Научная статья на тему 'Особенности дисгармонии межличностных отношений старшеклассников'

Особенности дисгармонии межличностных отношений старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2004
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / ЭКСПАНСИВНОСТЬ / INTERPERSONAL RELATIONS / HARMONY AND DISHARMONY OF INTERPERSONAL RELATIONS / SOCIOMETRIC STATUS / EXPANSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Екатерина Владимировна

В статье рассмотрены особенности дисгармонии в межличностных отношениях старшеклассников. Приведены результаты исследования влияния дисгармонии в межличностных отношениях на социометрический статус и экспансивность личности старшеклассника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The particularities of disharmony of senior school students’ interpersonal relations

The article deals with particularities of disharmony of senior school students’ interpersonal relations. The results of the research of influence of disharmony of interpersonal relations on sociometric status and expansiveness of senior school student’s personality are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности дисгармонии межличностных отношений старшеклассников»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 2 (6)

ОСОБЕННОСТИ ДИСГАРМОНИИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© Е. В. Некрасова

Некрасова

Екатерина Владимировна

аспирант кафедры обшей и социальной психологии Самарская

гуманитарная академия Ekaterina0782@rambler.ru

В статье рассмотрены особенности листармонии в межличностных отношениях старшеклассников. При-велены результаты исслелования влияния листармонии в межличностных отношениях на социометрический статус и экспансивность личности старшеклассника.

Ключевые слова: межличностные отношения, гармония и дисгармония межличностных отношений, социометрический статус, экспансивность.

Не секрет, что в юношеском и подростковом возрасте на первом месте стоят межличностные отношения со сверстниками [7]. Эта тема быша изучена и исследована многими отечественными и зарубежными учеными, такими как Г. С. Абрамова, Н. А. Амрекулов, А А Бодалев, Я Л. Коломинский, Л. Д. Столяренко, Е И Рогов, Н. Н. Обозов, Дж. Морено и др.

Самое известное определение отношений личности принадлежит видному отечественному психологу В. Н. Мясищеву: «Отношения — это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношения человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира» [14, с. 206].

Согласно психологическому словарю, межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей [7].

В отношениях личности выделяют «интеракционные (диспозициональ-ные) чувства», регулирующие межличностные отношения, которые делятся на две группы [4]:

• сближающие чувства — единство (общность) с человеком (людьми), дружелюбие, добросердечие, уверенность в собственной правоте, собственная достаточная значимость, гордость (за себя), признательность (какому-либо человеку или людям), уважение (к какому-либо человеку или людям), любовь;

• удаляющие чувства — одиночество, отвращение (или неприязнь), злоба, злость, вина (или раскаяние), зависть, стыд (или смущение), обида, признание (какому-либо человеку или людям), ненависть (по отношению к человеку).

Гармония «возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Несоразмерно сближающие чувства — заостренные, нарушают гармонию» [4, с. 17].

Гармония — это оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром [10].

Психологическаягармония — это комплексная характеристика человека, проявляющаяся и в его личности (т. е. в мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах и способностях, и в поведении [11].

Понятие «гармония» часто используется при оценке развития личности, при оценке жизни личности и при оценке отношений [6].

Частными проявлениями гармоничной жизни человека являются следующие характеристики:

• преимущественно положительный и спокойный эмоциональный тон жизни;

• в целом позитивная Я-концепция, достаточно высокое самопринятие, достаточно высокая уверенность в себе (но не очень высокая!);

• оптимально организуемый процесс жизнедеятельности (преобладание внутреннего локуса контроля над внешним, достаточная осознанность, гибкость и широта жизненных ориентаций; осуществление любой деятельности преимущественно на своем ведущем психическом языке, но с привлечением по мере необходимости и средств других психических языков);

• умеренность страстей и противоречивых желаний, выражающаяся народной формулой «лучшее — враг хорошего», оптимальная сбалансированность положительных и отрицательных базовых стремлений, характерологических и общекультурных тенденций личности; высокий уровень выраженности общекультурных ценностей и навыков и низкий — акуль-турных, противоположных тенденций;

• оптимальный процесс и уровень самореализации — гармоничное сочетание числа успехов и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения;

• удовлетворенность процессом и результатами своей жизни в целом;

• конструктивные, позитивные отношения с большинством людей;

• открытость, готовность откликнуться и помочь, участвовать в общем деле, ориентация на сотрудничество и диалог;

• планетарное мышление, преобладание общечеловеческих ценностей над национальными, государственными и другими корпоративными ценностями [13].

Таким образом, гармоничные отношения — стабильные, предполагающие длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у обоих партнеров [4].

Противоположными гармоничным отношениям можно назвать дисгармоничные отношения. По мнению С. В. Духновского, дисгармония межличностных отношений определяется как несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-нибудь.

Дисгармония предполагает отсутствие единства и нарушение соотношений между его частями. Полагаем, что дисгармония межличностных отношений преимущественно связана с бытием личности в социальном пространстве. Однако переживание дисгармонии включает в себя все сферы человеческого бытия; это субъективное чувство неблагополучия в основных жизненных сферах. Дисгармония выступает как предконфликтная ситуация межличностных отношений.

Дисгармония межличностных отношений представляет собой:

• ослабление взаимосвязи между субъектами отношений, отсутствие единства, согласия между ними;

• ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами;

• дисбаланс (нарушение равновесия) между познавательным (когнитивным), эмоциональным и поведенческим компонентами отношений;

• гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз».

Индикаторами дисгармоничных отношений С. В. Духновский выделил такие характеристики отношений, как напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность.

Цель эмпирического исследования — выявить особенности дисгармонии межличностных отношений старшеклассников.

Объектисследования — дисгармония межличностных отношений старшеклассников.

Предмет исследования — особенности дисгармонии межличностных отношений старшеклассников.

Гипотеза исследования — наличие дисгармонии в межличностных отношениях взаимосвязано с положением личности учащегося в группе (социометрическим статусом) и с экспансивностью (потребностью в общении).

Методика исследования

Исследование проводилось среди учащихся средней школы г.о. Тольятти Самарской области. Испытуемые: женская выборка — 8 класс (п=21), 9 класс (п = 34); мужская выборка — 8 класс (п = 25), 9 класс (п = 20).

Для диагностики субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений использовалась методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского (СОМО).

Высокие значения (от 8-10 стенов) по каждой шкале методики свидетельствуют о наличии дисгармонии в межличностных отношениях. Средние значения (от 4 до 7 стенов) — отношения достаточно гармоничные. Низкие значения (от 1 до 3 стенов) свидетельствуют о том, что человек не замечает трудностей в отношениях, что также говорит о дисгармонии в отношениях [4].

В исследовании использовалась непараметрическая процедура методики — социометрия Дж. Морено. То есть испытуемым предлагалось выбрать учеников своего класса, исходя из 2-х критериев: «выберите того, с кем хотелось бы вместе выполнять учебное задание и с кем не хотелось бы выполнять учебное задание; выберите того, кого бы вы пригласили на свой день рождения и кого бы не пригласили». Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другому человеку в группе будет равно (N-1), где N — число членов группы. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить индекс эмоциональной (психологической) экспансивности — степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними [11].

По каждому критерию определяли показатели отрицательной и положительной экспансивности, что позволило проследить взаимосвязь дисгармонии в межличностных отношениях с потребностью индивида в общении; и показатели положительного и отрицательного статуса в группе, т.е. количество выборов, которые получили испытуемые, чтобы определить взаимосвязь с дисгармонией в межличностных отношениях и положением индивида в группе сверстников.

Для обработки полученных результатов применялась частная корреляция с использованием пакета StatSoft STATISTICA 6.0.

Результаты и их обсуждение

Определим наличие взаимосвязей показателей дисгармонии межличностных отношений с социометрическим статусом и экспансивностью старшеклассников (таблица 1).

Таблица 1

Коэффициенты корреляции индивидуальных социометрических индексов женской выборки учащихся 8-х классов (n = 21)

Показатели СОМО Направленность на учебу Направленность на досуг

ПС ОС ПС ОС

Напряженность -0,75* 0,16 -0,32 -0,11

Отчужденность 0,05 -0,38 0,15 -0,61*

Конфликтность -0,48 -0,15 -0,30 -0,07

Агрессивность -0,54* 0,59* -0,13 0,63*

Итоговый балл дисгармонии 0,66* -0,26 0,19 -0,09

* p < 0,05

По критерию «направленность на учебу», согласно таблице 1, было выявлено следующее: чем напряженнее и агрессивнее испытуемый оценивает свои отношения в группе, тем меньше с ним хотят выполнять учебные задания. В подтверждение вышесказанного: чем выше уровень агрессивности в отношениях, тем больше с ним не хотят выполнять учебные задания.

Несмотря на это, чем больше восьмиклассницы оценивают свои отношения как дисгармоничные (сюда они, видимо, не включают такие показатели дисгармонии, как напряженность и агрессивность), тем больше их выбирают одноклассницы для выполнения учебного задания. В этом случае, возможно, срабатывает стереотип так называемого «ботаника».

По критерию «направленность на досуг» было выявлено следующее: чаще всего отвергают агрессивных детей и реже всего — изолированных учащихся.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивны, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников [1].

Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я. Л. Ко-ломинского [5], на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте — нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б. Н. Волкова [2], десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем — интеллектуальные достоинства. В исследовании А. Н. Лутошки-на дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т. д.) [9].

Согласно таблице 2, у юношей также дисгармония в межличностных отношениях старшеклассников взаимосвязана с социометрическим статусом, т. е. с его положением в группе.

Чем напряженнее отношения учащегося со сверстниками, т. е. он оказывает очень большое, неадекватное внимание этим отношениям, тем

Таблица 2

Коэффициенты корреляции индивидуальных социометрических индексов мужской выборки учащихся 8-х классов (п = 25)

Показатели СОМО Направленность на учебу Направленность на досуг

ПС ОС ПС ОС

Напряженность -0,32 0,47* -0,11 0,48*

Отчужденно сть -0,30 0,16 -0,21 0,37

Конфликтность -0,31 0,20 -0,23 0,27

Агрессивность -0,34 0,31 -0,05 0,38

Итоговый балл дисгармонии 0,40 -0,39 0,19 -0,48*

* р < 0,05

чаще сверстники его отвергают и в учебе, и в свободной досуговой деятельности. В то же время чем чаще испытуемый оценивает свои отношения как дисгармоничные, тем меньше его одноклассники отвергают. Т. е. когда одноклассник в отношениях напряженный, или отчужденный, или конфликтный, или агрессивный, его чаще всего отвергают и в учебе, и в досуговом общении; а если у него все эти показатели вместе, то его реже выбирают для внешкольного общения, игнорируют его.

Сравнивая результаты, полученные в мужской и женской выборках учащихся 8-х классов, можно сделать следующий вывод: девушки чаще всего в своих отношениях отвергают агрессивных одноклассниц, а юноши отвергают тех, кто в отношениях напряжен.

Таблица 3

Коэффициенты корреляции индивидуальных социометрических индексов женской выборки учащихся 9-х классов (п = 34)

Показатели СОМО Направленность на учебу Направленность на досуг

ПС ОС ПЭ ОЭ ПЭ ОЭ

Напряженность -0,26 0,00 -0,16 -0,46* -0,10 -0,08

Отчужденность 0,21 -0,22 0,26 -0,27 0,38* -0,42*

Конфликтность 0,19 -0,20 0,36 -0,43 0,12 -0,07

Агрессивность 0,03 0,41* -0,24 1,00* -0,39* 0,35

Итоговый балл дисгармонии -0,08 0,02 -0,24 0,00 0,00 -0,06

* р < 0,05

Согласно полученным результатам в таблице 3, дисгармония в межличностных отношениях больше взаимосвязана с экспансивностью (потребностью в общении), нежели с социометрическим статусом. Чаще всего девятиклассницы, как и восьмиклассницы, не хотят выполнять учебное задание с агрессивными сверстницами. Испытуемые, оценивающие свои отношения как агрессивные, больше всего делают отрицательных выборов по первому критерию и меньше всего положительных выборов по второму. То есть достаточно избирательны в общении, видимо, имея предыдущий неудачный опыт отвержения сверстниками [1].

Изолированные девушки или оценивающие себя как отчужденные делают больше положительных и меньше отрицательных выборов по второму критерию (общение в досуговой деятельности), что достаточно логично в их ситуации.

В результате своих исследований М. А. Чулкова выявила, что изолированные старшеклассники чаще всего встречаются в возрасте 15 лет, чем на этапе окончания школы (17 лет). Для них характерна неудовлетворенная потребность в принятии их сверстниками, недостаток доверительных отношений с окружающими людьми, при этом они реже осознают свое одиночество, чем их сверстники [16].

Таблица 4

Коэффициенты корреляции индивидуальных социометрических индексов мужской выборки учащихся 9-х классов (п = 20)

Показатели СОМО Направленность на учебу Направленность на досуг

ПЭ ОЭ ПЭ ОЭ

Напряженность -0,07 -0,06 -0,05 -0,08

Отчужденность -0,07 -0,19 0,14 -0,47

Конфликтность -0,27 0,28 -0,50* -0,07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агрессивность -0,14 0,12 -0,28 0,01

Итоговый балл дисгармонии 0,15 -0,04 0,21 0,23

* p < 0,05

Так же, как и в женской выборке, в мужской дисгармония в межличностных отношениях взаимосвязана с потребностью в общении (экспансивностью). Чем чаще учащиеся оценивают свои отношения как конфликтные, тем меньше их желание общаться со сверстниками.

Очевидно, что молодой человек, обладающий навыками уверенного поведения, быстрее ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях и правильно реагирует при задевающем и провоцирующем общении, умеет располагать к себе людей, способен оказывать другим поддержку и слаженно работать в команде. В противоположность этому конфликтный подросток испытывает большие трудности в общении [7].

Выводы

1. Наличие дисгармонии в межличностных отношениях взаимосвязано с положением личности учащегося в группе (социометрическим статусом) и с экспансивностью (потребностью в общении).

2. Дисгармония в межличностных отношениях, напряженность, отчужденность и агрессивность восьмиклассников взаимосвязаны с социометрическим статусом, т. е. с положением учащегося в группе сверстников.

3. Агрессивность, отчужденность и конфликтность в межличностных отношениях девятиклассников взаимосвязаны с их экспансивностью (потребностью в общении).

4. В женских выборках 8-х и 9-х классов имеется общая особенность: девушки не хотят выполнять учебные задания с агрессивными сверстницами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М., 2000.

2. Волков Б. С. Возрастная педагогика. М. : ЭКМОС, 2004.

3. Додонов Б. И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности //Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 23—25.

4. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб. : Речь, 2006. 54 с.

5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : учеб. пособие. Минск : Тетра Системс, 2000. 432 с.

6. Куликов Л. В. Психогигиена личности: основные понятия и проблемы : учебное пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000.

7. Куницина В. Н, Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001. 544 с.

8. Левашова С. А. Психология и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль, Академия развития. Академия холдинг, 2002. URL: http://www.jlider.ru/ site/articles (дата обращения 17.09.09).

9. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М. : Просвещение, 1981. 206 с.

10. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990.

11. Морено Я. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М. : «Академический проект», 2001.

12. Мотков О. И. В гармонии с собой и миром // Газета «Школьный психолог». Июнь, 1998. № 21—22. С. 8—9.

13. Мотков О. И. Психологическая гармония // Образовательный портал Ucheba_com. URL: http: ucheba.com /met_rus/ k_psihologiya/k_psihollichnost/ garmonija_1.htm (дата обращения 21.08.09).

14. Мясищев В. Н. Психология отношений /под. ред. А. А. Бодалева. М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 400 с.

15. Обозов H. H. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

16. Чулкова М. А. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 26 с. // Коллекция авторефератов и диссертаций. URL: http:/ /elar.usu.ru/handle/1234.56789/1303 (дата обращения 23.03.2009).

THE PARTICULARITIES OF DISHARMONY OF SENIOR SCHOOL STUDENTS' INTERPERSONAL RELATIONS

E. Nekrasova

The article deals with particularities of disharmony of senior school students' interpersonal relations. The results of the research of influence of disharmony of interpersonal relations on sociometric status and expansiveness of senior school student's personality are presented.

Key words: interpersonal relations, harmony and disharmony of interpersonal relations, sociometric status, expansiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.