Научная статья на тему 'КВЕСТ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

КВЕСТ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1525
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ И НЕРОДНОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова А.А.

Введение. Предлагается модель урока-квеста по русскому языку. Урок строится вокруг путешествия по России: вокзал, билет, поезд, гостиница, осмотр города на экскурсии. В статье рассматриваются результаты выбранной образовательной технологии в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка. Показано, что успешное выполнение этапов квеста-приключения учащимися помогает овладеть всеми видами речевой деятельности (письмо, чтение, говорение, слушание). Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, также применены статистические методы в их элементарном виде; для обоснования выводов применен эмпирический метод исследования: педагогический эксперимент. Результаты. В результате урока формируются все виды функциональной грамотности. В статье перечисляются предметные и метапредметные результаты учебной деятельности учащихся, владеющих русским как родным и как неродным (иностранным). Обосновывается, что развитие лингвокреативного мышления средствами всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) достигается при использовании квеста как образовательной технологии по принципу «рефлексивного выхода» и осознанности собственной смыслообразовательной деятельности. Обсуждение. Общедидактической задачей урока в форме квеста является научить логически мыслить, развить коммуникативные возможности, искать нетрадиционные способы решения заданий. Полученные результаты исследования могут служить основой для дальнейшего изучения эффективности квеста как образовательной технологии в процессе обучения русскому языку. Заключение. При выполнении проблемных заданий во время квеста расширяется активный словарный запас, вырабатывается умение применять учебные предметные знания в жизненных ситуациях, а не только при выполнении упражнения на уроке, т. е. достигается общая грамотность поведения. Основные положения: - предложена модель урока-квеста, успешно апробированного в разных классах при изучении русского языка; - проведено научное обобщение опыта обучения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUEST AS A MEANS OF FORMING FUNCTIONAL LITERACY DURING RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Introduction. A model of a quest lesson in the Russian language is proposed. The lesson is built around a trip to Russia: a station, a ticket, a train, a hotel, a city tour. The article examines the results of the chosen educational technology in the formation of functional literacy during Russian language lessons. It is shown that the successful completion of the adventure quest stages by students helps to master all types of speech activity (writing, reading, speaking, listening). Materials and methods. When studying and describing the material, general theoretical research methods were used: synthesis, analysis, comparison, statistical methods were also applied in their elementary form; to substantiate the conclusions, an empirical research method was applied: a pedagogical experiment. Results. As a result of the lesson, all types of functional literacy are formed. The article lists the subject and metasubject results of the educational activities of students who speak Russian as a native and as a non-native (foreign) one. It is substantiated that the development of linguocreative thinking by means of all types of speech activity (speaking, listening, reading, writing) is achieved by using the quest as an educational technology on the principle of "reflexive exit" and awareness of one's own sense-making activity. Discussion. The general didactic task of a lesson in the form of a quest is to teach how to think logically, develop communication capabilities, and look for unconventional ways to solve problems. The obtained results of the study can serve as a basis for further study of the quest effectiveness as an educational technology in the process of teaching the Russian language. Conclusion. When performing problematic tasks during the quest, the active vocabulary is expanded, the ability to apply educational subject knowledge in life situations is developed, and not only when performing an exercise in the lesson, i.e. general literacy of behavior is achieved. Highlights: A model of a quest lesson was proposed, which was successfully tested in different classes in the study of the Russian language; A scientific generalization of the experience of teaching students.

Текст научной работы на тему «КВЕСТ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.006

УДК 372.881.111.22 ББК Ч426.819=411.2-270

А. А. Миронова

ORCID № 0000-0001-5910-8567 Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: amiron_rus@mail.ru

КВЕСТ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА £

л i

Аннотация *

а

Введение. Предлагается модель урока-квеста по русскому s

е

языку. Урок строится вокруг путешествия по России: вокзал, билет, §

о

поезд, гостиница, осмотр города на экскурсии. В статье рассматри- 3

3

о

в а

н и

So

ваются результаты выбранной образовательной технологии в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка.

Показано, что успешное выполнение этапов квеста-приключения Ж

О

Ж §

о* Ж О

Й р

а

учащимися помогает овладеть всеми видами речевой деятельности (письмо, чтение, говорение, слушание).

Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез,

анализ, сопоставление, также применены статистические методы в о их элементарном виде; для обоснования выводов применен эмпи-

а

рический метод исследования: педагогический эксперимент. О

а

Результаты. В результате урока формируются все виды я

о

о

о *

о

й о

функциональной грамотности. В статье перечисляются предметные и метапредметные результаты учебной деятельности учащихся, владеющих русским как родным и как неродным (иностранным). Обосно-

вывается, что развитие лингвокреативного мышления средствами всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) достигается при использовании квеста как образовательной технологии по принципу «рефлексивного выхода» и осознанности собственной смыслообразовательной деятельности.

Обсуждение. Общедидактической задачей урока в форме квеста является научить логически мыслить, развить коммуникативные возможности, искать нетрадиционные способы решения заданий. Полученные результаты исследования могут служить основой для дальнейшего изучения эффективности квеста как образовательной технологии в процессе обучения русскому языку.

Заключение. При выполнении проблемных заданий во время квеста расширяется активный словарный запас, вырабатывается умение применять учебные предметные знания в жизненных ситуациях, а не только при выполнении упражнения на уроке, т. е. достигается общая грамотность поведения.

Ключевые слова: функциональная грамотность; квест-технология; русский язык как родной и неродной.

Основные положения:

- предложена модель урока-квеста, успешно апробированного в разных классах при изучении русского языка;

- проведено научное обобщение опыта обучения учащихся.

1 Введение (Introduction)

Впервые о функциональной грамотности как компоненте современного школьного образования заговорили в 50-е гг. XX в. Накопленный опыт обучения всем видам речевой деятельности, культурно-экономические сдвиги в жизни общества разных стран обусловили важность владения не просто умением читать, писать, говорить и слушать, а применять эти навыки в любой ситуации,

адаптироваться в жизни к обстоятельствам. Так, А. А. Леонтьев определил функциональную грамотность как «способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т. д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо)» [1]. Хрестоматийным стало понимание функциональной грамотности как «повышаемого по мере развития общества уровня знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимого для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, е

о

для содействия их прогрессу и для собственного развития» [2, 8]. В ^

а

«Новом словаре методических терминов и понятий» границы тер- ^

мина расширяются в соответствии со сменой научной парадигмы: §

О

«В отличие от элементарной грамотности ... функциональная гра- ^

мотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий °

№ а

нормальное функционирование личности в системе социальных |

отношений, который считается минимально необходимым для а

а -к

О

а §

о* а

О

Й 3

а

осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [3, 342]. Н. Ф. Виноградовой создано целое научное направление по исследованию функциональной грамотности [4]. Накопленные практические результаты по формированию разных

технология. Образовательная квест-технология содержит комплекс проблемных заданий, которые представлены в игровой форме, а их

видов грамотности в школе регулярно размещаются на страницах о

журнала «Отечественная и зарубежная педагогика», например, обзорная работа В. С. Басюк [5]. 3 Одним их эффективных способов формирования функцио-

о §

о

нальной грамотности на уроках русского языка выступает квест- а

а

О

Й О

а

«о

о ä

о £

решение требует конкретных образовательных знаний. Именно применение квеста для итогового занятия по лексической и грамматической теме позволяет сформировать навык функциональной грамотности у школьника при освоении русского как родного и как неродного.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Материалом послужили результаты проведенных квестов для разных категорий учащихся. Так, квест «Путешествие» был апробирован шесть раз в разной аудитории: 6 класс с 50 % детьми-мигрантами; 6 класс с 99 % детей, для которых русский является родным; группа подготовительного отделения со 100 % иностранными слушателями (возраст 16-19 лет). Базы эксперимента: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, общеобразовательные школы г. Челябинск. Для получения достоверных данных о сформированности функциональной грамотности у учащихся были применены описательный метод, педагогический эксперимент.

3 Результаты (Results)

Ежегодно при проведении международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) вводится новое направление. Так, на 2021 год приоритетным объявлено креативное мышление. Квест-технология все чаще выбирается для урока русского языка и литературы как проявление креативности в поиске нового знания [6; 7; 8]. Вид текста, предлагаемый на этапах квеста по русскому языку, разнообразен: сплошной, несплошной, смешанный, гипертекст. При составлении заданий квеста «Путешествие» нами были использованы все виды текста. Учитываются различные механизмы чтения и особенности понимания информации. Опорой выступили методические работы И. Г. Доценко [9] и Н. И. Коновало-

вой [10].

Методическая форма: урок-квест.

Цель урока — проверить умение читать, слушать, писать, понимать информацию, ориентироваться в пространстве и времени.

Задачи урока:

- деятельностная: научиться использовать русские приставочные и бесприставочные глаголы движения в речи; развивать умение использовать широкие возможности глаголов движения в разных коммуникативных контекстах и с учетом оттенков значения;

- содержательная: закрепить знания о функционировании глаголов движения как об особой грамматической группе слов рус-

ства достигается при выборе формы квеста итогового занятия по

ского языка. а

а

При освоении русского как неродного важной выступает е

также специфическая задача — сформировать умение вести себя О

1

адекватно на территории другой страны; помочь адаптироваться к и

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизни в России; уметь анализировать информацию и применять ее а

1

на практике. Грамотность при овладении русским языком как не- ^

аа

родным с учетом этнокультурной составляющей лингвопростран- и

О

а §

о*

аО

глаголам движения. Й

а

Только правильный ответ члена команды позволяет перейти

к следующему заданию. о

с

Оборудование: презентация, аудиофайл, ролик с видеоэкскурсией «Топ-10 достопримечательностей». 3 Планируемые результаты:

Предметные: знать семантико-грамматические особенности глаголов движения; у1еть рассказать о глаголах движения в

форме научного описания. аа

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников (видео, аудио, символы, карты, текст).

Личностные: создание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку как родному и иностранному (неродному); воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Предкоммуникативный этап урока начинается с повторения всех видов транспорта с опорой на представленные на слайде фото. Учитель активизирует образное мышление учащихся при помощи ярких фото из путешествий, например: «С помощью глаголов движения легко отправиться в любое место на Земле. Этим мы сегодня и займемся. Отправимся в другой город. Расскажите, как можно путешествовать между городами? (варианты: на поезде, на самолете, по воде, на машине, пешком)». За каждый правильно использованный «предлог плюс окончание» при ответе команда или игрок получает балл.

Коммуникативный этап урока начинается с работы над гео-а графической картой России. Вопросы учителя: «Как вам больше

50

о

§ нравится путешествовать? Как вы приехали в школу, университет, в

Л

Челябинск? Как ездите домой? Мы сегодня отправимся в один из ^ городов России. Посмотрите на карту России. Что вы можете ска-

зать?». Проверяется общее фоновое знание географии и математики. Каждый правильный ответ ученика поощряется.

Возможность разных развернутых ответов демонстрирует уровень словарного запаса обучающегося, умение ориентироваться по карте. Отрабатывается как математическая грамотность (какова площадь России, сколько городов, морей, часовых поясов, сколько времени сейчас в Москве, Челябинске, вашем городе).

Смена деятельности поддерживает внимание на выполнении задач и заинтересованность в победе.

Упражнение на формирование навыков слушания контролирует умение извлечь необходимую информацию из аудиозаписи. е

с

Учитель акцентирует внимание перед заданием на поиске необхо- а

аа

димого для перехода к следующему уровню: «Городов действи- 3

тельно много. В какой из них мы отправимся — пока тайна. Но вы ^

О

сможете это узнать, если внимательно прослушаете аудиозапись. 31

и

3 О

о а

а и

¡о

а

а

а

и

О

а §

о* а

О

г 3 а

Это объявления, которые можно услышать на вокзале и в аэропорту. Слушайте внимательно. Вам нужно понять, куда мы отправляемся и как в этот город доберемся. Время нашего отправления — 15 часов 20 минут». Обязательно озвучивание найденного ответа: «Итак, где мы сегодня окажемся? Верно, сегодня мы отправляемся в Москву! Этот город — столица России».

Эксперимент показал, что понять на слух сведения трудно как носителям русского языка, так и не носителям. Включаются реальные объявления в общественных местах об отправлении всех

8

Ж а

у

видов транспорта. 3О

I

3усс с

а О г О

Отработка умений выбирать верную приставку при использовании глаголов движения организуется работой с текстом, в котором необходимо заполнить пропуски: «Нам нужно ... (идти - войти ) ... в поезд и расположиться там. Через несколько дней мы а

будем в Москве. Когда поезд прибудет на вокзал, нужно будет ... (идти - выйти) ... из него. Мы ... (ехать - приехали) .... в Москву — столицу России. Москва — самый дорогой город Европы и самый красивый. Здесь уникальная архитектура: здания сохранились еще со времен Российской Империи. Отправляемся в город. На вокзале лестница, а наши чемоданы тяжелые. Нужно . (тащить - втащить) ... их наверх. Чтобы добраться до гостиницы, нужно ехать на метро.

Туда чемоданы нужно ... (тащить - стащить).....Мы заселились в

гостиницу и отправляемся на Красную площадь. Самое известное место в Москве. Тут располагается Кремль, мавзолей Владимира Ленина, собор Василия Блаженного. На Красной площади всегда много туристов. Чтобы сделать фото, нужно успеть . (бежать -подбежать) ... к мавзолею, Кремлю или собору, пока там нет людей. Посмотрите-ка на небо. Кажется, дождь собирается. Нужно поскорее . (бежать - убежать) ... , чтобы не намокнуть. Туристы часто двигаются медленно, пытаясь все внимательно рассмотреть. Но если мы хотим посетить как можно больше мест в Москве, нам нужно их ... (гнать - обогнать) ...».

Привлечение интерактивной работы с презентацией, когда на слайде демонстрируется итоговый правильный текст, позволяет увеличить темп работы и скорость проверки.

Следующий этап проверяет умение воспринимать сведения из видеофайла. Учащимся предлагается посмотреть видеоэкскурсию «Топ-10 достопримечательностей Москвы», а затем заполнить пропуски в карточке. Побеждает тот, кто правильно запишет все

а десять мест.

ав

§ Для контроля усвоения материала предлагается выполнить

ори

письменно задание. Необходимо составить предложение о каждой ^ достопримечательности Москвы, т. е. минимальное количество де-

сяти предложений, используя глаголы движения с приставками, например, «Мы добежали до МГУ Я подхожу к Кремлю». Активизации внимание способствует устное задание объяснить, как добраться в точку «В» из Челябинска; какие достопримечательности есть в вашем городе; какое место в городе вы любите больше всего. При этом для проверки понимания информации можно предложить ирреальные варианты: как добраться из Челябинска на Юпитер; где в Челябинске находится Уральский Кремль; любите ли вы гулять по Красной площади в Челябинске?

Финальный этап работы предполагает аналитическую деятельность. Задание демонстрирует сформированность письменной е

речи. Член команды должен рассказать о пяти интересных местах в *

а

*

своем родном городе, используя глаголы движения. р

ие

Переход от задания к заданию возможен только при условии *

о

успешного выполнения текущего. Полученное знание является ^

и

р

о

в

а н и н

сложным, что запомнилось, легко ли участвовать в виртуальной о

н

§

о* н

о

Й р

а

ступенью для достижения конечного результата. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рефлексия в конце квеста позволяет выяснить, что было

экскурсии.

Данные проведенного эксперимента показали положительную динамику развития речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей. Все задания воспитывают желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их

ж

а у

практическому применению. о

I

il

о «

о

г о

4 Обсуждение (Discussion)

Каждый член команды, выполняя задание этапа, реализует свои письменные и устные, изобразительные и символические навыки для получения нового знания, необходимого для перехода к а

следующему заданию. Так, предлагаются знаки, применяемые для обозначения направления движения, разрешающие или запрещающие действия, которые учащиеся должны перевести в вербальную информацию. Или наоборот, сплошной текст необходимо передать при помощи принятых в практике условных обозначений. Таким образом, при проведении квеста «Путешествие» формируется социальная грамотность — правила поведения в транспорте и на экскурсии на территории Российской Федерации; информационная грамотность — поиск нужной информации в разных источниках (аудио, видео, текст); речевая грамотность — создание собственных предложений на русском языке, соответствие коммуникативной ситуации, умение объясниться в разных стереотипных ситуациях во время путешествия.

Во время квеста с иностранными учащимися важно учитывать виды работы: произношение в соответствии с нормами русского языка, умение выделить важное, пересказать услышанный текст, сконструировать предложения по модели, спроецировать усвоенные знания о глаголах движения и достопримечательностях на подобные ситуации.

Подобные задания являются наиболее удачными для организации поиска информации в разных источниках, для ориентирования членов команды между локациями во время путешествия, по карте, условным знакам. При этом во время эксперимента применялись варианты: предлагалась географическая карта, Яндекс-карта, необходимость нарисовать схему самим, используя условные q обозначения.

50 О

§ 5 Заключение (Conclusion)

t

Включение такой формы работы, как квест в обучение рус-^ скому языку как родному и неродному в современной школе помога-

ет учащемуся взаимодействовать с другими школьниками для выполнения задания на каждом этапе, учит решать предметные и социальные задачи, формирует умение рефлексировать в конце, провести самооценку действий. Преимущества данной образовательной технологии видится в том, что контекст упражнений максимально приближен к жизненным ситуациям, в которых практические могут быть применены знания по русскому языку, постоянная быстрая смена формы задания во время квеста исключает доминирующее при традиционном обучении «натаскивание». Эффективность использования подобной формы работы в процессе обучения русскому

итоговых знании учащихся.

Библиографический список

нятий (теория и практика обучения языкам). М. : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

а>

языку квест-технологии подтверждается положительной динамикой с

§

а к

1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: §

1?

сб. мат-лов // под науч. ред. А. А. Леонтьева. М. : Баласс, Издательский дом РАО, g

2003. - 368 c. - ISBN 5685939632966 («Баласс»). §

к

2. Тангян С. А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская §

педагогика. 1990. № 1. С. 3-17. Ж

а

3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и по- к

ж

ig о* ж

4. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учите- о ля / Н. Ф. Виноградова [и др.]. М. : Российский учебник, Вентана-Граф, 2018. - § 288 с. - ISBN: 978-5-360-09871-3.

5. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педаго- 3

гика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13-33. !

3

6. Камуз В. В., Сырескина С. В., Чигина Н. В. Практика использования с

о

квестов в образовательном пространстве вуза при обучении лингвистическим дис- §

г о

циплинам // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. № 5. Т. 20. С. 27-33. §

7. Капралова Ю. В., Москалева Л. А., Фролова С. А., Шахматова Т. С. Человек играющий: лингвострановедение и русская грамматика в квестах и игровых заданиях / Ю. В. Капралова [и др.]. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 130 с.

8. Курбатова О. А. Применение квест-технологии в вузовском филологическом образовании : в 4-х ч. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66). Ч. 3. С. 198-201.

9. Доценко И. Г. Экзистенциально-коммуникативные технологии на уроке литературы // Филологический класс. 2019. № 4 (58). С. 127-132. DOI 10.26170/FK19-04-16.

10. Коновалова Н. И. Современный учебный текст по русскому языку: механизмы восприятия и принципы конструирования // Филологический класс. 2020. Том 25. № 1. С. 164-172. DOI 10.26170/FK20-01-16.

A. A. Mironova

ORCID No. 0000-0001-5910-8567 Docent, Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South-Ural state Humanities -Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: amiron_rus@mail.ru

QUEST AS A MEANS OF FORMING FUNCTIONAL LITERACY DURING RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Abstract

Introduction. A model of a quest lesson in the Russian language is proposed. The lesson is built around a trip to Russia: a station, a ticket, a train, a hotel, a city tour. The article examines the results of the chosen educational technology in the formation of functional literacy during Russian language lessons. It is shown that the successful completion of the adventure quest stages by students helps to master all types of speech activity

a

| (writing, reading, speaking, listening).

о

Materials and methods. When studying and describing the

: material, general theoretical research methods were used: synthe-

sis, analysis, comparison, statistical methods were also applied in their elementary form; to substantiate the conclusions, an empirical research method was applied: a pedagogical experiment.

Results. As a result of the lesson, all types of functional literacy are formed. The article lists the subject and metasubject results of the educational activities of students who speak Russian as a native and as a non-native (foreign) one. It is substantiated that the development of linguocreative thinking by means of all types of speech activity (speaking, listening, reading, writing) is achieved by using the quest as an educational technology on the principle of "reflexive exit" and awareness of one's own sense-making activity.

to

Discussion. The general didactic task of a lesson in the r

form of a quest is to teach how to think logically, develop communication capabilities, and look for unconventional ways to solve problems. The obtained results of the study can serve as a basis for further study of the quest effectiveness as an education-

Conclusion. When performing problematic tasks during the quest, the active vocabulary is expanded, the ability to apply educational subject knowledge in life situations is developed, and not only when performing an exercise in the lesson, i.e. general literacy of behavior is achieved.

as a native and non-native language. Highlights:

A model of a quest lesson was proposed, which was successfully tested in different classes in the study of the Russian

(6 a s

s f

r

al technology in the process of teaching the Russian language. S

s

s

3

i S' s

a

i 3

r

H g'

Keywords: Functional literacy; Quest technology; Russian r

s

a s

H

a s

a I

H

s

s S

language; ss

A scientific generalization of the experience of teaching students.

References

1. Edr. Leontyev A.A. (2003), Obrazovatel'naya Sistema "Shkola 2100". Pedagogika zdravogo smysla: sbornik materialov [Educational system "School 2100". Common sense pedagogics] Balass; Izdatel'skiy Dom RAO, Moscow, 2003, 35 p. (In Russian).

2. Tangyan S.A. (1990), "Novaya gramotnost'" v razvitykh stranakh ["New literacy" in developed countries]. Sovetskaya pedagogika, 1990, 1, 3-17 (In Russian).

3. Azimov E.G. & Shchukin A.N. (2009), Noviy slovar' metodiches-kikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New vocabulary of methodical terms and concepts (Theory and practice of language teaching)]. Izdatel'stvo IKAR, Moscow, 448 p. (In Russian).

4. Vinogradova, N.F, Kochurova, Ye.E., Kuznetsova, M.I. & Khom-yakova I.S. (2018), Funktsional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya [Functional literacy of an elementary school student: a teacher's book]. Rossiyskiy uchebnik, Ventana-Graf, Moscow, 288 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Basyuk V.S. & Kovaleva G.S. (2019), Innovatsionnyy proyekt Min-isterstva prosveshcheniya «Monitoring formirovaniya funktsional'noy gramotnosti»: osnovnyye napravleniya i pervyye rezul'taty [Innovative project of the Ministry of Education "Monitoring the formation of functional literacy": main directions and first results]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 1, 4 (61), 13-33. (In Russian).

6. Kamuz V.V., Syreskina S.V. & Chigina N.V. (2018), Praktika ispol'zovaniya kvestov v obrazovatel'nom prostranstve vuza pri obuchenii lingvisticheskim distsiplinam [Using quests in a university's educational process while teaching linguistic subjects]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo

§ tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial 'niye, gumanitarniye, medico -

o

g biologicheskiye nauki, 5 (20), 27-33 (In Russian).

7. Kapralova Yu.V., Moskaleva L.A., Frolova S.A. & Shakhmatova, ^ T.S. (2018), Chelovek igrayutshchiy: lingvostranovedeniye i russkaya gram-

matika v kvestakh i igrovikh zadaniyakh [A playing man: linguistic country study and Russian grammar in quests and play -based tasks]. Izdatel'stvo Ka-zanskogo gosudarstvyennogo universiteta, Kazan', 130 p. (In Russian).

8. Kurbatova, O.A. (2016), Primeneniye kvest-tekhnologii v vuzovskom filologicheskom obrazovanii (v 4-kh ch.) [Using quest methods in philological education at universities (in 4 parts.]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki, 12 (66), 3, 198-201. (In Russian).

9. Dotsenko I.G. (2019), Ekzistentsial'no-kommunikativnyye tekhnologii na uroke literatury [Existential communicative methods during literature classes]. Filologicheskiy klass, 2019, 4 (58), 127-132. DOI 10.26170/FK19 -04-16 (In Russian).

10. Konovalova N.I. (2020), Sovremenniy uchebniy tekst po russko-mu yazyku: mekhanizmy vospriyatiya i printsipy konstruirovaniya [Modern educational text for Russian language teaching: perception and principles of construction]. Filologicheskiy klass, 25 (1), 164-172. DOI 10.26170/FK20-01-16. (In Russian). |

(6 a s

s f

r

s S

s

s

3 i

o' s

a

C6

3

r s

S

R

s

a s

H

a s

a R

H

R

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.