Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 1. С. 132-143.
УДК 159.92 : 591.15
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МОРАЛИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Орехова Л. С.
Крымский федеральный университет им В.И. Вернадского, гСимферополь, Республика Крым
E-mail: [email protected]
Статья содержит обзор исследований, посвященных изучению моральных оценок детей раннего возраста. Был проведен анализ работ, посвященных изучению взаимосвязи между особенностями моральных суждений, развитием эмпатии и активностью зеркальных нейронов, адекватное функционирование которых является биологической предпосылкой морального поведения.
Ключевые слова: дети раннего возраста, электроэнцефалограмма, моральность, моральные оценки, эмпатия, зеркальные нейроны.
ВВЕДЕНИЕ
Моральное сознание является основополагающим компонентом любого общества, однако его истоки и процесс формирования остается недостаточно изученными. В настоящее время пристальное внимание уделяется становлению моральных суждений у младенцев и детей раннего возраста, в том числе анализу их психофизиологических предпосылок. Психологическими основами и онтогенезом морального мышления человека занимаются исследователи из различных областей науки. Классические психологические исследования чаще всего фокусировались на изучении онтогенеза вербальных моральных суждений у детей дошкольного, школьного и юношеского периодов. Однако в последние годы проведены исследования показавшие, что даже младенцы, не умеющие говорить, различают просоциальное и антисоциальное поведение других людей [1]. Еще в большей степени эти качества присущи детям раннего возраста [1; 2]. Однако представления о развитии моральных суждений у детей раннего возраста остаются в значительной степени противоречивыми. В связи с этим целью настоящей работы был анализ данных литературы о психологических и психофизиологических механизмах становления морали у детей, прежде всего у детей раннего возраста.
132
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРАЛИ И ЕЕ СТАНОВЛЕНИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Моральное развитие личности - это процесс освоения и принятия детьми, подростками и молодыми людьми правил социальных отношений в обществе, а также процесс становления мышления с точки зрения нравственности. Моральное развитие выступает важной частью процесса социализации, который позволяет индивиду освоить различные социальные роли. В норме, социализация и усвоение общественных норм и правил ребенком происходит под влиянием родителей, у которых дети неосознанно учатся тому, как вести себя в соответствии с требованиями общества [3]. Опыт первых контактов с матерью непосредственно влияет на дальнейшее развитие личности, однако самосознание интенсивно формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Ранний детский и дошкольный возраст являются наиболее важными в процессе формирования личности, поскольку именно в этом период происходит интенсивное развитие мотивационной сферы, механизмов поведения, самосознания и отношения к окружающему миру [4].
В научном мире существуют различные точки зрения на природу и развитие морали, в соответствии с этим созданы различные концепции развития чувство моральности в онтогенезе. Так, еще Ж. Пиаже и Л. Кольберг связывали развитие морального поведения с формированием когнитивной сферы ребенка в процессе взросления.
Ж. Пиаже, изучавший когнитивные способности детей, пришел к выводу, что процесс формирования познавательных способностей детей непосредственно влияет на их поведение [5]. Такую концепцию можно назвать когнитивной. Пиаже выделил три основные стадии морального мышления: стадия морального реализма (10-11 лет), моральной кооперации (пубертатный возраст) и стадия морального равенства (период юношества и взрослости). Теория Пиаже утверждает, что люди отличаются друг от друга не только по объему моральных знаний и пониманию моральных постулатов, но и по типу мышления, которое проявляется в деятельности и оценках [5].
Однако именно Л. Кольберг, которого интересовало что такое моральное развитие личности и как оно взаимосвязано с когнитивными процессами, развил теорию когнитивного развития Пиаже [6]. Кольберг выделил несколько уровней морального развития:
Доморальный уровень, на котором ребенок подчиняется правилам из-за страха быть наказанным.
Уровень конвенциальной морали, на котором правила соблюдаются, если они были поставлены значимым для ребенка человеком.
Уровень автономной морали, когда ребенок формирует свои собственные моральные оценки и ориентируется на универсальные этические принципы [6].
В работах Пиаже и Кольберга рассматривались оценки и суждения детей относительно различного поведения их сверстников. Различные экспериментальные ситуации позволяют определить когнитивные факторы, сопутствующие моральной оценке, а также позволяют определить уровень усвоения ребенком различных
133
социальных норм и правил. Тем не менее, основным недостатком теорий Пиаже и Кольберга является то, что они не учитывают социально-экономическую ситуацию окружающего мира ребенка и его стремление быть нравственным.
В дальнейшем, М. Хоффманом [7] была представлена концепция, согласно которой, главным способом научения детей моральному поведению является индукция. Под индукцией он понимал реакцию родителей на проступок детей не в виде наказания последних (тогда ребенок сосредотачивался на негативных для себя последствиях проступка), но в объяснении детям, что их поступок принес вред другому человеку.
К. Гиллиган [8] полагает, что невозможно верно интерпретировать поведение другого человека, опираясь только на когнитивные основы морального поведения без учета эмоциональной составляющей. Она выдвинула предположение, что сознательный выбор индивидом альтернатив во время совершения морального поступка предполагает опору на его внутреннюю систему ценностей [8]. Кроме того, Гиллиган сформулировала гендерную концепцию морального развития личности и определила, что моральные суждения мальчиков и девочек отличны, поскольку их с раннего детства учат ценить разные качества человека. Традиционно мальчиков учат быть независимыми и использовать абстрактное мышление, девочки же должны быть заботливыми и внимательными к потребностям других людей. Гиллиган, выделив три уровня нравственного развития, взяла за их основу принцип эмпатии и заботы о других людях. Первым уровнем является самоозабоченность - период, когда для человека важно, чтобы его потребности были удовлетворены. Второй уровень - самопожертвование - процесс, в котором социальные нормы, выставляемые обществом, требуют заботы о других индивидах. Третий уровень отмечается самоуважением - индивид понимает, что может сделать выбор о ком заботиться - о своих потребностях или другого человека [8].
Нэнси Айзенберг полагает, что основной ошибкой Л. Кольберга является строгость определения стадий развития морального поведения [9]. Она считает, что процесс морального развития детей очень сложно предсказать и невозможно поставить в жесткие рамки периодизации развития. Айзенберг рассматривала моральное поведение как органическую комбинацию когнитивных и эмоциональных компонентов. Она выделила пять основных стадий:
1. Гедонистическая (направленность на свои желания).
2. Ориентация на потребности других.
3. Ориентация на положительную оценку других ради сохранения высокой самооценки.
4. Эмпатическая ориентация на другого человека.
5. Учет присвоенных ценностей и защита прав других людей [9].
По иному пути пошли отечественные исследователи морального самосознания личности, которые рассматривали мораль с точки зрения деятельностного подхода при учете психосоциальных факторов [10-14]. К примеру, в трудах Л.С. Выготского, Б.С. Братуся, С.Л. Рубинштейна сознание и моральное самосознание изучалось как продукт общественно-исторического развития личности, как социально и деятельностно сформированное явление. Л.С. Выготский утверждал, что
134
воспитание моральной личности не должно основываться на законах и правилах поведения, поскольку это вызывает у детей зависимость от наказания и поощрения, следовательно, приводит к отсутствию нравственного чувства [12]. Запрет на выполнение какого-либо поступка вызывает у ребенка интерес к нему, желание его совершить. Однако Выготский являлся противником идеалов свободного воспитания, поскольку ребенок, предоставленный самому себе, мог причинить себе вред. Он полагал, что моральное воспитание должно базироваться не на внешнем, социальном, запрете, а на внутреннем побуждении, на внутреннем стремлении человека к добру и совершаться должно свободно и непосредственно [12]. Б.С. Братусь полагает, что нравственное самосознание личности определяется ценностно-ориентационными установками. Он выделял личностные ценности как основу отношения человека к миру, себе, другим и как нравственную позицию индивида [13]. С.Л. Рубинштейн полагал, что человек становится личностью, когда он сознательно принимает ответственность за совершенное им и когда обладает нравственным самосознанием [14]. Рубинштейн, определивший связь между сознанием и деятельностью, рассматривал явление морали как продукт деятельности человека. Благодаря деятельности проявляются нравственные качества личности и происходит ее связь с обществом [14].
Эволюционный подход, развиваемый M. Killen, J.G Smetana, F. de Waal, М. Томаселло, предполагает, что как только дети начинают интенсивно интересоваться другими людьми, получать опыт, социализироваться и развивать когнитивные способности, у них начинают проявляться знания и оценки, связанные с моральностью [15-17]. Эволюционные биологи, антропологи и приматологи все чаще рассматривают сложную природу моральности, как составляющую часть успешного выживания группы [16-18]. Кооперация требует, как минимум, три качества, относящиеся к моральному чувству:
1. Моральная доброта: склонность к ощущению беспокойства за других и помощи им, не взирая на личностные последствия; предполагают, что в ее основе лежат эмпатические процессы.
2. Моральная оценка: возможность определить и выражать антипатию к тем, кто не склонен к кооперации, эмпатии и помощи или к тем, кто склонен к такому поведению в будущем; требует от человека способности к анализу социального поведения другого человека.
3. Моральное наказание: способность к наказанию тех, кто неправильно себя ведет, что может включать в себя эмоциональные процессы, анализ поведения или и то и другое [15-17].
Поскольку люди, возможно, являются наиболее кооперативным, эмпатическим и альтруистическим видом на Земле, они также должны быть больше всего склонны к оценке поведения других и к наказанию [17]. Существуют предположения о том, что младенцы, не умеющие говорить, наблюдают и понимают некоторые виды кооперативного поведения, которые возникают между людьми [18]. К концу первого года жизни, младенцы начинают понимать, что люди работают вместе для достижения общих целей, разделяя эти цели на те, которые направлены на помощь
135
(и они оцениваются как положительные) и на те, которые направлены на препятствование (которые оцениваются как негативные) [19].
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ МОРАЛЬНОСТИ
Одной из важнейших предпосылок морального чувства у индивида является развитая эмпатия. Эмпатия определяется как способность понимать и отвечать на уникальные эмоциональные переживания другого человека. Эмпатия является основополагающим звеном в усвоении правил, просоциальном и альтруистичном поведении, в социальной компетентности и как важный компонент качественных межличностных отношений [15; 17; 19]. Способность сопереживать печали, горю или боли других индивидов может являться важным фактором формирования умения отделять хорошее от плохого и способствует интернализации правил социального поведения [20; 21].
В психологии имеются и более широкое понимание природы эмпатии и содержания эмпатического процесса. Дж. Мид дал самое известное на сегодняшний день определение эмпатии - «способность принять роль другого человека» [22]. В данном определении подразумевается, что человек не только эмоционально реагирует на переживания другого, но и воссоздает его внутренний мир с помощью когнитивных процессов, и, тем самым может предсказывать поведение людей [22].
Preston и de Waal предположили, что существует единая теория эмпатии, базирующаяся на модели восприятия действия [23]. Согласно этой теории, человек на уровне нейрональной переработки информации подражает позам и движениям своего собеседника. Таким образом, происходит совпадение нейронных репрезентаций взаимодействующих субъектов, что и помогает чувствовать то, что чувствуют другие люди, то есть - понимать внутреннее состояние другого человека
[23].
Современные концепции эмпатии, как основы морального поведения человека, предполагают, что нейронными основами данного феномена является зеркальная система мозга (ЗСМ) [24-28]. Сами по себе зеркальные нейроны и зеркальная система мозга не отвечают за чувство эмпатии, но они обеспечивают нейронную основу для связи между своими собственными переживаниями и переживаниями других людей за счет неосознанного подражания им.
Зеркальные нейроны - это визуомоторные нейроны, возбуждающиеся как при выполнении какого-либо действия, так и при наблюдении за выполнение того же действия [24]. Зеркальные нейроны, изначально обнаруженные у высших приматов, у человека расположены в премоторной области и в окружающих ее лобной и теменной долях [25]. Исследования системы зеркальных нейронов показали, что их основной функцией является подражание [26; 27] и понимание действий других людей [28]. Следовательно, возможно, что система зеркальных нейронов является жизненно необходимым субстратом обучения с помощью подражания и соответствующих социальных взаимодействий [29; 30].
136
Для активации эмпатических переживаний ЗСМ должна быть связана со многими другими областями мозга. Считается, что инсулярная кора является связующим звеном между зеркальными нейронами премоторной коры и лимбической системой, которая обрабатывает эмоциональные аспекты различных ситуаций, вызывая эмпатию [26; 27]. Лимбическая система является эволюционно наиболее древней зоной мозга, вовлеченной в переживание эмоций. Различные части лимбической системы могут отвечать за разные типы эмоциональных ситуаций, вызывающих эмпатию. Например, передняя часть островка и передняя поясная кора активируются при наблюдении за эмоцией отвращения, в то время как, миндалина активируется при наблюдении за мимическими выражениями страха или дистресса [27].
Несмотря на то, что у детей достаточно сложно исследовать ЗСМ, исследователями были проведены следующие эксперименты. Так, в эксперименте М. Дапретто [31] дети выполняли задание по «социальному зеркальному воспроизведению»: они либо просто смотрели па человеческие лица, выражающие те или иные эмоции, либо имитировали выражения этих лиц. Целью этого эксперимента была не только регистрация активности зеркальных нейронов, но и выявление их связи с эмоциональной системой мозга. Чем больше ребенок был склонен к эмоциональной эмпатии, тем сильнее была активность ЗСМ при наблюдении за другими людьми, выражающими свои чувства [31]. Несмотря на то, что способность эмоционально отзываться на чужие переживания, носит весьма личный, внутренний характер был сделан вывод, что активность зеркальных клеток можно считать своего рода биомаркером социальной компетентности.
R. Микате1 и соавторами была предпринята успешная попытка регистрации зеркальных нейронов. В ходе экспериментов была записана активность 1177 нейронов испытуемых, в то время как они либо наблюдали за действием экспериментатора, либо за выражениями эмоций на лицах [32]. В ходе эксперимента была обнаружена активность отдельных нейронов в дополнительной моторной области и медиальной височной доле во время как наблюдения за действием, так и во время подражания ему [32]. Таким образом, активность зеркальных нейронов человека в настоящее время реально обнаружена.
Активность ЗСМ также возможно оценить методом электроэнцефалографии (ЭЭГ), на основе регистрации мю-ритма [33; 34]. Первую попытку связать активность зеркальных нейронов с подавлением мю-ритма предложил АЬ^Ли1ег и коллеги в 1997 году [35]. Мю-ритм - ритм сенсомоторной области коры головного мозга, которая участвует в контроле произвольных движений. Это ритм ЭЭГ в полосе частот от 8 до 13 Гц, который достигает максимальной амплитуды, когда человек расслаблен [36]. Выполнение какого-либо действия, наблюдение за ним или мысленная репрезентация приводят к подавлению мю-ритма вследствие десинхронизации активности группы нейронов в моторной коре мозга [29]. Мю-ритм в значительной степени подобен альфа-ритму, но в отличие от альфа-ритма, мю-ритм десинхронизируется во время психической нагрузки и психического напряжения. Выполнение любых движений независимо от их структуры, силовой, временной, пространственных характеристик всегда сопровождается
137
блокированием мю-ритма. Данный ритм также блокируется мысленным представлением движения, состоянием готовности к движению или тактильной стимуляцией. В то же время, мю-ритм мало чувствителен к воздействиям других стимулов, например, световых и звуковых.
Особый интерес представляют исследования ЗСМ у детей, страдающих аутизмом. М. Дапретто и коллеги использовала фМРТ для измерения активности зеркальных нейронов у детей с такой патологией в процессе выполнения задания, требующего наблюдения и подражания выражениям лиц. У таких детей активность ЗСМ была снижена, причем степень нарушения активности коррелировала с тяжестью самого заболевания [37]. Кроме того, существуют данные, указывающие на то, что у детей, страдающих аутизмом, не наблюдается подавления мю-ритма в ситуациях, когда он десинхронизируется у здоровых детей [37]. Таким образом, нарушение функционирования ЗСМ у детей с аутизмом сопровождается аномалиями реактивности мю-ритма ЭЭГ.
Исходя из приведенных выше данных, предположение о том, что амплитуда мю-ритма является отражением активности ЗСМ можно считать вполне обоснованным.
Анализ литературы показал, что проблеме развития моральных оценок и их взаимосвязи с активностью ЗСМ у детей раннего возраста не были посвящены научные публикации. Во многом сложность подобных исследований заключается в трудности регистрации ЭЭГ или фМРТ у детей указанного возраста в экспериментальных ситуациях, вовлекающих ЗСМ. Однако экспериментальные работы подобного рода необходимы, поскольку полученные данные позволят прояснить причины нарушений социального взаимодействия у детей и возможные способы их коррекции.
ВЫВОДЫ
1. Моральное поведение любого человека зависит от особенностей культуры и общества, в котором он проживает. Моральность формируется в процессе социализации и интернализации правил, норм и законов общества, однако предпосылки морального и эмпатичного поведения формируются благодаря семье. Процесс социализации позволяет индивиду освоить различные социальные роли и моральное развитие выступает важной частью этого процесса. В нормальных условиях социализация и усвоение общественных норм и правил ребенком происходит под влиянием родителей, у которых дети и осознанно, и неосознанно учатся тому, как вести себя в соответствии с требованиями общества.
2. В настоящее время исследователи полагают, что моральное поведение основывается на эмпатии и невозможно без определенных биологических предпосылок. Эмпатия - это понимание эмоционального состояния и чувств другого человека через сопереживание. Предполагается, что биологическими основами эмпатии, а, следовательно, и морального поведения являются зеркальные нейроны. Исследования зеркальных нейронов дают возможность предположить, что их основной функцией является подражание и понимание действий других людей. В корковых областях, содержащих популяции зеркальных нейронов происходит
138
обработка эмоциональных аспектов различных ситуаций, способствующих активации эмпатических переживаний.
3. При анализе литературы, посвященной исследованиям моральной сферы у детей раннего возраста, не выявлено работ о взаимосвязи между активностью зеркальной системы мозга и особенностями моральных оценок различных ситуаций такими детьми. Мы считаем, что эта проблема нуждается в экспериментальном исследовании.
Список литературы
1. Cowell J.M. The neuroscience of implicit moral evaluation and its relation to generosity in early childhood / Cowell J.M, Decety J. // Current Biology - 2015 - Vol. 25 - P. 1-5
2. de Waal F. Putting altruism back into altruism: The evolution of empathy / de Waal F. // Annual Review of Psychology - 2008. - Vol. 59 - P. 279-300
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Роджерс К. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.
4. Барсукова С. А. Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий / Барсукова С. А. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского - 2010 - № 16 (20) - С. 179187.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пиаже Ж. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 679 с.
6. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive developmental approach / Kohlberg L. // Moral development and behavior: theory, research, and social issues - 1976 - P. 31-53.
7. Hoffman M.L. Empathy and Moral Development / Hoffman M.L. - 2000 - Cambridge University Press
8. Gilligan C. In a different voice: Psychological theory and women's development / Gilligan C. - MA: Harvard University Press, 1972. - P. 186
9. Eisenberg N. The Development of Prosocial Moral Reasoning and a Prosocial Orientation in Young Adulthood: Concurrent and Longitudinal Correlates / Eisenberg N., Hofer C., Sulik M. J., & Liew J. // Developmental Psychology. Advance online publication - 2013 - Vol. 50 №1 - P. 58-70
10. Гулевич О. Л. Основные стадии моральной социализации / Гулевич О. Л. // Институт психологии РАН - 2010 - с.52- 66.
11. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание / Рубинштейн Л.С - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1991. - 536 c.
13. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности / Братусь Б.С. - Москва: Знание, 1985. - 64 c.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / Рубинштейн С. Л. - Акад. пед. наук СССР, 1989. - 720 c.
15. Killen, M. Handbook of moral development / Killen M., & Smetana J.G. - Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2006. - P. 816
16. de Waal F. Primates and Philosophers: How Morality Evolved / de Waal F. - Princeton University Press, 2006. - P. 232
17. Томаселло М. Истоки человеческого общения / Томаселло М. - М.: Языки славянских культур, 2011. - 328 c.
18. Hamlin J.K. Moral judgment and action in preverbal infants and toddlers: Evidence for an innate moral core / Hamlin J.K. // Current Directions in Psychological Science - 2013 - Vol.22 №3 - Р.186-193
19. Paulus M. Psychological and neural correlates of the emergence of morality in toddlers / Paulus M. // PNAS - 2015 - vol. 112 no. 41 - P.12551-12552
20. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком / Гаврилова Т.П. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга - 1975
21. Якобони М. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга / Якобони М. - М.: ООО Юнайтед Пресс, 2011 - 366 c.
139
22. Сергунова, Ю. В. Позиционный анализ эмпатии: дипломная работа / Ю. В. Сергунова. - М.: МГППУ, 2009. - 73 с.
23. Preston S. D. Empathy: Its ultimate and proximate bases / S.D. Preston, F.B.M. de Waal // Behavioral and Brain Sciences. - 2002. - V. 25. - P. 1-72.
24. Рамачандран В.С. Рождение разума. Загадки нашего сознания / Рамачандран В.С. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2006 - 224 с.
25. Mendez M.F. The Neurobiology of Moral Behavior: Review and Neuropsychiatrie Implications / Mendez M.F. // CNS spectrums - 2009. - Vol. 14 №11 - P.608-620
26. Rizzolatti G. Premotor cortex and there cognition of motor actions / Rizzolatti G., Fadiga L., Gallese V., Fogassi L. // Cognitive Brain Research - 1996. - No.3 - P. 131-141
27. Carr L. Neural mechanisms of empathy in humans: a relay from neural systems for imitation to limbic areas / Carr L., Iacoboni M., Dubeau M.C., Mazziotta J.C., Lenzi G.L. // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America - 2003 - vol.100 №9 - P.5497-5502
28. Decety J. The functional architecture of human empathy / J. Decety, P.L. Jackson // Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews. - 2004. - V. 3. - P. 71-100.
29. Pfeifer J. H. Mirroring others' emotions relates to empathy and interpersonal competence in children / Pfeifer J. H. Iacoboni M. Mazziotta J. C. Dapretto M. // Neuroimage. - 2008 - Vol.39 №4 - P. 20762085
30. di Pellegrino G. Understanding motor events: A neurophysiological study / di Pellegrino G., Fadiga L., Fogassi L., Gallese V., Rizzolatti G. // Experimental Brain Researches - 1992 - Vol. 91 - P. 176-180.
31. Iacoboni M. The mirror neuron system and the consequences of its dysfunction / Iacoboni, M., Dapretto, M. // Natural Review of Neurosciences - 2006 - Vol.7 - P.942-951.
32. Mukamel R. Single neuron responses in humans during execution and observation of actions / Mukamel R., Ekstrom A.D., Kaplan J., Iacoboni M., Fried I. // Curr Biol. - 2010 - Vol.20 №8 -P. 750-756.
33. Oberman L. M. EEG evidence for mirror neuron dysfunction in autism spectrum disorders / L. M. Oberman, E. M. Hubbard, J. P. McCleery // Cognitive Brain Research. - 2005. - Vol. 24. - P. 190198.
34. Oberman L.M. The human mirror neuron system: A link between action observation and social skills / Oberman L.M., Pineda J.A., Ramachandran V. // Social Cognitive & Affective Neuroscience - 2007 -Vol.2 №1 - P. 62-66
35. Desiree H. L. Mu suppression, mirror neuron activity, and empathy / Desiree H. L. / San Marcos, Texas - 2010
36. Niedemeyer E., The normal EEG of the waking adult / E. Niedermeyer, da Silva F. Lopes [eds.] // Electroencephalography, husk principles, clinical applications and related fields. - Lippincott Williams & Wilkins, Baltimore MD, 1999. - P. 149-173.
37. Dapretto M. Frontal contributions to face processing differences in autism: Evidence from fMRI of inverted face processing / Dapretto M., Bookheimera S.Y // J Int Neuropsychol Soc. - 2008 - Vol.14 №6 - P. 922-932.
140
UDC 159.92 : 591.15
PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF MORAL DEVELOPMENT IN EARLY CHILDHOOD
Orekhova L.S.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article is dedicated to the review of literature, which contains the researches of morality and moral judgment in early childhood. Also, article contains the data review about such phenomenon as empathy.
Moral conscious is the main component of every society, but its origins and formation process stay unclear. Person moral development - is a process mastering and acceptance of social relationships in communities and the cognition formation process from the morals point of view. There are two main points on the morality ontogenetic development. Early researches supposed the children morality depends on cognitive sphere formation, but doesn't take into account social conditions. After the decades of researches appeared a new concept, claimed that the social environment (for example, parenting) is the significant component of the moral conscious.
The moral behavior of any person depends on the culture and society in which he or she lives. Morality forms through the process of socialization, internalization of rules, norms and laws of society, but the very first notions of moral and empathic behavior are formed through the family. The process of socialization allows the individual to master a variety of social roles and moral development serves an important part in this process. Normally, socialization and assimilation of social norms and the rights of the child is under the influence of parents, whose children unconsciously learn how to behave in accordance with the requirements of society.
Also, author analyzes the data about psychophysiological backgrounds of moral behavior. The vitally important precondition of moral behavior is empathy. Empathy is the ability to understand and respond to the unique emotional experience of another person. It's believed that the mirror neuron system (MNS) is the physiological background of empathic process. Mirror neurons are the neurons that fires both when human acts and when observes the same action performed by another.
MNS must be linked with other brain areas for activation of empathic experience. It is believed that the insular cortex is a link between mirror neurons in premotor cortex and the limbic system, which processes the emotional aspects of different situations, causing empathy. The limbic system is the most evolutionarily ancient brain area involved in experiencing emotions. Different parts of the limbic system may be responsible for different types of emotional situations, causing empathy. Also, the activation of MNS may
141
Opexoea H. C.
be estimated by electroencephalography (EEG), based on the mu-rhythm registration. Mu rhythm - is the rhythm of the sensor and motor cortexes, which are involved in the control of voluntary movements.
The studies of MNS suggest that its main function is imitation and understanding other people actions. In humans, this type of neurons located in the frontal, parietal and premotor areas of brain. Therefore it is possible that the MNS is a vital substrate for appropriate social interactions and learning through imitation. In combination with other brain structures (frontal lobe and limbic system) people can process the emotional aspects of different situations, which activate their empathic experience.
The analysis of literature showed an insufficient number of studies, dedicated to the moral values and its relationship with the MNS activity in early childhood. In many ways, the complexity of such studies is difficult, because of the process of recording neuronal activity in small children. However, studies of this kind, is necessary because the data obtained will help clarify the causes of violations of moral judgments and its possible correction.
References
1. Cowell J.M, Decety J. The neuroscience of implicit moral evaluation and its relation to generosity in early childhood, Current Biology, 25, 1 (2015).
2. de Waal F. Putting altruism back into altruism: The evolution of empathy, Annual Review of Psychology, 59, 279 (2008).
3. Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovleniye cheloveka, p. 416 (EKSMO-Press, Moscow, 2001).
4. Barsukova S. A. Problema stanovleniya sovesti v kontekste zarubezhnykh psikhologicheskikh teoriy, Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo, 16 (20), 179 (2010).
5. Piazhe Z. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy, p. 679 (Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, Moscow, 1994).
6. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive developmental approach, Moral development and behavior: theory, research, and social issues, 31 (1976).
7. Hoffman M.L. Empathy and Moral Development, p. 342 (Cambridge University Press, Cambridge, 2000)
8. Gilligan C. In a different voice: Psychological theory and women's development (Harvard University Press, Cambridge, MA, 1972), p. 186
9. Eisenberg, N., Hofer, C., Sulik, M. J., & Liew, J. The Development of Prosocial Moral Reasoning and a Prosocial Orientation in Young Adulthood: Concurrent and Longitudinal Correlates, Developmental Psychology, 50, 58 (2013).
10. Gulevich A. L. Osnovnyye stadii moral'noy sotsializatsii, Institut psikhologii RAN, 52 (2010).
11. Rubinshteyn C.L. Bytiye i soznaniye, p. 512 (Piter, St. Petersburg, 2003).
12. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya, p. 536 (Pedagogika, Moscow, 1991).
13. Bratus' B.S. Nravstvennoye soznaniye lichnosti, p. 64 (Znaniye, Moscow, 1985).
14. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii: V 2 t., p. 720 (Akad. ped. nauk SSSR, Moscow, 1989).
15. Killen, M., & Smetana, J.G. Handbook of moral development, p. 816 (NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Mahwah, 2006).
16. de Waal F. Primates and Philosophers: How Morality Evolved, p. 232 (Princeton University Press, Princeton, 2006).
17. Tomasello M. Origins of Human Communication, p. 408 (MIT Press, Cambridge, 2008).
18. Hamlin J.K. Moral judgment and action in preverbal infants and toddlers: Evidence for an innate moral core, Current Directions in Psychological Science, 22, 186 (2013).
142
19. Paulus M. Psychological and neural correlates of the emergence of morality in toddlers, PNAS, 112, 12551 (2015).
20. Gavrilova T.P. Empatiya kak spetsificheskiy sposob poznaniya cheloveka chelovekom, Teoreticheskiye i prikladnyye problemy psikhologii poznaniya lyud'mi drug druga (1975).
21. Iacoboni M. Mirroring People: The New Science of How We Connect with Others, p. 320 (Farrar, Straus & Giroux, 2008).
22. Sergunova, YU. V. Pozitsionnyy analiz empatii: diplomnaya rabota, p. 73 (MGPPU, Moscow, 2009).
23. Preston S.D., de Waal F. Empathy: Its ultimate and proximate bases, Behavioral and Brain Sciences, 25, 1 (2002).
24. Ramachandran V.S. The Emerging Mind, p. 224 (BBC Profile Books, London, 2003).
25. Mendez M.F. The Neurobiology of Moral Behavior: Review and Neuropsychiatric Implications, CNS spectrums, 14, 608 (2009).
26. Rizzolatti G., Fadiga L., Gallese V. and Fogassi L. Premotor cortex and there cognition of motor actions, Cognitive Brain Research, 3, 131 (1996).
27. Carr L., Iacoboni M., Dubeau M.C., Mazziotta J.C., Lenzi G.L. Neural mechanisms of empathy in humans: a relay from neural systems for imitation to limbic areas, Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 100, 5497 (2003).
28. Decety J., Jackson P.L. The functional architecture of human empathy, Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71 (2004).
29. Pfeifer J. H., Iacoboni M., Mazziotta J. C. and Dapretto M. Mirroring others' emotions relates to empathy and interpersonal competence in children, Neuroimage, 39, 2076 (2008).
30. di Pellegrino G., Fadiga L., Fogassi L., Gallese V. and Rizzolatti G. Understanding motor events: A neurophysiological study, Experimental Brain Researches, 91, 176 (1992).
31. Iacoboni, M., Dapretto, M. The mirror neuron system and the consequences of its dysfunction, Natural Review of Neurosciences, 7, 942 (2006).
32. Mukamel R., Ekstrom A.D., Kaplan J., Iacoboni M. and Fried I. Single neuron responses in humans during execution and observation of actions, Curr Biol., 20, 750 (2010).
33. L. M. Oberman, E. M. Hubbard and J. P. McCleery EEG evidence for mirror neuron dysfunction in autism spectrum disorders, Cognitive Brain Research, 24, 190 (2005).
34. Oberman L.M., Pineda J.A. and Ramachandran V. The human mirror neuron system: A link between action observation and social skills, Social Cognitive & Affective Neuroscience, 2, 62 (2007).
35. Desiree H. L. Mu suppression, mirror neuron activity, and empathy, San Marcos, Texas (2010).
36. Niedermeyer E., da Silva F. Lopes The normal EEG of the waking adult, Electroencephalography, husk principles, clinical applications and related fields, 149 (1999).
37. Dapretto M., Bookheimera S.Y. Frontal contributions to face processing differences in autism: Evidence from fMRI of inverted face processing, Int Neuropsychol Soc., 14, 922 (2008).
143