Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прошина Идея Ивановна, Башун Екатерина Витальевна

Данная статья посвящена формированию функциональной читательской грамотности у обучающихся английскому языку в условиях дистанционного образования необходимой для достижения иноязычной коммуникативной компетенции. Авторы предлагают для рассмотрения примеры заданий по работе с текстом, направленные на определение основных идей и деталей, различение фактов и мнений, формулировке выводов, определении намерения автора, его позиции и предвзятости, подведении итогов, синтезирование различной текстовой информации для новых задач, таких как учебные проекты, устные презентации и письменные задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Прошина Идея Ивановна, Башун Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL READING LITERACY AMONG ENGLISH LANGUAGE LEARNERS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

This article is devoted to the formation of functional reading literacy among English language learners in the conditions of distance education that is necessary to achieve foreign language communicative competence. The authors offer for consideration examples of tasks for working with text aimed at identifying the main ideas and details, distinguishing facts and opinions, drawing conclusions, determining the author’s intention, position and bias; summarizing, synthesizing various textual information for new tasks, such as educational projects, presentations and written assignments.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Формирование функциональной читательской грамотности у обучающихся английскому языку в условиях дистанционного образования

Прошина Идея Ивановна,

доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»

E-mail: ideya_ryzhkova@mail.ru

Башун Екатерина Витальевна,

магистрант, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» E-mail: bashunkate@gmail.com

Данная статья посвящена формированию функциональной читательской грамотности у обучающихся английскому языку в условиях дистанционного образования необходимой для достижения иноязычной коммуникативной компетенции. Авторы предлагают для рассмотрения примеры заданий по работе с текстом, направленные на определение основных идей и деталей, различение фактов и мнений, формулировке выводов, определении намерения автора, его позиции и предвзятости, подведении итогов, синтезирование различной текстовой информации для новых задач, таких как учебные проекты, устные презентации и письменные задания.

Ключевые слова: функциональная грамотность, функциональная читательская грамотность, задания для формирования функциональной читательской грамотности, обучающиеся английскому языку.

о с

U

см см о см

С целью развития навыков и умений осмысленно читать, продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); извлекать информацию из разных источников; находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; пользоваться источниками и ссылаться на них; читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом, мы провели эксперимент по формированию функциональной читательской грамотности обучающихся английскому языку.

Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня функциональной читательской грамотности обучающихся английскому языку 14-15 лет.

Экспериментальной базой исследования стала онлайн-школа «English Tochka». В исследовании принимали участие 16 детей (13 девочек и 3 мальчика) в возрасте 14-15 лет. Поскольку занятия проводились в онлайн-школе география проживания обучающихся была обширной: Москва, Санкт-Петербург, Курск, Нижний Новгород, Новосибирск. Исследование проводилось с марта 2021 года по март 2022 года. В начале эксперимента все обучающиеся учились в 8 классе, в настоящее время оканчивают 9 класс. Успеваемость обучающихся в школе «хорошо» и «отлично».

Мы проверяли уровень функциональной читательской грамотности у обучающихся английскому языку по следующим критериям: поиск, понимание, оценка и отражение информации. Он-лайн-тест PISA «Загадочные Галапагоссы» помог нам оценить все намеченные критерии.

Описание теста: «обучающийся становится участником онлайн-курса по дизайну веб-сайтов. Веб-сайт, который обучающийся должен проанализировать, посвящен вымышленной организации под названием «Общество охраны природы Галапагосских островов» и освещает информацию о Галапагосских островах у берегов Эквадора. Текст в этом разделе состоит из нескольких веб-страниц («Об организации»; «Животные»; «Охрана природы»; и «Волонтерство»). Этот текст был разработан для всестороннего рассмотрения аспектов читательской грамотности при использовании информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» [2].

Результаты тестирования показали, что учащиеся успешно справились с заданиями уровня 1b (81,25%) т.е. ученики способны найти информацию в тексте, которая изложена в явном виде

и не содержит противоречивых данных или избыточной информации. Столько же ребят выполнили задания уровня 1а (81,25%), они способны найти в тексте несколько единиц явной информации, определить главную тему текста или цель автора, отделить важную информацию от второстепенной, понять буквальный смысл небольшого сообщения, если тема и тип текста им знакомы, в нем нет противоречий, а искомая информация лежит на поверхности.

Анализ результатов исследования показал, что основное затруднение у обучающихся вызвали задания уровня 2. Данный уровень подразумевает, что читатель способен найти информацию в тексте, которая требует дополнительного осмысления, опираясь на жизненный опыт. Задания 6 и 7, в которых нужно было аргументировать, свой ответ вызвали затруднения.

Исходя из полученных результатов тестирования, можно сделать вывод, что у 15 чел. (93,75%) основные затруднения вызвали задания 2,3,5 уровней. Уровни 3 и 5 предполагают, что читатель способен связать и объяснить отдельные части текста, сравнивать и противопоставлять информацию по нескольким основаниям. Информация в таких текстах часто скрыта и является неявной для читателя, необходим навык глубокого анализа прочитанного. Учащиеся с трудом сравнивали и противопоставляли факты в разных текстах, которые содержали противоречивую информацию, академические и специализированные знания, возникли проблемы с оценкой авторской позиции, аргументацией и пояснением своих ответов. Задания 5 и 6 уровня не выполнил никто.

На основе результатов констатирующего эксперимента мы пришли к заключению, что у обучающихся английскому языку есть ряд проблем формирования функциональной читательской грамотности, требующих своего решения, это проблемы: в части поиска информации и понимания прочитанного, в части преобразования и интерпретации информации, в части оценки информации.

Для решения данных проблем нами была разработана система из 15 разнообразных заданий, направленная на формирование функциональной читательской грамотности обучающихся английскому языку 14-15 лет.

Вначале, мы подобрали так называемые несплошные тексты, к которым относятся реклама в СМИ, ценники продуктов, этикетки на товарах, инструкции к товарам, видео на Youtubе, реклама турагентства, статья в путеводителе, объявления в библиотеке, объявление рекламного характера, посты в блогах, документы, удостоверяющие личность, банковские документы, магнитные карты и т.п. На основе данных текстов спроектированы учебные задачи, направленные на формирование функциональной читательской грамотности в области чтения у обучающихся английскому языку.

Особенности разработанных заданий: - комплексные или структурированные задания,

объединённые общей темой или проблемой;

- каждое из задании включает тексты, в которых представлена некоторая ситуация, и 1-6 вопросов различной трудности;

- задания близки к реальным проблемным ситуациям;

- для решения проблемы требуется не только знание предмета, но и сформированность познавательных универсальных учебных действий (УУД).

Приведем пример двух заданий на формирование читательской функциональной грамотности обучающихся английскому языку:

Задание «Башни»

Read the text and complete tasks In 2022, the Shabolovskaya Tower, the symbol of the Russian architectural avant-garde, will turn 100 years old. Until recently, it shone like a Christmas tree, decorating the skyline of the capital. In 2015, the power was turned off. A year later, the tower was listed as a world-class building in danger of destruction by the World Monuments Fund.

When designing its first version, Vladimir Shuk-hov probably wanted to surpass the glory of the Eiffel and his Iron Lady. But the high-altitude record was not beaten: there was not enough metal in the country. Nevertheless, the Shukhov Tower is considered to be the top of the «iron architecture» of 20th century. This is nothing but the former «technological» beauty without a single purely decorative element, as, for example, in the Eiffel Tower. The lower arches there are set solely for the sake of decoration and do not carry a real load.

The first time the television signal from the tower was transmitted in 1939, the last time in 2002. In the 2010s, it worked as a support for cellular transmitters, and since 2014, apparently, it has ceased to be used at all. It happened at the most inopportune moment: the tower was in a dire need of emergency measures. The steel allocated for construction during the Civil War could not be compared in quality to metal that was at the disposal of V.G. Shukhov before the revolution. According to experts, corrosion has damaged the structure so much that a few years more, and there will be nothing to restore.

For comparison, the Eiffel Tower in Paris, built in 1889 as a temporary structure for the World Industrial Exhibition, is cleaned every seven years, repaired by rivets and painted by hand. The Shabolovskaya tower has never been restored in its entire centuries-old history.

1. What is the purpose of the text «Two Towers»? Mark ONE correct answer.

• to introduce the biography of outstanding engineer V.G. Shukhov

• tell about the role of the Shabolovskaya tower in the development of communications in Russia

• draw attention to the current state of the Shabo-lovskaya tower

• tell about the activities of the World Monuments Fund

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

2. What reasons led to the fact that the structures of the Shabolovskaya tower were corroded? Give TWO reasons. In which ways is the Shabolovskaya Tower superior to the Eiffel Tower in Paris? Write down ONE sentence from the text that contains the answer to this question.

3. Why do you think the last paragraph of the article provides information about the Eiffel Tower?

Задание «В банке»

Read the text and complete tasks The Ivanov family at the family council decided to purchase a summer cottage so that they have the opportunity to enjoy the nature. «A plot with a house is expensive, - Nastya noticed.

«That is why we will take a loan from the bank», -my mother answered.

«We are just studying offers from different banks. But paying interest on a loan is a new expense item in our family budget», - dad reminded. «We all will have to think together about how this will affect our family financially».

1. Nastya's family got interested in the offers of two banks. Both offered to borrow the same amount at 10% per annum. But the Ivanovs drew attention to the fact that these proposals differ in the methods of calculating interest.

City Bank Industrial Bank

Loan at 10% per annum. Interest is charged on the amount of debt that you have left to pay. As the amount of debt is gradually reduced, the interest payments are reduced along with it. Loan at 10% per annum. The amount of the monthly payment does not change. Our employees will calculate for you the amount that you will pay each month for the entire time.

There are a number of statements below. Which bank's offer corresponds to each of them? Mark your answer on each line.

Statement City Bank Industrial Bank

The financial burden in the first months will be more intense than in subsequent ones.

This offer is characterized by the same monthly payments.

Bank loans may take longer to pay off.

The offer allows you to save money, as the amount of interest paid becomes less.

о с

u

см

2. What condition characterizes the peculiarity of payment in Industrial Bank? Choose ONE correct answer.

• Industrial Bank offers a lower interest rate than City Bank

• In Industrial Bank, the last payment will be higher than the first.

• In Industrial Bank, the first payment will be higher than the last one.

• In Industrial bank every month you will need to pay the same amount.

3. «It takes us so long to decide whether to take a loan or not», - Nastya said. «Is it really such a difficult decision? If you need money, you go to take out a loan, it's easy»!

«I>m not sure it>s worth taking out a loan to buy something like a game console», - my dad said. «It makes sense to take a loan if an emergency situation arises, or if a purchase coming up is very important for the whole family. I think that before taking a loan, it is important to carefully consider whether it is really necessary and you can repay it, whether you will have money for it».

Determine in which cases it is dangerous for a person to take a large loan. Select ALL correct answers.

• Vasily concluded a fixed-term employment contract with the employer for 6 months.

• After graduating from university, Matvey found a job in a bank and signed an indefinite employment contract.

• Maria is a freelance designer. She fulfills orders that come to her via the Internet.

• In Valentina's family, mom and dad have permanent jobs.

• Kuzma is a full-time university student and works part-time at a law firm.

The Ivanovs settled on the proposal of the City bank. They chose a plot of 12 acres with a house worth 1,250,000 rubles. The loan was taken for 15 years.

4. Calculate how much the family will have to pay each month to pay off the loan. Indicate how many rubles more than the amount taken will have to be paid to the bank.

5. Write your answer to the question as a number. The amount of the monthly payment is____rubles.

Overpayment to the bank___rubles.

A loan taken from the Gorodskoy bank made serious changes in the planning of the Ivanov family budget.

6. Formulate a negative consequence for family budget planning under the interest accrual system at City Bank. Give a detailed answer.

7. At work, Nastya's dad received a solid bonus. The Ivanovs decided not to buy anything, but to contribute this amount to repay the loan. Name ONE financial benefit of this solution.

Give a detailed answer.

В результате формирующего эксперимента разработана система из 15 блоков заданий, посвященных различным сферам человеческой жизни: «Я и другие», «Я и природа», «Мое здоровье», «Я путешествую», «Я у врача», «Я в кафе», «Я в театре», «В банке», «Я читаю газету на английском языке» и др.

В процессе эксперимента мы увидели, что обучающиеся английскому языку стали лучше ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять тему, цель текста;

предвосхищать содержание текста по заголовку; объяснять порядок частей содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; преобразовывать текст, используя формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать и оценивать текст.

Итак, научить анализировать информацию, в том числе на английском языке сегодня представляется важным и ответственным делом. Однако, это требует от педагога овладения специальными технологиями. Речь идет о необходимости практического применения полученных знаний и развития, в связи с этим более активных форм обучения. На наш взгляд, работа с различного вида текстами (сплошные: описание, повествование, инструкция, аргументация; несплошные: графики, диаграммы, афиши, билеты, таблицы, иконогра-фика; смешаные) в рамках формирования функциональной читательской грамотности обучающихся английскому языку, бесспорно, является эффективной. Необходима перестройка не только содержательных аспектов преподавания английского языка, но и способ его развертывания, адекватный его гуманитарной природе.

Литература

1. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. - 308 p.

2. Demo PISA 2018 Test Questions Galapagos Islands English // https://www.oecd.org/pisa/

3. Воронина К.В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка /

К.В. Воронина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (295). - С. 305306.

4. Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN (дата обращения: 08.12.2021).

FORMATION OF FUNCTIONAL READING LITERACY AMONG ENGLISH LANGUAGE LEARNERS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

Proshina I.I., Bashun E.V.

Kamchatka State University of Vitus Bering

This article is devoted to the formation of functional reading literacy among English language learners in the conditions of distance education that is necessary to achieve foreign language communicative competence. The authors offer for consideration examples of tasks for working with text aimed at identifying the main ideas and details, distinguishing facts and opinions, drawing conclusions, determining the author's intention, position and bias; summarizing, synthesizing various textual information for new tasks, such as educational projects, presentations and written assignments.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: functional literacy, functional reading literacy, tasks for the formation of functional reading literacy, English language learners.

References

1. Try PISA 2018 Test Questions Galapagos Islands English // https://www.oecd.org/pisa/

2. Demo PISA 2018 Test Questions Galapagos Islands English // https://www.oecd.org/pisa/

3. Voronina, K.V. Formation of functional literacy in English lessons / K.V. Voronina. - Text: direct // Young scientist. - 2020. -№ 5 (295). - Pp. 305-306.

4. Panfilova E.I. On the formation of functional literacy of students in English lessons / Concept: Modern scientific research: current theories and concepts. Issue 3. 2015. URL: http://ekoncept.ru/ teleconf/65081.html-ISSN (accessed: 08.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.