УДК 378.091.398+372.8
Подготовка педагогов к формированию читательской грамотности обучающихся
С. В. Олефир
доктор педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0001-9967-8898 svol [email protected]
Training teachers to foster schoolchildren's reading literacy
S. V. Olefir
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Формирование цифровых компетенций и функциональной грамотности учащихся становится трендом современного образования. Для обучения школьников навыкам XXI века требуется учитель XXI века. Исследования показывают, что педагоги-предметники не всегда готовы к формированию функциональной грамотности и ее компонента - читательской грамотности в рамках своего предмета. Они не осведомлены о разработанных заданиях по оценке функциональной грамотности и не владеют методикой конструирования оценочных текстов в своей предметной области. Поэтому необходимо обучать педагогов, управленческие кадры организации комплексной работы по формированию и внутришкольной оценке уровня грамотности учащихся. Значительная роль здесь принадлежит системе повышения квалификации педагогов. Разработан национальный инструментарий оценки и формирования функциональной грамотности, а также программы повышения квалификации педагогов в области функциональной грамотности.
Методология (материалы и методы). Выполнен анализ публикаций по проблеме исследования и обобщена практическая деятельность институтов и центров повышения квалификации педагогов в области формирования функциональной, читательской грамотности.
Результаты исследования. Определено, что для повышения квалификации учителей-предметников необходимо дополнять профес-
сиональные компетентности учителя навыками функциональной грамотности. Практическая значимость исследования заключается в выявленных дополнительных возможных формы обучения - самообразование и повышение квалификации в рамках внутришкольной методической работы. Требуется создание в школе совокупности организационно-педагогических условий по формированию читательской и функциональной грамотности школьника.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. Formation of digital competencies and functional literacy of schoolchildren is becoming a trend of modern education. Teaching 21st century skills to schoolchildren requires a 21st century teacher. Research shows that subject teachers are not always prepared for the formation offunction-al literacy and its component-reading literacy within their subject. They are not aware of the developed tasks to assess functional literacy and do not know the methods of constructing assessment texts in their subject area. Therefore, it is necessary to train teachers and managerial staff to organize comprehensive work on the formation and in-school assessment of students' literacy level. A significant role here belongs to the system of teachers' advanced training. A national toolkit for assessing and forming functional literacy has been developed, as well as professional development programs for teachers in the field of functional literacy.
Methodology. The analysis of publications on the problem of research and summarized the practical work of institutions and centers ofprofession-
al development of teachers in the formation of functional, reading literacy.
Results. It was determined that in order to improve the qualifications of subject teachers it is necessary to complement the professional competence of the teacher with the skills of functional literacy. The practical significance of the research lies in the identified additional possible forms of learning - self-education and advanced training within the framework of in-school methodological work. The creation of a set of organizational and pedagogical conditions for the formation of reading and functional literacy of a schoolchild is required at school.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, повышение квалификации, оценка читательской грамотности.
Keywords: functional literacy, reading literacy, advanced training, reader literacy assessment.
Введение
В условиях цифровизации экономики страны система образования ориентируется на формирование новых компетенций и ключевых навыков учащихся. Трендом образования становится формирование цифровых компетенций «4К» (коммуникация, креативность, координация и критическое мышление), функциональной грамотности учащихся. Для обучения школьников навыкам XXI века требуется учитель XXI века. Но темпы изменений в обществе опережают обновление системы общего образования и высшего педагогического образования. К окончанию школы и вуза устаревает значительная часть полученных знаний. Поэтому обучение педагогов должно ориентироваться не на практики прошлого, а на модели будущего. Важная роль в обучении педагогов современным навыкам принадлежит системе повышения квалификации.
На основании исследований в системе образования определена необходимость внесения во ФГОС начального общего образования (НОО) и основного общего образования (ООО) требований к владению учащимися функциональной грамотностью в качестве результата обучения. В ФГОС НОО (п. 34.3) функциональной грамотностью названа «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, мета-
предметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному об-разованию»1.
Понятие «функциональная грамотность» имеет давнюю историю. Оно было дано ЮНЕСКО в 1957-58 годах при реализации переписи населения и программы по борьбе с неграмотностью. Ранее грамотными людьми было принято считать тех, кто использует навыки чтения и письма в обыденной жизни. В начале XXI века функционально грамотный человек должен действовать «как член сообщества, родитель, гражданин и работник»2, анализировать, интерпретировать и использовать информацию различных видов и форм. Вместе с представлениями о функциональной грамотности появились понятия «осмысленное (смысловое) чтение» и «минимальная грамотность».
В различных источниках выделяется множество разновидностей функциональной грамотности, однако мы примем шесть основных, определенных в международном исследовании PISA: «читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление»3. Эти разновидности связаны между собой. Так читательская грамотность лежит в основе остальных, т. к. включает не только умение читать, писать, но и умение осуществлять поиск и анализ информации. Глобальные компетенции опираются на умения работать в цифровом пространстве, ценностное отношение к людям и жизни, работу в сотрудничестве.
Международное сопоставительное исследование Pisa по читательской грамотности
1 Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://base. garant.ru/400907193/ (дата обращения: 10.04.2023).
2 UNESCO. Education for Sustainable Development Goals: learning objectives. 2017. URL: https://unes doc.unesco.org/ark:/48223/pf0000247444.locale=ru.
3 PISA 2018 Draft Analytical Framework // Official website of the OECD. URL: http://www.oecd.org/ pisa/data/ PISA-2018-draft-frameworks.pdf.
(15-летние учащиеся) проводится 1 раз в 3 года. Результаты исследования 2015, 2018 годов показывают проблемы российских школьников при работе с множественными, несплошными текстами на этапе оценки информации и при выполнении заданий по решению социальных, образовательных и бытовых задач с помощью текста. Читательскую грамотность школьников можно улучшить, если научить их эффективным способам работы с текстами и книгам. Сделать это могут педагоги, библиотекари, тьюторы чтения, пройдя специальные курсы, мастер-классы.
Поэтому система подготовки и повышения квалификации педагогов к формированию читательской грамотности должна учитывать конкретные проблемы российских школьников и ориентироваться на работу с разнообразными текстами. С 2019 года в стране разрабатывается национальный инструментарий оценки и формирования функциональной грамотности (ФГ), использующий принципы исследований Pisa, а также программы повышения квалификации педагогов в области функциональной грамотности.
Обзор литературы
Исследуя тенденции развития понятия «функциональная грамотность», Л. Н. Горобец отмечает метапредметность данного понятия и практико-ориентированный характер. Указывает, что ФГ школьника является показателем качества образования и индикатором развития общества. Акцентирует внимание на необходимости формирования базовой читательской грамотности на основе специальных текстов, включающих современные жизненные проблемы. «Текст должен моделировать реальную ситуацию, содержать вопросы, направленные на формирование всех групп умений, в том числе и читательских» [1, с. 85].
В разработанном российскими экспертами по оценке и формированию функциональной грамотности проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности» [2] также отмечается, что функциональная грамотность -метапредметное понятие. Владение ФГ демонстрирует осознанный выход человека за границы конкретных предметов, синтез предметных знаний для решения жизненных задач. Проект предусматривает создание национального инструментария оценки функциональной грамот-
ности на основе инструментария исследования "PISA for schools"4. В исследованиях Pisa встречаются задания, которых нет в российских учебниках, где требуются решения, не имеющие определенных алгоритмов. Поэтому, по мнению Г. С. Ковалевой, учителю нужно не только использовать готовый инструментарий оценки ФГ, но и научиться разработать для учеников нетипичные задания, ориентированные на реальную современную жизнь. Решение таких задач требует творческой активности, креативного мышления [3, с. 33].
Большинство авторов обращают внимание на изменение информационной среды и, соответственно, изменение коммуникаций, физической природы носителей информации, системы трансляции новых идей и знаний: Л. Н. Горобец [1], Д. Ф. Ильясов [4], Е. С. Романичева [6], А. Р. Филиппова [5]. Указанные исследования приводят к выводу о необходимости системного введения в учебную программу различных школьных дисциплин с обязательной составляющей - формирование ФГ. Необходима подготовка педагогов к данной деятельности [4, с. 7].
Рассмотрим текущее состояние подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности учащихся. Исследования, проведенные в Сургутском государственном педагогическом университете, показывают, что большинство будущих педагогов осведомлены о методах формирования функциональной грамотности школьников, но 89% не связывают эту задачу со своей преподавательской деятельностью. В вузе при обучении бакалавров нет специальной дисциплины по формированию функциональной и читательской грамотности. Также выявлено, что будущие педагоги планируют работу, в основном, со сплошными текстами и не планируют включать в обучение тексты новой природы (аудио- и видеозаписи, карты и схемы) [5].
Данные этого исследования подтверждаются исследованием, проведенным среди учителей физики г. Челябинска. 80% респондентов не владеют методикой формирования читатель-
4 Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России от 06.05.2019 № 219. URL: http:// www.соnsultаnt.ru.dосumеnt/соns_dос_LАW_З25095/ (дата обращения 22.06.2019).
ской грамотности школьников на уроках физики. 60% не предлагают учащимся задания с текстами физического содержания, представленные в КИМ ГИА по физике и не имеют навыков конструирования текстов физического содержания. Лишь 10% учителей физики обучают школьников самостоятельно составлять текстовые задачи на основе текста параграфа и формулировать вопросы к тексту [7, с. 14].
Поэтому необходимо обучать учителей-предметников разработке разнообразных учебных задач и различным методикам их решения для формирования функциональной грамотности школьников. Однако, по мнению Н. Н. Сметанниковой и специалистов Русской ассоциации чтения, необходима комплексная работа над повышением читательской грамотности школьников. Кроме учителей начальной школы, русского языка и литературы, учителей-предметников, требуется внимание со стороны завуча по учебно-воспитательной работе, педагога-библиотекаря, общее руководство администрации школы [8, с. 4]. В связи с этим разработано методическое пособие «Академия читательского мастерства», включающее два модуля: восемь мастер-классов для тьюторов чтения и восемь - для слабо читающих подростков 11-12 лет. Работа по методике данного пособия в школе позволяет поднять читательскую грамотность на один уровень за 2 месяца.
На федеральном и региональном уровне институты и центры повышения квалификации разрабатывают программы, ориентированные на развитие функциональной грамотности как для педагогов, так и руководителей управлений образования. Так, Институтом развития стратегии образования РАО реализуется программа повышения квалификации в области функциональной грамотности. Программа ориентирована на специалистов по контролю и оценке качества образования, руководителей образовательных организаций, преподавателей педагогических вузов и институтов развития образования [3, с. 36]. В Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ представлено более 100 программ по подготовке педагогов в сфере функциональной грамотности, читательской грамотности, навыков XXI века.
Значительное количество исследований посвящено читательской грамотности (ЧГ), как компоненту функциональной грамотности, и ее
оценке (Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова и др. В международном исследовании PISA дано четкое представление о современном понимании читательской грамотности: «Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»5.
В соответствии с новыми ФГОС НОО и ФГОС ООО читательская грамотность относится к метапредметным результатам образования. По проекту «Мониторинг формирования функциональной грамотности» [2] были разработаны модели оценивания читательской грамотности для выпускников начальной школы (4-й класс) и для 5-9-х классов [9]. Оценочные средства для разного возраста учащихся представлены на цифровой платформе и в печатных учебных пособиях издательства «Просвещение». Открытый банк заданий по читательской грамотности представлен на сайте Института развития стратегии образования и сайте Российской электронной школы. Подготовлены методические рекомендации по формированию читательской грамотности [10].
Исследования позволяют определить, какими методами формируется читательская грамотность школьника, что нужно уметь:
- выявить наличие (или отсутствие) нужной информации в тексте, находить и извлекать информацию из разных фрагментов текста;
- понимать смысл текста и авторскую позицию; устанавливать связи между событиями; формулировать выводы - то есть интегрировать и интерпретировать информацию;
- осмысливать содержание текста: воспринимать его содержание, используя критическое мышление; обосновывать собственную точку зрения по проблеме текста;
- использовать информацию из текста для практических целей, выявляя ее связь с современной реальностью.
Педагогам необходимо учитывать данные факторы при разработке оценочных средств
5 PISA 2018. Draft Analytical Frameworks. OECD. URL: https://www. oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf (дата обращения: 04/06/2019).
и формирования читательской грамотности как основы функциональной [9, с. 38].
В международных исследованиях представлен опыт оценивания читательской грамотности. Сравнительные исследования проводятся PIRLS (10 летние школьники) и PISA (15-летние школьники).
В России подходы PIRLS применяются в проверочных работах для учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов. Выпускники начальной школы готовы к подобным заданиям и показывают лучшие результаты в мире по читательской грамотности. Целенаправленная подготовка учащихся 5-9-х классов, формирование их ЧГ, наличие необходимого инструментария позволят российским школьникам успешно участвовать в сопоставительных международных исследованиях.
Для оценивания читательской грамотности в исследовании PISA применяются три принципа:
- предоставлять оценочные тексты для чтения в разных ситуациях, с образовательными, общественными, личными целями;
- выбирать различные виды текстов;
- использовать разнообразные способы работы с текстами (умения).
В контексте ФГОС ООО данное оценивание формулируется как овладение коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД), которые включают владение смысловым чтением текстов разного вида, стиля и жанра, чтение для удовлетворения собственных познавательных интересов и учебных задач. Кроме того, необходимо уметь устанавливать родовидовые отношения, группировать и классифицировать понятия, анализировать и сравнивать. Необходимы навыки критического мышления: оценка суждения в качестве истинных или ложных; формулировка собственных выводов с учетом различных точек зрения и аргументирование выводов.
Во ФГОС ООО6 выделены особые требования к чтению в цифровой среде:
- умение находить необходимый источник с помощью поисковых систем интернета и электронных каталогов библиотек;
6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120 2107050027 (дата обращения: 01.02.2022).
- оценивать источник на соответствие информационной задаче и характеризовать его;
- сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
- распознавать достоверную, недостоверную, противоречивую информацию;
- подбирать графическую, текстовую, аудио- и видеоинформацию в соответствии с поставленной учебной задачей.
Эти требования учитывают факторы, меняющие характер чтения: распространение электронных текстов, одновременное использование несколько различных источников информации, необходимость проверки достоверности информации.
Таким образом, обзор литературы показывает, что формирование читательской и функциональной грамотности тесно взаимосвязано с основными идеями российской системы образования, новыми стандартами ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Методология (материалы и методы)
В качестве методов исследования в работе использован анализ научных публикаций и обобщение результатов практической деятельности институтов и центров повышения квалификации работников образования, по программам развития функциональной грамотности педагогов школ. Обобщена практическая деятельность институтов и центров повышения квалификации педагогов в области формирования функциональной, читательской грамотности. Выполнен анализ заданий национальной системы оценивания функциональной грамотности, разработанной «Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО» [10].
В заданиях для оценивания читательской грамотности учащихся 5-9-х классов заложены концептуальные подходы исследований Pisa. Предполагается, что чтение используется в четырех ситуациях:
- для личных целей: учащийся читает художественную литературу, осуществляет личную коммуникацию с помощью электронной почты, чатов, смс и др.;
- для общественных целей учащийся читает информацию по современным проблемам социума;
- чтение для практических целей включает рекламную продукцию, инструкции и т. п.;
- чтение для образования включает учебную, справочную и научно-популярную литературу.
Педагогу-предметнику необходимы навыки использования как готовых заданий для оценки ФГ, ЧГ, так и создания подобных заданий в своей предметной области. Ключевая особенность новых материалов по функциональной грамотности - практико-ориентированность, моделирование процесса чтения в электронной среде [9, с. 40]. Для оценки читательской грамотности подготовлены составные тексты: страницы веб-сайтов с различными вкладками, карты, аннотации и проекты, интервью и др.
При работе с художественным текстом учащиеся должны проанализировать чувства и характеры героев, мотивы их деятельности, авторский замысел. В научно-популярном тексте в дополнение к тексту предлагаются карты и фотографии, аннотации и отзывы к книгам. Требуется сравнение и оценка информации из различных текстов.
В заданиях оцениваются читательские навыки, приемы интерпретации и интеграции информации текста, а также качество поиска и извлечения информации. Даются задания на осмысление и оценку информации, требующие ее критической оценки, также обоснованной оценки событий, формирования собственных выводов.
Работа по созданию открытых банков заданий на федеральном уровне была инициирована в 2019 году экспертами в области функциональной грамотности. На региональных уровнях в 2020-2022 годах прошли конференции, подготовлены методические рекомендации по формированию ФГ. Рассмотрим некоторые виды деятельности в данном направлении.
Так, в Челябинской области в 2022 году прошла конференция «Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся» [11]. Сборник материалов конференции опубликован на сайте ЧИППКРО. Статьи сборника отражают научно-теоретические подходы к формированию ФГ педагогов и обучающихся. Представлены формы и методы формирования читательской грамотности на уроках начальной школы, русского языка и литературы, истории, математики, иностранных языков, физики, технологии и др.
В Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ ГБУ ДПО ЧИППКРО представлено 14 программ, в том числе «Формирование функциональной грамотности младшего школьника», «Формирование читательской грамотности младшего школьника», «Педагогические инструменты развития креативного мышления», «Формирование читательской грамотности школьников в средних и старших классах через организацию работы с текстом» и др. Программы повышения квалификации педагогов реализуются институтом с 2022/23 года.
На основе использования открытого банка заданий по читательской грамотности Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования разработана профессиональная программа повышения квалификации для учителей русского языка и литературы. Программа ориентирована на применение банка заданий по читательской грамотности в аспекте реализации ФГОС ООО. Предусмотрена практическая работа педагогов по конструированию собственных заданий на основе разработанных методологических принципов моделирования и на примерах оценочных заданий по читательской грамотности.
Институтом развития образования Сахалинской области реализуется программа повышения квалификации учителей-предметников школ «Развитие читательской грамотности обучающихся на уровне основного общего образования».
В практической части предусмотрено проектирование занятий c использованием проверочных тестов; оценка читательской грамотности по заданиям международного проекта PISA и кейсам, разработанном Министерством просвещения и опубликованными в учебно-дидактическом пособии Н. П. Забродиной [12].
Издание Н. П. Забродиной «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников» [12] рассчитано на работу учителей разных дисциплин. Естественно-научные, математические дисциплины базируются на успешном освоении ключевой - читательской грамотности. Задания в пособии представлены на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком. Если учащийся не способен найти в тексте информацию, изложенную в явном виде, то такой уро-
вень считается неприемлемым. Даны ключи к заданиям, предназначенным для самостоятельного решения учащимися.
И еще ряд программ повышения квалификации педагогов, которые включают формирование функциональной и читательской грамотности представлены в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ. Когда программы разработаны для учителей естественно-научных дисциплин, обычно они имеют модульную структуру. Один из модулей программы ориентирует на развитие исследовательской деятельности педагога и учащихся. Второй модуль - на формирование естественнонаучной и читательской грамотности учащихся. Третий - на технологии сбора и анализа данных, моделирование, коммуникативную деятельность. Так комплексно решается задача развития функциональной грамотности педагогов и учащихся при обучении предметам естественно-научного цикла.
В программах повышения квалификации педагогов используются коммуникативные (дискуссии, дебаты), творческие, проектные и игровые методы. Они способствуют эффективному формированию функциональной грамотности.
Результаты и их описание
Следовательно, в ходе курсов повышения квалификации для учителей-предметников необходимо дополнять профессиональные компетентности учителя навыками функциональной грамотности. Обучение должно вестись на основе концепции о функциональной грамотности школьников как базовом уровне образованности.
Кроме использования возможностей формального образования для подготовки и повышения квалификации учителей в области функциональной грамотности, возможны и другие формы обучения и самообразования. Например, возможна организация повышения квалификации на основе методической работы внутри школы. Для этого в школе требуется создание совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих профессиональную компетентность по формированию читательской и функциональной грамотности школьника. Проверка и оценка читательской грамотности учащихся может проводиться на уровне школы с использованием заданий открытого
федерального банка. Необходимо создание научно-методического пространства сопровождения педагогических и управленческих кадров по вопросам формирования функциональной грамотности.
Также необходимо активнее использовать потенциал региональных информационных ресурсов. Например, «Отличная школа74.ги» в Челябинской области. На ресурсе ведется информационно-просветительская работа с родителями, общественностью, средствами массовой информации. Проводятся совещания, круглые столы, семинары и вебинары для педагогических работников по формированию и оценке функциональной грамотности, выявлению и обобщению успешных практик школ.
Обсуждение
Итак, в обновленных ФГОС НОО И ФГОС ООО зафиксирована необходимость формирования у школьников умений и навыков читательской грамотности как основы функциональной грамотности.
Читательская грамотность позволяет человеку понимать, оценивать использовать тексты в обыденной жизни. Выделяются умения обучающихся в области читательской грамотности - осуществлять информационный поиск, извлекать необходимую информацию и преобразовывать ее, понимать и интерпретировать тексты различных форматов, осуществлять информационно-смысловую переработку текста и др.
Подготовлен национальный открытый банк оценочных текстов, связанных с ситуациями внешкольных предметных областей, направленных на осмысление жизненных проблем, в том числе на образование. Инструментарий включает новые модели заданий: симуляция цифровой среды; гиперссылки; изображения внутри текста. Предлагаемые комплексные задания можно использовать в качестве обучающих на уроках литературы и русского языка, истории и географии, во внеурочной деятельности, на факультативных занятиях, а также как инструмент внутришкольной диагностики читательской грамотности.
Во внеурочной деятельности может больше внимания уделяться работе с противоречивой, неоднозначной информацией, оценке надежности, распознаванию скрытых манипуляций автора текста, выработке своей точки зрения.
Теперь педагогам необходимо апробировать разработанный инструментарий, оценить предложенные тексты на соответствие поставленным задачам и возрасту учащихся.
Определить, можно ли на основании предложенных заданий воспитывать читателей, способных к самообучению и ориентированию в жизненных ситуациях на основе текстов. Оценить, помогут ли разработанные методики оказать необходимую помощь группам педагогического риска: самым слабым и самым сильным читателям.
Заключение
Таким образом, у педагогов появились новые возможности развития собственной функциональной грамотности с целью достижения требуемых образовательных результатов учащихся. Это повышение квалификации в рамках формального образования - по программам, ориентированным на данную область профессиональных компетенций, в институтах и центрах повышения квалификации.
Институтам необходимо совершенствовать содержание курсов повышения квалификации педагогов, управленческих кадров, педагогов-библиотекарей школ и других тьюторов чтения для организации системной работы в школах по формированию и оценке функциональной грамотности и ее основы - читательской грамотности. Возможным решением является расширение курсов с использованием дистанционных технологий.
Вторая возможность - неформальное образование, повышение квалификации в рамках внутришкольной методической работы. Для этого в школе требуется создание совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих профессиональную компетентность педагогов по формированию читательской и функциональной грамотности школьника.
Наконец, третья возможность - самообразование, использование готовых тестовых заданий из открытого банка и разработка собственных оценочных средств на основе разработанных методических рекомендаций.
Библиографический список:
1. Горобец, Л. Н. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения / Л. Н. Горобец, И. В. Бирюков, Т. П. Попо-
ва. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3. -С.84-86.
2. Басюк, В. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В. С. Басюк, Г. С. Ковалева. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. -2019. - Т. 1 (61), № 4. - С. 34-56.
3. Ковалева, Г. С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г. С. Ковалева. - Текст : непосредственный // Вестник образования России. - 2019. -№ 16. - С. 32-36.
4. Ильясов, Д. Ф. Формирование функциональной грамотности учащихся. Развитие креативного мышления : учебное пособие для педагогических работников общеобразовательных организаций / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, А. А. Севрюкова [и др.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,53 Мб). - Челябинск : ЧИППКРО, 2022. - 1 электрон. опт. диск (DVD-R). - Загл. с экрана. - Текст : электронный.
5. Филиппова, А. Р. Готовность будущих педагогов к формированию читательской грамотности как результат образовательной деятельности вуза / А. Р. Филиппова. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 1. - С. 84-89.
6. Романичева, Е. С. Функциональное чтение. Теория и практика : учебное пос. / Е. С. Романи-чева, Г. В. Пранцова. - Москва : Неолит, 2020. -144 с. - Текст : непосредственный.
7. Антонова, Н. А. Готовность учителей к организации формирования читательской грамотности / Н. А. Антонова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева. - Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. -2019. - № 7. - С. 7-23.
8. Сметанникова, Н. Н. Академия читательского мастерства: методическое пособие / Н. Н. Сметанникова ; ред.-сост. М. В. Белоко-ленко. - Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2018. - 72 с. -Текст : непосредственный.
9. Гостева, Ю. Н. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Л. А. Рябинина и др. //
Отечественная и зарубежная педагогика. -2019. - Т. 1, № 4 (61). - С. 34-57.
10. Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся : сборник научных и учебно-методических статей. Вып. 3 / Мин. обр. и науки Челяб. обл.; Че-ляб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. -Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,87 Мб). -Челябинск : ЧИППКРО, 2022. - Загл. с экрана. -Текст : электронный.
11. Кузнецова, М. И. Читательская грамотность / М. И. Кузнецова, Ю. Н. Гостева, Г. А. Сидорова [и др.]. - Текст : электронный // Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внут-ришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / ред. Г. С. Ковалева. - Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 360 с. URL: https://edsoo.ru/ Metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniyu_ funkcionalnoj_gramotnosti_obuchayuschihsya_5_ 9_klassov_s_ispolzovaniem_otkritogo_banka_za.h tm (дата обращения: 12.05.2023).
12. Забродина, Н. П. Читательская грамотность : пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др. -Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. - 80 с.
References:
1. Gorobets, L. N., Popova, T. P. Functional literacy as the main trend of modern learning [Funkcional'naya gramotnost' kak osnovnoj trend sovremennogo obucheniya], World of science, culture, education, 2022, No. 3, pp. 84-86.
2. Basyuk, V. S., Kovaleva, G. S. Innovative project of the Ministry of Education "Monitoring the formation of functional literacy ": the main directions and first results [Innovacionnyj proekt Ministerstva prosveshcheniya "Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti": osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty], Domestic and foreign pedagogy, 2019, No. 4, Vol. 1 (61), pp. 34-56.
3. Kovaleva, G. S. What every teacher needs to know about functional literacy [Chto neobhodimo znat' kazhdomu uchitelyu o funkcional'noj gramotnosti], Bulletin of Education of Russia, 2019, No. 16, pp. 32-36.
4. Ilyasov, D. F., Selivanova, E. A., Sevryuko-va, A. A. Formation of students' functional literacy. Development of creative thinking: training manual for teachers of general educational organizations [Formirovanie funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya. Razvitie kreativnogo myshleniya], Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, 2022.
5. Filippova, A. R. Readiness of future teachers to form reading literacy as a result of the educational activities of the university [Gotovnost' bu-dushchih pedagogov k formirovaniyu chitatel'skoj gramotnosti kak rezul'tat obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza], Kazan pedagogical journal, 2022, No. 1, pp. 84-89.
6. Romanicheva, E. S., Prantsova, G. V. Functional reading. Theory and practice: tutorial [Funkcional'noe chtenie. Teoriya i praktika: uchebnoe pos.], Moscow: Neolithic, 2020. 144 p.
7. Antonova, N. A., Schaefer, O. R., Lebe-deva, T. N. Teachers' readiness to organize a reading literacy formation [Gotovnost' uchitelej k or-ganizacii formirovaniya chitatel'skoj gramotnosti], Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 2019, No. 7, pp. 7-23.
8. Smetannikova, N. N. Academy of Reading Skills: methodical manual [Akademiya chi-tatel'skogo masterstva: metodicheskoe posobie], Interregional Center for Library Cooperation,
2018. 72 p.
9. Gosteva, Yu. N., Kuznetsova, M. I., Ryabinina, L. A. Theory and practice of assessing reader's literacy as a component of functional literacy [Teoriya i praktika ocenivaniya chitatel'skoj gramotnosti kak komponenta funkcional'noj gramotnosti], Educational and foreign pedagogy,
2019, Vol. 1, No. 4 (61), pp. 34-57.
10. Improving the professional competence of the teacher ^for the ^formation of functional literacy of students: collection of scientific and educational-methodical articles [Sovershenstvovanie profes-sional'noj kompetentnosti pedagoga po formiro-vaniyu funkcional'noj gramotnosti obuchayush-chihsya: sbornik nauchnyh i uchebno-metodi-cheskih statej], Vol. 3. Ministry of Education and
Science of Chelyab. oblast; Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators. Ed. by S. V. Tetina, Yu. V. Gutrova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2022.
11. Kuznetsova, M. I., Gosteva, Yu. N., Si-dorova, G. A. Reader's grammar [Chitatel'skaya gramotnost'], Methodological recommendations for the formation of functional literacy of students in grades 5-9 using an open task bank on a digital platform for the six areas of functional literacy in the learning process and for in-school monitoring of the formation of functional literacy schoolchildren. ed. G. S. Kovalev. Moscow: Institute for Ed-
ucational Development Strategy of the Russian Academy of Education, 2022. 360 p. Available at: https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_ formirovaniyu_funkcionalnoj_gramotnosti_obuc hayuschihsya_5_ 9_klassov_s_ispolzovaniem_otkr itogo_banka_za.htm.
12. Zabrodina, N. P., Barsukov, I. E., Burdako-va, A. A. Reader's literacy: a manual on the development of functional literacy of high school students [Chitatel'skaya gramotnost': posobie po razvitiyu funkcional'noj gramotnosti starsheklass-nikov], Moscow: Academy of the Ministry of Education of Russia, 2021. 80 p.
Образец для цитирования статьи:
Олефир, С. В. Подготовка педагогов к формированию читательской грамотности обучающихся / С. В. Олефир. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. - № 2 (55). - С. 19-28.
Example for article citation:
Olefir, S. V. Training teachers to foster schoolchildren's reading literacy [Podgotovka pedagogov k formirovaniyu chitatelskoj gramotnosti obuchayushhixsya], Scientific support of a system of advanced training, 2023, No. 2 (55), pp. 19-28.