Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
329
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПАМЯТИ / ПАМЯТЬ / МЕКЛОДЕКЛАМАЦИЯ / ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ / МУЗИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беляева Алина Николаевна, Трофимова Елена Давидовна

В статье рассматривается развитие музыкальной памяти и её взаимосвязь с развитием ребёнка и его психических процессов в целом, также в статье говорится о способах развития музыкальной памяти у детей, о психологических аспектах развития памяти на уроке музыки у младших школьников. Рассмотрен перечень действий, которые могут выявить способы развития музыкальной памяти у детей , позволяющие педагогу помочь в её развитии на уроках музыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MUSICAL MEMORY OF STUDENTS IN A MUSIC LESSON IN ELEMENTARY SCHOOL

The article discusses the development of musical memory and its relationship with the development of the child and his mental processes in general, the article also talks about the ways of developing musical memory in children, about the psychological aspects of memory development in music lessons for younger schoolchildren. The list of actions that can identify ways to develop musical memory in children, allowing the teacher to help in its development in music lessons, is considered

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Столыпинский вестник №10/2022

Научная статья Original article

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

DEVELOPMENT OF MUSICAL MEMORY OF STUDENTS IN A MUSIC LESSON IN ELEMENTARY SCHOOL

Беляева Алина Николаевна, студент НТГСПИ «Нижнетагильского социально-педагогического института», (62215, Россия, Свердловская область, ул. Красногвардейская 57) , тел 8(950)6316173 ORCID: belyaeva2000belyaeva@yandex.ru

Трофимова Елена Давидовна, доцент кафедры психологии и педагогики, ведущий научный сотрудник НТГСПИ «Нижнетагильский социально-педагогический институт» (62215, Россия, Свердловская область, ул. Красногвардейская 57) , тел 8(932)6035352, akselen7025@yandex.ru

Alina Nikolaevna Belyaeva, student of the Nizhny Tagil Socio-Pedagogical Institute, (57 Krasnogvardeyskaya str., Sverdlovsk Region, 62215, Russia) , tel. 8(950)6316173, belyaeva2000belyaeva@yandex.ru

Trofimova Elena Davidovna, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Leading Researcher at the Nizhny Tagil Socio-Pedagogical Institute (57 Krasnogvardeyskaya str., Sverdlovsk Region, 62215, Russia), tel. 8(932)6035352, akselen7025@yandex.ru

Столыпинский вестник

5631

Аннотация

В статье рассматривается развитие музыкальной памяти и её взаимосвязь с развитием ребёнка и его психических процессов в целом, также в статье говорится о способах развития музыкальной памяти у детей, о психологических аспектах развития памяти на уроке музыки у младших школьников.

Рассмотрен перечень действий, которые могут выявить способы развития музыкальной памяти у детей , позволяющие педагогу помочь в её развитии на уроках музыки

S u m m a r y

The article discusses the development of musical memory and its relationship with the development of the child and his mental processes in general, the article also talks about the ways of developing musical memory in children, about the psychological aspects of memory development in music lessons for younger schoolchildren. The list of actions that can identify ways to develop musical memory in children, allowing the teacher to help in its development in music lessons, is considered

Ключевые слова:музыкальная память, представления памяти, память, музыкальная память, меклодекламация, пластическое интонирование, музицирование.

Keywords: musical memory, memory representations, memory, musical memory, meclodeclamation, plastic intonation, music making.

Актуальность исследования

Музыкальная память необходима на уроках музыки в начальной школе, так как развитие музыкальной памяти даёт должное развитие всей остальной, что очень важно для воспитания ребёнка.

5632

«Музыкальная память» рассматривается в начальной школе как -способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Музыкальное узнавание способствует активному и верному восприятию музыки. Одной из важных задач на уроке музыки - развитие музыкального слуха. Также необходимо развитие важных видов памяти : музыкальная память и эмоциональная память. Когда воспроизводят музыку, то немалую роль уже играет двигательная память (запоминание последовательности движений), зрительная (запоминание нотного, художественного текста) и словесно -логическая память, с помощью которой происходит запоминание логики строения музыкального произведения.

Зная, что при восприятии музыки у нас работает не только один вид памяти, рассмотрим представления , которые возникают у нас. Представления памяти - это образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим медленно. Представления бывают зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми и осязательными. Представления на уроках музыки формируются при деятельности: исполнительстве, творчестве, музицировании.

Представления памяти не такие яркие как образы, они не так устойчивы и богаты деталями, но они являются важным элементом прошлого опыта ребёнка. Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

Восприятие, где человек познаёт окружающий его мир, закрепляются и сохраняются. На запоминание оказывает действие личное эмоциональное отношение человека к запоминаемому. Всё то, что вызывает у человека яркие эмоции, остаётся в памяти надолго. Развитие памяти связана с наличием воли у человека. Таким образом, особенности памяти связаны с личностью самого человека. Исходя из целей и задач, которые стоят перед ним, он сам регулирует процессы своей памяти. У младших школьником процессы памяти меняются.

5633

Память детей становится более произвольной, её можно регулировать. В современном мире музыка должна более глубоко быть понятой детьми. Процесс обучения на уроке музыки направлен на то, чтобы обогащать культурный опыт детей, делать детей сопричастными к этому и для этого необходимы методики, позволяющие педагогу достигнуть цели и развить память на уроке музыки. Именно поэтому мы рассмотрим методы развития музыкальной памяти:

Метод моделирования художественно - творческого процесса. Ученик становится «композитором», снова создающим произведение. Такой метод позволяет ребёнку пройти и прожить музыку, создать её изнутри, понять смысл. Этот метод направлен на активное слушание произведения. Метод моделирования художественно-творческого процесса делает более глубоким проблемный метод, указывая детям в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу — это то, что отвечает подлинному смыслу 21 учебной или творческой задачи . Этот метод требует самостоятельности и упорства, также заинтересованного в этом педагога (который при прохождении пути композитора не отчуждается от ребенка), творчества (учений в опоре на жизненный опыт обобщает, сравнивает, создаёт , делает) всё это способствует развитию индивидуальному слышанию и творческой интерпретации . Иллюстрирование музыкaльного произведения (перевод музыки на язык другого вида искусств). После анализа музыки и её анализа перевести её на язык цвета и линий. Также передать в рисунке динамику музыки, её скорость, обилие инструментов. Такая деятельность покажет оригинальность и отпечаток личности каждого ребёнка.

Метод «пластического интонирования» или экспрессивное выражение внутренних чувств и эмоций. «Пластическое интонирование» — выражение

5634

музыки в жесте. Показать рукой звук, строго следуя за движением главной мысли произведения — приём «слушание рукой». Ученики «показывают» рукой движение музыки. Так можно прожить любой образ музыкального произведения, когда движение становится способом выражений эмоций ребёнка.

Инструментальное музицирование. Нужно прослушав мелодию попытаться изобразить её ритм, высоту, регистр . Инструментальное музицирование — это творческая игра ребёнка на музыкальных инструментах. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Прививая любовь детей к музыке, необходимо :, ^действовать их творчеству и помнить некоторые аспекты: — ребёнок действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция; — педагог должен помочь ребёнку выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения; — помочь найти приём и способ исполнения композиции. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Пропевание мелодии со словами или мелодекламация. Мелодекламация -художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Можно активно использовать не только на уроках музыки, тем самым будет метапредметная связь, что более лучше будет развивать процессы памяти у ребёнка. Приём «синквейна» (в переводе с французского «пять строк»). 1 строка - заголовок. 2 строка - два прилагательных. 3 строка - три глагола. 4 строка - фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства. 5 строка - вывод, одним словом или фразой. «Синквейн» чаще всего используется для индивидуальной работ ы и работы в парах. Лучше всего данный метод применять на стадии рефлексии , в конце урока.

5635

Специальные исследования подтвердили прямую зависимость между качеством музыкальной памяти ученика и уровнем сформированности у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Чем больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти. Как показывают наблюдения за эстрадными выступлениями, чем более способный ученик, чем больше развит его внутренний слух, тем реже у него появляется потеря памяти при выполнении любых произведений и, что особенно характерно, кантиленного музыки, которая богата трудности гармонических связей и голосовединня. Большое значение для развития музыкальной памяти имеет предварительный анализ произведения, с помощью которого происходит активное запоминание материала. Так, по мнению Л. Маккинон, "способ анализа и установления сознательных ассоциаций является единственным надежным для запоминания музыки ... Только то, что отмечено сознательно, можно вспомнить позже по собственному желанию". "Механическая упражнение всегда останется сухой и бесцельной, если не будет базироваться на работе председателя", прежде всего нужно "пробудить к деятельности ваш мозг", - эти известные высказывания Н. Рубинштейна можно считать некоторой степени классическими.

Цель исследования - разработка психометрического метода диагностики музыкальной памяти, основанной на: 1) методологии психометрических требований, используемых в тесте интеллекта Д.В. Векслера; 2) принципе одноразового предъявления материала для запоминания в диагностике рабочей (оперативной) памяти, использованного в тесте интеллекта Д.В. Векслера и в слуховых тестах музыкальных способностей; 3) методологии диагностики музыкального слуха как сенсорноперцептивного музыкального когнитивного процесса, т.е. слухового восприятия музыки как общей когнитивной способности, обусловливающей наличие слуховой музыкальной

5636

памяти как общепсихического процесса и составляющей музыкального интеллекта.

База исследования - школа 85 в городе Нижний Тагил, 15 человек, 3 класс. В ходе исследования было выяснено, что результаты музыкальной слуховой высотной и ритмической памяти выровнены на уровне 7 и 8 баллов в зоне нормы, показатель музыкальной слуховой общей памяти на уровне 5 баллов в зоне нормы. Данные результаты говорят о том, что у большинства детей развита музыкальная память на достаточном уровне.

Таким образом можно сказать, что достаточное количество детей обладает музыкальной памятью.

Музыкальная память сложный набор различных видов памяти. Логические спосoбы запоминания, такие как смысловая группировка и смысловое соотнесение, улучшают запоминание и могут быть настойчиво рекомендованы. Однако опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть и от особенностей мышления музыканта - исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала. Правильное распредление повторений в прoцессе запоминания, когда делаются рaзумные перерывы и обращается внимание на активный характер повторения, способствует развитию всех видов памяти. Для того чтобы развивать музыкальную память, как показывает исследование , необходимо использовать разнообразные методы развития музыкальной памяти на практике.

Литература:

1. .Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. // Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика - Синтез 2011.-67 с.

2. Ветлугина Н.А. // Методика музыкального воспитания в детском саду М.: 1989 Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М.: просвещение, 1985 .-12 с.

3. Метлов Н.А.// Музыка - детям М.: Просвещение 1985. -56 с.

5637

4. Эстетическое воспитание в детском саду// Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1978. -67 с.

5. Григорьев В. //«О развитии музыкальной памяти учащегося», из сборника статей Вопросы музыкальной педагогики».

6. Петрушин В.И. // Музыкальная психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

7. Бочкарев Л.Л.// Психология музыкальной деятельности. - М.: «Институт психологии РАН», 1997.

8. Тарасова К.В.// Онтогенез музыкальных способностей. - М., Педагогика 1988.

9. Эльконин Д.Б. // Избранные психологические труды, М., 1989.

10. Цагарелли Ю.А. // Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. - СПб: «Композитор», 2008. Информация о себе: телефон- 89506316173

Literature:

1. 1.Vasilyeva M.A., Gerbova V.V., Komarova T.S. // The program of education and training in kindergarten M.: Mosaic - Synthesis 2011.-67 p.

2. Vetlugina N.A.// Methods of musical education in kindergarten M.: 1989 Dzerzhinsky I.L. Musical education of younger preschoolers. - M.: enlightenment, 1985.-12 p.

3. Metlov N.A. // Music for children M.: Enlightenment 1985. -56 p.

4. Aesthetic education in kindergarten// Edited by N. A. Vetlugina. - M.: Enlightenment, 1978. -67 p.

5. Grigoriev V. //On the development of musical memory of a student//, from the collection of articles Questions of musical pedagogy".

6. Petrushin V.I. Musical psychology. - M.:// Humanit. publishing house of the VLADOS Center, 1997.

7. Bochkarev L.L. Psychology of musical activity. - M.: //Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences//, 1997.

5638

8. Tarasova K.V. //Ontogenesis of musical abilities. //- M., Pedagogy 1988.

9. Elkonin D.B.// Selected psychological works//, M., 1989.

10. Tsagarelli Yu.A. //Psychology of musical and performing activity. Study guide. //- St. Petersburg: "Composer", 2008.

© Беляева А.Н., Трофимова Е.Д., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

Для цитирования: Беляева А.Н., Трофимова Е.Д. Развитие музыкальной памяти учащихся на уроке музыки в начальной школе// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

5639

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.