Научная статья на тему 'General morphemic terminological minimum for the secondary general and secondary professional schools'

General morphemic terminological minimum for the secondary general and secondary professional schools Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФЕМИКА / MORPHEMICS / МОРФЕМЫ (ПРЕФИКС / MORPHEMES (PREFIX / КОРЕНЬ / ROOT / СУФФИКС / SUFFIX / ПОСТФИКС / POSTFIX / INTERFIX) / СТРУКТУРНЫЙ РАЗБОР СЛОВ / STRUCTURAL ANALYSIS OF WORDS / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ / TYPICAL MISTAKES / ИНТЕРФИКС)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чудаева Наталия Леонидовна

В статье рассматривается терминологический минимум по теме «Морфемика»; характеризуются признаки понятий, которые приводят к типичным ошибкам в структурном разборе слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «General morphemic terminological minimum for the secondary general and secondary professional schools»

УДК 81'373/611:377/5

ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО МОРФЕМИКЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕЙ

И СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛ

Н. Л. Чудаева

Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент Колледж педагогического образования, информатики и праваХГУ им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается терминологический минимум по теме «Морфемика»; характеризуются признаки понятий, которые приводят к типичным ошибкам в структурном разборе слов.

Ключевые слова: морфемика, морфемы (префикс, корень, суффикс, постфикс, интерфикс), структурный разбор слов, типичные ошибки.

Раздел «Состав слова» («Морфемика») является базовым не только для обучения морфемному анализу, но и для формирования грамматических, правописных и речевых умений и навыков.

В научной лингвистической литературе, учебниках по современному русскому языку для студентов вузов, в учебной литературе для учащихся средних общих и средних профессиональных школ даются разные по объёму определения понятия морфемика. Рассмотрим некоторые из них.

«,Морфемика - учение о значимых частях слов (словоформ): морфах и морфемах. Эти значимые части могут изучаться с разных точек зрения» [1, с. 30]; « Морфемика - это раздел языкознания, изучающий систему минимальных, далее неделимых значимых единиц языка - морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей (словоформ)» [2, с. 180]; «Морфемика (греч. «морфе» - форма) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова» [3, с. 49]; « Морфемика - особый раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы как части слова» [4, с. 152]; «Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова» [5, с. 55]. Мы придерживаемся толкования, данного в учебнике для студентов под редакцией П. А. Леканта [2].

Основной единицей морфемики является морфема. Этот термин, введённый в научный обиход ещё И. А. Бодуэном де Куртенэ, до сих пор не имеет единого определения. Рассмотрим его толкование в источниках, используемых при обучении русскому языку (см. табл. 1).

Таблица 1

Толкование понятия «морфема» в литературе для учителей, студентов и школьников

Дефиниции понятия Источники

Морфема - это минимальная значимая единица языка, характеризующаяся по сравнению со словом как общим для них (интегральными), так и различительными (дифференциальными) признаками Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ. высш. учеб. заведений Ч. 1 / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболе-ва; под ред. Е. И. Дибровой - М.: Академия, 2008. - С. 395-396.

Значащие части слова: корни, суффиксы, приставки, окончания - называются общим термином морфема. Морфема - это наименьшая (то есть далее не членимая) значащая часть слова Земский, А. М. и др. Русский язык: Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: учеб. для студ. ср. пед. уч. заведений / ред. В. В. Виноградов. - М.: Академия, 2000. - С. 94; Рус. язык: учеб. для студ. пед. ин-тов. Ч. 2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация / ред. Л. Ю. Максимов. - М.: Просвещение, 1989. - С. 7; Бабайцева, В. В., Чеснокова, Л. Д. Рус. язык: Теория: учеб. для 5-9 кл. общеобр. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1994. -С. 49; Рус. язык: учеб. для 5 кл. общеобр. учр. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2007. - С. 152.

Морфемы - значимые части слова Современный рус. язык. Учеб. для студ. пед. ин-тов. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов - М.: Просвещение, 1987. - С. 17; Рус. язык: учеб. для 5 кл. общеобр. учр. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. - М.: Дрофа, 2007. - С. 37.

Морфема (от греч. тоцЖе - «форма») - одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, то есть такая единица, в которой за определённой фонетической формой (означающим) закреплено определённое содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода Рочко, Т. А. Морфемный и словообразовательный разбор слова // Рус. язык: газета. - 2001. - № 25.

Морфема - кратчайшая структурная часть слова, имеющая определённое лексико-грамматическое значение. Потиха, З. А. Современное русское словообразование: пос. для учит. - М.: Просвещение, 1970. - С. 10.

В лингвистической литературе подчёркивается, что морфема - элементарная (минимальная) единица языка, далее не делимая на значимые части, напр.: фотовыставка = фото (корень) + вы (приставка) + став (корень) + к (суффикс) + а (флексия). Обязательное наличие значения (значимость), дальнейшая нечленимость на значимые части (минимальность) - одинаково важные признаки характеристики сущности морфемы. Морфема как элементарная двусторонняя единица языка обладает семантикой (значением) и материальными (формальными) средствами её выражения. Так, в слове разгрузка окончание -а выражает грамматические значения женского рода, ед. числа, им. падежа. Суффикс -к- [разгруз(и-ть) - разгруз-к-а] выражает значение предметности существительного (преобразует значение процесса производящего глагола в значение предметности). Корень груз-

выражает общее для однокоренных слов груз, грузить, разгрузить, разгружать, разгружаться и др. лексическое значение. Приставка раз-, доставшаяся существительному от производящего глагола разгрузить, обозначает «результат действия, направленного на освобождение от чего-либо» (ср.: грузить - разгрузить, вьючить -развьючить, паковать - распаковать).

В неизменяемых непроизводных словах морфема может быть единственной частью слова: здесь, там (наречия), пальто, бра (несклоняемые сущ.), беж (несклоняемое прилагат.), при этом она не тождественна слову. Отметим различия слова и морфемы в таблице 2 [см. подробнее: 6, с. 12].

Таблица 2

Соотношение понятий слово и морфема

Слово Морфема

1. Большинство слов членится на морфемы 1. Морфема - кратчайшая языковая единица и дальше не может быть расчленена

2. Слово структурно-грамматически оформлено и выступает как лексико-грамматическое единство. Н-р, в словах черн/от/а, чёрн/ый, черн/е/ть лексическое и грамматическое значения находятся в единстве. 2. В морфеме отсутствуют морфонологическая оформленность и смысловая законченность. В отличие от слова морфема обладает либо очень обобщённым лексическим значением (напр. черн-), либо грамматическим значением (оконч.-ый)

3. Слово выступает как самостоятельный элемент предложения 3. Морфема лишена самостоятельности и существует только в слове.

4. Слову свойственна синтаксическая функция 4. Морфеме несвойственна синтаксическая функция

Важнейшей особенностью морфемы является её воспроизводимость, которая не совпадает с воспроизводимостью слова и других единиц языка. Н. М. Шанский отмечает: «Слова могут быть не только воспроизводимыми единицами, но и образованиями, создаваемыми говорящими или пишущими в процессе общения (именно этому их свойству и обязано своим существованием словопроизводство как языковое явление). Морфемы всегда воспроизводимы (свойство «творимости» им не характерно совершенно) и поэтому являются конечными значимыми элементами языка, извлекаемыми нами из памяти в качестве готовых и целостных единиц» [7, с. 76].

В качестве одного из признаков морфемы часто выделяют её повторяемость. Каждая аффиксальная морфема, за редким исключением, встречается минимум в двух словах в одном и том же значении. Ср.: рез-чик, ук-лад-чик, рас-сказ-чик, обмаз-чик (суффикс -чик обозначает лицо по действию); пере-сеять, пере-пахать, переучить (префикс пере- обозначает 'заново (повторно), иначе совершить действие'). Корни могут встречаться в ряде слов (напр.: винт, винтик, винтовой, ввинтить, завинтить, винтообразный) или бывают единичными (напр.: авеню, варьете, боа, цеце, ведь, вдруг, бюро) и составе других слов не встречаются. Обязательным является свойство повторяемости для связанных корней - ср.: говяд-ин-а и говяж-ий, об-у-ть ираз-у-ть.

Анализ ряда дефиниций показал, что в них совпадает родовая часть, а набор признаков неполон или отсутствует. Мы будем опираться на следующее определение: Морфема - это одна из единиц языка (см.: фонема, морфема, лексема, фразема, словоформа, словосочетание, предложение, текст); значимая часть слова (см.: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс), которая обладает существенными признаками: а) за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определённое содержание / означаемое, то есть обладает семантикой / значением; б) далее не делимая значимая часть слова; в) обладает материальными / формальными средствами выражения морфемы; г) морфемы воспроизводимы, являются конечными значимыми элементами языка, извлекаемыми нами из памяти в качестве готовых и целостных единиц.

Слово в качестве единицы языка существует как система словоформ (В. В. Виноградов, А. В. Бондарко и др.). Словоформа является видом существования слова, характеризуется двумя свойствами: 1) относительной свободой перемещения и 2) непроницаемостью, то есть неспособностью включать внутрь себя какие-либо значимые отрезки речи, обладающие такой свободой перемещения. Первое свойство проявляется ограниченно или не проявляется совсем у служебных слов; второе свойство отсутствует в падежных формах с предлогами у местоимений-существительных и местоименных прилагательных с префиксами не-, ни-, кое-.

Слова разных частей речи имеют различный состав словоформ. Например, существительное может иметь 12 словоформ (см.: стол, стола, столу, стол, столом, о столе, столы, столов, столам, столы, столами, о столах), а прилагательное - 78. Самой разветвлённой системой словоформ обладает русский глагол. Он способен иметь до 395 словоформ. Таков парный по виду глагол делать(ся) / сделать(ся). Систему его форм составляют: 1) личные (спрягаемые) формы - делаю (делаешь ...), буду делать (будешь делать ...), делал (-а, -о, -и), делал бы (-а, -о, -и + бы), делай(те), сделаю (сделаешь ...), сделал (-а, -о, -и), делаюсь (делаешься ...), сделаюсь (сделаешься ...); 2) инфинитивы - делать (сделать), делаться (сделаться); 3) причастия - делающий, делавший, деланный, сделавший, делающийся, сделавшийся, сделан и т. п.; 4) деепричастия - делая(сь), сделав (сделавшись) и др. [8].

Каждая словоформа членится на значимые части: при/бег/у, при/беж/ишь, при/беж/им, при/беж/а/л, при/беж/а/л/а, при/бег/и, при/беж/а/вш/ий; чёрн/еньк/ий, чёрн/еньк/ую; озер/о, озер/ом, озёр/а, озёр/0.

Варианты морфем. (Синонимичные термины морф и алломорф в учебной литературе не используются, но необходимы в обучении одарённых подростков. Значение данных понятийных терминов обзорно освещалось нами ранее [9]). В педколледже используем понятие варианты морфемы с чередованиями гласных / согласных, например: таблиц-а, таблич-н-ый, таблит-чат-ый; пуговиц-а, пугович-к-а; рыб-ак; рыб-ач-к-а; скуп-щик, скуп-щиц-к-ий.

В аспекте развития речи учащихся важно то, что варианты одной морфемы могут иметь стилистические различия, напримере: рук-ой и рук-ою, ног-ой и ног-ою, с добр-ой душ-ой и с добр-ою душ-ою. Морф -ой стилистически нейтрален, -ою встречается в книжной и поэтической речи.

Типы морфем. При распределении морфем по типам обычно учитываются следующие их признаки: 1) функция в слове; 2) место в слове; 3) характер/тип значения. «Морфемы могут выражать три типа значений: вещественное, деривационное и реляционное» [6, с. 18].

По месту в слове и значению морфемы делят на корневые и аффиксальные (префиксальные, суффиксальные, интерфиксальные, постфиксальные и флексийные). Известно, что морфем в русском языке множество, но неизмеримо меньше, чем слов. Когда будет решён вопрос о многозначности и омонимии аффиксальных морфем, можно будет подсчитать и точное количество морфем языка.

В данной статье мы не будем останавливаться на освещении всей понятийной базы, так как характеристика морфем, анализ учебных дефиниций подробно даны ранее [9]. Считаем важным актуализировать в основном те явления, которые приводят к трудностям в морфемном разборе слов.

Корневая морфема - главная и обязательная часть слова, выражающая его лексическое значение. В русском языке один корень может дать жизнь огромному числу слов. Например, в словарях зафиксировано с корнем ветер 90 слов, винт (стержень со спиральной нарезкой) - 117, бел(ый) - 242, вод(а) - 213, бр(ать) - 390, би(ть) -456, вес(ти) - 503, нес(ти) (взяв что-либо, перемещать, доставлять куда-либо) - 504.

Варианты корневых морфем возникают в результате чередования гласных и согласных, выпадения и вставки фонем и др. морфонологических явлений, например: жечь, жёг, жг(у), жж(ешь), (с)жиг(ать), (под)жиг(ать); мя(ть), мн(у); гн(ете), (с)гиб(ать), (со)гб(ен-ный). Это явление - одна из причин типичных ошибок в структурном разборе слов.

Трудность при морфемном разборе связана также с наличием связанных корней, которые, в отличие от свободных корней, без словообразующих суффиксов или приставок не используются: об-у-ть, раз-у-ть; кас-а-ть-ся, со-бир-а-ть и др.

Аффиксальные морфемы заключают в себе «дополнительное, служебное значение - словообразовательное или морфологическое, более абстрактное, чем у корневого морфа (морфов) данной словоформы» [1, с. 124], они присутствуют не в каждом слове / словоформе. Морфы - это «видоизменения морфемы, минимальные значимые отрезки, вычленяемые в составе словоформ» [10, с. 26]. Понятия морф в учебных пособиях для школьников и студентов СПО нет, поэтому на практике мы используем, как было сказано выше, термин варианты морфем.

Аффиксы подразделяются на окончания (флексии), приставки (префиксы), суффиксы, постфиксы и соединительные аффиксы (интерфиксы).

Флексия занимает место в конце словоформы, однако после окончания в словоформах могут стоять и постфиксы: -ся, -сь, -те, -то, -либо, -нибудь, например: к-ого-нибудь, (с) к-ем-нибудь; распустивш-ий-ся цветок, распустивш-его-ся цветка; мо-ем-ся, мо-ете-сь. Такое необычное положение окончания, особенно если оно нулевое, приводит к типичным ошибкам при вычленении основы и окончания.

Окончания в основном выполняют чисто грамматическую функцию, однако в отдельных типах производных слов совмещают ещё и формо-, и словообразующие функции, выступая как синкретические морфемы. Ср.:раба -раб-а, кума - кум-а. В этих словах материально выраженное окончание имеет не просто грамматическое значение женского рода и обозначает лицо женского пола, но и выражает словообразовательное значение, которое в русском языке обычно передаётся суффиксально: учи-тель - учитель-ниц-а, эстон-ец - эстон-к-а. В существительных учительск-ая (помещение); суточн-ые, преми-альн-ые (деньги); скор-ый, пассажирск-ий (названия поездов) бывшие окончания прилагательных становятся как бы суффиксами существительного со значением предметности.

С точки зрения обучения морфемному разбору слов обратим внимание на материально выраженные и нулевые окончания. Материально выраженные окончания, однофонемные и двухфонемные, выделяются легко (рек-а, отц-а, пиш-ут, о дел-ах, кон-ей, окн-ом, зелен-ым, сердит-ый, чита-ют,), кроме однофонемных окончаний-согласных, которые следует запомнить: да-м, да-шь, да(с)-т (ср. дад-ут); е-м, е-шь, е(с)-т (ср. ед-ят). Трёхфо-немные окончания, как правило, вызывают трудности у учащихся при морфемном разборе - пиш-ете, смотрите.

В словоформах одного слова, наряду с материально выраженными окончаниями (роз-а, роз-ы (р. п., ед. ч.), (к) роз-е, роз-у, роз-ой, (о) роз-е, роз-ы (им. п., мн. ч.), роз-ам, роз-ами, роз-ах), есть формы с нулевым окончанием (роз), не имеющим материального показателя грамматических значений. Отсутствие окончания в форме роз значимо, так как является показателем того, что это форма род. падежа множ. числа: роз □. Трудность состоит в том, что обучаемые путают нулевое окончание и полное отсутствие окончаний в неизменяемых словах, например: метро, пальто, кино, колибри.

Таким образом, окончанием / флексией называем аффикс, стоящий в конце слова или перед постфиксами и имеющий грамматическое значение. Флексия есть у слов, которые имеют формы словоизменения (см. имена, местоимения, глаголы). Чтобы обнаружить окончание, достаточно изменить форму слова (просклонять, проспрягать), так как каждое окончание входит в определённую систему / парадигму и не рассматривается обособленно.

Приставками, или префиксами, называются служебные морфемы, которые находятся перед корнем и выражают словообразовательное и/или грамматическое значение. Они могут стоять непосредственно перед корнем или префиксом, но присоединяются не к основе, как суффиксы, а к слову, на базе которых образуют новые сло-

ва. Присоединение приставки не изменяет части речи производящего слова: от существительного образуется существительное, от глагола - глагол и т. д. Например: тип - под-тип, понятный - не-понятный, опасный -без-опасный, бежать - за-бежать, модный - сверх-модный. Приставки более автономны, чем суффиксы, поэтому приставка не всегда легко обнаруживается в слове, что также является одной из трудностей морфемного разбора. Кроме того, в связи с историческими изменениями значения и структуры многие слова становятся бесприставочными, например: воскресить, восторгаться, восхищаться, встретить, ответить.

Суффиксы - служебные морфемы, которые находятся после корня и выражают словообразовательное и/или грамматическое значение. Могут непосредственно следовать за корнем (книж-к-а, сыр-ость, нос-ик, почт-ов-ый) и другим суффиксом (вин-оват-ость, вод-ич-к-а, талант-лив-ость). В изменяемых словах суффиксы стоят перед материально выраженным или нулевым окончанием (дом-ин-а, бедн-от-а, дерев-янн-ый, молоч-ник-а) и перед другим суффиксом; в неизменяемых словах занимают абсолютный конец слова (крепк-о, по-братск-и) или стоят перед другим суффиксом (креп-еньк-о, друж-н-о).

Одно слово может иметь один, два и даже три, редко четыре суффикса, которые присоединяются в определённой последовательности, цепочкой: ель - ел-ов-ый; стебель - стебел-ек - стебель-к-ов-ый; вод(а) - вод-ян(ой) - водя-н-ист(ый) - водя-н-ист-ость. Такое явление, называемое стечением суффиксов, относится к существенной трудности структурного разбора.

Суффиксы чаще всего выражают словообразовательные значения и являются словообразующими: буфет -буфет-чик, Москв(а) - москв-ич, трамвай - трамвай-н-ый. Формообразующие суффиксы выражают грамматические значения и образуют словоформы, напр.: спа-л, е-л, бежа-л (-л - значение прош. времени); бер-и, бег-и (и - значение повелит. наклонения); бел-ее, светл-ее (-ее - значение сравнит. степени); добр-ейш-ий, умн-ейш-ий (-йш- - значение превосходной степени). Умение различать словоообразующие и формообразующие суффиксы влияет на правильность выделения основ разного вида и определения значения аффиксов.

На фоне материально выраженных суффиксов (лет-и, высуш-и, толкн-и) выделяются и нулевые суффиксы (кинь-0, копай-0, выход-0, тряс-0, но: тряс-л-а, тряс-л-о, тряс-л-и). Словообразовательная функция нулевых суффиксов наглядно выступает там, где одно и то же словообразовательное значение в словоформах одноко-ренных слов передаётся и материально выраженным, и нулевым суффиксом: син-ев-а - синь 0,разогрев-ани[Ц-е и разогрев-0 мотора, скрип-ени[Ц-е и скрип-0 дверей. Если нулевые окончания изучаются даже в начальной школе, то вопрос об изучении нулевых суффиксов не решён. Этот термин в школьных учебниках практически не используется, но мы считаем необходимым его введение в 10-11 классах и педколледже.

Постфиксы - служебные морфемы, которые находятся после окончания и выражают грамматическое и/или словообразовательное значение. В русском языке к постфиксам относят: -ся/сь, (бороть-ся, борю-сь), -те (учите), -то, -либо, -нибудь (кто-то, какой-либо, что-нибудь), некоторые учёные с ним относят и -таки, -ка (ушли-таки, поеду-ка). В словоформах может быть два постфикса друг за другом: задумай-те-сь, не переговаривай-те-сь

Занимая позицию суффикса, при чистой постфиксации постфиксы ведут себя как приставки (мыть - мыться), так как присоединяются ко всему слову в целом и не изменяют его частеречной принадлежности и тип словоизменения: глаголы остаются глаголами, а местоимения □ местоимениями. Постфиксы -то, -либо, -нибудь (в школе их называют суффиксами) обладают только словообразовательным значением и образуют неопределенные местоимения и наречия: какой-то, какой-либо, какой-нибудь; кто-то, кто-либо.

Постфикс -ся используется в слово- и формообразовании глаголов, например: радовать - радоваться, спускать - спускаться, строить - строиться, чернеть - чернеться, белеть - белеться, в том числе в словах, образованных суффиксально-постфиксальным, префиксально-постфиксальным, префиксально-суффиксально-постфиксальным способами: толп-и-ть-ся, брат-а-ть-ся, до-играть-ся.

Спорен вопрос о постфиксе -те, который образует форму мн. ч. повелительного наклонения (иди - иди-те, купи - купи-те) и форму мн. ч. совместного действия (едем-те, поедем-те, пойдем-те). Некоторые учёные считают, что -те в данных глаголах - это флексия; эта точка зрения отражена и в школьных учебниках.

На довузовском этапе обучения уместно использовать термин постфикс, так как он помогает предупредить типичные ошибки в нахождении основы и флексии, так как прерывистая основа разрывается окончанием: чт..-то, как..-либо, начина... ся. Это особая трудность структурного разбора слов.

Соединительная гласная, или интерфикс («вставки»). Вопрос об интерфиксации является сложным и спорным (Н. С. Трубецкой, Е. А. Земская и др.). Термин интерфикс предложен А. М. Сухотиным и используется в ряде работ [напр.: 12], в том числе в учебниках для старших классов. Мы выбрали термин интерфикс как более общий и понятный учащимся и студентам: -фикс (Ахш) в переводе «прикреплённый, вставленный» (суффикс, префикс, постфикс), интер- - «между».

Е. А. Земская определяет интерфиксы как части слова, не имеющие самостоятельного значения и не являющиеся аффиксами строевые средства языка, функция которых состоит в соединении морфем: «межморфемные прокладки, играющие в структуре слова чисто соединительную функцию» [12, с. 117]. В. В. Лопатин вводит понятие «интерфикс» в виды аффиксов, считая, что «термин этот обозначает аффикс, находящийся между корнями. Точнее, интерфикс связывает не корни, а простые основы в составе сложной основы» [11, с. 54]. Соединительные гласные о/е в составе сложных слов некоторые исследователи ставят в один ряд с суффиксами и префиксами: лес-о-заготовки, земл-е-проходец. Несмотря на разногласия учёных, важно уметь находить и выделять подобные вставки в структуре слова, так как это помогает пониманию процессов словообразования.

В значительной части русских слов (более 200 образований) вычленяются уникальные элементы, то есть такие части, которые ни в одном другом слове больше не встречаются, - это унификсы (уни - усечённая часть прилагательного уникальный) [12, с. 53-61]. Напр.: поп-адь-я (ср. поп), дет-вор-а (ср. дети), почт-амт, почтальон (ср. почта), жен-их (ср. жена, жениться), франц-уз (ср. Франция) и др. Занимая обычно позицию суффикса, они не обладают повторяемостью. Слова с уникальными элементами воспринимаются как производные / мотивированные, по форме и по смыслу связанные с производящими, хотя эта производность как бы недо-оформлена. Данный понятийный термин, как и термины конфикс (от лат. con - «вместе», confixum - «скрепленное вместе»), циркумфикс (от лат. circum - «вокруг, кругом», то есть «прикрепленное вокруг»), в практической работе мы не используем.

Аффиксоиды (суффиксоиды и префиксоиды) - морфемы переходного типа, занимающие промежуточное, переходное положение между корневыми и аффиксальными морфемами, то есть в чистом виде не тождественны аффиксам или корням. Каждый аффиксоид формирует вполне самостоятельный, весьма продуктивный словообразовательный тип. Напр.: -вод (олен-е-вод, птиц-е-вод, овощ-е-вод, картофеле-е-вод), -вед (кра-е-вед, искусство-вед, книг-о-вед, природ-о-вед); -люб (тепл-о-люб, тен-е-люб, вод-о-люб); -нос (мед-о-нос, нектар-о-нос, цвет-о-нос); пол(у) - (пол-у-ботинки, пол-у-круг, пол-у-пустыня, пол-у-дикий, пол-у-легкий, пол-у-сидеть). В словообразовании аффиксоиды очень близки к аффиксам, так как некоторые из них образуют производные слова, синонимичные суффиксальным образованиям: слав-ист и славяно-вед, пушкин-ист и пушкиновед, садовник и садо-вод.

Суффиксоиды и префиксоиды присоединяются к производящей основе при помощи соединительных гласных: рук-о-твор-н-ый, свекл-о-вод, пол-у-пустой, сабл-е-вид-н-ый, сабл-е-образ-н-ый, жен-о-подоб-н-ый. В учебной литературе данное понятие не используется. Старшеклассники и студенты осознают аффиксоиды как корни в составе сложных слов.

Библиографический список

1. Русская грамматика. В 2-х томах. Т. 1 Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфемика / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1980. - 792 с.

2. Современный русский язык: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; под ред. П. А. Леканта. - М.: Дрофа, 2007. - 557 с.

3. Бабайцева, В. В. Русский язык: Теория: учебник для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2008.

- 320 с.

4. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростнецова и др. - М.: Просвещение, 2009.

5. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2009. - 350 с.

6. Потиха, З. А. Современное русское словообразование: пособие для учителя / З. А. Потиха. - М.: Просвещение, 1970. - 384 с.

7. Шанский, Н. М. Русский язык. Лексика. Словообразование: пособие для учителя / Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.

8. Панова, Г. И. Морфология русского языка: энциклопедический словарь-справочник / Г. И. Панова. - М.: КОМКнига, 2010. - 448 с

9. Чудаева, Н. Л. Методика непрерывного изучения морфемики в педагогическом колледже: методическое пособие. / Н. Л. Чудаева -Абакан: РОСА, 2010. - 120 с.

10. Краткая русская грамматика / В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, И. Н. Кручинина и др.; под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. - М.: Русский язык, 1989. - 639 с.

11. Лопатин, В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания / В. В. Лопатин; отв. ред. Н. Ю. Шведовой.

- М.: Наука, 1977. - 315 с.

12. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е. А. Земская. -6-е изд - М.: Флинта: Наука, 2009. -328 с.

© Чудаева Н. Л., 2015 УДК 796.015.132

ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОКСЕРОВ 6-8 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Т. А. Швалёва

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

А. И. Кретов

Усть-Абаканская детско-юношеская спортивная школа (РеспубликаХакасия)

Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определённым закономерностям. Главная цель физического воспитания детей 6-8 лет — помочь ребёнку реализовывать в процессе жизни свой наследственный двигательный потенциал, используя для этого специфические средства, обеспечить физическое совершенствование систем и функций организма, способствовать всестороннему развитию личности. Одним из потенциалов физического воспитания являются занятия боксом.

Ключевые слова: физическое развитие, физическое совершенствование, бокс, функциональное состояние, физические способности, физическая подготовленность, физические качества.

Бокс - достаточно жёсткий вид спортивной деятельности человека, он предъявляет повышенные и разносторонние требования ко всем системам и функциям организма и является уникальным средством совершенствования растущего организма. В то же время это один из наиболее прикладных видов спорта, так как подготов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.