Научная статья на тему 'Особенности становления морально-нравственных понятий у младших школьников с нормальным и задержанным психическим развитием'

Особенности становления морально-нравственных понятий у младших школьников с нормальным и задержанным психическим развитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
775
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ / ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MORAL CONCEPTS / CONCEPTUAL THINKING / THE YOUNGER SCHOOL AGE / SEMANTIC CORRELATION / CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Князева Татьяна Николаевна, Сидорина Елена Валерьевна

В статье представлены результаты изучения особенностей становления у младших школьников морально-нравственных понятий. Представлены новые данные о специфике усвоения вербально-образных характеристик моральных понятий у детей с задержкой психического развития в сравнении со сверстниками, развивающимися в норме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of becoming morally moral concepts

The results of studying the characteristics of formation in primary school children of moral concepts. We present new data on the specific absorption characteristics of verbal and figurative moral concepts in children with mental retardation in comparison with their peers, developing normally.

Текст научной работы на тему «Особенности становления морально-нравственных понятий у младших школьников с нормальным и задержанным психическим развитием»

УДК 159.922.73

Т. Н. Князева, Е. В. Сидорина

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

В статье представлены результаты изучения особенностей становления у младших школьников морально-нравственных понятий. Представлены новые данные о специфике усвоения вербально-об-разных характеристик моральных понятий у детей с задержкой психического развития в сравнении со сверстниками, развивающимися в норме.

The results of studying the characteristics of formation in primary school children of moral concepts. We present new data on the specific absorption characteristics of verbal and figurative moral concepts in children with mental retardation in comparison with their peers, developing normally.

Ключевые слова: морально-нравственные понятия, понятийное мышление, младший школьный возраст, смысловое соотнесение, дети с задержкой психического развития.

Keywords: moral concepts, conceptual thinking, the younger school age, semantic correlation, children with mental retardation.

Изменения ряда показателей психовозрастного развития современных детей, связанные с мак-росоциальными изменениями последних 2025 лет, естественным образом отражаются на процессах самосознания личности.

Переориентация ряда жизненных ценностей, диктуемая этими условиями, создает новые социальные установки и требования к личности. Как следствие - меняются (дополняются, уточняются, сдвигаются) и характеристики личностно-ин-теллектуального развития. При сохранении общих закономерностей, механизмов сознания и мышления современные дети по многим психологическим и психосоциальным характеристикам своего развития отличаются от своих сверстников двадцатого века [1].

Осмысление ребенком новых, диктуемых новыми реалиями жизни, моральных норм, социальных ценностей, несомненно, связано с развитием его так называемого «морального интеллекта». Этот термин относительно новый для психологических исследований (по сравнению, например, с понятиями «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект»). Однако его содержательный смысл еще в 1932 г. увидел Ж. Пиаже, опубликовавший свою работу, посвященную проблеме взаимосвязи интеллекту-

© Князева Т. Н., Сидорина Е. В., 2013

ального развития и уровня зрелости моральных суждений [2].

Как известно, Пиаже на основе полученных им экспериментальных данных констатировал определенную зависимость между стадией развития детского интеллекта и уровнем его моральных суждений [3]. Позднее эту работу по изучению морального мышления продолжил Л. Кол-берг, акцентируя свое внимание, прежде всего, на стадиях развития морального мышления, связанного с развитием самосознания личности [4].

Надо признать, что, несмотря на многочисленные поиски исследователей в определении характеристик и механизмов развития «морального интеллекта», этот феномен остается во многом не познанным именно в силу своей многогранности: на стыке двух сложнейших психических структур - морального самосознания и мышления. Из этого следует, что изучение специфики самого морального интеллекта связано с анализом и взаимоучетом механизмов развития, как сферы самосознания личности, так и сферы мышления.

Несомненно, важнейшая составляющая в этой проблеме - генезис самого феномена, процесс его становления в детском возрасте. Но если многочисленные исследования в этой области были обращены, прежде всего, в сторону изучения различных аспектов становления нравственного самосознания детей и формирования в этом контексте моральных представлений, суждений, действий (Л. Н. Антилогова, Л. И. Божович, Т. А. Маркова, Г. И. Морева, А. И. Титаренко, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон, П. М. Якобсон и др.), то гораздо менее представлено проблемное поле, связанное с анализом закономерностей формирования морально-нравственных понятий у современных детей в аспекте их когнитивного развития.

Между тем именно осмысление (понимание) морально-нравственной категории есть первая ступень ее освоения ребенком. Именно здесь зависимость от возможностей интеллекта играет особую роль. В связи с этим дети, имеющие отставание в развитии интеллекта, требуют особого изучения и внимания, поскольку они не должны попасть в группу риска как субъекты, не владеющие смыслом морально-нравственных понятий и потому не руководствующиеся ими. Это не столько психологическая, сколько психосоциальная проблема настоящего и будущего.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) как категория детского дизонтогенеза характеризуются такими признаками полиморфной клинико-психологической симптоматики, как незрелость (в соответствии с возрастными возможностями) относительно сложных форм поведения и деятельности, расстройства различных

Педагогика и психология

аспектов эмоционально-волевой сферы, нарушение работоспособности, общая пониженная обучаемость. Их когнитивное развитие имеет сложный и неоднозначный характер [5].

Однако на ранних этапах онтогенеза и при специальном обучении пластичность психики этих детей позволяет существенно корректировать их развитие. Как показывают исследования, особенно эффективен в этом плане дошкольный и младший школьный возраст [6].

С точки зрения развития интеллекта именно младший школьный возраст наиболее сензити-вен для формирования ключевых характеристик понятийного логического мышления [7]. Это возраст активного осмысления моральных категорий, норм и правил [8]. Поэтому изучение процесса становления и развития морально-нравственных понятий в условиях новых социально-экономических и образовательных реалий у современных младших школьников поможет лучше понять как особенности развития их мыслительной сферы, так и процесс становления нравственного самосознания.

В своем исследовании мы обратились к изучению развития морально-нравственных понятий, сравнивая особенности их становления у младших школьников с ЗПР с аналогичными проявлениями их сверстников, развивающихся в норме.

На этапе пилотажного исследования были выявлены восемь морально-нравственных понятий (МНП), смысл которых передают литературные произведения, входящие в программу общеобразовательной начальной школы: 4 положительных - добро, дружелюбие, совесть, справедливость и 4 отрицательных - зло, хитрость, завить, жадность.

Для диагностики был использован метод стандартизированной беседы, позволяющий определить у школьников возможность соотнесения и понимания (объяснения своего выбора) морально-нравственных качеств с литературным (сказочным) или реальным представителем (носителем этого качества).

В исследовании принимали участие ученики 2-4-х классов общеобразовательных школ г. Н. Новгорода (всего 160 человек), из них 80 детей с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР) или «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) и 80 детей с нормальным психическим развитием (без клинического диагноза).

В первой серии эксперимента детям называлось морально-нравственное понятие, для которого они должны были назвать наиболее характерного представителя, обладающего этим качеством (литературного персонажа или реального человека), и обосновать свой выбор. Критериями для анализа послужили адекватность соотнесения морально-нравственного понятия с образом

литературного героя (или реального прототипа) как носителя этого качества и обоснованность такого соотнесения.

Полученные результаты позволяют увидеть ряд особенностей в освоении предложенных понятий детьми с ЗПР и НПР.

Учащиеся младших классов с ЗПР при адекватном соотнесении морального качества и его носителя чаще используют примеры из сказок и мультфильмов, в отличие от своих сверстников с НПР, которые в равной степени приводят примеры как из литературных произведений, так и из реальной жизни. Такая особенность чаще отмечается при соотнесении таких понятий, как добро, дружелюбие, хитрость. При определении понятий добро и дружелюбие учащиеся младших классов с ЗПР и НПР называли следующих литературных и сказочных героев: «Доктор Айболит - вылечил больных зверей», «Чебурашка -дружелюбный, потому что хочет дружить со всеми», «Добрый Емеля, потому что отпустил щуку». Младшие школьники с НПР, наряду со сказочными персонажами, называли реальных людей, обладающих данной характеристикой: «Добрая мама - она меня любит и жалеет, помогает во всем», «Дружелюбная моя лучшая подруга -всегда выручает в трудную минуту, не делает плохих поступков».

При адекватном соотнесении понятия хитрость младшие школьники с ЗПР и НПР пользовались примерами как из реальной жизни, так и из сказок, мультфильмов и литературных произведений. Среди сказочных представителей дети обеих категорий, как правило, использовали образ лисы из разных сказок: «Лиса перехитрила колобка», «Лиса Алиса перехитрила Буратино».

Все указанные моральные качества являются понятными, часто используемыми при анализе художественных произведений и значимыми в социальной жизни младшего школьника, в его отношениях со сверстниками и взрослыми, поэтому их соотнесение с героем-носителем не вызывало у детей обеих групп серьезных затруднений.

Наибольшие затруднения при поиске литературного героя-носителя у детей с ЗПР вызвали понятия совесть и справедливость. Соотнести данные понятия детям оказалось достаточно сложно: зачастую учащиеся путали эти понятия, называя примеры, свойственные противоположному моральному качеству (бессовестный, несправедливый), некоторые испытуемые так трактовали понятия: «Совестливый - это советник, потому что он дает хорошие советы», «Справедливая курочка Ряба - она снесла новое яйцо». Такое парадоксальное перевертывание смысла понятий в стремлении каким-то образом их объяс-

нить характерно для 81% младших школьников с ЗПР. При определении тех же понятий младшие школьники с НПР лишь в 32% случаев не смогли правильно соотнести качество и того, кто им обладает (например: «Лиса Алиса советуется с котом Базилио»).

При обосновании соотнесения морально-нравственного качества с героем-носителем младшие школьники с ЗПР объясняют свой выбор, пользуясь описанием конкретных действий или ситуаций, демонстрирующих проявление этого морального качества. Чаще всего (40% ответов) такие примеры дети приводили для обоснования понятий добро, дружелюбие, хитрость, жадность, зло. Лишь несколько испытуемых с ЗПР смогли обосновать выбор героя-носителя морально-нравственного качества не через конкретную ситуацию или действие, а через обобщенный смысл этих понятий. Среди младших школьников с НПР 31% испытуемых проявили способность к обобщению при объяснении понятий добро, дружелюбие, хитрость, жадность, зло, 56% учащихся объясняют эти же понятия, используя описание конкретного действия или ситуации.

Сложнее всего детям с ЗПР давалось обоснование понятий совесть и справедливость. Для младших школьников с ЗПР данные понятия не имеют четкого смыслового (содержательного) наполнения, они сложны для понимания, у детей мало примеров-образов, характеризующих проявление данных понятий. (83,3% совсем не смогли обосновывать свой выбор). Среди учащихся с НПР смогли обосновать выбор героя-представителя для каждого из этих качеств 40% учащихся (6% использовали обобщенные характеристики морально-нравственного качества, 34% - пользовались описанием конкретных действий или ситуаций). Дети приводили такие примеры: «Справедливый судья - он проверяет, кто прав, кто не прав и судит того, кто не прав или виноват», «Совестливый тот, кто стыдится плохих поступков».

Нельзя не отметить факт явного преобладания знаний и опыта детей с ЗПР и НПР при определении отрицательных морально-нравственных понятий. Более полное обоснование учащиеся обеих категорий дают таким понятиям, как зло, жадность и хитрость. При этом 40% испытуемых с ЗПР при характеристике данных понятий используют в качестве примеров конкретные ситуации не только из сказок и мультфильмов, но и из реальной жизни (например: «Хитрый волк -спел тоненьким голосом и обманул семеро козлят», «Юра К. злой, он дружить не хочет, а драться лезет»).

Сверстники с НПР имеют более высокий процент обоснования по данным понятиям (зло -65,4%, жадность - 51%, хитрость - 72,6%): «Хитрая Лиса во всех сказках, потому что всех всегда обманывает, придумывает хитрые планы», «Жадный - миллионер, потому что он никому так просто ничего не дает».

Проведенное исследование позволило установить не только специфические особенности усвоения морально-нравственных понятий у младших школьников с ЗПР (трудности понимания обобщенного смысла этих понятий, отсутствие в актуальном опыте у большинства из них смыслового представления о понятиях совесть, справедливость), но и выявить общевозрастные характеристики усвоения предложенных понятий детьми с задержкой и нормой развития. Одним из важных аспектов в этом плане является то, что младшие школьники более свободно владеют как смыслом, так и опытом, связанным с отрицательными морально-нравственными понятиями (зло, жадность, хитрость). Дальнейшие наши исследования, надеемся, позволят понять, какую роль в этом играют художественные произведения, средства массовой информации и социальный опыт самого ребенка.

Примечания

1. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. 2010. № 2.

2. Piaget J. Moral judgement ofthechild. L., 1977.

3. Lickona T. Research on Piaget's theory of moral development // Moral development and behavior. L., 1976. P. 219-240.

4. Kohlberg L. Moral stages moralistion: The cognitive developmental approach // Moral development and behavior: Theory, research and social issues. N. Y., 1976. P. 31-53.

5. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпи-ной. М., 1984.

6. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990; Князева Т. Н. Психологическая готовность к обучению в основной школе детей с задержкой психического развития: теория и практика исследования. Н. Новгород, 2004.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 235-269; Элько-нин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 39-51; Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Наука, 1984.

8. Телегин М. В. Использование диагностических оценочных методик для изучения уровня морального развития детей младшего школьного возраста. URL: http://www.mtelegin.ru/projects/moral

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.