Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ'

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1585
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Шейнова Татьяна Геннадьевна, Тимохина Татьяна Васильевна

В статье раскрыты различные аспекты развития монологической речи у дошкольников в условиях подготовительных к школе групп дошкольных образовательных организаций. Описываются и характеризуются основные типы и виды монологической речи, рекомендуемые к использованию в работе с детьми дошкольного возраста; позитивная речевая среда подготовительной к школе группе. С позиций общения с практикующими педагогами и собственного многолетнего педагогического опыта авторы раскрывают проблемы развития монологической речи при подготовке к обучению в школе и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Шейнова Татьяна Геннадьевна, Тимохина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MONOLOGICAL SPEECH OF CHILDREN IN PREPARATION FOR SCHOOLING

The article reveals various aspects of the development of monologue speech among preschoolers in the conditions of groups of preschool educational organizations preparatory to school. Describes and characterizes the main types and types of monologue speech, recommended for use in working with children of preschool age; positive speech environment for the preparatory group for school. From the standpoint of communication with practicing teachers and their own long-term pedagogical experience, the authors reveal the problems of the development of monologue speech in preparation for schooling and ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Литература:

1. Бузни, В.А. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования / В.А. Бузни // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1.

2. Белякова, А.М. Социальное партнёрство: детский сад и дополнительное образование / А.М. Белякова // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2.

3. Белинова, Н.В. Проектирование пространства эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации с социумом / Н.В. Белинова, О.В. Фонарева // Economic Consultant. - 2019. - № 1.

4. Лопсонова, З.Б. Социальное партнёрство как условие повышения качества дошкольного образования / З.Б. Лопсонова // Ученые записки ЗабГУ. - Серия: Педагогические науки. - 2014. - № 5 (58).

Педагогика

УДК 37.026, 373.291

кандидат педагогических наук, доцент Измайлова Рания Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, профессор Тимохина Татьяна Васильевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. В статье раскрыты различные аспекты развития монологической речи у дошкольников в условиях подготовительных к школе групп дошкольных образовательных организаций. Описываются и характеризуются основные типы и виды монологической речи, рекомендуемые к использованию в работе с детьми дошкольного возраста; позитивная речевая среда подготовительной к школе группе. С позиций общения с практикующими педагогами и собственного многолетнего педагогического опыта авторы раскрывают проблемы развития монологической речи при подготовке к обучению в школе и пути их преодоления.

Ключевые слова: дети, дошкольная образовательная организация, подготовительная группа, монологическая речь.

Annotation. The article reveals various aspects of the development of monologue speech among preschoolers in the conditions of groups of preschool educational organizations preparatory to school. Describes and characterizes the main types and types of monologue speech, recommended for use in working with children of preschool age; positive speech environment for the preparatory group for school. From the standpoint of communication with practicing teachers and their own long-term pedagogical experience, the authors reveal the problems of the development of monologue speech in preparation for schooling and ways to overcome them.

Keywords: children, preschool educational organization, preparatory group, monologue speech.

Введение. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения процентного соотношения дошкольников, имеющих различные речевые проблемы. Дети дошкольного возраста имеют недостаточный словарный запас, неправильное звукопроизношение, недостатки фонетико-фонематического восприятия. Педагоги, работающие в дошкольных образовательных организациях отмечают, что с использованием гаджетов дошкольники стали значительно меньше говорить, зачастую с трудом подбирать слова для выражения своих мыслей.

Старший дошкольный возраст является важным этапом в плане речевого развития детей, потому что в этот период идёт процесс активного усвоения ребёнком литературного языка и происходит становление морфологической, синтаксической и грамматической системы родного языка. В это время диалогическая речь ребёнка постепенно сменяется монологической, которая характеризуется более сложным видом связной речи и требует максимальной концентрации внимания на построение высказывания в целом.

Изложение основного материала статьи. Ряд ученых [1, 5, 7, 8] подчеркивают, что правильное и своевременное развитие связной речи играет большую роль в формировании личности ребёнка, его умственном развитии и социализации его в современном мире. В старшем дошкольном возрасте, когда происходит активная подготовка ребёнка к школе, очень важно, насколько хорошо будущий первоклассник владеть монологической речью, ведь именно при построении монолога проявляются основные речевые умения.

Монологическая речь способствует передаче информации в более развёрнутой форме, выражению ребенком своих мыслей и намерений, построению логически последовательного высказывания с использованием литературной лексики. Развитая монологическая речь в подготовительной к школе группе является важнейшим условием дальнейшего обучения ребёнка и требует высокого уровня речевого развития говорящего.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что развитие монологической речи является значимым условием для полноценного освоения знаний детьми старшего дошкольного возраста, развития их логического мышления, творческих способностей, образованности в целом, а также для выполнения важнейших социальных функций.

Основными сложностями при развитии монологической речи являются:

• нехватка словарного запаса дошкольника,

• неправильное произношение,

• недостаточно сформированный грамматический строй речи.

Они являются причиной того, что высказывания ребёнка получаются недостаточно логичными, без смысловой целостности. Практика показывает, что со стороны педагога дошкольного образования имеется необходимость совершенствования качества работы по развитию монологической речи дошкольников и подбора эффективных средств и методов обучения. На сегодняшний день существует огромное количество методической литературы по развитию монологической речи детей и перед педагогом стоит богатый выбор, какую методику использовать в работе для наивысшего достижения речевого воспитания дошкольников. Но независимо от того, что он выберет, воспитателю необходимо научить детей воспринимать себя правильно, не бояться временных неудач, мотивировать будущих первоклассников на речевое развитие и сделать процесс обучения интересным.

Проблемы и задачи развития речи детей рассматривались и продолжают изучаться в рамках научных и прикладных работ философами, педагогами, психологами, логопедами и методистами. Общие вопросы взаимосвязи развития речи и

мышления в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского[1], С.Л. Рубинштейна[5], Д.Б. Эльконина [8] и других. Вопросы, касающиеся методики развития монологической речи у детей дошкольного возраста подробно изложены в работах В.В. Гербовой [2], Е.И. Тихеевой [6] и др. Различные аспекты развития детской речи, в том числе и монологической, рассмотрены нами в ряде предыдущих работ [3, 4].

В исследованиях Л.С. Выготского [1], Д.Б. Эльконина [8] подчеркивается, что связная речь является следствием общего развития речи, показателем не только речевого, но и умственного развития ребёнка. В трудах исследователей дано описание двух форм связной речи -диалогической и монологической, которые отличаются друг от друга по своей психологической природе и коммуникативной функции; также доказано, что диалог является первоначальной формой речи у маленьких детей и предшествует монологу в процессе речевого развития. Следует отметить, что монологическая речь принципиально отличается от диалогической самим механизмом порождения высказывания.

Диалог является основной формой общения детей дошкольного возраста; в разговоре принимают участие не менее двух собеседников; состоит из реплик; характерна разговорная лексика. Когда говорят о монологической форме речи, прежде всего подчеркивают, что это связная, достаточно развернутая речь одного лица, без опоры на речь другого собеседника; ей характерна литературная лексика, логическая завершённость; идёт более длительное обдумывание над тем, что произнести. Внутренние мотивы стимулируют к монологической речи, а диалогическая речь стимулируется еще и внешними мотивами, и во многом зависит от темы и характера беседы.

Рассмотрим подробнее мнение исследователей о понятии «монологическая речь».С.Л. Рубинштейн [5] в своих исследованиях термину «монологическая речь» предпочитает термин «связная речь» и характеризует её, как речь, где: «Слушатель всегда солидарен с говорящим, который с одной стороны, выражает свою эмоциональность, а с другой -воздействует на свои эмоции средствами, заимствованными из процесса общения» [5, с. 24].

В своей работе «Мышление и речь» [1] Л.С. Выготский впервые выдвигает теорию порождения речевого высказывания и указывает на то, что речь и мышление едины, мысль зависима от речи, также как и речь -от мысли. Автор утверждает, что речь говорящего к кому-то обращена, возможно к воображаемому адресату, а также не признаёт самостоятельность монолога [1].

Монологическую речь можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с лингвистической. К психологическим характеристикам монологического высказывания следует отнести:

• односторонний, непрерывный характер высказывания;

• логическую последовательность и связность монолога;

• наличие структуры и целостности высказывания;

• смысловая завершённость высказывания;

• развёрнутость мысли;

• предварительное продумывание текста монолога;

• инициатива идёт от говорящего.

С точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется использованием лингвистических средств выражения, наличием полносоставных предложений и связывающих элементов между ними, разнообразием речевых моделей в синтаксических конструкциях.

В зависимости от функционально-смыслового типа связной речи, монологическая речь разделяется на:

• монолог - описание;

• монолог - повествование;

• монолог - рассуждение;

• монолог - контаминацию (смешанный тип монолога, с элементами остальных типов).

Для полноценной подготовки к школьному обучению ребенок должен освоить все виды монологической речи. К сожалению, беседы с практикующими педагогами дают основание для убеждения в том, что большинство современных педагогов не используют в работе с детьми обучение разнообразным монологам.

Описание является таким типом монологической речи, когда происходит сообщение о характеристиках кого-нибудь или чего-нибудь, с перечислением существенных и второстепенных признаков, качеств и действий взятого объекта. Описание имеет чёткую структуру монолога: в начале идёт общая характеристика объекта описания, в середине -последовательно перечисляются отдельные признаки объекта, а в завершении произносится заключительная фраза, которая несёт в себе оценочное суждение по отношению к объекту. Не допускается смешение двух времён - настоящего и будущего.

Повествованием называется такой тип монологической речи, в котором сообщается связный рассказ о каких-либо событиях, действиях или состоянии предметов во временной последовательности. Структура повествования жёсткая, требующая определённой последовательности, начинается с экспозиции (знакомство с местом или временем события), далее следует завязка (начало действия), продолжается последовательным развитием событий, кульминацией и завершается развязкой.

Рассуждение - это тип речи, главная цель которого - убедить в чём-либо слушателя, аргументировано доказать свою точку зрения, т.е. в процессе высказывания происходит логическое изложение материала в форме доказательства. Рассуждение предполагает обязательное наличие тезиса и систему доказательств верности данного тезиса или доказательств, опровергающих истинность данного тезиса, структура монолога состоит из трёх частей:

• в начале выдвигается суждение, требующее утверждения или отрицания чего-либо;

• в основной части рассуждения, путём последовательной аргументации, даётся доказательное суждение, выявляются причинно-следственные связи;

• в результате высказывания формулируется вывод-заключение по поставленному в начале рассуждения вопросу, полученное логическим путём.

В старшем дошкольном возрасте, когда формируется навык монологической речи, в детском саду детей обучают таким видам монолога, как самостоятельному пересказу и рассказу.

Пересказ - связное выразительное изложение литературного текста в устной речи при активном участии памяти, мышления и воображения ребёнка. Для полной, самостоятельной передачи произведения близко к тексту необходимо, чтобы ребёнок осмыслил текст, понял его основное содержание, запомнил последовательность событий, а для этого необходимо специальное обучение для овладения пересказом и проведение общей эффективной работы по развитию речи.

Рассказ - самостоятельно созданный монолог, развёрнутое описание ребёнком какого-либо события, факта или явления. В дошкольном возрасте дети, в зависимости от источника высказывания, составляют рассказы по картине, по игрушкам, по предметам, а также делятся рассказами творческими и из опыта. Выделяются как вид детских рассказов -рассказы о будущих играх, в которых дети учатся планировать и представлять товарищам игровую деятельность. Рассказы,

в зависимости от ведущего психологического процесса, разделяют на фактические - созданные на основе памяти и восприятия, и творческие - созданные на воображении детей.

Беседы с практикующими педагогами и собственный многолетний опыт работы убедили нас в том, что в дошкольных образовательных организациях мало используются творческие рассказы.

Роль самостоятельных пересказов и рассказов детьми дошкольного возраста рассматривалась в работах по вопросам обучения связной речи дошкольников Е.И. Тихеевой [6]. Автором отмечено, что пересказ текста и рассказ благотворно влияют на общее развитие и воспитание детей, а также являются важной ступенью в развитии связной монологической речи.

Монологическая речь существует в двух формах - устной и письменной. Если мы говорим о монологической речи дошкольников, мы понимаем, что в этом возрасте стоит делать упор на развитие устной монологической речи, так как письменный навык на данном этапе не развит в должной степени, он развивается в школьном возрасте. Но для активного его развития в школе необходим стойкий навык ребенка к устному монологу в старшем дошкольном возрасте.

Также следует отметить, что элементы монологической речи начинают проявляться примерно с трёхлетнего возраста, и взрослым, уже на данном этапе развития, необходимо как можно больше разговаривать с детьми, обращать внимание на окружающие предметы и подробно рассказывать о них - дать образец правильного суждения, обогащая кругозор ребёнка и расширяя его словарный запас. В данном вопросе важными личностями для ребенка являются не только педагоги, но и родители. Поэтому в подготовительной к школе группе должна быть налажена тесная связь между воспитателями детского сада и родителями.

Монологическая речь является сложной формой связной речи и овладение ей не происходит спонтанно, а формируется в процессе обучения. Монолог дисциплинирует мышление, учит выражать основную мысль текста, строить высказывание в соответствии с темой и доносить его до слушателя в понятной для него форме. В зависимости от функции монологические высказывания бывают нескольких типов, но для всех характерна связность и образность. Овладение навыком монологической речи в старшем дошкольном возрасте является одной из составляющих для успешного начала школьного обучения и всестороннего развития личности дошкольника.

Рассматривая проблемы и пути их преодоления в развитии монологической речи хочется отметить, что в старшем дошкольном возрасте речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться, дети активно участвуют в беседе, составляют короткие рассказы, способны пересказать сказку. У многих детей монологические высказывания по-прежнему имеют ситуативный характер, при рассказывании требуется помощь взрослого, имеются трудности в построении развёрнутого, логически завершённого высказывания. Это связано с тем, что у детей имеются недостатки речевого развития, а именно:

• низкий уровень активного словарного запаса, бедность речи;

• неспособность построить грамматически правильное предложение;

• короткие связные высказывания, состоящие из отдельных фрагментов;

• употребление нелитературной лексики в построении высказывания;

• неспособность логически обосновать свои утверждения;

• низкий уровень информативности высказывания.

По тому, насколько полноценно дети строят самостоятельные высказывания разных типов - описания, повествования, рассуждения, можно говорить об уровне их речевого развития. Для того, чтобы научить ребёнка грамотно излагать свои мысли в монологе, необходимо знать об особенностях развития монологической речи старших дошкольников, но также следует отметить, что на данном возрастном этапе совершенствуются все стороны речи ребёнка.

Развитие монологической речи старших дошкольников невозможно без единой системы работы по всем направлениям речевого развития (лексика, грамматика, фонетика), необходимо наличие определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи, а также появления регулирующей и планирующей функций речи.

Для того, чтобы получить желаемый уровень монологической речи, необходимо создать правильную речевую развивающую среду с учётом особенностей детей предшкольного возраста. Это не только предметное окружение, необходимо организовать следующие направления в речевой среде для старших дошкольников:

• побуждать детей общаться с другими людьми и сверстниками суждениями и высказываниями;

• поощрять самостоятельные рассказы детей, стимулировать комментировать свою речь;

• упражнять в умении планировать свою деятельность для развития планирующей функции речи;

• приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

Выводы. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие связной монологической речи дошкольников происходит поэтапно. В предшкольный период оно имеет наиболее высокое значение и дает потенциал к дальнейшему школьному обучению. Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в контексте развития связной речи в целом путём формирования стойкого умения. К методическим аспектам развития монологической речи старших дошкольников можно отнести то, что каждый тип речи нуждается в специфическом отборе материала для качественного проведения занятия по формированию навыка монологических высказываний. Использование игровых технологий в образовательном процессе помогает «разговорить детей» и благотворно влияет на развитие монологической речи и общую готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М. - 1981. -С. 131-139.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 212 с.

3. Измайлова Р.Г., Старых Л.В., Тимохина Т.В. Использование языковых средств в социализации дошкольников и младших школьников Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 69. - Ч.3. - С. 66-69.

4. Измайлова Р.Г., Шейнова Т.Г., Тимохина Т.В. Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 5 (47). -С. 199-211.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000 - 712 с.

6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Юрайт, 2020. - 161 с.

7. Ушинский К.Д. Психологические и логические основы обучения - М.: Просвещение, 1954. - Т. 2. - 483 с.

8. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 113 с.

Педагогика

УДК 377.2

кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гордеев Кирилл Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования характеризуется необходимостью подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с современными реалиями нарастающего научно-технического прогресса, которые характеризуются появлением новых профессий, содержание которых коренным образом преобразуется. Одним из способов разрешения данной проблемы является опережающая система подготовки кадров для региона в образовательных и профессиональных организациях, в частности, деятельность центров опережающей подготовки. Причина появления ресурсных центров - это непосредственно разрыв между скоростью изменений современных технологий и неспособность профессионального образования обеспечить соответствующую скорость изменения образовательных программ и выпуск на рынок специалистов, обладающих необходимыми рынку профессиональными квалификациями. Таким образом, центры опережающей подготовки представляют собой необходимый элемент развития современной модели социально-экономического устройства. Авторы статьи рассматривают программы, предлагаемые центром опережающей профессиональной подготовки на территории г. Нижний Новгород, выделяют преимущества и особенности его работы.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, образовательная программа, система опережающей подготовки кадров, открытая система, лучшие практики, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, примерная основная образовательная программа, инновационный научно-технологический центр.

Annotation. The relevance of the research is characterized by the necessity of training qualified working personnel in accordance with the modern realities of the growing scientific and technological progress, which are characterized by the appearance of new professions, the content of which is radically transformed. One of the ways to solve this problem is an advanced system of personnel training for the region in educational and professional organizations, in particular, the activity of advanced training centers. The reason for the emergence of resource centers is a direct gap between the speed of changes in modern technologies and the inability of vocational education to provide the corresponding speed of change in educational programs and the release to the market of specialists with the necessary professional qualifications. Thus, the centers of advanced training are a necessary element in the development of the modern model of socio-economic structure. The authors of the article consider the programs offered by the advanced vocational training center in the city of Nizhny Novgorod, highlight the advantages and features of its work.

Keywords: practice-oriented approach, educational program, system of advanced training, open system, best practices, federal state educational standard, professional standard, model basic educational program, innovative scientific and technological center.

Введение. Стремительное развитие техники и технологий, ускорение изменений бизнес-процессов производства и обслуживания приводят к тому, что современный рынок труда характеризуется возрастающими рисками квалификационных разрывов. Появляются профессии и квалификации будущего. Одни компетенции выходят на первый план, а другие становятся историей. Опубликованное в 2019 году исследование РАНХиГС показывает, что к 2030 году компетенции 45,5% работников в России могут потерять актуальность из-за введения роботов в эксплуатацию [5]. Одна из главных причин того, что выпускники образовательных учреждений не трудоустраиваются по специальности - это «отставание» системы подготовки кадров от требований рынка труда. В 2019 году Росстатом было проведено выборочное исследование, в результате которого было выявлено, что в период с 2016 года по 2018 год не работают по специальности [9]:

- 31% (634,5 тысячи) студентов, окончивших высшие учебные заведения;

- 43% (389,3 тыс. чел.), студентов, окончившие средние профессиональные образовательные учреждения;

- 50% (224,6 тыс. чел.) студентов, окончившие профессиональные училища.

Уровень безработицы среди выпускников вузов 2019 года составил 12,9%, тогда как среди выпускников с дипломом о среднем профессиональном образовании безработных уже в первом квартале 2020 года 17,9% [9]. Хочется также подчеркнуть тот факт, что по отдельным специальностям наблюдается дефицит кадров. Это также доказывает дисбаланс между спросом со стороны работодателей и предложением со стороны образовательных учреждений. Кроме того, часть специальностей уже не актуально, а на новые направления образовательные учреждения не ведут набора.

Таким образом, «отставанию» системы подготовки кадров также способствует несоответствие скорости обновления номенклатуры и содержания образовательных программ темпам развития технологий. Действующие в системе образования перечни профессий, специальностей, направлений подготовки, по которым осуществляется набор на обучение в стране, не соответствуют номенклатуре квалификаций, которые устанавливаются профессиональным сообществом на основе профессиональных стандартов.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время сложилась ситуация, когда у большого количества работников нет документального подтверждения профессиональной квалификации, что затрудняет задачу оценить ее избыток или недостаток по сравнению с требованиями рабочего места, при этом в целом и повсеместно отмечается несоответствие имеющихся навыков требованиям их рабочих мест [1]. Формальные образовательные квалификации не отражают фактический уровень квалификации работника. По этой причине наличие документа о высоком образовательном уровне не повышает шансы найти работу. Предоставление возможности для непрерывного обучения каждому человеку на протяжении его трудовой жизни без каких-либо ограничений, касающихся возраста, пола, предыдущего образования и подготовки, как внутри формальной системы образования, так и вне её, представляет собой одно из требований международной политики профессионального образования и подготовки. В настоящее время в Российской Федерации ещё

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.