Научная статья на тему 'Методика работы при обучении русской устной речи (национальные группы языкового вуза)'

Методика работы при обучении русской устной речи (национальные группы языкового вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / русский язык / навыки и умения / методические приемы / ситуации общения / устная речь / training / Russian language / skills and abilities / methodological techniques / communication situations / oral speech

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мехрибан Закир Гызы Байрамова

В статье освещаются некоторые приемы обучения русской устной речи студентов национальных групп в вузе. Особое внимание уделяется этой проблеме в связи с необходимостью формирования у обучающихся навыков речевой коммуникации с учетом сферы будущей профессиональной деятельности. Автор рассматривает учебные задачи, которые ставит преподаватель при обучении студентов диалогической и монологической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мехрибан Закир Гызы Байрамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Techniques of Russian Oral Speech (National Groups of Language College)

The article highlights some methods of teaching Russian oral speech to students of national groups in higher education. Special attention is paid to this problem in connection with the need to develop students ' speech communication skills, taking into account the scope of future professional activity. The author considers the educational tasks that the teacher sets when teaching students Dialogic and monologue speech.

Текст научной работы на тему «Методика работы при обучении русской устной речи (национальные группы языкового вуза)»

УДК 37.012 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10247

Методика работы при обучении русской устной речи (национальные группы языкового вуза)

Teaching Techniques of Russian Oral Speech (National Groups of Language College)

Мехрибан Закир гызы БАЙРАМОВА,

кандидат педагогических наук, Бакинский славянский университет

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье освещаются некоторые приемы обучения русской устной речи студентов национальных групп в вузе. Особое внимание уделяется этой проблеме в связи с необходимостью формирования у обучающихся навыков речевой коммуникации с учетом сферы будущей профессиональной деятельности. Автор рассматривает учебные задачи, которые ставит преподаватель при обучении студентов диалогической и монологической речи.

Ключевые слова: обучение; русский язык; навыки и умения; методические приемы; ситуации общения; устная речь.

Abstract. The article highlights some methods of teaching Russian oral speech to students of national groups in higher education. Special attention is paid to this problem in connection with the need to develop students ' speech communication skills, taking into account the scope of future professional activity. The author considers the educational tasks that the teacher sets when teaching students Dialogic and monologue speech.

Keywords: training; Russian language; skills and abilities; methodological techniques; communication situations; oral speech.

В последние годы условия развития современного общества предъявляют все более строгие требования к качеству образования. В связи с этим в высшей школе на первый план выходит задача подготовки квалифицированных специалистов, готовых выдержать профессиональную конкуренцию на рынке труда.

Особенности преподавания русского языка в национальной аудитории заключаются в методических принципах, ведущим из которых следует назвать принцип коммуникативной направленности. Из этого следует, что обучающиеся должны быть вовлечены в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. В центре внимания нашей статьи находятся методические приемы работы при обучении устной речи в национальной аудитории. Проблема обучения устной речи нерусскоязычных студентов носит актуальный характер, поскольку традиционно мотивация обучения требует признания ведущей роли говорения, особенно сформированности умений строить устный

монолог (ответы учащихся на семинарах, практических занятиях) и навыков непосредственного участия в диалоге.

Обычно под устной речью подразумевают вид речевой деятельности, которая включает понимание звучащей речи и умение реализовать речевые высказывания в звуковой форме (говорение). Она может осуществляться непосредственно (при контакте собеседников) или опосредованно с помощью технических средств (телефон, Якуре и др.). Существует принцип устной основы обучения, предполагающий: (1) устный ввод и закрепление учебного материала; (2) речевую практику, которая проводится в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения.

Диалогическая речь, как форма устного общения, характеризуется ситуативностью — одним из важных положений в обучении говорению [3, с. 227].

Диалогическая речь связана с речевым поведением собеседников, каждый из которых мо-

жет выступать в качестве и говорящего, и слушающего. С этой целью у студентов необходимо сформировать навыки и умения ведения беседы друг с другом на занятиях (учебные ситуации), а также с носителями русского языка в университете, на факультете, в общежитии, на улице, в транспорте и т.д. (бытовые ситуации).

В процессе организации обучения устной речи в национальной аудитории преподаватель формулирует учебные задачи, которые направлены на то, чтобы:

■ научить студентов речевым приемам создания устной речи;

■ отработать речевые образцы — клише, или стандартные конструкции;

■ заучить со студентами и довести до автоматизма отобранные языковые клише с тем, чтобы уметь употреблять их в конкретной речевой ситуации [2, с. 13].

За единицу обучения диалогической речи принимается диалогическое единство, т.е. объединение реплик в диалоге на определенную тему. Обычно на занятиях используются те или иные виды учебных диалогов, преследующих определенную цель: правильное использование грамматических форм или новой лексики, закрепление различных видов речевых моделей и т.д.

На этапе первичного закрепления полученных знаний выполняются следующие виды упражнений: воспроизведение готовых диалогов, тренировка в выразительном чтении диалогов (в том числе по ролям), составление различных типов диалогов по образцу, дополнение недостающих реплик диалога т.п. При выполнении подобных упражнений студенты практически усваивают структуру диалога.

Дальнейшая работа по обучению диалогической речи должна быть направлена на развитие умений участия в диалогах. Преподавателю следует обратить внимание на то, что в диалогической речи широко употребляются слова речевого этикета, выполняющие контактоустанавливаю-щую функцию. Обучение студентов правилам употребления формул речевого этикета также является одной из задач обучения диалогической речи. С этой целью в учебный процесс постепенно вводятся упражнения, в заданиях которых предусматривается использование формул речевого этикета (приветствия, прощания, выражения благодарности, извинения и др.). Помимо этого, студенты овладевают определенными стереотипными выражениями и решают поставленные ситуативные задачи.

Учебные речевые ситуации имеют свои трудности: студенты должны понимать коммуника-

тивные задачи, и цель преподавателя — создавать и формулировать их. Ситуативные задачи ставятся по-русски; материал записывается, заучивается заранее. Следует заметить, что использовать речевые ситуации на занятиях изолированно нецелесообразно, их необходимо включать систематически в учебный процесс.

Ниже рассмотрим некоторые упражнения, которые можно выполнять в связи с этими установками.

Тема «Город». Используя данные вопросы, ответьте на них в форме диалога между двумя студентами.

1. Как называется ваш родной город?

2. Где он находится?

3. Что интересного есть в вашем городе?

4. Какое ваше любимое место в родном городе?

Задача

1. Вы находитесь в одном из районов города. Опишите достопримечательности, расположенные там.

Для этого задания студентам даются на доске или на отдельных листочках опорные слова.

Тема «(Транспорт». Восстановите реплики-вопросы, на которые даны ответы.

1. Больше всего я люблю ездить на автобусе.

(Какой вид транспорта вы предпочитаете)?

2. Я езжу на автобусе четыре раза в день.

(Сколько раз в день вам приходится ездить)?

3. Я трачу на ежедневные поездки1 манат 20 копеек.

(Сколько денег ежедневно вы тратите на поездки)?

Задачи

1. Спросите у прохожих, как можно доехать до Бакинского славянского университета?

2. Как вы проедете от университета к общежитию / ко второму учебному корпусу?

3. Перечислите виды транспорта (автобус, метро, такси); дайте глаголы, связанные с этой темой: ехать, идти (пешком), выходить (на остановке), пересесть (на автобус), вызвать, заказать (такси) и т.д.

В определенных ситуациях жизненная практика потребует от студентов иных речевых навыков, поэтому при обучении «нестандартизи-рованному» диалогу мы сталкиваемся со следующими проблемами:

■ трудностью воссоздания реальной ситуации общения;

■ сложностью планирования всех этапов речевого общения;

■ с необходимостью организации материала

обучения [1].

В этих случаях овладевать умениями самостоятельно, строить диалоги студентам помогут

активные методы обучения (деловые и ролевые игры, круглые столы, пробные уроки и пр.).

Ролевая игра является одним из важных методов обучения диалогическому общению. Ролевые игры можно использовать и на начальном, и на продвинутом этапах обучения. Ситуации общения, которые предлагает преподаватель на занятиях, вовлекают студента в ролевую речевую деятельность, а выполняемые им роли помогают активизировать свои творческие способности. При подготовке к проведению игры необходимо объяснить обучающимся их роли, например, общение с друзьями, в семье, в официальном учреждении.

В зависимости от целей, которые преследует преподаватель, ролевые игры условно можно разделить на лексические, грамматические, развивающие. Лексические игры тренируют учащихся в употреблении слов в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, например, в магазине, в поликлинике, в музее, в гостинице; в развитии речевой реакции; в знакомстве с сочетаемостью слов. Например, в ролевой игре «Магазин» преподаватель показывает вывески магазинов: «Овощи. Фрукты», «Одежда», «Булочная», «Дом обуви», «Продукты», «Супермаркет», «Дары природы», «Хозяйственный», «Канцтовары». Студенты отвечают на следующие вопросы:

■ что можно купить в этих магазинах?

■ какие действия производит продавец?

■ что делает покупатель, когда хочет купить различные товары?

В этой игре отрабатываются определенные стандартные конструкции: зайти (куда?) в магазин, в супермаркет, в булочную и т.д.; купить (что?) овощи, фрукты, одежду; спросить (у кого?) у продавца, кассира, покупателя и т.д. Здесь возможна также работа по расширению состава тематических групп, в результате которой обогащается словарный запас студентов. Например, тематическая группа «Продукты»: творог, кефир, сметана, сливочное масло, сыр (молочные); хлеб, булка, рулет, пирог(хлебобулочные) и др.

Грамматические игры должны создавать ситуации для употребления той или иной грамматической конструкции, развивать речевую активность и самостоятельность в их использовании [4, с. 221]. Например, в диалоге на определенную тему («Учеба», «Поездка», «Семья») подбирать глаголы только прошедшего времени; использовать личные местоимения в косвенных падежах и др.

Усвоение речевых образцов происходит также в процессе выполнения тренировочных упражнений, в которых обязательно присутствует элемент повторения по образцу. Это может быть предложение-образец в учебнике, на доске или устно сказанное преподавателем. При этом обычно используется лексика, которую студент уже знает или она специально дана к упражнению в виде опорных слов или предложений.

Здесь, по нашему мнению, также целесообразны запись и заучивание наиболее употребительных речевых образцов, слов, словосочетаний, фразеологизмов не изолированно, а в определенном микротексте.

Отбор учебного речевого материала должен производиться с особой тщательностью, учитывая его пригодность в жизненной ситуации. Студент, запоминая слова и словосочетания, грамматические структуры, должен быть уверен в том, что они ему пригодятся в практической деятельности сначала в аудитории, а потом и в жизни. Студенты должны уметь составлять собственные диалоги по модели, чтобы научиться использовать усвоенный материал в реальных ситуациях общения. Нам представляется нецелесообразным заучивать длинные диалоги, поэтому многие методисты предлагают использовать короткие диалоги, которые состоят из че-тырех-шести реплик. Заучивание таких диалогов полезно, однако, как показывает наша практика, не все учащиеся в состоянии составлять диалоги по аналогии.

Деловые игры — это моделирование той деятельности, которой студенты обучаются. Они больше всего оправдывают себя при работе со специальными текстами. Например, на педагогическом факультете студент не просто пересказывает текст, а выступает как учитель в классе, показывая умение строить монологическую речь на хорошо изученном языковом материале. Присутствующие студенты могут задать вопросы по прослушанному материалу и освещаемой теме. Чем продуманнее будет элемент деловой игры на занятия, тем успешнее оно будет проходить, вызывая у студентов активность и интерес, что немаловажно для усвоения изучаемого языка.

По нашему мнению, студенты владеют навыками устной речи, если:

(1) быстро реагируют на речь преподавателя и студентов;

(2) отвечают на вопросы преподавателя и других студентов;

(3) хорошо понимают учебные тексты на слух (с записывающего устройства или голоса преподавателя);

(4) излагают основное содержание при пересказе новых текстов, построенных на знакомом языковом материале преподавателем и студентами;

(5) легко ведут беседу в парах, т.е. понимают, что говорят, и сами могут участвовать в беседе.

Подводя итог сказанному, мы можем заключить, что современные методы обучения устной речи в национальной аудитории призваны интенсивнее вовлекать учащихся в образовательный процесс; повышать их коммуникативную активность, формировать устойчивые речевые навыки и возможность использования в бытовых и профессиональных ситуациях общения языковые клише, а также самостоятельно строить устные диалогические и монологические высказывания.

Список литературы

1. Воднева C.B. Проблемы обучения диалогическому дискурсу на уроках РКИ [Электронный ресурс]. Украина-2012 // Режим доступа: dspace.nbuv.gov.ua

2. Воробьева C.H. Обучение диалогической речи на занятиях по дисциплине «Русский язык как иностранный» // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018. № 1. Т. 9. С. 13.

3. Фомина Е.В. Обучение диалогической речи студентов-иностранцев на начальном этапе / / Теория и практика преподавания РКИ: традиционный и инновационный подход: сб. науч.-метод. ст. М.: Прометей, 2009. С. 225—231.

4. Черная С.И. Организация ролевой игры на занятиях с иностранными студентами / / Актуальные проблемы обучения иностранных студентов: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Днепропетровск, 2011. С. 220—222.

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.