УДК 159.9
Байковская Наталия Андреевна
начальник отдела по международным связям Московского городского психологопедагогического университета baykovskaya@gmail. com
Взаимосвязь социального
СТАТУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ И РАЗЛИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Nataliya A. Baikovskaya
Head of the Department of international relations, Moscow City Psychological and Pedagogical University baykovskaya@gmail. com
The relationship of
THE SOCIAL STATUS OF
THE PRIMARY SCHOOL CHILDREN
IN THE PEER GROUP,
AND VARIOUS COMPONENTS OF THE MORAL AND ETHICAL DEVELOPMENT
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению результатов эмпирического исследования особенностей взаимосвязи отношений межличностной значимости и уровня морально-нравственного развития детей в группе сверстников в младшем школьном возрасте. В основе исследования лежит предположение о том, что знание нормы (когнитивный компонент морально-нравственного развития), применение нормы (поведенческий и эмоциональный компоненты) в группе сверстников взаимосвязаны со статусным местом ребенка в группе сверстников и, следовательно, успешностью социальной адаптации развивающейся личности. Исследование проводилось в период с 2012 по 2014 год на базе средних общеобразовательных учреждений г. Москвы: средней образовательной организации (ГБОУ СОШ № 1051 им. Г.В.Кисунько), средней профильной общеобразовательной организации (ГБОУ СОШ № 1411 с углубленным изучением английского языка), а также общеобразовательной организации с этническим компонентом (ЦО № 1311 «Тхия»), Общий объём выборки - 257 человек (147 девочек, 110 мальчиков) - учащихся 3 и 4 класса в возрасте от 8 до 10 лет.
Ключевые слова: межличностные отношения в группе, морально-нравственное развитие, младший школьный возраст, малая социальная группа, социальная адаптация.
Annotation. The article is devoted to the description of results of the empirical research of the correlation between the relations of interpersonal significance and the level of moral and ethical development of primary school children in the peer group. The study is based on the assumption that the knowledge of the norms (cognitive component of moral and ethical development), the application of rules (behavioral and emotional components) in the peer group is linked with status place of the child in the peer group and with the success of social adaptation of the developing personality. The research was conducted from 2012 to 2014 on the basis of educational institutions of Moscow: the average educational organization (school № 1051), profile educational organization (school № 1411 with in-depth study of a foreign language) and educational organization with an ethnic component (educational center № 1311). The total sample size - 257 people (147 girls, 110 boys) -students of 3 and 4 years at the age of 8 to 10.
Keywords: interpersonal relationships in a group, moral development, primary school age, small social group, social adaptation
Проблема межличностных отношений в группе сверстников в младшем школьном возрасте в ее связи с морально-нравственным развитием приобретает особое звучание в контексте современной социальной ситуации. В связи с вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов, акцент в которых делается на морально-нравственное воспитание, развитие нравственной нормативности и социальной успешности как ключевых личностных компетенций у современных детей, необходима научная разработка и осмысление закономерностей социальной адаптации и морально-нравственного развития в наиболее значимые периоды, каковым является
младший школьный возраст. В работах многих современных авторов делается акцент на необходимости разработки педагогических методик работы с детьми, направленных на проживание и осмысление морально-нравственных дилемм, формирование внутренней позиции личности ребёнка [7].
В числе отечественных исследователей ключевых аспектов понимания статусно-ролевой структуры группы, особенностей определения статусной позиции индивида в социальной группе - ГМ. Андреева, Е.А. Аркин, Л.В. Артемова, Л.И. Божович, П.П. Блонский, ИЛ. Волков,
216
Н. Гронланд, ЯЛ Жоломинский, MX). Кондратьев, МЛ. Сачкова, Н.Н. Обозов, А.М. Прихожан, АЛ. Широкова и др.
В числе зарубежных исследователей отношений межличностной значимости - У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Салливан, Г. Хаймен и др., а также отечественные - А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, В.В. Поршнев, ЛИ. Божович, ИЛ. Кон, М.Ю. Кондратьев, А. А. Кроник, МИ. Лисина, А В. Петровский и др.
М.Ю. Кондратьевым сформулированы основные направления изучения межличностной значимости: эмпирические исследования отношений аттракции; исследования межличностных отношений опосредованных целями совместной деятельности, т.е. отношений референтное™ и власти; социально-психологические исследования лидерства и руководства [10].
Важно отметить, что в младшем школьном возрасте, на изучение которого направлено наше исследование, построение отношений межличностной значимости, формирование социального статуса в малой социальной группе - чаще всег, есть составляющие реальности отношений ребёнка внутри школьного класса (Д. Шеффер, Г. А. Цукерман, М.Ю. Конд ратьев). Будуч и всецело основанной на аттракции, лишённой яркой дифференциации и глубины в первом-втором классе обучения в связи с практически полной зависимостью от мнения учителя, в последующие годы группа сверстников в определённой степени освобождается от абсолютного влияния фигуры учителя, межличностные отношения приобретают более глубокую эмоциональноличностную окраску, усиливаются структуры референтное™ и неформальной власти (Я.Л. Ко-ломинский, М.Ю. Кондратьев). AM. Прихожан отмечает, что к концу младшего школьного возраста в группах детей уже наблюдаются предпосылки социометрических характеристик подростковых групп [1, 9, 10, 11].
Как мы уже отмечали, согласно нашей позиции, существует определенная взаимосвязь между статусом ребёнка в группе сверстников и компонентами морально-нравственного развития.
Проведём конспективный обзор особенностей морально-нравственного развития в младшем школьном возрасте с позиций базового для нашего исследования - когнитивно-эволюционного - подхода, основанного Ж. Пиаже, Л.Кольбергом и нашедшего продолжение и развитие в трудах исследователей - Д. Кребса, Н. Айзенберга, К. Г ил-лиган, Дж. Флэйвэлла, Дж. Гиббса, К. Бэсингера, Р. Грайма, Р. Снэри, М. Рокича, Ш. Шварца. Известно, что традиция исследований Л. Кольберга, основанная на разработке и переосмыслении трудов Ж. Пиаже, посвященных моральным суждениям, дополняет содержание различных аспектов морального суждения с учётом качественных возрастных особенностей, устойчивых в разных со-цио-культурных контекстах (подчиняющиеся принципу кросс-культурной универсальности) и отражающих общее когнитивное развитие ребенка [5, 12, 13, 14, 15].
Тенденция к объединению у детей младшего школьного возраста морали и внешних наблюдаемых ситуативных характеристик является следствием успешной интериоризации нравственных норм - процесса, протекающего, как известно, в двух планах - внешнем и внутреннем [5, 12, 15].
Согласно сформулированной Л. Кольбергом концепции уровней моральных суждений, преконвенциональный уровень, с ориентировкой в большей степени на внешние, чем на внутренние правила, характерен для младшего школьного возраста. Постепенно в верхних границах младшего школьного - нижних границах подросткового возраста происходит переход на конвенциональный уровень - ребёнок переходит от суждений, основанных на внешних последствиях и личной выгоде, к суждениям, строящимся на правилах и нормах группы, к которой он принадлежит [15].
Известно, что младший школьный возраст рассматривается как сензитивный для усвоения социальных норм и правил. ЛИ. Божович отмечает, что младший школьный возраст - это период рождения социального «Я» ребенка. В кон-ц е п ц ии развития А.В. Петровского младший школьный возраст отнесен к этапу адаптации, в течение которого происходит усвоение социальных норм [3]. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдарова, АЖ Дусавицкий, АЖ. Маркова, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, В.В. Рубцов, Т.П. Скрикина, Г. А. Цукерман и др.). Основные идеи этих ученых конспективно представлены ниже:
1. Изменения в социальной ситуации развития ребёнка, появление особого вида деятельности -учебной деятельности, непосредственно направленной на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством [4].
2. Формирование познавательной мотивации как движущей силы учебной деятельности.
3. Развитие совместной деятельности со сверстниками. По ЛЮ. Выготскому, совместная деятельность - необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности ребёнка.
Проведённый теоретический анализ особенностей построения отношений межличностной значимости и закономерностей морально-нравственного развития в младшем школьном возрасте послужил основой для составления программы эмпирического исследования, которое проводилось в период с 2012 по 2014 год на базе средних общеобразовательных учреждений г.Москвы разного типа: средней образовательной школы (ГБОУ СОШ № 1051 им. Г.ВЖисунько), средней профильной общеобразовательной школы (ГБОУ СОШ № 1411 с углубленным изучением английского языка), а также
217
школы с этническим компонентом (ЦО № 1311 «Тхия»), Общее число выборки - 257 человек (147 девочек, 110 мальчиков) - учащихся 3 и 4 класса в возрасте от 8 до 10 лет,
В ходе проведения настоящего исследования нами были использованы следующие эмпирические методы - анкета на осведомлённость об основных морально-нравственных категориях (модификация анкеты С,Е, Рыжиковой); методика исследования гибкости моральных суждений и уровня морально-нравственного развития младших школьников (модифицированный вариант методики Р,Л. Сэлмана). С целью исследования эмоционального компонента моральнонравственного развития был применён метод определения эмоционального состояния другого, (модификация теста аффективных ситуаций на эмпатию Н,Д, Фешбах, К. Рой) с использованием комплекта эмоционально-коммуникативной игры Н,И, Белопольской); изучение поведенческого компонента морально-нравственного развития младших школьников было осуществлено в экспериментальном исследовании способности к сопереживанию и содействию (модификация методики «Мозаика» ЕЮ, Смирнова); для изучения особенностей построения межличностных отношений в группе были применены: социометрия, референтометрия и методический приём определения интрагрупповой неформальной структуры власти в контактном сообществе
(А,В. Петровский, М,Ю, Кондратьев); методический приём выявления представлений учителя об интрагрупповой структуре ученической группы; статистические методы обработки данных с использованием пакета IBM SPSS Statistics 21,0,
Статистический анализ полученных данных позволяет говорить о наличии умеренной корреляционной взаимосвязи между данными по эмоциональному компоненту морально-нравственной нормативности и показателями как по аттракции членов группы (г = 0,420 при p < 0,01), так и по референтное™ (г = 0,449 при p < 0,01) и позиции, занимаемой в интрагрупповой неформальной структуре власти (г = 0,345 при p < 0,01), Корреляционная взаимосвязь между уровнем развития эмоционального компонента морально-нравственной нормативности и показателем по интегральному статусу младших школьников в группах также носит умеренный характер (г = 0,442 при p < 0,01),
Основываясь на полученных статистически значимых результатах, можно говорить о наличии большей силы и глубины взаимосвязей когнитивного компонента морально-нравственного развития (в сравнении с эмоциональным компонентом) со статусом ребёнка в системе отношений межличностной значимости, Полученные данные корреляционного анализа можно увидеть в таблице 1,
Таблица 1
Таблица данных корреляционного анализа взаимосвязи между показателями уровня развития когнитивного компонента морально-нравственной нормативности и статусного расклада в исследуемых группах младших школьников
Знание морально-нравственных категорий Гибкость моральных суждений
Социометрический статус в группе сверстников г = 0,502 (p - 0,01) г = 0,676 (p - 0,01)
Референтометрический статус в группе сверстников г = 0,422 (p - 0,01) г = 0,745 (p - 0,01)
Статус в системе неформальной власти в группе г = 0,427 г = 0,641
сверстников (p - 0,01) (p - 0,01)
Интегральный статус в группе сверстников г = 0,501 (p - 0,01) г = 0,776 (p - 0,01)
Условные обозначения
- слабая корреляция
- умеренная (средняя корреляция)
- высокая корреляция
Исходя из полученных данных корреляционного анализа, очевидно, что системы статусных отношений в исследуемых группах, в частности, отношений референтности и неформальной власти, структура которых к концу младшего школьного возраста становится более чёткой (М,Ю, Кондратьев), находятся в большей взаимосвязи с показателями уровня когнитивного компонента морально-нравственного развития в сравнении с эмоциональным компонентом [10],
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение результатов решения ситуаций-дилемм (методика исследования гибкости моральных суждений младших школьников) членами групп разного статуса, С полученными данными можно ознакомиться на диаграмме 1, Высокостатусными членам исследуемых групп была продемонстрирована большая гибкость моральных суждений (более высокий уровень развития когнитивного компонента морально-нравственного развития), в то время
218
как низкостатусными, в целом по выборке -наименьшая. Уровень гибкости моральных сужде-
нии в восьми предъявленных детям ситуациях носит универсальный характер. [2]
Диаграмма 1
Гибкость моральных суждений учащихся разных статусов (результаты по выборке в целом)
Сравнение результатов исследования гибкости моральных суждений разностатусных учащихся, в целом, подтвердив предположение о наличии значимых взаимосвязей между когнитивным компонентом нравственной нормативности и позицией ребёнка в системе отношений межлич-Таблица2
ностной значимости, позволило выявить ряд статистически значимых различий в оценке учащимися с разными показателями по аттракции, референтное™ и власти, предложенных в методике ситуаций.
Корреляционные взаимосвязи* меяеду гибкостью моральных суяедений и статусными характеристиками членов исследуемых малых ученических) социальных групп (по всей выборке)
Ситуация 1 Ситуация 2 Ситуация 3 Ситуация 4 Ситуация 5 Ситуация 6 Ситуация 7 00 a; s CD P1 S О
Социометрический статус в группе сверстников r = 0,427** r = 0,423** r = 0,359 r = 0,397 r = 0,443** r = 0,483** r = 0,389 r = 0,684**
Референтометрический статус в группе сверстников r = 0,420** r = 0,519** r = 0,542** r = 0,578** r = 0,615** r = 0,637** r = 0,656** r = 0,673**
Статус в системе неформальной власти в группе сверстников r = 0,331 r = 0,367** r = 0,393** r = 0,357** r = 0,388** r = 0,408** r = 0,371** r = 0,350**
* Значение коэффициента корреляции Спирмена.
** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).
Условные обозначения
- слабая корреляция
- умеренная (средняя корреляция)
В основе ситуаций № 2, № 6 и № 8 лежит нарушение общепринятых морально-нравственных норм, смягчающим обстоятельством которого являются интересы/благополучие семьи (родных людей), что, подчёркивая значимость семьи как компонента социальной ситуации развития, позволяет говорить о том, что связь с семьёй, понимание ребёнком ценности интересов семьи, как таковой, является
значимым фактором успешности построения отношений межличностной значимости в группе сверстников. Интересен тот факт, что именно референтное™ ребёнка в малой социальной группе сверстников (в сравнении с аттракцией и позицией в неформальной структуре власти - в наибольшей степени когнитивный компонент статуса) сильнее взаимосвязана с гибкостью моральных суждений
219
ребёнка в ситуациях, затрагивающих житейское пространство семьи.
Результаты исследования выявили также умеренные (ситуация № 1) и устойчивые (ситуации № 5 и № 7) взаимосвязи, что, на наш взгляд, является иллюстрацией зарождения на завершающем этапе младшего школьного возраста ключевых феноменов будущего раннего подросткового возраста. Учащиеся, склонные уже в 3-4 классах наиболее гибко подходить к ситуациям оценки родительских запретов, воспринимаются сверстниками как наиболее успешные по измерениям аттракции и референтное™.
Как было обосновано в теоретической главе настоящего исследования, рассмотрение морально-нравственного развития не представляется полным без учёта, наряду с когнитивным и эмоциональным, поведенческого компонента. В исследованиях Т.Н. Счастной именно способность ребёнка к содействию выступает (наряду со способностью к сочувствию) ключевым показателем морально-нравственного развития ребёнка. В результате наблюдения психолога за поведением детей в экспериментальной ситуации было выявлено шесть типов поведения, подразумевающих разную степень проявления содействия другому [6, 8].
Полученные данные, в целом, подтверждают справедливость гипотезы настоящего исследования о наличии взаимосвязи между поведенческим компонентом морально-нравственного развития и позицией ребёнка в системе отношений межличностной значимости (наблюдается умеренная корреляционная взаимосвязь между проявлением содействия в экспериментальной ситуации и показателем интегрального статуса: r = 0,355 при р < 0,01). Однако, степень выявленной в ходе исследования взаимосвязи значи-
тельно слабее, чем корреляция показателя по интегральному статусу и показателей по когнитивному (г = 0,501 (р < 0,01); r = 0,776(p < 0,01)) и эмоциональному (г = 0,442 (р < 0,01)) компонентам морально-нравственного развития.
Согласно данным исследования поведения детей, выборки в экспериментальной ситуации и их позиций по показателям аттракции, референтно-сти и неформальной власти в малых группах, можно выделить следующие взаимосвязи: степень способности к содействию, согласно типу поведения ребёнка в экспериментальной ситуации и: 1) позиция, занимаемая ребёнком в социометрической интрагрупповой структуре класса r = -0,263; 2) позиция, занимаемая ребёнком в референтометрической интрагрупповой структуре класса r = -0,366; 3) позиция, занимаемая ребёнком в неформально-властной интрагруп-п овой структуре класса r = -0,339; 4) позиция, занимаемая ребёнком в интрагрупповой структуре класса (интегральный статус) r = -0,355. Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя). Наиболее значимая корреляционная взаимосвязь, согласно полученным данным, была выявлена между степенью проявления ребёнком содействия в экспериментальной ситуации и показателем ребёнка по референтное™ в системе статусных отношений малой группы (r = 0,366 (р < 0,01)), что подтверждает описанную ранее общую тенденцию к усилению влияния когнитивного компонента на систему социальных отношений ребёнка в 3-4 классах в сравнении с начальным периодом младшего школьного возраста, в котором ведущую роль играет аффективный (эмоциональный) компонент.
Репертуар демонстрируемых детьми типов поведения в экспериментальной ситуации представлен в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Типы поведения в экспериментальной ситуации с учётом данных, полученных по статусам детей в малых социальных (учебных) группах сверстников
220
Типы поведения в экспериментальной ситуации:
1 - оказали помощь не только соседу (в паре), но
и другим детям;
2 - оказали помощь соседу (в паре) самостоя-
тельно;
3 - оказали помощь в паре в ответ на просьбу со-
седа;
4 - оказали помощь в паре по принципу «ты мне,
я тебе»;
5 - помогли соседу в паре после просьбы экспе-
риментатора;
6 - не оказали помощи соседу в паре.
Данные, полученные в результате наблюдения за младшими школьниками в экспериментальной ситуации, позволяют говорить о наличии предЛитература:
1. Андреева ГМ. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2001
2. Байковская НА. Развитие идеи Л. Кольберга о межкультурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях. Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 2. С.190-202. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61344.shtm
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. [и др.] : Питер, 2008
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
5. Пиаже Ж. Моральное суждение ребёнка. М. : Академический проект, 2006.
6. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал, т. 1, 1980, № 5.
7. Собкин В.С. Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 4.
8. Счастная Т.Н. Исследование ориентации на социальные нормы у младших школьников в разных образовательных средах / Т.Н. Счастная, НЮ. Уланова // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. 2011.
9. Коломинский ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн. : ТетраСистемс, 2000.
10. Кондратьев М.Ю. Психология взаимоотношений межличностной значимости / М.Ю. Кондратьев, Ю.М. Кондратьев. М. : ПЭР СЭ, 2006.
11. Скрипкина Т.П. Психология доверия Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. за ведений. М. : Издательский центр Академия, 2000.
12. Flavell J.H. Cognitive development / J.H. Flavell, P.H. Miller. NJ., 2002.
13. Gibbs J.C. Kohlberg's stages of moral judgment: A constructive critique. Harvard Educational Review. 1977.
полагаемой нами взаимосвязи таких параметров, как позиция индивида в системе отношений межличностной значимости в малой социальной группе и уровень развития у него поведенческого компонента морально-нравственного развития (способности к содействию).
В результате проведения теоретического обзора и эмпирического исследования у нас есть все основания полагать, что существует значимая взаимосвязь между особенностями построения отношений межличностной значимости в малой социальной (ученической) группе сверстников по измерениям аттракции, референтности и позиции, занимаемой в структуре неформальной власти и когнитивным, поведенческим и эмоциональным компонентами морально-нравственного развития.
Literature:
1. Andreeva G.M. Social Psychology. M. : Aspect Press, 2001.
2. Baikovskaya N.A. Development of the idea of
L. Kohlberg intercultural universality of formation of moral judgments in recent studies. [Electronic resource]. Psychological Science and Education psy-edu.ru. 2013. № 2. P. 190-202. URL: http:// psyjour-nals. ru/psyedu_ru/2013/n2/61344.shtm
3. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. SPb. [et al.]: Peter, 2008.
4. Davydov V.V. The problems of developing training: the experience of theoretical and experimental psychological research. M., 1986.
5. Piaget J. The moral judgment of the child. M. : Academic Project, 2006.
6. Mukhina B.S. On the problem of social development // Psychological Journal. Vol. 1. 1980. № 5.
7. Sobkin V.S. The experience of social and psychological analysis of the understanding of moral and ethical conflict of a cartoon // Cultural-Historical Psychology. 2014. Vol. 10. № 4.
8. Schastnaya T.N. The study of focusing on social norms in primary school children in different educational environments / T.N. Schastnaya, N.S. Ulanova // Practical ethno-psychology: actual problems and perspectives of development. 2011.
9. Kolominskii Ya.L. Psychology of relationships in small groups. Minsk : TetraSistems, 2000.
10. Kondratiev M.Y. Psychology of interpersonal value relations / M.Y. Kondratiev, Y.M. Kondratiev.
M. : PER SE, 2006
11. Skripkina T.P. Psychology of confidence : manual for students of higher pedagogical Institutions. M. : Publishing Centre Academy 2000.
12. Flavell J.H. Cognitive development / J.H. Flavell, P.H. Miller. NJ., 2002.
13. Gibbs J.C. Kohlberg's stages of moral judgment: A constructive critique. Harvard Educational Review. 1977.
221
14. Gibbs J.C. Moral judgment development across cultures: Revisiting Kohlberg's universality claims /
J.C. Gibbs, J.H. Flavell, P.H. Miller // Developmental Review. 2007. № 4.
15. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 1991.
14. Gibbs J.C. Moral judgment development across cultures: Revisiting Kohlberg's universality claims /
J.C. Gibbs, J.H. Flavell, P.H. Miller // Developmental Review. 2007. № 4.
15. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 1991.
222