Научная статья на тему 'КОМИКСЫ В ЦИФРЕ: СОЗДАНИЕ ИЗОТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

КОМИКСЫ В ЦИФРЕ: СОЗДАНИЕ ИЗОТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Секенова О.И.

В статье рассматриваются результаты пилотного исследования по изучению дидактических возможностей веб-комиксов как одного из инструментов для развития цифровых навыков в процессе обучения истории в средней школе, изучается значение веб- комиксов как средства формирования предметных результатов и функциональной цифровой грамотности. Создание веб-комиксов на уроках истории помогает научиться выявлять и характеризовать существенные признаки исторических объектов (явлений) с использованием современных цифровых технологий; формирует позитивную мотивацию и интерес к выполнению трудных практических заданий по истории с использованием навыков цифровой грамотности; способствует развитию первичных навыков электронного делопроизводства (умения отправить вежливое сообщение на электронную почту учителя, удобно оформить файл в указанном формате и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Секенова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMICS: MAKING ARTISTIC TEXTS FOR DEVELOPING DIGITAL SKILLS IN LEARNING HISTORY

The article examines the results of a pilot study on the didactic potential of webcomics as one of the tools for developing digital skills in history teaching in secondary schools, exploring the significance of webcomics as a means of forming subject outcomes and functional digital literacy. The creation of webcomics in history lessons helps learn to identify and characterize the essential features of historical objects (phenomena) using modern digital technologies; it forms positive motivation and interest in the performance of difficult practical history tasks using digital literacy skills; it promotes the development of primary electronic office management skills (the ability to send a polite email to the teacher, conveniently design a file in a specified format, etc.).

Текст научной работы на тему «КОМИКСЫ В ЦИФРЕ: СОЗДАНИЕ ИЗОТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

#Ученичество. 2022. Вып. 2. С. 26-33. #Apprenticeship. 2022. Issue 2. P. 26-33.

Научная статья УДК 372.893:004

КОМИКСЫ В ЦИФРЕ: СОЗДАНИЕ ИЗОТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ3

кандидат исторических наук Тульский государственный педагогический О. И. Секенова университет им. Л.Н. Толстого

Тула, Россия jkzkray@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются результаты пилотного исследования по изучению дидактических возможностей веб-комиксов как одного из инструментов для развития цифровых навыков в процессе обучения истории в средней школе, изучается значение веб -комиксов как средства формирования предметных результатов и функциональной цифровой грамотности. Создание веб-комиксов на уроках истории помогает научиться выявлять и характеризовать существенные признаки исторических объектов (явлений) с использованием современных цифровых технологий; формирует позитивную мотивацию и интерес к выполнению трудных практических заданий по истории с использованием навыков цифровой грамотности; способствует развитию первичных навыков электронного делопроизводства (умения отправить вежливое сообщение на электронную почту учителя, удобно оформить файл в указанном формате и т.д.).

Ключевые слова: цифровая грамотность, функциональная грамотность, обучение истории, методика.

Scientific Article

UDC 372.893:004

DIGITAL COMICS: MAKING ARTISTIC TEXTS FOR DEVELOPING DIGITAL

SKILLS IN LEARNING HISTORY

PhD (History)

O. Sekenova Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Tula, Russia

Abstract. The article examines the results of a pilot study on the didactic potential of webcomics as one of the tools for developing digital skills in history teaching in secondary schools, exploring the significance of webcomics as a means of forming subject outcomes and functional digital literacy. The creation of webcomics in history lessons helps learn to identify and characterize the essential features of historical objects (phenomena) using modern digital technologies; it forms positive motivation and interest in the performance of difficult practical history tasks using digital literacy skills; it promotes the development of primary electronic office management skills (the ability to send a polite email to the teacher, conveniently design a file in a specified format, etc.).

Keywords: digital literacy, functional literacy, history teaching, methodology

3

Исследование выполнено в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 073-03-2022-117/4 от 01.06.2022Министерства просвещения России по теме «Влияние цифровых инструментов обучения на образовательные результаты школьников».

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2

© Секенова О. И., 2022 © Sekenova O., 2022

Комиксы / графические романы / рисованные истории - последовательное визуальное повествование, которое принято обозначать общим словом «изотекст» [8, с. 5]. Сегодня они регулярно становятся предметом обсуждения педагогики как методический прием, дополняющий классическую дидактику в самых разных областях - от изучения иностранных языков до естественных наук, от информатики до истории. Тем не менее большая часть существующих исследований по использованию комиксов на уроках гуманитарного цикла скорее представляет собой систематизацию дидактического опыта самих учителей истории, демонстрацию интересных и кажущихся им важными находок, тогда как собственно академические результаты учащихся в результате использования этого средства остаются без внимания. Цель данного исследования - представить теоретическую рамку оценивания развития цифровых навыков учащихся через использование веб-комиксов на уроках истории. В данной статье описываются результаты пилотного исследования дидактических возможностей веб-комиксов как одного из инструментов для развития цифровых навыков в процессе обучения истории в школе. Веб-комиксы рассматриваются как средства, сочетающие формирование предметных результатов и функциональной цифровой грамотности.

Комиксы в историческом образовании: обзор литературы, методология исследования

История массового применения различных видов изотекстов для решения образовательных задач за рубежом и в России насчитывает уже несколько десятков лет. Благодаря большей распространенности комиксов в западной (в первую очередь американской) культуре существует множество методических пособий, в которых рассматривались практики и технологии их использования в образовательном процессе: работы Абель, Мэддена [14], Баукетта [15], Харт [16], Моннин [17]. Одной из ключевых причин распространения комиксов в образовании исследователи называли проблемы учащихся с чтением и пониманием текстов [18, p. 99] - важнейший навык для изучения истории (трудности в чтении и понимании текстов нередки и для учащихся 5-7 классов российских школ). По мнению исследователей, комиксы позволяют обеспечить необходимый для перехода к работе с более трудными текстами «повествовательный опыт» учащихся [1, с. 65].

Отечественная дискуссия о комиксах как «несерьезном» инструменте обучения постепенно отходит на второй план перед вызовами современного образования. Вместе с тем по ряду причин комиксы продолжают оставаться вспомогательным и не слишком распространенным средством обучения истории. Несмотря на давние традиции изотекстов в России (от лубочных картинок до карикатур) исторических комиксов сегодня на русском языке не так много, еще меньше среди них тех, которые могут быть смело рекомендованы школьникам для расширения кругозора в области отечественной истории [6; 9-10] - многие не подходят либо из-за возрастного ценза [7], либо из-за неверифицированного исторического содержания [5].

В результате гораздо чаще в практике обучения истории используется не чтение комиксов, а их создание. Подробно исследовали создание комиксов на различных этапах урока истории Т. Шумель [13], Н. В. Чернова и Н. Н. Макарова [12], Г. Э. Давидовская [4], эти статьи отличаются обилием полезных рекомендаций для практической деятельности учителей истории. Авторы соглашаются, что этот прием способствует лучшему запоминанию визуальной информации, повышению

мотивации к обучению, развитию ассоциативного восприятия сложных абстрактных явлений. Кроме того, характерный для комиксов прием олицетворения - попытка выстроить диалоги между людьми прошлого - роднит использование комиксов на уроках истории с элементами «исторического театра» или написанием сочинений от лица исторического персонажа. Классическое задание такого рода (например, сочинение «Один день в Древнем Египте» [3, с. 42]) традиционно используется в школе для погружения учащихся в историю повседневности, историю ментальностей древних людей, что, безусловно, способствует формированию важнейших культурно-исторических ориентиров на основе изучения исторического опыта человечества [11].

Если возможность эпизодического применения комиксов на уроках истории не вызывает сомнения, возникает вопрос о необходимости использования в этом процессе цифровых компетенций учащихся. С помощью специализированных электронных средств визуализации данных процесс создания комиксов становится менее трудозатратным, что важно в условиях растущей нагрузки учащихся. Кроме того, с помощью одного и того же задания становится возможным решить сразу несколько образовательных задач.

Результаты

Гипотеза пилотного исследования: создание веб-комиксов на уроках истории наиболее успешно решает следующие задачи:

помогает научиться выявлять и характеризовать существенные признаки исторических объектов (явлений) с использованием современных цифровых технологий;

формирует позитивную мотивацию и интерес к выполнению трудных практических заданий по истории с использованием навыков цифровой грамотности;

способствует развитию первичных навыков электронного делопроизводства (умения отправить вежливое сообщение на электронную почту учителя, удобно оформить файл в указанном формате и т. д.).

Эмпирическую основу исследования составили данные, полученные в результате выполнения учащимися 5-го класса проектных заданий, связанных с созданием комиксов на тему «История Древнего Египта». Задание выполнялось дома, на персональных компьютерах или планшетах, условия были сформулированы следующим образом. Создать в онлайн-программе свой комикс из 3-5 картинок по любому сюжету из истории Древнего Египта, представленному в учебнике. Сохранить свой комикс в формате PDF, отправить файл на электронную почту учителя. Учащимся был предложен единый цифровой инструмент - онлайн-сервис для создания комиксов https://www.storyboardthat.com. Выбор этого онлайн-сервиса был обоснован следующими причинами: во-первых, несмотря на агрессивную маркетинговую политику, комиксы в нем можно сделать бесплатно, не скачивая программу на персональный компьютер, не регистрируясь и не оставляя свои личные данные. Во-вторых, онлайн-сервис носит образовательный характер (благодаря этому на сайте есть шаблоны фона для различных исторических эпох, готовые фигуры персонажей в исторической одежде - выбор, который делает создатель комикса, дает возможность увидеть, понимает ли учащийся исторический контекст, может ли выбрать подходящих персонажей и соответствующие исторической эпохе архитектурные элементы). При этом наличие готовых шаблонов серьезно облегчает задачу учащегося, тем более, что интерфейс сервиса интуитивно понятен и несложен. В этом кроется главная трудность, с которой все учащиеся успешно справились: сайт англоязычный, следовательно, требуется время, чтобы разобраться с английскими терминами, и, возможно, воспользоваться онлайн-

переводчиком. В тексте задания, среди прочего, звучали подсказки, которыми могли воспользоваться учащиеся (1. При выборе фона комикса или внешнего вида персонажа пользуйтесь вкладками «Historical», «ClassicalEra», «Myths» или «Mythology». Следите за соответствием внешнего вида персонажей культурно-историческому контексту. 2. Помните о безопасном поведении в Интернете: для использования программы достаточно бесплатной онлайн-версии, не покупайте платную версию и не вводите номера банковских карт!). Непредвиденной проблемой стало чрезмерное увлечение отдельных учащихся созданием комиксов (в результате, количество бесплатных попыток было исчерпано, и веб-сервис не позволял им сохранить pdf-файлы с итоговой работой; пятиклассники вышли из положения, прислав учителю скриншоты и фотографии экрана компьютера).

Результаты выполнения домашнего задания были оценены учителем в соответствии со следующими критериями (см. таблицу 1).

Таблица 1

Критерии оценки выполнения задания

Критерий Количество учеников, выполнивших задание в полном соответствии с критерием

Комикс сгенерирован при помощи предложенного графического редактора 24

Комикс сгенерирован при помощи другого графического редактора 0

Содержание комикса соответствует заданной теме 21

Комикс композиционно продуман, есть логика расстановки изображений 21

Изображения представляют собой целостный нарратив 17

Отобраны изображения, демонстрирующие ключевые (а не случайные) точки сюжета 17

Выражена позитивная мотивация и интерес к выполнению задания (выбрана тема, не указанная в примере задания; подобраны более 4 изображений; созданы несколько вариантов комикса; комикс дополнен текстом и т. п.) 7

В комиксе отсутствуют исторические ошибки и явные анахронизмы 18

Найдены дополнительные изображения 5

Результат работы был отправлен на электронную почту учителя 21

Анализ результатов и качественное исследование получившихся комиксов на исторические темы выявили ряд проблем, которые необходимо учитывать при масштабировании исследования. Во-первых, можно увидеть, что из 24 учащихся только 17 справились с заданием, при этом позитивную мотивацию продемонстрировали лишь семеро. Ключевыми критериями, определявшими успешность выполнения задания, стали оценка соответствия содержания заявленной теме (Древний Египет), понимание жанровой структуры комикса

(изображения скомпонованы логично, а все вместе выглядят как единый нарратив, формируя сюжетный рассказ об исторической проблеме).

Во-вторых, освоили навык использования электронной почты для передачи выполненного задания учителю не все, а лишь 21 ученик из 24 (важно, что именно в 5-м классе это умение должно быть сформировано на уроках информатики [2, с. 43]). Безусловно, это подтверждает мысль о том, что изучение электронной почты как способа обмена информацией должно регулярно подкрепляться практическими навыками, к тому же способствующими формированию начальной культуры деловой переписки.

В-третьих, вероятно, необычность задания и ассоциация комиксов с исключительно развлекательным жанром литературы повлияли на то, что некоторые учащиеся создали фантазийные, не имеющие отношения к исторической реальности сюжеты в неточном историческом антураже (видимо, не увидев связи между материалом учебника, словами учителя и возможностями программы). В итоге цифровой инструмент был освоен учащимися успешно, но ни одна из образовательных задач по истории не была ими решена.

В-четвертых, использование готовых шаблонов (персонажей и фонов) хотя и делает комиксы комфортными для восприятия вне зависимости от художественных способностей учащегося, но лишает работы определенной части творческой индивидуальности (характерной даже для комиксов, нарисованных от руки). Тем не менее свою креативность ученики могли проявить в придумывании сюжета и диалогов.

Рис. 1. Примеры выполнения задания

Дискуссия

Помогают ли цифровые навыки раскрыть реальное владение предметными знаниями учащихся? Безусловно, даже в отдельном классе выполнение задания по созданию комиксов, несмотря на кажущуюся простоту и творческий характер, позволило увидеть дефицит понимания учащимися важнейших исторических процессов (неверно выбран исторический фон и костюмы персонажей для темы «Древний Египет»). Тем не менее большое количество удачных работ не должно быть иллюзией полного владения учебным материалом и сформированных цифровых навыков: важно понимать, что задание выполнялось дома, следовательно, весьма высока вероятность «коллективного» выполнения (вместе с родителями) наиболее удачных работ. Вероятно, дополнительным условием последующих исследований может быть выполнение заданий во время урока (в том числе и для того, чтобы проанализировать, как время, затраченное на выполнение такого рода заданий, соотносится с образовательными результатами и цифровыми компетенциями школьников).

Даже если цифровые навыки не являются определяющими для оценки предметных результатов учащихся, в данном случае решается не менее важная задача - формирование позитивной мотивации, интереса к теме и, соответственно, к истории как предмету и области научного знания в целом. Попытка «говорить» от лица исторического персонажа заставляет учащихся задуматься об особенностях речи людей прошлого, уникальности мышления людей различных социальных

групп в исторические эпохи, влиянии социокультурных условий на психологию человека.

Что требуется изменить в формулировке задания для большей успешности его выполнения? На основании ошибок, допущенных учащимися, в формулировке задания следует конкретизировать необходимость избегать исторических анахронизмов. Также учащимся следует составлять диалоги персонажей, фантазируя внутри заданных исторических рамок (возможно даже определение микросюжетов для учеников, которым кажется сложным придумать собственный нарратив - например, «строительство пирамиды», «объединение Северного и Южного Египта», «древнеегипетские боги»).

Возможно ли масштабировать задание на другие классы, усложняя его или расширяя его темы? Задание обладает широкими возможностями для масштабирования (большую часть тем по истории можно представить в виде комиксов), тем не менее предполагается, что с возрастом учащихся должен усложняться сюжет, поднимаемые в нарративе проблемы, и, безусловно, технические характеристики итогового результата. Развитие цифровых компетенций учащихся предполагает, что для создания комиксов старшеклассники могут использовать более сложное программное обеспечение, тщательнее трудиться над дизайном и проработкой сюжетных линий или характеристик персонажей через передачу уникальных визуальных качеств. «Несерьезное» по форме задание, качественно выполненное в старшей школе по предложенным учителем темам, может стать аналогом ментальных карт и конспектов наиболее сложных тем при подготовке к Государственной итоговой аттестации, а также стать вариантом учебного проекта по истории (безусловно, более актуальным и полезным, чем компиляционная работа без доступа к реальным историческим источникам).

Таким образом, в ходе исследования с помощью творческого задания и цифрового инструмента был достигнут планируемый результат - учащиеся смогли выявлять и характеризовать существенные признаки исторических объектов / явлений. Безусловно, уместным в образовательном процессе будет эпизодическое использование подобных типов заданий, как в качестве поощрения познавательного интереса учащихся в области истории, так и в целях развития разнообразных цифровых компетенций. Накопленный опыт и анализ ошибок позволит школьникам качественно улучшить предметные результаты в сочетании с формированием функциональной цифровой грамотности.

Благодарность: учителю МБОУ «ЦО - гимназия № 11 им. Александра и Олега Трояновских» Ромашину М. И. за практическую помощь в проведении исследования.

Список источников и литературы

1. Авдеева Т. И., Высокова М. И., Зыкова С. И. Комикс как современная технология обучения // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 64-67.

2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 5 класса. М.: БИНОМ Лаб. знаний, 2013. 184 с.

3. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. А. А. Искендерова. 7-е изд. М.: Просвещение, 2017. 303 с.

4. Давидовская Г. Э. Дидактический потенциал комикса как средства визуализации при обучении истории / / Псторыя i грамадазнауства. 2017. № 12. С. 10-11.

5. История России в комиксах. От древних славян до Владимира Путина. М.: Эксмо, 2020. 160 с.

6. Маврин Л. Александр Ярославич: героический эпос: [графич. роман : о князе Александре Невском : для сред. шк. возраста / худож.: Е. Чуйкова и др.]. М.: Эксмо, 2022. 104 с.

7. Норин Е., Николаев Г., Раскольников Р. Долохов. М.: Белый единорог, 2021. 104 с.

8. Плеханов А. А., Кунин А. И. Введение. От рисованных историй к изо-текстам // Изотекст-2020 : материалы V Российской междунар. конф. исследователей рисованных историй, Москва, 06-07 ноября 2020 г. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2020. С. 5-12.

9. Серов В. Витус Беринг. Великая Северная экспедиция. М.: Мелик-Пашаев, 2020. 55 с. (Исторический комикс).

10. Серов В. Летчики-герои. Спасение челюскинцев. М.: Мелик-Пашаев, 2021. 64 с. (Исторический комикс).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL: https://www.garant.rU/pr0ducts/ip0/prime/d0c/401.4.4.4920/ (дата обращения: 30.11.2022).

12. Чернова Н. В., Макарова Н. Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 105-113. URL: https://pn0j0urnal.w0rdpress.c0m/2018/12/23/chern0va-makar0va/ (дата обращения: 30.11.2022).

13. Шумель Т. Комикс как средство формирования медиаинформационной грамотности учащихся в обучении истории // НОВАТОР: [коллективная блогоплатформа]. URL: https://n0vat0r.team/p0st/1249. Дата публикации: 27.02.2020.

14. Abel J., Madden M. Drawing W0rds and Writing Pictures: A definitive c0urse from c0ncept t0 c0mic in 15 less0ns. New Y0rk: First Sec0nd, 2008. 304 p.

15. B0wkett S., Hitchman T. Using C0mic Art t0 Improve Speaking, Reading and Writing. L0nd0n: R0utledge, 2012. 192 p.

16. Hart M. Using Graphic N0vels in the Classr00m: Grades 4-8. Teacher Created Res0urces, 2010. 48 p.

17. M0nnin K. Teaching Graphic N0vels: Practical Strategies for the Sec0ndary ELA Classr00m. N0rth Mankat0: Maupin H0use Publishing, Inc., 2010. 236 p.

18. Trelease J. The read-al0ud handb00k. 6th ed. New Y0rk: Penguin, 2006. 340 p.

Статья поступила в редакцию: 15.12.2022 Одобрена после рецензирования: 23.12.2022 Принята к публикации: 30.12.2022

The article was submitted: : 15.12.2022 Approved after reviewing: 23.12.2022 Accepted for publication: 30.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.