Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РУССКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РУССКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

58
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык / монологическая речь / языковые упражнения / речевые упражнения / педагогические технологии / интерактивные методы / кластер / Диаграмма Венна. / language / monologue speech / language exercises / speech exercises / pedagogical technologies / interactive methods / cluster / Venn diagram

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш. Т. Махкамова

Данная статья освещает некоторые приемы и стратегии обучения русскому языку, используемые преподавателем в национальной аудитории. Предложено применение передовых технологий и методов обучения, способствующих формированию и развитию монологической русской речи студентов национальных групп, практическому овладению ими речью на неродном языке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ш. Т. Махкамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MONOLOGICAL RUSSIAN SPEECH BY STUDENTS OF NATIONAL GROUPS

This article highlights some of the techniques and strategies of teaching the Russian language used by the teacher in the national audience. The application of advanced technologies and teaching methods, contributing to the formation and development of monologue Russian speech of students of national groups, their practical mastery of speech in a non-native language is proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РУССКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РУССКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

Ш. Т. Махкамова

Доцент Ташкентского финансового института shaxnoza.maxkamova.72@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Данная статья освещает некоторые приемы и стратегии обучения русскому языку, используемые преподавателем в национальной аудитории. Предложено применение передовых технологий и методов обучения, способствующих формированию и развитию монологической русской речи студентов национальных групп, практическому овладению ими речью на неродном языке.

Ключевые слова: язык, монологическая речь, языковые упражнения, речевые упражнения, педагогические технологии, интерактивные методы, кластер, Диаграмма Венна.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MONOLOGICAL RUSSIAN SPEECH BY STUDENTS OF NATIONAL GROUPS

ABSTRACT

This article highlights some of the techniques and strategies of teaching the Russian language used by the teacher in the national audience. The application of advanced technologies and teaching methods, contributing to the formation and development of monologue Russian speech of students of national groups, their practical mastery of speech in a non-native language is proposed.

Keywords: language, monologue speech, language exercises, speech exercises, pedagogical technologies, interactive methods, cluster, Venn diagram.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время система образования Узбекистана направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности.

Данная система образования нацелена на вхождение в мировое образовательное пространство. «...Нам прежде всего необходимо воспитать кадры новой формации, выступающие инициаторами реформ, обладающие стратегическим видением, глубокими знаниями и высокой квалификацией. Именно поэтому мы начали реформирование всех звеньев образования - от дошкольного до высшего. Наука и просвещение имеют первостепенное значение

для повышения интеллектуального и духовного потенциала не только молодежи, но и всего нашего общества», - подчеркнул Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

На современном этапе необходимо переходить от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития. Достаточно высокий уровень умственного развития позволит учащимся использовать усвоенный материал в речевой практике.

Знание нескольких языков в наше время стало необходимостью для каждого образованного человека. Основная цель изучения любого иностранного языка - это практическое владение им. В связи с этим важно отметить, что изучение русского языка студентами национальных групп призвано способствовать формированию образованной, всесторонне и гармонично развитой личности. Ибо обучение русскому языку, как и любому другому языку, - это развитие мышления учащихся, совершенствование выражения мысли новыми средствами.

Методическая наука основывается на разных подходах к обучению русскому языку: системно-функциональном, структурно-семантическом, коммуникативном и других. При обучении русскому языку студентов национальных групп наиболее приемлем, на наш взгляд, коммуникативный подход. Для этого на занятиях используются упражнения с коммуникативной направленностью.

Данный метод предполагает обучение неродному языку через общение. Весь процесс обучения должен иметь речевую направленность, что обеспечивается функциональностью языкового материала, ситуативностью, использованием заданий коммуникативного характера, а также индивидуализацией процесса обучения.

Учащиеся национальных групп на занятиях по русскому языку овладевают системой языка, изучая языковой материал на лексическом, грамматическом и фонетическом уровнях. Этот процесс направлен на формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, что должно обеспечить участие студентов в реальном речевом общении. Необходимо помнить о взаимосвязи между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Говорение - это вид речевой деятельности, с помощью которого осуществляется устная форма общения. Устная речь реализовывается в монологической и диалогической формах.

Для диалога характерно возникновение реплик в процессе общения двух или нескольких лиц. Речь в диалоге относительно свернута употреблением неполных предложений, дополнена невербальными элементами (жестом, мимикой) и ситуативна. Монологическая речь, в отличие от диалогической, - это развернутый вид речи. Умение строить монологическое высказывание -сложное умение, и его необходимо формировать в процессе обучения.

Основной целью обучения говорению является овладение учащимися устной речью. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие речевые умения и навыки необходимо формировать у учащихся, какой грамматический, лексический материал и какие образцы монологической речи использовать на занятиях по русскому языку.

Формированию и развитию монологической речи учащихся национальных групп способствуют языковые и речевые упражнения.

В методической литературе отмечается, что языковые упражнения предназначены для создания речевого сообщения и направлены на решение какой-либо конкретной задачи.

Речевые упражнения направлены на формирование умения создавать речевое сообщение в ситуациях, наиболее приближенных к ситуациям естественного общения.

Методистами выделяются такие виды языковых упражнений:

1)имитативные;

2)упражнения на повторение речевого образца;

3)упражнения на изменение образца (подстановочные упражнения);

4)упражнения на построение высказываний, в которых объединены разные по структуре предложения.

Использование следующих речевых упражнений служат формированию монологической речи:

1)упражнения на воспроизведение заданного текста с некоторыми изменениями;

2)выделение смысловых частей предъявленного текста, составление плана текста (сообщения);

3)пересказ (полный, краткий) прослушанного (прочитанного) текста;

4) составление ситуации или рассказа по опорным словам, по плану и т.п.;

5)описание картины или серии картин и др.

Также полезны речевые упражнения, направленные на обучение неподготовленной речи:

1)упражнения с опорой на картину, фильм;

2)с опорой на жизненный и речевой опыт самих учащихся.

Перечисленные виды упражнений призваны способствовать активизации

умственной деятельности учащихся при условии, что преподаватель придерживается основных принципов обучения: посильности, целенаправленности и мотивированности действий.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В современных условиях возникла острая потребность в новых педагогических технологиях обучения, которые обеспечивают развитие личности каждого учащегося, его активности. Такие технологии позволяют создать условия обучения, когда учащийся стремится получить хорошие результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.

Использование новых педагогических технологий, интерактивных методов - это один из самых эффективных путей обучения иностранному языку (в том числе русскому как неродному) на сегодняшний день.

Учебный процесс при интерактивном обучении проходит в условиях активного взаимодействия всех учащихся и базируется на сотрудничестве: преподаватель — учащийся, учащийся — учащийся. Занятия становятся интереснее, материал, предлагаемый преподавателем, усваивается легче.

На занятиях по русскому языку наряду с традиционными методами и приемами обучения нами были использованы и такие интерактивные методы, как Диаграмма Венна, Кластер, работа в малых группах.

В начале занятия, лексической темой которого является «Великие поэты двух народов - Алишер Навои и А.С.Пушкин», группа делится на малые группы для удобства работы. После прочтения текста проводится вопросно-ответная беседа по содержанию, а затем группам предлагается составить Диаграмму Венна. Данное задание имеет целью выяснить, во-первых, насколько студенты хорошо поняли текст, а во-вторых, формировать умение выделять главное в прочитанном тексте. Контроль выполнения задания осуществляется в виде презентации, которую проводит один из студентов из каждой группы. После презентации каждой малой группы оппоненты из других групп дополняют и

высказывают свое мнение по данному вопросу. Таким образом осуществляется охват всех студентов группы, когда каждый имеет возможность участвовать в обсуждении темы.

Продуктивным видом речевой деятельности, так же как и говорение, является письменная речь. Говорение получает выход в письменную речь в виде изложения в письменной форме собственной монологической речи.

Сочинение является наиболее сложным видом письменных работ. Начинать обучение нужно с простейшего вида сочинений - сочинение по литературному произведению, по картине, фильму. Известно, что для формирования и развития навыков письменной речи служат подготовительные и речевые упражнения. Используемые упражнения должны носить коммуникативный характер, т.е. способствовать развитию коммуникативных умений учащихся.

Уроки с использованием интерактивных методов не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поэтому занятия по русскому языку должны учить студентов излагать собственные мысли.

Интересной и продуктивной может стать работа по лексической теме «Осень». На первом этапе работы над темой студенты знакомятся со стихотворением А.С.Пушкина «Осень». Затем группе предлагается составить кластер на тему «Осень», в котором студенты выражают свои представления об этом времени года, используя уже известные им слова и выражения. Разбивка на кластеры - это педагогический метод, который развивает вариативность мышления, помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой -либо темы. В завершении студентам предлагается составить небольшой рассказ на тему «Осень в Узбекистане», который отражает видение каждого студента особенностей этого времени года в своем крае.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование в процессе обучения русскому языку студентов национальных групп речевых и языковых упражнений, интерактивных методов позволяет решать одновременно несколько задач. Предложенные методы формируют и развивают монологическую речь, коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между студентами, активизируют их умственную деятельность.

REFERENCES

1. Послание Президента Республик Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 25.01.2020 УзА

2. Агапов И.Г. К вопросу о формировании критического мышления // Образование, 2001, № 2.

3. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.

- Ташкент, 2003.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.

5. Журнал «Преподавание языка и литературы» № 2, 2017

6. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе.

- М, «Русский язык», 1986.

7. Мусина Р.Г. Интерактивные методы и приемы обучения. Терминологический словарь. - Ташкент, 2007

8. Современный русский язык/ П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова и др.; под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2001

9. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г., Сафин Д.В., Турсунова З.М. Интерактивные методы обучения. Т., 2002.

10. http://www.multimedia.uz

11. http://studme.org/38890/psihologiya/vidy naglyadnyh sredstv obucheniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.