Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЛИНГВОЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ЯЗЫКОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Екатерина Алексеевна, Соболева Жанна Сергеевна, Макаренко Лидия Александровна

В настоящее время актуальным образовательным результатом выступает функциональная грамотность учащихся, что последовательно подтверждается рядом разноуровневых нормативных документов (указы Президента, приказы Рособрнадзора и Минпросвещения России, письма департаментов и министерств, федеральный государственный образовательный стандарт). Формирование функциональной грамотности обычно относят к одному из результатов основного общего образования, однако в процессе профессиональной подготовки будущих учителей также необходимо заниматься развитием функциональной грамотности студентов в рамках предметного обучения. Мы говорим о необходимости создания таких дидактических условий, которые бы позволили студентам не только повысить собственный уровень функциональной грамотности, но и овладеть комплексом мер и процедур для формирования функциональной грамотности у обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности. Формирование функциональной грамотности является актуальной тенденцией, в том числе при обучении иностранным языкам, однако количество исследований по формированию функциональной грамотности при обучении конкретным языкам распределено неравномерно. Так, вопрос формирования функциональной грамотности при обучении китайскому языку в настоящий момент изучен недостаточно. Цель данной статьи - рассмотреть особенности развития цифровой грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности при обучении китайскому языку студентов факультета иностранных языков педагогического университета. Поскольку одной из главных характеристик современного образования является его цифровая ориентированность, подразумевающая активное применение новых технологий и цифровых ресурсов участниками образовательного процесса с целью его эффективизации, одним из наиболее востребованных на сегодняшний день компонентов функциональной грамотности является цифровая грамотность. Соответственно, студенты факультета иностранных языков педагогического вуза в процессе обучения китайскому языку должны дополнительно развивать собственный уровень цифровой грамотности. В ходе исследования выявлена специфика формирования цифровой грамотности как компонента функциональной грамотности при обучении китайскому языку в педагогическом университете. В Новосибирском государственном педагогическом университете при обучении студентов (факультет иностранных языков, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Иностранный (китайский) язык и Иностранный (английский) язык) используется комплекс элементов лингвоцифровой образовательной среды, интегрированный в рамках предметной и практической подготовки обучающихся. Применение широкого спектра элементов лингвоцифровой среды в процессе обучения китайскому языку способствует формированию цифровой грамотности у студентов. Таким образом, цифровая грамотность осваивается в процессе языковой подготовки будущих учителей китайского языка. Статья содержит примеры используемых в учебном процессе элементов лингвоцифровой образовательной среды, интегрированных в рамках предметной и практической подготовки обучающихся, способствующих развитию цифровой грамотности студентов - будущих учителей китайского языка. В качестве перспективы исследования авторы отмечают необходимость дальнейшего углубления и конкретизации исследуемого вопроса за счет определения содержания и структуры цифровой грамотности будущих учителей китайского языка, уровней и критериев ее сформированности, а также основных методов развития цифровой грамотности в рамках профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костина Екатерина Алексеевна, Соболева Жанна Сергеевна, Макаренко Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF DIGITAL LITERACY AS A COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY IN TEACHING CHINESE TO STUDENTS

At present, the current educational result is functional literacy of students, which is consistently confirmed by a number of different-level normative documents (Presidential Decrees; Orders of the Rosobrzor and the Russian Ministry of Education; letters from departments and ministries, GEF). The development of functional literacy is usually attributed to one of the basic general education's results, but the future teachers training also needs to address functional literacy of students during the subject learning. We talk about the need to create didactic conditions that allow students not only to improve their own level of functional literacy, but also to master a set of measures and procedures for the student's functional literacy formation in their further professional activities. The development of functional literacy is a current trend, including the teaching of foreign languages, but the number of the development of functional literacie's studies in particular languages is unevenly distributed. Thus, the issue of developing functional literacy in Chinese language teaching is not well understood at present. In this regard, the purpose of this article is to consider the development of digital literacy as a component of functional literacy when teaching Chinese language to students of the Pedagogical University's Faculty of Foreign Languages. Since one of the main modern education's characteristics is its digital orientation, implying the active use of new technologies and digital resources by the educational process participants with a view to its effective implementation, one of the most sought-after components of functional literacy today is digital literacy. Accordingly, students of the Pedagogical University's Faculty of Foreign Languages should further develop their own level of digital literacy in the process of learning Chinese language. The study revealed the specifics of the digital literacy formation as a component of functional literacy in the teaching of the Chinese language at a pedagogical university. In Novosibirsk State Pedagogical University while teaching students of the Foreign Languages Faculty, the direction of training 44.03.05 Pedagogical education, profile: Foreign (Chinese) and Foreign (English) language is used a set of linguistic digital educational environment elements integrated within the framework of the subject and practical training of students. The application of the wide range of the linguo-digital environment elements in the teaching of Chinese contributes to the development of digital literacy among students. Thus, digital literacy is taught through language training of future Chinese language teachers. The article contains examples of the linguo-digital educational environment elements integrated within the framework of the subject and practical training of students used in the educational process, contributing to the development of the Chinese language future teachers digital literacy. As a perspective of the study, the authors note the need to further deepen and concretize the studied question by determining the content and structure of the Chinese language future teachers digital literacy, levels and criteria of its formation, as well as basic methods of developing digital literacy through training.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Научная статья

УДК 378; 373

аог 10.17223/19996195/61/12

Развитие цифровой грамотности как компонента функциональной грамотности при обучении студентов китайскому языку

Екатерина Алексеевна Костина1, Жанна Сергеевна Соболева2, Лидия Александровна Макаренко3

12,3 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

1 [email protected] 2 [email protected] 3 [email protected]

Аннотация. В настоящее время актуальным образовательным результатом выступает функциональная грамотность учащихся, что последовательно подтверждается рядом разноуровневых нормативных документов (указы Президента, приказы Рособрнадзора и Минпросвещения России, письма департаментов и министерств, федеральный государственный образовательный стандарт).

Формирование функциональной грамотности обычно относят к одному из результатов основного общего образования, однако в процессе профессиональной подготовки будущих учителей также необходимо заниматься развитием функциональной грамотности студентов в рамках предметного обучения. Мы говорим о необходимости создания таких дидактических условий, которые бы позволили студентам не только повысить собственный уровень функциональной грамотности, но и овладеть комплексом мер и процедур для формирования функциональной грамотности у обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Формирование функциональной грамотности является актуальной тенденцией, в том числе при обучении иностранным языкам, однако количество исследований по формированию функциональной грамотности при обучении конкретным языкам распределено неравномерно. Так, вопрос формирования функциональной грамотности при обучении китайскому языку в настоящий момент изучен недостаточно.

Цель данной статьи - рассмотреть особенности развития цифровой грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности при обучении китайскому языку студентов факультета иностранных языков педагогического университета. Поскольку одной из главных характеристик современного образования является его цифровая ориентированность, подразумевающая активное применение новых технологий и цифровых ресурсов участниками образовательного процесса с целью его эффективизации, одним из наиболее востребованных на сегодняшний день компонентов функциональной грамотности является цифровая грамотность. Соответственно, студенты факультета иностранных языков педагогического вуза в процессе обучения китайскому языку должны дополнительно развивать собственный уровень цифровой грамотности.

В ходе исследования выявлена специфика формирования цифровой грамотности как компонента функциональной грамотности при обучении китайскому языку в педагогическом университете. В Новосибирском государственном педагогическом университете при обучении студентов (факультет иностранных язы-

© Е.А. Костина, Ж.С. Соболева, Л. А. Макаренко, 2023

ков, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Иностранный (китайский) язык и Иностранный (английский) язык) используется комплекс элементов лингвоцифровой образовательной среды, интегрированный в рамках предметной и практической подготовки обучающихся. Применение широкого спектра элементов лингвоцифровой среды в процессе обучения китайскому языку способствует формированию цифровой грамотности у студентов. Таким образом, цифровая грамотность осваивается в процессе языковой подготовки будущих учителей китайского языка.

Статья содержит примеры используемых в учебном процессе элементов лингвоцифровой образовательной среды, интегрированных в рамках предметной и практической подготовки обучающихся, способствующих развитию цифровой грамотности студентов - будущих учителей китайского языка. В качестве перспективы исследования авторы отмечают необходимость дальнейшего углубления и конкретизации исследуемого вопроса за счет определения содержания и структуры цифровой грамотности будущих учителей китайского языка, уровней и критериев ее сформированности, а также основных методов развития цифровой грамотности в рамках профессиональной подготовки.

Ключевые слова: функциональная грамотность, цифровая грамотность, обучение иностранному языку, китайский язык, обучение китайскому языку в высшей школе, педагогическое образование, профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка, лингвоцифровая среда, цифровая языковая образовательная среда

Для цитирования: Костина Е.А., Соболева Ж.С., Макаренко Л.А. Развитие цифровой грамотности как компонента функциональной грамотности при обучении студентов китайскому языку // Язык и культура. 2023. № 61. С. 215-234. doi: 10.17223/19996195/61/12

Original article

doi: 10.17223/19996195/61/12

The development of digital literacy as a component of functional literacy in teaching Chinese to students

Ekaterina A. Kostina1, Janna S. Soboleva2, Lidiya A. Makarenko3

123 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, 1 [email protected] 2 [email protected] 3 [email protected]

Abstract. At present, the current educational result is functional literacy of students, which is consistently confirmed by a number of different-level normative documents (Presidential Decrees; Orders of the Rosobrzor and the Russian Ministry of Education; letters from departments and ministries, GEF).

The development of functional literacy is usually attributed to one of the basic general education's results, but the future teachers training also needs to address functional literacy of students during the subject learning. We talk about the need to create didactic conditions that allow students not only to improve their own level of functional literacy, but also to master a set of measures and procedures for the student's functional literacy formation in their further professional activities.

The development of functional literacy is a current trend, including the teaching of foreign languages, but the number of the development of functional literacie's studies in particular languages is unevenly distributed. Thus, the issue of developing functional literacy in Chinese language teaching is not well understood at present.

In this regard, the purpose of this article is to consider the development of digital literacy as a component of functional literacy when teaching Chinese language to students of the Pedagogical University's Faculty of Foreign Languages.

Since one of the main modern education's characteristics is its digital orientation, implying the active use of new technologies and digital resources by the educational process participants with a view to its effective implementation, one of the most sought-after components of functional literacy today is digital literacy. Accordingly, students of the Pedagogical University's Faculty of Foreign Languages should further develop their own level of digital literacy in the process of learning Chinese language.

The study revealed the specifics of the digital literacy formation as a component of functional literacy in the teaching of the Chinese language at a pedagogical university. In Novosibirsk State Pedagogical University while teaching students of the Foreign Languages Faculty, the direction of training 44.03.05 Pedagogical education, profile: Foreign (Chinese) and Foreign (English) language is used a set of linguistic digital educational environment elements integrated within the framework of the subject and practical training of students. The application of the wide range of the linguo-digital environment elements in the teaching of Chinese contributes to the development of digital literacy among students. Thus, digital literacy is taught through language training of future Chinese language teachers.

The article contains examples of the linguo-digital educational environment elements integrated within the framework of the subject and practical training of students used in the educational process, contributing to the development of the Chinese language future teachers digital literacy. As a perspective of the study, the authors note the need to further deepen and concretize the studied question by determining the content and structure of the Chinese language future teachers digital literacy, levels and criteria of its formation, as well as basic methods of developing digital literacy through training.

Keywords: functional literacy, digital literacy, foreign language teaching, Chinese language, Chinese language teaching in higher education, pedagogical education, training of future foreign language teachers, linguistics environment, digital language educational environment

For citation: Kostina E.A., Soboleva J.S., Makarenko L.A. The development of digital literacy as a component of functional literacy in teaching Chinese to students. Language and Culture, 2023, 61, рр. 215-234. doi: 10.17223/19996195/61/12

Введение

Предпосылки выделения функциональной грамотности в качестве образовательного результата выделены в указах Президента от 2018 и 2020 гг., где в числе национальных целей указывается, что Российская Федерация должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству основного общего образования и по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования, а также обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования [1, 2].

Для выполнения указанных выше целей, согласно приказам Рос-обрнадзора и Минпросвещения России от 06.05.2019 и 24.12.2019, при оценке качества основного общего образования необходимо применять в том числе методологию и критерии таких международных исследований качества подготовки обучающихся, как TIMSS, PIRLS, PISA, указывающие в числе основных задач формирование функциональной грамотности [3, 4]. В письмах от 14.09.2021 и 15.09.2021 функциональная грамотность непосредственно указана как способ повышения качества общего образования Росссии [5, 6]. Более того, понятие «функциональная грамотность» фигурирует в качестве образовательного результата в федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования [7, 8]. В настоящее время вопрос формирования функциональной грамотности и, в частности, такого ее компонента, как цифровая грамотность, является дискуссионным и одним из наиболее изучаемых среди отечественных и зарубежных исследователей. Так, например, 16 ноября в Новосибирске в рамках сотрудничества Китайско-Российского союза высших педагогических учебных заведений состоялся форум, посвященный проблеме педагогического образования в эпоху цифровизации, важнейшими вопросами которого стали необходимость и перспективы повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей в цифровом обществе [9]. Таким образом, мы видим, что проблема организации процесса развития цифровой грамотности в рамках профессиональной педагогической подготовки - это международная тенденция, требующая своего скорейшего решения.

На сегодняшний день понятие функциональной грамотности трактуется неоднозначно, более того, в связи с необходимостью для учащихся обладать комплексом знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно функционировать в социуме, модифицируется и усложняется. Если, отделившись от грамотности как навыка чтения и письма, функциональная грамотность первоначально определялась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем, то в настоящее время значение термина расширилось до способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Проанализировав ряд определений функциональной грамотности, данных отечественными и зарубежными исследователями, авторы монографии «Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников» К.Э. Безукладников, Д.Л. Готлиб, В.А. Захарова, Б.А. Крузе, Л.В. Селькина, М.А. Худякова описывают функциональную грамотность как способность и готовность человека использовать постоянно приобретаемые знания, навыки и умения для решения всевозможных

реальных, жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами [10. С. 74].

Актуальным является и вопрос о том, на таких этапах обучения формируется функциональная грамотность. Чаще всего отечественные ученые, опираясь на исследования В.И. Гинеценского и возраст тестируемых по программе PISA, определяют функциональную грамотность как результат основного общего образования [11. С. 23]. Однако включение понятия «функциональная грамотность» в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования позволяет выделить его в качестве одного из результатов обучения в начальной школе. В этом случае в начальной школе формируются только основы функциональной грамотности в чтении, письме и математике, развитие остальных компонентов происходит в основной и старшей школе [12. С. 110]. Более того, в связи с ориентацией школьного образования на формирование функциональной грамотности, необходимо развивать функциональную грамотность студентов педагогического вуза как будущих учителей, поскольку учитель впоследствии должен быть способен применять приобретенные знания, умения и навыки для формирования функциональной грамотности учеников.

Формирование функциональной грамотности является актуальной тенденцией, в том числе при обучении иностранным языкам, ориентируя учебный процесс на практическое использование иностранного языка в жизненных ситуациях: решение бытовых проблем, коммуникация с носителем языка, заполнение анкеты по прибытии в другую страну или оформление заказа на зарубежном интернет-сайте [12. С. 115]. При этом количество исследований по формированию функциональной грамотности при обучении конкретным языкам распределено неравномерно. Например, несмотря на постоянно возрастающий интерес к обучению китайскому языку, выраженный в том числе в постоянно возрастающем количестве человек, сдающих соответствующий ЕГЭ, вопрос формирования функциональной грамотности при обучении китайскому языку в настоящий момент изучен недостаточно [13. С. 46]. Формирование функциональной грамотности у студентов-китаистов - это сложный системный процесс. В рамках данного исследования мы рассматриваем один из наиболее востребованных на сегодняшний день компонентов функциональной грамотности - цифровую грамотность и особенности ее развития у студентов факультета иностранных языков педагогического вуза в процессе обучения китайскому языку. Перед студентами стоит задача не только освоить китайский язык, но и развить собственный уровень цифровой грамотности для решения будущих профессиональных задач при работе в школе.

Методология исследования

Методологической основой данного исследования являются положения профессионально ориентированного, системного и средового подходов. Идеи профессионально ориентированного подхода (А.С. Андриенко, И.В. Беляева, М.Г. Бондарев, Г.Г. Губина, С.К. Гу-раль, Т.В. Емельянова, И.А. Забросаева, О.А. Зяблова, К.М. Иноземцева, А.И. Комарова, М.Э. Конурбаев, П.И. Москаленко, О.Г. Поляков, Ю.А. Савинова, В.В. Сафонова, Т.С. Серова, А.С. Трач, Е.В. Трокслер,

A.Н. Щукин) определяют особенности организации процесса обучения китайскому языку студентов педагогического вуза с целью наиболее эффективного овладения будущей профессией. Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг,

B.П. Кузьмина, Э.Г. Юдин и др.) лежит в основе отбора содержания, средств и форм обучения китайскому языку, взаимосвязь которых обеспечивает развитие компонентов функциональной грамотности. Идеи средового подхода (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, И.Я. Лернер, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, И.С. Якиманская, В. А. Ясвин) в обучении нашли отражение в организации лингвоцифро-вой образовательной среды при формировании цифровой грамотности как неотъемлемого компонента функциональной грамотности будущего учителя китайского языка.

Теоретическую базу исследования составили научные труды, посвященные вопросам формирования функциональной грамотности, а также проблеме развития ее конкретного компонента - цифровой грамотности: В.С. Басюк, К.Э. Безукладников, А.А. Вертьянова, Н.Ф. Виноградова, Д.Л. Готлиб, А.А. Леонтьев, Г.С. Ковалева, К.А. Занина, В.А. Захарова, О.Н. Новикова, Б.А. Крузе, Л.В. Селькина, Ю.Ю. Скри-пова, А.В. Худякова, М.А. Худякова, О.В. Шабалина и др. Особенности организации обучения китайскому языку как иностранному представлены в исследованиях таких авторов, как А. Н. Алексахин, Н. А. Демина, Т.П. Задоенко, И.В. Кочергин, М.К. Румянцев, М.В. Софронов, Н.А. Спешнев и др.

Анализ вышеизложенных научно-исследовательских работ показывает, что вопрос о подготовке учителя китайского языка, способного формировать функциональную грамотность у школьников, весьма актуален и требует теоретической и практической разработки.

Среди основных методов исследования:

- анализ научно-исследовательской литературы по теме исследования;

- обобщение основных идей отечественного и зарубежного методического опыта организации обучения при формировании функциональной грамотности на уроке иностранного языка;

- наблюдение за учебной деятельностью студентов - будущих учителей китайского языка;

- выявление наиболее эффективных средств и способов развития цифровой грамотности студентов с учетом основных возможностей лингвоцифровой образовательной среды педагогического вуза.

В рамках данного исследования методологически значимым является определение таких понятий, как функциональная и цифровая грамотность. Так, понятие «функциональная грамотность» понимается современными учеными как «способность человека использовать приобретенные знания для решения широкого спектра задач в ежедневных жизненных ситуациях». Обеспечение функциональной грамотности является одной из ключевых задач современного отечественного образования. Таким образом, перед учителями стоит задача сформировать у обучающихся умения решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, которые необходимы для быстрой адаптации в стремительно меняющихся реалиях современности. Среди основных компонентов функциональной грамотности принято выделять финансовую, естественно-научную, читательскую, математическую, креативную, глобальную цифровую и др. Следует подчеркнуть, что на данный момент нет единого мнения о компонентном составе функциональной грамотности, это обусловливается широтой данного понятия, гибкостью и необходимостью включения элементов актуальных для постоянно меняющихся реалий современного мира.

В рамках данного исследования мы наиболее подробно остановимся на таком компоненте функциональной грамотности, как цифровая грамотность. Несмотря на относительную новизну данного понятия в современных исследованиях, уже наметилась тенденция в различных подходах к его определению. Н.Д. Берман представляет цифровую грамотность трехчастной структурой - цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровая безопасность. Цифровая грамотность понимается им как «способность человека использовать цифровые инструменты с пользой для себя», данное определение используется в самом широком смысле и не дает четкого описания и структуры [14. С. 36].

Проанализировав современные отечественные публикации по данной теме, А.В. Шариков предлагает в своем исследовании четыре базовых подхода российских авторов: ИКТ-подход, психолого-педагогический, медийно-информационный и индустриальный. По мнению автора, только интегрируя основные положения вышеперечисленных подходов, становится возможным в полной мере отразить содержание понятия «цифровая грамотность» [15. С. 97].

И.Е. Абрамова и Е.П. Шишмолина, опираясь на трехчастную структуру Бермана, определяют цифровую грамотность как «совокуп-

ность знаний и умений для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий» [16. С. 114].

Ю.В. Еремин, Н.И. Алмазова и другие соавторы в своем исследовании методологии развития современного иноязычного образования определяют цифровую грамотность как «способность к овладению широким научно-техническим и гуманитарным кругозором, критическому мышлению, восприятию и переработке разнообразной научно-технической и социально-экономической информации на родном и иностранном языках» [17].

Следует отметить, что понятие цифровой грамотности применительно к иноязычному обучению претерпевает постоянные изменения в силу непрерывного развития технологий, а также возможностей их использования в организации образовательного процесса.

В рамках данного исследования применительно к иноязычному образованию мы рассматриваем цифровую грамотность как способность эффективно, безопасно использовать и создавать информационный контент (образовательный продукт) на родном и изучаемом (иностранном) языке в коммуникативных и образовательных целях.

Исследование и результаты

Одной из главных характеристик современного образования является его цифровая ориентированность, подразумевающая активное применение новых технологий и цифровых ресурсов участниками образовательного процесса с целью его эффективизации. По мнению А.А. Прохоровой и В.К. Безукладникова, «преподаватель-лингвист цифровой эпохи - это качественно новый специалист эры языкового плюрализма и культурной полифонии, который должен уметь грамотно сочетать мультилингвальные педагогические технологии с разноязычными информационно-коммуникационными технологиями» [18. С. 236]. Подготовка таких специалистов, владеющих на высоком уровне не только иностранными языками, но и цифровой грамотностью, становится одной из первостепенных задач педагогического вуза при обучении студентов - будущих учителей иностранного языка. Вопрос о качественной и эффективной организации процесса обучения, в рамках которого возможно развитие цифровой грамотности студентов, является открытым и исследуется многими отечественными авторами.

Процесс развития цифровой грамотности у студентов - будущих учителей иностранного языка наиболее логично представляется нам в рамках средового подхода в обучении. Мы говорим о необходимости формирования цифровой языковой образовательной среды или лингво-цифровой среды, которая позволит интегрировать современные цифровые технологии в процесс освоения иностранного языка. Лингвоцифро-

вая среда представляет собой совокупность уникальных условий для межкультурной коммуникации, обладая широким спектром технологических возможностей, позволяет будущим учителям иностранных языков преодолевать пространственно-временные барьеры в процессе иноязычной подготовки, а также самостоятельно проектировать и применять на практике новые средства обучения. Таким образом, развитие цифровой грамотности - это не отдельный самостоятельный процесс, а органично вписанный элемент иноязычного обучения.

В своем исследовании Л.В. Сухова подчеркивает, что применение цифровых технологий в процессе иноязычной подготовки служит неисчерпаемым источником актуальных аутентичных материалов, способных повысить эффективность освоения иностранного языка [19]. Д.Е. Онорин, разделяя точку зрения В.М. Монахова, подчеркивает, что в современных реалиях формирование лингвообразовательной среды невозможно без цифровых технологий [20].

К основным характеристикам лингвоцифровой образовательной среды принято относить: адаптивность, доступность, широту, обогащенность и наполняемость. Одной из наиболее важных в современных реалиях характеристик цифровой языковой образовательной среды можно считать высокую степень ее адаптивности под индивидуальные запросы и особенности обучающихся. Доступность цифровой языковой образовательной среды превращает ее в удобный и востребованный инструмент освоения в формате дистанционного или мобильного обучения. Способность среды к расширению позволяет удовлетворить разного уровня лингво-культуро-логические потребности обучающихся. Обогащенность лингвоцифровой среды аутентичными материалами отвечает за наполнение картины мира студентов новыми культурными кодами и смыслами значимыми в рамках изучаемого языка. Наполняемость среды отражает возможность моделирования содержательной стороны непосредственно субъектами образовательного процесса в зависимости от актуальных запросов общества.

Представленные характеристики лингвоцифровой среды обусловливают широкий спектр возможностей ее применения в образовательном процессе:

- интеграция новой лингвистической информации с той, которая содержится в других культурно значимых системах;

- использование безграничного объема аутентичной иноязычной информации в процессе обучения;

- проведение рутинных познавательных операций с иноязычной информацией с высокой скоростью;

- анализ информации при помощи специализированных программ;

- усвоение письменной и устной форм речи одновременно при изучении видеоматериалов;

- мгновенное получение актуальной информации о современных реалиях;

- своевременная обратная связь по результатам проверки заданий или ответ на возникающие в процессе подготовки вопросы;

- повышение мотивации студентов при освоении новых источников информации;

- индивидуализация обучения;

- взаимодействие с носителями языка вне зависимости от локальной или временной ограниченности (удаленные территории, карантинная изоляция, разница в часовых поясах);

- применение мобильных технологий в обучении и др.

Интерпретируя указанные возможности лингвоцифровой образовательной среды для организации обучения студентов факультета иностранных языков педагогического вуза китайскому языку как корне-изолирующему, тональному, слоговому, а также обладающему иероглифической системой письма, в качестве наиболее востребованных следует выделить:

- возможность офлайн-контроля за правильностью (точностью, четкостью) произнесения звуков, слогов китайского языка;

- наличие большого количества аутентичных аудиоматериалов, направленных на отработку тонов;

- возможность использования приложений, способных корректировать неправильное произношение студентов;

- возможность онлайн- и офлайн-доступа электронных словарей;

- создание флеш-карточек по теме урока;

- возможность отслеживания реального применения изучаемой лексики в речи носителей языка - корпусы китайского языка;

- разработка индивидуальных вспомогательных материалов (майндмеп, чек-листы, схемы, инфографика);

- возможность самостоятельно создавать материалы, способствующие правильному освоению иероглифической письменности, такие как прописи с пошаговым (почертовым) руководством по написанию;

- доступность материалов, имеющих социальную, историческую и культурную значимость;

- возможность общения с носителями языка в условиях реального времени посредством чатов и социальных сетей.

Таким образом, отвечая типологическим особенностям китайского языка и учитывая количество различий в родном и изучаемом языке, а также преимущественно начальный уровень освоения языка у студентов, обучение в рамках лингвоцифровой среды способствует эффекти-визации процесса изучения китайского языка, формируя предметные и межпредметные связи. Более того, реализация возможностей лингво-цифровой среды разрешает противоречие между ограниченным учеб-

ным временем и объемом информации, необходимой к изучению. Соответственно, повышается результативность самостоятельного обучения, а также формируется автономность учащихся как готовность и навык самостоятельной работы, принятия собственных решений и ответственности за них, в том числе в ходе обучения, мотивируя каждого студента к самостоятельному и активному осуществлению учебной деятельности, осознанной оценке собственного речевого опыта и, при необходимости, его коррекции.

Реализация на практике подобных возможностей лингвоцифро-вой образовательной среды позволяет наиболее эффективно преодолевать сложности, возникающие у студентов в процессе обучения из-за серьезных отличий языковых систем.

Так, при подготовке студентов - будущих учителей китайского языка на факультете иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета используется комплекс элементов лингвоцифровой образовательной среды, интегрированный в рамках предметной и практической подготовки обучающихся. Применение широкого спектра элементов лингвоцифровой среды в процессе обучения китайскому языку способствует формированию цифровой грамотности у студентов. Таким образом, цифровая грамотность осваивается в процессе языковой подготовки будущих учителей.

Обучение китайскому языку студентов факультета иностранных языков начинается с вводно-фонетического курса. При формировании слухопроизносительных навыков обучающиеся сталкиваются не только с иной системой звуков и слогов, но и с наличием тонов. Более того, в китайском языке присутствует большое количество схожих слогов, а также омофонов, что повышает необходимость точного и четкого произношения. Следует также отметить, что на этапах слухового контроля и самоконтроля студенты чаще не идентифицируют собственные ошибки, в этой связи необходимы инструменты для анализа и дальнейшей ликвидации собственных ошибок. Уже на начальном этапе обучающиеся овладевают комплексом цифровых инструментов (приложения, программы, сайты) для успешного развития слухопроизноси-тельных навыков. Так, например, применение программы SpeechAnalyzer позволяет сделать аудиозапись собственного произношения и графически отображает произнесенные тоны, что дает возможность студентам осуществлять их своевременную коррекцию. Запись собственного произношения и дальнейшая работа с ним - неотъемлемая часть развития фонетических навыков. Помимо собственных аудиозаписей в учебном процессе активно применяются фонетические сайты, на которых представлены эталоны звучания. Так, например, одним из наиболее полезных является сайт www.chineseplus.club/pinyin с фонетической таблицей сочетания инициалей и финалей с тонами и

озвучиванием носителем языка. Применяются приложения с элементами искусственного интеллекта, способные оценить правильность произнесенных звуков или слов, однако данные приложения еще находятся на стадии разработки, а также требуют оплаты. Среди мероприятий, направленных на совершенствование фонетических навыков, традиционно проводится поэтический онлайн-конкурс среди школьников, изучающих китайский язык, и студентов 1-го курса. Видеозаписи с поэтической декламацией на китайском языке презентуются в социальной сети, где победитель определяется не только компетентным жюри, но и другими участниками данной социальной группы. Подготовку школьников к поэтическому конкурсу осуществляют студенты 4-го курса в рамках педагогической практики. Студентам необходимо не только отработать и выучить со школьниками стихотворения, но и произвести видеозапись, сделать при необходимости ее коррекцию, выложить видеофайл на страницу социальной сети, все это является элементами развития цифровой грамотности будущих учителей китайского языка. Непосредственное овладение цифровой грамотностью происходит в рамках предмета «Методика обучения и воспитания китайскому языку», где студентам, среди прочих заданий, необходимо создать комплекс упражнений по фонетике, а затем при помощи доступных платформ, приложений и сервисов сделать эти упражнения в интерактивном цифровом формате и применить на практике со школьниками.

Освоению лексики китайского языка способствует использование студентами мобильных электронных словарей с онлайн- и оффлайн-доступом (например, ЛгоЬоЫпе8е, ТгатсЫпе8е или 2&с), электронных учебно-методических пособий. Первичное закрепление и повторение новых лексических единиц происходит с использованием онлайн-сервиса для создания флеш-карточек Quizlet, контроль и самопроверка могут быть организованы на базе тестовых онлайн-платформ С1а88Макег или GoogleClass. Изучение лексики китайского языка усложняется необходимостью освоения иероглифики, здесь весьма значимым представляется овладение студентами цифровым инструментарием для создания прописей, в которых помимо произношения и значения указано количество черт в иероглифе, порядок их написания и выделение ключевого элемента, деление иероглифа на графемы и указание их функции в иероглифе, способ образования иероглифа, композиция, примеры использования и т.д. Умение создавать электронные прописи - одно из базовых умений студентов в рамках развития цифровой грамотности, для этого нами, как правило, используются такие сайты, как https://www.an2.net/, позволяющие создавать вспомогательные материалы для отработки каллиграфии разного уровня сложности. Данный сайт, в отличие от аналогичных, обладает расширенным набором функций - возможностью добавления пиньиня и порядка написа-

ния иероглифов, оформления поля для записи знаков, а также выбора шрифта из широкого спектра и пр. Студентам 1-го курса, обучающимся по профилю Иностранный (китайский) язык и Иностранный (английский) язык, при прохождении учебно-ознакомительной (предметной) практики предлагается создать расширенные электронные словари по освоенным темам, дополнить все лексические единицы набором прописей, а также разработать тестовые задания для их закрепления и проверки. При освоении лексических единиц неотъемлемым компонентом лингвоцифровой среды являются социальные сети. Так, например, на этапе первичного знакомства с иероглифами студентам предлагается творческий конкурс «Мой первый иероглиф» - студенты дополняют изображение иероглифа рисунком, а затем размещают свои работы в социальной сети, где другим обучающимся предлагается оценить работы. Разбор и ввод новой лексики - это трудоемкий процесс, в условиях ограниченности времени не всегда удается рассмотреть все лексические единицы с особенностями их иероглифического воплощения. Здесь на помощь приходят видеохостинги, содержащие в себе видеоуроки носителей языка по разбору новых слов. Наиболее востребованные нами в учебном процессе - аутентичный видеохостинг Youku, Youglish и QQ. Например, видеохостинг Youglish позволяет по ключевым словам найти видео носителей языка, в том числе выбрав нужную группу диалектов. Видео также сопровождается субтитрами (иероглифами и пиньинем), присутствует встроенный онлайн-словарь, срабатывающий при нажатии на слово.

Наиболее значимыми цифровыми инструментами при обучении грамматике китайского языка являются всевозможные структурирующие платформы, позволяющие организовать как индивидуальную, так и групповую работу студентов. На занятиях достаточно часто применяется платформа Miro, позволяющая систематизировать изучаемое грамматическое явление в формате групповой онлайн-работы. Сайты, на которых можно создавать схемы в стиле Mindmap или инфографики. Любое грамматическое явление легче воспринимается в виде схемы, рисунка или таблицы [21]. Студентам необходимо не только освоить сами правила или явления, но и научиться создавать вспомогательные цифровые материалы для школьников. Разработка индивидуальных цифровых вспомогательных материалов (майндмеп, чек-листы, схемы, инфографика) облегчает усвоение материала, способствует прочности и системности запоминания, а также позволяет повысить мотивацию обучающихся, поддерживает мыслительную активность [22]. Грамматический аспект требует постоянной проверки и отработки, в этой связи студентам предлагается использование всевозможных доступных тестовых онлайн-платформ для тренировки. В настоящее время инструментов для создания онлайн-тестов существует огромное количе-

ство, и основная сложность заключается в быстром освоении предлагаемого сервиса с учетом его ограничений (отсутствие фонетического руководства, ограниченное количество типов тестовых заданий, узкий спектр опций для созданий заданий, ограничение по количеству тестируемых участников). Умение быстро осваивать новые цифровые инструменты с учетом образовательных потребностей является показателем высокого уровня развития цифровой грамотности [23. С. 237].

Реализация возможностей лингвоцифровой образовательной среды при подготовке студентов - будущих учителей китаистов уже показала свою эффективность, студенты факультета иностранных языков демонстрируют свою готовность применять на практике полученные знания и умения в области электронного обеспечения образовательного процесса. Как уже было сказано ранее, цифровая грамотность - это неотъемлемый атрибут функционирования обучающихся в лингвоциф-ровой среде, повышая свой уровень цифровой грамотности, студент может реализовать большее количество возможностей предлагаемых данной средой. Таким образом, правомерно говорить о том, что эффективность освоения иностранного языка в рамках цифровой языковой образовательной среды находится в прямой зависимости от качества и уровня сформированности цифровой грамотности студентов. В настоящее время крайне востребованы профессионалы не только с высоким уровнем китайского языка, но также владеющие цифровой грамотностью и готовностью постоянно ее совершенствовать. Следует отметить, что лингвистическая подготовка в совокупности с развитием цифровой грамотности у студентов - будущих учителей иностранного языка является вопросом, требующим дальнейшего изучения и практической реализации.

Заключение

Таким образом, функциональная грамотность является одной из документально подтвержденных тенденций современной системы образования, применяемой в том числе и при обучении иностранным языкам. Один из наиболее востребованных на сегодняшний день компонентов функциональной грамотности - цифровая грамотность, применительно к иноязычному обучению понимаемая как способность эффективно, безопасно использовать и создавать информационный контент (образовательный продукт) на родном и изучаемом (иностранном) языке в коммуникативных и образовательных целях. Соответственно, на сегодняшний день одной из первостепенных задач педагогического вуза при обучении студентов - будущих учителей иностранного языка становится подготовка специалистов, владеющих на высоком уровне не только иностранными языками, но и цифровой грамотностью.

В ходе профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Иностранный (китайский) язык и Иностранный (английский) язык, используется целый комплекс элементов лингво-цифровой образовательной среды, интегрированный в рамках предметного и практического обучения. Применение широкого спектра элементов лингвоцифровой среды в процессе обучения китайскому языку способствует не только качественной иноязычной подготовке, но и развитию цифровой грамотности студентов.

Настоящая публикация отражает основные компоненты, реализующие на практике возможности лингвоцифровой образовательной среды при организации обучения китайскому языку, а также особенности развития цифровой грамотности студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение на практике подобного цифрового инструментария:

- электронные учебно-методические пособия с онлайн- и офлайн-доступом;

- мобильные электронные словари;

- приложения для мобильного обучения - программное обеспечение для смартфонов и планшетных мобильных устройств, содержательно дополняющие основной языковой курс;

- программы открытого доступа для работы с произносительной стороной речи, позволяющие не только слышать звуковой эталон, но и записывать на диктофон собственное произношение с дальнейшей оценкой этих записей элементами искусственного интеллекта или преподавателем по данной дисциплине;

- китайские стриминговые платформы, позволяющие использовать мультимедийный комплекс инструментов во время занятия, что повышает интерактивность образовательного процесса.

- демонстрация студентами собственных аудио- и видеопрезентационных материалов со своих носителей, что позволяет повысить не только уровень изучаемого языка, но и цифровую грамотность;

- китайские социальные сети, позволяющие не только найти собеседника - носителя языка, но и содержащие в себе информацию для изучения;

- виртуальные лаборатории, позволяющие организовать совместную проектную деятельность с носителями китайского языка;

- видеохостинги, облачные хранилища с доступными уроками от носителей языка по различным тематическим разделам;

- платформы для проведения онлайн-занятий, встреч, вебинаров, позволяющие студентам участвовать в дистанционных языковых курсах, стажировках, практиках, организованных носителями языка, и других, дают возможность говорить о повышении мотивации студентов в про-

цессе обучения, эффективизации освоения китайского языка, а также развитии и совершенствовании цифровой грамотности обучающихся.

Настоящая публикация не претендует на исчерпывающий анализ проблемы развития цифровой грамотности при подготовке будущих учителей китайского языка, авторы осознают необходимость дальнейшего углубления и конкретизации исследуемого вопроса. Перспективы дальнейшего исследования связываются с определением содержания и структуры цифровой грамотности будущих учителей китайского языка, уровней и критериев ее сформированности, а также созданием и совершенствованием методики развития цифровой грамотности студентов.

Список источников

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 // Вестник образования. 2018. Июнь.

2. О национальным целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020.

3. Об утверждении методологии и критериях оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся : Приказ Рособрнадзора № 590, Минпро-свещения России № 219 от 06.05.2019 // Вестник образования. 2019. Май.

4. О внесении изменений в методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6.05.2019 № 590/219 : Приказ Рособрнадзора и Минпросвещения России от 24.12.2019 № 1718.

5. Об организации работы по повышению функциональной грамотности: Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 // Администратор образования. 10.2021. № 20.

6. Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации : Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.09.2021 № A3-581/03 // Собрание законодательства Российской Федерации. 21.01.2019. № 3. Ст. 205.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями на 18 июля 2022 года) : Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.07.2021, № 0001202107050028.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 18 июля 2022 года) : Приказ Мин-просвещения России от 31.05.2021 № 287 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.07.2021, № 0001202107050027.

9. Педвузы России и Китая обсудили развитие педагогического образования в эпоху цифровизации на форуме в Новосибирске. URL: https://nspu.ru/news/ pedvuzy-rossii-i-kitaya-obsudili-razvitie-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-epokhu-tsifrovizatsii-na-f/ (дата обращения: 20.11.2022).

10. Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников / К.Э. Безукладников, Д.Л. Готлиб,

К.А. Занина [и др.] ; науч. ред. К.Э. Безукладников, В.А. Захарова ; под общ. ред. М.А. Худяковой. Пермь, 2021. 170 с.

11. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1992. 152 с.

12. Безукладников К.Э., Готлиб Д.Л. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1. С. 106-117.

13. Вербницкая М.В., Махмурян К. С., Трешина И.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по иностранным языкам. М., 2022. 104 с.

14. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 8. С. 35-38.

15. Шариков А.В. Концепции цифровой грамотности: Российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3, № 3. С. 96-112.

16. АбрамоваИ.Е., Шишмолина Е.П. Иноязычное обучение студентов гуманитарного профиля: академическая и цифровая грамотность // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 3. С. 113-126.

17. Еремин Ю.В., Алмазова Н.И., Рубцова А.В., Одинокая М.А., Смольская Н.Б. Методология развития современного иноязычного образования в контексте формирования цифровой грамотности студентов многопрофильного вуза // Письма в Эмис-сия.Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электронный научный журнал. 2020. № 12 (декабрь).

18. Прохорова А.А., Безукладников В.К., Чечеткина А.И. Особенности обучения мультилингвальных преподавателей эпохи цифровизации // Язык и культура. 2021. № 56. С. 234-253.

19. Сухова Л. В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системно-образующий фактор // Иностранные языки в школе. 2007. № 5. С. 15-18.

20. Онорин Д.Е. Лингвообразовательная среда как обязательное условие эффективного формирования самостоятельности взрослых в иноязычном обучении // Мир науки. 2017. Т. 5, № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/58PDMN317.pdf (дата обращения: 25.10.2022).

21. Захарова Л.Б., Захарова Е.В. Принцип наглядности в обучении лексике на уроках английского языка в школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 2. С. 198-203.

22. Гураль С.К., Краснопеева Т.О., Смокотин В.М., Сорокоумова С.Н. Цели, задачи, принципы и содержание индивидуальных траекторий с учетом латентных характеристик студентов // Язык и культура. 2019. № 47. С. 176-196.

23. Прохорова А.А., Безукладников В.К., Лизунова Л.Р. Исследование понятия и структуры лингвоцифровой компетенции студента // Язык и культура. 2022. № 58. С. 236-260.

References

1. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 No. 204 [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204] // Vestnik obrazovanija.

2. O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 No. 474 [On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474] // SZ RF.

3. Ob utverzhdenii metodologii i kriterijah ocenki kachestva obshhego obrazovanija v ob-shheobrazovatel'nyh organizacijah na osnove praktiki mezhdunarodnyh issledovanij kachestva podgotovki obuchajushhihsja: Prikaz Rosobrnadzora No. 590, Minprosveshhen-ija Rossii Np. 219 ot 06.05.2019 goda [On the approval of the methodology and criteria for assessing the quality of general education in general education organizations based on the practice of international studies of the quality of student training: Order of Rosobrnad-zor No. 590, Ministry of Education of Russia No. 219 dated 06.05.2019] // Vestnik obrazovanija.

4. O vnesenii izmenenij v metodologiju i kriterii ocenki kachestva obshhego obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh organizacijah na osnove praktiki mezhdunarodnyh issledovanij kachestva podgotovki obuchajushhihsja, utverzhdennye prikazom Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere obrazovanija i nauki i Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 6.05.2019 g. No. 590/219 [On introducing changes to the methodology and criteria for assessing the quality of general education in general education organizations based on the practice of international studies of the quality of student training, approved by order of the Federal Service for Supervision in Education and Science and the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 6, 2019 No. 590]. Prikaz Rosobrnadzora i Minpro-sveshhenija Rossii ot 24.12.2019 goda No. 1718.

5. Ob organizacii raboty po povysheniju funkcional'noj gramotnosti: Pis'mo Departamenta gosudarstvennoj politiki i upravlenija v sfere obshhego obrazovanija Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 14.09.2021 g. No. 03-1510 [On the organization of work to improve functional literacy: Letter from the Department of State Policy and Management in the Sphere of General Education of the Ministry of Education of the Russian Federation dated September 14, 2021 No. 03-1510] // Administrator obrazovanija. No. 20, Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. Bjulleten' normativnyh pravovyh aktov. No. 36.

6. Ob organizacii raboty po povysheniju kachestva obrazovanija v subjektah Rossijskoj Federacii: Pis'mo Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 15.09.2021 goda No. AZ-581/03 [On the organization of work to improve the quality of education in the constituent entities of the Russian Federation: Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated September 15, 2021 No. AZ-581/03] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 21.01.2019. No. 3. st. 205.

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija (s izmenenijami na 18 ijulja 2022 goda): Prikaz Minprosveshheni-ja Rossii ot 31.05.2021 No. 286 [On approval of the federal state educational standard of primary general education (as amended on July 18, 2022): Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 No. 286] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii www.pravo.gov.ru, 05.07.2021, No. 0001202107050028

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija (s izmenenijami na 18 ijulja 2022 goda): Prikaz Minprosveshheni-ja Rossii ot 31.05.2021 No. 287 [On approval of the federal state educational standard of primary general education (as amended on July 18, 2022): Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 No. 287] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii www.pravo.gov.ru, 05.07.2021, No. 0001202107050027

9. Pedvuzy Rossii i Kitaya obsudili razvitiye pedagogicheskogo obrazovaniya v epokhu tsifrovizatsii na forume v Novosibirske [Russian and Chinese pedagogical universities discussed the development of pedagogical education in the era of digitalization at the forum in Novosibirsk] // nspu.ru URL: https://nspu.ru/news/ pedvuzy-rossii-i-kitaya-obsudili-razvitie-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-epokhu-tsifrovizatsii-na-f/ (Accessed: 20.11.2022).

10. Sravnitel'nyj analiz podhodov, programm i metodik formirovanija funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov: kollekt. monogr. [Comparative analysis of approaches, programs and methods of formation of functional literacy of younger schoolchildren]

(2021) / K.E. Bezukladnikov, D.L. Gotlib, K.A. Zanina [i dr.]; Perm. gos. gumanit.-ped. un-t. Perm'. 170 p.

11. Ginecinskij V.I. (1992) Osnovy teoreticheskoj pedagogiki [Fundamentals of theoretical pedagogy]. SPb.: Izd-vo SPb un-ta. 152 p.

12. Bezukladnikov K.E., Gotlib D.L. (2021) Formirovanie funkcional'noj gramotnosti v os-novnoj shkole kak sposob povyshenija motivacii uchenija na urokah inostrannogo jazyka [Formation of functional literacy in primary school as a way to increase learning motivation in foreign language lessons] // Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Problemy jazykoznanija i pedagogiki. 1. pp. 106-117.

13. Verbnickaja M.V., Mahmurjan K.S., Treshina I.V. (2022) Metodicheskie rekomendacii dlja uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 2020 goda po inostrannym yazykam [Methodological recommendations for teachers prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the USE 2020 in foreign languages]. M. 104 p.

14. Berman N.D. (2017) K voprosu o cifrovoj gramotnosti [To the question of digital literacy] // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 8. pp. 35-38.

15. Sharikov A.V. (2018) Koncepcii cifrovoj gramotnosti: Rossijskij opyt [Concepts of digital literacy: Russian experience] // Kommunikacii. Media. Dizajn. Vol. 3 (3). pp. 96-112.

16. AbramovaI.E., Shishmolina E.P. (2022) Inojazychnoe obuchenie studentov gumanitar-nogo profilja: akademicheskaja i cifrovaja gramotnost' [Foreign language teaching of students majoring at humanities: academic and digital literacy] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika. 3. pp. 113-126.

17. Eremin Ju.V., Almazova N.I., Rubcova A.V., Odinokaja M.A., Smol'skaja N.B. (2020) Metodologija razvitija sovremennogo inojazychnogo obrazovanija v kontekste formiro-vanija cifrovoj gramotnosti studentov mnogoprofil'nogo vuza [Methodology for the development of modern foreign language education in the context of the formation of digital literacy of students of a multidisciplinary university] // Pis'ma v Emissija.Offlain: el-ektronnyj nauchnyj zhurnal. 12.

18. Prokhorova A.A., Bezukladnikov V.K., Chechetkina A.I. (2021) Osobennosti obucheniya mul'tilingval'nyh prepodavatelej epohi cifrovizacii [Features of teaching multilingual teachers in the era of digitalization] // Yazyk i kul'tura. 56. pp. 234-253.

19. Sukhova L.V. (2007) Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku i yazykovaja parasreda kak ego sistemno-obrazujushhij factor [Communicative-oriented teaching of a foreign language and the language paraenvironment as its system-forming factor] // IJaSh. 5. pp. 15-18.

20. Onorin D.E. (2017) Lingvoobrazovatel'naja sreda kak objazatel'noe uslovie jeffektivnogo formirovanija samostojatel'nosti vzroslyh v inojazychnom obuchenii [Linguistic educational environment as a prerequisite for the effective formation of adult independence in foreign language education] // Internet-zhurnal "Mir nauki". Vol. 5 (3). URL: http://mir-nauki.com/PDF/58PDMN317.pdf (Accessed: 25.10.2022).

21. Zakharova L.B., Zakharova E.V. (2021) Princip nagljadnosti v obuchenii leksike na uro-kakh anglijskogo yazyka v shkole [The principle of visualization in teaching vocabulary in English lessons at school] // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. Vol. 6 (2). pp. 198203.

22. Gural S.K., Krasnopeeva T.O., Smokotin V.M., Sorokoumova S.N. (2019) Tseli, zadachi, principy i soderzhanie individual'nyh traektorij s uchetom latentnyh kharakteristik studentov [Goals, objectives, principles and content of individual trajectories with account to the students' latent characteristics] // Yazyk i kul'tura. 47. pp. 176-196.

23. Prokhorova A.A., Bezukladnikov V.K., Lizunova L.R. (2022) Issledovanie ponyatiya i struktury lingostyfrovoj kompetenstii studenta [Study of the concept and structure of the student's linguo-digital competence] // Yazuk i kul'tura. 58. pp. 236-260.

Информация об авторах:

Костина Е.А. - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры английского языка, декан факультета иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected] Соболева Ж. С. - старший преподаватель кафедры китайского языка, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]

Макаренко Л. А. - старший преподаватель кафедры китайского языка, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия). E-mail: makarenkolidia@gmail. com

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Kostina E.A., Ph.D. (Education), Associate Professor, Professor of the English Department, Dean of the Foreign Languages Faculty, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia). E-mail: [email protected]

Soboleva J.S., Senior Lecturer of the Department of Chinese, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia). E-mail: [email protected]

Makarenko L.A., Senior Lecturer of the Department of Chinese, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 26.10.2022; принята к публикации 10.01.2023 Received 26.10.2022; accepted for publication 10.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.