Научная статья на тему 'Развитие методологии оценки социометрического статуса участника малой группы: на примере курсантов военных учебных заведений'

Развитие методологии оценки социометрического статуса участника малой группы: на примере курсантов военных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закрытая малая группа / курсанты / социометрический статус / внутригрупповые отношения / иерархия / closed small group / cadets / sociometric status / intragroup relations / hierarchy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дьяченко Андрей Николаевич

Статья посвящена характеристике внутригрупповых отношений курсантов военного вуза, описанию их социометрического статуса. Сделан вывод о соотношении формальной и неформальной структур закрытых групп курсантов, а также приведена характеристика отличительных особенностей социометрического статуса курсантов военного учебного заведения. Результат анализа социометрического исследования позволил сделать вывод о том, что внутри группы курсантов военного вуза, которая по своему характеру является закрытой малой группой, существуют другие, меньшие по размеру, закрытые группы, образованные на основе схожести интересов и видов досуговой деятельности. Также был сделан вывод о том, что статус формального лидера, который назначается преподавательским составом, не совпадает со статусом неформального лидера: неформальных лидеров в группе курсантов несколько, причем в каждой группе «по интересам» он свой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дьяченко Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR ASSESSING THE SOCIOMETRIC STATUS OF A SMALL GROUP PARTICIPANT: USING THE EXAMPLE OF CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the characteristics of intra-group relations among military university cadets and a description of their sociometric status. A conclusion is drawn about the relationship between the formal and informal structures of closed groups of cadets, and a description of the distinctive features of the sociometric status of cadets of a military educational institution is given. The result of the analysis of the sociometric study led to the conclusion that within the group of military university cadets, which by its nature is a closed small group, there are other, smaller, closed groups formed on the basis of similar interests and types of leisure activities. It was also concluded that the status of a formal leader, who is appointed by the teaching staff, does not coincide with the status of an informal leader: there are several informal leaders in a group of cadets, and each «interest group» has its own leader

Текст научной работы на тему «Развитие методологии оценки социометрического статуса участника малой группы: на примере курсантов военных учебных заведений»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Развитие методологии оценки социометрического статуса участника малой группы: на примере курсантов военных учебных заведений

Дьяченко Андрей Николаевич,

к.ф.н., соискатель ученной степени, Забайкальский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена характеристике внутригрупповых отношений курсантов военного вуза, описанию их социометрического статуса. Сделан вывод о соотношении формальной и неформальной структур закрытых групп курсантов, а также приведена характеристика отличительных особенностей социометрического статуса курсантов военного учебного заведения. Результат анализа социометрического исследования позволил сделать вывод о том, что внутри группы курсантов военного вуза, которая по своему характеру является закрытой малой группой, существуют другие, меньшие по размеру, закрытые группы, образованные на основе схожести интересов и видов досуговой деятельности. Также был сделан вывод о том, что статус формального лидера, который назначается преподавательским составом, не совпадает со статусом неформального лидера: неформальных лидеров в группе курсантов несколько, причем в каждой группе «по интересам» он свой.

Ключевые слова: закрытая малая группа, курсанты, социометрический статус, внутригрупповые отношения, иерархия.

Малая группа является сложным социальным объектом, в котором переплетаются интересы и общества, и личности. Именно в границах малой группы личность реализует свои интересы.

Трактовка малых групп не является неким универсальным понятием: в зависимости от подхода отечественные и зарубежные авторы формулируют это понятие по-разному. Рассмотрим некоторые из них, которые в наибольшей степени соответствуют нашему исследованию.

К примеру, Г.М. Андреева под малой группой понимает группу, «члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [9]. Э.Э. Линчевский подчеркивает непосредственный личный контакт в малой группе: «Малая группа - это любое объединение людей, когда между ними устанавливается непосредственный личный контакт», также он указывает на то, что группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм [2]. Согласно Р.К. Мертону малая группа есть «совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей» [6].

Д. Хоманс пишет: «Малая группа представляет собой некоторое число лиц, взаимодействующих друг с другом в течение некоторого времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников, лицом к лицу» [10].

Кратко сформулируем, какую роль играют малые группы в жизни личности. Итак, малые группы помогают индивидуумам развиваться и осваиваться в обществе. Они учат людей социальным навыкам, нормам и ценностям и помогают им вливаться в общество. Кроме того, малая группа может быть местом, где люди могут находить эмоциональную поддержку, понимание и принятие. Она может предоставить среду, где люди могут выражать свои чувства и проблемы и получать поддержку от других.

В малых группах люди могут развиваться, могут определить свои интересы, страсти и цели, а также получить обратную связь и поддержку в их достижении.

Важно, что именно малые группы служат средством контроля нежелательного или нормативно-

го поведения. Члены группы могут одобрять или осуждать определенные действия, что помогает определить правила и нормы группы.

В малых группах люди могут сотрудничать, чтобы достичь общих целей. Они могут взаимодействовать, чтобы решить проблемы, обмениваться информацией и ресурсами, и работать вместе для достижения личных и групповых целей. Члены малых групп могут предоставлять поддержку и помощь в различных сферах жизни, таких как работа, образование, семья и здоровье. Члены группы могут разделять ресурсы и опыт, чтобы помочь друг другу в различных ситуациях.

В целом, малые группы играют важную роль в формировании и поддержании общества. Они помогают людям социализироваться, развиваться как личности, получать поддержку и помогать друг другу.

Выделим признаки малых групп на основе анализа концепций философов, психологов и социологов, которые исследовали феномен малых групп:

- небольшое количество участников: малые группы обычно состоят из относительно небольшого числа участников (обычно от 2 до 20-30 человек). Это позволяет участникам лучше узнавать друг друга и развивать близкие отношения;

- близкое взаимодействие и большая взаимосвязь: в малых группах участники имеют больше возможностей для активного взаимодействия и общения, а члены группы могут находиться в зависимости от друг друга для достижения общих целей. Взаимозависимость может создать более сильную привязанность и взаимодействие между участниками;

- более личные отношения: благодаря малому количеству участников, малые группы обычно имеют более близкие и личные отношения. Это может способствовать большей поддержке, пониманию и эмоциональной связи между участниками;

- высокий уровень вовлеченности членов группы в процесс обсуждения и принятия решений. Благодаря этому участники чувствуют себя более ответственными и важными для группы, что может повысить их мотивацию и эффективность работы.

Одной из характеристик малой группы является ее «закрытость» и «открытость», что говорит о степени взаимодействия малой группы с социальной средой. О «закрытости» и «открытости» малых групп писали И.В. Ефимчук [3], А. Бергсон [1], К. Поппер [8] и др. Для нас представляет интерес подход А.Н. Олейника к характеристике закрытой группы как «социальной структуры, которая исключает институционализацию отношений, характеризуется отсутствием взаимосвязи между повседневной жизнью людей и формальной властью, и неразвитостью политического пред-

ставительства интересов обычных людей» [7]. Для А.Н. Олейник понятие «закрытая группа» синонимично «малой группе».

Итак, учитывая сказанное, мы можем говорить о том, что группа военных курсантов высшего военного учебного заведения является закрытой малой группой, которая представляет собой сложную систему, взаимодействующих субъектов. А.В. Капцов, на основе анализа справочной литературы и социально-психологических и социологических источников пишет, что структурой группы является «совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры» [4]. Каждый из курсантов, который является членом закрытой малой группы, обладает определенным статусом.

Особенности социометрического статуса военных курсантов в военном вузе могут быть следующими.

1. Иерархическая структура. Военное образование строится на принципах иерархии и подчинения. Военные курсанты обладают разными статусами, которые определяются их рангами и должностями (к примеру, командиры взводов или рот, которые имеют высокий статус), и курсанты, которые занимают низшие позиции в иерархии.

2. Зависимость от группы. Военный вуз является коллективом, и социометрический статус каждого курсанта может зависеть от отношений внутри группы. Курсант может иметь высокий статус, если он пользуется уважением и поддержкой своих сверстников, или наоборот, иметь низкий статус, если он не вписывается в коллектив.

3. Авторитаризм и подчинение. Военное образование также связано с авторитарными отношениями и подчинением. В статусе военных курсантов может отразиться их способность эффективно подчиняться и выполнять указания своих вышестоящих.

4. Статус лидера. В военных вузах особое внимание уделяется развитию лидерских качеств. Курсанты, которые обладают хорошими лидерскими навыками, могут иметь высокий статус в глазах других курсантов. Они могут быть признаны лидерами группы и играть важную роль в принятии решений и руководстве коллективом.

Теорию лидерства развивали в своих работах А.Л. Журавлев, А.Л. Свеницкий, М.Р. Битянова, И.Д. Ладанов и другие. Изучение лидеров молодежных групп И.Н. Логвиновым позволило выявить у них такие характерные черты, как социальная зрелость, социальная активность, интерналь-ность (личная ответственность за свои поступки) [5]. От того, насколько сильно развиты перечисленные качества у лидера группы, напрямую зависит устойчивость этой группы, ее социальная на-

правленность, успешностью совместной деятельности (не всегда положительной, определяющим фактором является именно успешность как соответствие планируемых результатов достигнутым).

С проблемой лидерства связаны неформальные взаимоотношения в группе, так как в группе курсантов существуют как формальные взаимоотношения (существуют на основе формальной власти, регламентированы), а также неформальные взаимоотношения.

Неформальные взаимоотношения в группах военных курсантов могут иметь различные формы и проявления. Это могут быть дружеские отношения, конкуренция, командный дух, а также формирование лидерских групп и т.д. Взаимоотношения могут основываться на сходстве интересов, понимании и поддержке друг друга, а также на общих ценностях. Военное обучение также способствует формированию более прочных и доверительных связей между курсантами, так как они проходят сложные испытания и тренировки вместе. Важно отметить, что неформальные взаимоотношения между военными курсантами могут играть важную роль в формировании командного состава и создании единого фронта во время выполнения служебных задач.

Для изучения особенностей взаимоотношений внутри группы курсантов и формирования представлений о неформальной структуре в Дальневосточном высшем общевойсковом командном ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского было проведено исследование с использованием метода анкетирования и социометрии Дж. Морено.

В исследовании приняли участие 90 курсантов (три взвода курсантов по 30 человек). В результате социометрического исследования были сделаны выводы о количестве лидеров («звезд»), предпочитаемых, пренебрегаемых курсантов, а также «изгоев». Распределение приведено на рис. 1.

| Звезды

I Предпочитаемые Пренебрегаемые I Отверженые

Рис. 1. Результаты социометрического опроса курсантов по методике Дж. Морено

В группах курсантов преобладает число «предпочитаемых», но есть «пренебрегаемые» и «отверженные». Курсанты, которые характеризуются как «звезды», являются неформальными лидерами

в группе, именно они обладают высоким статусом, влияют на взаимоотношения в коллективе. Эти курсанты являются лидерами неформальных групп, которые были выявлены в результате анкетирования.

Проведенное анкетирование позволило сделать вывод о том, на основе каких интересов, увлечений и хобби были образованы существенно более малочисленные закрытые группы внутри сообщества курсантов. На рисунке 2 показано распределение курсантов по группам.

■ Спортсмены. Рукопашный бой 48%

■ Спортсмены. Гиревой спорт

■ Спортсмены. Футбол

■ Музыканты

■ Реконструкторы - ролевики

■ Джигитовка

■ Дроны (моделирование беспилотников)

■ Игровые сообщества

■ Нет определенных интересов, не относятся к определенному сообществу

Рис. 2. Результаты анкетирования курсантов

На основе проведенного анализа можно сделать выводы о том, что малая группа курсантов является закрытой малой группой, которая обладает сложной структурой. Внутри группы курсантов есть более малочисленные объединения на основе интересов, они образуют неформальную структуру со своими лидерами, которые выбираются на основе тех качеств, которые важны именно в данной малой группе. Это говорит об относительной закрытости группы курсантов и необходимости формулирования дополнительных понятий, которые конкретизируют исследуемое проблемное поле.

Проведенное социометрическое исследование и анкетирование позволило сделать вывод о том, что в коллективе курсантов военного университета, который является по своей сути закрытой малой группой в силу особенностей образования (строгий формальный отбор, регламентация поступления), образуются закрытые малые группы на основе интересов. Кроме того, было выявлено, что формальный лидер, назначенный преподавательским составом, не совпадает с неформальными лидерами, которые курсантами выбраны самостоятельно (ориентируясь на личные симпатии).

Литература

1.

2.

3.

Бергсон А. Два источника морали и религии. -М.: Канон, 1994. - 382 с Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 208 с.

Ефимичук И.В. Собственность как социальная система. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2004. - С. 66.

4. Капцов А.В. Структура взаимодействий в малой группе // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2017. - № 1. - С. 147-156.

5. Логвинов И.Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2014. - № 97 (03). - С. 1-15.

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006. - 873 с.

7. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. - М.: Инфра-М, 2001. - С. 66.

8. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. - М.: Феникс, 1992. - С. 218.

9. Советский Энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Сов. энцик., 1989. -1632 с.

10. Социальная структура и социальные процессы: слов.-справ. / под ред. Г.В. Осипова. - М.: Наука, 1990. - 208 с.

DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR ASSESSING THE SOCIOMETRIC STATUS OF A SMALL GROUP PARTICIPANT: USING THE EXAMPLE OF CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Dyachenko A.N.

Zabaikalsky State University

The article is devoted to the characteristics of intra-group relations among military university cadets and a description of their socio-metric status. A conclusion is drawn about the relationship between

the formal and informal structures of closed groups of cadets, and a description of the distinctive features of the sociometric status of cadets of a military educational institution is given. The result of the analysis of the sociometric study led to the conclusion that within the group of military university cadets, which by its nature is a closed small group, there are other, smaller, closed groups formed on the basis of similar interests and types of leisure activities. It was also concluded that the status of a formal leader, who is appointed by the teaching staff, does not coincide with the status of an informal leader: there are several informal leaders in a group of cadets, and each «interest group» has its own leader.

Keywords: closed small group, cadets, sociometric status, intra-group relations, hierarchy.

References

1. Bergson A. Two sources of morality and religion. - M.: Kanon, 1994. - 382 p.

2. Dontsov A.I. Psychology of the collective. - M.: Moscow State University Publishing House, 1984. - 208 p.

3. Efimichuk I.V. Property as a social system. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod University Publishing House, 2004. - P. 66.

4. Kaptsov A.V. The structure of interactions in a small group // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. - 2017. - No. 1. -P. 147-156.

5. Logvinov I.N. Main trends in the study of the phenomenon of leadership in modern domestic psychology // Polythematic network electronic journal of the Kuban State Agrarian University. -2014. - No. 97 (03). - P. 1-15.

6. Merton R. Social theory and social structure. - M.: ACT: ACT Moscow: Khranitel, 2006. - 873 p.

7. Oleynik A.N. Prison subculture in Russia: from everyday life to state power. - M.: Infra-M, 2001. - P. 66.

8. Popper K. Open Society and Its Enemies. T 1-2. - M.: Phoenix, 1992. - P. 218.

9. Soviet Encyclopedic Dictionary / edited by A.M. Prokhorova. -M.: Sov. entsik., 1989. - 1632 p.

10. Social structure and social processes: words and references. / ed. G.V. Osipova. - M.: Nauka, 1990. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.