Научная статья на тему 'Учебное исследование как средство формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся младшего подросткового возраста на уроках английского языка'

Учебное исследование как средство формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся младшего подросткового возраста на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МОТИВАЦИЯ / "НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ" / АКТУАЛИЗАЦИЯ ВАЖНЫХ ЗНАНИЙ / АКТИВНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ПОДДЕРЖКА УЧЕНИКОВ УЧИТЕЛЕМ / НЕСТАНДАРТНОЕ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОГО ОПЫТА / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ / INFORMATION SOCIETY / YOUNGER TEENAGE AGE / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES / AUTONOMY / PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS / "LEARN TO STUDY" / UPDATING OF IMPORTANT KNOWLEDGE / ACTIVE INVOLVEMENT OF STUDENTS / LEARNING THROUGHOUT LIFE / SUPPORT OF STUDENTS BY A TEACHER / LATERAL AND CRITICAL THINKING / DEVELOPMENT OF THINKING / MOTIVATION / SOCIAL DEVELOPMENT / IMPORTANCE OF PERSONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безукладников Константин Эдуардович, Крузе Борис Александрович, Мелехина Екатерина Сергеевна

В настоящее время в условиях информационного общества все больше внимания уделяется процессу обучения и воспитания. Современные подростки имеют значительные сдвиги в процессах восприятия и мышления, мотивационной и эмоционально-волевой сферах, ценностных ориентирах, пространстве деятельности и эмоциональном стрессе. Наиболее эффективным способом повышения качества учебно-воспитательной мотивации младших подростков является организация учебно-познавательной деятельности на уроках, так как реализация учебного запроса помогает научить школьников быть самостоятельными, создавать познавательные мотивы и исследовательские способности, инициировать, планировать, грамотно реализовывать и оценивать результаты любой деятельности. В статье дается определение обучающей исследовательской деятельности и описывается, как ее можно применять в процессе обучения в школе, поскольку она обучает задавать правильные вопросы при планировании, что позволит добиться успеха в любой деятельности, как учебной, так и вне школы. Учебно-познавательная деятельность может изменить способ восприятия информации и мышления школьников, научит задавать правильные вопросы. В традиционной системе обучения основное внимание уделяется знаниям и формированию умений и навыков. При этом ученики часто не понимают, в каких жизненных ситуациях они могут применяться полученные знания и навыки. В современной школе планирование обучения с поддержкой по внутренним личным мотивам будет наиболее эффективным: нужно начинать с цели, что поможет показать важность и применимость учебного материала и модальности действий в жизненных ситуациях; после этого нужно определить наиболее эффективные способы действия; полученные знания будут означать цель и результат обучения. Обучение учебно-познавательной деятельности можно соотнести с обучением самостоятельности школьников: организация исследовательской деятельности способствует формированию образовательно-познавательной компетентности у подростков младшего возраста, так как развивает более сильную мотивацию, высокий уровень концентрации внимания и критического мышления; помогает сосредоточиться на приобретении знаний, положительном отношении к оценке учителя и одноклассников, а также на самооценке. Для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности в 5-6-х классах необходимо учитывать психолого-педагогические особенности, соответствующие этому возрасту: готовность и способность расширять знания, умение определять личные и значимые учебные задачи и находить способы их решения, адекватность при оценке результатов, стремление обучающихся планировать индивидуальный образовательный путь, развитие учебно-познавательной деятельности в процессе учебной деятельности, необходимость общения со сверстниками и заинтересованность в их оценке (в этом возрасте важно сосредоточить внимание не только на самооценке, но и на взаимной оценке), формирование теоретического и критического мышления, целенаправленного восприятия и умения концентрировать внимание. Обучение учебно-познавательной деятельности может помочь студентам «научиться учиться» в течение всей жизни; а приобретенные знания и навыки становятся средством формирования студентов как активных и творческих личностей, ответственных за их выбор. Полученные знания и сформированные умения и навыки становятся средством формирования обучающихся как личностей, готовых принимать решения, а также анализировать свою деятельность и вносить изменения, позволяющие достигать цели наиболее эффективным способом; кроме этого, школьники становятся способными использовать мыслительные и исследовательские навыки в разных сферах, новых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безукладников Константин Эдуардович, Крузе Борис Александрович, Мелехина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Research as a Means of Formation of Educational and Cognitive Competence of Students

More and more attention is being paid to learning and education in the information society. Modern adolescents have significant shifts in the processes of perception and thinking, motivational and emotional-will spheres, valuable guidelines, activity space and emotional stress. The most effective way to improve the quality of educational motivation of younger teenagers is to organize educational and cognitive activities at lessons as the implementation of the educational request helps to teach students to be independent, to create cognitive motives and research abilities, to initiate, plan, properly implement and evaluate the results of any activity. The article defines learning inquiring activities and describes how they can be applied in the school process, as they teach students to ask the right questions while planning, which will allow them to succeed in any activity both educational and outside school.. Educational and cognitive activity can change the way of perception of information and thinking of students, will teach to ask the right questions. The traditional learning system focuses on knowledge and skills development. At the same time, pupils often do not understand in what life situations they can apply the acquired knowledge and skills. In modern school planning for education with support on internal personal grounds will be more effective: it is necessary to start with a goal which will help to show the importance and applicability of educational material and modality of actions in life situations, then determine the most effective methods of action, the knowledge gained will mean the purpose and outcome of the training. Training in educational and cognitive activities can be related to training in the autonomy of students: the organization of research activities contributes to the formation of educational and cognitive competence among young adolescents as it develops stronger motivation, a high level of concentration of attention and critical thinking, it helps to focus on knowledge acquisition, positive attitudes towards teacher and classmate evaluation, and self-esteem. For effective organization of educational activities in 5-6 grades it is necessary to take into account psychological and pedagogical peculiarities corresponding to this age: Readiness and ability to expand knowledge, ability to identify personal and important educational tasks and find ways to solve them, adequacy in evaluation of results, desire of students to plan individual educational path, development of educational and cognitive activity in the process of educational activity, necessity to communicate with peers and interest in their assessment (at this age, it is important to focus not only on self-evaluation but also on mutual assessment), the formation of theoretical and critical thinking, purposeful perception, and the ability to concentrate attention. Learning to inquiry can help students "learn to study" throughout their lives, acquired knowledge and skills become a means of shaping students as active and creative personalities responsible for their choices. The knowledge and skills acquired become a means of shaping learners as individuals willing to make decisions and, analysing their activities and making changes to achieve the goal in the most effective way; besides, pupils become able to use thought and research skills in different spheres, new situations.

Текст научной работы на тему «Учебное исследование как средство формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся младшего подросткового возраста на уроках английского языка»

УДК 378.4

БО!: 10.17223/19996195/48/17

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

К.Э. Безукладников, Б.А. Крузе, Е.С. Мелехина

Аннотация. В настоящее время в условиях информационного общества все больше внимания уделяется процессу обучения и воспитания. Современные подростки имеют значительные сдвиги в процессах восприятия и мышления, мотивационной и эмоционально-волевой сферах, ценностных ориентирах, пространстве деятельности и эмоциональном стрессе. Наиболее эффективным способом повышения качества учебно-воспитательной мотивации младших подростков является организация учебно-познавательной деятельности на уроках, так как реализация учебного запроса помогает научить школьников быть самостоятельными, создавать познавательные мотивы и исследовательские способности, инициировать, планировать, грамотно реализовывать и оценивать результаты любой деятельности. В статье дается определение обучающей исследовательской деятельности и описывается, как ее можно применять в процессе обучения в школе, поскольку она обучает задавать правильные вопросы при планировании, что позволит добиться успеха в любой деятельности, как учебной, так и вне школы. Учебно-познавательная деятельность может изменить способ восприятия информации и мышления школьников, научит задавать правильные вопросы. В традиционной системе обучения основное внимание уделяется знаниям и формированию умений и навыков. При этом ученики часто не понимают, в каких жизненных ситуациях они могут применяться полученные знания и навыки. В современной школе планирование обучения с поддержкой по внутренним личным мотивам будет наиболее эффективным: нужно начинать с цели, что поможет показать важность и применимость учебного материала и модальности действий в жизненных ситуациях; после этого нужно определить наиболее эффективные способы действия; полученные знания будут означать цель и результат обучения. Обучение учебно-познавательной деятельности можно соотнести с обучением самостоятельности школьников: организация исследовательской деятельности способствует формированию образовательно-познавательной компетентности у подростков младшего возраста, так как развивает более сильную мотивацию, высокий уровень концентрации внимания и критического мышления; помогает сосредоточиться на приобретении знаний, положительном отношении к оценке учителя и одноклассников, а также на самооценке. Для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности в 5-6-х классах необходимо учитывать психолого-педагогические особенности, соответствующие этому возрасту: готовность и способность расширять знания, умение определять личные и значимые учебные задачи и находить способы их решения, адекватность

при оценке результатов, стремление обучающихся планировать индивидуальный образовательный путь, развитие учебно-познавательной деятельности в процессе учебной деятельности, необходимость общения со сверстниками и заинтересованность в их оценке (в этом возрасте важно сосредоточить внимание не только на самооценке, но и на взаимной оценке), формирование теоретического и критического мышления, целенаправленного восприятия и умения концентрировать внимание. Обучение учебно-познавательной деятельности может помочь студентам «научиться учиться» в течение всей жизни; а приобретенные знания и навыки становятся средством формирования студентов как активных и творческих личностей, ответственных за их выбор. Полученные знания и сформированные умения и навыки становятся средством формирования обучающихся как личностей, готовых принимать решения, а также анализировать свою деятельность и вносить изменения, позволяющие достигать цели наиболее эффективным способом; кроме этого, школьники становятся способными использовать мыслительные и исследовательские навыки в разных сферах, новых ситуациях.

Ключевые слова: информационное общество; младший подростковый возраст; учебно-исследовательская деятельность; самостоятельность; личностное развитие обучающихся; мотивация; «научиться учиться»; актуализация важных знаний; активное вовлечение обучающихся; социальное развитие; обучение в течение всей жизни; поддержка учеников учителем; нестандартное и критическое мышление; важность личного опыта; развитие мышления.

Введение

Сейчас в условиях информатизации общества все больше внимания уделяется процессу обучения и воспитания. Это связано с несколькими аспектами, прежде всего с изменениями условий жизни, социально-экономической среды, системы общественных отношений. Изменился и сам человек, и, соответственно, современный школьник отличается от того, который был 10-20 лет назад. Кроме того, произошли сдвиги в развитии современных детей.

Сейчас школьники живут в век глобализации и широкой доступности информации. Особенностью современного мира является устранение барьеров (культурных и психологических) между странами и людьми, открытость мира человеку и человека миру, возможность существования в новом необычном пространстве, созданном человеком. В современном мире более тесное социальное взаимодействие, более прочные экономические связи, больше возможностей для отдыха. Современные дети являются уверенными пользователями различных технических новинок. Информация играет одну из важнейших ролей в жизни общества (современные дети имеют доступ к огромному количеству информации, недоступной для предыдущих поколений), поскольку формируется новая среда, новые формы и условия получения и назначения знаний, что приводит к изменению информационных коммуникаций, знаний и познания [1]. Возникает вопрос: в какой степени

школа и существующие подходы к обучению соответствуют этим изменениям? Современный обучающийся должен не столько обладать определенными знаниями, но владеть различными способами работы с информацией (поиск, обработка, хранение, передача и т.д.) и быть способным обучаться в течение всей жизни. Когда учителя развивают способность к непредвзятому мышлению и формируют открытый взгляд на мир, использование разных стратегий помогает достигнуть индивидуальных целей обучения учеников [2].

Школа готовит своих выпускников к новым условиям жизни, разнообразным и сложным. Будут работать по профессиям, которые сейчас не существуют, и использовать технологии, которые еще не созданы, 80% обучающихся, которые пошли в этому году в школу. Сегодня школьники воспитываются в интерактивном мире, они и думают, и обрабатывают информацию другим способом, не так как старшее поколение. В связи с этим учителя должны формировать и развивать следующие необходимые навыки: способность к самостоятельному решению задач, основанному на логических выводах, анализе данных и нестандартном мышлении, и критическое мышление, которое связано с аргументацией и оценкой рассуждений. Способность переносить сложный мыслительный процесс из одной области в другую, используя различные когнитивные подходы, является критической способностью для школьников в наше время.

Современные подростки имеют значительные сдвиги в процессах восприятия и мышления, мотивационной и эмоционально-волевой сферах, ценностных ориентирах, пространстве деятельности и эмоциональном стрессе. Социальное развитие подростков зависит от возрастных изменений и новообразований, которые «подчиняются» и регулируются обществом. Несмотря на то, что взрослые оценивают подростков только как «субъектов влияния», дети являются полноправными членами общества, так как они усваивают нормы и формы организации общества, ищут возможные пути решения поставленных задач. Подростки формируют собственную позицию по отношению к окружающей их реальности, теряют постоянный контакт со взрослыми и относятся к ним как к посредникам, открывающим мир будущего. Современные дети развиваются быстрыми темпами, поэтому важно обратить внимание на их ориентацию, динамику и интенсивность перехода к новым закономерностям [1]. Молодые люди сегодня способны к мульти-задачности и выполнению нескольких дел одновременно, постоянно пользуются различными мессенджерами и социальными сетями для общения, стремятся к быстрому получению информации и ожидают мгновенного вознаграждения и постоянной похвалы.

Разные авторы по-разному рассматривают периодизацию подросткового возраста:

1) как неделимый этап: возрастная периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина учитывает три основных критерия: личностные новообразования, ведущую деятельность и социальную ситуацию развития. Они определяют подростковый возраст 10 (11) - 14 (15) лет [3]. С учетом полового деморфизма Б.Г. Ананьев определяет следующие границы подросткового возраста: 13-16 лет для мальчиков и 12-15 лет - для девочек [4];

2) как возрастной период, делящийся на две стадии: В.А. Аверин выделяет младший подростковый (10-13 лет) и старший подростковый (13-15 лет) [5]. Первый (12-15 лет) и второй (15-17 лет) периоды подросткового возраста определяет Л.И. Божович [6]. Подростковый период называет «фазой вхождения во взрослую жизнь» и выделяет первый (до 17 лет) и второй (до 23 лет) периоды Д.И. Фильдштейн [7].

В рамках исследования представляют интерес школьники 1012 лет, обучающиеся в 5-х и 6-х классах; они находятся в переходном адаптационном периоде после окончания обучения в начальной школе и начала учебной деятельности в средней школе. У школьников могут возникнуть определенные трудности, связанные со сменой классного руководителя и наличием новых учителей-предметников с новыми более сложными программами обучения, установлению контакта с одноклассниками. Положение школьников в рамках деловых и межличностных отношений меняется: учеба занимает больше времени, что сокращает время отдыха и увлечений, сверстники и взрослые (учителя и родители) уделяют больше внимания умственным способностям подростков, меняется стиль общения.

Практическая методология

В настоящее время подростки воспитываются и развиваются не столько в условиях семьи, класса или друзей, сколько в более широком социальном пространстве, где на них влияет огромный поток информации из телевидения и интернета, который блокирует знания, передаваемые родителями и учителями. В мире быстро меняющейся релевантной информации взрослые (и родители, и учителя) перестают быть авторитетным источником информации; и подростки руководствуются более доступной для них информацией, соответствующей их идеям и взглядам, которая часто поступает из непроверенных источников. Новая информация носит бессистемный характер и часто лежит за пределами образовательной сферы, но меняет структуру мышления, сознания и мировоззрения. Это происходит во время изменения отношений между взрослыми и детьми; в частности, взрослые не обращают пристального внимания на детей, достигших определенного уровня социального развития и понимания, исключая их из сферы деятельности общества. В то же время отмечаются изменения в отношениях между подростка-

ми, упрощение сознания, рост агрессии, жестокости, что проявляется внешне через ребячество, эгоизм или неуверенность.

Часто высказывается мнение, что современные подростки растут как «потребители», не ценят то, что имеют, не знают культурных традиций страны и собственной истории. Кроме того, они имеют неравный доступ к образовательным ресурсам в городах и сельской местности. Это приводит к эмоциональному дискомфорту и снижению желания активно работать. Ограничение в общении со сверстниками, рост явлений одиночества, коммуникативная некомпетентность негативно влияют на подростков. У детей подросткового возраста наблюдаются регрессивные изменения в мозге, обеспечивающие когнитивную деятельность. Активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов любой регуляции, уменьшается объем рабочей памяти, ухудшается способность к избирательному вниманию. Механизмы головного мозга, обеспечивающие когнитивные процессы, не соответствуют уровню сознания подростка, осознанию им зрелости и самостоятельности [1].

Современные подростки заинтересованы в поиске смысла жизни, в большей степени понимают ее, акцентируют внимание на идентичности, проявляют критичность по отношению к окружающим и к себе. Их ценностные ориентации меняются: наиболее ценными аспектами являются образование, решительность, высокий уровень достижений; здоровье и внешность имеют большое значение, но способность сопереживать, терпимость и проницательность ценятся меньше всего.

Перечисленные выше изменения напрямую влияют на основную деятельность младших подростков - учебу, в школе они проводят большую часть времени. Здесь одним из важных аспектов являются отношения между учителем и учеником. Если раньше учитель был авторитетом для школьников, так как основными источниками образовательной информации были образовательный пакет учителя и предмета, то сейчас, с развитием новых технологий и неограниченным доступом к любой информации, предметное знание учителя не имеет такой ценности. Авторитетный стиль преподавания также препятствует созданию комфортной, благоприятной рабочей атмосферы и доверительных отношений на уроках. К сожалению, в настоящее время все чаще в СМИ появляется информация о некомпетентности учителей, о моральном, психологическом, а иногда и физическом насилии с их стороны. Но и учителя становятся более уязвимыми в современной школе: они перегружены бумажной работой, в связи с нехваткой коллег у многих из них большая часовая нагрузка, не считая необходимости готовиться к сдаче государственных экзаменов, участвовать в конференциях и предметных конкурсах [8].

В связи с этим, необходимо искать пути выхода из сложившейся ситуации, сделать процесс учебно-воспитательного процесса комфорт-

ным и эффективным для всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- выявить особенности современной социокультурной среды, выявить факторы внешней среды, оказывающие наибольшее влияние на подростков;

- проанализировать реальные изменения, произошедшие с современными детьми (соответствие возрастных параметров, неравномерность развития, изменения в психофизиологическом и социальном созревании и т. д.);

- проанализировать развитие сознания и самосознания подростков, выявить особенности восприятия, мышления и памяти;

- определить ориентиры, направления личностного развития обучающихся, уделить особое внимание духовному росту, определить механизмы формирования подростковых ценностей, нравственных установок и ориентаций;

- выявить характер и особенности процессов усвоения и распределения знаний обучающимися, их систематизацию и широту на разных уровнях обучения. Необходимо раскрыть возможность оптимизации интеллектуальной и речевой (устной и письменной) деятельности, установить возможности развития и целенаправленного формирования информационных процессов в мире огромного потока информации.

Учителям следует быть более гибкими в управлении и наблюдении за процессом обучения. Кроме этого, следует оценивать способность усваивать и запоминать основную информацию и знания, обеспечить возможность развития более высокого уровня мышления, позволяющего находить смысл в неопределенности и выделять основную информацию. При этом важно анализировать и рассматривать разные перспективы, позволяющие не только жить, но и быть успешным в усложняющемся мире [9].

Практика показывает, что основными причинами сложностей (неуспешности) обучения школьников является отсутствие связи между предметным содержанием изучаемых дисциплин с реальными жизненными ситуациями (ученики не понимают, в каких ситуациях они могут использовать полученные знания в личном опыте), мнение, что учиться в школе - скучно, низкая мотивация и сложные учебные задачи. М. Пренский считает, что учителя могут определить следующие типы обучающихся:

- ученики с сильной мотивацией;

- ученики, которые обучаются автоматически (машинально);

- ученики, которые понимают, что изучаемый материал мало связан с жизнью, но осознают, что эти знания важны для получения профессии в будущем;

- ученики, которые со временем перестают обращать внимание или теряют интерес, считая, что обучение в школе не является важным для жизни.

Учителя сталкиваются с проблемой: вовлечь учеников или разозлить их. Современный цифровой мир дает возможность подросткам постоянно быть вовлеченным в какой-либо вид деятельности, они создают собственный мир вокруг себя [2]. Эти изменения размывают границы и требуют новых подходов к индивидуальному обучению.

Для повышения качества учебно-воспитательной мотивации подростков учителя должны формировать информационную культуру, находить способы и возможности (формы и средства) использования телевидения и интернета в образовательных целях, обучать способам отбора и фильтрации информации, относиться к этому критически, использовать во благо, а не в ущерб. Кроме того, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта обязательного образования, современные учителя воспитывают не просто интеллигентного человека, а личность, способную ориентироваться в современных условиях, определять цель и задачи, способствующие его достижению, того, кто способен мыслить и быть готовым к принятию нетрадиционного и взвешенного решения, мотивированным и готовым к обучению и саморазвитию на протяжении всей жизни [10]. Учителю не следует упускать из вида основные элементы процесса обучения -поощрение любознательности и поддержку интереса с помощью сложных заданий, стимулирование (вдохновение) и создание условий для вовлечения обучающихся в процесс обучения. При планировании следует отбирать такие средства и методы обучения, которые будут вдохновлять и показывать важность обучения (в том числе самообучения) в течение всей жизни, помогать оставаться любознательными и неравнодушными (возможно, это будет одним из важных факторов успешности в будущем). Развитие других навыков, не только запоминание и изложение фактов, становится все более важным - это дает возможность работать над способностью решения проблем, формированием навыков коллективной работы и способности сопереживать другим.

Функции школы изменились, и теперь недостаточно обеспечить всех учеников одинаковым набором знаний, быть готовым для запоминания и бездумного воспроизведения информации для одного конкретного экзамена, и забыть все выученное сразу после его сдачи. Учителям следует «перепроверять» культуру, отношение и методологию обучения и оставаться восприимчивыми, способными к непредвзятым суждениям, а также критически относиться к изменениям понимания процесса обучения в постоянно изменяющемся мире. Обучающиеся должны понимать взаимосвязь и практическое применение предметных знаний, если они хотят стать успешными в учебе. В современном мире

необходимо использовать подход, больше ориентированный на развитие навыков обучения, где знания не ограничены, а являются доступными в большем объеме. Когда учитель ограничивает доступную информацию по какому-либо предмету, снижается учебная мотивация учеников, которые не понимаю, зачем им это знать. В этом случае дети могут решить, что изучаемый предмет для них не интересен или не имеет практической ценности, либо «смириться» и изучать то, что, возможно, не пригодиться никогда [2]. Если мы хотим воспитать любознательных и самостоятельных учеников, необходимо способствовать их стремлению обучаться и развивать навыки поиска, изучения, анализа, обработки и правильного использования информации, доступной для них.

Наиболее эффективным видом образовательной деятельности в этом случае является научно-исследовательская деятельность, а для младших подростков - учебно-познавательная деятельность. Учебно-познавательная деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность школьников, структура которой соответствует научному исследованию, с ее характерными чертами - целеустремленностью, активностью, конкретностью (объективацией), мотивацией и сознанием. Реализация образовательного запроса помогает формировать познавательные мотивы и исследовательские способности.

Учебно-познавательная деятельность может изменить способ восприятия информации и мышления школьников, научит задавать правильные вопросы, которые позволят добиться успеха на любой деятельности, как учебной, так и вне школы. В традиционной системе обучения основное внимание уделяется содержанию предмета (чему учиться?) и формированию умений и навыков (как выполнять деятельность?), При этом студенты часто не понимают, в каких жизненных ситуациях они могут применять полученные знания и навыки (почему это нужно знать нам?). Мы придерживаемся мнения, что планирование обучения с поддержкой по внутренним личным мотивам будет наиболее эффективным:

1) нужно начинать занятие с вопроса «для чего он (учебный материал. - Авт.) мне нужен?» что поможет показать важность и применимость учебного материала и модальности действий в жизненных ситуациях;

2) для достижения цели необходимо понять «как действовать?», это поможет определить наиболее эффективные способы действия;

3) полученные знания будут означать цель и результат обучения (что?) [11].

Экспериментальное исследование и результаты

Обучение учебно-познавательной деятельности может быть соотнесено с обучением самостоятельности школьников, так как на

начальном этапе ученик вместе с учителем устанавливает цель и задачи, планы, выбирает необходимые методы и проводит опрос (это соответствует репродуктивному имитационному типу самостоятельной деятельности). Второй этап предполагает большую самостоятельность ученика при постановке целей, планировании, реализации и анализе результатов учебного опроса, а учитель играет роль консультанта-репетитора (репродуктивная и имитационная независимость). На последнем этапе учащиеся могут инициировать и осуществлять дознание в рамках учебного процесса (творческая самостоятельность) [12-14].

Для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности в 5-6 классах необходимо учитывать ряд психолого-педагогических особенностей, соответствующих этому возрасту: готовность и способность расширять знания, умение определять личные и значимые учебные задачи и находить способы их решения, адекватность при оценке результатов, стремление обучающихся планировать индивидуальный образовательный путь, развитие учебно-познавательной деятельности в процессе учебной деятельности, необходимость общения со сверстниками и заинтересованность в их оценке (в этом возрасте важно сосредоточить внимание не только на самооценке, но и на взаимной оценке), формирование теоретического и критического мышления, целенаправленного восприятия и умения концентрировать внимание. Сейчас система образования должна обращать внимание на возможность объединения процесса обучения с достижениями в личном и общественном развитии обучающихся, это поможет им сконцентрироваться на выполнении заданий и достигнуть высоких результатов и качества их выполнения. Можно выделить следующие условия для успешного выполнения заданий на уроках:

- комфортные и благоприятные условия обучения;

- задания являются актуальными и значимыми;

- учеников вдохновляют и поддерживают в их стремлении выполнить задание как можно лучше;

- ученикам дается возможность оценить свою работу и внести необходимые корректировки;

- высокое качество работы [2].

Успешность в усвоении информации напрямую зависит от мыслительных способностей обучающихся. Человек думает все время, но понимание основных принципов «мышления в обучении» помогает учителям и школьникам сфокусироваться на самом процессе исследования, представления и понимания мира, в котором мы живем. Можно выделить следующие важные мыслительные навыки:

- определять и классифицировать проблемы;

- продумывать решения проблем;

- определять цели и задачи;

- анализировать и оценивать долгосрочные результаты;

- планировать и осуществлять контроль;

- определять последовательность и порядок информации;

- сортировать, классифицировать и группировать информацию;

- принимать решения;

- взвешивать «за» и «против»;

- расставлять приоритеты;

- анализировать и определять взаимосвязь (отношения);

- выдвигать гипотезы и предполагать;

- делать выводы;

- сравнивать и противопоставлять;

- генерировать идеи [2].

Понимать эффективность развития мыслительных навыков для обучения можно по нескольким основным принципам. Умственные способности ребенка не фиксированы. Их можно развивать и усиливать благодаря использованию различных стратегий обучения. Медиация (посредничество) является важной частью обучения, и мышление в процессе обучения помогает расширить роль учителя до помощника и «подсказчика», а не только как носителя определенного знания. Сложная и интересная задача, любознательность и актуальность заданий являются ключевыми аспектами в развитии мышления в процессе обучения. Через повышение компетентности, стимулирование активного обучения, поддержку руководителя, грамотную постановку вопросов и рефлексию, мыслительные навыки «включаются» в процесс обучения, что позволяет учителям и ученикам совместно создавать новые подходы к получению знаний. Развитие мыслительных навыков помогает развивать положительное отношение к учебе через использование практических занятий, создающих ситуации успеха для обучающихся [15-18].

Методология организации учебного процесса включает потребности общества и отдельных обучающихся, которые определяют назначение методологии, принципы организации и подготовки учебного процесса, организационные и психолого-педагогические условия для эффективной деятельности студента, обеспечивающего достижение цели, и диагностический компонент. Методология характеризуется целостностью взаимосвязанных компонентов и адаптивностью к различным проявлениям внешних условий.

В целях обеспечения функциональности, эффективности и целесообразности проведения исследования в образовательном процессе была разработана методология, описывающая методы обучения и проведения учебного исследования на уроках английского языка, а также методические рекомендации для учителей по работе и оценке. Формирование учебно-познавательной компетентности школьников посред-

ством образовательного запроса возможно при строгом соблюдении организационно-педагогических условий, носящих организационно-содержательный характер.

Организационный компонент включает в себя поэтапную организацию деятельности всех участников образовательного процесса, разработку процедуры для обучения исследовательской деятельности, процедуру для информирования учащихся и их родителей о порядке выполнения исследовательской деятельности, методическое руководство, которое способствует более эффективной организации учебного исследования на уроках английского языка.

Содержательный компонент включает в себя определение приблизительного содержания образовательного запроса, разработку заданий, облегчающих работу над учебным исследованием на разных этапах, реализацию процесса внутреннего и внешнего контроля, организацию ситуации успеха и психологически комфортной среды для обучающихся, которая требует соответствующего поведения учителя и наличия рефлексивного компонента оценочной деятельности школьников на разных этапах учебного исследования [19-21].

Эффективность содержания и основы организации учебно-познавательной деятельности младших подростков в 5-6-х классах проверялись в ходе экспериментальной подготовки, которая проходила в три этапа и может быть оценена при выполнении комплексного психологического и педагогического анализа по следующим параметрам:

- уровень мотивации студентов;

- ориентация на приобретение знаний;

- отношение школьников к самооценке, взаимной оценке и оценке учителя;

- уровень концентрации внимания;

- степень сформированности теоретического и критического мышления.

В результате наблюдений и бесед с участниками образовательного процесса, направленных на выявление эффективности методов обучения исследовательской деятельности, можно говорить о положительном влиянии на формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся и необходимости его применения в школьном образовательном процессе (рис. 1-5).

Данные показывают, что на начальном этапе эмпирического обучения показатели контрольной группы в основном превышали показатели экспериментальной группы. На втором и третьем этапах эти показатели возрастают. Сводные диаграммы линейных распределений демонстрируют увеличение значений от первого этапа до последнего в экспериментальной группе. Выше описано положительное влияние на организацию следственных действий на уроках английского языка.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

20 15 10 5 0

15 10 5 0

Контрольная группа

Эспериментальная группа

1 2 3

Рис. 1. Уровень мотивации учеников

Контрольная группа

Экспериментальная группа

2 3

Рис. 2 Направленность на приобретение знаний

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1 2 3

Рис. 3. Отношение обучающихся к самооценке, взаимооценке и оценке учителя

20 10 0

Контрольная группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 3

Рис. 4. Уровень концентрации внимания

Экспериментальная группа

20

Контрольная группа

10

0

Экспериментальная группа

1

2

3

Рис. 5 Степень сформированное™ теоретического и критического мышления

Можно сделать вывод, что организация исследовательской деятельности способствует формированию учебно-познавательной компетентности младших подростков. Это проявляется в наличии более сильной мотивации, чем у сверстников, не обученных по данной методике, высокой степени концентрации внимания, развитии критического мышления, ориентации на приобретение знаний, позитивном отношении к оценке учителя и одноклассников, а также к самооценке.

Такое личностно ориентированное обучение способствует эффективному обучению и учению, поскольку:

- обеспечивает обучающихся необходимыми знаниями и навыками для жизни в ее широком контексте;

- актуализирует важные и ценные знания;

- признает важность имеющегося опыта и обучения [22, 23];

- подразумевает поддержки своих учеников учителем;

- предполагает использование системы оценивания, соответствующей обучению;

- способствует активному вовлечению каждого обучающегося;

- обеспечивает личностное и социальное развитие.

Традиционные методы обучения в неизменяющихся внешних условиях долгое время обеспечивали качественное образование; однако сейчас школьники изменились, и современная система образования должна учитывать их разностороннее развитие. Появляется необходимость в поиске более подходящих методов обучения, которые помогут развивать стремление к обучению в течение всей жизни, что позволит выпускникам школы быть успешными в жизни. В последнее время возрос интерес к возможности введения и использования исследовательской деятельности в учебном процессе. Это связано с изменениями в обществе и процессом образования и обучения. В условиях информационного и коммуникационного общества взаимоотношения и взаимодействие школьников и преподавателей отличаются по сравнению с XX в. Появление различных подходов к обучению способствовало установлению разумной педагогической концепции компетентностного подхода и обучения, ориентированного на ученика. Определены совре-

Заключение

менные тенденции развития процесса обучения, в основе которых лежат компетентностный подход и междисциплинарный характер. Такой лич-ностно-ориентированный подход имеет следующие характеристики:

- каждый ученик индивидуален и имеет свои цели обучения;

- ученики имеют широкий круг интересов;

- школа обеспечивает индивидуальный подход к обучению каждого обучающегося;

- каждый школьник способен к обучению в течение всей жизни, что включает как школьное образование, так и обучение за пределами школы;

- обучение является добровольным;

- учителя не только учат, но и обучаются сами;

- старшие школьники могут обучать младших.

Обучение учебно-познавательной деятельности может помочь учащимся «научиться учиться» не только в школе, но и в течение всей жизни, грамотно инициировать, планировать, реализовывать и оценивать результаты любой деятельности, которая соответствует современным требованиям общества к выпускникам школ.

Таким образом, полученные знания, умения и навыки (которые традиционно рассматривались как цель обучения) становятся средством формирования обучающихся как личностей, активных и творческих, способных принимать решения, отвечать за свой выбор и осуществлять отражение своей деятельности; кроме этого, школьники становятся способными использовать мыслительные и исследовательские навыки в разных сферах, новых ситуациях.

Литература

1. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная

ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1 (26). С. 45-54.

2. Adrian I., Murphy G. Creating lifelong learners. 2nd ed. Martins the Printers Ltd., 2013. 187 p.

3. Периодизация психического развития // Возрастная психология. URL:

https://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur03.htm (дата обращения: 01.12.2019).

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет сознания. Л. : Изд-во ЛГУ, 1969. 340 с.

5. Аверин В.А Психология детей и подростков. СПб., 1994. 34 с.

6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.

1978. № 2. С. 24-28.

7. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М. : Педагогика,

1989. 208 с.

8. Безукладников К.Э., Егорова П.А., Жигалев Б.А., Крузе Б.А., Сорокоумова С.Н.

Психологическая безопасность в школьном и вузовском лингвистическом образовании // Язык и культура. 2018. № 42. С. 163-180.

9. Bezukladnikov K., Kruze B., Zhigalev B. Training a Pre-service Foreign Language Teach-

er Within the Linguo-Informational Educational Environment // Anikina Z. (eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective.

GGSSH. 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Vol. 907. Springer, Cham.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010. URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/fgos_ru_osnov.pdf.pdf (дата обращения: 28.10.2019).

11. Мелехина Е. С. Учебная исследовательская деятельность школьников // Идеи. Поиски. Решения : сб. ст. и тез. XII Междунар. науч.-практич. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов : в 7 т. Минск: БГУ, 2018. Т. 1. С. 33-37.

12. Безукладников К.Э., Царева М.В. Самостоятельная работа как основа речемысли-тельной деятельности младших школьников // Вестник ПГГПУ. 2015. № 1. С. 194199.

13. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Вахрушева О.В. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации // Язык и культура. 2018. № 41. С. 217-240.

14. Вахрушева О. В. Методика обучения иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации : дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2018. 222 с.

15. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 154. С. 329-332.

16. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A Modern Education Technologies For Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 200. С. 393-397.

17. Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Технологии критериального оценивания и рефлексии как способ повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе // Язык и культура. 2017. № 37. С. 153-166.

18. Безукладников К.Э., Новоселов М.Н., Крузе Б.А Особенности формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. 2017. № 38. C. 152-170.

19. Безукладников К.Э., Жигалев Б.А, Прохорова А.А., Крузе Б.А. Особенности формирования мультилингвальной образовательной политики в условиях нелингвистического вуза // Язык и культура. 2018. № 42. С. 163-180.

20. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Романов А.А, Вахрушева О.В. Самостоятельная работа по овладению иностранным языком как основа cамоорганизации будущего офицера // Язык и культура. 2019. № 47. С. 131-154.

21. Жигалев Б.А, Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Вариативность ассимилятивных процессов в текстах с различной стилистической окраской // Язык и культура. 2018. № 41. С. 72-86.

22. Безукладников К.Э., Крузе Б.А Проектирование лингвоинформационных технологий обучения иностранному языку // Начальная школа плюс: до и после. 2013. № 6 С. 62-65.

23. Митчелл Л.А., Гураль С.К. Модель формирования грамматико-дискурсивных навыков у студентов неязыкового вуза на основе когнитивного подхода // Язык и культура. 2016. № 3 (35). C. 146-154. DOI: 10.17223/19996195/35/13

Сведения об авторах:

Безукладников Константин Эдуардович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: kon-stantin.bezukladnikov@gmail.com

Крузе Борис Александрович - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: bkruze@gmail.com

Мелехина Екатерина Сергеевна - аспирантка факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: ekaterina.melekhina@mail.ru

Поступила в редакцию 9 ноября 2019 г.

EDUCATIONAL RESEARCH AS A MEANS OF FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF STUDENTS

Bezukladnikov K.E., D.Sc. (Education), Professor, Head of Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Perm State Humanitarian und Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: konstantin.bezukladnikov@gmail.com

Kruze B.A., D.Sc. (Education), Head of the Department for Education and Psychology, Professor of the Department for Foreign Language Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: bkruze@gmail.com

Melekhina E.S., Post-Graduate Student, Faculty of Foreign Languages, Perm State Humanitarian und Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: ekaterina.melekhina@mail.ru

DOI: 10.17223/19996195/48/17

Abstract. More and more attention is being paid to learning and education in the information society. Modern adolescents have significant shifts in the processes of perception and thinking, motivational and emotional-will spheres, valuable guidelines, activity space and emotional stress. The most effective way to improve the quality of educational motivation of younger teenagers is to organize educational and cognitive activities at lessons as the implementation of the educational request helps to teach students to be independent, to create cognitive motives and research abilities, to initiate, plan, properly implement and evaluate the results of any activity. The article defines learning inquiring activities and describes how they can be applied in the school process, as they teach students to ask the right questions while planning, which will allow them to succeed in any activity both educational and outside school.. Educational and cognitive activity can change the way of perception of information and thinking of students, will teach to ask the right questions. The traditional learning system focuses on knowledge and skills development. At the same time, pupils often do not understand in what life situations they can apply the acquired knowledge and skills. In modern school planning for education with support on internal personal grounds will be more effective: it is necessary to start with a goal which will help to show the importance and applicability of educational material and modality of actions in life situations, then determine the most effective methods of action, the knowledge gained will mean the purpose and outcome of the training. Training in educational and cognitive activities can be related to training in the autonomy of students: the organization of research activities contributes to the formation of educational and cognitive competence among young adolescents as it develops stronger motivation, a high level of concentration of attention and critical thinking, it helps to focus on knowledge acquisition, positive attitudes towards teacher and classmate evaluation, and self-esteem. For effective organization of educational activities in 5-6 grades it is necessary to take into account psychological and pedagogical peculiarities corresponding to this age: Readiness and ability to expand knowledge, ability to identify personal and important educational tasks and find ways to solve them, adequacy in evaluation of results, desire of students to plan individual educational path, development of educational and cognitive activity in the process of educational activity, necessity to communicate with peers and interest in their assessment (at this age, it is important to focus not only on self-evaluation but also on mutual assessment), the formation of theoretical and critical thinking, purposeful perception, and the ability to concentrate attention. Learning to inquiry can help students "learn to study" throughout their lives, acquired knowledge and skills become a means of shaping students as active and creative personalities responsible for their choices. The knowledge and skills acquired become a means of shaping

learners as individuals willing to make decisions and, analysing their activities and making changes to achieve the goal in the most effective way; besides, pupils become able to use thought and research skills in different spheres, new situations.

Keywords: information society; younger teenage age; educational and research activities; autonomy; personal development of students, motivation; "learn to study"; updating of important knowledge; active involvement of students, social development; learning throughout life; support of students by a teacher; lateral and critical thinking, importance of personal experience; development of thinking.

References

1. Fel'dshtejn D.I. (2011) Glubinnye izmeneniya sovremennogo Detstva i obuslovlennaya imi aktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razvitiya obrazovaniya // Vestnik prak-ticheskoj psihologii obrazovaniya. 2011. № 1 (26). pp. 45-54.

2. Adrian I., Murphy G. (2013) Creating lifelong learners. 2nd edition. Martins the Printers Ltd, 2013. 187 p.

3. Periodizaciya psihicheskogo razvitiya [Elektronnyj resurs] //Vozrastnaya psihologiya. Rezhim dostupa: https://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur03.htm (data obrashcheniya 01.12.2019).

4. Anan'ev B.G. (1969) CHelovek kak predmet soznaniya. L.: Izd. LGU, 1969. 340 p.

5. Averin V.A. (1994) Psihologiya detej i podrostkov: monografiya. S-Pb, 1994. 34 p.

6. Bozhovich L.I. (1978) Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze // Voprosy psihologii. 1978. № 4. pp. 24-28.

7. Fel'dshtejn D.I. (1989) Psihologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze. M.: Pedagogika, 1989. 208 p.

8. Bezukladnikov K.E., Egorova P.A., ZHigalev B.A., Kruze B.A., Sorokoumova S.N. (2018) Psihologicheskaya bezopasnost' v shkol'nom i vuzovskom lingvisticheskom obrazovanii // YAzyk i kul'tura. 2018. № 44. pp. 134-152.

9. Bezukladnikov K., Kruze B., Zhigalev B. (2019) Training a Pre-service Foreign Language Teacher Within the Linguo-Informational Educational Environment. In: Anikina J. (eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. GGSSH 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 907. Springer, Cham

10. Federal'nyj Gosudarstvennyj Obrazovatel'nyj Standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. 2010. URL: file:///C:/Users/Admin/ Down-loads/fgos_ru_osnov.pdf.pdf (data obrashcheniya 28.10.2019).

11. Melekhina E.S. (2018) Uchebnaya issledovatel'skaya deyatel'nost' shkol'nikov // Idei. Poiski. Resheniya: sbornik statej i tezisov XII Mezhdunarodnoj nauch.-praktich. konf. prepo-davatelej, aspirantov, magistrantov, studentov v 7 tomah (Minsk, 26 oktyabrya 2018 g.), 3 t. Minsk: BGU, 2018. pp. 33-37.

12. Bezukladnikov K.E., Caryova M.V. (2015) Samostoyatel'naya rabota kak osnova re-chemyslitel'noj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov // Vestnik PGGPU. 2015. № 1. pp. 194199.

13. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A., Vahrusheva O.V. (2018) Obuchenie inostrannomu yazyku kursantov voennogo vuza v usloviyah samoorganizacii [Cadets' foreign language teaching: the context of self-organization] // YAzyk i kul'tura. 2018. № 41. pp. 217-240.

14. Vahrusheva, O.V. (2018) Metodika obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennogo vuza v usloviyah samoorganizacii [Method of teaching a foreign language to military university cadets within self-organization]: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02 / O.V. Vahrusheva. N. Novgorod, 2018. 222 p.

15. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. (2014) The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. T. 154. pp. 329-332.

16. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. (2015) Modern Education Technologies For Pre-Service Foreign Language Teachers. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. T. 200. pp. 393-397.

17. ZHigalev B.A., Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. (2017) Tekhnologii kriterial'nogo ocenivaniya i refleksii kak sposob povysheniya motivacii pri ovladenii inostrannym yazykom v shkole i vuze [Criteria Related Assessment and Reflection as a way to Increase motivation for foreign language acquisition in school and university] // YAzyk i kul'tura. 2017. № 37. pp. 153-166.

18. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B. A. (2017) Osobennosti formirovani-ya inoyazychnoj professional'noj kommunikativnoj kompetencii budushchego uchitelya in-ostrannogo yazyka [Peculiarities of pre-service foreign language teachers' professional communicative competency development] // YAzyk i kul'tura. 2017. № 38. pp. 152-170.

19. Bezukladnikov K.E., ZHigalev B.A., Prohorova A.A., Kruze B.A. (2018) Osobennosti formirovaniya mul'tilingval'noj obrazovatel'noj politiki v usloviyah nelingvisticheskogo vuza [Peculiarities of multilingual educational policy formation in the context of non-linguistic university] // YAzyk i kul'tura. 2018. № 42. pp. 163-180.

20. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A., Romanov A.A., Vahrusheva O.V. (2019) Sa-mostoyatel'naya rabota po ovladeniyu inostrannym yazykom kak osnova camoorganizacii budushchego oficera // Yazyk i kul'tura, 2019. №47. pp. 131-154.

21. Zhigalev B.A., Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. (2018) Variativnost' assimilyativnyh processov v tekstah s razlichnoj stilisticheskoj okraskoj. Yazyk i kul'tura. 2018. № 41. pp. 7286.

22. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. (2013) Proektirovanie lingvoinformacionnyh tekhnologij obucheniya inostrannomu yazyku //Nachal'naya shkola plyus: do i posle. 2013. № 6. pp. 62-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Mitchell L. A., Gural' S. K. (2016) Model' formirovaniya grammatiko-diskursivnyh navykov u studentov neyazykovogo vuza na osnove kognitivnogo podhoda [Model of the formation of grammar-discursing skills of students of non-linguistic university based on cognitive approach] // YAzyk i kul'tura. 2016. № 3(35). pp. 146-154. DOI: 10.17223/19996195/35/13

Received 9 November 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.