Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ВОСПРИЯТИЕ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
363
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУШАНИЕ / ЭМОЦИИ / КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беляева Алина Николаевна

В статье рассматривается музыкальное восприятие и его взаимосвязь с развитием ребёнка и его психических процессов в целом, также в статье говорится о способах развития музыкального восприятия у детей, о эмоциональном развитии, формировании умения определять характер, настроение, тематику музыкального произведения, выбранного педагогом. Рассмотрен перечень действий, которые могут выполнять взрослые, находящиеся в непосредственном окружении детей, даны рекомендации, позволяющие родителю помочь в развитии музыкальной деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION AS A TYPE OF MUSICAL ACTIVITY OF A CHILD IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses musical perception and its relationship with the development of the child and his mental processes in general, the article also talks about the ways of developing musical perception in children, about emotional development, the formation of the ability to determine the character, mood, theme of a musical composition chosen by a teacher. The list of actions that can be performed by adults who are in the immediate environment of children is considered, recommendations are given that allow a parent to help in the development of children's musical activity.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Научная статья Original article УДК 001.740

ВОСПРИЯТИЕ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

PERCEPTION AS A TYPE OF MUSICAL ACTIVITY OF A CHILD IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Беляева Алина Николаевна, студент 4 курс, факультет «Психолого-педагогического образования», Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, Россия, г. Нижний Тагил Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижнетагильский государственный социально -педагогический институт, Россия, г. Нижний Тагил

Belyaeva Alina Nikolaevna, 4th year student, Faculty of Psychological and Pedagogical Education, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil

Scientific adviser: Trofimova Elena Davidovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil

Аннотация: В статье рассматривается музыкальное восприятие и его взаимосвязь с развитием ребёнка и его психических процессов в целом, также

3354

в статье говорится о способах развития музыкального восприятия у детей, о эмоциональном развитии, формировании умения определять характер, настроение, тематику музыкального произведения, выбранного педагогом.

Рассмотрен перечень действий, которые могут выполнять взрослые, находящиеся в непосредственном окружении детей, даны рекомендации, позволяющие родителю помочь в развитии музыкальной деятельности детей.

Annotation: The article discusses musical perception and its relationship with the development of the child and his mental processes in general, the article also talks about the ways of developing musical perception in children, about emotional development, the formation of the ability to determine the character, mood, theme of a musical composition chosen by a teacher. The list of actions that can be performed by adults who are in the immediate environment of children is considered, recommendations are given that allow a parent to help in the development of children's musical activity.

Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть. В.Ф.Одоевский

Ключевые слова: восприятие, музыкальная деятельность, слушание, эмоции, культура, развитие.

Keywords: perception, musical activity, listening, emotions, culture, development.

Актуальность исследования

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном связана со сложностью организации процесса восприятия. В первую очередь стоит понимать, что умение воспринимать музыкальный материал на занятиях способствует развитию ребёнка.

Речь о музыке обладает информационной нагрузкой только в том случае, если она ей сопутствует и звучит. Музыка находится повсюду : в разговоре, повествует о жизни и о накопленном опыте народов, делится мудростью жизни и передаёт эмоции человека через века с помощью звуков и

3355

интонаций. Ребёнок начинает понимать этот необыкновенный язык тогда, когда музыкальный звук его привлекает, возникает первый интерес к звуку музыки, музицированию, когда возникает потребность говорить о музыке и о средствах её выразительности. Слушание музыки - хорошо развивает ребёнка, но и в то же время является сложным видом музыкальной деятельности. Дети получают необычайный объём новых впечатлений, приятные эмоции, в сравнении с другими её видами. Также они начинают слушать и слышать музыку, анализируя её. Параллельно развивается музыкальное восприятие -мышление. Самые простые знания о музыкальном искусстве формируются непосредственно на музыкальных занятиях при восприятии, исполнительстве, творчестве.

Дошкольники получают приятные эмоции не только от музыки в целом, это происходит в совокупности с ощущением эмоциональной реакции близких - матери, отца, бабушки, дедушки и других. «Человек стал человеком, - писал В.Сухомлинский - когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой».

Осознать и воспринять музыкальное произведение для дошкольника довольно непросто, что случается часто с одной стороны из-за, специфичности музыкального художественного образа, с иной - с возрастных особенностей дошкольников. Воспитанникам детского сада непросто воспринять трудный, развивающийся музыкальный образ, так как у них неустойчивое внимание и малый объём запоминания информации. Детям в обязательном порядке нужна помощь, при вхождении в мир музыкального искусства и помочь её понять и прочувствовать. Поэтому занятия, которые проводятся по восприятию музыкального искусства включают в себя подготовку: нахождение и подбор

3356

музыкального репертуара; внедрение определённых методов и способов работы с ним; включение и использование других видов музыкальной деятельности в процессе (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения); включение разнообразных видов художественной деятельности, а также произведений литературы и репродукции художественных картин (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.). Синтез различных видов форм искусства при обучении детей какой-либо деятельности является наиболее продуктивным и воздействует на него со всех сторон. Наглядность помогает понять детям художественный образ, объяснить его. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком. Подбор музыкального репертуара исполняется на базе принципов художественности и доступности для детей дошкольного возраста; сочетания классической, прогрессивной музыки и фольклора. Воспитанники с самого начала получают представление об обилии и богатстве мира музыки, что оказывает благоприятное влияние на их музыкальное развитие, расширяет художественный кругозор. Постоянное обогащение музыкальными приятными эмоциями в процессе работы по слушанию музыки помогает развитию музыкального восприятия дошкольников.

Программа по слушанию музыки в детском саду определяется исходя из воспитательных задач, а не обучением, так как информация, получаемая детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничена. Главная задача музыкального вида деятельности - приобщить воспитанников детского сада к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней. Смотря на эту цель, главной воспитательной задачей по восприятию музыки будет формирование важных и первостепенных основ музыкальной культуры, а именно: знакомство ребёнка с понятными для их восприятия современным, народным творчеством, а также классическими произведениями, распределяя их по

3357

жанрам и видам; развитие у детей музыкальной восприимчивости, возможности чувственно отзываться на музыку, сопереживать находящимся в ней чувствам; учиться запоминать музыкальные произведения, их характер, содержание. Также педагогу нужны средства, использующиеся для музыкальной выразительности; поэтапное появление представлений о музыке; воспитывать оценочное отношение к музыке и её исполнению, что и будет считаться проявлением музыкального вкуса; формирование навыка слушания музыки; создание фонда любимых детских произведений. В музыкальной программе по восприятию музыки, как правило, содержится три этапа: самое первое знакомство с музыкальными произведениями, запоминание и накопление новый музыкальных впечатлений. Также рaзвитие музыкальных способностей детей и скопление музыкальной культуры. Развитие умения отличать характер песен, пьес, сыгранных на инструментах, их выразительности и средств, с помощью которых она была написана; появление и правильное формирование музыкального вкуса у ребёнка. Везде используются определённые, эффективные методические приёмы работы.

На самом первом этапе знакомства педагог должен пробудить интерес и желание слушать. Это должно быть обязательно, так как исполнение должно передавать характер и настроение музыки. Самое первое слушание музыки должно быть невероятно эмоциональным и наполненным, чтобы воздействовать на внутренний мир ребёнка. Тут нужно научить ребёнка вслушиваться в музыку, воспринимать её характер и особенности, различать настроение и подходит ли оно к герою. Педагог, говоря о музыке, должен чётко и ясно выражать мысль и доносить до детей её смысл. Необходимо продумать как будет звучать начало пояснения перед музыкой и как будут взаимосвязаны дальнейшие её пояснения. Судя по речи и высказыванию детей, по жестам, по отзывчивости и выражению лица ребёнка можно судить о том, на сколько его заинтересовала данная композиция.

3358

На следующем этапе перед педагогом стоит задача- активизация процесса восприятия музыки у детей. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на начало музыкального произведения, основной части, заключения, а также на то, с помощью чего в музыке выражается характер и настроение. Нужно будет использовать игровые приёмы обучения и игрушки, иллюстрационный показ, которые связаны темой с содержанием прослушиваемого произведения. Данный шаг нужен для углубленного восприятия музыки и развития музыкальной памяти.

В заключительном этапе слушания воспитанник начнёт уже узнавать музыкальное произведение, что говорит о сформировавшемся представлении о музыке. При частом повторении произведения воспитанники детского сада запоминают, выбирают те, которые им понравились. Они становятся более избирательны к музыке. Восприятие музыки в младшей и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.

В младшей группе музыкальный руководитель стремится: накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение; развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его; развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать о чём поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения. В средней группе в процессе слушания педагог должен: формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на её характер и настроение; развивать память, путём узнавания песни. Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего

3359

возраста должна быть светлой и жизнерадостной. Тематика произведений -самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни. В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание.

В старших группах в процессе слушания педагог стремится: приучать со вниманием слушать музыку, все эмоции выражать после слушания; воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке; прививать интерес к слушанию народной, классической и современной музыки в исполнении солистов, хора, оркестра; приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам и частям; развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, различать двух и трёхчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры; развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Для того чтобы углубить впечатления детей, музыкальный руководитель следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более полных высказываний, оценочных суждений.

Таким образом, данная работа помогает ребёнку полно воспринимать и чувствовать музыку, для развития музыкальных знаний, умений необходимо рассматривать процесс музыкального восприятия детьми, правильно его выстраивать.

Литература:

1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика - Синтез 2011. -67 с.

3360

2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду М.: 1989 Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М.: просвещение, 1985 .-12 с.

3. Метлов Н.А. Музыка - детям М.: Просвещение 1985. -56 с.

4. Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1978. -67 с.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1967. - 415 с.

6. Дзержинская. И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников: Пособие для воспитателя руководителя детского сада / И.Л. Дзержинская. - М.: Просвещение. 1985. - 89 с. Literature:

1. Vasilyeva M.A., Gerbova V.V., Komarova T.S. The program of education and training in kindergarten M.: Mosaic - Synthesis 2011

2. Vetlugina N.A. Methods of musical education in kindergarten M.: 1989 Dzerzhinsky I.L. Musical education of younger preschoolers. - M.: enlightenment, 1985

3. Metlov N.A. Music for children M.: Enlightenment 1985

4. Aesthetic education in kindergarten/ Edited by N. A. Vetlugina. - M.: Enlightenment, 1978.

5. Vetlugina N.A. Musical development of the child / N.A. Vetlugin. - M.: Enlightenment, 1967. - 415 p.

6. Dzerzhinskaya. I.L. Musical education of younger schoolchildren: A manual for the teacher of the head of the kindergarten / I.L. Dzerzhinskaya. - M.: Enlightenment. 1985. - 89 p.

© Беляева А.Н. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и

преподавателей «StudNet» №5/2022.

Для цитирования: Беляева А.Н. ВОСПРИЯТИЕ КАК ВИД

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ// Научно-образовательный журнал

для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022.

3361

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.