Научная статья на тему 'Изучение социометрического статуса курсантов с высоким и низким уровнями завистливости'

Изучение социометрического статуса курсантов с высоким и низким уровнями завистливости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
675
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / КУРСАНТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЯ / УЧЕБНАЯ ГРУППА / ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ENVY / SOCIOMETRIC STATUS / CADET TEAMS / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / SOCIOMETRY / TRAINING TEAM / INTERPERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилишина Анастасия Владимировна

В статье приводятся результаты исследования социометрического статуса внутри двух курсантских коллективов. Измеряются внутригрупповые отношения, а также отношения к курсантам с высоким и низким уровнями завистливости. Зависть рассматривается как фактор деструктивности межличностных отношений в рамках учреждения закрытого казарменного типа. Доказано, что завистливость может быть обусловлена ситуативными факторами, приводящими к дисгармонии интерперсонального взаимодействия, дистанцированию, уходу от социальных контактов, избеганию доверительного общения внутри учебной группы курсантов. Новизна исследования состоит в том, что автор подробно исследует особенности проявления завистливости личности на примере курсантов одного из военных вузов Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of sociometric status of students with high or low envy levels

The article presents the results of the study of sociometric status in two cadet teams. The inter-team relationships and attitudes to students with high and low levels of envy are measured. The envy is considered as a destructive factor of interpersonal relations in the context of closed institution of barrack type. It is proved that the envy can be determined by situational factors leading to disharmonic interpersonal relations and disassociation, avoidance of social contacts and confident communication within the student team. The scientific relevance of the study is determined by the fact that the author examines in detail the peculiarities of individual envy manifestations by case study of St. Petersburg military higher school students.

Текст научной работы на тему «Изучение социометрического статуса курсантов с высоким и низким уровнями завистливости»

УДК 316.6

Пилишина Анастасия Владимировна

аспирант кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета,

доцент кафедры общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД России

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА КУРСАНТОВ С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЯМИ ЗАВИСТЛИВОСТИ

Pilishina Anastasia Vladimirovna

PhD student, Social Psychology Department, Saint-Petersburg State University Assistant Professor, General and Applied Psychology Department, St. Petersburg Institute of the Russian Interior Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE STUDY OF SOCIOMETRIC STATUS OF STUDENTS WITH HIGH OR LOW ENVY LEVELS

Аннотация:

В статье приводятся результаты исследования социометрического статуса внутри двух курсантских коллективов. Измеряются внутригрупповые отношения, а также отношения к курсантам с высоким и низким уровнями завистливости. Зависть рассматривается как фактор деструктивности межличностных отношений в рамках учреждения закрытого казарменного типа. Доказано, что завистливость может быть обусловлена ситуативными факторами, приводящими к дисгармонии интерперсонального взаимодействия, дистанцированию, уходу от социальных контактов, избеганию доверительного общения внутри учебной группы курсантов. Новизна исследования состоит в том, что автор подробно исследует особенности проявления завистливости личности на примере курсантов одного из военных вузов Санкт-Петербурга.

Ключевые слова:

зависть, социометрический статус, курсантский коллектив, межличностные отношения, социометрия, учебная группа, интерперсональное взаимодействие.

Summary:

The article presents the results of the study of socio-metric status in two cadet teams. The inter-team relationships and attitudes to students with high and low levels of envy are measured. The envy is considered as a destructive factor of interpersonal relations in the context of closed institution of barrack type. It is proved that the envy can be determined by situational factors leading to disharmonic interpersonal relations and disassociation, avoidance of social contacts and confident communication within the student team. The scientific relevance of the study is determined by the fact that the author examines in detail the peculiarities of individual envy manifestations by case study of St. Petersburg military higher school students.

Keywords:

envy, sociometric status, cadet teams, interpersonal relationships, sociometry, training team, interpersonal interaction.

Проблема межличностных отношений достаточно подробно исследуется в отечественной социальной психологии, где основной акцент делается на межгрупповой уровень социального взаимодействия [1; 2]. Между тем, работ, посвященных изучению межличностных отношений в курсантских коллективах, достаточно мало [3]. И.В. Горбачева [4], А.С. Кочарян [5] отмечают, что сложность и неоднозначность социальных процессов, происходящих в курсантских коллективах, требуют глубокой социально-психологической оценки. Отметим, что курсантская группа представляет собой неоднородную структуру, в которой каждый член коллектива имеет свой социометрический статус, выступающий показателем социальных отношений в коллективе. Социометрическая техника, разработанная Я.Л. Морено [6], применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп [7]. В нашем исследовании мы делаем акцент на изучении социометрического статуса курсантов с высоким и низким уровнями завистливости.

В качестве методов диагностики межличностных и межгрупповых отношений в рамках учебной группы мы использовали социометрическую технику в двух вариантах:

1. Социометрическая техника № 1 для диагностики межличностных отношений.

2. Социометрическая техника № 2 (разработана автором) для диагностики зависти в межличностных отношениях.

Опираясь на классический вариант позитивных и негативных выборов Я.Л. Морено, мы разработали вопросы для социометрии. Вначале было разработано 10 пар вопросов, из которых эксперты отобрали пару вопросов, соответствующих заявленной теме, информативных, содержательных и в большей степени раскрывающих суть исследуемого явления. С целью подтверждения достоверности ответов исследование проводилось дважды: в начале и в конце учебного года.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Социометрия проводилась в одном из военных вузов Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие курсанты двух учебных групп (46 человек), обучающиеся на 3-м курсе, в возрасте от 18 до 26 лет. Каждый курсант получил социометрическую карточку, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Социометрическая карточка

Ф.И.О. Инструкция: ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы. Запишите в графе «выборы» пять фамилий членов вашего взвода с учетом отсутствующих

№ тип вопросы выборы

1 2 3 4 5

1 Диагностика межличностных отношений 1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы хотели учиться в новой группе? 2. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы не хотели учиться в новой группе?

2 Диагностика зависти в межличностных отношениях 1. Кого в вашей группе вы считаете наиболее завистливым? 2. Кого в вашей группе вы считаете наименее завистливым?

Обработка полученных данных осуществлялась табличным и индексологическим способами. С использованием программного пакета SPSS 20 проводился корреляционный анализ по Спирмену. По результатам обследования были рассчитаны индексы социометрического статуса -положительный и отрицательный для каждого взвода.

Индекс социометрического статуса i-го члена группы определяется по формуле:

количество полученных i-м членом выборов

Ci =.............................................................,

n - 1

где n - общее число лиц, проходящих социометрическое обследование.

Сравнительные результаты исследования по двум взводам представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 - Матрица корреляций индекса социометрического статуса по 1-му взводу (юноши в возрасте 18-26 лет, п = 23)_

индекс предпочтения группой индекс отвержения группой индекс завистливости индекс отсутствия завистливости

индекс предпочтения группой 1 -0,621** -0,515 0,608**

индекс отвержения группой -0,621** 1 0,655** -0,527**

индекс завистливости -0,515* 0,655** 1 -0,567**

индекс отсутствия завистливости 0,608** -0,527** -0,567** 1

Примечание:

* - Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.); ** - Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).

Таблица 3 - Матрица корреляций индекса социометрического статуса по 2-му взводу (юноши в возрасте 18-26 лет, п = 23)_

индекс предпочтения группой индекс отвержения группой индекс завистливости индекс отсутствия завистливости

индекс предпочтения группой 1 -0,531** -0,589 0,511**

индекс отвержения группой -0,529** 1 0,628** -0,647*

индекс завистливости -0,618* 0,569** 1 -0,523**

индекс отсутствия завистливости 0,514** -0,614** -0,675** 1

Примечание:

* - Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.); ** - Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).

В ходе корреляционного анализа Ч. Спирмена были получены следующие результаты: Во-первых, члены группы с высоким индексом принятия (по результатам ответов на вопрос «Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы хотели учиться в новой группе?») имеют значимую положительную корреляцию с индексом отсутствия завистливости (по результатам ответов на вопрос «Кого в вашей группе вы считаете наименее завистливым?») у юношей первого взвода (r = 608, р < 0,01), у юношей второго взвода (r = 511, р < 0,01). Испытуемые, занимающие высокий социальный статус по результатам диагностики, не склонны к зависти. Они

уверенно и комфортно чувствуют себя в группе, способны эффективно и продуктивно выполнять свою деятельность, имеют высокую оценку со стороны военно-преподавательского состава.

Во-вторых, члены группы с высоким индексом отвержения (по результатам ответа на вопрос «Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы не хотели учиться в новой группе?») имеют значимую положительную корреляцию с индексом завистливости (по результатам ответа на вопрос «Кого в вашей группе вы считаете наиболее завистливым?») у первого взвода (г = 655, р < 0,01), у второго взвода (г = 628, р < 0,01) и значимую отрицательную корреляцию с индексом отсутствия завистливости у первого взвода (г = -527, р < 0,01) у второго взвода (г = 647, р < 0,01). В ходе исследования было выявлено, что у завистливых субъектов выражена тенденция дистанцироваться от других людей. Это находит свое проявление в дисгармонии межличностных отношений и в переживании субъективного неблагополучия.

В-третьих, курсанты с высоким индексом завистливости имеют значимые отрицательные корреляции с индексом принятия у первого взвода (г = -515, р < 0,05), у второго взвода (г = -618, р < 0,05), положительные корреляции с индексом отвержения группой у первого взвода (г = 655, р < 0,01), у второго взвода (г = 628, р < 0,01) и значимые отрицательные с индексом отсутствия завистливости у первого взвода (г = -567, р < 0,01), у второго взвода (г = -523, р < 0,01). Отметим, что курсанты с высоким уровнем завистливости не обладают высокой вариативностью в стратегиях интерперсонального взаимодействия, избегают сотрудничества и предпочитают дистанцироваться от остальных членов группы. У субъекта зависти отмечаются дисгармонии в межличностных отношениях: отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей.

В-четвертых, члены группы с высоким индексом отсутствия завистливости имеют значимые положительные корреляции с индексом предпочтения группой у первого взвода (г = 608, р < 0,01), у второго взвода (г = 514, р < 0,01) и значимые отрицательные с индексами «отвержение группой» у первого взвода (г = -527, р < 0,01) у второго взвода (г = -647, р < 0,01) и индексом завистливости у первого взвода (г = -567, р < 0,01) у второго взвода (г = -523, р < 0,01). Курсанты, занимающие надежное положение в коллективе, реализовавшие себя в значимых отраслях социальной действительности, не склонны к переживанию зависти. У них отмечается гармония в межличностных отношениях, единство и согласие, наличие позитивных эмоциональных связей с другими членами коллектива.

По результатам исследования можно сделать выводы, что завистливость может быть обусловлена ситуативными факторами и возникать в период активного усвоения социального опыта и новых социальных ролей. Завистливость может вызывать целый комплекс негативных последствий. Во-первых, приводить к социальной изоляции, в результате которой индивид испытывает эмоциональное напряжение из-за вынужденного длительного пребывания в условиях ограниченного социально-коммуникативного пространства. Социометрический статус члена группы может меняться в зависимости от уровня завистливости, положительного или отрицательного эмоционального фона в коллективе и быть соответственно низким или высоким. Во-вторых, индивид с высоким уровнем завистливости оказывается уязвим в стрессовых напряженных условиях из-за неразвитых навыков социального взаимодействия. У завистливых субъектов отмечается дисгармония интерперсонального взаимодействия, выражена тенденция дистанцироваться и избегать доверительного общения с другими членами группы.

Ссылки:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001. 544 с.

2. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. СПб., 1996. 422 с.

3. Капустин И.В. Первичный коллектив курсантов как средство социального воспитания : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2003. 175 с.

4. Горбачева И.В. Педагогико-психологическое сопровождение в войсках как один из факторов формирования их высокого морально-психологического состояния : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.

5. Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1986.

6. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.

7. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб., 2006. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.