УДК 316.6:159.923:179.8
https://doi.org/10.24158/spp.2018.4.12
Усова Наталия Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры технологического образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
СООТНОШЕНИЕ СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ И УРОВНЯ ЕГО ЗАВИСТИ [1]
Usova Natalia Vladimirovna
PhD in Psychology, Associate Professor, Technological Education Department, Saratov State University
THE RELATION BETWEEN HUMAN STATUS IN A GROUP AND THE LEVEL OF HIS ENVY [1]
Аннотация:
В статье рассматриваются результаты исследования взаимосвязи социометрического статуса личности в группе, групповых социометрических индексов и тенденций поведения личности в группе с уровнем завистливости личности. Пока-зано, что завистливость как устойчивая черта личности не взаимосвязана с местом субъекта в системе межличностных отношений в группе и не может определять ее социометрический статус, а также выражать степень привлекательности/непривлекательности его личности для других членов группы. Доказано, что чувство зависти и групповая сплоченность могут обусловливать друг друга и, как вариант, детерминировать развитие профессиональных достижений, интеллекта и межличностное общение с противоположным полом. Сделан вывод о том, что зависть личности, которой внутренне присущи независимость и принятие борьбы, оказывает на нее мотивирующее и стимулирующее влияние, детерминируя ее дальнейшие развитие и достижение более высоких результатов. Внешне присущие личности характеристики независимости и принятия борьбы позволяют ей компенсировать негативное эмоциональное состояние, связанное с завистью.
Ключевые слова:
зависть, предметное поле зависти, социометрический индекс, зависимость, общительность, принятие борьбы, личность, статус, группа.
Summary:
The paper examines the research findings relating to the relationship of the sociometric status of the personality in a group, group sociometric indices, and trends in the behavior of a person in a group with a level of personal jealousy. The research shows that envy as a stable personality trait is not correlated with the actor's place in the system of interpersonal relations in a group, cannot define its sociometric status and express attractiveness/unattractiveness of the actor's personality to other members of a group. The study proves that envy and group cohesion can lead to each other or alternatively determine the development of professional achievements, intelligence, and interpersonal communication with the opposite sex. The author concludes that the envy of the personality, which inherently shares independence and accepts the struggle, has a motivating and stimulating effect on it determining its further development and the achievement of better results. The external characteristics of independence and acceptance of struggle allow the personality to offset the negative emotional state associated with envy.
Keywords:
envy, subject field of envy, sociometric index, dependence, sociability, accept the struggle, personality, status, group.
Одной из задач практической психологии является познание сущности субъекта, осознание природы его чувств и страстей. В современном динамическом обществе, в котором происходят постоянные социальные, экономические, политические, нравственные и другие изменения, возникает большой диапазон чувств, ведущую позицию в которых по праву занимает зависть. В последние десятилетия именно зависть активизирует и занимает умы социальных психологов. Социально-психологическая ситуация развития общества и формирования личности в нем не только усиливает проявление данного чувства, но и оказывает трансформационное воздействие, меняя его природу, сущность и особенности проявления, что, в свою очередь, мешает ученым провести всесторонний анализ и глубокое осмысление данного феномена. Вышесказанное обусловливает увеличение количества работ, посвященных анализу зависти, и подчеркивает актуальность данного исследования.
Значимой потребностью, о реализации которой мечтает большинство молодых людей, является принадлежность индивида к такой группе, которая не только будет внешне принимать его, но и в которой он будет уважаем и значим, а также в которой можно разделить общие интересы и наметить достижение совместных целей. При этом известно, что именно в группе происходит сравнение своих успехов с успехами других членов и, как следствие, возникновение чувства зависти. Несмотря на то что студенческая группа возникает благодаря внешним факторам, она достаточно быстро обретает свою социальную структуру, и каждый ее член занимает определенное место. Как показано в исследовании А.В. Пилишиной, зависть довольно часто ассоциируется
именно со статусом личности в группе (например, «бедность», «аутсайдер», «иждивенчество», «маленький человек» [2]). Соответственно, возникает вопрос: каким образом соотносится уровень завистливости человека с его статусом в малой группе?
Итак, целью исследования является изучение соотношения статуса человека в группе и уровня его зависти.
В качестве методического инструментария нами использовались следующие методики:
- методика исследования завистливости личности Т.В. Бесковой [3];
- один из блоков опросника Т.В. Бесковой «Проявления зависти и ее самооценка», диагностирующий зависть к различным предметным сферам [4];
- социометрия Дж. Морено [5, с. 48-53];
- методика Q-сортировки В. Стефансона [6, с. 243-248].
В исследовании приняли участие 4 студенческие группы Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, общее количество которых составило 45 человек.
Рассмотрим результаты исследования взаимосвязи социометрического статуса личности в группе, групповых социометрических индексов и тенденций поведения личности в группе с уровнем завистливости личности (табл. 1).
Таблица 1 - Взаимосвязь индивидуальных/групповых социометрических индексов и тенденций поведения с завистливостью личности_
Показатели Зависть-неприязнь Зависть-уныние Зависть
Социометрия Дж. Морено
Число положительных выборов 0,04 0,07 0,06
Число отрицательных выборов 0,18 0,22 0,22
Число положительных и отрицательных выборов 0,21 0,29 0,28
Общий статус -0,06 -0,13 -0,10
Сплоченность группы -0,37 * -0,49 ** -0,47 **
Взаимные выборы 0,08 0,18 0,15
Коэффициент удовлетворенности -0,04 0,03 -0,01
Положительный статус -0,24 -0,27 -0,28
Отрицательный статус -0,06 0,01 -0,02
Методика «Q-сортировка» В. Стефансона
Зависимость 0,01 0,07 0,05
Независимость 0,06 0,05 0,06
Общительность -0,07 0,17 0,06
Необщительность 0,10 -0,03 0,03
Принятие борьбы 0,11 0,03 0,07
Избегание борьбы -0,11 -0,07 -0,10
* P < 0,05.
** P < 0,01.
Как видно из таблицы 1, индивидуальные социометрические индексы (положительные и отрицательные) не взаимосвязаны с завистливостью личности, тогда как групповой социометрический индекс (групповая сплоченность) имеет отрицательную взаимосвязь как с обеими разновидностями зависти (завистью-неприязнью и завистью-унынием), так и с интегральным показателем зависти.
Отсутствие корреляционных взаимосвязей зависти с персональным социометрическим индексом свидетельствует о том, что чувство досады, вызванное успехом или благополучием кого-то из группы, не взаимосвязано с индивидуальными социально-психологическими свойствами личности в роли члена данной группы. Скорее всего, данный результат можно объяснить тем, что проявляющий чувство зависти человек может сталкиваться с совершенно разными реакциями окружающих. Если один человек может дистанцироваться от субъекта зависти, опасаясь для себя негативных последствий, примерами которых насыщена повседневная жизнь людей, то другой, напротив, может получать определенный заряд энергии от завистника. Возможность второго вида поведения объекта зависти находит свое подтверждение в выводах, сформулированных В.А. Лабун-ской: «Современный человек стремится к созданию "круга" завидующих ему людей. Без такого отношения оценивания со стороны других субъекту трудно прослыть успешным» [7] и Т.В. Бесковой: «Основная причина того, что человек испытывает некое удовольствие от зависти других, - повышение его самооценки» [8]. Предвидеть реакцию каждого конкретного члена группы на субъекта зависти не представляется возможным. Очевидно, на это влияет огромный спектр всевозможных факторов, начиная от индивидуально-психологических свойств индивидов, заканчивая ситуационными моментами, связанными с их самочувствием и настроением. Кроме того, существуют определенные сложности в процессе наблюдения за внешними проявлениями зависти. Так, Р.М. Ша-мионов утверждает, что, «формируясь в процессе социализации, зависть подвергается жесткому
социальному контролю со стороны общества, что приводит к ее сокрытию и маскировке» [9]. Т. е. на уровне группового взаимодействия зависть может не проявляться или же маскироваться под другими индивидуально-психологическими особенностями и чувствами. Завистливый субъект может восприниматься группой как человек безнадежно отчаявшийся, рассчитывающий на больший успех, с заниженной/завышенной самооценкой, переживающий состояние гнева или чувство сильного смущения. Таким образом, отсутствие взаимосвязей завистливости личности с ее социометрическим статусом может быть связано как с разноплановостью реакций на субъекта зависти (от страха негативных последствий до повышения самооценки), так и с сокрытием зависти на внут-ригрупповом уровне и ее маскировкой под более одобряемые черты.
В рамках нашей работы интересно обратиться к исследованиям А. Адлера [10]. Зависть, по его мнению, является одной из базовых установок, свойственных приятельским отношениям. Помимо этого, он акцентирует особое внимание на том, что «там, где есть стремление к власти и превосходству, всегда найдется место и зависти», тем самым доказывая, что ответственность за зависть возлагается не только на самого завистника, но и на тех, кто ее провоцирует. Данные утверждения подтверждаются и результатами настоящего исследования, свидетельствующими о том, что в сплоченном коллективе уровень проявления зависти по отношению к успехам друг друга значительно ниже. Сплоченный коллектив и субъекты, входящие в него, приближаются к такой степени психологической зрелости, на которой чувство зависти значительно снижается. Вероятно, данный результат можно объяснить тем, что в сплоченном коллективе присутствует большая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, идеям, событиям, наиболее значимым для группы, а также высокий уровень мотивации в достижении общих целей, что в совокупности позволяет нам говорить о равном социальном статусе индивидов в группе и схожем уровне индивидуальных достижений. Следует помнить и о положительном воздействии сплоченной группы на достижения каждого индивида: чем выше уровень развития группы, тем больше его положительное влияние на человека [11]. Следовательно, с каждым днем пребывания в данной группе личность приближается к идеальному «я», а ощущение собственного роста переводит фокус внимания с чужих успехов на свои собственные.
В ходе исследования взаимосвязей между завистливостью и тенденциями поведения личности в реальной группе нами не было обнаружено.
Далее нами был произведен анализ взаимосвязей индивидуальных/групповых социометрических индексов и тенденций поведения с завистью к различным предметным сферам. Статистически значимые взаимосвязи выявлены между:
1) сплоченностью группы и завистью к учебным успехам (г = -0,35 при р < 0,05), интеллекту (г = -0,33 при р < 0,05), успеху у противоположного пола (г = -0,33 при р < 0,05);
2) независимостью и завистью к похвале (г = 0,36 при р < 0,05), материальному достатку (г = 0,39 при р < 0,01), наличию детей (г = 0,33 при р < 0,05);
3) принятием борьбы и завистью к внешней привлекательности (г = 0,42 при р < 0,05), материальному достатку (г = 0,38 при р < 0,05), интеллекту (г = 0,41 при р < 0,01), наличию преданных друзей (г = 0,35 при р < 0,05), наличию детей (г = 0,32 при р < 0,05).
Таким образом, и в случае анализа зависти к различным предметным сферам также были обнаружены взаимосвязи со сплоченностью группы (отрицательные взаимосвязи с завистью к интеллекту, учебным успехам и успехам у противоположного пола). Полагаем, что сплоченный коллектив в решении проблем, стоящих перед ним, активизирует совместные усилия людей с разными знаниями, навыками, опытом [12]. При таком подходе каждый участник группы может найти себя и ощутить свою ценность, что снижает негативное восприятие более высокого интеллекта других и активизирует внутреннюю мотивацию к собственному росту. Групповая сплоченность оказывает влияние не только на результаты деятельности группы в целом, но и на учебные успехи каждого ее участника. В ситуации, когда цели студенческой группы согласуются с учебными целями конкретных индивидов, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение значительных образовательных результатов и успехов, обеспечивается эффективность каждого субъекта и группы в целом, что также позволяет не испытывать досады в связи с учебными успехами других, а даже напротив - испытывать гордость за себя и за группу. Таким образом, в сплоченном коллективе мы сталкиваемся с разными, но одинаково ценными субъектами, объединенными общими планами, идеями, ценностями и нравственными убеждениями, что также позволяет нам предположить их равный успех в общении с противоположным полом. Кроме того, в сплоченном коллективе в ходе общения формируются симпатии, на основе которых осуществляется интеграция неофициальных микрогрупп, в которых могут создаваться пары.
Интересными и на первый взгляд противоречивыми являются данные, свидетельствующие о том, что независимость находится в положительной корреляционной взаимосвязи с завистью к некоторым предметным полям. Под независимостью мы понимаем стремление «поступать и
вести себя, сообразуясь в большей степени с собственными потребностями, восприятием или оценками, нежели с требованиями окружения или мнениями других людей» [13]. Полученный результат свидетельствует в пользу того, что личность, проявляющая лидерские качества, такие как самостоятельность, решительность, упорство, склонна проявлять чувство зависти по отношению к внешней похвале, материальному достатку и наличию детей. С одной стороны, данный результат может быть обусловлен тем, что зависть к перечисленным предметам обусловливает внутреннее и внешнее стремление личности не принимать групповые стандарты, как социальные, так и морально-этические, в силу чего человек проявляет бойцовские качества, независимость в своих поступках и уверенность в том, что, отстаивая свои взгляды, он ведет себя верно. Речь здесь идет об особенностях моральной регуляции субъекта. С другой стороны, чувство зависти может детерминировать потребность и мотивацию человека к достижению новых вершин и благ, что позволяет нам говорить о «белой» зависти и определении ее стимулирующего воздействия на развитие личности. Согласно принципам индивидуальной психологии А. Адлера, «осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности формируют комплекс неполноценности», который, в свою очередь, является причиной «всех улучшений в положении человечества» [14]. Аналогичная идея прослеживается и в работах П. Куттера, в которых говорится, что зависть является следствием чувства неполноценности, первично возникающей между родителями и детьми, братьями и сестрами, мужчинами и женщинами [15]. Иными словами, несостоятельность в материальной сфере, сфере родительства и недостаток признания (похвалы) детерминируют проявление качеств, свойственных независимой личности.
В прямой корреляционной зависимости с принятием борьбы находится зависть к интеллекту, наличию детей и преданных друзей, материальному достатку и внешней привлекательности. Взаимосвязь принятия борьбы с данными предметами зависти свидетельствует о том, что завистливый человек активно стремится участвовать в групповой жизни и достичь более высокого статуса в социальной группе. Все это подтверждает наше предположение о стимулирующей роли зависти в целеустремленности и работоспособности личности и косвенно идею о том, что зависть ассоциируется с социальным статусом личности. Анализируя результаты и учитывая возможность того, что и независимость, и борьба могут быть как истинными (внутренне присущими личности), так и внешними (своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека), мы наталкиваемся на идею компенсаторного механизма зависти [16]. Так, например, желание активно трудиться можно рассматривать как способ ухода от переживаний о своем эмоциональном состоянии (зависть к привлекательной внешности) и по поводу проблем в личной жизни (зависть к преданным друзьям) [17].
Таким образом, обнаруженные взаимосвязи позволяют говорить о том, что отношение к чему-либо, вызванное осознанием труднодоступности иметь то же, что есть у другого человека, сопровождаемое разочарованием в своих достижениях, взаимосвязано со стремлением поступать и вести себя исходя из собственного восприятия, оценок и потребностей, нежели ориентироваться на требования и нормы группы.
Человек, завидующий материальному положению, похвале и возможности иметь детей, склонен притворяться более независимым, инициативным и трудоспособным, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех помогает ему компенсировать ставшее невыносимым чувство зависти.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Завистливость как устойчивая черта личности не взаимосвязана с местом субъекта в системе межличностных отношений в группе и не может обусловливать ее социометрический статус, а также выражать степень привлекательности/непривлекательности его личности для других членов группы.
2. Особые связи внутри группы, позволяющие превратить формальную структуру, задаваемую извне, в психологическую общность субъектов, объединенных общими целями, ценностями и нравственными ориентирами, обеспечивающими ее сплоченность, стимулируют личность к собственному развитию и осознанию себя как ценности, смещая фокус с зависти по отношению к другим на собственные достижения и планирование дальнейшего роста.
3. Чувство зависти и групповая сплоченность могут обусловливать друг друга и, как вариант, детерминировать развитие профессиональных достижений, интеллекта и межличностное общение с противоположным полом. Проведенное нами исследование позволяет говорить о значимости формирования социально-психологической сплоченности в контактных социальных группах.
4. Модель поведения личности в реальной социальной группе не имеет взаимосвязи с интенсивностью и устойчивостью негативного переживания, связанного с успехом другого, но, тем не менее, коррелирует с завистью к отдельным сферам жизнедеятельности.
5. Зависть личности, которой внутренне присущи независимость и принятие борьбы, оказывает на нее мотивирующее и стимулирующее влияние, детерминируя ее дальнейшие развитие и достижение более высоких результатов. Внешне присущие личности характеристики независимости и принятия борьбы позволяют ей компенсировать негативное эмоциональное состояние, связанное с завистью.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Социально-психологическая структура, детерминанты и механизмы регуляции зависти», проект № 18-013-00134 А.
2. Пилишина А.В. Представления о зависти в контексте межличностных отношений (на примере курсантских коллективов) [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18975 (дата обращения: 23.04.2018).
3. Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 127-141.
4. Бескова Т.В. Зависть: психологическая картина и методы диагностики : учеб. пособие. Саратов, 2011. 76 с.
5. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2006. 448 с.
6. Там же. С. 243-248.
7. Лабунская В.А. О соотношении зависти, безнадежности и надежды как способа преобразования пространства общения субъекта // Психология общения - 2006: на пути к энциклопедическому знанию : сб. материалов междунар. конф. / отв. ред. А.А. Бодалев. М., 2006. С. 97-111.
8. Бескова Т. В. Отношение человека к предполагаемой зависти других // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики : сб. докладов междунар. науч. заочной конф. (Липецк, 20 марта 2010 г.). Т. II. Психологические науки / отв. ред. А.В. Горбенко. Липецк, 2010. С. 74-78.
9. Шамионов P.M. Зависть в системе социально-экономических установок и активность личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 4. С. 46-52.
10. Адлер А. Понять природу человека / пер. Е.А. Цыпина. СПб., 1997. 256 с.
11. Мантула Л.В., Антошкина Е.А., Старкова Е.И. Роль групповой сплоченности в деятельности и обучении // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 8. С. 23-25.
12. Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд). М., 2013.
13. Омельченко Е.А. Автономность, независимость, самореализация педагога в процессе самовыражения // Современные научные исследования: методология, теория, практика : сб. материалов IX междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 122-137.
14. Адлер А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства [Электронный ресурс] // Адлер А. Наука жить. Гл. 3. URL: http://litresp.rU/chitat/ru/%D0%90/adler-aljfred/nauka-zhitj/3 (дата обращения 13.03.2018)
15. Kutter P. Liebe, Haß, Neid, Eifersucht : eine Psychoanalyse der Leidenschaften. 2. Aufl. Göttigen, 1994.109 S.
16. Бескова Т.В. Социально-психологическая структура и детерминанты зависти. Саратов, 2013. 324 с.
17. Ловаков А.В. Трудоголизм: понятие, методики измерения, предикторы и последствия [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2012. Т. 2, № 4. С. 28-42. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2013/02/18/1306932228/Or-gPsy_2012-4_Lovakov_28-42.pdf(дата обращения: 13.03.2018).
References:
Adler, A 2018, 'Inferiority complex and superiority complex', Nauka zhit', Ch. 3, viewed 13 March 2018, <http://litresp.ru/chi-tat/ru/%D0%90/adler-aljfred/nauka-zhitj/3>, (in Russian).
Adler, A & Tsypin, EA (transl.) 1997, Understanding human nature, St. Petersburg, 256 p., (in Russian). Beskova, TV 2011, Envy: the psychological view and research methods, manual, Saratov, 76 p., (in Russian). Beskova, TV 2012, 'Personality envy research methods', Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 127-141, (in Russian). Beskova, TV 2013, Social and psychological structure and determinants of envy, Saratov, 324 p., (in Russian). Beskova, TV & Gorbenko, AV (ed.) 2010, 'The attitude of a man to the supposed envy of others', Aktual'nyye voprosy sov-remennoy psikhologii i pedagogiki: sb. dokladov mezhdunar. nauch. zaochnoy konf. (Lipetsk, 20 marta 2010 g.), vol. 2, Lipetsk, pp. 74-78, (in Russian).
Klimov, EA 2013, Ways to professionalism (psychological view), Moscow, (in Russian).
Kutter, P 1994, Liebe, Haß, Neid, Eifersucht: eine Psychoanalyse der Leidenschaften, 2. Aufl., Göttigen, 109 S., (in German). Labunskaya, VA & Bodalev, AA (ed.) 2006, 'The relationship between envy, hopelessness and hope as a way of transforming the actor's communication space', Psikhologiya obshcheniya - 2006: na puti k entsiklopedicheskomu znaniyu: sb. materialov mezhdunar. konf., Moscow, pp. 97-111, (in Russian).
Lovakov, AV 2012, 'Workaholism: definition, measures, predictors and consequences', Organizatsionnaya psikhologiya, vol. 2, no. 4, pp. 28-42, viewed 13 March 2018, <https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2013/02/18/1306932228/0rgPsy_2012-4_Lova-kov_28-42.pdf>, (in Russian).
Mantula, LV, Antoshkina, EA & Starkova, EI 2016, 'The role of group cohesion in activity and training', Vestnik obra-zovatel'nogo konsortsiuma "Srednerusskiy universitet". Seriya: Gumanitarnyye nauki, no. 8, pp. 23-25, (in Russian).
Omelchenko, EA 2015, 'Autonomy, independence, self-realization of the teacher during his self-expression', Sovremennyye nauchnyye issledovaniya: metodologiya, teoriya, praktika: sb. materialov IX mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moscow, pp. 122137, (in Russian).
Pilishina, AV 2015, 'Representations of envy in the context of interpersonal relations (by a case study of military student groups)', Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, No. 1-1, viewed 23 April 2018, <https://www.science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=18975>, (in Russian).
Shamionov, RM 2011, 'Envy in the system of social and economic attitudes and personality activity', Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya, vol. 4, no. 4, pp. 46-52, (in Russian).
Shapar, VB 2006, Practical psychology. Psychodiagnostics of groups and teams, manual, Rostov-on-Don, 448 p., (in Russian).