Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
497
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФЕМИКА / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО / ФУНКЦИИ ПРЕФИКСОВ / MORPHEMIC / WORD FORMATION / AND MORPHEMIC ANALYSIS OF WORDS / DERIVATIONAL ANALYSIS OF WORDS / MORPHOLOGICAL PARSING / WORD-FORMATIVE NEST / THE FUNCTIONS OF THE PREFIXES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никифорова Евдокия Павловна, Дмитриева Евдокия Николаевна, Борисова Лена Павловна, Макарова Розалия Петровна

В статье рассматриваются основные функции и системный характер морфемики и словообразования, как особо сложных разделов в методике преподавания русского языка в билингвальной (русско-якутской) школе. Тщательное изучение данных разделов в сопоставлении с родным языком обучающихся и определение методов, приемов и способов обучения помогают осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников. Кроме этого, знание закономерностей словообразования русского языка, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы русского языка в целом, а также, в последующем, устранению речевых ошибок в речи обучающихся-билингвов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Никифорова Евдокия Павловна, Дмитриева Евдокия Николаевна, Борисова Лена Павловна, Макарова Розалия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL AND SYSTEM APPROACHES TO LEARNING MORPHEMICS AND WORD FORMATION

Russian language teaching methods in biligual (Russian-Yakut) schools are considered in the article as the main functions and systemic nature of morphemics and word formation as particularly complex sections. A thorough study of these sections in comparison with the native language of students and the definition of methods, techniques and methods of teaching help to implement a practical, communicative orientation of learning, expressed in the assimilation of word-formation norms and rules for the use of language units in speech, which generally forms the language sense of students. Russian language formation patterns and the ability to determine the meaning of word-forming morphemes also contribute to expanding the vocabulary, enriching the grammatical structure of speech, understanding the grammatical system of the Russian language as a whole, as well as, subsequently, eliminating spelling in the speech of bilingual students.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»

Функциональный и системный подходы к изучению морфемики и словообразования

Никифорова Евдокия Павловна,

д.п.н., профессор, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: [email protected]

Дмитриева Евдокия Николаевна,

д.ф.н., профессор, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: [email protected]

Борисова Лена Павловна,

к.п.н., доцент кафедры начального образования Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: [email protected]

Макарова Розалия Петровна,

старший преподаватель, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные функции и системный характер морфемики и словообразования, как особо сложных разделов в методике преподавания русского языка в би-лингвальной (русско-якутской) школе. Тщательное изучение данных разделов в сопоставлении с родным языком обучающихся и определение методов, приемов и способов обучения помогают осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников. Кроме этого, знание закономерностей словообразования русского языка, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы русского языка в целом, а также, в последующем, устранению речевых ошибок в речи обучающихся-билингвов.

Ключевые слова: морфемика, словообразование, морфемный анализ слова, словообразовательный анализ слова, морфологический разбор, словообразовательное гнездо, функции префиксов.

Морфемика и словообразование являются одним из сложных разделов в методике преподавания русского языка в школе и вузе. Как правило, эти разделы представлены сопряженно. Изучение данных разделов дает представление о типах морфем и их функциях, способах словообразования частей речи. Морфемный и словообразовательный анализ каждого слова индивидуален и требует понимания устройства морфемного уровня языка с учетом синхронического устройства, тогда как фонетический и морфологический разборы опираются на определенный навык и алгоритм действий.

В настоящем исследовании мы рассматриваем основные функции и системный характер морфе-мики и словообразования.

При отборе учебного материала мы основываемся на следующих принципах методики обучения русскому языку: функциональной направленности обучения; учета родного языка обучающихся; системно- деятельностного подхода; культурологической направленности образования и других.

Известно, что основными функциями морфем являются словообразование и формообразование. Например, род (преходящее поколние); природа (прирожденные свойства всего существующего на земле); народ (ряд поколений, происходящих от общего предка); родить (произвести на свет представителя, происходящего от общего предка). От корня род образуются 192 производные лексемы: 90 - существительных, 43 - глагола, 53 - прилагательных и 5 - наречий. Необходимо отметить действие закона переменной величины, объём которого стремится к бесконечности, и закон фиксатора, определяющий каждое слово в его конкретном значении, содержание и образование которых индивидуально. Эти законы применяются нами в вузовском и школьном образовании, когда речь идёт о моделировании и раскрытии процедуры морфемного состава слова (табл. 1).

Таблица 1

Род Родной Родить

Родство Родня Родитель

Родственный Родные Родильный

Породниться Родительный

Родительский

Служебные морфемы выполняют самые различные функции, например:

1. Меняют части речи: кость - костлявый, служить - служба.

2. Могут менять тип склонения существительных: мать (III скл.) - мачеха (I скл.), вещь (III скл.) -вещица (I скл.).

3. При помощи суффиксов различаются лексико-грамматические разряды существительных:

а) собирательности: студент - студентка - студенты - студенчество; профессор - профессура; аппарат - аппараты - аппаратура;

б) единичности: солома - соломина; жемчуг -жемчужина; горох - горошина ;

в) взрослости / невзрослости: олень / олененок; медведь / медвежонок, мышь / мышонок; щука / щурёнок;

г) категории пола: герой - героиня, мастер -мастерица, спортсмен спортсменка.

Следует обратить внимание обучающихся на то, что суффиксы в русском языке специализированы, дифференцированы, разнообразны, например: -ость, -ств-, -от-, -ин-, -инз- и придают слову значение отвлеченного признака: храбрость, озорство, равенство, доброта, порядочность.

Суффиксы -ат-, -аст- указывают на наличие чего-либо: бородатый, рогатый, глазастый, очкастый, цветастый и т.п. В русском языке у существительных отмечают более 160 суффиксов.

Морфемика любого языка представляет собой взаимосвязанную систему. Системность морфе-мики можно обосновать на примере префиксов, отсутствующих в тюркских, тунгусо-манчжурских, в том числе в якутском языке, представляющих большую трудность для носителей этих языков. В словах с префиксами необходимо различать главные оттенки смысла (табл. 2).

Таблица 2

Префикс об- + мак корень Префикс вы-, на-, про- + мак корень

Погружение предмета в жидкость. Обмакнуть кисть в краску (часть предмета, частично). Обозначает результат воздействия жидкости на предмет, когда предмет мокнет: вымокнуть, намочить, промокать (полностью, или со всех сторон).

Функции префиксов в русском языке: 1) образуют новые слова; 2) модифицируют значения глаголов; 3) выступают средством изменения грамматической характеристики глагола. Меняют оттенки значений, например, начало и окончание действия: запеть, заговорить, закончить, завершить. Префикс по- многозначный: побежать (начало), поработать (непродолжительность), помыть (завершить).

Русский язык значительно обогащается за счет глаголов с синонимичными префиксами: выслать - сослать, высмеять - осмеять, выжать -отжать, выискать - разыскать. Для русского языка характерны парадигматические отношения антонимии, омонимии, лексико-семантические группы префиксов.

Общеизвестно, что префиксы - наиболее употребительные служебные морфемы в русском языке и характерны для других частей речи, не только для глаголов: выступление, сочетание, прочтение, прикосновение, постель, зачинатель, нажим, отрасль, возраст и т.д. Можно отметить, что префиксы придают словам антонимичные и омонимичные отношения.

Принцип культурологической направленности обучения позволяет обратить внимание на лингво-генез, о чем свидетельствуют сохранившиеся корневые морфемы дн-: Днепр, Днестр, Дунай, Дон, Двина, Десна; известные водные артерии, по словам А. Потта, сохраняют значение день, свет, юг, текут в сторону юга. По мнению лингвистов, в корнях могут быть сохранены следы исчезнувших цивилизаций: Данай (царь, т.е. божество, дарящее свет); Даная (дочь греческого царя, приносящая свет и тепло), название «данайцы» сохранилось во фразеологизме «<дары данайцев». От морфемы -дан- возникло современное название страны Дания. Как свидетельствуют древнегреческие историки, скифы называли себя кентаврами (людьми на коне), корень -кн- сохраняется в древнем названии Крыма - Таврия, отсюда Ставрополь, слова тавро, кельты, представители скифов, в Европе способствовали возникновению ряда названий акина (конь), имя вождя кельтов Кунабе-лин, его могила описана У. Шекспиром в трагедии «Цимбелин»; позднее корень сохранился с словах князь, король, konig (немецкий), king (английский).

Таким образом, для того, чтобы правильно произвести морфемный и словообразовательный анализы необходимо хорошо знать этимологию, исторические корни слова и корневую морфемы.

Обучающиеся усваивают русское словообразование как взаимосвязанную систему и определенные модели. Словообразовательные цепочки (СЦ), представляющие ряд однокоренных слов, в котором каждое предыдущее слово мотивируется последующими:

1. Учебник ^ учебный ^ учеба ^ учить (вершина цепочки).

2. Научный ^ наука ^ научиться ^ научить ^ учить (вершина цепочки).

Необходимо научить обучающихся: 1) находить общность корня; 2) линейное расположение компонентов; 3) последовательную словообразовательную выводимость (исходное слово, вершина цепочки).

Словообразовательное гнездо - это совокупность СЦ по горизонтали и словообразовательных парадигм - по вертикали (табл. 3).

Таблица 3. Словообразовательное гнездо

Слово-

обра-

зова- ь

тель- 1-s ч

ные >

пара-

дигмы

Словообразовательная цепочка

Выучить - выученный - выучка

Учитель - учительница - учительство - учительский

Заучить - заученный

Ученик - ученица - ученичество

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

В заключении следует отметить, что в данном исследовании нами рассмотрены только наиболее частотные функции морфем.

Словообразование - это объект другого специального изучения, поэтому мы сфокусировали свое внимание лишь на системных отношениях данного раздела лингвистики. Этот раздел в силу своей сложности и многополярности вызывает большие трудности не только у иностранных обучающихся, но и у носителей языка. Поэтому, на наш взгляд, необходимы специальные лингвистические исследования для того, чтобы они послужили теоретической основой для методических разработок по обучению морфемике и словообразованию русского языка учащихся и студентов, не только российских, но и иностранных.

Литература

1. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М.: Изд-во Наука, 1992.- 221 с.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие/ Е.А. Земская. - М.: Изд-во Наука, 2007.- 328 с.

3. Карпов А.К. Словообразование современного русского языка: учебное пособие для педагогических вузов /А.К. Карпов. - Изд-во Нижневартовского педагогического института, 2000.- 282 с.

4. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. - М.: Изд-во Академия наук, 1977.

5. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза / И.Г. Милославский. - М., 1980-296 с.

6. Мусатов B.H. Русский язык: Морфемика, морфология, словообразование: - М.: Флинта: Наука, 2010.- 356 с.

7. Николина Н.А., Фролова Е.А. Литвинова М.М. Словообразование современного русского языка. - М.: Изд-во Академия, 2005.- 100 с.

8. Николина Н.Н. Словообразование современного русского языка: учебное пособие/ Н.А. Ни-колина, Е.А. Фрохова, М.М. Литвинова - М.: Академия, 2005.- 159 с.

9. Словообразование: теория, алгоритмы анализы, тренинг: учебное пособие/ Т.А. Гриндина, Н.И. Коновалова. - М.: Флинта: Наука, 2009.155 с.

FUNCTIONAL AND SYSTEM APPROACHES TO LEARNING MORPHEMICS AND WORD FORMATION

Nikiforova E.P., Dmitrieva E.N., Borisova L.P., Makarova R.P.

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

Russian language teaching methods in biligual (Russian-Yakut) schools are considered in the article as the main functions and systemic nature of morphemics and word formation as particularly complex sections. A thorough study of these sections in comparison with the native language of students and the definition of methods, techniques and methods of teaching help to implement a practical, communicative orientation of learning, expressed in the assimilation of word-formation norms and rules for the use of language units in speech, which generally forms the language sense of students. Russian language formation patterns and the ability to determine the meaning of word-forming morphemes also contribute to expanding the vocabulary, enriching the grammatical structure of speech, understanding the grammatical system of the Russian language as a whole, as well as, subsequently, eliminating spelling in the speech of bilingual students.

Keywords: morphemic, word formation, and morphemic analysis of words, derivational analysis of words, morphological parsing, word-formative nest, the functions of the prefixes.

References

1. Zemskaya E.A. Word formation as an activity. - M.: Publishing house Nauka, 1992.- 221 p.

2. Zemskaya E.A. Modern Russian language. Word formation: textbook / E.A. Zemskaya. - M.: Publishing house Nauka, 2007.- 328 p.

3. Karpov A.K. Word formation of the modern Russian language: a textbook for pedagogical universities / A. K. Karpov. - Publishing house of Nizhnevartovsk Pedagogical Institute, 2000.282 p.

4. Lopatin V.V. Russian derivational morphemics. - M.: Publishing house of the Academy of Sciences, 1977.

5. Miloslavsky I.G. Questions of word-formation synthesis / I.G. Mi-loslavsky. - M., 1980-296 p.

6. Musatov B.H. Russian language: Morphemics, morphology, word formation: - M.: Flint: Nauka, 2010.- 356 p.

7. Nikolina N.A., Frolova E.A. Litvinova M.M. Word formation of the modern Russian language. - M.: Publishing house of the Academy, 2005.- 100 p.

8. Nikolina N.N. Word formation of the modern Russian language: textbook / N.A. Nikolina, E.A. Frokhova, M.M. Litvinova - Moscow: Academy, 2005.- 159 p.

9. Word formation: theory, analysis algorithms, training: textbook / Т.А. Grindin, N.I. Konovalov. - M.: Flinta: Nauka, 2009.- 155 p.

о с

u

СЭ CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.