информацию

аргументы

Умение оценивать действия и их последствия

5 класс, экспериментальная группа, начало года

6 класс, экспериментальная группа, начало года 6 класс, экспериментальная группа, конец года

различные умения и подходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 класс, контрольная группа, начало года

6 класс, контрольная группа, начало года 6 класс, контрольная группа, конец года

Рисунок 3. Уровень сформированности глобальных компетенций (составлено автором на основе данных опытного обучения)

Для оценивания уровня сформированности креативного мышления были подобраны задания, в которых было необходимо:

• выдвигать разные идеи;

• оценивать креативность выдвинутых идей;

• доработать идею;

• оценить и усовершенствовать предложенные идеи.

Умение выдвигать разные идеи

Умение оценивать креативность идей

Умение дорабатывать идеи

Умение оценить и усовершенствовать предложенный идеи

5 класс, экспериментальная группа, начало года

6 класс, экспериментальная группа, начало года 6 класс, экспериментальная группа, конец года

5 класс, контрольная группа, начало года

6 класс, контрольная группа, начало года 6 класс, контрольная группа, конец года

Рисунок 4. Уровень сформированности креативного мышления (составлено автором на основе данных опытного обучения)

8

7

6

5

4

7

6

5

Графики показывают, что осуществление учебного исследования на уроках английского языка способствует развитию читательской грамотности, глобальных компетенций и креативного мышления. Это происходит благодаря личной заинтересованности обучающихся, учёт их опыта и практикоориентированности (тесной связи учебного исследования с реальными жизненными ситуациями), что также повышает качество результатов проведённого учебного исследования. Самостоятельный выбор тем исследования позволяет не только формировать научно-понятийный аппарат и обучать грамотной организации «научной» деятельности на всех этапах, но также применять полученные навыки не только в рамках урока, но и реальной жизни.

Заключение

Обучение учебно-исследовательской деятельности может помочь обучающимся «научиться учиться» не только в школе, но и в течение всей жизни, инициировать, планировать, грамотно реализовывать и оценивать результаты любой деятельности, что соответствует современным требованиям общества к выпускникам школ. Таким образом, полученные знания, умения и навыки (которые традиционно считались целью обучения) становятся средством формирования функциональной грамотности обучающихся, развивая необходимые в реальной жизни навыки и умения: быть активной и творческой личностью с собственными убеждениями и мировоззрением, быть способным развивать свой потенциал в течение всей жизни, уметь принимать важные и взвешенные (аргументированные) решения, улучшать качество своей жизни.

Организация учебно-исследовательской деятельности, целью которой является воспитание и обучение учеников творческими и самостоятельными личностями, способными планировать свою деятельность, создаёт новую образовательную среду в школе, формируется новое педагогическое общение — творческое сотрудничество учителей и обучающихся, что отвечает современному социальному запросу общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Мелехина Е.С. Учебное исследование как средство формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся младшего подросткового возраста на уроках английского языка // Язык и культура. — 2019. — № 48. — С. 259-276.

2. Holland C., Frank F., Cooke T. Literacy and the New Work Order. An International Literature Review. — 1998. — 152 р.

3. Boothby D. Literacy Skills, Occupational Assignment and the Returns to Over-and Under-Education. International Adult Literacy Survey. — Human Resources and Skills Development Canada. Service Canada, Ottawa, ON K1A 0J9, Canada, — 2002 — 48 р.

4. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. — 2013. — Т. 2. — № 2(78). — С. 013-017.

5. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации представления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: науч.-метод. материалы / Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2007. — 56 с.

6. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Модель распределенного эвристического обучения: опыт проектирования и реализации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — Т. 45. — № 1. — С. 59-65.

7. Мелехина Е.С., Логинова Т.Г. Роль учителя при организации исследовательской деятельности на уроках // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т. 8.

— № 2. — С. 55.

8. Kolb D.A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development.

— FT press, 2014. — 390 p.

9. Britt C., McLachlan J. Unearthing why: stories of thinking and learning with children.

— Pademelon Press, 2015. — 214 p.

10. Обдалова О.А., Соболева А.В. Учет когнитивных стилей обучающихся как способ индивидуализации процесса обучения иностранному языку // Язык и культура. — 2013. — № 2(22). — С. 110-115.

11. Bandura A. Exercise of human agency through collective efficacy // Current directions in psychological science. — 2000. — Т. 9. — № 3. — Pp. 75-78.

12. Bezukladnikov K., Kruze B., Zhigalev B. Training a Pre-service Foreign Language Teacher Within the Linguo-Informational Educational Environment // The International Conference Going Global through Social Sciences and Humanities. — Springer, Cham, 2019. — Pp. 3-14.

13. Ариян М.А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях // Преподаватель XXI век. — 2018. — № 1-1. — С. 4154.

14. Панфилова Е. и др. Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка через организацию работы с несплошным текстом // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2016. — № 1(3). — С. 4856.

Melekhina Ekaterina Sergeevna

Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia

E-mail: melekhina_es@pspu.ru

Formation of functional literacy in English lessons within the framework of educational inquiring activity

Abstract. The article deals with the actual problem associated with the formation of functional literacy among students in the organization of educational inquiry activity. The expediency of teaching educational research at school, a way of changing the mindset of students, which helps to teach them to ask the "correct" questions in order to be successful in any type of activity, is described. It also describes the principles and approaches that make it possible to form functional literacy and "teach" students to "learn" not only at school, but throughout their lives, work with information, initiate, plan, competently implement and evaluate the results of any activity.

The article analyzes the scientific literature and summarizes the results of practical activities to create a school environment that offers students different opportunities to realize the importance of personal choice, which also contributes to their deeper understanding of themselves. Based on the analysis of scientific literature, three main principles that promote the involvement of students in research activities by teachers are identified.

The concept of educational research is given, its main components are described. Recommendations for the teacher which allow creating a favorable school environment for motivating and involving students in active learning and research activities are described. An individual approach to the organization of educational inquiry activity makes it possible to implement experiential or inquiry-based learning that contributes to the development of independence, reading literacy, creative thinking and global competencies (development of ideas, their evaluation and adjustment if necessary). The article also presents the results of experiential learning, illustrating the effectiveness of the organization of educational and research activities for the formation of functional literacy.

Keywords: educational inquiring activity; educational research; functional literacy of schoolchildren; formation of functional literacy; lifelong learning; motivation; inquiry-based learning; experiential learning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.