Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ'

ИНТЕГРАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семилетова София Романовна

Понятие функциональной грамотности, определяемой как система знаний и компетенций, обеспечивающих успешную самореализацию личности в современном обществе, используется в образовании для оценки учебных достижений учащихся, а также их готовности к решению разнообразных практических задач и продуктивному участию в принятии решений. Развитие функциональной грамотности встроено во все школьные дисциплины, в том числе, в обучение иностранным языкам. Целенаправленный отбор содержания и современные методики обучения английскому языку как средству международной коммуникации позволяют развивать практически все навыки, составляющие функциональную грамотность. В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного интеграции функциональных навыков учащихся средних классов при обучении английскому языку с использованием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семилетова София Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF FUNCTIONAL SKILLS IN ENGLISH CLASSROOM WITH THE USE OF SCHOOL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The concept of functional literacy defined as a system of knowledge and competencies ensuring a successful self-realization of an individual in the modern society is used in education for the assessment of students’ academic performance as well as their readiness to carry out various practical tasks and productively participate in decision making. The development of functional literacy is embedded in all school disciplines including foreign languages. A purposeful selection of the content and modern methods and techniques of teaching English as a means of international communication allow developing practically all the skills integrated in functional literacy. This article presents the results of experimental research devoted to the integration of functional skills in English classroom at secondary level with the use of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ»

Интеграция функциональных навыков при обучении английскому языку с использованием информационно-образовательной среды школы

The Integration of Functional Skills in English Classroom With the Use of School Information-Educational Environment

Семилетова София Романовна

студентка 5 курса бакалавриата Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Россия, г. Тула e-mail: semiletova. sofiya29@mail. ru

Semiletova Sofiya Romanovna

5th year undergraduate student Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Russia, Tula e-mail: semiletova. sofya29@mail. ru

Аннотация.

Понятие функциональной грамотности, определяемой как система знаний и компетенций, обеспечивающих успешную самореализацию личности в современном обществе, используется в образовании для оценки учебных достижений учащихся, а также их готовности к решению разнообразных практических задач и продуктивному участию в принятии решений. Развитие функциональной грамотности встроено во все школьные дисциплины, в том числе, в обучение иностранным языкам. Целенаправленный отбор содержания и современные методики обучения английскому языку как средству международной коммуникации позволяют развивать практически все навыки, составляющие функциональную грамотность. В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного интеграции функциональных навыков учащихся средних классов при обучении английскому языку с использованием цифровых технологий.

Annotation.

The concept of functional literacy defined as a system of knowledge and competencies ensuring a successful self-realization of an individual in the modern society is used in education for the assessment of students' academic performance as well as their readiness to carry out various practical tasks and productively participate in decision making. The development of functional literacy is embedded in all school disciplines including foreign languages. A purposeful selection of the content and modern methods and techniques of teaching English as a means of international communication allow developing practically all the skills integrated in functional literacy. This article presents the results of experimental research devoted to the integration of functional skills in English classroom at secondary level with the use of digital technologies.

Ключевые слова: функциональная грамотность, информационно-образовательная среда, информационная грамотность, интегрированные функциональные навыки.

Key words: functional literacy, information-educational environment, information literacy, integrated functional skills.

Глобальная информатизация общества является одной из ведущих тенденций XXI века. Стремительно развиваются цифровые технологии, формируется глобальное информационное пространство, расширяется использование цифровых ресурсов в образовании. В связи с этим одной из задач современного образования становится формирование у школьников системы компетенций, необходимых для успешной адаптации в информационном обществе, для овладения информационной культурой. В последние годы учителя все более успешно используют электронные образовательные платформы в учебном процессе. В первую очередь это связано с образовательными потребностями школьников, особенностями их мышления и мировоззрения на современном этапе, а также с выполнением социального заказа общества на подготовку подрастающего поколения к решению многообразных практических задач в условиях глобальной информатизации.

В процессе обучения, в том числе на уроках английского языка, у учащихся формируется функциональная грамотность, т.е. способность к обобщению, синтезу, интеграции и переносу постоянно

приобретаемых знаний, умений и навыков, готовность к их применению на практике для решения максимально широкого спектра проблем. Традиционный взгляд на функциональную грамотность в отечественной системе образования основан на понимании ее в первую очередь как умения читать текст и воспринимать его основную мысль и содержание (читательская грамотность). На уроках иностранного языка учащиеся работают с информацией, с различными типами текста, они учатся находить, понимать, оценивать, анализировать и интерпретировать информацию на языке, носителями которого они не являются. Данный подход, с нашей точки зрения, в определенной степени редуцирует лингводидактические принципы обучения иностранному языку до минимального владения языковыми и речевыми навыками.

В настоящее время понимание функциональной грамотности выходит за пределы развития умений и навыков чтения, в ее состав включаются такие компоненты как математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление, а также «навыки XXI века» - цифровая и информационная грамотность. Поскольку английский язык остается доминирующим языком в мире, и глобализация продолжается, А. Тсу и Д. Толлефсон [1] называют владение английским языком «глобальным навыком грамотности», а Д. Кристал [2] связывает эту грамотность с социальным, экономическим и политическим успехом. В актуальных лингводидактических исследованиях также отмечается, что владение иностранным языком является «одним из показателей успешной социализации в обществе, а не просто набором определенных знаний, умений и навыков» [3].

Цифровые технологии прочно вошли в жизнь современной школы, однако без понимания роли ИКТ в образовании трудно выдвигать обоснованные суждения о том, как внедрить новые технологии в учебный процесс, чтобы сделать обучение более действенными и интересным [4]. Использование электронных образовательных ресурсов при обучении английскому языку позволяет повысить мотивацию учащихся, их познавательную активность, самостоятельность, расширяет спектр средств обучения, повышает качество и эффективность урока, делает приобретение знаний и функциональных навыков осознанным и увлекательным.

Данная научно-исследовательская работа выполнена в рамках Соглашения о сотрудничестве Министерства образования Тульской области и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в части реализации регионального проекта социального воздействия в сфере образования «Повышение уровня функциональной грамотности школьников Тульской области» на 2021-2023 годы [5].

Ключевая идея нашей работы состоит в том, что использование информационно-образовательной среды учебного заведения при обучении английскому языку способствует интегрированному развитию компонентов функциональной грамотности. Цифровые инструменты онлайн платформ позволяют проектировать обучающий контент на основе различных видов аутентичных текстов: устных и письменных, сплошных и несплошных, вербальных и визуальных, представляемых в традиционном и гипертекстовом формате. Очевидно, что для эффективной работы с такими текстами, предполагающей полное извлечение, понимание, переработку и дальнейшее использование информации, недостаточно только рецептивных навыков чтения. Деятельностная составляющая обучения в этом случае требует устойчивых цифровых навыков и более высокого уровня читательской грамотности, а содержательная обеспечивает развитие практически всех других компонентов функциональной грамотности - математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и критического мышления - за счет отбора учебных материалов соответствующей тематики. Для решения этой задачи нами была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой разработана и апробирована система упражнений, направленных на интегрированное развитие функциональных умений и навыков учащихся на уроках английского языка с использованием информационно-образовательной среды школы.

На подготовительном этапе на основе анализа научной и методической литературы по проблеме исследования и Примерной образовательной программы основного общего образования по дисциплине Английский язык [6] были отобраны, структурированы и подготовлены к размещению на образовательной платформе «Взнания» [7] учебно-методические материалы. Комплекс разработанных заданий рассчитан на восемь уроков и включает два аналогичных по содержанию и уровню сложности диагностических теста (№ 1 и № 2) на основе несплошных текстов для констатирующего и контрольного этапов, а также задания для выполнения на шести уроках английского языка. Содержание упражнений к данным занятиям определялось темой урока и формировалось с учетом типологического разнообразия текстов, что способствовало интегрированному развитию функциональных навыков, а также повышению интереса и мотивации учащихся к изучению английского языка. Включенные в учебно-методические материалы задания подразделяются на следующие типы:

1. Задания закрытого типа:

- задания с единичным и множественным выбором (true/false, multiple choice, fill in the gaps), сопровождавшие устные и письменные сплошные и несплошные тексты для развития навыков аудирования и чтения;

- задания на сопоставление (matching - соотнесение слова с его графическим образом, определение значения слова, классификация слов по различным признакам), сопровождавшие визуальные и вербальные несплошные тексты для развития лексических навыков, навыков работы с информацией, критического мышления;

- задания на выстраивание последовательности (sequencing), сопровождавшие различные виды текстов для развития метакогнитивных навыков, логического мышления, креативности.

2. Задания открытого типа:

- задания на дополнение, требующие ввода текста или числовых данных, сопровождавшие несплошные визуальные и вербальные тексты для развития орфографических навыков, а также навыков анализа информации и ее корректного использования;

- задания на говорение в классе (ответы на вопросы, описание визуальных текстов и пересказ основного содержания вербальных текстов) для развития навыков связного монологического высказывания и ситуативно-обусловленного диалога, критического мышления, креативности.

На рисунке 1 представлен пример выполнения задания на соотнесение слова с его графическим образом на предтекстовом этапе работы с визуальным текстом по теме Road Safety (Безопасность дорожного движения)

на образовательной платформе «Взнания».

Рисунок 1. Задание закрытого типа на сопоставление для предгекстового этапа работы с визуальным текстом

Для оценивания результатов выполнения заданий и их соотнесения с уровнем развития интегрированных функциональных навыков были разработаны критерии, представленные в Таблице 1.

Таблица 1. Критерии оценивания

Уровень развития функциональных навыков Критерий оценивания

высокий уровень 100-85% (9-10 верных ответов)

средний уровень 84-55% (6-8 верных ответов)

низкий уровень 54-35% (4-5 верных ответа)

Апробация разработанного комплекса заданий была проведена в ходе производственной педагогической практики с 21 сентября по 30 октября 2022 года на базе Центра образования № 27 г. Тулы. В экспериментальном обучении с согласия родителей (законных представителей) участвовали учащиеся 6 В класса в количестве 15 человек. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе (23 сентября 2022 г.) была проведена диагностика исходного уровня развития функциональных навыков учащихся с использованием диагностического теста № 1. Согласно критериям оценивания уровня развития функциональных навыков, на констатирующем этапе 4 человека (26,7%) показали высокий уровень, 5 учащихся (33,3%) - средний уровень, 6 человек (40%) - низкий уровень (рис. 2).

Рисунок 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента, в %

Формирующий этап эксперимента был реализован на шести уроках английского языка, с 30 сентября по 23 октября 2022 года, согласно расписанию 6 В класса и календарно-тематическому планированию на основе разработанных заданий, включенных в разные этапы проводимых нами занятий. Результаты выполнения заданий к занятиям 2-7 представлены на рисунке 2.

12 10 8 6 4 2 0

1 1 1 | 1

II.. .1 1. 1 1. 1 1. .1 1.1 1.

Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 ■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень Не справились Рисунок 2. Результаты выполнения заданий формирующего этапа

В целом учащиеся успешно справлялись с заданиями базового уровня. Затруднения вызвали упражнения на подстановку числительных и предлогов места, что свидетельствует о недостаточном уровне остаточных знаний по темам, изученным ранее.

По завершении экспериментального обучения, 30 октября 2022 г. на контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня развития функциональных навыков с использованием диагностического теста № 2. Полученные данные показали, что 7 человек (46,7%) продемонстрировали высокий уровень развития навыков, 5 учащихся (33,3%) - средний уровень, 3 человека (20%) остались на низком уровне. Однако даже учащиеся с низким уровнем показали устойчивый прогресс, выполнив ряд заданий со средними показателями (рис. 3).

■ высокий уровень средний уровень «низкий уровень Рисунок 3. Результаты контрольного этапа, в %

Динамику интегрированного развития функциональных навыков учащихся 6 В класса на уроках английского языка отражает Таблица 2. _Таблица 2. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов

Уровень развития интегрированных функциональных навыков Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента

Высокий уровень 26,7% 46,7%

Средний уровень 33,3% 33,3%

Низкий уровень 40% 20%

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов экспериментального обучения показал, что в развитии интегрированных функциональных навыков после проведения целенаправленной работы прослеживается устойчивая положительная динамика. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной методики интеграции навыков, составляющих ядро функциональной грамотности, при обучении учащихся средних классов английскому языку с использованием информационно-образовательной среды школы.

Список используемой литературы:

1. Tsui A. B. M., Tollefson J. W. (Eds.) Language policy, culture, and identity in Asian contexts (1st ed.). Routledge, 2007. 294 p.

2. Crystal D. English as a Global Language. Cambridge University Press, 2003. 212 p.

3. Чигишева О. П. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Мир науки. 2017. №4. С. 3-13.

4. Hubbard Ph. An Invitation to CALL. Foundations of Computer-Assisted Language Learning. APACALL. 2021. 94 р.

5. Министерство образования Тульской области: официальный сайт - [Электронный ресурс]. URL: https://educationtularegionru/documents/?SECnON=22432 (дата обращения 22.03.2023)

6. Примерная рабочая программа основного общего образования. Английский язык (для 5-9 классов образовательных организаций). М.: Минпросвещения РФ, 2021. 109 с.

7. Образовательная экосистема Взнания - сайт [Электронный ресурс]. URL: https://vznaniya.ru/ (дата обращения 22.03.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.