Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махкамова Шахноза Туйчибаевна

Формирование самостоятельной творческой личности, способной осуществлять коммуникацию в любой сфере, в условиях гуманизации высшей школы становится постоянной потребностью сегодняшнего дня. Особое значение в связи с этим приобретает совершенствование содержания и методов обучения русскому языку в национальных группах вузов, где обучаются иноязычные студенты - узбеки, казахи, таджики и др. Особое значение приобретает работа в полиэтнической по составу учебной группе в вузе, где в задачу обучения полноценной коммуникации на русском языке входят вопросы обучения монологической речи. К сожалению, обучению монологической речи в системе предвузовской подготовки не всегда уделяется достаточного внимания. В настоящее время монологическая речь как бы «отодвинута в сторону», так как повышенное внимание к структуре занятий уделяется диалогу. Переход к диалогическому общению ослабляет возможность иноязычного студента усвоить навыки монологического высказывания. Такая ситуация затрудняет процесс обучения, поскольку именно монологическая речь дисциплинирует мышление, способствует умению логически мыслить и, соответственно, строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MONOLOGICAL SPEECH IN THE CLASSES OF THE RUSSIAN LANGUAGE

The formation of an independent creative personality, capable of communicating in any area, in the context of the humanization of higher education is becoming a constant need of today. In this regard, it is of particular importance to improve the content and methods of teaching the Russian language at national groups of universities, where foreign language students - Uzbeks, Kazakhs, Tajiks, etc. are trained. communication in Russian includes the issues of teaching monologue speech. Unfortunately, the training of monologue speech in the system of pre-university training is not always given sufficient attention. At present, the monologue speech is, as it were, “pushed aside”, since increased attention to the structure of classes is paid to dialogue. The transition to dialogical communication weakens the ability of a foreign language student to master the skills of monologue expression. This situation complicates the learning process, since it is the monologue speech that disciplines thinking, contributes to the ability to think logically and, accordingly, build your utterance in such a way as to bring your thoughts to the listener.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ Махкамова Ш.Т. Email: Makhkamova6113@scientifictext.ru

Махкамова Шахноза Туйчибаевна - доцент, преподаватель русского языка, кафедра узбекского и русского языков, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: формирование самостоятельной творческой личности, способной осуществлять коммуникацию в любой сфере, в условиях гуманизации высшей школы становится постоянной потребностью сегодняшнего дня. Особое значение в связи с этим приобретает совершенствование содержания и методов обучения русскому языку в национальных группах вузов, где обучаются иноязычные студенты - узбеки, казахи, таджики и др. Особое значение приобретает работа в полиэтнической по составу учебной группе в вузе, где в задачу обучения полноценной коммуникации на русском языке входят вопросы обучения монологической речи. К сожалению, обучению монологической речи в системе предвузовской подготовки не всегда уделяется достаточного внимания. В настоящее время монологическая речь как бы «отодвинута в сторону», так как повышенное внимание к структуре занятий уделяется диалогу. Переход к диалогическому общению ослабляет возможность иноязычного студента усвоить навыки монологического высказывания. Такая ситуация затрудняет процесс обучения, поскольку именно монологическая речь дисциплинирует мышление, способствует умению логически мыслить и, соответственно, строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Ключевые слова: русский язык, монологическая речь, гуманизации высшей школы, методы обучения русскому языку.

DEVELOPMENT OF MONOLOGICAL SPEECH IN THE CLASSES OF THE RUSSIAN LANGUAGE Makhkamova Sh.T.

Makhkamova Shakhnoza Tuychibaevna - Associate Professor, Russian language Teacher, DEPARTMENT OF UZBEK AND RUSSIAN LANGUAGES, TASHKENT FINANCIAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the formation of an independent creative personality, capable of communicating in any area, in the context of the humanization of higher education is becoming a constant need of today. In this regard, it is of particular importance to improve the content and methods of teaching the Russian language at national groups of universities, where foreign language students - Uzbeks, Kazakhs, Tajiks, etc. are trained. communication in Russian includes the issues of teaching monologue speech. Unfortunately, the training of monologue speech in the system of pre-university training is not always given sufficient attention. At present, the monologue speech is, as it were, "pushed aside", since increased attention to the structure of classes is paid to dialogue. The transition to dialogical communication weakens the ability of a foreign language student to master the skills of monologue expression. This situation complicates the learning process, since it is the monologue speech that disciplines thinking, contributes to the ability to think logically and, accordingly, build your utterance in such a way as to bring your thoughts to the listener.

Keywords: russian language, monologue speech, humanization of higher education, methods of teaching Russian.

УДК 070. 378.174

Образование не может считаться законченным, если учащийся не обрел самостоятельность в изложении полученных знаний. А это возможно только при хорошо организованной монологической речи. Успешное обучение студента также невозможно без овладения монологом, как внешним, так и внутренним [1. С 148]. И, наконец, результат обучения находит подтверждение в поговорке: кто ясно излагает, тот и ясно мыслит.

Главная особенность организационных форм учебного процесса состоит в том, что нерусские учащиеся, большинство с опытом обучения только в средних учебных заведениях, имеющих национально-культурную специфику. Известно, что этап перехода к вузовскому обучению требует особого внимания, он сложен даже для носителей языка, тем более для иноязычных учащихся. Процесс приспособления к новой педагогической системе называют академической адаптацией.

Особенно актуален курс обучения русской монологической речи в полиэтнических группах, поскольку такая группа находится в специфических условиях. Учащихся отличает целый ряд специфических характеристик. Формы и методы обучения во многом зависят от особенностей обучаемого контингента. На подготовительном факультете группы комплектуются с учётом будущей специальности учащихся. В составе одной учебной группы одновременно находятся представители разных национальностей (узбеки, таджики, казахи, киргизы и т. д.), владеющие разными языками, принадлежащие к разным культурам, со своими национальными обычаями и традициями. Но прежде всего в учебных группах оказываются учащиеся с различным уровнем владения монологической речью, с различными индивидуальными особенностями. Традиционная система обучения не справляется с решением указанных проблем.

На необходимость специального обучения монологической форме речи указывала Л.П. Федоренко: «Люди, не владеющие монологической речью, не только не умеют строить связные высказывания, но и не понимают написанного в форме монолога. Если же учесть, что вся научная литература написана в форме монолога, то понятно, как важно научиться пользоваться этой формой». Таким образом, основной формой общения в условиях обучения специальным предметам является монологическая речь (монологическое сообщение).

Проблема обучения монологической речи в техническом вузе представляется перспективной и должна стать предметом исследования на данном этапе, поскольку учебно-методический материал по русскому языку, используемый на подготовительных факультетах, часто не соответствует новым учебным технологиям, тем приемам и формам работы, которые являются наиболее эффективными и в большей степени соответствуют целям и задачам обучения языку нерусских студентов. В этой связи возрастает значение модернизации учебных программ и пособий [2. С. 57].

В современных условиях обучения монологической речи выявлены следующие противоречия:

1) между возрастающими требованиями к уровню владения устной речью на неродном языке и недостаточной разработанностью теории и практики обучения устной речи в каждом конкретном случае;

2) между современными подходами к обучению русскому языку, отдающими приоритет коммуникативной направленности учебного процесса, и отсутствием в системе предвузовской подготовки соответствующих учебно-методических материалов, ставящих целью развитие монологической речи.

Для обучения монологической речи на русском языке нами выделены следующие типы упражнений:

1) подготовительные (предкоммуникативные и условно-коммуникативные) упражнения;

2) коммуникативные упражнения. (Терминология Е.И. Пассова). Подготовительные упражнения служат формированию речевых навыков. С

помощью этих упражнений отрабатывается фонетический, лексический, морфологический и синтаксический материал. Подготовительные упражнения способны к переносу, а для этого упражнения должны быть ситуативны, иметь коммуникативную задачу, обеспечивать единство содержания и формы (осознание содержания и цели высказывания), обеспечивать относительную безошибочность, имитировать процесс коммуникации.

Итак, монолог как своеобразное явление языка, предмет специального изучения и обучения в высшей школе является объектом рассмотрения ряда статей, монографий и диссертаций. В течение нескольких последних десятилетий лингвисты, психологи, методисты, рассматривая различные аспекты монолога, стремились проникнуть в его природу, выделить и описать его особенности и формальные приметы. Особое значение обучение монологу приобретает в полиэтнических группах вузов. Выявлено, что монологическая речь оказывается более сложной формой общения, чем диалогическая. Порождение монологического высказывания - это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать [3. C. 264]. Но научить монологу можно, хотя это длительный и сложный процесс.

Список литературы /References

1. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1991.

3. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет общения. М.: Просвещение, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.