Научная статья на тему 'Развитие морально-нравственных суждений у детей 5-9 лет, различающихся по уровню общего интеллекта'

Развитие морально-нравственных суждений у детей 5-9 лет, различающихся по уровню общего интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОРАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ / ФЕНОМЕН ЛЖИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / THE MORAL DEVELOPMENT / THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT / THE MORAL JUDGMENTS / THE PHENOMENON OF LIES / THE SENIOR PRESCHOOL AGE / THE PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Ирина Викторовна

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязей развития морально-нравственных суждений и особенностей интеллектуального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Процесс морально-нравственного формирования личности является необходимым условием для развития личности, формирования ее способностей к проявлению самостоятельности, свободы и совести. Основная гипотеза исследования формируется на базе предположения о существовании взаимосвязи между изучаемыми факторами. В качестве частных гипотез рассматриваются предположения о наличии связей между уровнем интеллекта и параметром «отношение детей к обману», а также между уровнем интеллекта и внутрисемейной ситуацией. В связи с этим были применены методы: констатирующий эксперимент, анкетирование, клиническая беседа. Полученные с их помощью данные были обработаны при помощи математического анализа на базе программы IBM SPSS Statistics 22 («Statistical Package for the Social Sciences»). В исследовании приняли участие 265 детей испытуемых в возрасте от 5 до 9 лет (девочки 124, мальчики 141), разделенных на 8 подгрупп с разницей в 5 месяцев. В ходе исследования были обнаружены статистически значимые связи между интеллектуальным и нравственным развитием детей: скачок в развитии интеллекта отражается в переходе к новому уровню моральных суждений. Достаточно тесная связь интеллекта и морально-нравственных суждений подтверждена статистически. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы и учтены в рамках формулирования принципов развития морально-нравственных суждений через призму развития интеллекта детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of moral judgments by the children 5-9 years old, differing in the level of general intelligence

The article presents the results of a study aimed at studying the relationships between the development of moral judgments and the characteristics of the intellectual development of children of preschool and primary school age. The process of personality moral formation is a necessary requirement for the development of personality, its abilities to manifest independence, freedom and conscience. The main hypothesis of the study is formed on the basis of the assumption about the existence of a relationship between the studied factors. As partial hypotheses are considered the assumptions about the existence of connections between the level of intelligence and the parameter “the attitude of children to deception”, as well as between the level of intelligence and the situation inside the family. In this regard, the following methods were applied: a stating experiment, a questionnaire, a clinical conversation. The obtained data were processed using mathematical analysis based on IBM SPSS Statistics 22 ("Statistical Package for the Social Sciences"). The study involved 265 tested children in the age from 5 to 9 years (124 girls, 141 boys), divided into 8 subgroups with a difference of 5 months. During the study there were found statistically significant relationships between the intellectual and moral development of children: the leap in the development of intelligence is reflected in the transition to a new level of moral judgments. The connection of intellect and moral judgments is confirmed statistically. The results of the empirical study can be used and taken into account within the frames of the formulation of principles for the development of moral judgments through the prism of the development of children's intelligence.

Текст научной работы на тему «Развитие морально-нравственных суждений у детей 5-9 лет, различающихся по уровню общего интеллекта»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Емельянова И.В. Развитие морально-нравственных суждений у детей 5-9 лет, различающихся по уровню общего интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Emelyanova I.V. (2019). The development of moral judgments by the children 5-9 years old, differing in the level of general intelligence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN619.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31

Емельянова Ирина Викторовна

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия Старший преподаватель кафедры «Педагогической психологии» факультета «Психологии образования»

Пловдивский университет «Паисий Хилендарски», Пловдив, Болгария

Докторант E-mail: emerina@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=885413

Развитие морально-нравственных суждений у детей 5-9 лет, различающихся по уровню общего интеллекта

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязей развития морально-нравственных суждений и особенностей интеллектуального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Процесс морально-нравственного формирования личности является необходимым условием для развития личности, формирования ее способностей к проявлению самостоятельности, свободы и совести. Основная гипотеза исследования формируется на базе предположения о существовании взаимосвязи между изучаемыми факторами. В качестве частных гипотез рассматриваются предположения о наличии связей между уровнем интеллекта и параметром «отношение детей к обману», а также между уровнем интеллекта и внутрисемейной ситуацией. В связи с этим были применены методы: констатирующий эксперимент, анкетирование, клиническая беседа. Полученные с их помощью данные были обработаны при помощи математического анализа на базе программы IBM SPSS Statistics 22 («Statistical Package for the Social Sciences»). В исследовании приняли участие 265 детей испытуемых в возрасте от 5 до 9 лет (девочки - 124, мальчики - 141), разделенных на 8 подгрупп с разницей в 5 месяцев. В ходе исследования были обнаружены статистически значимые связи между интеллектуальным и нравственным развитием детей: скачок в развитии интеллекта отражается в переходе к новому уровню моральных суждений. Достаточно тесная связь интеллекта и морально-нравственных суждений подтверждена статистически. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы и учтены в рамках формулирования принципов развития морально-нравственных суждений через призму развития интеллекта детей.

Ключевые слова: нравственное развитие; интеллектуальное развитие; моральные суждения; феномен лжи; старший дошкольный возраст; младший школьный возраст

https:// mir-nauki. com

Введение

В настоящей работе интерес представляют моральные суждения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разным уровнем развития интеллекта. Исследование моральных суждений осуществляется через изучение отношения детей к обману в рамках теории развития Ж. Пиаже о децентрации как линии детского развития, теории нравственного развития Л. Кольберга и других.

Особенности психического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов были предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей. Таких как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их последователи - Л.И. Айдарова, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман.

В работах Ж. Пиаже излагается его концепция когнитивного развития детей («Мышление и речь ребенка», 1923 г.), а также его исследования в области морально-нравственного развития («Моральное суждения у ребенка», 1932 г.). Жан Пиаже придерживался идеи о том, что психическое развитие ребенка зависит от развития его интеллектуальной сферы. Это объясняет его предположение об адаптации организма к окружающей среде, поскольку именно интеллект служит стержнем, обеспечивающим схемы и решения в той или иной ситуации. Таким образом, именно логическое мышление является основным фактором развития и формирования всех остальных психических функций [1].

Лоуренс Кольберг представил адаптацию теории Жана Пиаже - теорию нравственного развития, в которой он рассмотрел стадиальное развитие морали детей. Главным фактором морального развития, по мнению Кольберга, так же является уровень развития интеллекта [2]. Также дети приобщаются к этому знанию благодаря процессу социализации, своему окружению, взрослым, где они выступают для них в качестве образцов поведения.

По мнению Э. Эриксона, основными механизмами освоения нравственных норм являются идентификация и подражание. Именно опыт общения и взаимодействия с взрослыми формирует у ребенка стремление к овладению нравственных качеств и моральных суждений, способности к саморегуляции и регуляции взаимоотношений с другими людьми. Также одним из важных развивающих факторов служит сюжетно-ролевая игра - деятельность, позволяющая детям осваивать нормы и общественные представления об устройстве мира, а также является способом продуктивного взаимодействия с взрослыми [3].

З. Фрейд, будучи представителем психоаналитического направления, придерживался точки зрения о присвоении ребенком нравственного опыта, транслируемого семьей и близким окружением, через механизм интроекции («присвоения»). Супер-эго - одна из трех частей психического мира личности, отвечающая за моральные установки и убеждения, формирует идеалы, запреты и своего рода границы для человека [4].

Интеллектуальное развитие в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте также имеет свои особенности, ввиду ведущей деятельности, соответствующей каждому возрастному периоду. Дошкольник познает и узнает мир через игру, в то время как младший школьник сталкивается с необходимостью вникать в систему научных понятий и овладевать основами научного знания.

Было обнаружено, помимо фактора интеллекта, на формирование морального развития оказывает влияние семейная ситуация, культура и традиции, в которых вырос ребенок.

Одним из важных аспектов морально-нравственных суждений является феномен лжи. Имеет смысл рассмотреть это явление на предмет нравственного содержания и моральной

оценки. Ложь - утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.1

Детская ложь имеет свою специфику развития и обоснования, выступая при этом важным этапом для интеллектуально-личностного развития ребенка. К 6 годам оценка моральности ситуации и масштаба проступка принимает более ценностный и мотивированный характер, их ответы становятся в большей степени аргументированными, а поведение произвольным и осознанным. Это объясняется переходом на качественно более высокий уровень в отношении способности совершения действий «в уме», позволяя не только осмыслить ситуацию и осознать возможные последствия, но и дать эмоциональную и моральную оценку произошедшему [5].

К. Петерсон, Е. Леонарда, Д. Сито в своих исследованиях обнаружили, что отношение детей ко лжи с возрастом меняется. До 8 лет ребенок думает, что любое неправдивое утверждение является ложью, вне зависимости от незнания лжеца об этом. К 12 годам дети не воспринимают ложь как абсолютное зло, появляется оценка обстоятельств и условий, натолкнувших человека на обман. Это и становится отображением того, как ребенок с уровня нравственного реализма переходит на стадию нравственного релятивизма. Вторая стадия позволяет ребенку научиться не только встраивать ложь в межличностные отношения по необходимости, но и распознавать признаки лжи, которая применяется в их адрес [6].

Цель настоящего исследования - изучение взаимосвязи уровней развития интеллекта и морально-нравственных суждений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь уровней развития интеллекта и морально-нравственных суждений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В качестве частных гипотез выступают:

1. Отношение детей к обману связано с уровнем развития интеллекта.

2. Существует взаимосвязь между уровнем развития морально-нравственных суждения и внутрисемейной ситуацией.

Методы

Программа исследования представляет собой последовательность диагностических и интерпретационных мероприятий. Первый этап организован с целью знакомства с испытуемыми, установления с ними контакта, наблюдения за детьми в естественных условиях.

На втором этапе проводились непосредственно диагностические процедуры с целью проверки выдвинутых гипотез. Исследование проводилось в индивидуальном и групповом режимах. Групповая диагностическая деятельность была осуществлена на примере методики «Кинетический рисунок семьи». Индивидуальный подход был реализован на таких методиках, как тест Векслера, метод клинической беседы (по историям Ж. Пиаже на определение отношения детей ко лжи).

Третий этап - этап обработки полученных результатов при помощи математического анализа на базе программы IBM SPSS Statistics 22 («Statistical Package for the Social Sciences»).

1 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2005, с. 325.

В качестве методик исследования выступили:

• анкетирование - метод опроса, характеризующийся строго установленным списком вопросов;

• клиническая беседа - метод получения информации, характерный, как для диагностического этапа, так и непосредственно для терапевтического;

• проективный метод - слабоструктурированный диагностический метод, позволяющий опосредованно произвести сбор информации о личности, с последующей интерпретацией полученных данных;

• математическая статистика - метод обработки и систематизации статистических

2

данных.

Методики, направленные на определение уровня развития интеллекта и морально-нравственных суждений детей: методика Векслера (в адаптации А.Ю. Панасюка, дополнение Ю.И. Филимоненко и В.И. Тимофеев) - определение уровня интеллекта, метод клинической беседы на базе рассказов Ж. Пиаже - выявление отношения детей к обману.

Методика по рассказам Ж. Пиаже проводилась с каждый ребенком-испытуемым в индивидуальном порядке в определенной последовательности: беседа, зачитывание пяти специальных рассказов, фиксирование детских рассуждений. С 1-ого по 3-ий рассказ ребенку предлагалось оценить содержание лжи, определить цель лжи или степень ее проявления, в 4-ом и 5-ом рассказах испытуемый давал оценку в зависимости от материальных результатов.

Методика, ориентированная на изучение семейной ситуации в целом - «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса и С. Кауйфмана. Целью методики служит выявление особенностей восприятия ребенком атмосферы в семье, своего места и значимости в семье, отношение к членам семьи. Процедура прохождения методики КРС включает в себя рисование ребенком своей семьи и беседы-обсуждения. Отличительной особенностью данной рисуночной методики является ее инструкция с указанием «Нарисуй картинку, в которой все члены семьи чем-нибудь заняты».

Выборку составили 265 детей испытуемых в возрасте от 5 до 9 лет (девочки - 124, мальчики - 141). Для наиболее точной дифференциации в исследовании развития нравственных суждений детей выборка была поделена на 8 подгрупп с разницей в возрасте 5 месяцев.

Результаты

Первая частная гипотеза «Отношение детей к обману связано с уровнем развития интеллекта» проверялась при помощи методики Векслера, ориентированной на определение уровня общего интеллекта, а также при учете отдельных показателей по методике рассказов Ж. Пиаже (определение лжи, оценка содержания лжи, оценка в зависимости от материальных результатов).

Результаты методики Векслера на подгруппах №1, 2, 3, 4 (5-7 лет) оказались следующими: испытуемые лучше справились с заданиями «Понятливость». Это говорит о том, что они способны лучше моделировать свое поведение в социальных ситуациях, умеют строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл. Высокие показатели по субтесту «Кубики Коса», так же служат обоснованием того, что дети из этих подгрупп имеют

2 Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск, Харвест. 2001, 64. Страница 4 из 9

https:// mir-nauki. com

конструктивное мышление, хороший пространственный анализ и синтез, способны анализировать целое через составляющие его части, у них хорошо развито пространственное воображение.

Дети 5, 6, 7 и 8 подгрупп (7-9 лет) наилучшим образом проявили себя в заданиях «Последовательные картинки», что свидетельствует об антиципации их мышления (антиципация - представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи) и умении планировать социальные действия. Также дети данных подгрупп более тонко улавливают причинно-следственные связи в межличностных ситуациях, житейском опыте, умеют организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое.

Наиболее низкие показатели во всех подгруппах выявлены по субтесту «Словарный», отвечающему за обширность словарного запаса, культуру речи, развитое чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного при раскрытии смысла слова. Вероятно, это связано, как с недостаточным вниманием к слову и словесным формулировкам, в процессе развития детей, так и с социокультурными особенностями данной выборки. Важно понимать, речь является наименее зрелой и наиболее поздно формирующейся структурой.

Стоит отметить, что в старших подгруппах, в частности 5, 6 и 8, наблюдается небольшое преимущество вербального интеллекта над невербальным, в остальных подгруппах так же небольшое преимущество остается за невербальным интеллектом. Это объясняется возрастными особенностями развития и ведущей деятельностью ребенка, когда младшие школьники переходят на качественно другой уровень. Развитый невербальный интеллект дошкольников является наиболее зрелым в виду его активного участия на этом возрастном этапе.

Результаты методики Векслера показали, что подавляющее большинство испытуемых имеют уровень общего интеллекта от среднего до весьма высокого: 1-4 подгруппы (5-7 лет) -в основном средний уровень, хорошая норма и высокий интеллект, дети 5-8 подгрупп (7-9 лет) - высокий и весьма высокий интеллект.

По методике Ж. Пиаже «Отношение детей к обману» можно сделать следующие выводы:

Параметр «Определение лжи» показывает, что с возрастом дети увереннее дифференцируют «ложь», «гадкое слово», «ошибку». Иначе говоря, их уровень морально-нравственных суждений растет в определении того, что является истинно ложным.

Параметр «Оценка содержания лжи» проявился подобным образом: дети 1 -4 подгрупп обращают внимание в основном на внешние признаки, однако не игнорируют в некоторых случаях цель лжи. Дети 5-8 подгрупп способны определить цель лжи, ее значимость и причины.

Параметр «Оценка в зависимости от материальных результатов» так же показал, что с возрастом дети достигают все более высоких уровней развития моральных суждений, проявляющийся в данном случае в различении факта лжи и материального ущерба.

Изучение взаимосвязей в данном случае осуществлялось при помощи метода ранговой корреляции Ч. Спирмена (табл. 1).

Таблица 1

Значения корреляции между данными об уровне развития общего интеллекта по Векслеру и показателями по тесту Пиаже у учеников разных возрастных подгрупп (общая выборка)

Подгруппа Возраст Уровень общего интеллекта - уровень развития нравственных суждений Количество испытуемых (N)

Р P

1 5 л 0 м - 5 л 5 м 0,710 0,000*** 31

2 5 л 6 м - 5 л 11 м 0,812 0,000*** 39

3 6 л 0 м - 6 л 5 м 0,730 0,000*** 30

4 6 л 6 м - 6 л 11 м 0,589 0,002** 25

5 7 л 0 м - 7 л 5 м 0,763 0,000*** 36

6 7 л 6 м - 7 л 11 м 0,389 0,028* 32

7 8 л 0 м - 8 л 5 м 0,331 0,022* 48

8 8 л 6 м - 8 л 11 м 0,662 0,000*** 24

Все подгруппы 5 л 0 м - 8 л 11 м 0,669 0,000*** 265

***. Корреляция значима на уровне 0,001 (Р < 0,001)

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (Р < 0,01)

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (Р < 0,05)

Математическая обработка данных показала, во всех возрастных подгруппах фактор «уровень общего интеллекта» имеет статистически значимую линейную положительную корреляционную связь с показателем «уровень развития морально-нравственных суждений». Некоторые исследования показывают наличие связи между академической успеваемостью и уровнем развития морально-нравственных суждений [7].

Для проверки второй частной гипотезы «Существует взаимосвязь между уровнем развития морально-нравственных суждений и внутрисемейной ситуацией» были проанализированы данные по рассказам Ж. Пиаже и по рисуночному тесту «Кинетический рисунок семьи».

Выяснилось, что дети с высоким уровнем развития морально-нравственных суждений в большей мере находятся в благоприятной семейной обстановке, а также их отличает низкий уровень тревожности, конфликтности и враждебности в семейной ситуации. Для них не свойственно чувство неполноценности в семье. Чем ниже уровень моральных суждений, тем чаще у детей наблюдается проявление негативных симптомов, касающихся внутрисемейной ситуации. Данные подтверждены результатами математической статистики: фактор «уровень развития морально-нравственных суждений» и симптомокомплексы методики «Кинетический рисунок семьи» характеризуются статистически значимыми отрицательными корреляционными связями (табл. 2).

Таблица 2

Значения корреляции между данными об уровне развития нравственных суждений и показателями по тесту КРС (общая выборка)

Сравниваемые переменные Коэффициент корреляции Спирмена Уровень значимости Количество испытуемых

Р P N

уровень развития нравственных суждений -благоприятная семейная ситуация 0,122 0,047* 265

уровень развития нравственных суждений -тревожность -0,179 0,003**

уровень развития нравственных суждений -конфликтность в семье -0,249 0,000***

Сравниваемые переменные Коэффициент корреляции Спирмена Уровень значимости Количество испытуемых

Р P N

уровень развития нравственных суждений - чувство неполноценности -0,182 0,003**

уровень развития нравственных суждений -враждебность в семейной ситуации -0,357 0,000***

***. Корреляция значима на уровне 0,001 (Р < 0,001)

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (Р < 0,01)

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (Р < 0,05)

Обсуждение

Итогами проведенного эмпирического исследования является подтверждение частных гипотез, что является доказательным для общей гипотезы исследования о существовании взаимосвязи уровней развития интеллекта и морально-нравственных суждений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Обнаружено, что скачок в развитии интеллекта отражается в переходе к новому уровню моральных суждений. Достаточно тесная связь интеллекта и морально-нравственных суждений подтверждена статистически. Фактор отношения детей к обману так же имеет статистически значимые связи с уровнем интеллекта: чем выше уровень интеллекта, тем более дифференцированную оценку способен дать ребенок относительно неправдивого утверждения. Благоприятная обстановка в семье способствует развитию моральных суждений у детей. В свою очередь, негативные проявления в семейной ситуации отрицательным образом сказываются на нравственном развитии ребенка. Аналогичные результаты были получены и в зарубежных исследованиях: близкие взаимоотношения с родителями способствуют формированию более развитых моральных суждений и нравственных чувств [8; 9].

Вопрос морального развития ребенка занимает одну из главенствующих позиций, поскольку уровень нравственности служит отображением уровня развития личности в целом, формируя ее способность к проявлению самостоятельности, честности, свободы и совести. Процесс морально-нравственного формирования личности сочетает в себе развитие морально-нравственного сознания, моральных суждений и морально-нравственного поведения [10].

Вопрос взаимосвязи уровней развития моральных суждений и интеллектуального развития детей в основе своей представлен на теоретическом уровне, в то время как эмпирические исследования чрезвычайно немногочисленны. Между тем, данная тема требует к себе особого внимания ввиду того, что морально-нравственное воспитание ребенка и особенности его интеллектуального развития формируют его как индивидуума, вовлеченного, как в мир межличностных отношений, так и в предметный мир. Благодаря процессу социализации, реализуемого взрослыми, ребенок знакомится с социальными установками и ориентациями, эмоциональной культурой общества, в котором он растет и развивается.

Исходя из итогов настоящего исследования об обнаружении взаимосвязей уровня интеллекта и уровня развития морально-нравственных суждений, существуют все основания полагать, что нравственное воспитание молодого поколения в руках взрослого окружения ребенка, обеспечивающего ему достойное развитие его когнитивных функций и психоэмоциональных ресурсов. Стоит помнить и о том, что морально-нравственное развитие ребенка зависит не только от интеллектуального развития, но и от жизнедеятельности ребенка в целом, его актуальной семейной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. - М.: Академический проект, 2006. -480 c.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 144 с.

3. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Ленато, АСТ, 1996. - 592 с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. -560 с.

6. Экман П. Почему дети лгут? / Пер. с англ. - М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 272 с.

7. Walker D., Thoma S., Jones Ch., Kristjansson K. Adolescent moral judgement: A study of UK secondary school pupils // British Educational Research Journal. 2017. Vol. 43. № 3. https://doi.org/10.1002/berj.3274.

8. Cingel D.P., Krcmar M. Prosocial Television, Preschool Children's Moral Judgments, and Moral Reasoning: The Role of Social Moral Intuitions and Perspective-Taking // Сommunication Research. 2019. Vol. 46. № 3. С. 355-370.

9. Dukes C. Children's Moral Sensitivity: An Examination of the Suspected Link Between Altruistic Punishment and Moral Judgments. Diss. - Florida Atlantic University, ProQuest Dissertations Publishing, 2019. https://search.proquest.com/openview/f367523c801c1cb83d4d13c00839ef1a/17pq-origsite=gscholar&cbl=18750&diss=y.

10. Корепанова М.В. Роль моральных суждений в нравственном развитии ребенка-дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 11. С. 1-5.

Emelyanova Irina Victorovna

Moscow state university of psychology & education, Moscow, Russia

E-mail: emerina@mail.ru

The development of moral judgments by the children 5-9 years old, differing in the level of general intelligence

Abstract. The article presents the results of a study aimed at studying the relationships between the development of moral judgments and the characteristics of the intellectual development of children of preschool and primary school age. The process of personality moral formation is a necessary requirement for the development of personality, its abilities to manifest independence, freedom and conscience. The main hypothesis of the study is formed on the basis of the assumption about the existence of a relationship between the studied factors. As partial hypotheses are considered the assumptions about the existence of connections between the level of intelligence and the parameter "the attitude of children to deception", as well as between the level of intelligence and the situation inside the family. In this regard, the following methods were applied: a stating experiment, a questionnaire, a clinical conversation. The obtained data were processed using mathematical analysis based on IBM SPSS Statistics 22 ("Statistical Package for the Social Sciences"). The study involved 265 tested children in the age from 5 to 9 years (124 girls, 141 boys), divided into 8 subgroups with a difference of 5 months. During the study there were found statistically significant relationships between the intellectual and moral development of children: the leap in the development of intelligence is reflected in the transition to a new level of moral judgments. The connection of intellect and moral judgments is confirmed statistically. The results of the empirical study can be used and taken into account within the frames of the formulation of principles for the development of moral judgments through the prism of the development of children's intelligence.

Keywords: the moral development; the intellectual development; the moral judgments; the phenomenon of lies; the senior preschool age; the primary school age

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.