Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
423
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАПОМИНАНИЕ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ / ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / HARMONIC HEARING / ACTIVITY / PRESCHOOL AGE / MEMORIZATION / VISUAL MEMORY / MUSICAL ABILITIES / MUSICAL MEMORY / MUSICAL HEARING / MENTAL PROCESS / AUDITORY MEMORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Завгородняя Евгения Григорьевна

В статье рассматривается память как высшая психическая функция, перечисляются виды памяти по различным основаниям, приводятся некоторые исследования отечественных психологов, посвящённые процессам запоминания, актуализируется связь музыкального слуха со слуховой и зрительной памятью детей, занимающихся музыкой. Формулируется гипотеза о существовании особенностей характеристик памяти у дошкольников с музыкальными способностями. Приводятся результаты исследования, проведённого при помощи методик: «Методика приемных испытаний в ДМШ» Барабошкина А. и Ляховицкой С., «Тест Венгера» на определение слуховой памяти, «Тест Д. Векслера» на определение зрительной памяти. Формулируется вывод, согласно которому между дошкольниками, имеющими и не имеющими музыкальные способности по показателю «слуховая память» присутствуют статистически достоверные различия и отсутствуют таковые по показателю «зрительная память».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Завгородняя Евгения Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MEMORY CHARACTERISTICS AMONG THE CHILDREN WITH MUSICAL ABILITIES

The article considers memory as the highest mental function, lists types of memory by various grounds, it gives some studies of domestic psychologists on the processes of memorization, and actualizes the connection of musical hearing with the auditory and visual memory of children involved in music. A hypothesis is formulated about the existence of features of memory characteristics in preschoolers with musical abilities. The results of the study conducted with the help of the methods are given: "Technique of reception tests in the DMSH" by Baraboshkin A. and Lyakhovitskaya S., "Wenger Test" for determining auditory memory, "D. Wexler Test" for determining visual memory. The conclusion is formulated, according to which statistically reliable differences are present between preschoolers who have and do not have musical abilities according to the "auditory memory" indicator and there are no such differences according to the "visual memory" indicator.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ»

канд. пед. наук / Пелих Е.Ю. - Санкт-Петербург, 2011. - 166 с.

4. Callous-Unemotional traits and antisocial behavior in South Korean children: links with academic motivation, school engagement, and teachers' use of reward and discipline / S. Hwang, R. Waller, D.J. Hawes, J.L. Allen - DOI: 10.1007/s10802-020-00663-2 // Journal of Abnormal Child Psychology. -2020. - V. 48, No. 9. - P. 1183-1195.

REFERENCES

1. Durkin, P.K. (2005), "To problem of studying motivational-demand area of pupils and students, as a system development bases of education of their physical culture", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 48-52.

2. Isaev, D.N. (2007), Mental retardation in children and adolescents, Rech publishing, St. Petersburg.

3. Pelikh, E.Yu. (2011), The motivation to physical activity in schoolchildren with intellectual disabilities in the classroom adaptive physical education, dissertation, St. Petersburg.

4. Hwang, S., Waller, R., Hawes, D.J. et al. (2020), "Callous-Unemotional traits and antisocial behavior in South Korean children: links with academic motivation, school engagement, and teachers' use of reward and discipline", Journal of Abnormal Child Psychology, V. 48, No. 9, pp. 1183-1195. DOI: 10.1007/s10802-020-00663-2.

Контактная информация: kobzevao@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 12.10.2020

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ

СПОСОБНОСТЯМИ

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону; Евгения Григорьевна Завгородняя, председатель методического объединения педагогов-психологов Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, педагог-психолог, Школа №17, Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье рассматривается память как высшая психическая функция, перечисляются виды памяти по различным основаниям, приводятся некоторые исследования отечественных психологов, посвященные процессам запоминания, актуализируется связь музыкального слуха со слуховой и зрительной памятью детей, занимающихся музыкой. Формулируется гипотеза о существовании особенностей характеристик памяти у дошкольников с музыкальными способностями. Приводятся результаты исследования, проведённого при помощи методик: «Методика приемных испытаний в ДМШ» Барабошкина А. и Ляховицкой С., «Тест Венгера» на определение слуховой памяти, «Тест Д. Векслера» на определение зрительной памяти. Формулируется вывод, согласно которому между дошкольниками, имеющими и не имеющими музыкальные способности по показателю «слуховая память» присутствуют статистически достоверные различия и отсутствуют таковые по показателю «зрительная память».

Ключевые слова: гармонический слух, деятельность, дошкольный возраст, запоминание, зрительная память, музыкальные способности, музыкальная память, музыкальный слух, психический процесс, слуховая память.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p500-506

FEATURES OF MEMORY CHARACTERISTICS AMONG THE CHILDREN WITH

MUSICAL ABILITIES

Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Rostov-on-Don; Evgenia Grigoryevna Zavgorodnaya, the chairman of the methodological association of teacher-psychologists of the Proletarsky district of Rostov-on-Don, teacher-psychologist,

School No 17, Rostov-on-Don

Abstract

The article considers memory as the highest mental function, lists types of memory by various grounds, it gives some studies of domestic psychologists on the processes of memorization, and actualizes the connection of musical hearing with the auditory and visual memory of children involved in music. A hypothesis is formulated about the existence of features of memory characteristics in preschoolers with musical abilities. The results of the study conducted with the help of the methods are given: "Technique of reception tests in the DMSH" by Baraboshkin A. and Lyakhovitskaya S., "Wenger Test" for determining auditory memory, "D. Wexler Test" for determining visual memory. The conclusion is formulated, according to which statistically reliable differences are present between preschoolers who have and do not have musical abilities according to the "auditory memory" indicator and there are no such differences according to the "visual memory" indicator.

Keywords: harmonic hearing, activity, preschool age, memorization, visual memory, musical abilities, musical memory, musical hearing, mental process, auditory memory.

ВВЕДЕНИЕ

С помощью такого психического процесса, как память мы воспринимаем и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Память лежит в основе развития, обучения и социализации человека. Она играет роль связующего звена между прошлым человечества, его настоящим и будущим. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания и подсознания. На сегодняшний день память рассматривается как способность к организации и сохранению прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Существует ряд классификаций видов памяти, сформированных по различным основаниям. По характеру психической активности память подразделяют на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую [8]. По видам восприятия фиксируют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память [5]. По продолжительности сохранения материала выделяют мгновенную, долговременную, краткосрочную и оперативную. По характеру приобретения информации память подразделяется на прижизненную и генетическую [10]. В зависимости от целей и мотивов выделяют произвольную и непроизвольную память, а в зависимости от способа запоминания - смысловую, образную, механическую и мнемотехническую [6]. С помощью памяти, человек воспроизводит в своем сознании события, которые были увидены, услышаны или ощутимы другими рецепторами. Каждый человек имеет индивидуальные свойства памяти, которые являются, как врожденными особенностями личности, так и приобретенными, исходя из жизненных условий или регулярных тренировок.

В конце двадцатых годов, один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский, впервые начал систематическое изучение высших форм памяти у детей. Его исследования показали, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, которые носят социальный характер. Л. С. Выготский проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания [1].

Вместе с тем, подобные исследования, связанные с особенностями высших форм памяти и процессами мышления, проводились и другими отечественными исследователями, такими как, П. И. Зинченко и А. А. Смирнов. Они изучали процессы непроизвольного запоминания и процессы сознательного, осмысленного заучивания. Исследования П. И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание напрямую зависит от организации деятельности человека. А.А. Смирнов установил разную степень зависимости запоминания от мыслей и действий, доказал, что прочнее запоминаются те действия, которые связаны с преодолением трудностей и препятствий [9].

В.И. Петрушин предположил, что память тесно связана с музыкальным слухом. Прослушивая и слушая, у ребенка неосознанно включается слуховая память, а читая с

листа ноты - зрительная. Образы и ассоциации, возникающие при прослушивании музыкального произведения, также основаны на действиях памяти, на ее свойствах. Здесь включается образно-ассоциативная память [7].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе проанализированной информации относительно развития памяти в детском возрасте и взаимосвязи данного психического процесса с феноменом музыкального слуха возникла гипотеза о существовании особенностей характеристик памяти у дошкольников с музыкальными способностями. Согласно данной гипотезе при организации исследования была поставлена цель: изучить особенности взаимосвязи характеристик памяти дошкольников, имеющих музыкальные способности.

МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЕДОВАНИЯ

Эмпирическая часть исследования особенностей взаимосвязи характеристик памяти и самооценки дошкольников с музыкальными способностями, проводилась на базе: МБУДО ТДМШ им. П.И. Чайковского, города Таганрога. Общая численность выборки составила 134 человека.

В исследовании был использован следующий инструментарий [2, 3]:

- «Методика приемных испытаний в ДМШ» Барабошкина А., и Ляховицкой С.

- «Тест Венгера» на определение слуховой памяти

- «Тест Д. Векслера» на определение зрительной памяти

На первом этапе было проведено исследование по методике приемных испытаний в ДМШ, Барабошкина А. и Ляховицкой С. В результате приемных испытаний, респонденты были разделены на 2 группы:

- с музыкальными способностями;

- без музыкальных способностей.

В группу с музыкальными способностями было включено 78 человек (58% от исследуемой выборки), в группу без музыкальных способностей - 56 человек (42% от исследуемой выборки). Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Сводный анализ наличия музыкальных способностей

110

60

10

78 56

С музыкальными способностями Без музыкальных способностей

Рисунок 1 - Результаты общего анализа всех параметров отбора респондентов с музыкальными способностями

У респондентов с музыкальными и без музыкальных способностей, в соответствии, со шкалами методики, были выявлены следующие характеристики: наличие музыкального слуха; уровень музыкальной памяти; уровень гармонического слуха; наличие чувства ритма. Данные представлены на рисунке 2. Исходя из представленных на рисунке данных, можно сделать вывод о том, что наиболее выраженным в группе респондентов с музыкальными способностями оказался уровень показателя музыкального слуха (4,6 балла). Достаточно выраженный, так же, оказался показатель уровня музыкальной памяти (4,3 балла). В то же время, у респондентов без музыкальных способностей, показатель музыкального слуха достаточно низкий (2,2 балла). Показатель уровня музыкальной памяти, у данной группы испытуемых, так же имеет более низкий показатель в сравнении с

респондентами, имеющими способности. Он составляет 3,1 балла, тогда как у музыкальных детей он составляет 4,3 балла.

Анализ параметров музыкальных способностей

4,6

4 3 2 1

Наличие музыкального Уровень музыкальной Уровень гармонического Наличие чувства ритма слуха памяти слуха

Респонденты с музыкальными способностями N Респонденты без музыкальных способностей

Рисунок 2 - Результаты анализа отдельных параметров отбора респондентов на выявление музыкальных способностей

Уровень гармонического слуха, находится, практически, на начальном этапе развития у обеих категорий испытуемых. Это происходит потому, что дети дошкольного возраста еще не в состоянии отличить количество созвучий в одном звуке. Стоит отметить, что по данному показателю, дети без музыкальных способностей имеют балл выше (2,5 балла), чем дети, имеющие способности (2,3 балла). Этот факт может иметь случайный характер, т.к. гармонический слух развивается в процессе получения музыкального образования в целом, т.к. является сложной составляющей музыкальных способностей и как самостоятельный компонент не характеризует способности. Анализ результатов четвертого компонента - наличия чувства ритма, показал одинаковый результат в обеих группах испытуемых. Вне зависимости от наличия музыкальных способностей, дошкольники с легкостью воспроизводят ритмы различных мелодий.

Итак, отбор респондентов с музыкальными способностями осуществляется путем оценки всех показателей, а также внешним наблюдением за реакцией ребенка, на те, или иные слуховые воздействия. Анализируя показатели каждой из групп, можно сделать заключение о том, что наиболее значимые компоненты, указывающие на наличие способностей, сильнее выражены и имеют более высокий балл у респондентов с музыкальными способностями. На втором этапе было проведено выявление слуховой и зрительной памяти респондентов. Исследование уровня слуховой памяти проводилось при помощи методики А. Венгера. Данные представлены на рисунке 3.

Анализ уровня слуховой памяти респондентов

100% 80% 60% 40% 20% 0%

66%

28%

0%

Высокий

Средний

Низкий

Респонденты с музыкальными способностями s Респонденты без музыкальных способностей

5

Рисунок 3 - Результаты анализа уровня слуховой памяти респондентов

Анализ эмпирических данных позволил определить достаточно высокий уровень слуховой памяти у респондентов с музыкальными способностями 56%, тогда как, этот показатель у респондентов без музыкальных способностей составляет всего 6%. Вместе с тем, у дошкольников без способностей преобладает средний уровень слуховой памяти, он

составляет 66%. Этот показатель выше, чем у ребят, имеющих способности (44%). Стоит отметить , что низкий уровень слуховой памяти ярко выражен респондентов без музыкальных способностей (28%), у респондентов же, имеющих способности, этот показатель стремится к нулю. Здесь можно говорить о том, что дети, не имеющие склонностей к музыке, не имеют привычки ее слушать, повторять, пропевать и многое другое, вследствие чего, происходит мало процессов, связанных с тренировкой слуховой памяти. У отдельных детей можно наблюдать опережение, у других значительную задержку запоминания. Один ребенок не может правильно повторить простейшую мелодию, а другой распевает сложные музыкальные произведения. Частота воспроизведения песенок влияет и на качество запоминания текстов и музыки. Запоминанию способствуют и определенные двигательные реакции, а они возможны в форме пропевания мелодии вслух. Исследование уровня зрительной памяти проводилось при помощи методики Д. Векслера. Данные отражены на рисунке 4.

Анализ уровня зрительной памяти респондентов

100%

50%

0%

Высокий Средний Низкий

Респонденты с музыкальными способностями Респонденты без музыкальных способностей Рисунок 4 - Результаты анализа уровня зрительной памяти респондентов

Итак, как видно из средних значений по выборкам, представленным на рисунке 4, респонденты, имеющие музыкальные способности, показали незначительно более выраженный результат по шкале «высокий уровень» зрительной памяти. Разница составляет 7%. Также у ребят склонных к музыке «средний показатель» уровня зрительной памяти значительно выше, чем у ребят, без способностей. У музыкально одаренных детей он составляет 62%, тогда как у группы испытуемых без склонностей к музыке, этот показатель равен всего 42%. Стоит отметить, что у музыкальных детей, низкий уровень отсутствует вовсе, тогда, как у детей без способностей он составляет 27% от исследуемой выборки. Анализируя диаграмму в целом, можно сказать о том, что испытуемые обеих выборок имеют доминирующие средние значения уровня зрительной памяти, но у ребят, имеющих способности, высокий показатель зрительной памяти все-таки более выражен, чем у ребят, не имеющих способности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обобщённые результаты двух диагностик представлены на диаграмме и выражены в средних значениях баллов по методикам.

С муз.спос

Без муз спос

I

I

I

I

I

I

I

шшшшшрш

6

1 4,

шшшшшшшшшш и 6,4

......

6,9

] 8,1

0123456789 10

□ Средние значения уровня слуховой памяти в баллах по методике

□ Средние значения уровня зрительной памяти в баллах по методике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5 - Сводный анализ уровня слуховой и зрительной памяти респондентов с музыкальными и без музыкальных способностей

Из данных на рисунке 5 видно, что дети, имеющие склонности к музыке имеют значительно более высокий балл по шкале «слуховая память» (8,1 балл), тогда как у ребят, не имеющие способностей к музыке, этот показатель значительно ниже (4,6 балла).

Показатели по шкале «зрительная память» в обеих категориях испытуемых, имеют средние значения и практически не имеют разницы значений (6,9 баллов и 6,4 балла).

Здесь стоит учитывать волнение при тестировании и рассеянность внимания, при нахождении в непривычной обстановке у обеих групп испытуемых. В процессе обучения, как музыкального, так и общеобразовательного, зрительная память у ребенка постоянно развивается и значения показателей по шкалам могут меняться. Согласно данным, полученным при помощи применения и-Критерия (Манна-Уитни) позволяющего статистически значимо подтвердить существование различий между двумя исследуемыми выборками, показатели по шкале «слуховая память» в группе представителей, имеющих музыкальные способности, статистически значимо выше, чем в группе представителей их не имеющих (знач. 0,000). Это подкрепляет данные, полученные при отборе респондентов, поступающих с музыкальную школу. То есть, дошкольники, отобранные по итогам методики А. Барабошкиной, по сравнению с дошкольниками, не прошедшими отбор, характеризуются более высокой степенью возможностей запоминания на слух, они в большей степени музыкальны и могут с легкостью воспроизвести мелодию голосом. Как показывают полученные данные, значения показателя зрительной памяти в обеих группах испытуемых указывает на отсутствие значимых различий (знач. 0,3) , что подтверждает данные, представленные на рисунке 5.

ВЫВОДЫ

Обобщая результаты исследования можно заключить, что ребята, имеющие склонности к музыке имеют значительно более высокий балл по шкале «слуховая память», тогда как у ребят, не имеющих способности к музыке, этот показатель значительно ниже. Показатели по шкале «зрительная память» в обеих категориях испытуемых, имеют преобладающие средние значения, но у детей, склонных к музыке, зрительная память, хоть и незначительно, но выше, чем у ребят, без способностей.

С целью статистического выявления различий между исследуемыми независимыми выборками, в заключении, был использован непараметрический критерий Манна-Уитни. Статистический анализ показал наличие явных различий у двух независимых выборок по показателю «слуховая память» и отсутствие значимых различий по показателю «зрительная память». Это объясняется тем, что слуховая память является важным критерием для развития музыкальных способностей, тогда как зрительная память является менее значимым критерием и преимущественно развивается в процессе обучения. Необходимость понимания нот и чтения с листа в момент исполнения музыкального произведения способствует развитию зрительной памяти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва : Смысл : ЭКСМО, 2004. - 1135 с.

2. Барабошкина А. Методика приемных испытаний в ДМШ / А. Барабошкина // Проблемы способностей : [материалы конференции, 22-24 июня 1960 г., Ленинград] / Акад. пед. наук РСФСР, О-во психологов. - Москва, 1962. - С. 87-89.

3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер.- Москва : Владос-пресс, 2003. - 159 с.

4. Кинякина О.Н. Мозг на 100 % : интенсив-тренинг по развитию суперспособностей : интеллект, память, креатив, интуиция / О. Кинякина. - Москва : Эксмо, 2008. - 847 с.

5. Кучина В.Н. Память дошкольников: классификация видов, их значение и характеристики / В.Н. Кучина // В мире научных открытий : материалы XVII международной научно-практической конференции (28 сентября 2015 г.) : сборник научных трудов. - Москва, 2015. -С. 48-51.

6. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти : (ум мнемониста) / А.Р. Лурия. -Москва : Эйдос, 1994. - 96 с.

7. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - Москва : ВЛАДОС, 1997.

- 384 с.

8. Пугач Ю.К. Развитие памяти : система приемов / Ю.К. Пугач. - Москва : Сказ, 1995. - 45 с.

9. Развитие логической памяти у детей / под ред. А.А. Смирнова. - Москва : Педагогика, 1976. - 256 с.

10. Юнг К.Г. Душа и миф : шесть архетипов : пер. с англ. / Карл Густав Юнг. - Киев : Порт-Рояль ; М. : Совершенство, 1997. - 383 с.

REFERENCES

1. Vygotsky, L.S. (2004), Psychology of human development, Meaning, Moscow.

2. Baraboshkina, A. (1962), "Methodology of acceptance tests in children's music school", Problems of abilities, conference proceedings, June 22-24, 1960, Leningrad, Acad. ped. sciences of the RSFSR, Society of psychologists, Moscow, pp. 87-89.

3. Wenger A.L. (2003), Psychological drawing tests, Vlados-press, Moscow.

4. Konyakina, O. (2008), Brain 100%: intensive training for the development of superpowers: intelligence, memory, creativity, intuition, Eksmo, Moscow.

5. Kuchina, V.N. (2015), "Memory of preschoolers: classification of species, their significance and characteristics", In the world of scientific discoveries: materials of the XVII international scientific-practical conference (September 28, 2015): collection of scientific papers,Moscow, pp. 48-51.

6. Luria, A.R. (1994), A little book about great memory, Eidos, Moscow.

7. Petrushin, V.I. (1997), Musical psychology, VLADOS, Moscow.

8. Pugach, Yu. (1995), Memory Development, System of Techniques, Skaz, Moscow.

9. Smirnov, A.A. (1976), Development of logical memory in children, Pedagogy, Moscow.

10. Jung, K. (1991), Soul and myth, six archetypes, Renaissance, Moscow. Контактная информация: marina-naumenko@list.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2020

УДК 159.9

ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА СОТРУДНИКАМИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье анализируются психологические характеристики сотрудников скорой помощи, а также рассматриваются ситуации, приводящие к возникновению глубоких эмоциональных переживаний, стрессу и, как итог - к сильной депрессии. Для изучения чувства одиночества у сотрудников скорой медицинской помощи был использован опросник «Одиночество», направленный на определение уровня (высокий, средний, низкий) и типа одиночества (временное, постоянное, эмоциональное, когнитивное, поведенческое). По результатам исследования, автором показано, что сотрудники скорой медицинской помощи наиболее часто испытывают кратковременные приступы одиночества и эмоциональное одиночество, которое может привести к эмоциональному истощению и, как следствие, к эмоциональному и профессиональному выгоранию.

Ключевые слова: одиночество; общение; эмоции; стресс; скорая медицинская помощь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p506-509

EXPERIENCING LONELINESS BY EMERGENCY MEDICAL PERSONNEL

Evgeniya Evgenievna Rogova, the candidate of psychological sciences, professor, South Federal University, Rostov-on-Don

Abstract

The article analyzes the psychological characteristics of emergency medical personnel, and also considers situations that lead to deep emotional experiences, stress, and as a result to severe depression. To

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.