Научная статья на тему 'Изучение раздела «Морфемика и словообразование» в углубленном курсе русского языка в 5 классе'

Изучение раздела «Морфемика и словообразование» в углубленном курсе русского языка в 5 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1498
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФЕМИКА / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / МОРФЕМА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / MORPHEMICS / WORD-BUIDING / MORPHEMIE / WORD-BUIDING MEANING / GRAMMAR MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баранова Н. А.

В статье рассмотрены основные вопросы изучения раздела «Морфемика и словообразование» в углубленном курсе русского языка в 5 классе, методика обучения морфемике и словообразованию в 5 классе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article we have considered the main questions of studying of the part “Morphemics and word-buiding” in the profound course of Russian lauguage in the fifth form, the methods of studing of morphemics and word-buiding in the fifth form.

Текст научной работы на тему «Изучение раздела «Морфемика и словообразование» в углубленном курсе русского языка в 5 классе»

Н.А. Баранова

учитель русского языка и литературы, к.филол.наук

МОУ «СОШ № 22 с УИОП» г. Электросталь Московской области ([email protected], 89067204315)

N.A. Baranova

teacher of Russian language and literature, to. Philology. Sciences MOU "School № 22 UIOP" Elektrostal, Moscow Region

ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» В УГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы изучения раздела «Морфемика и словообразование» в углубленном курсе русского языка в 5 классе, методика обучения морфемике и словообразованию в 5 классе.

Annotation. In this article we have considered the main questions of studying of the part "Morphemics and word-buiding" in the profound course of Russian lauguage in the fifth form, the methods of studing of morphemics and word-buiding in the fifth form.

Ключевые слова: морфемика, словообразование, морфема, словообразовательное значение, грамматическое значение.

Key words: morphemics, word-buiding, morphemie, word-buiding meaning, grammar meaning.

Знания учащихся о языке и речи формируются в результате изучения всех сторон языка (фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм - устной и письменной, норм литературного языка. В результате у школьников вырабатывается сознательное пользование языком в собственной речи, закладывается основа для самоконтроля при применении языка как средства общения.

Базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков служат лингвистические знания. В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке.

Идея синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой реализована в учебниках русского языка под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта [6]. Особенностью курса русского языка является функционально-семантическая направленность. Внимание обращается в первую очередь на изучение разнообразных языковых значений, передаваемых морфемами, словами, словоформами, а также более сложными синтаксическими образованиями. Центральным разделом, при изучении которого у школьников вырабатывается способность осознавать семантическую сторону изучаемого явления и его функциональную роль в языке и речи, формируются навыки функционально-семантического анализа изучаемых единиц, является «Морфемика и словообразование».

Целенаправленно раздел «Морфемика и словообразование» изучается в 5 и 6 классах, именно в этот период дается общее представление о словообразовательной системе русского языка, школьники осваивают принципы морфемного и словообразовательного анализа. На этом этапе формируется представление о слове как о системе языковых значений, передающихся с помощью морфем.

Важным для методики обучения морфемике и словообразованию в 5 классе является осознание учащимися того, что морфемный разбор слова - это совокупность семантического, словообразовательного и формообразовательного анализа. Объектом морфемно-словообразовательного анализа наряду со словами являются морфемные модели.

Функционально-семантический подход в обучении морфемике и словообразованию основан на осознании учащимися функционально-семантической природы морфемы.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений. Необходимо, чтобы школьники усвоили, что значение морфема приобретает только в структуре слова.

Формирование представления о типах морфем основано на усвоении пятиклассниками понятия «морфема» как родового понятия «для частных, видовых понятий вроде «корень», «префикс», «суффикс», «окончание» и т.п. » [1: 291].

На уроках обобщаются и закрепляются знания о корневой и аффиксальных морфемах.

Выделяются словообразовательные и словоизменительные (формообразующие) морфемы.

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и передают лексическое значение слова.

С помощью словоизменительных (формообразующие) морфем образуются формы слов и выражаются грамматические значения слов.

Таким образом, морфемы основы слова (частично и окончания) выполняют словообразовательные функции и имеют поэтому лексико-словообразовательное значение. Они образуют модели слов.

Вещественное значение слова передает корневая морфема, без которой не может быть образовано слово знаменательной части речи.

Словообразовательные значения выражают словообразующие морфемы -приставки и суффиксы, которые принимают самое активное участие в процессе создания слова. В единстве с вещественным значением корня они составляют лексическое значение слова.

Грамматическое значение слова выражает окончание.

Систематизировать у пятиклассников представление о слове как системе разных языковых значений, передающихся с помощью морфем можно с помощью следующей схемы.

Окончание

Грамматическое значение

Корень

Вещественное значение

Таким образом, схема наглядно представляет, что с помощью морфемы передаются разные типы языкового значения. В результате определения конкретной функции морфемы в слове школьниками могут быть осмыслены языковые значения.

Данный подход к изучению природы морфемы помогает учащимся различать в слове разные виды значений и в соответствии с ними выделять в структуре слова значимые части. При этом формируется понимание того, что слово членится не механически, а в соответствии с заключенным в нем смыслом.

Важно на этом этапе изучения функций морфем, чтобы школьники различали словообразовательную и словоизменительную (формообразующую) функции морфем. Словообразовательную функцию выполняют суффиксы и приставки, а словоизменительную - окончания.

Трудным для пятиклассников остается выделение нулевого окончания. Нулевое окончание выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть оно несет информацию, является значимым. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Также сложным является усвоение понятия «грамматическое значение», основной способ выражения которого - окончание.

Грамматическое значение - это обобщенное, абстрактное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и выражающееся в грамматических формах.

На уроках русского языка в 5 классе детям необходимо запомнить, что грамматическое значение - это значение слова как части речи. Признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов, относящихся к этой части речи. Например, у имен существительных это грамматические значения падежа и числа, у имен прилагательных - рода, числа и падежа, у глаголов -времени, лица, числа.

Такой порядок ознакомления с понятием «грамматическое значение слова» формирует у пятиклассников умение распознавать слова различных частей речи по их грамматической форме, по грамматическому значению окончания.

Раздел «Лексика. Словообразование. Правописание» изучается с опорой на три основные группы понятий: 1) понятия, связанные с морфемной структурой слова; 2) понятия, связанные с образованием слов; 3) понятия, связанные с морфемным и словообразовательным анализом слов.

К 1-й группе понятий относятся названия значимых частей слова: морфема, морфемы формообразующие (словоизменительные), морфемы словообразовательные; основа; основа слова, окончание; корень, приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема.

Ко 2-й - непроизводные слова, производные слова, производящая часть, словообразовательное средство, словообразовательное значение; способы образования слов, суффиксальный способ, приставочный, приставочно-суффиксалъный, постфиксальный, переход слов из одной части речи в другую; сложение основы и целого слова, сложение нескольких основ в сочетании с суффиксальным способом, сложение сокращенных основ, слияние.

К 3-й - морфемный разбор слова, словообразовательный разбор слова.

Часть понятий первой группы, а также разбор слова по составу изучаются в начальной школе, затем повторяются в курсе 5-го класса при изучении правописания слов и работе над смысловой стороной слова, когда школьники знакомятся с тем, какие части слова передают его лексическое значение, а какие - выражают грамматическое значение.

В разделе «Лексика. Словообразование. Правописание» словообразованию уделяется значительно меньше внимания, чем морфемике. Теоретический материал по словообразованию представлен в параграфах «Как пополняется словарный состав русского языка» и «Как образуются слова в русском языке», где сообщается, что «в языке безотказно действуют два мощных способа пополнения словарного запаса: словообразование и заимствование». Такой подход формирует представление учащихся о том, что словообразование как раздел языкознания изучает процесс образования новых слов в языке, а не словообразовательную производность уже имеющихся слов.

Пятиклассников знакомят с понятием словообразовательной модели: «Как же язык выбирает для создания слова нужные морфемы? Почему не могут жить в языке такие нелепые слова, как «перелисичливый», «разаптекарьость», «про-березонер»? Какой закон нарушили эти слова? Делается вывод, что слово - это не соединение случайных морфем. Каждое слово образовано по той модели (образцу), которая живет в русском языке и понятна каждому говорящему. Так, словообразовательная модель ^ оват ый имеет значение «чуть-чуть, слегка»: бел-оват-ый, кисл-оват-ый, груб-оват-ый. В русском языке множество моделей, и каждая из них образует слово определенной части речи с определенным значением.

Это подтверждают и формулировки заданий, использующих понятие словообразовательной модели, например: «Запишите по три слова, образованных по данным моделям: п ^ л^: бес-корыст-н-ый...».

Работа с понятием «словообразовательная модели» на уроках помогает школьникам понять системные отношения единиц в языке, его упорядоченность.

Однако то, что авторы называют словообразовательной моделью, реально является морфемной схемой строения слов и описывает как производные слова, так и непроизводные слова со связанным корнем; например, схема раз п ть описывает как производные слова разбить, рассыпать, так и непроизводные раздеть, разуть [4: 118].

Разграничение понятий «словообразовательная модель» и «словообразовательный тип» на уроках русского языка в 5 классе не проводится, термин «словообразовательный тип» не изучается. Однако учителю необходимо помнить, что термин «модель» используется для обозначения морфонологических разновидностей внутри одного итого же словообразовательного типа [2: 201].

Под термином «словообразовательная модель» понимается формальная схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу и характеризующихся общностью: 1) производящей базы (с указанием части речи мотивирующего слова), 2) форманта и 3) словообразовательного значения [8: 120].

Словообразовательный тип представляет собой схему построения производных слов, которая позволяет объединить их в отдельные группы [7: 168].

Таким образом, словообразовательный тип - это совокупность производных слов, которые выражают одно и то же словообразовательное значение при помощи одного и того же словообразовательного средства (форманта), а словообразовательная модель - это конкретная реализация словообразовательного типа.

Например, имя прилагательное + суффикс -ость ^ отвлечённое существительное (смелый + -ость ^ смелость, злой + -ость ^ злость).

Главной проблемой при обучении морфемике и словообразованию авторы учебника считают обучение пятиклассников разбору слова по составу и формирование соответствующего навыка. То, что ученик должен хорошо понимать суть морфемного анализа, не вызывает сомнений.

Морфемный анализ, по мнению авторов, является результатом словообразовательного и формообразовательного разбора. Правильный способ анализа морфемного состава слова формируется с учетом формы, значения и функции слова.

В основе обучения разбору слова по составу лежат научные положения, сформулированные в трудах известных ученых В.В. Лопатина и Н.М. Шанского, которые утверждают, что «подлинный морфемный анализ ... начинается тогда, когда уже установлена (путем последовательно примененного словообразовательного анализа) словообразовательная структура слова, выяснено значение (в том числе словообразовательное) каждой морфемы и структурная функция каждого вычленяемого в слове отрезка. При морфемном анализе мотивированных слов мы имеем дело с результатом такого исследования, и в том смысле морфемный анализ вторичен по отношению к анализу словообразовательному» [5: 28-29].

При обучении разбору слова важно, чтобы пятиклассники поняли, что в словах нельзя вычленять морфемы механически, без учета семантики слова. Изучая морфемную структуру слова, школьники усваивают определенные закономерности в формировании семантики слова, которые выясняются при анализе образования слова.

Для того, чтобы вычленить морфемы в слове прежде всего нужно установить, какой частью речи оно является, затем выделить окончание и основу.

Таким образом, морфемный разбор слова (разбор слова по составу) начинается с выделения основы и формообразующих морфем - окончания и/или формообразующего суффикса (если они есть).

На втором этапе анализа определяется лексическое значение слова и выясняется, от какого однокоренного слова образовано анализируемое слово, устанавливается словообразовательная пара соотносительных слов. Этот этап анализа является смысловым.

Затем указыается способ образования слова, с помощью какой морфемы образовано слово. Это словообразовательный этап анализа слова.

Проводимый в такой последовательности разбор слова по составу формирует у школьников умения соотносить однокоренные слова, выяснять производные и производящие слова, образовывать словообразовательные пары слов, а при членении сложнх слов, включающих несколько словообразовательных морфем, составлять из словообразовательных пар словообразовательные цепочки, а также формирует способности анализировать семантико-словообразовательные отношения однокоренных слов в составе словообразовательного гнезда.

Такой подход в обучении позволит пятикласснику осознать языковые значения, заключенные в анализируемом слове, а также будет способствовать развитию языкового чутья.

Семантический аспект в преподавании русского языка закладывает основы формирования прочных умений и навыков не только в области морфемики и словообразования, но в области грамматики, лексики и орфографии. Список источников:

1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные работы по общему языкознанию: В 2 т. / И.А. Бодуэн де Куртенэ. Т. 2. - М., 1963.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. Пособие / Е.А. Земская - М.: Флинта: Наука, 2005. - 238 с.

3. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. / под ред. М.М. Разумовской. - М.: Дрофа, 2013. - 217 с.

4. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников / Е.И. Литневская. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 240 с.

5. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания / В.В. Лопатин. - М.: Наука, 1977.

6. Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010. - 286 с.

7. Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта - М.: Высшая школа, 1999. - 462 с.

8. Столярова Л.П. Базовый словарь лингвистических терминов / Л.П. столярова. - Киев, 2003. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.