Научная статья на тему 'Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование полоролевого поведения мальчиков - подростков из неполной семьи'

Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование полоролевого поведения мальчиков - подростков из неполной семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1470
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТЦОВСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойленко Елена Валентиновна

В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей материнского воспитания мальчиков-подростков в условиях депривации отцовского влияния. Анализируются данные по четырем группам испытуемых: подростки с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием из полных и неполных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование полоролевого поведения мальчиков - подростков из неполной семьи»

УДК -371.398

Самойленко Елена Валентиновна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования ФГБОУВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара», arlen61@ mail.ru, Арзамас

ВЛИЯНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ -ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей материнского воспитания мальчиков-подростков в условиях депривации отцовского влияния. Анализируются данные по четырем группам испытуемых: подростки с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием из полных и неполных семей.

Ключевые слова: тип материнского воспитания, полоролевое поведение, отцовская депривация, задержка психического развития.

Samoilenko Elena Valentinovna

PhD in Psychology, assistant professor of General and pedagogic psychology department, A.P. Gaidar teachers’ training institute, arlen61@mail.ru, Arzamas,

INFLUENCE OF DOMINANT TYPE OF MATERNAL EDUCATION ON THE FORMATION OF SEX ROLE BEHAVIOR OF MALE JUVENILE FROM A SINGAL-PARENT FAMILY

Abstract. The article presents the results of an experimental study of characteristics of maternal parenting of juvenile men in a deprivation conditions of father’s influence. Data on four groups of probationers is analyzed: juvenile with mental retardation and with normal mental development of complete and one single parents.

Key words: type of maternal education, sex-role behavior, paternal deprivation, mental retardation.

Динамика семьи в России сегодня ха- психологическом отношениях. Искаженная рактеризуется нарастающими негативными полоролевая структура семьи негативным тенденциями: увеличением числа разводов, образом отражается на полоролевом разви-ростом внебрачной рождаемости. Как след- тии детей. В этом аспекте в психологии име-ствие, возросла доля неполных семей. В свя- ют место довольно убедительные исследова-зи с этим особую актуальность приобретают ния (Ю.Е. Алешина [1], Н.Л. Белопольская психологические исследования в области [2], И.С. Клецина [4], Л.Э., Семенова [б], влияния родительских отношений на психи- Л.Ф.Обухова, О.А. Шаграева [5] и др.). ческое развитие ребёнка в условиях депри- Воспитательная значимость семьи резко

вации отцовского влияния. возрастает при формировании личности де-

Многие исследователи в области возраст- тей с отклонениями в психофизическом разной и педагогической психологии пришли к витии, что определяет актуальность изучения выводу, что особенности взаимосвязи ро- этой проблемы в коррекционной психологии. дителей и детей закрепляются в поведе- Цель нашего исследования состояла в

нии и становятся моделью в социальных изучении психологических особенностей взаимодействиях. В ряде работ выделяются полоролевой социализации мальчиков-типичные взаимосвязи родительского от- подростков с ЗПР в сравнении с нормально ношения и соответствующего поведения ре- развивающимися сверстниками в услови-бенка (А.Я. Варга [3], А.С. Спиваковская [7], ях депривации отцовского влияния. Оно В.В.Ткачева [В], Э.Г. Эйдемиллер [9] и др.). решало ряд теоретико-прикладных за-Известно, что ситуация развития ребен- дач: представлен сравнительный анализ ка в неполной семье является менее благо- социально-экономических и психологиче-приятной как в социокультурном, так и в ских характеристик неполных семей, воспи-

тывающих подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников; исследование особенностей полоролевой идентичности мальчиков-подростков с ЗПР в неполных семьях; выявление устойчивых характеристик фрустрационных реакций, стереотипов эмоционального реагирования подростков с ЗПР, сформированных в процессе воспитания в неполных семьях; доминирующих типов полоролевого поведения мальчиков-подростков с ЗПР, воспитывающихся в разных микросоциальных условиях (в полной и неполной семьях) и др.

Настоящая публикация посвящена отражению результатов решения одной из поставленных в исследовании задач: выявлению доминирующих типов материнского воспитания в неполных семьях по отношению к мальчикам-подросткам с ЗПР, а также в этой связи особенностей психологических механизмов, обусловливающих их полоролевую социализацию.

Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ г. Арзамаса Нижегородской области. Индивидуальные эксперименты проводились с мальчиками-подростками 13-14 лет, которые были объединены в группы: мальчики с ЗПР из неполных семей (ЗНПС) - 25 человек, с ЗПР из полных семей (ЗПС) - 25 человек, нормально развивающиеся подростки из неполных семей (КНПС) - 25 человек, из полных семей (КПС) - 25 человек. Общий объем выборки исследуемых групп детей составил 100 человек. Общее количество взрослых испытуемых (матерей подростков) составило 100 человек. Всего в исследовании принимало участие 200 человек.

В целях изучения особенностей воспитания ребенка в семье, мы использовали «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варги и опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шефера и Р. Белл. Для выявления доминирующего типа полоролевого поведения мальчиков-подростков применялись метод «Незаконченные предложения» и цветовой тест отношений (ЦТО).

В процессе обработки данных теста особенностей родительского отношения было установлено, что однозначно преобладающего типа родительского отношения в его «чистом виде» практически не встречается.

Результаты анализа детско-родительских отношений в выборке подростков с ЗПР мы

обнаружили тенденцию к наличию в их семьях феномена эмоционального отвержения детей матерью, что, безусловно, не может не сказаться на социализации детей. По мнению многих исследователей, не принимающий себя мальчик робок в социальных контактах, неуверен в себе, невротичен.

Данные нашего исследования показывают, что матери детей с ЗПР имеют также высокий балл и по шкале «Авторитарная гиперсоциализация». Они отмечают необходимость строгой дисциплины, утверждают, что в процессе воспитания должен осуществляться жесткий контроль. Показательно, что матери, воспитывающие детей в полных семьях, реже придерживаются авторитарного стиля воспитания. Видимо, функцию контроля в этих семьях берет на себя отец. Зато довольно высокий балл по этой шкале показали матери, в одиночку воспитывающие мальчиков как с нормальным развитием, так и с ЗПР.

В группе испытуемых ЗНПС выявлено и выраженное отношение матерей к ребенку как к «маленькому неудачнику». Анализ полученных результатов по шкале «инфан-тилизация» показал, что матери детей с ЗПР воспринимают их неприспособленными, социально несостоятельными. Образ неуспешного ребенка сводит процесс его воспитания к системе жестких, категорических запретов.

Методика PARI позволила нам получить дополнительную информацию об особенностях семейного воспитания в исследуемой группе и выявить различия в установках матерей экспериментальной и контрольных групп.

Показательными являются результаты по шкале 19 «Доминирование матери». Высокие результаты означают, что мать готова принимать самостоятельно все решения в семье, склонна считать себя ответственной за всех членов семьи. Самые высокие показатели по этой шкале у одиноких матерей (15,13 - ]МНПС; 14,67 - ЗНПС), а самые низкие у матерей нормально развивающихся подростков из полных семей.

Очень значимыми в исследовании оказались данные по шкале 15 «Развитие активности ребенка». Общеизвестным является тот факт, что отец играет важную роль в формировании у мальчика маскулинных черт, выражающихся в автономности, самостоятельности, конкурентности, направленности на достижения и инициативу. По результатам нашего исследования (с помощью

методов беседы и анкетирования), одинокие матери в процессе социализации мальчиков гораздо чаще порицают их за проявления активности, не поощряют самостоятельность, проверку себя в достижениях и других ситуациях соперничества. Они не поддерживают у мальчиков проявлений «мужского поведения»: независимости, инициативности, активности. Для них характерно воспитание с использованием выраженных ограничивающих средств: строгого контроля, немедленного вмешательства при решении проблем. Подобная модель социализации чаще используется при воспитании девочек.

По результатам теста родительского отношения к детям (ОРО) мы выявили, что у матерей детей с ЗПР наблюдается выраженное эмоциональное отвержение ребенка. Это отвержение ребенка они транслируют через повышенную авторитарность. Показатели методики PARI по группе факторов «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» подтвердили эту тенденцию. Матери экспериментальной группы более склонны к уклонению от контакта с ребенком, чем матери остальных групп.

По группе «Излишняя концентрация на ребенке» для нас в первую очередь важны были результаты, полученные по шкале 12 «Подавление агрессивности». Бихевиораль-ная психология менее выраженную агрессивность мальчиков из неполных семей объясняет тем, что у них нет образца агрессивного поведения из-за отсутствия в семье отца. Мы хотели выяснить, не добавляется ли к этому фактору фактор влияния матери на агрессивность ребенка. С помощью методики PARI мы предполагали выявить установки матерей ЗНПС к силовому решению подростком спорных вопросов в отношениях с другими, к недопущению агрессивных проявлений в поведении сына. Самые высокие показатели по шкале 12 «Подавление агрессивности» у матерей подростков из неполных семей (14,25 - МНПС; 14,33 -ЗНПС). К ним приближаются матери ЗПС (13,67); самые низкие показатели у матерей NTC (12,67). Ребенок, по мнению одиноких матерей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. По этой причине они склонны подавлять агрессивность подростка, ограничивать влияние со стороны, создавать для подростка ситуации безопасности. Эта особенность воспитания заостряет и без того недостаточную зрелость ребенка, уси-

ливает зависимость его от взрослого.

В условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления чувств. Анализируя результаты, полученные при использовании методики «Незаконченные предложения», мы обратили внимание на значимые различия в завершении предложений ( «Если я чувствую, что задание очень трудное, я...»; «Когда я принимаю решение, я.»; «Если я не могу получить то, что я хочу, ...»; «Всякий раз, когда у него не получалось, он ...»). Ответы мальчиков свидетельствуют о различных поведенческих стратегиях, отражают особенности полоролевого поведения.

Первая группа ответов выражает явно маскулинный тип полоролевого поведения: стремление к достижению результата, активность, настойчивость, решительность, независимость, ориентацию на преодоление трудностей. Мальчики дают ответы: «я все равно пытаюсь его сделать,. добиваюсь,. борюсь за это,. пробовал еще раз,. твердо стою на этом,. делаю его до конца,. добиваюсь любым трудом,. пытаюсь сам как-нибудь выкрутиться, делал снова и снова» и т. п. Очевидно, что данные характеристики скорее присущи мужскому типу поведения в общепринятой интерпретации -автономному, независимому, доминантному.

Подобные варианты ответов дают 68 % нормально развивающихся мальчиков-подростков из полных семей (КПС), 54 % нормально развивающихся мальчиков-подростков из неполных семей (КНПС), 40 % мальчиков-подростков с ЗПР из полных семей (ЗПС) и 44 % мальчиков-подростков с ЗПР из неполных семей (ЗНПС).

Психологи отмечают, что при условии только женского воспитания, уменьшении роли отца в семье, у ребенка часто имеет место психологическая незрелость личности, инфантилизм. Наши данные подтверждают эти суждения. Так, 24 % нормально развивающихся мальчиков из неполных семей (КНПС) и 20 % подростков с ЗПР из неполных семей (ЗНПС) при возникновении трудностей и принятии решений отказываются от самостоятельного решения проблемы, выдают зависимость, неуверенность в себе, ожидают помощи и поддержки со стороны. Типичные ответы этих детей: «обращусь к сестре,. иду к бабушке,. прошу помощи у друга,. обращаюсь к родным,. прибегаю к помощи друзей,. советуюсь с мамой».

Еще одна тенденция, отмеченная нами в поведенческом репертуаре у подростков из неполных семей - экспрессивноэмоциональная реакция на возможные трудности. 24 % мальчиков-подростков с ЗПР из неполных семей и 14 % нормально развивающихся мальчиков-подростков из неполных семей закончили предложение «Если я не могу получить то, что я хочу ...» словами «я обижаюсь,...злюсь,...сержусь,...огорча-юсь,... волнуюсь,. расстраиваюсь», а предложение «Всякий раз, когда у него не получалось, он.», словами «психовал, орал, бесился, сердился, обижался, волновался, нервничал, злился, терял терпение, плакал». Подобные реакции более характерны для женского типа поведения.

Таким образом, по результатам использованных в исследовании диагностических методик нами выявлено:

1. Доминирующими типами материнского воспитания в неполных семьях, воспитывающих мальчиков-подростков с ЗПР, оказались авторитарная гиперсоциализация, эмоциональное отвержение ребенка, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», что негативно сказывается на их социализации: формирует сниженное само-принятие, усугубляет их инфантилизацию и личностную незрелость. Матери используют психологические механизмы поддержки и положительного подкрепления у сыновей поведения, не характерного для пола (строгий контроль, поощрение нахождения ребенка вблизи от взрослых, оказание помощи при решении проблем и т.п.) и порицания за поведение, соответствующее полу (проявление активности, самостоятельности, агрессивности, инициативности).

В условиях отсутствия мужского авторитета и влияния подобные типы и механизмы воспитания со стороны матери затрудняют идентификацию мальчика с мужской половой ролью, приводят к искажениям его личностного развития: развивают качества личности, которые больше соответствуют полоролевому поведению фемининного типа.

2. Для мальчиков-подростков из полных семей (как нормально развивающихся, так и с ЗПР) доминирующим является маскулинный тип полоролевого поведения. У мальчиков-подростков из неполных семей преобладает эмоциональное принятие фемининных установок и поведенческих стратегий.

3. Сравнивая подростков из неполных семей, мы отметили, что мальчики-подростки с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками реже готовы взять ответственность на себя в принятии решений, при возникновении трудностей чаще, чем нормально развивающиеся подростки из неполных семей отказываются от самостоятельного решения проблемы, проявляют зависимость, неуверенность в себе, ожидают помощи и поддержки со стороны; на возможные трудности реагируют типичными экспрессивно-эмоциональными реакциями, характерными для женского типа поведения.

Результаты исследования могут теоретически и практически способствовать осознанию актуальности подходов к половому воспитанию детей с ЗПР из неполных семей, а также послужить исходными данными для проведения дальнейших исследований по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Библиографический список

1. Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-82.

2. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом // Дефектология.

- 1992. - № 1. - С. 5-11.

3. Варга А. Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка //Детский психолог. - 1993. - Вып. 6 - С. 16-21.

4. Клецина И. С. От психологии пола - к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. -2003. - №1. - С.61-78.

5. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. - М.: Жизнь и мысль, 1999. -168 с.

6. Семенова Л. Э., Васина С. В. Социальнопсихологический анализ мужской гендерной роли и проблема личностного благополучия у мальчиков младшего школьного возраста // Социальнопсихологические проблемы / Под ред. Л.Э. Семеновой. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2002.

- С. 213-230.

7. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с.

8. Тканева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318 с.

9. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 1999. - 652 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.