Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВОЙ СЕРВИС / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИ / КОМПОНЕНТЫ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Александра Владимировна, Ковалева Наталья Владимировна, Хатит Фатима Рамазановна

Профессиональная деятельность в цифровой среде является неотъемлемым компонентом современной жизни в условиях Индустрии 4.0. Успешность формирования цифровой компетентности личности в современных реалиях во многом детерминирована уровнем цифровой культуры самого педагога как транслятора ценностей цифрового общества. В связи с этим, проблему настоящего исследования можно сформулировать следующим образом: каковы теоретические подходы к обоснованию категории «цифровая культура» в современном педагогическом дискурсе? Цель исследования: раскрыть сущность понятия «цифровая культура» как актуальной педагогической категории. Методы исследования: анализ, синтез, дифференциация, описание. Результаты исследования: на основе анализа и синтеза производных дефиниции «цифровая культура» представлены теоретические подходы к содержанию понятия «цифровая культура» как инновационного компонента профессиональной деятельности педагога; уточнено понятие «цифровая культура»; предложены базовые компоненты цифровой культуры педагога. Ключевые выводы: производными дефиниции «цифровая культура» являются «цифровая грамотность», «цифровая компетентность», ИКТ-культура; под цифровой культурой педагога понимается сформированность необходимых навыков по успешному функционированию в смешанной реальности, включающих навыки безопасной и эффективной работы с контентом, коммуницирования с другими пользователями в электронной образовательной среде, поиска и потребления информации, постоянного совершенствования, мотивационного ценностного отношения к цифровому сервису, обеспечивающих эргономичное функционирование в новом цифровом образовательном пространстве; базовыми компонентами цифровой культуры педагога являются: цифровая грамотность, ИКТ-компетенции, мотивационное ценностное отношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Александра Владимировна, Ковалева Наталья Владимировна, Хатит Фатима Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CULTURE AS AN INNOVATIVE COMPONENT OF A TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITY

Professional activity in the digital environment is an integral component of modern life in Industry 4.0. The success of the formation of digital competence of an individual in modern realities is largely determined by the level of digital culture of a teacher himself as a translator of the values of the digital society. In this regard, the problem of the research can be formulated as follows: what are the theoretical approaches to substantiating the category of “digital culture” in modern pedagogical discourse? The purpose of the research is to reveal the essence of the concept of “digital culture” as an actual pedagogical category. The research methods used are analysis, synthesis, differentiation, description. The results of the study are based on the analysis and synthesis of derivatives of the definition of “digital culture”. Theoretical approaches to the content of the concept of “digital culture” as an innovative component of the teacher’s professional activity have been presented; the concept of “digital culture” has been clarified; the basic components of a teacher’s digital culture have been proposed. The key conclusions are the following: derivatives of the definition of “digital culture” are “digital literacy”, “digital competence”, ICT culture; The digital culture of a teacher is understood as the formation of the necessary skills for successful functioning in mixed reality, including the skills of safe and effective work with content, communication with other users in the electronic educational environment, search and consumption of information, continuous improvement, motivational and value attitude to the digital service, providing ergonomic functioning in the new digital educational space; the basic components of a teacher’s digital culture are: digital literacy, ICT competencies, motivational-value attitude.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56 УДК 37.01:004

Леонтьева A.B., Ковалева H.B., Хатит Ф.Р.

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАКИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Леонтьева Александра Владимировна,

кандидат педагогических наук, dcnieiim кафедры педагогики и социальной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия, e-mail: alex_pati_2008@mail.ru, тел.: +7 (929) 862 22 01

Ковалева Наталья Владимировна,

кандидат психологических наук, научный руководитель Центра социалъ-но-психологических проблем НИК комплексных проблем, dcnieiim кафедры психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия, e-mail: natkov2007@rambler.ru, тел.: +7 (909) 471 84 35

Хатит Фапшма Рамазановна,

кандидат педагогических наук, dcnieiim кафедры педагогики и социальной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия, e-mail: ficatit@mail. г и, тел.: +7 (964) 903 34 86

Аннотация

Профессиональная деятельность в цифровой среде является неотъемлемым компонентом современной жизни в условиях Индустрии 4.0. Успешность формирования цифровой компетентности личности в современных реалиях во многом детерминирована уровнем цифровой культуры самого педагога как транслятора ценностей цифрового общества. В связи с этим, проблему настоящего исследования можно сформулировать следующим образом: каковы теоретические подходы к обоснованию категории «цифровая культура» в современном педагогическом дискурсе? Цель исследования: раскрыть сущность понятия «цифровая культура» как актуальной педагогической категории. Методы исследования: анализ, синтез, дифференциация, описание.

Результаты исследования: на основе анализа и синтеза производных дефиниции «цифровая культура» представлены теоретические подходы к содержанию понятия «цифровая культура» как инновационного компонента профессиональной деятельности педагога; уточнено понятие «цифровая культура»; предложены базовые компоненты цифровой культуры педагога.

Ключевые выводы: производными дефиниции «цифровая культура» являются «цифровая грамотность», «цифровая компетентность», ИКТ-культура; под цифровой культурой педагога понимается сформированность необходимых навыков по успешному функционированию в смешанной реальности, включающих навыки безопасной и эффективной работы с контентом, коммуницирования с другими пользователями в электронной образовательной среде, поиска и потребления информации, постоянного совершенствования, мотивационного ценностного отношения к цифровому сервису, обеспечивающих эргономичное функционирование в новом цифровом образовательном пространстве; базовыми компонентами цифровой культуры педагога являются: цифровая грамотность, ИКТ-компетенции, мотивационное ценностное отношение.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровизация образования, цифровой сервис, ИКТ-компетентность, педагоги, компоненты цифровой культуры

Для цитирования: Леонтьева A.B., Ковалева Н.В., Хатит Ф.Р. Цифровая культура как инноваг{ ионный компонент профессиональной деятельности педагога //Вест-ннк Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 2. С. 49-56. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56

Leontyeva A.V., Kovaleva N.V., Khatit F.R.

DIGITAL CULTURE AS AN INNOVATIVE COMPONENT OF ATEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

Leontyeva Alexandra Vladimirovna,

Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Pedagogy and, Social Psychology of FSBEI HE 'Adyghe State University", Maikop, Russia, e-mail: alexjpati_2008@mail.ru, tel.: +7 (929) 862 22 01

Kovaleva Natalya Vladimirovna,

Candidate of Psychology, a scientific supervisor of the Center for Social and, Psychological Problems of the Research Institute of Complex Problems, an associate professor of the Department of Psychology of FSBEI HE 'Adygh State University", Maikop, Russia, e-mail: natkov2007@rambler.ru, tel.: +7 (909) 471 84 35

Khatit Fatima Ramazanovna,

Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Pedagogy and, Social Psychology of FSBEI HE 'Adygh State University", Maikop, Russia, e-mail: fxaiiiajnail. ru, tel.: +7 (964) 903 34 86

Annotation

Professional activity in the digital environment is an integral component of modern life in Industry 4.0. The success of the formation of digital competence of an individual in modern realities is largely determined by the level of digital culture of a teacher himself as a translator of the values of the digital

society. In this regard, the problem of the research can be formulated as follows: what are the theoretical approaches to substantiating the category of "digital culture" in modern pedagogical discourse? The purpose of the research is to reveal the essence of the concept of "digital culture" as an actual pedagogical category. The research methods used are analysis, synthesis, dilferentiation, description.

The results of the study are based on the analysis and synthesis of derivatives of the definition of "digital culture". Theoretical approaches to the content of the concept of "digital culture" as an innovative component of the teacher's professional activity have been presented; the concept of "digital culture" has been clarified; the basic components of a teacher's digital culture have been proposed.

The key conclusions are the following: derivatives of the definition of "digital culture" are "digital literacy", "digital competence", ICT culture; The digital culture of a teacher is understood as the formation of the necessary skills for successful functioning in mixed reality, including the skills of safe and effective work with content, communication with other users in the electronic educational environment, search and consumption of information, continuous improvement, motivational and value attitude to the digital service, providing ergonomic functioning in the new digital educational space; the basic components of a teacher's digital culture are: digital literacy, ICT competencies, motivational-value attitude.

Keywords: digital economy, digital culture, digital literacy, digital competence, digitalization of education, digital service, ICT competence, teachers, components of digital culture

For citation: Leontyeva A.V., Kovaleva NiV., Khatit F.R. Digital culture as an innovative component of a teacher's professional activity // Vestnik Majkopskogo gosudarst-vennogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14. No. 2. P. 49-56. https://doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56

Актуальность проблемы. В условиях цифровизации всех сфер общественной жизни как направления генерирования потребностей современного человека в эпоху Индустрии 4.0 актуальной проблемой является проблема сформированное™ необходимого уровня цифровой культуры у потребителей цифрового сервиса [9 и др.]. Анализ исследований за последние годы, начиная с периода пандемии коронавирусной инфекции, показал, что в научный оборот вошел ряд новых категорий («цифровая среда», «цифровой сервис», «цифровое обучение», «цифровая компетентность», «цифровая грамотность», «цифровизация», «цифровая трансформация» и др.), оказывающие значимое влияние на социализацию личности, которые фундаментальным образом изменили все сферы жизнедеятельности человека. Федеральным проектом «Цифровая культура» (один из трех проектов национального проекта «Культура») предусмотрено к 2024 году обеспечение широкого внедрения цифровых

технологий в культурное пространство страны [8]. Развитие цифровой культуры признано существенным этапом развития культуры с целью соответствия ее цифровому обществу и национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», основной вектор которой направлен на развитие среди населения соответствующих цифровой экономике компетенций в контексте цифровой грамотности [5]. Данные аргументы особым образом актуализируют исследование категории «цифровая культура» в современном научном дискурсе.

Категория «цифровая культура» является распространенной в педагогических исследованиях, анализ которых позволил выделить два аспекта ее исследования.

Первый аспект раскрывает общее обоснование цифровой культуры как актуального социально-культурного феномена современного общества в условиях цифровой экономики (Е.Е. Ель-кина, М.В. Маслакова, Г.У Солдатова,

Таблица 1

Терминологическая интерпретация дефиниций, синонимичных категории «цифровая культура»

(составлено авторами)

Понятие Автор (ы) Содержание понятия

ИКТ-культура Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко совокупность навыков пользования ИКТ-технологий как важнейших составляющих информационной культуры (искать, создавать, хранить, транслировать и т.п. информацию)

Цифровая компетентность Г.У Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова способность личности выбирать и использовать в сферах жизнедеятельности ИКТ-технологии, базирующаяся на постоянном овладении определенными компетенциями, включающая также ее готовность к такой деятельности [11]

М.И. Винокурова, В.П. Игнатьев, A.A. Дарамаева условие требований цифровой экономики по знанию цифровых образовательных ресурсов и платформ, владению технологиями проектирования учебных заданий в интерактивном формате при использовании образовательных порталов, навыками организации учебных занятий и других мероприятий в удаленном режиме [1]

Цифровая грамотность Т.А. Аймалетди-нов, Л.Р. Байму-ратова, O.A. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова аналогичная в соответствии с профессиональной сферой система базовых знаний, навыков и установок по применению цифровых технологий в повседневной профессиональной деятельности [10]

Цифровая культура Е.Е. Елькина многообразие практик использования информационных технологий в материальной и духовной сферах жизнедеятельности общества [3]

М.В. Маслакова вариативность граней применения инструментов киберпространства и ИКТ-технологий; критическое осознание значимости процесса цифровизации на личность, ее развитие и окружающую среду; создание комфортных условий в аспекте цифрового функционирования в профессиональной сфере в цифровой среде [4]

Е.В. Гнатышева системное качество личности, для которого характерно информационное мировоззрение, включающее информационное взаимодействие в цифровой среде, совокупность навыков информационной деятельности [2]

Л.С. Носова, Е.А. Леонова, A.A. Рузаков интегративное качество, включающее принятые ценности цифровизации в аспекте общих гуманистических ценностей, обладание цифровой компетентностью, механизмами ориентации и продуктивного общения в цифровой среде [6]

Т А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е Ю. Зотов, И.Г. Павельев, В.Г. Минченко, Е.Л. Задне-провская [3; 4; 7; 11; 13; 14; 16] и др.).

Второй аспект посвящен цифровой культуре педагога как неотъемлемому компоненту его профессиональной деятельности в цифровом образовательном

пространстве. Данный аспект имеет место в исследованиях М.И. Винокуровой, В.П. Игнатьева, A.A. Дарамаевой, Е.В. Гнатышиной, JI.C. Носовой, Е.А. Леоновой, A.A. Рузакова, Т.А. Аймалет-динова, Л.Р Баймуратовой, O.A. Зайцевой, Г.Р Имаевой, Л.В. Спиридоновой,

К. Четти, Л. Венвэй, Дж. Джози, Н. Гко-ра, Б. Шэнлин, в которых представлены структура цифровой культуры педагога, уровни ее сформированности, спектр диагностических методик по ее определению [1; 2; 6; 10; 15].

Несмотря на разные подходы к обоснованию категории «цифровая культура», тем не менее, следует указать на общее ее свойство: цифровая культура представляет собой комплексное качество человека эпохи цифровизации, обладание которым насущно необходимо для успешного функционирования в цифровом обществе, процесс формирования и развития которого происходит осознанно и управляемо. Рассмотрим терминологические производные от категории «цифровая культура» (таблица 1).

Вполне очевидно, что в условиях цифровой трансформации образовательного пространства указанные в таблице термины приобретают новое значение. М.В. Маслакова для более точного понимания понятий категории «цифровая культура» предлагает рассмотреть принцип матрешки, где цифровая культура является более содержательным, доминирующим термином, включающим в себя грамотность и компетентность (рисунок 1).

Анализ категории «цифровая культура», а также синонимичных ей категорий позволил обозначить собственное видение исследуемой нами категории. Под цифровой культурой педагога мы

понимаем сформированность необходимых навыков по успешному функционированию в смешанной реальности, включающих навыки безопасной и эффективной работы с контентом, комму-ницирования с другими пользователями в электронной образовательной среде, поиска и потребления информации, постоянного совершенствования, моти-вационного ценностного отношения к цифровому сервису, обеспечивающих эргономичное функционирование в новом цифровом образовательном пространстве. Наиболее полно компоненты цифровой культуры педагога представлены Аналитическим центром НАФИ педагога [12]. Учеными выделены три компонента цифровой культуры педагога: цифровая грамотность (общепользовательская ИКТ-компетентность), общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (рисунок 2).

Вполне очевидно, что формирование цифровой культуры происходит с раннего возраста по нарастающей траектории, а «в процессе взросления она должна продолжать развиваться, адаптируясь к условиям меняющегося цифрового мира» [12, с. 3]. В число важнейших трансляторов компонентов цифровой среды входит педагог, который сам должен обладать достаточным уровнем цифровой культуры и уметь ее транслировать в рамках образовательного процесса. Как нам представляется, основными компонентами

-— Компетентность

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Оощепедаго- ad я

cti гнческая: X QJ

и о U ЭИОС э о

я Ч компьютерная. д ЦОР Р осознанность,

ы а информационная, С сачообразован ие о th цифровое мышление,

л t О визуальная и о Л цифровые О И цифровая

медиаграмотность. Е технологии/ Н и саморегуляция,

ЕЕ Н цифровая Н Oj экономика а трансляция ценностей

м компетентность, п " Предметно 0J а цифрового общества,

цифровая о 'X педагогическая: ч> переориентация с

и безопасность, н экспертные К S потребления на

и о 3 цифровое ä системы о создание цифрового

потребление методика коммуникация профессионал ь но е развитие ts я н а h а * контента

Рисунок 2. Компоненты цифровой культуры педагога (составлено авторами по источнику 11)

цифровой культуры педагога в условиях цифровизации образования должны быть следующие:

1) Цифровая грамотность педагога (компьютерная, информационная, визуальная и медиаграмотность и др.);

2) ИКТ-компетенции (умение оценивать цифровые образовательные ресурсы, обладание цифровыми навыками по продуктивному использованию электронной образовательной среды учебного заведения, разработке собственного профессионального портфолио и проверке портфо-лио обучающихся, владение цифровыми инструментам и средствами создания учебных курсов и пр.);

3) Мотивационное ценностное отношение (осознанность и стойкая убежденность цифровизации образования как необходимой ценности современного социума, цифровое мышление, цифровая саморегуляция, трансляция ценностей цифрового общества, стремление

к преобразованию общества, обладание внутренней, субъективной мотивацией, переориентация с пользователя/ потребителя цифрового контента на его создание, активное преобразование и реализацию и т.п.).

Следовательно, цифровой культуре в современных условиях отведена роль инновационного профессионального качества педагога, фундамента профессионально-педагогических ИКТ-компетенций и перспективного ориентира развития индивидуальной профессиональной траектории. Авторы полагают, что необходимо разработать организационные механизмы, мотивирующие педагогов к использованию в учебном заведении цифровых образовательных технологий, что в целом будет содействовать развитию их цифровой культуры как главного условия повышения престижности образовательной организации в условиях конкуренции.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Винокурова М.И., Игнатьев В.П., Дарамаева A.A. Цифровая компетентность преподавателя как необходимое условие подготовки студентов в системе СПО // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-2. С. 348-352.

2. Гнатышина E.B. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога. Челябинск: Рос. академия образования, 2019. 234 с.

3. Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. T. 6, № 12. C. 67-78.

4. Маслакова M.B. Цифровая культура как фактор формирования и развития электронной информационной образовательной среды вуза // Культура и образование. 2020. № 2 (37). С. 5-14.

5. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. URL: https://turov.pro/wp-content/uploads/2022/02/pasport_naczionalnogo_proekta_ naczionalnaya_programma_czifro.pdf (дата обращения: 12.04.2022).

6. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 134-154.

7. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / А.Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.

8. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://culture. gov.ru/about/national-project/digital-culture/ (дата обращения 11.04.2022).

9. Трансформация трудовых отношений: факторы социального загрязнения [Электронный ресурс]: коллективная монография / А.Э. Федорова [и др.]. Екатеринбург: ЮНИКА, 2019. 178 с. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/83660/l/978-5-6043575-5-2_2019.pdf (дата обращения 11.04.2022).

10. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов [и др.]. М.: НАФИ, 2019. 84 с.

11. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / ГУ Солдатова [и др.]. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.

12. Цифровая культура педагога [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/ docs/2022/SPO/SD_PR_15-03/Potylicina_S_V_Cifrovaya_kultura_pedagoga.pdf (дата обращения 11.04.2022).

13. Цифровая экономика и сквозные цифровые технологии: современные вызовы и перспективы экономического, социального и культурного развития / О.Ю. Абашева [и др.]. Самара: ПНК, 2020. 297 с.

14. Цифровой сервис: перспективный ориентир современного образования / И.Г. Паве-льев [и др.] // Компетентность. 2021. № 4. С. 5-9.

15. Chetty К. [et al.] Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy [Electronic resource] // Economics Discussion Papers. 2017. № 69. URL: https://www.citethisforme.com/topic-ideas/technology/Reference%201ist-62679797 (accessed 12 April 2022).

16. Poddubnaya T.N. [et al.] Distance Learning Experience in the Context of Globalization of Education // Proposites y Representaciones. 2021. Vol. 9, No. S2. P. 985.

REFERENCES:

1. VinokurovaM.I., Ignatiev V.P., DaramaevaA.A. Digital competence of a teacher as a necessary condition for the preparation of students in the system of secondary vocational education // Modern science-intensive technologies. 2020. No. 11-2. P. 348-352.

2. Gnatyshina E.V. Value-semantic guidelines for the formation of digital culture of a future teacher. Chelyabinsk: The Russ. Academy of Education, 2019. 234 p.

3. Elkina E.E. Digital culture as an area of interdisciplinary research: methodological approaches and development trends // International Journal of Open Information Technologies. 2018. V. 6, No. 12. P. 67-78.

4. Maslakova M.V. Digital culture as a factor in the formation and development of the electronic information educational environment of a university // Culture and Education. 2020. No. 2 (37). P. 5-14.

5. National program "Digital Economy of the Russian Federation": [Electronic resource]. URL: https://turov.pro/wp-content/uploads/2022/02/pasport_naczionalnogo_proekta_naczionalnaya_ programma_czifro.pdf (Date of access: 12/04/2022).

6. Nosova L.S., Leonova E.A., Ruzakov A.A. Model of digital culture of future teachers in the context of digitalization of education // Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2019. No. 4. P. 134-154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Modern higher education: theory and practice: a collective monograph / A.Yu. Nagornova [et al.]. Ulyanovsk: Zebra, 2020. 602 p.

8. The federal project "Digital culture" [Electronic resource]. URL: https://culture.gov.ru/about/ national-project/digital-culture/ (Accessed 11.04.2022).

9. Transformation of labor relations: factors of social pollution [Electronic resource]: a collective monograph / A.E. Fedorova [et al..]. Yekaterinburg: UNIQA, 2019. 178 p. URL: https://elar.urfu.ru/bi tstream/10995/83660/l/978-5-6043575-5-2_2019.pdf (accessed 11/04/2022).

10. Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process / T.A. Aimaletdinov [et al.]. M.: NAFI, 2019. 84 p.

11. Digital competence of adolescents and parents: results of an all-Russian study / G.U. Soldatova [et al.]. Moscow: Internet Development Fund, 2013. 144 p.

12. Digital culture of ateacher [Electronic resource]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/2022/ SPO/SD_PR_15-03/Potylicina_S_V_Cifrovaya_kultura_pedagoga.pdf (accessed 11.04.2022).

13. Digital economy and end-to-end digital technologies: modern challenges and prospects for economic, social and cultural development / O.Yu. Abasheva [et al.]. Samara: PNK, 2020. 297 p.

14. Digital service: a promising landmark of modern education / I.G. Paveliev [et al.] // Competence. 2021. No. 4. P. 5-9.

15. Chetty K. [et al.] Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy [Electronic resource] // Economics Discussion Papers. 2017. No. 69. URL: https://www.citethisforme.com/topic-ideas/technology/Reference%201ist-62679797 (accessed 12 April 2022).

16. Poddubnaya T.N. [et al.] Distance Learning Experience in the Context of Globalization of Education // Proposites y Representaciones. 2021 Vol. 9, no. S2. P. 985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.