областей. Это говорит о том, что в настоящий момент времени научные и опытно-конструкторские организации работают недостаточно эффективно. При разработке программ инновационного развития необходимо иметь ввиду, что сокращение численности персонала и количества организаций, производящих новшества, даст краткосрочный экономический результат и принесет ущерб области в будущем.
3. Число выданных патентов не имеет существенной связи с результативным признаком, так как не все запатентованные технологии и изобретения используются в практической деятельности предприятий и организаций исследуемых регионов.
4. Для повышения величины инновационного потенциала Костромской и Кировской областей необходимо развивать как институты, использующие новшества в производстве, так и посреднические институты.
Библиографический список
анализ инновационного потенциала Орловской области [Текст] / Ю.В. Бухвостов, А.А. Волков // Вестник ОрелГАУ - 2012. - №№5. - С. 109-111.
2. Кировская область в 2010 году: стат. ежегодник в 3 ч. Ч. 2: Экономика. - Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2011. - 256 с.
3. Кировская область в 2013 году: стат. ежегодник в 3 ч. Ч. 2: Экономика. - Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2014. - 244 с.
4. Корнилов, Д.А. Оценка инновационного потенциала региона [Текст] / Д.А. Корнилов, О.Г. Беляев / / Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород. - 2012. - С. 254-261.
5. Костромская область. Статистический ежегодник. В двух частях. Часть 2.: Стат. сб. / Костромастат. - К., 2014. - 293 с.
6. Костромская область. Статистический ежегодник: Стат. сб. / Костромастат. - К., 2011. - 458 с.
1. Бухвостов, Ю.В. Экономико-статистический
Glukhova S., Tchernov A.
STATISTICAL ANALYSIS OF INNOVATION POTENTIAL OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF KOSTROMA AND KIROV REGIONS
The value of the innovation capacity is a parameter allowing the region to assess the capabilities of their innovative activity and to define the strategy of innovative development. Pragmatically the mobilization of innovative potential of the region is to increase the wealth ofa particular area. This is especially importantfor regions not characterized by strong economicfundamentals. For analysis were taken Kostroma and Kirov region, in many respects, similar climatic and resource potential.
Keywords: innovation potential, statistical analysis, Kostroma region, gross regional product, the elements of innovative capacity.
УДК 159.942
Пилишина А.В., Иванов Е.А.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАВИСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье анализируются современные зарубежные концепции зависти, которые раскрывают особенности зависти и специфику ее проявления в контексте межличностных отношений, приводятся теоретические модели зависти, представленные в зарубежной социальной психологии.
Зависть выступает одной из наиболее острых и актуальных социальных проблем современного общества, сопровождается негативными последствиями, которые оказывают разрушительное влияние, как на личность, так и на общество в целом. В учреждениях казарменного типа возможна внутренняя детерминация феномена зависти, обусловленная такими факторами, как: учебными (переходом от учебно-академической к учебно-профессиональной деятельности); социальными (спецификой внутригрупповых отношений внутри учебного коллектива); личностными (индивидуально-психологическими особенностями личности курсанта).
Отмечается, что проблема зависти носит междисциплинарный характер. В этой связи исследовательский интерес и его содержательная специфика в социальных и гуманитарных науках обусловлен, прежде всего, теоретическими трудностями рассмотрения данного феномена.
В выводах авторов отмечено, что:
Зависть, как один из фундаментальных феноменов человеческой жизни, имеет нравственное, социальное и психо-
146
© Пилишина А.В., Иванов Е.А., 2015
логическое измерение. В исследованиях зарубежные авторов в основном рассматривают личностные и возрастные особенности завистливых людей. Представлен ряд атрибутивных моделей завистливости.
Отечественные ученые уделяют больше внимания выделению составляющих зависти. При этом большинством исследователей зависть анализируется с позиций психологии отношений. Отсутствует интегративное объяснение данного феномена.
Вопрос о ее конструктивности является дискуссионным. Отмечают, что благонамеренная (позитивная) зависть может укреплять мотив достижений, саморазвития, выступать внутренней силой, дающей человеку возможность противостоять внешним силам.
Как сложный, многомерный феномен, зависть имеет свои составляющие и проявления во всех сферах психики: в сфере чувств и эмоций. По мнению авторов, ее целесообразно рассматривать как значимый регулятор системы отношений, складывающихся на протяжении всего периода существования учебной (студенческой или курсантской) группы.
Ключевые слова: зависть, чувства, социальное сравнение, превосходство, межличностные отношения.
В последние десятилетия в российском обществе происходят кардинальные изменения в ценностных ориентациях, преобразования затрагивают систему социальных отношений, ухудшают социальное самочувствие разных слоев населения, приводят к нестабильности и разобщенности, с особой остротой встает вопрос повышения жизнестойкости курсантов военного института к стрессогенным факторам. Служебная и учебная деятельность курсанта военного вуза по своей специфике сложна, зачастую связана с опасными ситуациями, конфликтами и неопределённостью, переживанием негативных эмоций, которые снижают психологическую устойчивость к сложным физическим и умственным нагрузкам.
Система закрытого учреждения казарменного типа обусловливает развитие социального неравенства, конкуренции, иерархического группирования в курсантской среде, что в свою очередь является благоприятной почвой для развития зависти.
Зависть выступает одной из наиболее острых и актуальных социальных проблем современного общества, сопровождается негативными последствиями, которые оказывают разрушительное влияние, как на личность, так и на общество в целом. В условиях учреждения казарменного типа возможна внутренняя детерминация феномена зависти, обусловленная следующими факторами: во-первых, учебными факторами (переходом от учебно-академической к учебно-профессиональной деятельности); во-вторых, социальными факторами (спецификой внутригрупповых отношений внутри учебного коллектива); в-третьих, личностными факторами (индивидуально-психологическими особенностями личности курсанта)
Зависть относится к социальным чувствам, которые согласно А.Адлеру [1], выступают естественной формой жизни человека, проявляются и генерализуются в обществе. В связи с этим, изучение зависти важно рассматривать с социально-психологической позиции как важную детерминанту развития личности в системе межличностных отношений.
Обозначим, что зависть носит междисциплинарный характер, исследовательский интерес обуслов-
лен прежде всего теоретическими трудностями рассмотрения данного феномена.
В работах философов чувство зависти рассматривается как основополагающая форма человеческого бытия и познания, как глобальное общечеловеческое явление. Мыслители в своих сочинениях понимали зависть как атрибуцию личности, и интерпретировали ее исходя из этих позиций.
Рассмотрение зависти как основополагающей формы человеческого бытия и познания было заложено античными философами, которые рассматривали зависть как душевное расстройство, важнейший людской порок, печаль и огорчение, возникающее при виде благоденствия и наслаждения благами людей.
Выдающийся древнегреческий философ Аристотель в «Риторике» [3] определял зависть как боль, вызванную счастьем других и отмечал, что «... люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе...»
Представление о зависти формировались и в раннем христианстве. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Завета [4] дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей. Десятая заповедь Библейского закона гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17). Христианская культура накладывает на зависть табу и рассматривает это чувство как смертный грех, который полностью разрушает связь человека с Богом, оказывая тем самым разрушительное воздействие и приводя к «гибели души».
Как справедливо заметил Иоанн Златоуст [4]: «Зависть есть корень убийства». Григорий Богослов [4] отмечал, что зависть нужно искоренять из своей души и бороться с ней при помощи веры в Божью силу: «Просите Бога в ваших молитвах, чтоб Он наполнил ваше сердце любовью к людям и избавил вас от зависти. Не завидуйте чужим достижениям, а лучше радуйтесь и благодарите Бога за тех, кому сопутствует успех и благополучие» Мыслители Средневековья предостерегали нас, говоря о том,
что зависть -это страшная сила, которая подобно кислоте разъедает все человеческие взаимоотношения: «зависть затворяет небо, ослепляет разум, помрачает душу, опечаливает Бога и веселит бесов» [4]. В работах философов раскрыты некоторые важные аспекты нравственно-религиозного понимания зависти, которые находят частное проявления в системе межличностных отношений.
Детальное рассмотрение зависти как особой «универсальной психологической черты», в современной социальной психологии началось лишь на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Ученые-психологи отмечают, что зависть имеет нравственное и социально-психологическое измерение, трактуется и понимается неоднозначно, выступает одним из фундаментальных феноменов человеческой жизни. В середине прошлого века начали складываться два основных направления исследования психологического феномена зависти: во-первых, рассмотрение внутренних детерминант зависти (индивидуально-психологических свойств и особенностей личности); во-вторых, исследование социальных факторов, способствующих формированию зависти как сложного эмоционально - мотивационного комплекса.
З. Фрейд [8] в своей психоаналитической теории рассматривает зависть как выражение и проявление первичного «интрапсихического инстинкта смерти и самого раннего проявления агрессии в сфере объектных отношений, в продолжающемся Эдиповом конфликте как зафиксированном противоречии в детско-родительских отношениях». В работе «Будущность одной иллюзии» [8] автор отмечает что «глухая зависть» неосознаваема и разрушительна, вызывает сильную внутреннюю наклонность к «насильственным деяниям» между отдельными индивидами и семьями. В понимании З.Фрейда зависть особенно сильно переживается в пубертатном периоде и сопровождается агрессивными действиями и негативными мыслями в адрес объекта зависти [9].
Социально-психологического аспекта зависти касались в работах А.Адлер и К. Юнг. По мнению А.Адлера [1], зависть неразрывно связана со стремлением личности к превосходству. В основе зависти лежит переживание и ощущение чувства неполноценности, слабости, бессилия и безволия. Он отмечает, что в основе зависти лежат деструктивные механизмы, такие как желание уничтожить, сломать и разрушить мира, который привычен для объекта зависти, нанести непоправимый вред своему «обидчику». Адлер большое внимание в своей концепции «индивидуальной психологии» уделяет чувству соперничества и зависти между сиблингами. По его наблюдениям, старшие дети испытывают ревностно-завистливые чувства по отношению к младшим в семье, это связано с тем, что, по их мнению, родители относятся к этим детям с большей заботой и
вниманием [2]. Младшие дети завидуют взрослости «статусносш», и независимости старших братьев и сестер. Таким образом, устранению завистливой враждебности способствует признание заслуг ребенка, его уникальности и неповторимости, повышение его социального статуса в глазах окружающих. Последователи Адлера выделяют помимо «сиб-линговой зависти» «возрастную зависть», которую испытывают родители по отношению к детям. В частности, родители испытывают чувство зависти в отношении активности, независимости, «мобильности», амбициозности и сексуальной раскрепощенности своих детей, тогда как дети завидуют финансовой независимости и общественному статусу родителей.
С точки зрения Юнга [14], зависть направляется «отрицательными, негативными ценностями», которые инициируют агрессию, волю к власти. Их он называет «столь же великими, древними и изначальными демонами, как и Эрос». Зависть рассматривается Юнгом как мощная разрушительная и динамичная сила, имеющая захватнический и агрессивный характер.
Э. Фромм [12] связывает зависть с таким понятием, как «направленность личности». По его убеждению, зависть одна из фундаментальных направ-ленностей личности, обладающая разрушительной, эксплуатирующей и захватнической силой. Э. Фромм обозначает зависть как специфический вид фрустрации. Она обостряется, когда субъект зависти не получает желаемого в должной мере. Фромм вводит понятие «насилие из мести», которое обнаруживается, по его мнению, у калек, слабых и безвольных людей. Утверждается, что разрушение веры в свои силы и способности приводит к реакции talionis «око за око». Чем в меньшей степени индивид способен рационально объяснять различия между ним и значимым другим, тем, вероятно, в большей степени снижается эмоциональная стабильность, самоконтроль и уравновешенность. Потребность в постоянном сравнении с окружающими перерастает в навязчивую идею постоянного контроля за объектом зависти, что в свою очередь оказывает разрушительное воздействие на психику, подрывая при этом активность субъекта [11]. Довольно много внимания уделяется рассмотрению социально-психологических характеристик зависти в концепции К. Хорни [11]. Согласно ее подходу, чувство зависти играет немаловажную роль в образовании неврозов, в которых базальная враждебность совместно с базальной тревогой составляют основной конфликт невротической личности. Поэтому зависть и презрение, по ее мнению, составляют основу «ба-зальной» враждебности по отношению к социуму. К. Хорни в своей социокультурной концепции личности очень четко разграничивает тенденции к зависти невротика и здорового человека, и обращает
внимание на то, что здоровый человек «сам хотел бы иметь», а невротик «сожалеет о том, что другие имеют». Таким образом, невротик - это человек, постоянно сравнивающий себя с другими и раздираемый глубокими внутриличностными и противоречивыми конфликтами. Он испытывает сильную потребность быть уникальным, неповторимым, исключительным и превосходным.
Согласно подходу К .Хорни, чувство зависти развивается от слабости и «безнадежности» завидующего, и компенсируется стремлением к власти, престижу и обладанию. Зависть проявляется «в желании присвоить, а если это невозможно, то уничтожить и разрушить». Серьезной причиной возникновения чувства зависти является именно фрустрация потребности в самореализации, оказывающей сильное благотворное влияние на личность и придающее большой смысл жизни человека.
В трансактной теории личности Э.Берна дефиниция «зависть» упоминается в работе «Люди, которые играют в игры и игры, в которые играют люди» где автор отмечает негативный характер зависти, который может быть наглядно рассмотрен в игре, как комплексе скрытых трансакций, которые повторяются в течении жизни и имеют четкое психологическое выражение. Зависть отчетливо проявляется в позиции-предикате, которые наиболее опасны для общества. Так, родительская установка «богатый (+) - бедный (-)» порождает соперничество и «революционность» как составляющие завистливого противопоставления.
М. Кляйн утверждает, что фрустрации, неудовлетворения, лишения в раннем периоде кормления грудью, актуализируют собственные деструктивные импульсы ребенка. Таким образом, застревание на незрелой стадии психоэмоционального развития запускает механизм функционирования зависти, как глубоко скрытого негативного отношения к значимому Другому.
П. Куттер [5] в своей работе «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей» отмечает, что зависть произрастает из комплекса неполноценности, сопровождается самоистязательными и саморазрушительными фантазиями». Зависть подтачивает и разрушает человека изнутри, имеет хроническое течение и проявляется в виде соматических расстройств: человек бледнеет от зависти, поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или желтеет от зависти, поскольку кровь насыщается желчью. В работе П. Кутте-ра отмечается социально-психологический аспект зависти, автор отмечает, что зависть может принимать форму агрессивной направленности на социум.
Проанализировав ряд психоаналитических концепций, можно придти к выводу, что ученые, несмотря на разные трактовки и подходы, обозначают
зависть как мучительное, динамичное чувство, выражающее фрустрацию, подталкивающее индивида к разнообразным действиям, требующим быстрой разрядки и снижения напряжения. Зависть, таким образом, является замаскированным агрессивным побуждением, которое, подвергаясь вытеснению, замедляет созревание Сверх-Я, препятствует развитию его высших моральных качеств, оставляя индивида на более ранних, гедонических, эгоцентрических ступенях развития и вызывая удовольствие от деструктивного поведения. Следствием зависти, согласно психоаналитическим взглядам, является опустошение внутреннего мира личности, разрушение отношений с другими, затруднение интеграции личности, ее социализации. Она провоцирует патологию Сверх-Я, выражающеюся в искажении ценностно-мотивационной сферы.
Таким образом, зависть, как деструктивное, разрушительное явление: 1) препятствует установлению во внутреннем мире индивида «хорошего» объекта, как основы личности, её ядра;
2) препятствует созреванию Сверх-Я, замедляя, и даже приостанавливая формирование высших нравственных ценностей;
3) способствует формированию патологического Сверх-Я;
4) фиксирует примитивный защитный механизм -расщепление, приводя таким образом, либо к чрезмерному расколу между Я и интроецированным Другим, либо к чрезмерной слитности Я и Другого, что ведет к становлению малодифференцированной личности. Психоаналитики продвинули нас к пониманию зависти как «неслучайной категории», которая может быть диагностирована уже в раннем возрасте.
Теоретическое рассмотрение феномена зависти встречается в рамках когнитивной и экзистенциальной психологии, анализируется в рамках гума-нитического направления и психологии индивидуальности.
В теории структурного баланса Ф.Хайдера (Heider F, 1958) [29] зависть вызывается несбалансированной ситуацией, которая, подобно когнитивному диссонансу, приводит к дискомфорту, напряжению, стремлению привести ситуацию к сбалансированному виду. Зависть возникает у «Р», когда у «О» есть ранее установленные отношения с «X» и «Р» пытается вытеснить «О» из этих отношений или оклеветать «О» и «Х», или разрушить отношения между «О» и «Х». Таким образом, зависть носит универсальный и деструктивный характер.
В рамках экзистенциальной психологии подчеркивается уникальность личностного переживания негативных чувств. Так, В. Франкл в работе «Психотерапия на практике» [6] психологически анализирует черную зависть и отмечает, что она «губительно влияет на душу человека», остро переживается
истеричными, застенчивыми и чувствительными людьми. Автор заключает, что осознанное понимание жизни освобождает от негативных и мучительных переживаний зависти, такая личность свободна от разрушительного субъективизма: «.. .зачем завидовать молодым - тем возможностям, которые еще есть у молодых, их будущему? .вместо этого у меня есть реальности - в моем прошлом; не только реальности содеянного, но и реальность пережитой любви и еще реальность выстраданного. И последним я особенно горжусь - пусть даже в этом мне меньше всего завидуют...». В. Франкл считает, что невротики склонны скрывать свою «грубую зависть» и выдавать ее за «зависть обоснованную»
В работе «Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере» автор осмысливает роль зависти в жизни человека и замечает важный момент в природе ее возникновения, а именно, озлобленность и зависти возникают в результате демонстративного поведения «избранных», которые привлекают внимание к своей персоне.
Проблема зависти не является ведущей в работах В.Франкла [6], однако носит глубокий теоретический характер. Впервые рассматриваются вопросы к понимаю зависти как скрытой формы поведения, которая связана с низким уровнем субъектнос-ти личности.
В диспозиционной теории личности Г. Олпорт отмечает что стремление к равенству «скрывает зависть», разрушает организованное целое. А. Мас-лоу в рамках гуманистической теории обозначает зависть как нездоровое стремление к саморазрушению мешающее самоактуализации и удовлетворении ведущих потребностей.
В работах персонологов категория «зависть» рассматривается как проблема, имеющая социальное и этическое значение, приводящая к формированию нездоровых тенденций в межличностном общении.
Анализ современных социально-психологических трудов по данной проблематике показал, что до сих пор в научной литературе существуют противоречивые взгляды на природу зависти и место этого феномена в межличностных отношениях. Р. Смит отмечает, что кратковременная интенсивная вспышка зависти может вскрыть глубинные комплексы и стать навязчивым, поглощающим энергию чувством. По мнению В. Пэррота, враждебный компонент зависти включает в себя: чувство неполноценности, болезненную тоску, субъективную несправедливость. Зависть представляет собой недовольство и желание владеть другими. В рамках интерак-ционистского подхода зависть рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Новый взгляд на проблему зависти предложили К. Тай,
Д. Макалистер, интерпретирующие зависть как болезненное переживание, вызванное чужим успехом, имеющее «доброкачественные» и «злокачественные» проявления. М. Фостер, И. Тительбаум, Т. Валь-кот подчеркивают общекультурный характер зависти, актуализируемый социальным сравнением. Зависть важно рассматривать в психологическом плане, так как она относится к враждебным эмоциям, побуждающим к агрессивному поведению. Враждебная природа зависти открывается во многих преступлениях, межгрупповых конфликтах. Ряд авторов рассматривают зависть как нарушение социальной нормы (Silver, Sabini, 1986). Многие ученые рассматривают зависть, как эмоцию, часто обнаруживаемую в деловой сфере (Miller (1990), Vecchio (1995, 2000)). Негативные проявления чувства зависти оказывают пагубное влияние на межличностные отношения, деструктивно влияют на эффективность работы сотрудников.
На основе данных, полученных в результате теоретического анализа зарубежных концепций зависти можно сформулировать следующие выводы:
1. Зависть как один из фундаментальных феноменов человеческой жизни имеет нравственное, социальное и психологическое измерение. Зарубежные исследования зависти в основном направлены на изучение личностных и возрастных особенностей завистливых людей, в публикациях представлен ряд атрибутивных моделей завистливости; отечественные ученые уделяют больше внимания выделению составляющих зависти, большинством зависть анализируется с позиций психологии отношений. Отсутствует интегративное объяснение данного феномена.
2. Наличие у зависти множества деструктивных функций в социальной жизни субъекта отмечается явным большинством исследователей. Вопрос о ее конструктивности вызывает многочисленные научные дискуссии. Отмечают, что благонамеренная (позитивная) зависть может укреплять мотив достижений, саморазвития, выступать внутренней силой, дающей человеку возможность противостоять внешним силам и т.п.
3. Как сложный, многомерный феномен, зависть имеет свои составляющие и проявления во всех сферах психики: в сфере чувств и эмоций (переживание зависти, досады, ненависти, раздражения, злобы...), в когнитивной сфере (представления о превосходстве того, кому завидуют, осознание своего более низкого положения в сравнении с другими положения.), в поведении и деятельности (разного рода деструктивные акты, направленные на разрушение, устранение предмета зависти, распространение слухов, клеветы, очернительство.).
В этой связи можно обозначить в качестве весьма актуальной для современной социальной психологии проблему социально-психологической детер-
минации поведения молодых людей, получающих высшее профессиональное образование. По нашему мнению целесообразно рассматривать зависть как значимый регулятор системы отношений, складывающихся на протяжении всего периода существования учебной (студенческой или курсантской) группы. Динамическая сторона этого процесса может выступить как отдельным предметом исследования, так и компонентом иных социально-психологических процессов, мониторинг которых входит в актуальные задачи психологических служб вузов.
Библиографический список
1 Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цы-пина. СПб.: Академический проект, 1997. - 256 с.
2. Адлер А. Наука жить. [Пер. с нем.]. Киев: Port-Royal, 2007. - 315 с.
3. Аристотель. Риторика. Кн. III // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. - 448 с.
4. Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет. Новый Завет / Под ред. О.А. Дыдыкиной. М.: Изд. Бер-
тельсманн, 2014. - 416с.
5. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. [Пер. с англ.]. М.: София, 2004. - 256 с.
6. Франкл В.Э. Психотерапия на практике. СПб: Речь, 2000. - 256 с.
7. Франкл В. Э. Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере. М.: Смысл», 2004. - 176 с.
8. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. - С.203—211.
9. Фрейд З. Будущность одной иллюзии. [Пер. с нем.]. М.-Ленинград: Красный пролетарий, 1930. -59 с.
10. ФрейдЗ. Истерия и страх. [Пер. с нем.]. / Собрание сочинений в X томах. Т. VI. М.: Фирма СТД, 2006. - 240 с.
11. Фромм Э. Иметь или быть? [Пер. с нем.]. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 314 с.
12. Фромм Э. Ради любви к жизни. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2000. - 400 с.
13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
14. Юнг. К.Г. Дух и жизнь: сборник. [Пер. с нем.].-М.: Практика, 1996. -560 с.
Pilishina A.V., Ivanov E.A.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ENVY IN FOREIGN PSYCHOLOGICAL
LITERATURE: TO THE PROBLEM.
The article analyzes modern foreign concepts of envy, which show the features of the envy and the specifics ofits manifestation in the context of interpersonal relationships, we present a theoretical model of envy, presented in the foreign social psychology. Envy is one of the most pressing and urgent social problems of modern society, accompanied by negative effects, which have a devastating impact both on the individual and on .society as a whole.
In institutions barracks possible internal determination of the phenomenon of envy, due to such factors as: training (transition from training to academic training and professional work); social (the specifics of intra-group relations within educational staff); personal (individual psychological peculiarities of the personality of students).
It is noted that the problem of envy is interdisciplinary in nature. In this regard, research interest and its content specificity in social Sciences and Humanities is primarily due to the theoretical difficulties of its consideration of the phenomenon. In the conclusions the authors noted that:
Envy, as one of the fundamental phenomena of human life has moral, social, and psychological measurement. In the studies offoreign authors mainly consider the personality and age ofjealous people. Presents a number of attribute models of envy. Domestic scholars pay more attention to the allocation of the components of envy. The majority of researchers envy is analyzed from the positions ofpsychology relations. There is no integrative explanation of this phenomenon.
The question of its constructiveness is debatable. Note that well-meaning (positive) envy can strengthen the motive of achievement, self-development, inner strength to speak, which gives us the ability to resist external forces.
As a complex, multidimensional phenomenon, envy has its components and manifestations in all spheres of the psyche: in the sphere offeelings and emotions. According to the authors, it should be considered as an important regulator of the system of relations formed during the whole period of training (student or cadet) group.
Keywords: envy, feelings, social comparison, excellence, interpersonal relationships