Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

Целью данной статьи является представление концептуальной основы, демонстрирующей расширенный взгляд на цифровую грамотность современного преподавателя, состоящей из различных знаний и навыков, необходимых педагогам для этичного, безопасного и продуктивного функционирования в образовательной среде с цифровым сопровождением. Автором статьи высказывается предположение, что чем более грамотны в цифровом отношении педагоги, тем больше они будут применять эти навыки в процессе обучения, что, в свою очередь, будет способствовать лучшему усвоению материала учащимися, большей вовлеченности и заинтересованности в предмете, а также поможет развитию творческих способностей всех участников образовательного процесса. В статье раскрывается понятие «цифровая грамотность педагога», которая понимается, как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для поиска, оценки, создания и передачи информации, требующей как когнитивных, так и технических навыков. Автор проводит анализ исследований и научных публикаций, посвященных подготовке педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды, и отмечает, что проблема повышения цифровой грамотности преподавателей получила широкий резонанс, как в отечественных, так и зарубежных исследованиях. В данной работе рассмотрены и проанализированы основные навыки цифровой грамотности, необходимые современному педагогу для осуществления своей деятельности, к которым можно отнести функциональные навыки, навыки поиска, оценку источников, критическое мышление и др. В заключение говориться о том, что помимо владения цифровой грамотностью важным условием остается наличие коммуникативных и практических навыков, которые необходимы для раскрытия творческого обучающего потенциала педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY OF A UNIVERSITY TEACHER AS THE BASIS OF SUCCESSFUL PEDAGOGICAL ACTIVITIES

The purpose of this article is to present a conceptual framework that demonstrates an expanded view of the digital literacy of the modern teacher, consisting of the various knowledge and skills necessary for educators to function ethically, safely and productively in a digital educational environment. The author of the article suggests that the more digitally literate the teachers are, the more they will apply these skills in the learning process, which, in turn, will contribute to better assimilation of the material by students, greater involvement and interest in the subject, and will also help to reveal creative the abilities of all participants in the educational process. The article reveals the concept of "digital literacy of a teacher", which is understood as the ability to use information and communication technologies to search, evaluate, create and transmit information that requires both cognitive and technical skills. The author analyzes studies and scientific publications devoted to the training of teachers in a digital educational environment, and notes that the problem of increasing the digital literacy of teachers has become widespread, both in domestic and foreign studies. This work examines and analyzes the basic digital literacy skills necessary for a modern teacher to carry out their activities, which include functional skills, search skills, source assessment, critical thinking, etc. In conclusion, it is said that, in addition to possessing digital literacy, an important condition is the presence of communication and practical skills, which are necessary to unleash the creative teaching potential.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9780

ЧИРКОВА Вера Михайловна ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ...

VTTK" "37 08 I -—V 1©2022 Контент доступен по шшешии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' ио |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. |() 57 145/27 1 29780 2022 11 02 05 lfcae^K^ehttps://cTeativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ЦИФРОВАЯГРАМОТНОСТЬ преподавателя вуза как основа

УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Автор(ы) 2022

ЧИРКОВА Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи»

Курский государственный медицинский университет 305041, Россия, Курск, michutka.2010@yandex.ru

AuthorlD: 538937

SPIN-код: 1324-6140

ORCID: 0000-0002-5212-772X

Аннотация. Целью данной статьи является представление концептуальной основы, демонстрирующей расширенный взгляд на цифровую грамотность современного преподавателя, состоящей из различных знаний и навыков, необходимых педагогам для этичного, безопасного и продуктивного функционирования в образовательной среде с цифровым сопровождением. Автором статьи высказывается предположение, что чем более грамотны в цифровом отношении педагоги, тем больше они будут применять эти навыки в процессе обучения, что, в свою очередь, будет способствовать лучшему усвоению материала учащимися, большей вовлеченности и заинтересованности в предмете, а также поможет развитию творческих способностей всех участников образовательного процесса. В статье раскрывается понятие «цифровая грамотность педагога», которая понимается, как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для поиска, оценки, создания и передачи информации, требующей как когнитивных, так и технических навыков. Автор проводит анализ исследований и научных публикаций, посвященных подготовке педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды, и отмечает, что проблема повышения цифровой грамотности преподавателей получила широкий резонанс как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. В данной работе рассмотрены и проанализированы основные навыки цифровой грамотности, необходимые современному педагогу для осуществления своей деятельности, к которым можно отнести функциональные навыки, навыки поиска, оценку источников, критическое мышление и др. В заключение говориться о том, что помимо владения цифровой грамотностью важным условием остается наличие коммуникативных и практических навыков, которые необходимы для раскрытия творческого обучающего потенциала педагога.

Ключевые слова: цифровая грамотность, новые технологии, освоение дисциплины, цифровизация образования, информационные и коммуникационные технологии, современный педагог, образовательные приложения, цифровые источники, педагогическая деятельность.

DIGITAL LITERACY OF A UNIVERSITY TEACHER AS THE BASIS OF SUCCESSFUL PEDAGOGICAL ACTIVITIES

© Author(s) 2022

CHIRKOVA Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of "Russian language and speech culture" Kursk State Medical University 305041, Russia, Kursk, michutka.2010@yandex.ru

Abstract. The purpose of this article is to present a conceptual framework that demonstrates an expanded view of the digital literacy of the modern teacher, consisting of the various knowledge and skills necessary for educators to function ethically, safely and productively in a digital educational environment. The author of the article suggests that the more digitally literate the teachers are, the more they will apply these skills in the learning process, which, in turn, will contribute to better assimilation of the material by students, greater involvement and interest in the subject, and will also help to reveal creative the abilities of all participants in the educational process. The article reveals the concept of "digital literacy of a teacher", which is understood as the ability to use information and communication technologies to search, evaluate, create and transmit information that requires both cognitive and technical skills. The author analyzes studies and scientific publications devoted to the training of teachers in a digital educational environment, and notes that the problem of increasing the digital literacy of teachers has become widespread, both in domestic and foreign studies. This work examines and analyzes the basic digital literacy skills necessary for a modern teacher to carry out their activities, which include functional skills, search skills, source assessment, critical thinking, etc. In conclusion, it is said that, in addition to possessing digital literacy, an important condition is the presence of communication and practical skills, which are necessary to unleash the creative teaching potential.

Keywords: digital literacy, new technologies, mastering the discipline, digitalization of education, information and communication technologies, modern teacher, educational applications, digital sources, pedagogical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

За прошедшее десятилетие было разработано множество моделей по развитию цифровой грамотности у учащихся, которая должна помочь им использовать новые технологии для освоения различных дисциплин. Как правило, они сосредоточены на развитии навыков использования «образовательных» приложений и информации из цифровых источников, а также на понимании эффективных сочетаний специализированных, информационных и технологических знаний, которые рассматриваются как поддерживающие интеграцию цифровых ресурсов в обучение для улучшения результатов изучения предмета [1—4]. Однако первостепенное внимание, на наш взгляд, следует уделять цифровой грамотности педагогов, которая в настоящее время прямо пропор-

циональна успешной профессиональной деятельности. Необходимо выяснить что на данный момент включает в себя содержание понятия «цифровая грамотность педагога», так как с развитием и внедрением новых технологий во все сферы жизни, представление о том, какие компоненты могут быть в него включены, существенно расширилось. Еще не так давно, цифровая грамотность преподавателя или учителя ограничивалась уверенным уровнем владения Microsoft Word, и этого было достаточно для выполнения своей профессиональной деятельности.

Имеет смысл предположить, что чем более грамотны в цифровом отношении педагоги, тем больше они будут применять эти навыки в процессе обучения, что, в свою очередь, будет способствовать лучшему усвоению материала учащимися, большей вовлеченности и заинтересованности в предмете, а также поможет раскрытию

CHIRKOVA Vera Michailovna

DIGITAL LITERACY OF A UNIVERSITY TEACHER ..

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9780

творческих способностей как учащихся, так и самого педагога.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

С развитием цифровизации образования значительно увеличилось количество научных публикаций, посвященных подготовке педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды [5-10]. Для повышения уровня цифровой грамотности среди преподавателей, работающих в российских вузах, по мнению А.А. Конкина, необходима организация комплексной работы по таким направлениям как: самообразование педагогов, внедрение мер со стороны непосредственного руководства учебных заведений и формулирование политики государственных органов [11].

Очень близко по содержанию понятия «цифровая грамотность педагога» выступает компетенция в области информационно-коммуникационных технологий или ИКТ-компетенция. В.П Игнатьев, А.С Иванова и М.Д. Иванова считают, что пристальное внимание следует уделить работе преподавателей с программами по созданию предметных цифровых образовательных ресурсов, ведению и обновлению персональных сайтов педагогов, с целью ориентации их на постоянное самообразование и повышение квалификации в области ИКТ-компетенции. Осуществить это планируется через участие в вебинарах, научно-практических конференциях, круглых столах, мероприятиях по обмену опытом по вопросам работы с цифровыми технологиями [12].

В зарубежных исследованиях тема цифровой грамотности так же получила широкое распространение и рассматривается как способность безопасно и критически использовать информационные и коммуникационные технологии в работе как на личном, так и на социальном уровне [13-18].

Обосновывается актуальность исследования.

Стандартизация и модернизация системы высшего образования занимает в настоящее время ведущие позиции в современном образовании. Реализация государственной программы, утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам еще в октябре 2016 г., под названием «Развитие образования» рассчитана до 2025 г. Правительством РФ также утвержден приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ», основная задача которого состоит в решении вопроса о повышении конкурентоспособности страны за счет подготовки компетентных кадров, способствующих развитию цифровой экономики в России, немаловажным сектором которой является образование.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цель данной статьи состоит в представлении концептуальной основы, представляющей расширенный взгляд на цифровую грамотность преподавателя, состоящей из различных знаний и навыков, необходимых педагогам для этичного, безопасного и продуктивного функционирования в образовательной среде с цифровым сопровождением.

Используемые методы, методики и технологии.

Для достижения цели данного исследования и решения поставленных в нем задач использовался комплекс материалов и методов: теоретические (анализ педагогических трудов; изучение профессионального стандарта педагога, приоритетных проектов и государственных программ, законодательных и нормативных документов), интерпретационные (всестороннее и системное изучение объекта исследования; сопоставление различных объектов исследования между собой; обобщение теоретического и практического опыта).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Термин «цифровая грамотность» впервые появился примерно в 1997 г., когда Пол Гилстер представил его в своей книге как набор навыков для доступа в интернет, поиска, управления и редактирования цифровой информации, присоединения к коммуникационным сетям и иное взаимодействие с онлайн-информацией, а также как способность правильно использовать и оценивать цифровые ресурсы, инструменты и услуги и применять их в процессах обучения на протяжении всей жизни [19].

С тех пор эта концепция становится все более вариабельной по мере появления новых технологий и новых приложений для технологий, порожденных повсеместным доступом к интернету и распространением персональных мобильных цифровых устройств. Такие понятия, как «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «интернет-грамотность», «медиа-грамотность», «мультимодальная грамотность» и применяемая к сфере образования ИКТ-компетенция были связаны с эффективным использованием цифровых ресурсов в преподавании и обучении и развивались как компоненты всеобъемлющего взгляда на цифровую грамотность.

Выработать единое определение цифровой грамотности сложно из-за постоянно трансформирующихся технологических, культурных и социальных ландшафтов, меняющих определение того, как именно используются цифровые технологии в личной и профессиональной деятельности.

С точки зрения педагогического образования, подготовка студентов, владеющих цифровыми технологиями, обычно означает приоритетность технических навыков при использовании цифровых инструментов и систем, которые считаются подходящими для образовательных учреждений.

Таблица 1 - Список обязательных навыков цифровой грамотности современного педагога

Название Характеристика

Функциональные навыки Педагоги должны обладать достаточными знаниями в области цифровых технологий, чтобы иметь возможность эффективно ориентироваться в них во время занятий.

Навыки поиска Знания о том, как ориентироваться в поисковых системах, чтобы получать релевантные, актуальные и безопасные результаты, отражающие широкий спектр точек зрения.

Оценка источников Умение отличать авторитетный веб-сайт от ненадежного, предвзятого, опасного или устаревшего.

Критическое мышление Способность критически относиться к источникам и цифровым инструментам, которые они находят и на которые полагаются.

Творчество Достаточно глубокое понимание доступных цифровых инструментов, чтобы предлагать учащимся выполнение творческих проектов, которые используют эти инструменты на пределе их возможностей.

Связь Использование возможности общения на различных платформах с учащимися и коллегами, при помощи цифровых технологий.

Безопасность Знание основных правил безопасного хранения данных, включающих регулярное выполнение резервного копирования данных, обновление программного обеспечения, особенно антивирусных инструментов, а также применение методов шифрования данных для защиты важной информации от хакеров и злоумышленников.

Гибкость Быстрая адаптация к ежедневно меняющимся цифровым технологиям, которые предлагают множество функций с помощью многочисленных инструментов. Педагоги должны уметь использовать все имеющиеся на данный момент инструменты.

Коррекция электронного оценивания знаний Понимая пробелы в знаниях студентов, преподаватели могут скорректировать план проводимых занятий, остановиться на какой-то теме более подробно.

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39) ЧИРКОВА Вера Михайловна

e-ISSN: 2712-9780 ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ...

Обучение цифровой грамотности стало неотъемлемой частью сегодняшнего образования при получении диплома об образовании, что же касается преподавателей, получивших свои дипломы до эпохи повсеместного внедрения цифровых технологий, необходимо определить список обязательных навыков цифровой грамотности, которыми необходимо овладеть на достаточно высоком уровне для осуществления своей профессиональной деятельности. Рассмотрим самые необходимые навыки, которыми должен владеть современный педагог, работающий в образовательном учреждении (таблица 1).

В приведенной таблице мы выделили и охарактеризовали лишь базу, которой необходимо овладеть каждому современному педагогу, работающему с поколением учащихся, не выпускающим из рук свои гаджеты буквально 24 часа в сутки.

Педагоги несут основную ответственность за процесс обучения такого поколения и должны соответствовать ожиданиям этих быстро меняющихся молодых пользователей цифровых технологий, которые познакомились с цифровым миром в очень раннем возрасте, но их необходимо научить правильно обращаться с ним и уметь извлекать знания, доступные в цифровом виде. Именно педагоги играют в этом важную роль, но для того чтобы сделать это, современные учителя должны сами освоить цифровые навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Обязанность педагога, владеющего цифровыми технологиями, состоит в том, чтобы помочь учащимся разобраться, какие источники являются достоверными, а какие регулярно обновляются, и есть ли другие полезные сайты, связанные с предметом, и, что более важно, информация изложена предвзято или объективно.

Педагог, владеющий базовыми навыками цифровой грамотности, вдохновляет ученика на творческий подход и побуждает его к критическому мышлению и логическому анализу, помогает справиться с такими проблемами как академический плагиат и киберзапугивание.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Во многих научных изысканиях, проводимых исследователями на тему, касающуюся различных условий, от которых зависит успешность педагогической деятельности, акцент смещается на качества личности преподавателя или учителя, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Так, например, А.В. Морозов, исследуя личностные качества современного педагога высшей школы в условиях цифровизации, выделяет такие важные качества как адаптируемость, креативность, коммуникабельность, стрессоустойчи-вость, мобильность, которые обеспечивают успешность в решении поставленных профессиональных задач и способствуют их качественному выполнению [20]. Не умаляя важности перечисленных качеств, мы все же считаем, что на первое место необходимо выдвинуть именно цифровую грамотность педагога, в качестве основы его успешной педагогической деятельности.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Таким образом, мы определяем понятие «цифровая грамотность педагога» как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для поиска, оценки, создания и передачи информации, требующей как когнитивных, так и технических навыков. Мы рассмотрели и проанализировали основные навыки цифровой грамотности, необходимые современному педагогу для осуществления своей деятельности, к которым можно отнести функциональные навыки, навыки поиска, оценку источников, критическое мышление, творчество, связь, безопасность, гибкость, коррекцию электронного оценивания знаний. Данный перечень может быть расширен и дополнен, но, по-нашему мнению,

содержит именно тот набор базовых навыков, которыми должен владеть современный преподаватель и которые составляют основу его успешной педагогической деятельности. Преподаватели, владеющие цифровыми технологиями, могут использовать различные доступные приложения и информацию для более качественного и индивидуализированного обучения, так как, обладая цифровой грамотностью и используя технологии как источник творческого потенциала, они помогают учащимся осваивать новые инструменты для изучения дисциплины, превращая учебу в увлекательный процесс добывания знаний. Для того, чтобы овладеть цифровой грамотностью, педагоги не должны становиться экспертами в области компьютерных технологий, однако, чтобы разбираться в цифровых инструментах, в новых технологиях и искать инновационные решения, необходимо быть постоянно открытым для обучения по использованию ИКТ. Помимо этого важным условием остается наличие коммуникативных и практических навыков, которые, несомненно, важны для раскрытия творческого обучающего потенциала педагога.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Дальнейшего исследования требуют проблемы, касающиеся разработки практических методик по повышению уровня цифровой грамотности педагогов всех ступеней образования, начиная с дошкольного. Необходимо также выяснить, какими навыками должны обладать педагоги каждой образовательной ступени и как часто необходимо проводить диагностику уровня цифровой грамотности педагогов для своевременной её корректировки и возможности успешного профессионального роста в цифровой образовательной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Павличева Е.Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 3 (51). С. 50-55

2. Tomczyk L., Eger L. Online safety as a new component of digital literacy for young people // Integration of Education. 2020. Т. 24. № 2 (99). С. 172-184.

3. Андреева Д.А Развитие цифровой грамотности студентов экономических техникумов в условиях цифровой образовательной среды // Мировая наука. 2021. № 6 (51). С. 74-77

4. Берман Н.Д. Цифровые навыки и цифровая грамотность студентов //Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 2-2. С. 26-34.

5. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №12 (34). С.38-44

6. Вайндорф-Сысоева М. Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - №3. 2018. С.25-36

7. Prensky M. Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

8. Итинсон К.С. Развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в электронной среде //Карельский научный журнал — 2019. Т. 8. - № 4(29). - С. 18-20.

9. Milliner B., Cote T. Adoption and application of CMS: Crucial steps for an effective e-learning component. International Journal of ComputerAssisted Language Learning and Teaching, 6 (3). 2016. P. 54-68.

10. Чиркова В.М. Современные технологии в медицинском образовании как средство обучения студентов нового поколения // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 40-42.

11. Конкин А.А. Проблема цифровой грамотности преподавателя вуза XXI века // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 3 (28). С. 118-122.

12. Игнатьев В.П., Иванова А.С., Иванова М.Д. ИКТ-компетентность педагога как основа цифровой грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 56

13. Ting Y. "Tapping into Students' Digital Literacy and Designing Negotiated Learning to Promote Learner Autonomy", Internet and Higher Education, Vol. 26. 2015. P. 25-32.

14. Mohammadyari S. and Singh, H. "Understanding the Effect of E-Learning on Individual Performance: The Role of Digital Literacy", Computers & Education, Vol. 82. 2015. P. 11-25.

15. Milliner B., Cote T. Faculty adoption, application and perceptions of a CMS in a university English language program. In B. Zou & M. Thomas (Eds.), Handbook of Research on Integrating Technology into Contemporary Language Learning and Teaching 2018. P. 161-175.

16. Uslu S., Yazici K., Qetin M. Sosyal bilgiler ogretmen adaylarinin medya okuryazarlik dUzeyleri. Adiyaman Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu Dergisi, 8(23). P. 2016 757-778.__

CHIRKOVA Vera Michailovna

DIGITAL LITERACY OF A UNIVERSITY TEACHER ..

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9780

17. Sardone N. Developing and engaging learning experience in preser-vice education. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 92(6). 2019. P. 235-245.

18. Voogt J., McKenney S. TPACK in teacher education: Are we preparing teachers to use technology for early literacy? Technology, Pedagogy and Education, 26(1). 2017. P. 69-83.

19. Gilster P. Digital literacy. New York: Wiley.1997. 276p.

20. Морозов А. В. Профессиональная подготовка педагогов в условиях цифровизации // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. №14-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/professionalnaya-podgotovka-pedagogov-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 02.11.2021).

Received date: 03.09.2022 Revised date: 20.09.2022 Accepted date: 25.11.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.