Научная статья на тему 'РОЛЬ МНЕМО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ МНЕМО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ДЕТЕЙ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / MUSICAL ACTIVITYOFTHETEACHER / EMOTIONSAND FEELINGS OF CHILDREN / MUSICAL DIDACTIC GAMES / EMOTIONAL MEMORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шестакова Лилия Михайловна

Показана роль работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в формировании эмоциональной сферы детей, в развитии их когнитивных способностей, в частности, образно-ассоциативной памяти. Приводятся педагогические техники по мнемо-музыкальному воспитанию старших дошкольников, включающие следующие структурные элементы: ритм, динамику, созвучие, мелодии и форму. Направления программы музыкального воспитания включали: слушание музыки, пение, музыкально-ритмическое воспитание, игры на музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, краевой компонент (фольклор) и пр., что положительно влияло на эмоциональную сферу детей, способствовало формированию и раскрытию их творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MNEMONIC AND MUSICAL EDUCATION IN THE FORMATION OF EMOTIONALITY OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The role of the music director of a preschool educational institution in the formation of the emotional sphere of children, in the development of their cognitive abilities, in particular, figurative and associative memory, is shown. Pedagogical techniques for mnemonic and musical education of older preschoolers are presented, including the following structural elements: rhythm, dynamics, consonance, melodies and form. The directions of the program of musical education included: listening to music, singing, musical and rhythmic education, playing musical instruments, musical and didactic games, the regional component (folklore), etc., which positively influenced the emotional sphere of children, contributed to the formation and disclosure of their creative potential.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МНЕМО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2+37.036.5

Л. М. Шестакова

РОЛЬ МНЕМО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В СТАНОВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение. Программа музыкального воспитания в условиях детского сада направлена на формирование эстетических чувств и эмоциональности у детей; она реализуется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования [1]. Способность слышать и слушать музыку, понимать музыкальные произведения формируется точно так же, как и восприятие и понимание окружающего мира, что обусловливает особенности физического и психического развития индивида на ранних и последующих этапах человеческого онтогенеза [2—3]. Психическое развитие в дошкольном детстве отличается особым уникальным этапом времени, когда проявляют себя и получают дальнейшее становление высшие психические функции, эмоции и чувства, зарождается критичность личности в оценке себя и окружающей действительности [4]. Одним из таких важных новообразований психической сферы является способность к запечатлению и воспроизведению музыкальных произведе-

ний, в основе которой лежит развитие эмоциональной памяти.

Представления о мнемотехнике музыкальности, и её влиянии на развитие эмоциональной памяти у детей дошкольного возраста — стало предметом нашего исследования. Музыкальные работники дошкольных учреждений постоянно сталкиваются с тем, что дети по-разному восприимчивы к музыке и музыкальным произведениям; однако они стремятся вовлечь всех детей группы к занятиям — разучивают с ними песенки, выполняют различные ритмические и гимнастические движения, танцы и хороводы, что, безусловно, обогащает эмоциональную жизнь детей, развивает их словесно-речевую и эмоциональную память.

В своё время видный отечественный актёр, режиссёр и педагог К. С. Станиславский [5] придавал особое внимание роли эмоций и чувств при воспроизведении сцен реальной жизни. Умение вжиться в образ, наполнить его необходимой эмоциональностью — отнюдь не лёгкая задача для актёра. В некотором смысле она ос-

ложнена уже достаточно сформированной психической сферой взрослого человека, тогда как ребёнок лишён ещё необходимой критичности, а его эмоции достаточно незрелые. Взрослому человеку-актёру предстоит рефлексивный путь понимания жизненной ситуации, а затем — дальнейшее наполнение роли чувственным образом. Ребёнок же, имея ограниченный эмоциональный опыт, чаще всего использует подражание увиденному или услышанному; он в отличие от взрослого легче обучается и принимает жизненные ситуации и роли, которые затем и играет в реальной жизни.

Программа мнемо-музыкального воспитания. Музыкальные занятия в детском саду, наряду с другими общеразвивающими учебными видами деятельности, создают условия для благоприятного физического и психического развития детей, в том числе и в аспекте их духовного, эмоционально-чувственного становления. Однако перед педагогом — музыкальным работником — возникает вопрос. Каким же образом феномен эмоциональной памяти может повлиять на воспитательный процесс? Дело в том, что это понятие напрямую связано с психической сферой человека, когда пережитые чувства и эмоции выступают как своеобразный сигнал для его действий. Когда эмоциональная память достигает наивысшей концентрации, про-

является талант. Талант, в свою очередь — это максимальное проявление творческих способностей. Иными словами, педагог своей деятельностью создаёт условия для развития творческого потенциала детей, а успешность овладениями различными навыками, в том числе и в музыкальной деятельности, способствуют становлению адекватной эмоционально-чувственной сферы.

Таким образом, цель, которую ставит перед собой музыкальный руководитель, заключается в использовании эмоциональной памяти ребёнка для развития его творческого потенциала, то есть, музыкальным педагогом создаются условия, дающие толчок к развитию эмоциональных переживаний, помогают раскрыть таланты малыша, чтобы впоследствии он мог максимально использовать все свои возможности и способности.

В руках музыкального руководителя есть мощный инструмент, которым он обязан воспользоваться для развития эмоциональной памяти ребёнка — это музыка. Вся жизнь человека неразрывно связана с музыкой, даже если он не придает большого значения этому факту. Благодаря семи буквам нотного алфавита в душе человека можно пробудить самые разные грани эмоциональных переживаний.

Программа «Мнемо-музыкаль-ное воспитание», составленная нами, была реализована в МАДОУ

«Детский сад № 107 комбинированного вида» Московского района города Казани. Материал программы ориентирован на формирование стойких эмоций, которые помогают проявлять детям свои способности, и направлен на их творческую самореализацию. Это помогает решать многие задачи, поставленные перед педагогом-музыкантом в процессе воспитания детей. Программа музыкального воспитания дошкольников основана на принципах, заложенных в ФГОС ДО «От рождения до школы» [6]. В её основе — порождение у детей стойких положительных эмоций, связанных с музицированием, слушанием, ритмикой, что в дальнейшем способствует его личностному росту, развитию его духовных качеств, воспитанию нравственных ценностей и позитивному восприятию окружающего мира.

Используя мнемотехнику1 на занятиях музыкой, педагог добивается различных эффектов в восприятии и понимании детьми музыкальных произведений, а также развивает способности, связанные с воспроизведением песен и ритмических действий, пр. Применяя различные средства музыкальной

1 Мнемоника представляет собой совокупность методик и приёмов, влияющих на развитие памяти, облегчение запоминания и увеличения объёма памяти с применением различных методов ассоциации [7].

выразительности, можно воздействовать на физиологические, процессы и эмоциональную сферу ребёнка, что помогает его творческому проявлению и нравственному обогащению, раскрывает духовную отзывчивость, гармонизирует сферу настроений, развивает коммуникативные способности, корректирует личностные черты характера [8]. Для этого музыкальный руководитель детского сада в своей практике использует основные музыкальные структурные элементы — это ритм, динамика, созвучие, мелодия и форма.

Ритм в музыке — это чередующаяся последовательность звуков и пауз. Регулярный ритм присущ каждому человеку и проявляется в таких физиологических процессах как дыхание, сердцебиение, чередование дня и ночи, смена времен года, а, значит, органически встроен в систему жизнедеятельности человека. В этом смысле музыкальный ритм гармонически вписывается в картину мира, которая воспринимается ребенком.

Динамика — это средство передачи эмоций, показывающее громкость звучания музыки. Эмоции в жизни ребенка, в свою очередь, являются проявлением восприятия того или иного события, факта. Чем сильнее воздействие, тем ярче и громче ответная реакция и наоборот.

Созвучие — это одновременное гармоничное сочетание нескольких тонов в музыке в условиях лада и тональности. Музыкальное созвучие

или гармония обогащает музыкальное восприятие ребенка, развивает его музыкальный слух.

Мелодия — это голос музыкальной фактуры, тема музыкального произведения, то есть звуки, объединенные смысловым содержанием. Мелодия воспринимается слухом ребенка как композиционно-техническое и ладовое целое.

Форма в музыке — само строение музыкального произведения. Понятие формы здесь многозначно, но если отнести его к жанру, то практика показывает, что дети с легкостью определяют характер музыкального произведения и живо откликаются на него.

Средства музыкальной выразительности представляют собой музыкальный язык, объединяющий все эти основные понятия, благодаря которым раскрывается возможность выстроить процесс воспитания ребенка, что помогает решать задачи в музыкальной педагогике, такие как становление личности ребенка, гармонизация его эмоциональной сферы, культурное обогащение, нравственное воспитание, эстетически вкус и, наконец, любовь к музыке.

Программа «Мнемо-музыкаль-ное воспитание» направлена на эмоциональную память детей через музыкальное воспитание для развития их творческих способностей. Такой способ обработки материала ведет в целом к увеличению продуктивности процессов памяти, запоминанию и воспроиз-

ведению материала. Мнемические действия — это не функция мозга, а приёмы, которые формируются воспитанием и индивидуальным развитием ребёнка [9]. То есть, познавательные способности ребёнка обогащаются специальными действиями музыкального руководителя, что позволяет раскрывать другие способности, выражаемые через творческие процессы. Это, соответственно, закладывает маленькие «кирпичики» в фундамент эмоциональной памяти дошкольников.

Исследование и диагностика уровня развития творчества, эмоциональности и креативности ребёнка осуществляется методом наблюдения и констатации, позволяющие выявить индивидуальные психологические различия [10]. Изучение работ J. P. Guilford [11] показало способность детей к творческим проявлениям на основе таких критериев, как количество предложенных вариантов решения задачи, разработанность идеи, нестандартность, оригинальность и гибкость мысли. Анализ развития творческих способностей и их эмоционального проявления у детей осуществляется также наблюдением внешних симптомов.

Программа музыкального воспитания, составленная нами, содержит следующие направления:

1. Слушание музыки детьми старшего дошкольного возраста, что позволяло активизировать

внутренние процессы; способствовало сосредоточению детей на музыкальном произведении. На занятиях детей знакомили с разнообразными видами музыкальных форм. При систематическом слушании музыкальных произведений формировали эстетические чувства, стимулировали распознавание и осознание выразительных средств, используемых в музыке, углубляли представления детей об окружающем пространстве и мире. При этом с детьми проводили обсуждения музыкальных произведений, что способствовало развитию аналитических способностей, проявляющихся в речевой практике детей. В работе с детьми широко применялись ассоциативные компоненты речевой и моторной деятельности, когда педагог целенаправленно выявлял у детей возникающие ассоциации во время слушания музыки. Формированию свободных ассоциаций способствовали специально подобранные картинки, которые могли бы натолкнуть детей к образному восприятию музыки.

2. Пение в системе музыкального воспитания. Самостоятельное или коллективное пение рассматривалось в аспекте ведущего компонента в музыкальном воспитании детей. Пение также способствовало умственному развитию детей, расширяло их кругозор и объём навыков и знаний, которые уже имеются на данный период време-

ни. Во время пения перед ребёнком предстаёт целостный мир красочных чувств; через песню он начинает познавать окружающий мир, жизнь, природу, краски. Песня, по мнению R. L. Todd [12], может успокоить ребёнка или, наоборот, привести в состояние активности. Таким образом, педагог в процессе занятия могла регулировать как общий настрой отдельного ребёнка, так и группы детей в целом. Пение помогало объединить детей, развивать у них чувство товарищества и взаимопомощи, организовывать их, воспитывать волю и выдержку.

Грамотно подобранный репертуар активно развивает чувство ритма и музыкальный слух детей, а также помогает формировать знания о профессиях, Родине, чувствах и т. д. Также вокальные занятия способствовали укреплению голосового аппарата и формировали правильное дыхание, поэтому его можно считать средством для укрепления организма и как здоровьесберегающую технологию [13].

3. Музыкально-ритмическое поведение. При этом выявляется, насколько отзывчив ребёнок к произведению на физиологическом уровне. Воспитание умения отражать музыку через движение, через пластику помогают развитию его моторных навыков, формируют и улучшают координацию движений, корректируют эти навыки пу-

тём несложного ритмического рисунка. Ребёнок учится отражать музыкальные образы в движениях, реагирует на динамические изменения в музыке, двигается в соответствии ритмом, учится обыгрывать движениями сильные и слабые доли в музыкальном произведении. В нашей работе использование музыкально-ритмического воспитания помогало дошкольникам целостно воспринимать музыкальное произведение и передавать его характер через танец. Ритмический рисунок под музыкальное сопровождение, помимо формирования и закрепления моторных навыков, развивало у детей ассоциативную память. Характер музыкального произведения сам по себе определял динамику танца и вызывал желание двигаться быстро или, наоборот, медленно и плавно.

4. Игра на музыкальных инструментах — это основа творческой деятельности ребёнка. Воспроизведение звуков, знакомство с ними открывает перед дошкольниками мир красочных эмоций и впечатлений. Наряду с этим, игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, внимание, память; активизируются мыслительные процессы. Во время занятий дети проникались к успехам друг друга, у них возникало чувство сопереживания и взаимопомощи. Игра на инструментах помогала тем детям, которые не умели правильно интонировать или

ритмически двигаться, что способствовало активизации процессов музыкальной координации и развивало фантазию [14]. Различные звуки по высоте, которые извлекает ребёнок из инструментов — вызывают ассоциативную реакцию мозга, то есть, создание определенных детских образов, а грамотное управление этим процессом педагогом, помогает выстроить целую цепочку таких образов и ассоциаций.

5. Музыкально-дидактические игры прекрасно развивают сенсорные способности ребёнка. Задача таких игр заключает в себе занимательность, соревновательный момент и сенсорное воспитание. Такие игры включали в себя действия, помогающие услышать, сравнить, воспроизвести тот или иной звук, мелодию [15]. Это помогало планомерно и систематически развивать музыкальный слух детей, развивать координацию их движений. Игры, которые использовались музыкальным руководителем, были как подвижные, так и настольные. Здесь уже напрямую мы использовали методы ассоциаций, состоящие из цепочек: звук — картинка — образ, образ — картинка — звук.

К основным направлениям музыкального воспитания также относится включение краевого компонента в программное обеспечение образовательных ситуаций. Фольклор играет немаловажную

роль в жизни ребёнка. Через него дети познают значение слов Родина, Отчизна, у них формируется чувство любви к родному краю, дому, природе. Благодаря фольклорной тематике дошкольники узнают о своей национальной принадлежности, открывают для себя музыку других народов; знакомятся с образом жизни, костюмами, инструментами, праздниками.

Программа «Мнемо-музыкаль-ное воспитание» подразумевала также разделение работы музыкального руководителя по видам деятельности:

— первый вид относится к фронтальным образовательным ситуациям. Он направлен на работу с группой и включает все направления музыкального воспитания: пение, слушание музыки, ритмическая деятельность, игры;

— второй вид деятельности формируется по подгруппам, где продолжается работа с детьми, которые по тем или иным причинам не усвоили программу фронтальной образовательной ситуации. Также сюда можно отнести работу по подготовке к праздничным мероприятиям и утренникам. Работая с небольшими группами, можно выучить движения к танцу или режиссировать сценку;

— третий вид образовательных ситуаций — это индивидуальная работа. Здесь идет направленность на развитие творческих способностей наиболее одаренных детей.

Также в рамках этой сферы деятельности ведется работа с детьми, которые не посещали долгое время детский сад. В индивидуальных образовательных ситуациях может проводиться диагностика уровня развития музыкальных способностей детей и усвоения подаваемого педагогом материала.

Систематичность в построении программы по развитию творческих способностей через свойства эмоциональной памяти сглаживает разрывы между теорией и практикой в педагогической деятельности и помогает организовать работу с детьми с максимальной эмоциональной отдачей.

Но на этом деятельность музыкального руководителя не заканчивается. Для наиболее полного запоминания материала и закрепление его на уровне эмоциональной памяти требуется совместная работа с воспитателями и родителями детей. Воспитатели в группах продолжают периодически разучивать песенный материал, пройденный с музыкальным руководителем. Повторение такого материала может быть осуществлено на прогулках, ведь пение на свежем воздухе способствует укреплению здоровья детей. В группах в игровых моментах воспитатели используют те же ассоциативные техники, предоставленные им музыкальным педагогом, для повторения пройденного материала.

Работа с родителями ведётся в рамках совместных праздничных мероприятий, а также через различные творческие мастер-классы. Родители могут подготовить к определенному мероприятию номер с ребёнком и выступить перед его сверстниками и другими родителями. Форма такой деятельности фиксируется в эмоциональной памяти детей положительными впечатлениями, вызывает радость и чувство гордости за свою семью.

Отдельным блоком в работе музыкального руководителя детского сада можно выделить тематические мероприятия, посвященные определенным праздничным датам, а также утренники. Именно такие мероприятия служат толчком к развитию творчества детей, к максимальному использованию их потенциала для создания нового «кирпичика» в их эмоциональной памяти. Такие праздники всегда оставляют яркий след в душе ребёнка, где он может показать свои навыки и таланты. Безусловно, подготовка к таким мероприятиям — это сложный процесс. Но именно он помогает ребёнку мобилизовать свои силы и выступить с максимальной отдачей, вследствие грамотно подобранного материала педагогом, соответствующего способностям и физическому и психическому развитию детей.

Интерактивная форма работы на таких мероприятиях с родителями — это важное условие успеш-

ной педагогической деятельности дошкольного учреждения в рамках современной модернизации системы образования. Эта форма сотрудничества, где родители перестают быть наблюдателями процесса, а становятся его непосредственными участниками, уже показала свои положительные тенденции в обогащении эмоциональной памяти детей.

Праздник сам по себе уже является эмоциональной вспышкой для ребёнка, так как предполагает погружение из будничной среды в торжественную атмосферу со сменой декоративных элементов, применением различной атрибутики и сменой костюмов. Причастность к этим мероприятиям вызывает положительные эмоции, радость у детей, оставляют яркий эмоциональный след в детских сердцах. Со вкусом оформленное помещение, интересный песенный репертуар, стихи, костюмы, постановка танцевальных номеров — всё это способствует развитию эстетического вкуса детей, приобщает их к культуре праздничных мероприятий, обогащает их эмоциональную память и вызывает у них активное желание участвовать в подобных праздниках.

Однако невозможно заставить ребёнка, испытывающего дискомфорт и стеснение, например, при публичных выступлениях, максимально показать свои навыки и умения, которые уже сформирова-

ны в нем к этому моменту. Поэтому в задачу музыкального руководителя входит отметить этот момент и помочь ребенку проявить себя в другой деятельности и получить от этого не менее сильные положительные эмоции.

Образовательные ситуации, созданные на базе программы «Мне-мо-музыкальное воспитание», решают попутно задачи, связанные с психологическими аспектами развития ребёнка. Каждый ребёнок имеет свой уровень восприятия мира, свой уровень физиологического и психического развития, соответственно, уровень формирования эмоциональной памяти также является индивидуальным и зависит от субъективных черт характера.

Воздействие на эмоции может производиться через разные каналы, вызывая ряд изменений на физиологическом уровне. Музыка обладает способностью возбуждать память и воображение. Некоторые мелодии или песни вызывают ассоциации с мамой, любимым животным, друзьями. Они могут производить сильное впечатление на ребёнка и вызвать в нём эмоциональный отклик, который в дальнейшем обосновывается в памяти эмоций, давая нужную реакцию на определенный раздражитель.

Но работа с формированием эмоциональной памяти детей сводится не только к положительным ярким моментам в их жизни. Есть ещё отрицательные эмоции и ней-

тральные и они также откладываются «кирпичиками» в их памяти и откликаются страхами на неприятные ситуации, как ответ на негативный опыт. Как быть в этом случае? Конечно, тут может тоже помочь музыка. Её можно использовать в качестве коррекции на уже полученную психологически травмирующую ситуацию, а также на формирование некоторого отрицательного эмоционального опыта, который не затрагивает негативно психику ребёнка, но в то же время знакомит его с этой стороной восприятия действительности. Погружение в среду образного восприятия музыки с оттенками грусти или с нотками агрессивного яркого исполнения произведения, помогает ребёнку познать испуг, страх, грусть через образы. Сложно уберечь ребёнка от травмирующих ситуаций в повседневной жизни, однако обогатить его эмоциональную память впечатлениями, задача для музыкального руководителя выполнимая.

Музыкальные образовательные ситуации служат мощным источником, в котором дети черпают информацию для своей эмоциональной памяти. Систематическое музицирование, танцы, музыкальные игры в образовательной ситуации побуждают ребёнка в дальнейшем к самостоятельному творческому проявлению. Это вызывает у него новые эмоции, связанные с любовью к музыке, к положи-

тельному отношению своей творческой самостоятельной деятельности. Всё это происходит благодаря эмоциональной памяти, которая служит мощным толчком для физического и психологического развития ребёнка.

Выводы. Работа по программе «Мнемо-музыкальное воспитание» даёт возможность сделать дошкольнику выбор в том, как ему отреагировать на тот или иной раздражитель, используя свою эмоциональную память. То есть, пережитые им эмоции и чувства выступают в виде сигналов, регулирующих его действия. И их развитие является важнейшим условием духовного становления малыша, что формирует его личность.

Программа стимулирует детей к восприятию окружающего мира, овладению навыками пения и формирует интерес к музыкальным инструментам. Дети обнаружили высокую заинтересованность к образовательным ситуациям на занятиях музыкой; выявили живой эмоциональный отклик на музыкальный репертуар, с готов-

ностью демонстрировали свои способности, с радостью открывали в себе таланты элементарного музицирования. В процессе образовательной ситуации они активно демонстрировали свою заинтересованность для самостоятельного проявления достигнутых результатов. Также старшие дошкольники активно вовлекали в эти процессы своих родителей, которые с готовностью демонстрировали свои способности и таланты в ходе праздничных и тематических мероприятий.

Таким образом, работа музыкального руководителя направлена на воспитание детей, активное развитие их психической сферы, в том числе и в плане формирования их эмоциональной памяти; на яркое проявление их чувств и переживаний; на раскрытие индивидуальных творческих способностей и талантов. Деятельность музыкального руководителя опосредованно влияет и на корригирование эмоционального состояния детей, способствует становлению адекватного поведения детей в соответствующих жизненных ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.

2. Майкапар С. М. Музыкальный слух, его значение, природа и особен-

ности и метод правильного развития. Изд. 4-е. М.: Ленанд, 2017 (макет 2018). 247 с.

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Акад. пед. наук РСФСР. Институт психологии. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 398 с.

5. Станиславский К. С. // https:// ru.wikipedia.org/wiki/Станислав-ский,_Константин_Сергеевич (дата обращения: 09.11.2020).

6. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А..Указ. соч.

7. Демин Р. Н. Танец как форма философствования и мнемотехники // Философия детям. Человек среди людей: материалы II Международной научно-практической конференции, 25-28 мая 2006 г. М., 2006. С. 98-100.

8. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / Н. А. Вет-лугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; под ред. Н. А. Ветлу-гиной. М.: Просвещение, 1982. 271 с.

9. Atkinson R. C. Mnemotechnics in Second-Language Learning // American Psychologist. August 1975. P. 821-828 // http://www.rca.ucsd.edu/selected_ papers/Mnemotechnics%20in%20 Second-Language%20Learning_ American%20Psychologist_August%20 1975.pdf (дата обращения: 09.11.2020).

10. Bijvoet-van den Berg S., Hoicka E. Individual Differences and Age-Related Changes in Divergent Thinking in Toddlers and Preschoolers // Developmental Psychology. June 20, 2014 // https://www. researchgate.net/publication/260482979_ Individual_Differences_and_Age-Related_Changes_in_Divergent_ Thinking_in_Toddlers_and_Preschoolers (дата обращения: 09.11.2020).

11. Guilford J. P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. N.Y., 1967.

12. Todd R. L. Mendelssohn's Musical Education: A Study and Edition of His Exercises in Composition. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

13. Redle E., Vannest J., Maloney T., Tsevat R. K., Eikenberry S., Lewis B. et al. Functional MRI evidence for fine motor praxis dysfunction in children with persistent speech disorders. Brain Research. Volume 1597, 9 February 2015, P. 47-56.

14. Hughes W. D. (1990). Music history in perspective. The American Music Teacher, 40 (2), 22-23, 69.

15. Pindale A. M. The Effect of Musical Mnemonics and Musical Training on Word Recall. Open Access Theses. Psychology 2013.

REFERENCES

1. From birth to school. Approximate general education program of preschool education (pilot version) / Ed. by N. E. Veraksa, T. S. Komarova, M. A. Va-silyeva. M.: Mozaika-Sintez, 2014. 368 p. (In Russ.).

2. Majkapar S. M. An ear for music, its meaning, nature and features of the

method and proper development. 4 edition. M.: Lenand, 2017 (maket 2018). 247 p. (In Russ.).

3. Teplov B. M. Psychology of musical abilities / Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. Institute of Psychology. M.-L: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1947. 335 p. (In USSR).

KoppeKUHOHHO-neflaroranecKoe o6pa3OBaHHe. 2020. № 4 (24)

4. Bozhovich L. I. Personality and its formation in childhood. Sankt-Peterburg: Piter, 2008. 398 p. (In Russ.).

5. Stanislavskij K. S. // https://ru. wikipedia.org/wiki/CTaHHC^aBCKHH,_ KoHCTaHTHH_CepreeBHq (date of the address: 09.11.2020).

6. Veraksa N. E., Komarova T. S., Vasilyeva M. A. Index of the essay.

7. Demin R. N. Dance as a form of philosophizing and mnemonics // Philosophy for children. Man among People: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, May 25-28, 2006, M., 2006. P. 98-100. (In Russ.).

8. Methods of musical education in kindergarten. Textbook for students of pedagogical schools in the specialty "Preschool education" / N. A. Vetlugina, I. L. Dzerzhinskaya, L. N. Komissarova, et al; edited by N. A. Vetlugina. M.: Prosveshchenie, 1982. 271 p. (In USSR).

9. Atkinson R. C. Mnemotechnics in Second-Language Learning // American Psychologist. August 1975. P. 821-828 // http://www.rca.ucsd.edu/selected_ papers/Mnemotechnics%20in%20 Second-Language%20Learning_ American%20Psychologist_August%20 1975.pdf (date of the address: 09.11.2020).

10. Bijvoet-van den Berg S., Hoicka E. Individual Differences and Age-Related

Changes in Divergent Thinking in Toddlers and Preschoolers // Developmental Psychology. June 20, 2014 // https://www.researchgate .net/ publication/260482979_Individual_ Differences_and_Age-Related_ Changes_in_Divergent_Thinking_in_ Toddlers_and_Preschoolers (date of the address: 09.11.2020).

11. Guilford J. P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. N.Y., 1967.

12. Todd R. L. Mendelssohn's Musical Education: A Study and Edition of His Exercises in Composition. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

13. Redle E., Vannest J., Maloney T., Tsevat R. K., Eikenberry S., Lewis B. et al. Functional MRI evidence for fine motor praxis dysfunction in children with persistent speech disorders. Brain Research. Volume 1597, 9 February 2015, P. 47-56.

14. Hughes W. D. (1990). Music history in perspective. The American Music Teacher, 40 (2), 22-23, 69.

15. Pindale A. M. The Effect of Musical Mnemonics and Musical Training on Word Recall. Open Access Theses. Psychology 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nocmynuna e peda^um 22.10.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.