Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕРИВАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕРИВАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ДЕРИВАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Галина Владимировна, Гаврилкина Татьяна Юрьевна, Калинина Марина Анатольевна, Куликова Марина Валентиновна

Рассмотрены вопросы применения цифровых технологий в образовательном процессе при обучении русскому языку. Указаны причины слабой сформированности языковой компетентности обучающихся в области словообразования. Исследовано понятие деривационной грамотности, обоснована необходимость ее формирования у школьников. Отмечено значение личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся при формировании деривационной грамотности. Описаны возможности использования цифровых инструментов научно-образовательного портала русского языка «Ярус» для формирования деривационной грамотности обучающихся. Предпринята попытка комплексной характеристики цифровых инструментов портала https://yarus.asu.edu.ru: представлен анализ разделов, содержащих теоретические сведения, различные онлайн-игры (кроссворды, криптограммы, ребусы), онлайн-сервисы (тестирование), а также электронные словари. Сделан вывод о повышении эффективности обучения школьников морфемике, морфонологии и словообразованию с применением цифровых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOOLS FOR DEVELOPING DERIVATIONAL LITERACY AMONG SCHOOLCHILDREN

The issues of the use of digital technologies in the educational process of teaching the Russian language have been studied. The reasons for the poor formation of linguistic competence of students in the field of word formation have been indicated. The concept of derivational literacy has been investigated and the necessity of its formation among schoolchildren has been proved. The importance of personal, regulative and cognitive universal learning activities (ULA) of students in the formation of derivational literacy has been noted. Possibilities of using digital tools of the scientific and educational portal of the Russian language «Yarus» to form derivational literacy of students are described. There has been made an attempt to comprehensively characterize the digital tools of the portal https://yarus.asu.edu.ru which included an analysis of the sections containing theoretical information, various online games (crosswords, cryptograms, rebuses), online services (tests), as well as electronic dictionaries. The conclusion has been made that the effectiveness of teaching students morphemics, morphonology and word formation with the use of digital tools is increasing.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕРИВАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41-67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67. Научная статья

УДК 81'271

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕРИВАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Галина Владимировна Белякова10, Татьяна Юрьевна Гаврилкина2, Марина Анатольевна Калинина3, Марина Валентиновна Куликова4

1 2Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия

3Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград, Россия

4МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 3», Астрахань, Россия

1gv_belyakova@list.ruH

2alice81@list.ru

3ma-kalinina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0155-5708 4skrepka.839@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы применения цифровых технологий в образовательном процессе при обучении русскому языку. Указаны причины слабой сформированности языковой компетентности обучающихся в области словообразования. Исследовано понятие деривационной грамотности, обоснована необходимость ее формирования у школьников. Отмечено значение личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся при формировании деривационной грамотности. Описаны возможности использования цифровых инструментов научно-образовательного портала русского языка «Ярус» для формирования деривационной грамотности обучающихся. Предпринята попытка комплексной характеристики цифровых

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41-67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

инструментов портала https://yarus.asu.edu.ru: представлен анализ разделов, содержащих теоретические сведения, различные онлайн-игры (кроссворды, криптограммы, ребусы), онлайн-сервисы (тестирование), а также электронные словари. Сделан вывод о повышении эффективности обучения школьников морфемике, морфонологии и словообразованию с применением цифровых инструментов.

Ключевые слова: цифровые инструменты, интерактивность, русский язык, словообразование, деривационная грамотность, языковая компетентность, универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход, когнитивно-коммуникативый подход

Для цитирования: Белякова Г. В., Гаврилкина Т. Ю., Калинина М. А., Куликова М. В. Цифровые инструменты формирования деривационной грамотности школьников // Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 4167.

Original article

DIGITAL TOOLS FOR DEVELOPING DERIVATIONAL LITERACY AMONG SCHOOLCHILDREN

Galina V. Belyakova13, Tatiana Yu. Gavrilkina2, Marina A. Kalinina3, Marina V. Kulikova4

1 2Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia 3Volgograd State Institute of Art and Culture, Volgograd, Russia 4MBGEI «Gymnasium 3», Astrakhan, Russia 1gv_belyakova@list.ru3 2alice81@list.ru

3ma-kalinina@yandex.ru, orchid 0000-0002-0155-5708

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67. 4skrepka.839@mail.ru

Abstract. The issues of the use of digital technologies in the educational process of teaching the Russian language have been studied. The reasons for the poor formation of linguistic competence of students in the field of word formation have been indicated. The concept of derivational literacy has been investigated and the necessity of its formation among schoolchildren has been proved. The importance of personal, regulative and cognitive universal learning activities (ULA) of students in the formation of derivational literacy has been noted. Possibilities of using digital tools of the scientific and educational portal of the Russian language «Yarus» to form derivational literacy of students are described. There has been made an attempt to comprehensively characterize the digital tools of the portal https://yarus.asu.edu.ru which included an analysis of the sections containing theoretical information, various online games (crosswords, cryptograms, rebuses), online services (tests), as well as electronic dictionaries. The conclusion has been made that the effectiveness of teaching students morphemics, morphonology and word formation with the use of digital tools is increasing.

Keywords: digital tools, interactivity, the Russian language, word formation, derivational literacy, language competence, universal learning activities (ULA), system-activity approach, cognitive and communicative approach

For citation: Belyakova G. V., Gavrilkina T. Yu., Kalinina M. A., Kulikova M. V. Digital Tools for Developing Derivational Literacy Among School Children // Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2021;(1). P. 41-67.

Одним из показателей выполнения национального проекта «Образование» является создание и внедрение в общеобразовательных организациях России цифровой образовательной среды [1]. В связи с этим

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

использование в школах цифровых инструментов, в том числе обучающих веб-ресурсов, становится обязательным требованием современного образовательного процесса. Цифровая среда для изучения школьного курса «Русский язык» предполагает наличие цифровых инструментов, необходимых для формирования языковой и коммуникативной компетентности обучающихся. Языковая компетентность включает ряд предметных результатов, в числе которых навыки деления «слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования» [2]. Однако, основываясь на собственном педагогическом опыте, мы можем говорить о слабой сформированности языковой компетентности обучающихся в данной области. Причин здесь может быть несколько:

проблемы с представлением сведений о деривационной системе русского языка в школьных учебниках;

разнообразие словообразовательной структуры и морфемного состава слов русского языка;

недостаточный для корректного анализа механизма производства дериватов лексический запас школьников;

отсутствие у преподавателей и школьников полноценного источника информации о механизмах словопроизводства русских слов.

Значительно усложняет изучение словообразования в школе и тот факт, что более 90 % слов русского языка производные. На наш взгляд, это весомый аргумент для введения в научный оборот термина «деривационная грамотность».

Деривационная грамотность, являющаяся обязательным компонентом языковой компетентности, понимается нами как: знание механизмов образования дериватов;

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

умение использовать нужный способ словообразования или

словообразовательную модель;

умение корректно трактовать морфонологические явления,

сопровождающие образование существующих производных, и правильно их

применять при образовании новых дериватов;

знание деривационных лакун и корректный подбор способов их

восполнения;

способность использовать альтернативные трактовки некоторых деривационных явлений.

Формирование деривационной грамотности обеспечивается личностными, регулятивными и познавательными УУД обучающихся. Заметим, что для развития УУД не всегда достаточно материалов школьных учебников и знаний учителя. Обратимся к учебнику «Русский язык: 5 класс» под ред. А. Д. Шмелева, где помимо традиционных для школьной программы понятий (морфемы и их разновидности, способы образования новых слов и т. д.) вводится понятие «варианты морфем», которое позволяет познакомить учащихся с историческими языковыми процессами, связать их с развитием современных частеречных грамматических категорий (например: упр. 64, 69 § 8 гл. 3), с особенностями правописания корней с чередующимися гласными (например: п. 2-4 § 13 и § 14 гл. 3). Однако при значительном объеме теоретического материала заданий практической направленности, особенно для детей повышенного уровня обученности, явно не хватает. Педагогам как организаторам образовательного процесса приходится искать дополнительные образовательные инструменты для развития УУД учащихся.

Общепризнанным, пожалуй, следует считать утверждение, что «эффективным дидактическим инструментом для реализации системно -деятельностного подхода в обучении являются сервисы сети Интернет» [3, с. 5]. Это связано с новыми дидактическими особенностями интернет-ресурсов,

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

среди которых отмечаются «разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность; <...> разноуровневость и, как следствие, вариативность; интерактивность; гибкость и адаптивность» [4]. Когнитивно-коммуникативный подход, направленный на развитие механизмов речи и мышления, с использованием интерактивных технологий позволяет задействовать в процессе познания и межличностного общения всех без исключения учащихся [5, с. 260].

Следует отметить, что цифровизация многих сфер жизни общества в значительной степени отразилась и на образовании, в частности, на языковом. Возникло даже новое направление - электронная лингводидактика.

Одним из уникальных русскоязычных ресурсов, способствующих формированию деривационной грамотности с учетом системно-деятельностного и когнитивно-коммуникативного подхода и при помощи приемов электронной лингводидактики, является научно-образовательный портал русского языка «Ярус» [6], созданный в 2006-2020 годах лингвистами и IT-специалистами Астраханского государственного университета. (Некоторые рассмотренные в статье проекты не являются завершенными в связи с приостановкой работы над данным веб-ресурсом.)

Портал «Ярус» - оригинальный научно-образовательный интернет-ресурс в первую очередь в силу комплексности представленной на нем теоретической информации по всем разделам русского языка (в том числе - словообразования) и средств ее практического закрепления. Задания различных видов являются сугубо авторскими и не существуют на «Ярусе» изолированно от материалов теоретического характера. Значительная часть контента и сервисов https://yarus.asu.edu.ru не имеет аналогов в русском информационном образовательном пространстве.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

Цель данного исследования состоит в анализе цифровых инструментов

портала «Ярус» и возможностей их использования для формирования деривационной грамотности школьников.

Цифровые инструменты обладают несомненными преимуществами по сравнению с традиционными средствами обучения: они способствуют более эффективному достижению поставленных образовательных и воспитательных целей, а также оптимизации образовательного процесса с опорой на современные обучающие технологии [7, с. 145].

Однако не следует забывать и о том, что, несмотря на привлекательность цифровых инструментов, их использование в образовательном процессе требует от учителей направлять «вектор» внимания школьников на вопросы качества информации и безопасности в сети [8]. «Ярус» соответствует этим условиям, что, в частности, подтверждается фактом его включения в список рекомендуемых веб-ресурсов, который размещен на Федеральном портале «Российское образование» [9].

Анализ цифровых инструментов на портале «Ярус» начнем с замечания о том, что разработки ученых - авторов https://yarus.asu.edu.ru - являются объектами интеллектуальной собственности университета (21 база данных, 10 программ для ЭВМ). Пользователи портала - жители около 100 стран, в России наибольшим спросом веб-ресурс пользуется у москвичей, петербуржцев, самарцев, новосибирцев, краснодарцев, челябинцев, ростовчан, волгоградцев, хабаровчан (при этом столичные жители составляют около четверти посетителей). Высокий профессиональный уровень разработки контента и сервисов лингвистического портала подтверждает и тот факт, что его создатели дважды получали поддержку профильных грантодающих организаций: Фонда «Русский мир» (2014-2015) и Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (2015). Кроме того, «Ярус» является обладателем дипломов престижных конкурсов: диплома

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

победителя Всероссийского творческого конкурса научно-технических решений, образовательных продуктов и услуг в области информатизации образования в номинации «Сетевые электронные образовательные ресурсы» и диплома финалиста конкурса «Современные технологии обучения русскому и иностранным языкам» (Всероссийский форум «Образовательная среда -2007»); диплома победителя Всероссийского открытого интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Наука и образование» по Южному федеральному округу (2007) и диплома лауреата Всероссийского творческого конкурса научно-технических решений, образовательных продуктов и услуг в области информатизации образования в номинации «Электронные образовательные ресурсы на локальных носителях и сетевые» (2010).

Все это позволяет утверждать, что «Ярус» может стать серьезным

подспорьем при изучении словообразования в школе.

Структура портала логически выстроена и содержит следующие основные разделы: «Лингвисты», «Теория», «Библиография», «Online-сервисы», «Электронные словари», «Online-игры». «Ярус» включает богатейший материал по всем лингвистическим языковым уровням, в том числе и словообразованию.

Полноценное изучение лингвистики, безусловно, невозможно без знакомства с биографиями и публикациями известных языковедов. Именно поэтому первым в структуре портала стал раздел «Лингвисты», в котором, в частности, представлена информация о таких дериватологах, как Г. О. Винокур, Е. Курилович, В. И. Максимов, А. Н. Тихонов, Н. М. Шанский. Содержание данного раздела может быть использовано при организации проектной деятельности учащихся по курсу «Русский язык», направленной на формирование их личностных, регулятивных, познавательных и

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41-67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

коммуникативных УУД. Предложенные теоретические материалы также вносят вклад в выполнение задач воспитательного характера, привлекая внимание пользователей к работам «классиков» русской дериватологии.

Раздел «Теория. Морфемика, морфонология, словообразование» будет особенно полезен при подготовке учащихся к интеллектуальным конкурсам, т. к. предлагает материалы за рамками школьной программы и позволяет на начальном этапе подготовки сделать это без помощи педагога, способствуя тем самым развитию самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории, овладению навыками работы с информацией. Следует отметить важность подобной работы обучающихся, поскольку она формирует регулятивные УУД, заключающиеся в умении «самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач» [3, с. 31].

Анализируемый раздел содержит основные положения современной деривационной теории. Здесь представлены следующие подразделы: «Понятие морфемы», «Виды морфем», «Синонимия, антонимия, омонимия морфем», «Основа слова», «Понятие производности», «Понятие членимости», «Основные способы словообразования русского языка», «Явления морфемного шва (морфонологические явления)», «Единицы системы синхронного словообразования», «Морфемный состав слова». Завершается раздел списком терминов, снабженных гиперссылками, которые ведут к соответствующему фрагменту текста. Способ изложения корректен и по отношению к современной дериватологии (учитываются все существующие точки зрения), и по отношению к уровню понимания обучающимися.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41-67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

Раздел «Теория. Лексикография. Аннотированный каталог словарей с

лингвистическими справками» включает подраздел «Морфемные и

словообразовательные словари». Здесь дан обзор наиболее авторитетных

морфемо- и дериватографических изданий русского языка (рис. 1). По каждому

словарю представлена следующая информация: выходные данные, краткая

аннотация, образец словарной статьи, фото обложки издания.

Рисунок 1 - Фрагмент подраздела «Морфемные и словообразовательные словари»

Скляревская Г.Н. Словарь сокращений современного русского языка. - М.: Эксмо, 2004. - 448 с.

НИЮШШЯ

Словарь содержит более 6 ООО сокращений Образцы словарных статей arpo Аграрный.

БСО [бэ-эс-о] и (разг.) [бэ-сэ-о], нескл., м. Большой симфонический оркестр. БСО отправился на гастроли. Конкурс в БСО

в Бек (после цифры).

военкома т. а. м. Военный комиссариат

к/ф Кинофильм

с.г. Сего года.

ЮНЕП [юне'п], нескл., ж. (англ. United Nations Environment Program - UNEP) Программа Организации Объединённых Наций по окружающей среде

В разделе «Библиография» представлен список статей по

словообразованию, размещенных в ведущих филологических журналах.

Данные материалы способствуют формированию познавательных УУД при © Белякова Г. В., Гаврилкина Т. Ю., Калинина М. А., Куликова М. В., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41-67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

организации научно-исследовательской работы школьников, поскольку побуждают их к самостоятельному поиску информации в авторитетных лингвистических источниках. Собранная в одном месте информация о языковых исследованиях значительно упрощает нахождение необходимых сведений.

В разделе «Online-сервисы» размещено семь интерактивных тестов по морфемике, морфонологии и словообразованию. Интерактивные тесты являются одним из трендов дидактики XXI века, не стала исключением в этом отношении и методика обучения русскому языку. Онлайн-тестирование, которое имеет несомненные преимущества перед традиционным (экономия времени педагога при проверке, визуализация, современность и пр.), сейчас широко применяется в процессе обучения языкознанию.

На портале «Ярус» представлены «деривационные» тесты различных типов. Наиболее точно соответствуют обучающим задачам и подходят для закрепления основного массива знаний по словообразованию, по нашему мнению, тестовые задания закрытого типа (рис. 2, 3).

Рисунок 2 - Фрагмент тестового задания закрытого типа (одиночный

выбор)

Рисунок 3 - Фрагмент тестового задания закрытого типа (на

соответствие)

1. Установите соответствия.

A. Префиксальный способ Б. Суффиксальный способ

B. Префиксальноч;уффиксальный способ По-осеннему

Пыльник A v

Истерзать A v

По-осеннему A v

А

Экс-чемпион Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б

Сушь A v

Храбрец A v

Бездарный A v

Подслеповатый A v

Руководитель A v

Навстречу A v

При проверке выполнения задания школьнику дается информация о верных (выделено зеленым) и неверных (выделено красным) ответах. Это позволяет пользователю моментально получить обратную связь от обучающего инструмента, выполнить работу над ошибками онлайн, пройдя тест еще раз, и тем самым закрепить полученные знания (рис. 4). Забегая вперед, отметим, что подобный способ проверки представлен и в онлайн-играх.

Рисунок 4 - Фрагмент тестового задания, выполненного с ошибками

Тест по морфемике, морфонологии и словообразованию № 6 [ещё раз] [к списку]

Правильный вариант ответа, совпадающий с Вашим ответом правильный вариант ответа, не совпадающий с Вашим ответом

Статистика

Количество вопросов: 38

Количество правильных ответов: 5

Количество неправильных ответов: 33

1, Постройте словообразовательную цепочку слова оглушительно (кричать).

оглушительно«- <- ¡<- !<-

2. Постройте словообразовательную цепочку слова письменность. письменность«- Я2Ш ШЕЕ

3. Постройте словообразовательную цепочку слова преудивительный.

преудивитепьныи ■

Ш

вительны

4. Постройте словообразовательную цепочку слова перегруженность.

Тесты закрытого типа, на наш взгляд, являются оптимальным вариантом для проверки знаний по наиболее сложным для усвоения темам (способы словообразования, морфемный состав) или темам, в рамках которых техническое оформление правильных ответов на вопросы требует значительного времени (морфонологические явления).

Открытые тесты используются для проверки знаний по таким темам, как, например, установление производящей базы (рис. 5). Это позволяет определить уровень не только деривационной, но и орфографической грамотности обучающегося.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

Рисунок 5 - Фрагмент тестового задания открытого типа

(с кратким ответом)

Тест по морфемике, морфонологии и словообразованию № 5 [к списку]

В разделе «Электронные словари» размещено три деривационных проекта: «Электронный каталог русских аффиксов», «Электронный иллюстрированный каталог локативных существительных русского языка» и «Электронный реестр словообразовательных цепочек русского языка».

«Электронный каталог русских аффиксов», созданный в рамках реализации грантового проекта Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», содержит следующую информацию об аффиксах: морфемный статус, значение, частеречная принадлежность образуемых дериватов, иллюстративный материал (рис. 6).

Рисунок 6 - Словарная статья «Префикс вице-»

Главная Префиксы (приставки) вице^

вице-

Тип: Префиксы (приставки) ОПИСАНИЕ

Образует имена существительные со значением «помощник, заместитель, следующий по должности, званию и пр.», например: вице-губернатор, вице-президент, вице-мисс.

«Сводный список» включает все аффиксы, расположенные в алфавитном порядке. Это не только облегчает обучающемуся поиск нужных служебных морфем (которых в русской морфемике насчитывается несколько сотен), но и предоставляет сведения об омонимии аффиксов (рис. 7). Данная тема, как правило, не рассматривается в школьном курсе русского языка, что заметно обедняет знания учащихся по словообразованию и не позволяет школьникам в полной мере видеть связи между разделами лингвистики.

Рисунок 7 - Сводный список: омонимия аффиксов

Вторым деривационным лексикографическим проектом на портале «Ярус» является «Электронный иллюстрированный каталог локативных существительных русского языка». Основой для контента послужил толково-словообразовательный словарь суффиксальных nomina loci Г. В. Беляковой [10]. Каждое заголовочное слово снабжено акцентологической и грамматической характеристиками, дефиницией, текстовой иллюстрацией и фотографией (рис. 8). Данный ресурс знакомит пользователей с дериватами, образованными по моделям одной из самых сложных одноструктурных комплексных единиц деривационной системы русского языка -словообразовательной категории суффиксальных локативных

существительных. Подобные производные относятся к мутационному словообразованию, что значительно усложняет обучающимся понимание слов.

Рисунок 8 - Словарная статья деривата «акватория»

ЗНАЧЕНИЕ, ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1

Участок водной поверхности, ограниченный какими-л. пределами.

Битый пористый лед заполнил акваторию порта Астрахань, парализовав работу причалов, сувое и реконтно-отстойныу пунктов (Волга. 2007. № 39).

«Электронный реестр словообразовательных цепочек русского языка» представляет собой расположенный в алфавитном порядке (по исходному слову) список слов, связанных отношениями последовательной производности (рис. 9). Появление данного ресурса обусловлено многочисленными запросами, полученными авторами «Яруса» от учителей и школьников по обратной связи на портале, через поисковые запросы и при личном общении. Понимание последовательного характера русского словообразования, знание законов построения словообразовательных цепочек (в том числе звеньев с альтернативными мотивировками) позволяет точно определить морфемный состав слов, а также безошибочно выбрать производящее из ряда однокоренных слов.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41-67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

Рисунок 9 - Фрагмент страницы «Электронного реестра

словообразовательных цепочек русского языка»

плотный - плотненький - плотненько 1 плотный - плотнеть - поплотнеть

плотный - плотно - плотненько 2 плотный - плотно - плотновато 2 плотный - плотноватый - плотновато 1 плотный - плотноватый - плотноватость

плохой - плохо - плохонько(плохенько) 2 плохой - плоховатый - плоховато 1

плохой - плохонький (плохенький) - плохонько (плохенько) 1

Таким образом, данные проекты способствуют расширению «деривационного горизонта» учащихся - знаний, находящихся за пределами традиционной школьной программы. Безусловно, в базовом школьном курсе русского языка этот ресурс будет востребован в незначительной степени, однако он может использоваться педагогами на факультативах и элективных курсах, а также при самостоятельной работе учащихся.

Особый интерес для организации образовательного процесса школьников представляют интерактивные игры. На «Ярусе» размещены кроссворды, криптограммы и ребусы.

В подразделе «Кроссворды» представлены авторские кроссворды классического типа (рис. 10).

Рисунок 10 - Фрагмент подраздела «Кроссворды» (задание)

□ □ □ □

□ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □

□ □ □ □

□ □

□ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □

Перед тем ка< нэцэт= разгадывать кроссворд, набита клавишу Сар51_оок

По горизонтали.-

1. Русский лингвист, один из грелстэЕ^-алЕЙ Московской фо «слоги кассой школы.

автор а Русс кой фо нети км».

2. Один из государственных язь ков Индии.

3. Раздел науки о яэь-ке, изучая и_| им производные олоез.

Служебная (факультативная) морфема.

5. То же. что сбо^одчы* корень.

Кроссворды являются одним из эффективных образовательных средств для повышения уровня терминологической грамотности учащихся, в том числе в области словообразования. В качестве заданий здесь в ряде случаев представлены «деривационные» термины по различным темам, а также фамилии дериватологов. Однозначность и лаконичность дефиниций способствуют более быстрому и качественному запоминанию школьниками дериватологической информации, активизации их памяти, внимания и логического мышления.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

Каждое задание подраздела «Интерактивные криптограммы» состоит из

двух частей: шифрующая часть, шифруемая часть. Деривационные термины являются ответами (наряду с другими элементами) в ряде криптограмм. Кроме того, на «Ярусе» размещена криптограмма с аббревиатурами, которые представляют собой достаточно многочисленную, активно использующуюся и регулярно пополняющуюся группу слов русского языка. Однако обучающиеся нередко испытывают проблемы с расшифровкой данного вида сокращений, что, безусловно, негативно влияет на формирование деривационной грамотности в частности и языковой компетентности в целом. Так, в анализируемой криптограмме используются для зашифровки (среди прочих) аббревиатуры прораб и загс, которые неоднократно предлагались для расшифровки участникам различных лингвистических конкурсов. Правильные ответы попадались редко: обычно эти аббревиатуры воспринимаются детьми (да и многими взрослыми) как обычные слова, а при расшифровке нередко происходит замена компонентов.

Заметим, что буквы, входящие в расшифровку первого слова, при заполнении ими соответствующих ячеек автоматически появляются и в других нужных ячейках. Этот «подсказывающий» элемент выполнения задания не только облегчает работу пользователя, но и добавляет, на наш взгляд, дополнительный игровой эффект «достраивания» слов (рис. 11).

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

Рисунок 11 - Фрагмент подраздела «Интерактивные криптограммы»

(процесс решения)

ЯРУС > Online-игры > Криптограммы > Интерактивные криптограммы

СОБР - специальный отряд 9 Q ИДЯ Д1 реагирования ВВЦ - Всероссийский выставочный ИИИДД ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая

загс - запись актов ВЗЭВВЭВВВЗВЗ состояния

МРОТ - минимальный размер Э В В Э В I труда

ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, 3 I 9 В В

ХБС - (люминесцентная лампа) В В В 3 В В 9 Е1 В I 3

Заметим, что ответы интерактивных криптограмм состоят из двух частей: собственно расшифровка и высказывание известного человека (писателя, лингвиста) о языке (рис. 12).

Рисунок 12 - Фрагмент подраздела «Интерактивные криптограммы»

(итог расшифровки)

прораб - производитель Q Д Д Д Д

СОБР - специальный отряд ДЯЯ ДНЯ I Д реагирования ВВЦ - Всероссийский выставочный 1Д ДМ ЯД

ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая М ГЯ М Д ГЯ П1 Я загс - запись актов В Я 9 9 Я 9 9 В 9 9 9 9 состояния МРОТ - минимальный размер Д Д Ц 9 Д Д труда ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, Д Д Ц Д Д ГЯ

ХБС - (люминесцентная лампа) Ц 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9

99 9 9 9 9 9 9 9 9И 9

199999999 99 99999. 999 9999 99991 999999999 999 999

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

В подразделе «Ребусы» обучающимся предлагается закрепить свои

знания в игровой форме, отличающейся сильной визуальной составляющей и

активизирующей в первую очередь память и логическое мышление

школьников. Как и в остальных подразделах «Online-игр», в качестве ответов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на задания используется дериватологическая терминология (аффикс,

окончание, словообразование, дериват, словообразовательная парадигма,

словообразовательная категория, словообразовательная пара и др.) (рис. 13).

Рисунок 13 - Фрагмент подраздела «Online-игры. Ребусы»

ЯРУС > Online-игры > Ребусы > Список ребусов > Морфемика, морфонология, словообразование

Ребус "Морфемика, морфонология, словообразование" № 3 [к списку]

Проверить

Итак, традиционные игровые задания в «переложении» на цифровой инструмент, несомненно, более привлекательны для учеников в силу своей интерактивности и улучшенного визуального компонента. Возможность моментальной проверки также является безусловным преимуществом данного цифрового образовательного средства.

Таким образом, содержание портала «Ярус» имеет большую практическую направленность, его востребованность у обучающихся на занятиях по курсу «Русский язык» не вызывает сомнений. Об этом, в частности, свидетельствует включение данного веб-ресурса в списки рекомендованных источников, которые размещены на многих сайтах вузов, школ, образовательных центров и пр. Это позволяет говорить о том, что

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

https://yarus.asu.edu.ru является цифровым инструментом, способствующим реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, поскольку характеризуется существенным влиянием на развитие главного умения -умения учиться. Важным результатом этого умения на уроках русского языка становится сформированность языковой компетентности языковой личности (наличие лингвистического мышления, обогащение словарного запаса, повышенный уровень грамотности - не только дериватологической, но и стилистической, речевой).

Цифровые технологии, являясь неотъемлемой частью современного учебного процесса способствуют развитию универсальных УУД, повышают мотивацию школьников к получению знаний и закреплению навыков, улучшают организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы, упрощают взаимодействие между учителем и учеником, повышают результативность процесса обучения. Использование цифровых инструментов при обучении русскому языку делает образовательный процесс «обоюдопривлекательным» для обеих его групп - обучающихся и обучающих.

Список источников

1. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project.

2. Документы ФГОС учителю русского языка и литературы. URL: https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-russkogo-yazyka-i-literatury.

3. Канянина Т. И., Клепиков В. Б., Круподерова Е. П., Пономарева Е. И., Степанова С. Ю. Проектирование учебных заданий на основе использования интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НИРО. 2019. 189 с.

4. Долгова Т. В. Смешанное обучение - инновация XXI века //

Информационно-публицистический образовательный журнал «Интерактивное

образование». URL:

© Белякова Г. В., Гаврилкина Т. Ю., Калинина М. А., Куликова М. В., 2022

63

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41-67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

https://interactiv.su/2017/12/31/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0% D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B 5 -

%D0%BE%D0%B 1 %D1 %83 %D1 %87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-

%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D

1%8F-xxi-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/.

5. Калинина М. А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и межкультурной коммуникации // Когнитивно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе в школе и вузе: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 29 марта 2019 года. Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. С. 259-263.

6. Научно-образовательный портал русского языка «Ярус». URL: https://yarus.asu.edu.ru.

7. Метелькова Л. А., Хрисанова Е. Г., Фролова Е. В. Использование цифровых инструментов в иноязычной подготовке обучающихся // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 142-149.

8. Шакирова А. А., Гизятова Л. А. Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75(4). С. 316319.

9. Федеральный портал «Российское образование». URL: https://www.edu.ru/.

10. Белякова Г. В. Суффиксальные nomina loci в современном русском языке: толково-словообразовательный словарь. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2008. 259 с.

References

1. The Ministry of Education of the Russian Federation. URL: https://edu.gov.ru/national-project. (In Russ.).

© Белякова Г. В., Гаврилкина Т. Ю., Калинина М. А., Куликова М. В., 2022

64

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41-67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

2. Documents of the Federal State Educational Standards for the Russian

Language and Literature. URL: https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-russkogo-yazyka-i-literatury. (In Russ.).

3. Kanyanina T. I., Klepikov V. B., Krupoderova E. P., Ponomareva E. I., Stepanova S. Yu. Designing learning assignments based on the use of Internet services: training manual. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Institute of Educational Development (NIRO); 2019. 189 p. (In Russ.).

4. Dolgova T. V. Blended learning - innovation of the XXI century // Information-publicist educational journal «Interactive Education». URL: https://interactiv.su/2017/12/31/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0% D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B 5 -

%D0%BE%D0%B 1 %D1 %83 %D1 %87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D 1%8F-xxi-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/. (In Russ.).

5. Kalinina M. A. Cognitive-communicative approach in teaching Russian language and intercultural communication. Cognitive-communicative approach in teaching Russian language and literature at school and university: collection of scientific articles and methodological recommendations on the materials of the All-Russian scientific-practical conference, Ivanovo, March 29, 2019. Ivanovo: Ivanovo State University; 2019. P. 259-263. (In Russ.).

6. Scientific and educational portal «Yarus». URL: https://yarus.asu.edu.ru. (In Russ.).

7. Metelkova L. A., Hrisanova E. G., Frolova E. V. The use of digital tools in foreign language training of students. Kazanslii pedagogicheskii zhurnal = Kazan pedagogical journal. 2021;(3):142-149. (In Russ.).

8. Shakirova A. A., Gizyatova L. A. The use of digital learning resources in the teaching process in higher education. Problemi sovremennogo pedagogicheskogo

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41 -67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2022;(75(4)):316-319. (In Russ.).

9. Federal portal «Russian Education». URL: https://www.edu.ru/. (In Russ.).

10. Belyakova G. V. Suffixal nomina loci in the modern Russian language: an explanatory and word formation dictionary. Astrakhan: Publishing House «Astrakhan University»; 2008. 259 p. (In Russ.).

Информация об авторах Г. В. Белякова - доктор филологических наук, доцент; заместитель руководителя Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего»;

Т. Ю. Гаврилкина - кандидат филологических наук; ведущий документовед Управления кадровой политики;

М. А. Калинина - кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры русского, иностранных языков и литературы;

М. В. Куликова - кандидат филологических наук; заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Information about the authors Galina V. Belyakova - Doctor of Science in Philology, Deputy Head of the Center of Pedagogical Staff's Continuing Education «Teacher of the Future»;

Tatiana Yu. Gavrilkina - Candidate of Science in Philology; lead document manager of Human Resources Policy Directorate;

Marina A. Kalinina - Candidate of Science in Philology; Associate Professor of the Chair of the Russian and Foreign Languages and Literature;

Marina V. Kulikova - Candidate of Science in Philology; Deputy Director for Education and Upbringing.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41-67. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 41-67.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку

публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 21.09.2022; одобрена после рецензирования 25.09.2022; принята к публикации 18.10.2022.

The article was published 21.09.2022; approved after reviewing 25.09.2022; accepted for publication 18.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.