Научная статья на тему 'Некоторые вопросы музыкального воспитания в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Некоторые вопросы музыкального воспитания в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
340
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СЛУХ / РИТМ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФОРТЕПИАНО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гольдфайн Л.А.

Музыкальное развитие ребенка является одним из важнейших компонентов в системе эстетического и духовного воспитания. Необходимо развивать эмоции и чувства, приобщая ребенка к музыкальной культуре. Нужно учитывать возрастные особенности психологического состояния детей. Очень важно расположить ребенка к себе любыми способами найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Следует прививать ребенку любовь к музыке с самого раннего возраста, так как дети мыслят иначе, чем взрослые, поэтому каждый урок должен быть разнообразным и красочным, нужно сохранять интерес ребенка в течение всего занятия и постоянно повторять пройденное. Под музыкальными способностями подразумеваются: чувство ритма, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку. В процессе работы необходимо оценить музыкальный слух ребенка и приступить к знакомству с клавиатурой, постановке рук и освоить азы нотной грамоты. Музыкальные способности развиваются благодаря музыкальной деятельности ребенка. При обучении игре на фортепиано особенно развивается полифонический слух, который необходим для любого музыканта. Кроме развития музыкального слуха учащихся, нужно одновременно их знакомить с различными музыкальными инструментами. Педагог должен обеспечить здоровый и постоянный профессиональный рост ученика (без ложной быстроты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы музыкального воспитания в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Некоторые вопросы музыкального воспитания в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста

Гольдфайн Леонид Аркадьевич

доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», goldfine@list.ru

Музыкальное развитие ребенка является одним из важнейших компонентов в системе эстетического и духовного воспитания. Необходимо развивать эмоции и чувства, приобщая ребенка к музыкальной культуре. Нужно учитывать возрастные особенности психологического состояния детей. Очень важно расположить ребенка к себе любыми способами - найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Следует прививать ребенку любовь к музыке с самого раннего возраста, так как дети мыслят иначе, чем взрослые, поэтому каждый урок должен быть разнообразным и красочным, нужно сохранять интерес ребенка в течение всего занятия и постоянно повторять пройденное.

Под музыкальными способностями подразумеваются: чувство ритма, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку. В процессе работы необходимо оценить музыкальный слух ребенка и приступить к знакомству с клавиатурой, постановке рук и освоить азы нотной грамоты. Музыкальные способности развиваются благодаря музыкальной деятельности ребенка. При обучении игре на фортепиано особенно развивается полифонический слух, который необходим для любого музыканта.

Кроме развития музыкального слуха учащихся, нужно одновременно их знакомить с различными музыкальными инструментами. Педагог должен обеспечить здоровый и постоянный профессиональный рост ученика (без ложной быстроты). Ключевые слова: Музыкальное развитие, музыкальная культура, слух, ритм, музыкальная память, индивидуальный подход, музыкальные способности, фортепиано, эстетическое воспитание, возрастные особенности, процесс обучения.

«На протяжении ряда последних десятилетий многие педагоги, обучавшие детей азам фортепианной игры, неоднократно в разных вариантах повторяли одну и ту же мысль: фортепиано и нотная запись должны оставаться на начальном этапе на втором плане и играть подсобную роль, на первом же месте стоит задача ввести ребенка в мир музыки, пусть и самой простейшей...»[4,с 6].

Итак, музыкальное развитие ребенка является одним из важнейших компонентов в системе эстетического и духовного становления личности. Только развивая заинтересованность, эмоции, можно приобщить ребенка к музыкальной культуре и в процессе этой деятельности сформировать музыкально-эстетическое сознание .

Поэтому, на наш взгляд, прививать ребенку любовь к музыке необходимо с самого раннего возраста.

«Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудно,- вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (вроде игры в куклы для девочек или в солдатики - для мальчиков). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка».[ 3,с. 6]

Поэтому, прежде всего, нужно учитывать возрастные особенности психологического состояния детей, так как у дошкольников в восприятии окружающего мира есть свои отличительные черты:

- дети не могут долгое время сосредоточиться на одной задаче;

- они быстро воспринимают что-то новое, но также быстро рассредотачиваются , перебегая мыслью с предмета на предмет.;

- Самое главное, что малыши думают иначе чем взрослые, то есть, мысли во-многом опережают их действия и возможность высказаться, а также детям свойственно мыслить, в основном,

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

N

01 г

образно, что надо учитывать при привитии новых знаний.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- каждый урок должен быть разнообразным и красочным;

- нужно стараться сохранять интерес ребенка в течение всего занятия;

- систематически повторять пройденное;

- давать ребенку воспринимать материал спокойно, в умеренном темпе.

«Каждый ребенок, который входит в ваш класс,-это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента. Каждый получил от своих родителей неповторимую комбинацию наследственных задатков (генов) и индивидуальное воспитание. Бесконечное разнообразие человеческих типов -это бесценный дар, которым одарила нас природа. Именно это разнообразие делает работу педагога неизбывно творческой, не укладывающейся ни в какие заданные схемы, рамки, границы».[7,с.7]

Существуют особенности педагогического подхода к первой встрече с детьми.

Очень важно расположить ребенка к себе любыми способами: рассказать о своих первых шагах в приобщении к музыке, сыграть яркие образные пьесы или фрагменты из них, поговорить с ребенком о его увлечениях и конечно, же, попробовать вместе с ребенком спеть и подвигаться под музыку. То есть, должен быть найден индивидуальный подход к каждому воспитаннику, независимо от степени его одаренности.

«Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки - главнейшая из первоначальных задач педагога».[ 3,с. 5]

После всего этого надо познакомиться с общим уровнем развития ребенка, то есть узнать, умеет ли он читать, считать, рассказывать стихи, петь песенки, рисовать и т.д. После этого можно переходить к выявлению музыкальных способностей ученика.

Способности в общем - это внутренние условия развития индивидуума, формирующиеся в процессе взаимодействия с окружающим миром. Музыкальные способности, по мнению современных музыкантов, базируются на физиологических особенностях строения организма (мозга, органа слуха). Они и являются основой развития музыкальных способностей, что дает возможность педагогу развивать музыкальность у любого ребенка. Если с первых дней жизни создавать необходимые условия для этого (в доме должна постоянно звучать хорошая музыка, хотя бы даже фоном), у ребенка начнут развиваться музыкальные интересы.

Б.Теплов определяет музыкальные способности как « индивидуальные психологические свойства человека, от которых зависит восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в музыкальной области»[5, с.47].

Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Все они развиваются благодаря музыкальной деятельности ребенка. При

этом игра на музыкальных инструментах позволяет проявить самостоятельность и активность. Наша многолетняя работа с детьми показала, что играть на музыкальных инструментах могут практически все дети.

Под музыкальными способностями мы подразумеваем прежде всего чувство ритма, музыкальную память и эмоциональную отзывчивость на музыку. Эти способности можно выявить, применяя некоторые известные приемы: попросить ребенка спеть (оптимальный способ - это пение коротких песенок, который доступен и неиграющим детям. Пение - это вид исполнительства, выявляющий все музыкальные способности ребенка. Правильное пение указывает на высокую музыкальность обучаемого), повторить прохлопанный ритм (с помощью специальных ритмически характерных отрывков можно выявить чувство ритма, что будет более целесообразным, чем простое отстукивание ритмических фигур), нарисовать то, с чем у него ассоциируется услышанная мелодия... При этом обстановка, в которой происходит проверка, должна быть доброжелательной, но рабочей. Ребенок должен почувствовать, что пришел в школу, но обучение будет напоминать интересную игру.

Здесь уместно будет остановиться более подробно на проблеме музыкального слуха ребенка. Следует заметить, что имеется большое количество различных систем обучения, которые ставят своей целью более глубокое и эффективное развитие слуха. Огромная работа, конечно же, проводится педагогами - сольфеджистами, однако это явно недостаточно и прежде всего потому, что в этом случае развиваются лишь определенные виды слуха : звуковысотный и гармонический. Но ведь нужно еще и развитие образного слушания музыки. И вот эта работа должна проводиться именно в классах специальности.

Кроме того, именно при обучении игре на фортепиано развивается такой вид музыкального слуха, как полифонический, а он очень необходим для пианиста (даже совсем маленького). Начинается работа над полифоническим слухом практически с первых уроков, так как уже на начальном периоде обучения игре на фортепиано ученик встречается с подголосочной полифонией и постепенно подходит в течение ряда лет к произведениям контрастной и имитационной полифонии.

Полифонический слух необходим не только при сольном исполнении, но и при игре в ансамбле, аккомпанементе. Он учит слышать партнера, следить за его партией, не теряя собственной линии.

Следует также подчеркнуть, что в музыкальную школу поступают дети с разным уровнем слуха:

- неразвитый слух - когда ребенок слышит, что ему играют одинаковые или разные звуки, но не запоминает их и не может воспроизвести.

- слаборазвитый слух - когда ребенок различает высоту звуков и даже частично запоминает их, но воспроизвести голосом точно не может или, в лучшем случае, поет только звуки своего диапазона.

- развитый мелодический слух - ребенок хорошо различает высоту отдельных звуков, точно воспроизводит их голосом, но не может воспроизвести звуки, взятые одновременно, не различает их количество.

- развитый гармонический слух - ребенок слышит количество одновременно взятых звуков и может спеть любой из них.

- абсолютный слух - ребенок может точно определить название нот. Такой вид слуха встречается достаточно редко и необязателен даже для профессионала - музыканта.

Педагог должен заниматься развитием слуха учащегося по любой из современных систем или следуя своим принципам, но необходимо посвящать часть уроков формированию музыкальных представлений ученика, а также учить связывать слуховые представления с расположением клавиш на клавиатуре, что особенно важно для развития собственно игровых навыков.

Если же мы начинаем учить ребенка с 4 -5летнего возраста, то можно рассказать ему о самых простейших «музыкальных инструментах», которые входят в его жизнь с пеленок: погремушка, бубен, барабанчик, металлофон. При наличии их в классе можно показать, как их использовать, постепенно подводя ребенка к основному инструменту (в нашей работе - фортепиано). Здесь следует рассказать о его строении, звукоизвлечении и других особенностях.

«Детский педагог достигнет больших успехов, если облечет свои уроки в игровую форму. Он должен пребывать в творческом состоянии духа, потому что каждый урок - это маленький спектакль, это мини-театр! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить - то есть научиться».[7,с. 7].

Начиная занятия с дошкольниками, прежде всего надо показать, что уроки могут быть не скучными и не утомительными, и главное здесь - не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что в данном возрасте не будет усваиваться. Залогом успеха является интерес ребенка к предмету, что будет важным шагом на пути к профессиональному обучению.

И здесь уже уроки должны быть построены на одновременном и параллельном развитии всех музыкальных способностей обучаемого.

Уроки состоят из следующих аспектов, сочетающих в себе теоретические знания и практические навыки:

- знакомство с клавиатурой;

- упражнения для правильного ощущения постановки рук;

- развитие ритма, слуха, музыкальной памяти;

- освоение азов нотной грамоты.

Итак, основными результатами начального этапа обучения должны стать: получение навыков слухового контроля, координация движения корпуса и рук, навык грамотного освоения текста, по-

стижения азов транспонирования легких пьес в различные тональности.

На наш взгляд, развитие музыкальной деятельности идет в трех направлениях - интеллектуальном, эмоциональном и исполнительском и все эти задачи должны решаться одновременно, дополняя друг друга.

Хочется сказать еще об одном. Если ребенок начинает учиться в музыкальной школе, то тут он сталкивается с понятием «учебный план», который требует, чтобы первое выступление состоялось бы через несколько месяцев от начала обучения и это ведет к спешке в освоении начальных навыков, что в принципе сказывается негативно на самом ребенке и могут появиться первые признаки отторжения от музыки, что и ведет к досрочному прекращению обучения. Поэтому хотелось бы, чтобы учебный план был пересмотрен и на начальный период освоения всех азов было бы отведено большее количество времени, что даст ребенку спокойно адаптироваться и действительно по-настоящему полюбить музыку. Педагог всегда должен обеспечивать здоровый и постоянный профессиональный рост ученика, стремиться не к «ложной» быстроте развития, а к созданию условий для нового шага вперед, а для этого важно, особенно на начальной стадии обучения, развивать в детях терпение, усидчивость и внимание, а также чувство ответственности за свою работу, что требует достаточно большого времени.

А теперь поговорим о других не менее важных аспектах.

Предпосылкой развития чувства музыкального ритма является накопление разнообразных ритмических представлений .При разборе любого произведения необходим анализ и осознание мет-роритма. На первой стадии полезно дирижирование, счет вслух и про себя. Однако постоянное отсчитывание недопустимо. В процессе изучения разнообразной музыки необходимо останавливать внимание ученика на ритмическом своеобразии произведения. На ритм исполнения влияет и моторика. Важно подчинить ритму музыкальный замысел. Мы, педагоги, должны находить причины ритмических ошибок ученика, иметь различные способы их исправления.

«Музыкально-ритмическое воспитание как таковое в значительной своей части сводится к усвоению и слуховой переработке учащимися конкретных типов и разновидностей метроритмических рисунков, фигур, комбинаций».[6,с.83 ]

«Ритм в музыке - категория не только время-измерительная, но и эмоционально-выразительная».[6,с.83], поэтому так важно развивать это в учениках. Здесь следует упомянуть такие три составляющие, как темп, акцент и соотношение длительностей во времени.

Музыкальная память является важнейшей для музыканта. ЕЕ основные компоненты - двигательная, зрительная и слуховая память.

Любой вид музыкальной деятельности способствует развитию музыкальной памяти (прослушивание, исполнение произведения, чтение нот с листа).

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

N

01 Z

Главным же условием хорошего запоминания является «углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, особенностей его структуры, формообразования и т.д., осознание того, что хотел выразить композитор и как он это сделал».[ 6,с.109].

Для освоения материала важны такие факторы, как:

- заинтересованность;

- эмоциональное отношение;

- Повышение культуры исполнительской работы.

Педагогу необходимо выявлять индивидуальные особенности памяти каждого ученика и искать способы укрепления слабых звеньев. Особенно важно воспитывать произвольное внимание, концентрировать его на звучании музыки, вырабатывать слуховое внимание, постепенно воспитывать гибкость, переключаемость внимания.

Исполнительские способности - это не только специальные пианистические данные, но и умение выступать на сцене, «.способность музыканта наиболее ярко раскрывать свои художественные замыслы средствами именно фортепианно -исполнительского искусства».[2,с,39], поэтому в процессе обучения детей игре на фортепиано очень важно устраивать концерты и классные вечера.

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что творческие способности необходимо развивать с младшего дошкольного возраста, а развитие непосредственно музыкальных способностей позволит ребенку в дальнейшем получать наслаждение от прослушивания музыки и выражать его в своей музыкальной деятельности.

«В ХХ1 веке. развитие образной сферы приобретает все большее значение. Сегодня образное мышление и образное восприятие мира необходимо людям всех специальностей и профессий. Музыкальное искусство позволяет человеку обогатить свой жизненный опыт, пережить те эмоции и чувства, которые он, быть может, ранее не ощущал в жизни, развивать все более глубокое и тонкое отношение к себе, к Другому и к миру в целом» [ 1, с. 27].

Литература

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений /. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. -М.:Прометей.,2003 - 223 с.

2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано/ Алексеев А.Д.,изд.3,дополненное, ред. В. Панкратова; «Музыка».,1978, 289с.

3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой/ Артоболевская А.Учебное пособие,изд.6. - Москва. Советский композитор,1992.,104 с.

4. Как научить играть на рояле. Первые шаги./ Как научить играть на рояле.Первые шаги., Грохотов С. (сост.) Москва. «Классика ХХ1»,2005. 220с.

5. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»/ Теплов Б.М., изд. М. Л.; Изд. Академии педагогических наук РСФСР,1947, 334с.

6. Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано»/ Цыпин Г.М.,изд. «Просвещение», 1984., 173с.

7. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я -детский педагог./ Юдовина-Гальперина Т.Б. - СПб., «Союз художников», 2002., 49 с.

Some issues of musical education during piano lessons for

children of pre-school and primary school age Goldfayn L.A.

Moscow State Pedagogical University

Musical development of a child is a major component in esthetical and spiritual education. It is essential to develop a child's emotions and feelings introducing him to the musical culture. Age and psychological specificities should be accounted for. It is important to establish the trust of a child by any means — to find an individual approach to every student. Interest in music should be adopted from an early age. As children process the information differently from adults, every lesson should be colorful and diverse to keep a child's attention throughout the lesson, the information should be constantly refreshed. The term Musical ability refers to a sense of rhythm, musical memory and emotional responsiveness to music. During the lessons, it is necessary to evaluate the musical ear of the child and begin to acquaint him with the keyboard, hand positioning and basics of musical notation. Musical abilities are developing with the musical activity of a child. Piano lessons especially add to the development of the polyphonic ear, necessary for any musician.

Besides developing the musical ear of students, it is necessary to simultaneously acquaint them with various musical instruments. The teacher should ensure the healthy and stable professional growth of a student (without the unnecessary and damaging rush).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: musical development, musical culture, musical ear, rhythm, musical memory, individual approach, musical abilities, piano, aesthetic education, age characteristics, learning process.

References

1. Abdullin EB, Nikolaev E.V. Theory of teaching music in educa-

tional institutions: A manual for students. Higher studies. institutions. Abdullin EB, Nikolaev E.V. -M.: Prometheus., 2003 - 223 p.

2. Alekseev A.D. Methods of learning to play the piano / Alekseev,

AD, ed. 3, updated, ed. V. Pankratova; "Music"., 1978, 289p.

3. Artobolevskaya A. The first meeting with the music / Artobo-

levskaya A. A study guide, ed.6. - Moscow. Soviet composer, 1992., 104 p.

4. How to teach to play the piano. First steps. / How to teach to play

the piano. First steps., Grokhotov S. (comp.) Moscow. "Classic XXI", 2005. 220s

5. Teplov B.M. "The psychology of musical abilities" / Teplov BM,

ed. M. L .; Ed. Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1947, 334с.

6. Tsypin G.M. "Learning to play the piano" / Tsypin GM, ed.

Enlightenment, 1984. 173s.

7. Yudovina-Halperin TB At the piano without tears, or I -children's

teacher. / Yudovina-Galperina TB - SPb., "Union of Artists", 2002., 49 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.