Научная статья на тему 'Влияние типа родительского отношения на самоотношение старших подростков с задержкой психического развития'

Влияние типа родительского отношения на самоотношение старших подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Талипова Олеся Азатовна

В статье проанализированы особенности самоотношения старших школьников с задержкой психического развития и влияние родительского отношения на его формирование. Полученные данные можно использовать для построения коррекционно-развивающей программы по формированию позитивного самоотношения у старших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние типа родительского отношения на самоотношение старших подростков с задержкой психического развития»

О.А. Талипова

ВЛИЯНИЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

НА САМООТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Преамбула. В статье проанализированы особенности самоотношения старших школьников с задержкой психического развития и влияние родительского отношения на его формирование. Полученные данные можно использовать для построения коррекционно-развивающей программы по формированию позитивного самоотношения у старших школьников с задержкой психического развития.

В отечественной психологии существует немало работ, подчеркивающих важность полноценного эмоционального общения ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) с родителями. В семье, по мнению ряда исследователей, заложены большие потенциальные возможности влияния на ребенка, формирования у него положительной эмоциональной направленности на окружающих взрослых, сверстников и самого себя. Еще Л.С. Выготский указывал на решающую роль социального окружения в развитии аномального ребенка, отмечая, что «.. .социальные последствия дефекта усиливают, питают и закрепляют сам дефект» [4, с. 39].

Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о явном неблагополучии семей воспитывающих детей с ЗПР, что, безусловно, отягощает их психическое развитие. В исследованиях Д.И. Альрахаль, В.Е. Васильевой, ГВ. Грибановой, Е.Е. Дмитриевой, О.В. Защирин-ской, А.С. Сагитовой, Е.В. Самойленко, Р. Д. Тригер, УВ. Ульенковой и др. делается вывод, что внутрисемейные отношения во многом определяют характер отставания в развитии у детей с ЗПР.

Признавая научную актуальность указанной выше проблемы, мы считаем исключительно важным изучение влияния типа родительского отношения на формирование самоотношения старших подростков с ЗПР. Поскольку ряд исследователей обращает внимание на то, что сфера само-отношения поражается одной из первых при нарушениях в развитии.

Целью нашего исследования являлось исследование влияния типа родительского отношения на самоотношение старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками (НПР). Исследование проходило в два этапа: на первом этапе мы изучали специфические особенности самоотношения старших подростков с ЗПР в срав-

нении с НПР сверстниками; на втором - влияние на самоотношение старших подростков с ЗПР и НПР типа родительского отношения.

Исследование проводилось в г. Нижнекамске (Республика Татарстан), на базе общеобразовательной школы .№29, а так же в городе Уфе (Республика Башкортостан) на базе общеобразовательных школ .№70, .№74, .№87 в классах VII вида для детей с ЗПР. Экспериментальным исследованием было охвачено 160 старших подростков в возрасте от 15 до 16 лет, из них 60 человек подростки с ЗПР, 100 человек - нормально развивающиеся сверстники. В исследовании принимали участие родители: 60 человек - матери, воспитывающие подростков с ЗПР, и 50 - матери, воспитывающие нормально развивающихся подростков; учителя (классные руководители) - 12 человек. Общий объем выборки составил 282 человека.

Для диагностики самоотношения нами были использованы методики С.Р. Пантелеева «Методика исследования самоотношения» и Ч. Осгуда «Личностный Дифференциал». В целях изучения особенностей воспитания подростков в семье использовали «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина.

Сравнительный анализ особенностей самоот-ношения у старших подростков с ЗПР и НПР, позволил получить, на наш взгляд, объективно ценные данные. Они убеждают в том, что в старшем подростковом возрасте (15-16 лет) у молодых людей с ЗПР и НПР активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и само-отношения, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. По таким компонентам, входящим в структуру самоотношения как самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самоприня-тие, самопривязанность выявлено доминирование достаточно высоких значений, что свидетель-

Таблица

Результаты сравнительного исследования самоотношения

ствует о позитивном и дружеском отношении к себе подростков изучаемых категорий.

Старшие подростки с ЗПР и НПР в основном достаточно уверены в себе, отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень и испытывают чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Результаты исследования представлены в таблице.

Вместе с тем, несмотря на наличие общевозрастных особенностей и тенденций, отмеченных нами, мы можем выделить и специфические особенности, характерные для самоотношения старших подростков с ЗПР Так, анализ их ответов показал, что они более закрыты, чем их нормально развивающиеся сверстники, что, на наш взгляд, говорит о значительно меньшей осознанности ими собственного «Я», о пониженной рефлексивности и критичности, недостаточной способности осознавать и выдавать значимую информацию о себе (при р<0,01).

На фоне недостаточного уровня осознания собственного «Я» подростки с ЗПР демонстрируют высокий уровень самопринятия - чувство глубокой симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя такими, какие есть, пусть даже с некоторыми недостатками; саморуководства - уверенности в способности эффективно управлять собственным поведением, справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя; самопривязан-ности - нежелании меняться. И все это на общем

фоне положительного отношения к себе. На наш взгляд, эта консервативная самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я», очевидная тенденция к преувеличению собственной значимости, свидетельствует тоже о недостаточном уровне развития рефлексивности и критичности старших подростков с ЗПР, неумении использовать опыт взаимоотношений, отражающий оценку окружающими их деятельности и поведения. Эти предварительные выводы были проверены и подтверждены ходе интеркорреляционного анализа.

Ориентируясь на положение специальной психологии, о том, что аномальное и нормальное психическое развитие имеет общие закономерности, мы установили, что основным компонентом самоотношения, вокруг которого строится вся система самоотношения старших подростков с ЗПР и НПР, является самоуверенность. Данный фактор задает отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать. С учетом выявленных закономерностей мы можем отметить больше сходства, чем различий в са-моотношении старших подростков с ЗПР и НПР.

Далее рассмотрим общевозрастные и специфические особенности самооценки подростков изучаемых категорий (уровень, адекватность). Для самооценки старших подростков характерно доминирование достаточно высокого уровня самоуважения, проявляющегося в удовлетворенно-

сти собой и своими умениями; высокой самооценки волевых сторон личности - способности держаться принятой линии поведения, а также уверенности в независимости от внешних обстоятельств и оценок. С целью повышения точности выводов о субъективных аспектах отношения к себе, отметим, что оценивая себя старшие подростки с ЗПР выражают большее сомнение по поводу собственной обаятельности (при р<0,05), упрямства (при р<0,02), деятельностности (при р<0,1), суетливости (при р<0,05) и раздражительности (при р<0,01). При этом, по таким критериям, как доброта (при р<0,001), решительность (при р<0,01), энергичность (при р<0,1) и уверенность (при р<0,02) их оценки достоверно превышают оценки НПР сверстников.

Сопоставление самооценок испытуемых с оценками экспертов (в качестве которых выступили учителя - классные руководители), показало наличие специфических особенностей, характеризующих самоотношение подростков с ЗПР. Так, в отличие от своих НПР сверстников, самооценку которых можно охарактеризовать как в большей степени адекватную, но с некоторой тенденцией к занижению, подростки с ЗПР демонстрируют неадекватное завышение самооце-ночных суждений практически по всем характеристикам. Можно сказать, что для адекватного оценивания этим подросткам менее всего доступны такие качества, как: здоровье, ум, сила, добросовестность, доброта, отзывчивость, решительность, энергичность, справедливость, уверенность, честность, самостоятельность.

На наш взгляд, неадекватное завышение са-мооценочных суждений подростками с ЗПР также можно объяснить недостаточной осознанностью собственного «Я», пониженной рефлексивностью и критичностью, которые характеризуют самосознание подростков с ЗПР.

Таким образом, для самосознания старших подростков с ЗПР как на эмоциональном (само-отношение и самооценка), так и на регулятивном (саморуководство) уровне, характерна переоценка (неадекватное завышение) своей значимости, что, по всей видимости, можно объяснить ущербным формированием образа Я, недостаточной его осознанностью, снижением навыков рефлексивности и критичности (когнитивный уровень).

Интерпретируя результаты, полученные по методике А.Я. Варги, В.В. Столина, мы установили, что однозначно преобладающего типа роди-

тельского отношения в его «чистом виде» не встречается ни в группе матерей, воспитывающих подростков с ЗПР, ни в группе матерей, воспитывающих подростков с НПР.

Сравнительный анализ показал, что уровень отвержения своего ребенка значимо выше в группе матерей, воспитывающих подростков с ЗПР, причем различия являются статистически значимыми при р<0,001. Следовательно, старшие подростки с ЗПР чаще воспринимаются своими матерями как плохие, неприспособленные, неудачливые, неспособные добиться успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Матери подростков с ЗПР чаще испытывают по отношению к детям злость, досаду, раздражение, обиду, недоверие, неприязнь, неуважение. Эти данные подтверждают результаты исследования У В. Ульенковой, Е.В. Самой-ленко [5], о наличии эмоционального отвержения как достаточно частой характеристики материнского отношения к ребенку с ЗПР.

По шкале «кооперация» или «образ социальной желательности», были зафиксированы самые низкие значения как в группе матерей подростков с ЗПР, так и подростков с НПР (причем различия являются статистически значимыми при р<0,001). Следовательно, анализ полученных результатов позволяет утверждать, что матери подростков интересующих нас групп по большей части не интересуются делами и планами своих детей, не стремятся помогать и сочувствовать им. Причем, эта тенденция ярче проявляется в группе матерей подростков с ЗПР. Испытывая чувство неловкости за своего ребенка, они низко оценивают его интеллектуальные и творческие способности, подавляют инициативу и самостоятельность, не доверяют ему в спорных вопросах, не учитывают его точку зрения.

Если учесть, что семьи большинства детей с ЗПР, по данным исследований (Е.Н. Васильевой,

О.В. Защиринской, В.И. Кондрашина, Е.В. Самой-ленко, У В. Ульенковой и др.) отличаются явным социально-психологическим неблагополучием, то можно говорить об утяжелении этих последствий [1; 3; 5].

У матерей старших подростков с ЗПР и НПР, прослеживается симбиотическая привязанность, проявляющаяся в стремлении к близким, доверительным отношениям со своим ребенком. Мамы сожалеют, что ребенок взрослеет и меньше нуждается в их поддержке, они ощущают тре-

вогу за его будущее, причем тревога повышается, когда ребенок начинает автономизироваться. Поскольку исследование проводится в группе старших подростков, можно предположить, что такой тип родительского отношения может вызывать у ребенка протест, который объясняется зарождающейся потребностью в независимости. Однако следует отметить, что стремление удовлетворить все потребности ребенка, оградить от трудностей и неприятностей жизни у матерей старших подростков с ЗПР, проявляется меньше, причем различия являются статистически значимыми при р<0,001.

В родительском отношении к подросткам обеих групп отчетливо просматривается авторитаризм. Матери испытуемых с ЗПР и НПР требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать во всем свою волю, мысли, чувства.

Анализ данных показывает, что у матерей старших подростков с ЗПР чаще прослеживается стремление инфантилизировать детей, приписать личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка с ЗПР кажутся родителям детскими и несерьезными, подростки с ЗПР представляются менее приспособленными, более открытыми для дурных влияний. Испытывая большую досаду к ребенку из-за его неспешности и неумелости, матери подростков с ЗПР стараются оградить детей от трудностей жизни и строго контролировать их действия. Различия между группами являются статистически значимыми при р<0,001.

Поскольку, основной задачей данного этапа исследования являлось определение степени влияния типа родительского отношения на самоот-ношения старших подростков с ЗПР, нами было проведено корреляционное исследование. Анализ полученных данных, позволяет констатировать, что тип родительского отношения к подросткам с ЗПР значительно определяет содержание их самоотношения. Так, значительное влияние на их самоотношение оказывает такой тип родительского (материнского) отношения, как «принятие-отвержение». Данный тип родительского отношения коррелирует с самоуверенностью (р<0,01), саморуководством (р<0,05), отраженным само-отношением (р<0,01), внутренней конфликтностью (р<0,01) и самообвинением (р<0,05). Из сказанного можно сделать вывод, что у старших подростков с ЗПР, воспитывающихся в атмосфере

эмоционального отвержения, недоверия и неуважения со стороны родителей, формируется неудовлетворенность своими возможностями, сомнение в способности вызывать уважение у окружающих, ощущение собственной слабости. Убежденность матери в том, что ее ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума и дурных наклонностей, часто приводит к тому, что у подростка с ЗПР складывается вера в подвластность собственного «Я» внешним обстоятельствам, размытый локус «Я». У таких подростков отмечается высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения, что часто протекает на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе.

На самоотношение старших подростков с ЗПР значительное влияние оказывают такие типы родительского (материнского) отношения как «кооперация» и «авторитарная гиперсоциализация». Являясь социально-желательным типом родительского отношения - «кооперация» взаимосвязана с саморуководством (р<0,05), отраженным самоотношением (р<0,05), внутренней конфликтностью (р<0,05). Следовательно, чем выше оценивает мать интеллектуальные и творческие возможности своего ребенка, чем чаще поощряет инициативу и самостоятельность, демонстрирует заинтересованность в его делах и планах, тем отчетливее переживает подросток с ЗПР собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение, тем выше его уверенность в способности вызывать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание, тем позитивнее эмоциональный фон отношения к себе.

Тип родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация», отражающий форму и направление контроля за поведением ребенка, влияет на такие составляющие самоотношения старших подростков с ЗПР как самоуверенность (р<0,01), отраженное самоотношение (р<0,05), самоценность (р<0,01). Таким образом, требуя от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараясь навязать во всем свою волю, родитель формирует у ребенка неуверенность в себе, неумение вызвать симпатию у других, а также сомнение в ценности собственной личности.

Анализ результатов показал, что на самооценку старших подростков с ЗПР, значительное влияние оказывает такой тип родительского отношения как «принятие-отвержение». Показатели по

шкале «принятие-отвержение» влияют на оценивание подростком с ЗПР личной обаятельности (р<0,01), доброты (р<0,05), решительности (р<0,05), суетливости (р<0,05), дружелюбия (р<0,01), уверенности (<0,01), честности (р<0,01), предполагаемого отношения со стороны окружающих (р<0,01), хорошего характера (р<0,01), трудолюбия (р<0,01), способности говорить правду (р<0,01). То есть, если мать уважает индивидуальность своего ребенка, симпатизирует ему, принимает таким, какой он есть - у подростка с ЗПР отмечаются высокие оценки собственной обаятельности, доброты, решительности, уверенности, дружелюбия, честности, трудолюбия. Подростки с ЗПР, воспитывающиеся в атмосфере эмоционального принятия матерью, более уверены в том, что нравятся людям, всегда говорят правду, обладают хорошим характером.

Также позитивно на самооценку старших подростков с ЗПР влияет ориентация матери на социально-желательный тип родительского отношения. Этот тип родительского отношения взаимосвязан с самооценкой разговорчивости (р<0,05), решительности (р<0,05), дружелюбия (р<0,01), предполагаемого отношения со стороны окружающих (р<0,01), способности говорить правду (р<0,05). Можно заключить, что подростки, воспитывающиеся матерями поощряющими инициативу и самостоятельность, заинтересованными делами и планами своих детей высоко оценивают собственную речевую активность, решительность, способность дружить, говорить правду, вызывать в других людях чувство симпатии. Также было выявлено, что у подростков, матери которых отчетливо демонстрируют авторитаризм в отношениях, чаще формируется низкая самооценка собственной отзывчивости (р<0,05) и трудолюбия (р<0,05).

В целом можно констатировать, что тип родительского отношения оказывает значительное

влияние на самоотношение и самооценку старших подростков с ЗПР, причем это ведущее значение родительского отношения в формировании самоотношения и самооценки подростков с ЗПР сочетается с крайне неблагоприятной ситуацией, складывающейся в семьях, воспитывающих детей с ЗПР. Следовательно, к числу важнейших направлений проведения коррекционноразвивающей деятельности, в системе комплексной реабилитации детей с трудностями социально-психологической адаптации вследствие задержки психического развития необходимо отнести работу с родителями, воспитывающими старших подростков с ЗПР.

Библиографический список

1. Васильева Е.Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье // Шестилетние дети: проблемы исследования / Под ред. У В. Ульенковой. - Н. Новгород, 1993. - С. 98-108.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Д.Б. Элько-нина. - М.: Педагогика, 1983. - 386 с.

3. Защиринская О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения - 97» / Под ред. А.А. Крылова. - СПб., 1997. - С. 83-89.

4. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. УВ. Ульенковой. -СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

5. Ульенкова У.В., Самойленко Е.В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков-подростков с ЗПР // Дефектология. - 2006. - №4. - С. 29-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.