УДК-821.
ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Е. А. Антонова
Статья посвящена проблеме нравственного развития дошкольников. Представлены результаты экспериментального исследования специфики представлений о добрых и злых сказочных персонажах у детей с интеллектуальной недостаточностью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Ключевые слова: добрые сказочные персонажи, злые сказочные персонажи, сказка, интеллектуальная недостаточность, нравственное развитие.
Особый статус в духовно-нравственном становлении личности имеет сказка. Известные зарубежные и отечественные психологи не раз обращались в своем творчестве именно к сказкам. Среди них Э. Берн, А. Менегетти, Э. Фромм, К. Г. Юнг, Б. Бетельхейм, В. Я. Пропп, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие.
В сказках в символичной форме содержится информация о том, как устроен окружающий мир, какими ценностями надо руководствоваться в жизни, как строить свои отношения с окружающими людьми. События сказочной истории логичны и последовательны, что позволяет ребенку легко воспринимать и усваивать причинно-следственные связи, существующие в мире.
В. А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. Сказка неотделима от красоты, от познания ребенком реальной действительности. Она обогащает ум и душу ребенка, живет в детском сознании, является сферой духовной и нравственной жизни растущего человека [4].
Вопросы нравственного развития личности сохраняют насущность на протяжении длительного времени. В последние годы проблема нравственности стала особенно актуальна.
В становлении нравственной сферы личности основообразующим этапом выступает дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребенком первоначально усваиваются такие фундаментальные понятия как «добро» и «зло». Ребенок демонстрирует свое отношение к доброму и злому, обнаруживает их понимание, пытается руководствоваться усвоенными этическими нормами в своем реальном поведении. Этот возраст отличается высокой интенсивностью психического развития: обогащением регистра переживаний, их осознанием и возникновением способности управлять собственными эмоциями, освоением языка эмоций, рождением культуры чувств. От качества и уровня развития этих функций зависит то, как будет проходить дальнейшее становление нравственной сферы личности [1, 3].
Что касается дошкольников с задержкой психического развития, то их нравственное развитие имеет ряд специфических особенностей: отношение и понимание доброго и злого носит ситуативный, конкретный характер, представления о добром и злом часто фрагментарные и не точные.
Все выше сказанное определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать цель исследования, которая состоит в раскрытии специфических особенностей восприятия добра и зла детьми с задержкой психического развития по сравнению с дошкольниками с нормальным уровнем психического развития.
В эксперименте участвовали две группы детей: 100 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - ЗПР (ЭГ) и 100 нормально развивающихся старших дошкольников (КГ), воспитанников дошкольных образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга.
В ходе беседы детям с разным уровнем психического развития задавались проективные вопросы, касающиеся проявлений добра и зла в персонажах знакомых сказках. Предполагалось, что в ходе беседы, ребенок отразит тот нравственный опыт, который у него накоплен.
Заинтересованно и с удовольствием дети с разным уровнем психического развития отвечали на вопросы. Вопросы о героях сказок более понятны и близки пониманию дошкольников. Всего детьми с ЗПР было названо 13 сказочных персонажей, воплощающих, с их точки зрения, добро. Их сверстники с нормальным уровнем психического развития назвали 18 добрых сказочных героев.
Дети с задержкой психического развития охотнее называли героев современных мультфильмов, им было трудно вспомнить персонажей сказок. Самым добрым сказочным персонажем они считают Супергероя. Следует отметить, что данный персонаж вдохновляет не только мальчиков, но и девочек. В собирательный образ Супергероя входят Человек-паук и Бэтмен - смелые, сильные, готовые отразить врага и защитить людей от злых сказочных героев. Объясняя свой выбор, дети часто говорили о том, что «Супергерой защищает людей», «спасает их от врагов». Обобщенный образ наделен силой, мужеством и смелостью. Супергерой не боится трудностей и всегда побеждает злое начало.
Второе место среди добрых сказочных персонажей занимает Заяц из мультфильма «Ну,
югоди!». Образ слабого и ранимого героя расположил к себе детей с ЗПР. До школы характеризовали его как доброго, смелого и умеющего перехитрить Волка.
За стремление помогать своим друзьям и заботиться о них, дошкольники с ЗПР считают добрыми Буратино, Белоснежку, Кота в сапогах, Карлсона, Алладина, Микки Мауса, Шрека.
Дети с ЗПР признают доброту в качестве силы и подавления агрессии. Фигура богатыря Алеши Поповича защищающего свою землю от «плохого Тугарина змея» также оставила отпечаток в душах дошкольников с ЗПР.
О Спящей красавице вспомнили девочки. Они отмечали ее красоту и добросердечность, «если Спящая красавица проснется, то с ней проснется все королевство».
Для дошкольников с нормальным психическим развитием олицетворением доброты выступает Белоснежка. Объясняя доброту Белоснежки, они, отмечали ее преданность гномам. Второе место поделили два сказочных персонажа: девочки выбрали сказочного персонажа женского рода (Аленушка из сказки «Гуси лебеди»), а мальчики - сказочного героя мужского рода (Кота в сапогах). Следующая группа сказочных персонажей - Спящая красавица, Алеша Попович, Красная шапочка, Золушка, Снегурочка, Дед Мороз, Айболит - поскольку они все оказывают помощь окружающим.
Значительно реже добрыми называются следующие сказочные герои: Три поросенка, Золотая рыбка, Мальвина, Царевна лягушка, Машенька из сказки «Гуси-лебеди», Пятачок, Черепаха Тортила, Гартфилд, Боевые рейнджеры.
Таким образом, при объяснении выбора добрых сказочных персонажей дети с ЗПР перечисляли значимые для них качества: сила, смелость, мужество. Высказывания детей были сбивчивыми, короткими. Дети с ЗПР при характеристике сказочных персонажей редко использовали нравственную норму. Дошкольники с нормальным психическим развитием чаще называли героев сказок, которые приходят на помощь своим друзьям. Их объяснения были более точными и обобщенными.
Дошкольники с разным уровнем психического развития обладают достаточно широким спектром представлений о зле, сформированных с помощью сказки. Тем не менее, дети с ЗПР выделяют меньшее число злых персонажей, чем дети с нормальным психическим развитием.
Самым злым сказочным персонажем, с точки зрения детей с ЗПР, является Баба-Яга. Баба-Яга - яркий сказочный персонаж, встречается во многих сказках и противостоит именно добрым людям и добру вообще.
Самое страшное, что хотела сделать Баба-Яга, по мнению детей - это «зажарить Иванушку», «посадить его в печь». Дети эмоционально реагировали на агрессивные проявления Бабы-Яги по отношению к беззащитным героям. Характеризовали ее как «плохую», «злую старуху». Тем не менее, восприятие зла в образе Бабы-Яги в первую очередь связано с эмоциональными реакциями дошкольников с ЗПР на ее непривлекательный внешний вид.
Злым и коварным дети с ЗПР считают Змея Горыныча. Змей Горыныч - многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Образ зла раскрывается в агрессивности Змея Горыныча, он «палит все вокруг», «ломает дома», «дышит огнем, который горит».
Третьим злым сказочным персонажем выступает Волк из мультфильма «Ну, погоди!». В мультфильме Волк изображается как мелкий хулиган, который нарушает общественный порядок и обижает слабых. Дети с ЗПР, противопоставляя веселому и ранимому Зайцу Волка, считают последнего злым, так как: «он за Зайцем гонится» и «хочет его съесть».
К злым сказочным персонажам дошкольники с ЗПР относят Мачеху из сказки «Золушка» и Злую Королеву, которые «никого не любят» и «заставляют работать». Кот из мультфильма «Чип и Дейл» «мышь ухватил, а еще кот злой, потому что у него драгоценности золотые». Злыми Черепашек-ниндзя считают за то, что «бегают, дерутся мячами».
Вампиры - мифологические существа, пьющие кровь, впечатлили некоторых детей с ЗПР. Например, выписка из протокола: «Вампиры, когда у них родились дети, они им помогали из людей выпивать кровь». Кровожадным и жестоким дети с ЗПР считают Капитана Крюка, который «злится на Питера Пэна, он отрезал ему руку». Описание злых дел Дракона, совпадает с объяснениями злых поступков Змея Горыныча: «он рушит дома и пускает огонь».
Хитрую и проворную лису, персонажа многих русских сказок дошкольники с ЗПР не обошли своим вниманием и определили как злую: «у лисички был ледяной дом, а у зайки лубяной, у зайки дом остался, а у лисицы растаял, лисица злится»
Дети с нормальным уровнем психического развития назвали больше злых сказочных персонажей, чем их сверстники с ЗПР. Самым злым сказочным героем, по мнению детей, является Карабас-Барабас. В нем дошкольники выделяют способность к психическому и физическому подавлению. Карабас-Барабас олицетворяет зло, он, по мнению детей, способен на экстремальное проявление агрессивности - убийство.
Как и дети с ЗПР, дошкольники с нормальным психическим развитием, считают злым Волка из
Мультфильма «Ну, погоди!». При этом чаще отмечают его намерение съесть Зайца.
Реже дети контрольной группы упоминали Бабу-Ягу. Звучали ответы, которых не было в группе детей с ЗПР. В своих объяснениях дошкольники ссылались на ее «темные дела»: «она кинула Аленушку в воду»; «хотела Иванушку в печку посадить, хотела зажарить»; «хотела девочку забрать к себе домой и в печку посадить или съесть мальчика». Звучали ответы, которых не было в группе детей с ЗПР: «Баба-Яга может любого заколдовать». В славянских сказках образ Бабы-Яги связан с колдуньей, что и прослеживается в рассуждениях дошкольников. Представления о Бабе-яге у дошкольников с нормальным уровнем психического развития шире и полнее, чем у детей с ЗПР.
Мачеху из сказки «Золушка», считают злой героиней, ее зло проявляется как физическое и психическое подавление через издевательство над близкими: «она приказывала Золушке, чтоб все было чисто, и стирала и кормила их».
В одну группу сказочных персонажей, названных дошкольниками, можно объединить Соловья-разбойника, Кощея Бессмертного, Тугарина Змея, Гномов и Троллей, у которых зло проявляется в склонности к воровству и похищению. «Соловей-разбойник, он крадет, украл у князя казну»; Кощей Бессмертный «Похищал Настю»; «Тугарин Змей украл золото у богатырей»; «Гномы забирают драгоценности у кого-то».
Лешего, Дуремара и Кота Матвея дошкольники с нормальным психическим развитием сочли лживыми, а значит злыми.
К злым сказочным героям относится ведьма, которая «хотела, чтобы принцесса укололась и уснула». Известно, что в мифологических представлениях ведьмы наделяются способностью совершать зло с помощью колдовства. Возможно, именно эти проявления зла и отметили дети контрольной группы.
Большинство детей с разным уровнем психического развития считают, что злые персонажи физически подавляют добрых героев, угрожают их жизни и здоровью. Они выражают свою агрессию против добрых персонажей не только через физическое подавление, но и психически подавляя их. Однако дети с ЗПР чаще обращали внимание на эмоциональное состояние героев. Они упоминали злое, противное, безобразное выражение лица злых сказочных персонажей. Дошкольники с нормальным психическим развитием, напротив не ориентировались на внешние проявления, физические характеристики злых сказочных персонажей, чаще обращая внимание на стоящие за этим их безнравственные, злые, с точки зрения детей, поступки.
Исследование показало, что трудности, которые испытывают дети с ЗПР в реальной жизни при дифференциации добра и зла, не возникают у них при восприятии сказок. По мнению А. Гармаева, сказка дает детям образец поведения, возможность посмотреть последствия того или иного жизненного выбора человека. Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Герои всегда имеют явную моральную ориентацию, добрый - или злой, хороший - или плохой. Ребенок видит, что герой, совершивший зло, обязательно получает по заслугам. А тот, кто проявляет доброту, - вознаграждается [2]. Четкая дифференциация доброго и злого, заложенная в сказке, оптимизирует различение и понимание этих нравственных категорий дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.
Следует отметить, что дошкольники с ЗПР в основном называли не персонажей литературных произведений, а героев мультипликационных фильмов. Это может косвенно свидетельствовать об особенностях социальной ситуации развития детей с задержкой психического развития, а также специфических особенностях познавательной сферы. Причины того, что представления о добрых и злых героях формируются у этой группы дошкольников большей частью на основе просмотра современных мультфильмов, с одной стороны кроются в несформированности у них читательской деятельности, познавательных интересов. С другой стороны, это выступает доказательством того, что общение с близкими людьми ребенку чаще заменяет телевизор. Кроме того, просмотр фильма оказывается для дошкольников с ЗПР намного доступнее, чем восприятие текста сказки на слух. Можно сказать, что отсутствие должного внимания со стороны взрослых к развитию нравственной сферы личности дошкольников через чтение литературных произведений приводит к тому, что дошкольники с ЗПР мало знакомы с персонажами литературных произведений.
Таким образом, сказка - это огромный потенциал, который способствует формированию нравственной сферы детей дошкольного возраста с разным уровнем психического развития. Поэтому, проводя коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие нравственной сферы дошкольников с задержкой психического развития, целесообразно использовать сказки.
The article deals with the problem of moral development of preschoolers. The experimental findings are presented concerning specific feachers of the images of good and evil fairy tale characters in preschoolers with intellectual deficiency in comparison with the normal children of the same age.
The key words: goodfairy-tale characters, evil fairy-tale characters, fairy-tale, intellectual deficiency, moral development.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998.
3. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2002.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.
5. Bettelheim B. The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales. New York, 1976.
Об авторе
Антонова E. А. -аспирант кафедры коррекционной педагогики Российского Государственного Педагогического Университета имени А. И. Герцена, [email protected].