Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROJECT ACTIVITIES / PROJECT IN LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Миронова А.А., Выхрыстюк М.С.

Введение. В статье рассматриваются результаты проектной деятельности в формировании профессиональной компетенции учителей русского языка. Кроме этого, показано, что выполнение лингвистических проектов студентами помогает овладеть и коммуникативной компетенцией во всех видах речевой деятельности (письмо, чтение, говорение, слушание). Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, также применены статистические методы в их элементарном виде; для обоснования выводов применен эмпирический метод исследования: педагогический эксперимент. Результаты. Внедрение в обучение учащихся как в школьном, так и в вузовском образовании проектной деятельности обусловило важность обучения приемам создания проектов студентов - будущих учителей. Формируется умение представлять информацию в различных формах и видах, самостоятельно подбирать и правильно применять лингвистический материал, продуцировать собственные тексты в соответствии с темой и условиями. Обсуждение. Проектная деятельность рассматривается в статье как один из важнейших методов в системе профессиональной подготовки бакалавров в процессе обучения русскому языку и литературе. Основными методами для осуществления проектной деятельности в учебном процессе предстают системно-деятельностный и коммуникативный методы. Полученные результаты исследования могут служить основой для дальнейшего изучения проектной деятельности в процессе обучения русскому языку. Заключение. Использование в обучении учителей русского языка и литературы проектной деятельности на занятиях по современному русскому языку позволяет повысить у учащихся уровень сформированности профессиональной компетентности, исследовательских умений. Основные положения: - изучены и описаны лингвистические проекты разного типа, применяемые в филологическом образовании; - проведено научное обобщение опыта обучения проектной деятельности будущих учителей; - представлена апробированная практика по развитию критического проектного мышления у учащихся университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Миронова А.А., Выхрыстюк М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECIVENESS OF LINGUISTIC PROJECTS IN A FUTUTRE TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Introduction. The article considers the results of project activities in Russian language teacher's professional competence formation. In addition, it was shown that the implementation of linguistic projects by students also helps in mastering communicative competence in all types of speech activities (writing, reading, speaking, listening). Materials and methods . When studying and describing the material, general theoretical research methods were used: synthesis, analysis, comparison, as well as statistical methods in their elementary form. The empirical research method (a pedagogical experiment) was used to explain the conclusions. Results. The introduction of project activities in the education of students in both school and university education has determined the importance of teaching the methods of creating students' (future teachers') projects. The ability to present information in various forms and types, to select independently and apply linguistic material correctly, to produce their own texts in accordance with the topic and conditions are being formed. Discussion. In the article project activities are considered to be one of the most important methods in the system of Bachelor degree students professional training in the process of studying Russian language and literature. Methods of systematic activity and communication are the basic methods for project activities during studies. The research results we acquired could be used as a basis for further project activities research during Russian language studies. Conclusion. The use of project activities in the teaching of the modern Russian language in the Russian language teachers education and literature makes it possible to increase the level of professional competence and research skills of students. Highlights: The Linguistic projects of different types used in philological education were studied and described; The scientific experience synthesis of future teacher's project activities; The best practices for university students' critical thinking development in project activities were presented.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.153.7.009

УДК 372.881.111.22 ББК Ч426.819=411.2-270

А. А. Миронова1, М. С. Выхрыстюк2

1ORCID № 0000-0001-5910-8567 Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: amiron_rus@mail.ru

2ORCID № 0000-0001-7955-7351 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация.

тельности (письмо, чтение, говорение, слушание).

Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования:

Э ф

ф е

3

и № Ж О О

3

Ж

г

№ 3

О

S 3

Л

е

О *

О

О

е

3

О

E-mail: margaritavv@mail.ru ф

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ

ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются результаты проект- О ной деятельности в формировании профессиональной компетенции учителей русского языка. Кроме этого, показано, что выпол-

13 3

3 О

а

Ж 3

3

3

О ф е О О 3 О Ж

л Ж

нение лингвистических проектов студентами помогает овладеть 3

и коммуникативной компетенцией во всех видах речевой дея- д

-S е

г О

v

Л 3

синтез, анализ, сопоставление, также применены статистические методы в их элементарном виде; для обоснования выводов применен эмпирический метод исследования: педагогический эксперимент.

Результаты. Внедрение в обучение учащихся как в школьном, так и в вузовском образовании проектной деятельности обусловило важность обучения приемам создания проектов студентов - будущих учителей. Формируется умение представлять информацию в различных формах и видах, самостоятельно подбирать и правильно применять лингвистический материал, продуцировать собственные тексты в соответствии с темой и условиями.

Обсуждение. Проектная деятельность рассматривается в статье как один из важнейших методов в системе профессиональной подготовки бакалавров в процессе обучения русскому языку и литературе. Основными методами для осуществления проектной деятельности в учебном процессе предстают систем-но-деятельностный и коммуникативный методы. Полученные результаты исследования могут служить основой для дальнейшего изучения проектной деятельности в процессе обучения русскому языку.

Заключение. Использование в обучении учителей русского языка и литературы проектной деятельности на занятиях по современному русскому языку позволяет повысить у учащихся уро-и вень сформированности профессиональной компетентности, ис-сз следовательских умений.

50 О

^ Ключевые слова: профессиональная компетентность,

^ проектная деятельность, лингвистический проект. ^ Основные положения:

й •о СЦ

- изучены и описаны лингвистические проекты разного типа, применяемые в филологическом образовании;

- проведено научное обобщение опыта обучения проектной деятельности будущих учителей;

- представлена апробированная практика по развитию

Э

критического проектного мышления у учащихся университетов. ^

л s

1 Введение (Introduction)

Введение проектной деятельности в образовательный процесс на всех этапах обучения обусловливают обращение к анализу полученных результатов. Итоги работы позволяют определить наиболее эффективные виды лингвистических проектов в подготовке будущих учителей русского языка и литературы. Сов-

самостоятельно, вести научный поиск истины, уметь творчески организовать саморазвитие. Так, Е. С. Полат подчеркивает, что «метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить определенную проблему во время самостоятельных действий с обязательной презентацией результатов. Если говорить о методе

ет совокупность исследовательских проблемных методов, творческих по своей деятельности» [1, с. 43]. В современной педагогике и методике изучаются виды и типы проектов, их формы (массовые, групповые, индивидуальные), функции, особенности применения в обучении разным предметам, как в среднем, так и

Материалом послужили результаты лингвистических проектов, выполненных студентами 1-4 курса филологического фа-

к

№ Ж О О

л и н г в и с т и ч е с

I

ременный учитель должен развивать стремление познавать мир ро

е

к т о в в

орми и

р о в а н и и п р о

ес

проектов как педагогической технологии, то она предусматрива- и

о

н

аль

о* н

о ко

а л S л Ж

-к к к

в высшем образовании [2; 3; 4; 5; 6]. У

-S

2 Материалы и методы (Materials and methods)

культета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и Тюменского государственного университета (Тобольский филиал). Студентам были предложены все виды проектов на одну тему в рамках изучаемой дисциплины: информационный (результат — представление информации по актуальной теме), исследовательский (результат — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование научного вопроса), прикладной (разработка урока), ролевой (ролевая игра), творческий (результат — творческий продукт, например, собственные стихи, рассказ, пьесы и др.). Для получения достоверных данных были применены описательный метод, педагогический эксперимент, метод проекта. 3 Результаты (Results)

В связи с доминированием в общем педагогическом цикле таких практических дисциплин, как культура речи, педагогическая риторика, стилистика, лингвистический анализ текста и др. актуальными становятся следующие теоретические вопросы: чем отличается речь представителя той или иной социальной группы, каковы индивидуальные особенности речи говорящего или пишущего, на каких уровнях языка они проявляются, что способствует возникновению этих социально-личностных черт в речи. Каковы особенности речи именно педагога? Так, на занятиях студентам 4 курса, осваивающим «Риторику» в разных университетах, было предложено нарисовать речевой портрет U отдельного человека. Вид проектной деятельности каждый вы-q- бирал сам.

«о

о

§ Единого алгоритма исследования речевого портрета не

^ существует, однако мнения ученых совпадают в том, что он яв-^ ляется сложной структурой, включающей анализ речи с точки

3

•о СЦ

зрения основных языковых уровней (лексического, морфологического, синтаксического, стилистического), характеристику личных качеств и идеологических принципов, так или иначе отражённых в речи человека, оценку коммуникативной ситуации. Студентам была предложена следующая модель анализа:

1) лексический, морфологический, синтаксический, сти- ^

л

листический уровни языка учёного; 3

2) особенности интонации голоса оратора;

3) экстралингвистические факторы: место, время, аудитория, визуализация, особенности личности учёного;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) способы привлечения внимания аудитории к вопросу

можно подготовить урок по данной теме. Хотя многие учителя

Изучением и описанием речевых портретов лингвисты занимаются уже несколько десятков лет [8; 9; 10; 11]. Подобные занятия в школе аккумулируют все полученные знания по развитию речи. Например, результатом прикладного проекта студентки Д. А. Золотовой (2019 г., ЮУрГГПУ) стала подготовка и проведение урока-квеста. Урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки, проводится

8 в н

О

О

л

и н

г в

и О

8 Л

е

выступления. К

Отдельных уроков по составлению речевых портретов в р

о

школьной программе нет, так же, как и методических рекомен- 3

о

даций к организации учебного занятия, в связи с чем необходи- в

О

мо было разработать теоретическую базу, на основе которой

и р

о

в

н

осознают необходимость подобных занятий [7]. и

р

о ^ е

О

О и

о н §

о* н

о

Й 5

а

е

3

е

н

и

и

учителем русского языка и литературы в 9-11 классах. Занятие у рассчитано на два академических часа (90 минут). На уроке е

учащиеся знакомятся с понятием речевого портрета, его структу -рой, отрабатывают навыки анализа текста, в том числе сти-

р

левого, закрепляют знания о средствах выразительности речи, проводят словарную работу, получают сведения о приёмах убеждения, привлечения внимания и коммуникативных тактиках, выполняют различные упражнения на закрепление материала.

Для эффективного проведения данного занятия был выбран тип урока — урок-квест с использованием ИКТ — прохождение станций, путь к составлению полного речевого портрета оратора, поиск важных сведений о личности учёного, скрывающихся в его речи, преодоление препятствий в виде разнообразных заданий. Основным структурным элементом выбран: диалог - полилог. На уроке дети отвечают на вопросы, коллективно анализируют и обобщают полученную информацию, работают в группах.

Цели урока: научить составлять речевой портрет; научить анализировать текст; воспитывать интерес к науке и искусству. Планируемые результаты: предметные: знать понятие речевого портрета;

уметь составлять план исследования речевого портрета; владеть навыками анализа речи с точки зрения структурных составляющих речевого портрета. метапредметные:

— личностные УУД: осознание смысла и мотива обучения;

— регулятивные УУД: умение преодолевать возникшие

^ препятствия, умение оценить усвоенное, умение сделать выводы; ^ — познавательные УУД: умение находить и структуриро-

а вать информацию, умение устанавливать причинно-следственные

о

но связи; рои связи;

^ — коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг

^ друга, умение полно и точно выражать свои мысли, умение рабо-

тать в группе.

Подобный результат проектной деятельности студента демонстрирует овладение способами и приемами публичной речи, умением научить этому других, сформированным критическим и проектным мышлением. Защита 40 лингвистических про-

СС

ектов в каждом университете по анализу речевого портрета поз- С

ек

волили студентам сделать общие выводы о том, что речевые и

вн

портреты в большинстве своём типичны, в них в основном от- 3 ражаются особенности языка целых социальных групп — предс- и тавителей либо своего этноса, либо места рождения и проживания, либо сферы деятельности и интересов.

При создании речевых портретов нередко выявляются важные для языка факты: подтверждаются лингвистические тео-

и произнесение в аудитории собственной публичной речи на тему «Родина» с опорой на сетку понятий, предложенную А. К. Ми-

имя, сравнение, сопоставление, причина-следствие, пример, ссылка на авторитет и др. представлены через знаковые этно-маркированные единицы - русские пословицы.

ж

г

в и О

3 и

4 е О р о е к 3

рии, проявляются новые тенденции в развитии языка и пр. ов

в

Другой темой лингвистического проекта было составление СО

р

►5 р

о в а н и ^

хальской. Задание выполнялось также 40 студентами в двух уни- р

о

верситетах. еО

О

и о н §

о* н

о ко

Ярким результатом творческого вида проекта предстает работа Кузнецовой В. А. (2019, ЮУрГГПУ). На основе методических рекомендаций студентом была представлена сетка понятия «Родина». Традиционная прямоугольная схема трансформирована студентом в ромашку — символ России. Общие смыс-

8

ловые модели, такие, как род и вид, определение, этимология, уд

у

Н е

г о у ч и

167

р

й л

СЦ

и

Риторическое выступление на тему «Родина»

Я узнал, что у меня Есть огромная семья — И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок! Речка, небо голубое — Это все мое, родное! Это Родина моя, Всех люблю на свете я!

Большой ассоциативный ряд вызывает слово «Родина». Родина означает родное, место, где родился, где живет твой род, твои родители, родственники. Все это однокоренные слова. Наши предки, наблюдая за ходом истории, эти слова использовали в пословицах — фиксированном жизненном опыте. Например:

Центр моей Родины — Москва,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Столица — всем городам мать.

А если это мать, то сумей за нее постоять.

Ведь родная сторона — мать, чужая — мачеха.

А на чужой стороне Родина милей вдвойне.

Вот так звенья собираются в единую цепь. Родина — земля, где растет человек, отдавая душу, силы, тепло, заботу. По-

2 этому:

Всякому мила своя сторона. А земля и в горести мила.

Сколько стихов и песен сложено про нашу Россию!

Ведь на родной стороне и душа поет.

,а в о н о

^ Это самое красивое место для любого человека —

Родина наша солнца краше.

Еще с детства помнишь кусток, под которым строил шалаш; бабушкин дом, в котором всегда пахло сдобой, ее руки; друзей, с которыми до сих пор общаешься и смеешься.

Нет, человеку нужен этот смысл жизни, в этом необходимость бытия.

Человек без родины, что соловей без песни.

Родина — Россия, страна, в которой живет сильный,

неколебимый народ. Силен он искони единством.

Если народ един, он непобедим.

Держится все это на дружбе, ответственности:

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Сколько бы войн ни претерпела моя Родина,

не сломить ее, и я верю в светлое будущее.

Нельзя победить такой народ с такой идеологией.

Еще А. Невский сказал: «Кто с мечом придет, от меча погибнет!». И правда, народ создал гениальный ответ: «К нам с пушками, от нас с клюшками!».

Задача родителей, продолжателей рода, передать историю нашей страны своим детям, сохранить традиции и культуру, привить любовь к своей стране, ведь:

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило, За морем, конечно, теплее, а у нас светлее.

Также все мы, россияне, должны понимать, что только вместе, имея цель, исполняя гражданский долг, можем поставить страну на путь процветания, ведь:

е

кти и

в н о с

л и н г в и с т и ч е с

I п

р о е к т о в в

орми и

р о в а н и и п р о е с с и о н

аль

о* н

о

комп п

е т е н

-К и

и

д

ду

е г о у ч и

Кто Родине служит верно, Тот свой долг исполняет примерно.

Такой подход к выполнению лингвистического проекта демонстрирует умение строить текст при помощи готовых речевых единиц, владение образными средствами русского языка. 4 Обсуждение (Discussion)

Проведенный педагогический эксперимент в ЮУРГППУ и ТюмГУ (Тобольский филиал), полученные фактические результаты лингвистических проектов позволили проанализировать эффективность проектной деятельности в подготовке будущих учителей русского языка и литературы. Плюсом метода проекта в обучении является логичность и простота для восприятия материала при защите всеми участниками; независимо от вида и типа проекта студент опирается на переработанную им самостоятельно, критически осмысленную теоретическую базу. Сотрудничество преподавателя и учащегося осуществляется на всех этапах подготовки: от замысла до публичного представления. Защита проекта и представление конкретного результата проводится с помощью современных информационных технологий (интерактивной доски, презентации, смонтированного фильма, нарисованного символического портрета человека и | др ). Длительная работа над индивидуальным или групповым проектом дает возможность максимально погрузиться в проблему, научиться работать в команде. Кроме этого, активизируется не только критическое мышление, но и задействованы в активной работе все виды речевой деятельности студента.

Эффективность выполненной работы студентом оценивается по единой шкале: аннотация проекта; отбор материала; ^ публичная защита (правильность речи, логичность, выразитель-

й •о СЦ

U

ность, способы воздействия на аудиторию, реакции на поведение слушателей); оформление защитного слова и презентация. 5 Заключение (Conclusion )

Предлагаемая системная работа над лингвистическими проектами способствует развитию самообразовательной деятельности обучающихся. Основными методами для осуществле- ^

л

ния проектной деятельности в учебном процессе предстают сис- «

s

т-г ®

темно-деятельностный и коммуникативный методы. Получен- §

о «

ные выводы обоснованы и содержат возможное решение проблемы проекта при внедрении в процесс обучения филологов. Демонстрируется доминирование творческих проектов при выборе студентами, желание представить результат в педагогической практике. Эффективность лингвистических проектов как 3

о

приема обучения подтверждается положительной динамикой «

о

итоговых знаний. »

^

3

Библиографический список

1. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-45.

деятельности в системе профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Иностранный язык» в педагогическом вузе // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 333-339.

3. Никитаева М. В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС основного общего образования. М. : Перспектива, 2015. 40 с.

средствами обучения физике на примере учебных физических задач // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 219-224. БОТ: 10.17223/15617793/436/26.

►5 3

о о а ж s s

►S §

2. Лазутова Л. А., Левина Е. А. Использование проектной ^

о о

о s

о

ж §

о* ж

о Kl

о

а о S

о ж

s

s

V

4. Пак В. В. Формирование обобщенных проектных умений v

о

г о

V

л s

5. Сафонова К. И., Подольский С. В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 9. С. 52-62. DOI: 10.24158^.2017.9.11.

6. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С. 76-79.

7. Михайлова И. С. Работа над речевым портретом на уроке русского языка в 8 классе средней школы // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С. 132-137. DOI: 10.26170^Ю9-02-17. (WoS).

8. Гордеева М. Н. Речевой портрет и способы его описания // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. 2008. № 6. С. 89-101.

9. Ерофеева Т. И. Речевой портрет провинциального города : учебное пособие по спецкурсу. 3-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2017. С. 6-29.

10. Павлычева Е. Д. Характеристика особенностей понятия «речевой портрет» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2015. № 6. С. 110-115. DOI: 10.18384/2310-712X^015-6-110-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Мухин М.Ю. Авторский тезаурус и сочетаемость слов: лексико-статистические модели индивидуального стиля // Филологический класс. 2019. № 4 (58). С. 8-15. DOI: 10.26170/РЮ9-04-01. (WoS).

S

^ A. A. Mironova1, M. S. Vykhrystyuk

^ 1

§ 1ORCID No. 0000-0001-5910-8567

vi

2

Docent, Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: amiron_rus@mail.ru

2ORCID No. 0000-0001-7955-7351 Full Professor, Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Philological Education, Tyumen state University, Tyumen', Russia. E-mail: margaritavv@mail.ru

THE EFFECIVENESS OF LINGUISTIC PROJECTS IN A FUTUTRE TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Abstract

Introduction. The article considers the results of project activities in Russian language teacher's professional competence formation. In addition, it was shown that the implemen- |

s s

tation of linguistic projects by students also helps in mastering ^

i

communicative competence in all types of speech activities U

(writing, reading, speaking, listening).

Materials and methods. When studying and describing the material, general theoretical research methods were used:

S

S

cc 1'

S

es

P

1

c

s

a

synthesis, analysis, comparison, as well as statistical methods U

in their elementary form. The empirical research method (a pedagogical experiment) was used to explain the conclusions.

Results. The introduction of project activities in the education of students in both school and university education has determined the importance of teaching the methods of creating students' (future teachers') projects. The ability to present information in various forms and types, to select independently 1 and apply linguistic material correctly, to produce their own texts in accordance with the topic and conditions are being formed.

s i

S' s

s £

t fi

Discussion. In the article project activities are considered to be one of the most important methods in the system of Bachelor degree students professional training in the process of studying Russian language and literature. Methods of systematic activity and communication are the basic methods for project activities during studies. The research results we acquired could be used as a basis for further project activities research during Russian language studies.

Conclusion. The use of project activities in the teaching of the modern Russian language in the Russian language teachers education and literature makes it possible to increase the level of professional competence and research skills of students.

Keywords: Professional competence; Project activities; Project in linguistics.

Highlights:

The Linguistic projects of different types used in philological education were studied and described;

The scientific experience synthesis of future teacher's project activities;

The best practices for university students' critical thinking development in project activities were presented.

References

1. Polat E.S. (2006). Metod proektov: istoriya i teoriya voprosa [Method of projects: history and theory]. Shkolniye tekhnologii, 6, 43-45 (In Russian).

2. Lazutova L.A. & Levina E.A. (2018) Ispolzovaniye proyektnoy deyatelnosti v sisteme professionalnoy podgotovki bakalavrov po profilyu "inostranniy yazik" v pedagogicheskom

vuze [The use of project activities in training Bachelor degree students majoring in foreign languages in a pedagogical university]. Samarskiy nauchniy vestnik, 3 (24), 333-339. (In Russian).

3. Nikitayeva M.V. (2015), Organizatsiya proyektnoy i uchebno-issledovatelskoy deyatelnosti uchashikhsya v soot-vetstvii s FGOS osnovnogo obshego obrazovaniya [The organization of project activities and activities in learning and research according to Federal State Education Standard of compulsory education]. Izdatel'stvo "Perspektiva", Moscow, 40. (In Russian).

4. Pak V.V. (2018), Formirovaniye obobshennikh ^ proyektnikh umeniy sredstvami obucheniya fizike na primere f uchebnikh fizicheskikh zadach [The formation of basic project v

e

skills by teaching physics in the context of solving tasks in phys- s ics]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 436, 29224. DOI: 10.17223/15617793/436/26. (In Russian).

5. Safonova K.I. & Podolskiy S.V. (2017), Proyektnaya deyatelnost studentov v vuze: printsipi otbora proyektov i kriterii formirovaniyaproyektnikh grupp [Project activities of students in a university: the principles of project selection and criteria of Fu project groups formation]. Obshestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 9, 52-62., DOI: 10.24158/spp.2017.9.11. (In Russian).

6. Sidenko A.S. (2008), Vidy proyektov i etapi proyektiro-vaniya [Types of projects and stages of project development]. 0 Munitsipalnoye obrazovaniye: innovatsii I eksperiment, 2, 76-79. (In Russian).

7. Mikhaylova I.S. (2019), Rabota nad rechevim portretom na uroke russkogo yazyka v 8 klasse sredney shkoly [Working on speech portrait during Russian language classes in the 8th grade of middle school]. Filologicheskiy klass, 2 (56), 132-137. DOI: 10.26170/FK19-02-17. (WoS). (In Russian).

i

u

s i

o' s

o

>1

e

e

s

c e

r

8. Gordeyeva M.N. (2008), Rechevoy portret i sposoby yego opisaniya [Speech portrait and the means to describe it]. Lingvostillisticheskiye is lingvodidakticheskiye problem kommu-nikatsii, 6, 89-101. (In Russian).

9. Yerfoteyeva T.I. (2017), Rechevoy portret provintsi-alnogo goroda: ucheb. posobiye po spetskursu [Provincial town speech portrait: special course study book]. Izdatel'stvo "FLINTA", Moscow, 6-29. (In Russian).

10. Pavlycheva E.D. (2015), Kharakteristika osobennostey ponyatiya : "rechevoy portret" ["Speech portrait" term particuli-arities characteristics]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, 6, 110-115. DOI: 10.18384/2310-712X-2015-6-110-115 (In Russian).

11. Mukhin M.Yu. (2019), Avtorskiy tezaurus i so-chetayemost slov: leksiko-statisticheskiye modeli individualnogo stilya [Autor's thesaurus and word co-occurrence: lexical and statistical models of an individual style]. Filologicheskiy klass, 4 (58), 8-15. DOI: 10.26170/FK19-04-01. (WoS). (In Russian).

s

-Eu £

¿V fi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.