УДК 81'373/611:377/5
ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО МОРФЕМИКЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕЙ
И СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛ
Н. Л. Чудаева
Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент Колледж педагогического образования, информатики и праваХГУ им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается терминологический минимум по теме «Морфемика»; характеризуются признаки понятий, которые приводят к типичным ошибкам в структурном разборе слов.
Ключевые слова: морфемика, морфемы (префикс, корень, суффикс, постфикс, интерфикс), структурный разбор слов, типичные ошибки.
Раздел «Состав слова» («Морфемика») является базовым не только для обучения морфемному анализу, но и для формирования грамматических, правописных и речевых умений и навыков.
В научной лингвистической литературе, учебниках по современному русскому языку для студентов вузов, в учебной литературе для учащихся средних общих и средних профессиональных школ даются разные по объёму определения понятия морфемика. Рассмотрим некоторые из них.
«,Морфемика - учение о значимых частях слов (словоформ): морфах и морфемах. Эти значимые части могут изучаться с разных точек зрения» [1, с. 30]; « Морфемика - это раздел языкознания, изучающий систему минимальных, далее неделимых значимых единиц языка - морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей (словоформ)» [2, с. 180]; «Морфемика (греч. «морфе» - форма) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова» [3, с. 49]; « Морфемика - особый раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы как части слова» [4, с. 152]; «Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова» [5, с. 55]. Мы придерживаемся толкования, данного в учебнике для студентов под редакцией П. А. Леканта [2].
Основной единицей морфемики является морфема. Этот термин, введённый в научный обиход ещё И. А. Бодуэном де Куртенэ, до сих пор не имеет единого определения. Рассмотрим его толкование в источниках, используемых при обучении русскому языку (см. табл. 1).
Таблица 1
Толкование понятия «морфема» в литературе для учителей, студентов и школьников
Дефиниции понятия Источники
Морфема - это минимальная значимая единица языка, характеризующаяся по сравнению со словом как общим для них (интегральными), так и различительными (дифференциальными) признаками Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ. высш. учеб. заведений Ч. 1 / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболе-ва; под ред. Е. И. Дибровой - М.: Академия, 2008. - С. 395-396.
Значащие части слова: корни, суффиксы, приставки, окончания - называются общим термином морфема. Морфема - это наименьшая (то есть далее не членимая) значащая часть слова Земский, А. М. и др. Русский язык: Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: учеб. для студ. ср. пед. уч. заведений / ред. В. В. Виноградов. - М.: Академия, 2000. - С. 94; Рус. язык: учеб. для студ. пед. ин-тов. Ч. 2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация / ред. Л. Ю. Максимов. - М.: Просвещение, 1989. - С. 7; Бабайцева, В. В., Чеснокова, Л. Д. Рус. язык: Теория: учеб. для 5-9 кл. общеобр. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1994. -С. 49; Рус. язык: учеб. для 5 кл. общеобр. учр. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2007. - С. 152.
Морфемы - значимые части слова Современный рус. язык. Учеб. для студ. пед. ин-тов. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов - М.: Просвещение, 1987. - С. 17; Рус. язык: учеб. для 5 кл. общеобр. учр. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. - М.: Дрофа, 2007. - С. 37.
Морфема (от греч. тоцЖе - «форма») - одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, то есть такая единица, в которой за определённой фонетической формой (означающим) закреплено определённое содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода Рочко, Т. А. Морфемный и словообразовательный разбор слова // Рус. язык: газета. - 2001. - № 25.
Морфема - кратчайшая структурная часть слова, имеющая определённое лексико-грамматическое значение. Потиха, З. А. Современное русское словообразование: пос. для учит. - М.: Просвещение, 1970. - С. 10.
В лингвистической литературе подчёркивается, что морфема - элементарная (минимальная) единица языка, далее не делимая на значимые части, напр.: фотовыставка = фото (корень) + вы (приставка) + став (корень) + к (суффикс) + а (флексия). Обязательное наличие значения (значимость), дальнейшая нечленимость на значимые части (минимальность) - одинаково важные признаки характеристики сущности морфемы. Морфема как элементарная двусторонняя единица языка обладает семантикой (значением) и материальными (формальными) средствами её выражения. Так, в слове разгрузка окончание -а выражает грамматические значения женского рода, ед. числа, им. падежа. Суффикс -к- [разгруз(и-ть) - разгруз-к-а] выражает значение предметности существительного (преобразует значение процесса производящего глагола в значение предметности). Корень груз-
выражает общее для однокоренных слов груз, грузить, разгрузить, разгружать, разгружаться и др. лексическое значение. Приставка раз-, доставшаяся существительному от производящего глагола разгрузить, обозначает «результат действия, направленного на освобождение от чего-либо» (ср.: грузить - разгрузить, вьючить -развьючить, паковать - распаковать).
В неизменяемых непроизводных словах морфема может быть единственной частью слова: здесь, там (наречия), пальто, бра (несклоняемые сущ.), беж (несклоняемое прилагат.), при этом она не тождественна слову. Отметим различия слова и морфемы в таблице 2 [см. подробнее: 6, с. 12].
Таблица 2
Соотношение понятий слово и морфема
Слово Морфема
1. Большинство слов членится на морфемы 1. Морфема - кратчайшая языковая единица и дальше не может быть расчленена
2. Слово структурно-грамматически оформлено и выступает как лексико-грамматическое единство. Н-р, в словах черн/от/а, чёрн/ый, черн/е/ть лексическое и грамматическое значения находятся в единстве. 2. В морфеме отсутствуют морфонологическая оформленность и смысловая законченность. В отличие от слова морфема обладает либо очень обобщённым лексическим значением (напр. черн-), либо грамматическим значением (оконч.-ый)
3. Слово выступает как самостоятельный элемент предложения 3. Морфема лишена самостоятельности и существует только в слове.
4. Слову свойственна синтаксическая функция 4. Морфеме несвойственна синтаксическая функция
Важнейшей особенностью морфемы является её воспроизводимость, которая не совпадает с воспроизводимостью слова и других единиц языка. Н. М. Шанский отмечает: «Слова могут быть не только воспроизводимыми единицами, но и образованиями, создаваемыми говорящими или пишущими в процессе общения (именно этому их свойству и обязано своим существованием словопроизводство как языковое явление). Морфемы всегда воспроизводимы (свойство «творимости» им не характерно совершенно) и поэтому являются конечными значимыми элементами языка, извлекаемыми нами из памяти в качестве готовых и целостных единиц» [7, с. 76].
В качестве одного из признаков морфемы часто выделяют её повторяемость. Каждая аффиксальная морфема, за редким исключением, встречается минимум в двух словах в одном и том же значении. Ср.: рез-чик, ук-лад-чик, рас-сказ-чик, обмаз-чик (суффикс -чик обозначает лицо по действию); пере-сеять, пере-пахать, переучить (префикс пере- обозначает 'заново (повторно), иначе совершить действие'). Корни могут встречаться в ряде слов (напр.: винт, винтик, винтовой, ввинтить, завинтить, винтообразный) или бывают единичными (напр.: авеню, варьете, боа, цеце, ведь, вдруг, бюро) и составе других слов не встречаются. Обязательным является свойство повторяемости для связанных корней - ср.: говяд-ин-а и говяж-ий, об-у-ть ираз-у-ть.
Анализ ряда дефиниций показал, что в них совпадает родовая часть, а набор признаков неполон или отсутствует. Мы будем опираться на следующее определение: Морфема - это одна из единиц языка (см.: фонема, морфема, лексема, фразема, словоформа, словосочетание, предложение, текст); значимая часть слова (см.: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс), которая обладает существенными признаками: а) за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определённое содержание / означаемое, то есть обладает семантикой / значением; б) далее не делимая значимая часть слова; в) обладает материальными / формальными средствами выражения морфемы; г) морфемы воспроизводимы, являются конечными значимыми элементами языка, извлекаемыми нами из памяти в качестве готовых и целостных единиц.
Слово в качестве единицы языка существует как система словоформ (В. В. Виноградов, А. В. Бондарко и др.). Словоформа является видом существования слова, характеризуется двумя свойствами: 1) относительной свободой перемещения и 2) непроницаемостью, то есть неспособностью включать внутрь себя какие-либо значимые отрезки речи, обладающие такой свободой перемещения. Первое свойство проявляется ограниченно или не проявляется совсем у служебных слов; второе свойство отсутствует в падежных формах с предлогами у местоимений-существительных и местоименных прилагательных с префиксами не-, ни-, кое-.
Слова разных частей речи имеют различный состав словоформ. Например, существительное может иметь 12 словоформ (см.: стол, стола, столу, стол, столом, о столе, столы, столов, столам, столы, столами, о столах), а прилагательное - 78. Самой разветвлённой системой словоформ обладает русский глагол. Он способен иметь до 395 словоформ. Таков парный по виду глагол делать(ся) / сделать(ся). Систему его форм составляют: 1) личные (спрягаемые) формы - делаю (делаешь ...), буду делать (будешь делать ...), делал (-а, -о, -и), делал бы (-а, -о, -и + бы), делай(те), сделаю (сделаешь ...), сделал (-а, -о, -и), делаюсь (делаешься ...), сделаюсь (сделаешься ...); 2) инфинитивы - делать (сделать), делаться (сделаться); 3) причастия - делающий, делавший, деланный, сделавший, делающийся, сделавшийся, сделан и т. п.; 4) деепричастия - делая(сь), сделав (сделавшись) и др. [8].
Каждая словоформа членится на значимые части: при/бег/у, при/беж/ишь, при/беж/им, при/беж/а/л, при/беж/а/л/а, при/бег/и, при/беж/а/вш/ий; чёрн/еньк/ий, чёрн/еньк/ую; озер/о, озер/ом, озёр/а, озёр/0.
Варианты морфем. (Синонимичные термины морф и алломорф в учебной литературе не используются, но необходимы в обучении одарённых подростков. Значение данных понятийных терминов обзорно освещалось нами ранее [9]). В педколледже используем понятие варианты морфемы с чередованиями гласных / согласных, например: таблиц-а, таблич-н-ый, таблит-чат-ый; пуговиц-а, пугович-к-а; рыб-ак; рыб-ач-к-а; скуп-щик, скуп-щиц-к-ий.
В аспекте развития речи учащихся важно то, что варианты одной морфемы могут иметь стилистические различия, напримере: рук-ой и рук-ою, ног-ой и ног-ою, с добр-ой душ-ой и с добр-ою душ-ою. Морф -ой стилистически нейтрален, -ою встречается в книжной и поэтической речи.
Типы морфем. При распределении морфем по типам обычно учитываются следующие их признаки: 1) функция в слове; 2) место в слове; 3) характер/тип значения. «Морфемы могут выражать три типа значений: вещественное, деривационное и реляционное» [6, с. 18].
По месту в слове и значению морфемы делят на корневые и аффиксальные (префиксальные, суффиксальные, интерфиксальные, постфиксальные и флексийные). Известно, что морфем в русском языке множество, но неизмеримо меньше, чем слов. Когда будет решён вопрос о многозначности и омонимии аффиксальных морфем, можно будет подсчитать и точное количество морфем языка.
В данной статье мы не будем останавливаться на освещении всей понятийной базы, так как характеристика морфем, анализ учебных дефиниций подробно даны ранее [9]. Считаем важным актуализировать в основном те явления, которые приводят к трудностям в морфемном разборе слов.
Корневая морфема - главная и обязательная часть слова, выражающая его лексическое значение. В русском языке один корень может дать жизнь огромному числу слов. Например, в словарях зафиксировано с корнем ветер 90 слов, винт (стержень со спиральной нарезкой) - 117, бел(ый) - 242, вод(а) - 213, бр(ать) - 390, би(ть) -456, вес(ти) - 503, нес(ти) (взяв что-либо, перемещать, доставлять куда-либо) - 504.
Варианты корневых морфем возникают в результате чередования гласных и согласных, выпадения и вставки фонем и др. морфонологических явлений, например: жечь, жёг, жг(у), жж(ешь), (с)жиг(ать), (под)жиг(ать); мя(ть), мн(у); гн(ете), (с)гиб(ать), (со)гб(ен-ный). Это явление - одна из причин типичных ошибок в структурном разборе слов.
Трудность при морфемном разборе связана также с наличием связанных корней, которые, в отличие от свободных корней, без словообразующих суффиксов или приставок не используются: об-у-ть, раз-у-ть; кас-а-ть-ся, со-бир-а-ть и др.
Аффиксальные морфемы заключают в себе «дополнительное, служебное значение - словообразовательное или морфологическое, более абстрактное, чем у корневого морфа (морфов) данной словоформы» [1, с. 124], они присутствуют не в каждом слове / словоформе. Морфы - это «видоизменения морфемы, минимальные значимые отрезки, вычленяемые в составе словоформ» [10, с. 26]. Понятия морф в учебных пособиях для школьников и студентов СПО нет, поэтому на практике мы используем, как было сказано выше, термин варианты морфем.
Аффиксы подразделяются на окончания (флексии), приставки (префиксы), суффиксы, постфиксы и соединительные аффиксы (интерфиксы).
Флексия занимает место в конце словоформы, однако после окончания в словоформах могут стоять и постфиксы: -ся, -сь, -те, -то, -либо, -нибудь, например: к-ого-нибудь, (с) к-ем-нибудь; распустивш-ий-ся цветок, распустивш-его-ся цветка; мо-ем-ся, мо-ете-сь. Такое необычное положение окончания, особенно если оно нулевое, приводит к типичным ошибкам при вычленении основы и окончания.
Окончания в основном выполняют чисто грамматическую функцию, однако в отдельных типах производных слов совмещают ещё и формо-, и словообразующие функции, выступая как синкретические морфемы. Ср.:раба -раб-а, кума - кум-а. В этих словах материально выраженное окончание имеет не просто грамматическое значение женского рода и обозначает лицо женского пола, но и выражает словообразовательное значение, которое в русском языке обычно передаётся суффиксально: учи-тель - учитель-ниц-а, эстон-ец - эстон-к-а. В существительных учительск-ая (помещение); суточн-ые, преми-альн-ые (деньги); скор-ый, пассажирск-ий (названия поездов) бывшие окончания прилагательных становятся как бы суффиксами существительного со значением предметности.
С точки зрения обучения морфемному разбору слов обратим внимание на материально выраженные и нулевые окончания. Материально выраженные окончания, однофонемные и двухфонемные, выделяются легко (рек-а, отц-а, пиш-ут, о дел-ах, кон-ей, окн-ом, зелен-ым, сердит-ый, чита-ют,), кроме однофонемных окончаний-согласных, которые следует запомнить: да-м, да-шь, да(с)-т (ср. дад-ут); е-м, е-шь, е(с)-т (ср. ед-ят). Трёхфо-немные окончания, как правило, вызывают трудности у учащихся при морфемном разборе - пиш-ете, смотрите.
В словоформах одного слова, наряду с материально выраженными окончаниями (роз-а, роз-ы (р. п., ед. ч.), (к) роз-е, роз-у, роз-ой, (о) роз-е, роз-ы (им. п., мн. ч.), роз-ам, роз-ами, роз-ах), есть формы с нулевым окончанием (роз), не имеющим материального показателя грамматических значений. Отсутствие окончания в форме роз значимо, так как является показателем того, что это форма род. падежа множ. числа: роз □. Трудность состоит в том, что обучаемые путают нулевое окончание и полное отсутствие окончаний в неизменяемых словах, например: метро, пальто, кино, колибри.
Таким образом, окончанием / флексией называем аффикс, стоящий в конце слова или перед постфиксами и имеющий грамматическое значение. Флексия есть у слов, которые имеют формы словоизменения (см. имена, местоимения, глаголы). Чтобы обнаружить окончание, достаточно изменить форму слова (просклонять, проспрягать), так как каждое окончание входит в определённую систему / парадигму и не рассматривается обособленно.
Приставками, или префиксами, называются служебные морфемы, которые находятся перед корнем и выражают словообразовательное и/или грамматическое значение. Они могут стоять непосредственно перед корнем или префиксом, но присоединяются не к основе, как суффиксы, а к слову, на базе которых образуют новые сло-
ва. Присоединение приставки не изменяет части речи производящего слова: от существительного образуется существительное, от глагола - глагол и т. д. Например: тип - под-тип, понятный - не-понятный, опасный -без-опасный, бежать - за-бежать, модный - сверх-модный. Приставки более автономны, чем суффиксы, поэтому приставка не всегда легко обнаруживается в слове, что также является одной из трудностей морфемного разбора. Кроме того, в связи с историческими изменениями значения и структуры многие слова становятся бесприставочными, например: воскресить, восторгаться, восхищаться, встретить, ответить.
Суффиксы - служебные морфемы, которые находятся после корня и выражают словообразовательное и/или грамматическое значение. Могут непосредственно следовать за корнем (книж-к-а, сыр-ость, нос-ик, почт-ов-ый) и другим суффиксом (вин-оват-ость, вод-ич-к-а, талант-лив-ость). В изменяемых словах суффиксы стоят перед материально выраженным или нулевым окончанием (дом-ин-а, бедн-от-а, дерев-янн-ый, молоч-ник-а) и перед другим суффиксом; в неизменяемых словах занимают абсолютный конец слова (крепк-о, по-братск-и) или стоят перед другим суффиксом (креп-еньк-о, друж-н-о).
Одно слово может иметь один, два и даже три, редко четыре суффикса, которые присоединяются в определённой последовательности, цепочкой: ель - ел-ов-ый; стебель - стебел-ек - стебель-к-ов-ый; вод(а) - вод-ян(ой) - водя-н-ист(ый) - водя-н-ист-ость. Такое явление, называемое стечением суффиксов, относится к существенной трудности структурного разбора.
Суффиксы чаще всего выражают словообразовательные значения и являются словообразующими: буфет -буфет-чик, Москв(а) - москв-ич, трамвай - трамвай-н-ый. Формообразующие суффиксы выражают грамматические значения и образуют словоформы, напр.: спа-л, е-л, бежа-л (-л - значение прош. времени); бер-и, бег-и (и - значение повелит. наклонения); бел-ее, светл-ее (-ее - значение сравнит. степени); добр-ейш-ий, умн-ейш-ий (-йш- - значение превосходной степени). Умение различать словоообразующие и формообразующие суффиксы влияет на правильность выделения основ разного вида и определения значения аффиксов.
На фоне материально выраженных суффиксов (лет-и, высуш-и, толкн-и) выделяются и нулевые суффиксы (кинь-0, копай-0, выход-0, тряс-0, но: тряс-л-а, тряс-л-о, тряс-л-и). Словообразовательная функция нулевых суффиксов наглядно выступает там, где одно и то же словообразовательное значение в словоформах одноко-ренных слов передаётся и материально выраженным, и нулевым суффиксом: син-ев-а - синь 0,разогрев-ани[Ц-е и разогрев-0 мотора, скрип-ени[Ц-е и скрип-0 дверей. Если нулевые окончания изучаются даже в начальной школе, то вопрос об изучении нулевых суффиксов не решён. Этот термин в школьных учебниках практически не используется, но мы считаем необходимым его введение в 10-11 классах и педколледже.
Постфиксы - служебные морфемы, которые находятся после окончания и выражают грамматическое и/или словообразовательное значение. В русском языке к постфиксам относят: -ся/сь, (бороть-ся, борю-сь), -те (учите), -то, -либо, -нибудь (кто-то, какой-либо, что-нибудь), некоторые учёные с ним относят и -таки, -ка (ушли-таки, поеду-ка). В словоформах может быть два постфикса друг за другом: задумай-те-сь, не переговаривай-те-сь
Занимая позицию суффикса, при чистой постфиксации постфиксы ведут себя как приставки (мыть - мыться), так как присоединяются ко всему слову в целом и не изменяют его частеречной принадлежности и тип словоизменения: глаголы остаются глаголами, а местоимения □ местоимениями. Постфиксы -то, -либо, -нибудь (в школе их называют суффиксами) обладают только словообразовательным значением и образуют неопределенные местоимения и наречия: какой-то, какой-либо, какой-нибудь; кто-то, кто-либо.
Постфикс -ся используется в слово- и формообразовании глаголов, например: радовать - радоваться, спускать - спускаться, строить - строиться, чернеть - чернеться, белеть - белеться, в том числе в словах, образованных суффиксально-постфиксальным, префиксально-постфиксальным, префиксально-суффиксально-постфиксальным способами: толп-и-ть-ся, брат-а-ть-ся, до-играть-ся.
Спорен вопрос о постфиксе -те, который образует форму мн. ч. повелительного наклонения (иди - иди-те, купи - купи-те) и форму мн. ч. совместного действия (едем-те, поедем-те, пойдем-те). Некоторые учёные считают, что -те в данных глаголах - это флексия; эта точка зрения отражена и в школьных учебниках.
На довузовском этапе обучения уместно использовать термин постфикс, так как он помогает предупредить типичные ошибки в нахождении основы и флексии, так как прерывистая основа разрывается окончанием: чт..-то, как..-либо, начина... ся. Это особая трудность структурного разбора слов.
Соединительная гласная, или интерфикс («вставки»). Вопрос об интерфиксации является сложным и спорным (Н. С. Трубецкой, Е. А. Земская и др.). Термин интерфикс предложен А. М. Сухотиным и используется в ряде работ [напр.: 12], в том числе в учебниках для старших классов. Мы выбрали термин интерфикс как более общий и понятный учащимся и студентам: -фикс (Ахш) в переводе «прикреплённый, вставленный» (суффикс, префикс, постфикс), интер- - «между».
Е. А. Земская определяет интерфиксы как части слова, не имеющие самостоятельного значения и не являющиеся аффиксами строевые средства языка, функция которых состоит в соединении морфем: «межморфемные прокладки, играющие в структуре слова чисто соединительную функцию» [12, с. 117]. В. В. Лопатин вводит понятие «интерфикс» в виды аффиксов, считая, что «термин этот обозначает аффикс, находящийся между корнями. Точнее, интерфикс связывает не корни, а простые основы в составе сложной основы» [11, с. 54]. Соединительные гласные о/е в составе сложных слов некоторые исследователи ставят в один ряд с суффиксами и префиксами: лес-о-заготовки, земл-е-проходец. Несмотря на разногласия учёных, важно уметь находить и выделять подобные вставки в структуре слова, так как это помогает пониманию процессов словообразования.
В значительной части русских слов (более 200 образований) вычленяются уникальные элементы, то есть такие части, которые ни в одном другом слове больше не встречаются, - это унификсы (уни - усечённая часть прилагательного уникальный) [12, с. 53-61]. Напр.: поп-адь-я (ср. поп), дет-вор-а (ср. дети), почт-амт, почтальон (ср. почта), жен-их (ср. жена, жениться), франц-уз (ср. Франция) и др. Занимая обычно позицию суффикса, они не обладают повторяемостью. Слова с уникальными элементами воспринимаются как производные / мотивированные, по форме и по смыслу связанные с производящими, хотя эта производность как бы недо-оформлена. Данный понятийный термин, как и термины конфикс (от лат. con - «вместе», confixum - «скрепленное вместе»), циркумфикс (от лат. circum - «вокруг, кругом», то есть «прикрепленное вокруг»), в практической работе мы не используем.
Аффиксоиды (суффиксоиды и префиксоиды) - морфемы переходного типа, занимающие промежуточное, переходное положение между корневыми и аффиксальными морфемами, то есть в чистом виде не тождественны аффиксам или корням. Каждый аффиксоид формирует вполне самостоятельный, весьма продуктивный словообразовательный тип. Напр.: -вод (олен-е-вод, птиц-е-вод, овощ-е-вод, картофеле-е-вод), -вед (кра-е-вед, искусство-вед, книг-о-вед, природ-о-вед); -люб (тепл-о-люб, тен-е-люб, вод-о-люб); -нос (мед-о-нос, нектар-о-нос, цвет-о-нос); пол(у) - (пол-у-ботинки, пол-у-круг, пол-у-пустыня, пол-у-дикий, пол-у-легкий, пол-у-сидеть). В словообразовании аффиксоиды очень близки к аффиксам, так как некоторые из них образуют производные слова, синонимичные суффиксальным образованиям: слав-ист и славяно-вед, пушкин-ист и пушкиновед, садовник и садо-вод.
Суффиксоиды и префиксоиды присоединяются к производящей основе при помощи соединительных гласных: рук-о-твор-н-ый, свекл-о-вод, пол-у-пустой, сабл-е-вид-н-ый, сабл-е-образ-н-ый, жен-о-подоб-н-ый. В учебной литературе данное понятие не используется. Старшеклассники и студенты осознают аффиксоиды как корни в составе сложных слов.
Библиографический список
1. Русская грамматика. В 2-х томах. Т. 1 Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфемика / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1980. - 792 с.
2. Современный русский язык: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; под ред. П. А. Леканта. - М.: Дрофа, 2007. - 557 с.
3. Бабайцева, В. В. Русский язык: Теория: учебник для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2008.
- 320 с.
4. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростнецова и др. - М.: Просвещение, 2009.
5. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2009. - 350 с.
6. Потиха, З. А. Современное русское словообразование: пособие для учителя / З. А. Потиха. - М.: Просвещение, 1970. - 384 с.
7. Шанский, Н. М. Русский язык. Лексика. Словообразование: пособие для учителя / Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
8. Панова, Г. И. Морфология русского языка: энциклопедический словарь-справочник / Г. И. Панова. - М.: КОМКнига, 2010. - 448 с
9. Чудаева, Н. Л. Методика непрерывного изучения морфемики в педагогическом колледже: методическое пособие. / Н. Л. Чудаева -Абакан: РОСА, 2010. - 120 с.
10. Краткая русская грамматика / В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, И. Н. Кручинина и др.; под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. - М.: Русский язык, 1989. - 639 с.
11. Лопатин, В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания / В. В. Лопатин; отв. ред. Н. Ю. Шведовой.
- М.: Наука, 1977. - 315 с.
12. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е. А. Земская. -6-е изд - М.: Флинта: Наука, 2009. -328 с.
© Чудаева Н. Л., 2015 УДК 796.015.132
ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОКСЕРОВ 6-8 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Т. А. Швалёва
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
А. И. Кретов
Усть-Абаканская детско-юношеская спортивная школа (РеспубликаХакасия)
Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определённым закономерностям. Главная цель физического воспитания детей 6-8 лет — помочь ребёнку реализовывать в процессе жизни свой наследственный двигательный потенциал, используя для этого специфические средства, обеспечить физическое совершенствование систем и функций организма, способствовать всестороннему развитию личности. Одним из потенциалов физического воспитания являются занятия боксом.
Ключевые слова: физическое развитие, физическое совершенствование, бокс, функциональное состояние, физические способности, физическая подготовленность, физические качества.
Бокс - достаточно жёсткий вид спортивной деятельности человека, он предъявляет повышенные и разносторонние требования ко всем системам и функциям организма и является уникальным средством совершенствования растущего организма. В то же время это один из наиболее прикладных видов спорта, так как подготов-