И.М. ФИЛИНОВА, Н.Н. ТУНДЕНКОВА
I.M. FILINOVA, N.N. TUNDENKOVA
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТ
PSYCHOLOGICAL ASPECT
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF CADETS IN THE TEAM
Сведения об авторах: Филинова Ирина Михайловна - преподаватель кафедры радиационной, химической и биологической защиты и инженерного обеспечения ВА ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, кандидат психологических наук (г. Тверь. E-mail: fim-05@mail. ru);
Тунденкова Надежда Николаевна - преподаватель кафедры радиационной, химической и биологической защиты и инженерного обеспечения ВА ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (г. Тверь. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье даётся анализ структуры внутреннего социально-психологического климата в группах курсантов военного вуза и возникающих в связи с этим видов межличностных взаимоотношений.
Ключевые слова: межличностные взаимоотношения, социально-психологический климат, психическое состояние членов коллектива.
Information about the authors: Irina Filinova - Lecturer of the Military Aerospace Academy named after Marshal of the Soviet Union G. K. Zhukov, Cand. Sc. (Psychol.) (Tver. E-mail: fim-05@mail. ru);
Nadezhda Tundenkova - Lecturer of the Military Aerospace Academy named after Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukov (Tver. E-mail: nadeyda-tundenkova@yandex. ru).
Summary. The article gives an analysis of the structure of the internal socio-psychological climate in the groups of cadets of a military university and the types of interpersonal relationships that arise in connection with this.
Keywords: interpersonal relationships, socio-psychological climate, mental state of team members.
Коллективный характер воинской деятельности, требующий особого внимания к проблемам организации межличностного взаимодействия, основан на межличностных взаимоотношениях (совместной деятельности военнослужащих). Надёжность и эффективность сложных военно-технических систем, состоящих на вооружении частей и подразделений ВКС, существенно зависит от согласованности действий военнослужащих, то есть от их совместной деятельности.
Именно обучаясь в военном вузе, курсанты должны получить не только необходимую сумму теоретических знаний и практических умений, но и освоить навыки межличностного взаимодействия, без которых невозможно качественное выполнение коллективных боевых задач.
Целью статьи является теоретический анализ с элементами эмпирического исследования психологических особенностей межличностных взаимоотношений в учебных группах курсантов военного вуза.
На первом этапе подготовки к профессиональной деятельности важно научить будущих офицеров навыкам сбора информации, планирования, анализа и на основе этого правильного выстраивания межличностных взаимоотношений в коллективе учебной группы.
Учебные группы курсантов военного вуза различаются между собой видами возникающих межличностных отношений. Эти различия определяются:
1) характером внутреннего социально-психологического климата;
2) психическим состоянием курсантов группы;
3) степенью их сплочённости.
Внутренний социально-психологический климат (СПК) - совокупность обстоятельств, внутри которых осуществляется деятельность людей. Поскольку условия деятельности можно целенаправленно изменять, можно корректировать и психологический климат.
Внутренний СПК коллектива учебной группы зависит от его структуры - совокупности формальных и неформальных межличностных взаимоотношений членов группы, возникающих в процессе учебной деятельности и общения. Формальные взаимоотношения (формальная структура) зависят от должностных статусов членов группы, иерархии служебных отношений. Их назначением является достижение поставленных целей. Системообразующим фактором формальных взаимоотношений являются особенности образовательного процесса в академии. Формальные взаимоотношения описаны и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность военной образовательной организации и её членов.
Неформальные взаимоотношения (неформальная структура) зависят от отношений, определяющихся психологическими особенностями членов группы. Целью неформальных межличностных взаимоотношений является получение социального результата, который является их системообразующим признаком.
Неформальные взаимоотношения формируются под влиянием следующих психических механизмов:
• адаптация - активное принятие ценностей, норм, традиций группы;
• коммуникация - обмен информацией и формирование духовных ценностей членов группы;
• идентификация - формирование образцов поведения, спо-
собности сопереживания, чувства принадлежности к данной группе;
• интеграция - приспособление коллектива к совместной деятельности, развитие сплочённости и саморегуляции.
На развитие неформальных межличностных взаимоотношений в коллективе учебной группы курсантов влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: распорядок дня, количество курсантов в группе, их пол, возраст. Субъективными факторами являются: личность командира группы, психологическая совместимость курсантов, удовлетворённость условиями организации образовательного процесса, социальным статусом курсанта военного вуза - будущего офицера ВС РФ. Формальные и неформальные межличностные взаимоотношения тесно переплетены между собой. Для социальной ориентации член коллектива (курсант) должен различать, каким видом взаимоотношений регулируются этапы жизнедеятельности организации. Структурной единицей взаимоотношений является «роль», определяющая стереотипное поведение при межличностном взаимодействии (например, обращение по званию или по имени).
Соотношение формальных и неформальных межличностных взаимоотношений в военном вузе имеет свою специфику, выраженную в жёсткой иерархизиро-ванности и формализованности. Формальные взаимоотношения регламентируют также поведение в быту, нравственные нормы и правила этикета. В коллективах учебных групп военного вуза неформальные взаимоотношения между военнослужащими играют значительную роль в регулировании их поведения.
В обобщённом виде описанная выше структура СПК в свете межличностных взаимоотношений представлена на рис. 1.
В 2019-2020 учебном году в Военной академии ВКО проводилось
исследование вида СПК в семи группах курсантов 3 курса. Результаты самооценки курсантами степени благоприятности СПК по методике «Климат» В.М. Завьялова представлены в таблице 1.
Как видно по данным таблицы в трёх учебных группах (2, 3, 4) не выявлено показателей неблагоприятного СПК. В четырёх учебных группах (1, 2, 3, 4) более половины курсантов оценивают СПК как благоприятный. В двух учебных группах (6, 7) 30 и менее процентов курсантов оценили СПК как благоприятный. В 7 учебной группе 35% обучающихся (7 человек) оценили климат как неблагоприятный. Необходимо отметить, что группы 1-4, где получены самые высокие оценки СПК, имеют смешанный состав по гендерному признаку, в остальных группах обучаются только юноши.
В целом результаты самооценки СПК курсантами 3 курса представлены на рис. 2.
По рис. 2 видно, что большинство курсантов 3 курса (47,7% - 62 человека) оценивают СПК в группах как благоприятный; 42,3% курсантов (55 человек) оценивают климат как неустойчиво благоприятный; 10,0% (13 человек) оценивают климат как неблагоприятный.
Таким образом, большинство курсантов 3 курса (90% респондентов) оценивают СПК как благоприятный и неустойчиво благоприятный, что является положительным.
Следующей характеристикой межличностных взаимоотношений в группе является психическое состояние членов коллектива, которое характеризуется степенью удовлетворённости курсантами своей деятельностью и её результатами. На степень удовлетворённости влияют:
• характер и содержание деятельности;
• отношение членов коллектива к деятельности (любовь, нелюбовь);
• престижность;
Рис. 1. Межличностные взаимоотношения в структуре СПК
• размер вознаграждения;
• перспективы роста;
• наличие сопутствующих возможностей (заниматься любимым видом спорта, познакомиться с полезными людьми, прославиться и пр.).
Как показывает анализ занятости курсантов 3 курса, виды их деятельностей, наряду с образовательной, достаточно разнообразны. Из 140 человек 3 курса 32 курсанта (22,9%) активно занимаются спортом; 17 (12,1%) человек участвуют в художественной самодеятельности и КВН; 22 (15,7%) человека представляют академию на межвузовских конкурсах и олимпиадах. Все они имеют надбавки к денежному довольствию и дополнительные дни отпуска, что, безусловно, стимулирует их желание учиться и способствует формированию у них оптимально положительного психического состояния.
Третьей психологической характеристикой учебной группы является сплочённость коллектива.
Сплочённость зависит от: психологической совместимости - соответствие темпераментов членов учебной группы; социально-психологической совместимости -соответствие профессиональных и моральных качеств.
Сплочённость обусловлена: тяготением людей друг к другу в поисках понимания, помощи и поддержки; взаимными эмоциональными предпочтениями; осознанием роли коллективного начала.
Сплочённость учебной группы курсантов может иметь: позитивную направленность (группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов; курсанты гордятся своей принадлежностью к данному коллективу; возникающие проблемы решаются по-деловому, творчески); негативную направленность (большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между мини-группами, формальными и неформальными лидерами); конформистскую направленность (внешняя показная заинтересованность курсантов в результатах деятельности; безразличие к коллективным усилиям).
Межличностное восприятие (социальная перцепция) членами учебной группы друг друга лежит в основе сплочённости группы. Восприятие состоит из трёх основных стадий:
1 стадия - накопление и отбор информации о членах группы,
имеющей, по мнению данного лица, определённое значение для их оценки;
2 стадия - всестороннее изучение и систематизация отобранной информации;
3 стадия - индивидуальная оценка полученных данных (частично эмоциональная, частично логическая) и принятие окончательного решения (суждения) о личности того или иного курсанта (или группы в целом), возможности и формах межличностного взаимодействия.
Классификация типов межличностных взаимоотношений в коллективе (теория Блейка-Моутон) в зависимости от двух параметров: степень учёта руководителем (командиром) интересов подчинённых; степень учёта интересов дела (см. рис. 3) .
Опираясь на эти параметры, авторы описывают пять основных типов межличностных взаимоотношений:
Таблица
Показатели вида социально-психологического климата в учебных группах
Номер группы ВидСПК
Благоприятный Неустойчиво благоприятный Неблагоп риятный
человек % человек % человек %
1 13 65,0 5 25,0 2 10,0
2 12 57,1 9 42,9 - -
3 9 64,3 5 35,7 - -
4 9 50,0 9 50,0 - -
5 8 47,1 8 47,1 1 5,9
6 5 25,0 12 60,0 3 15,0
7 6 30,0 7 35,0 7 35,0
Всего: 62 47,7 55 42,3 13 10,0
1) невмешательство - низкий уровень заботы командира о деле и подчинённых; большую часть работы командир выполняет сам, избегает делегировать полномочия, не стремится к успехам коллектива, старается сохранить своё положение;
2) тёплая компания - высокий уровень заботы о подчинённых, стремление установить приятную атмосферу, удобный темп работы, отсутствие заботы о выполнении служебных обязанностей;
3) задача - командир сосредоточен только на решении служебных задач; человеческий фактор недооценивается или игнорируется;
4) золотая середина - стремление командира оптимально сочетать интересы дела и интересы подчинённых; к подчинённым не предъявляют особенно высоких требований, но в то же время и не позволяют ничего не делать;
5) команда - самый предпочтительный тип взаимоотношений; сочетает в себе максимальный учёт интересов дела и подчинённых -соединение деловитости и человечности.
С точки зрения близости межличностные взаимоотношения могут быть различной теплоты, душевности и искренности.
Воздействуя на коммуникативные процессы, командир группы может регулировать свои взаимоотношения с подчинёнными и несколько корректировать межличностные взаимоотношения подчинённых друг с другом.
В зависимости от уравновешенности межличностные взаимоотношения могут быть уравновешенными или неуравновешенными. Неуравновешенные взаимоотношения негативно влияют на эффективность общения и взаимодействия курсантов. Если такое влияние ярко выражено, то командир группы должен принимать специальные меры для уравновешивания взаимоотношений. На поведенческом уровне это может быть сотрудничество, помощь,
демократический стиль общения. На эмоциональном уровне - сопереживание, подбадривание, оптимистический настрой, шутки. На организационном уровне - коллективное принятие решений, делегирование полномочий, назначение аутсайдеров временными лидерами и т.д.
Опираясь на вышесказанное, можем обобщить виды межличностных отношений (см. рис. 4).
Тип межличностных отношений в группе позволяют определить специальные методы исследования, например, социометрия Я. Морено.
В данном исследовании мы использовали только часть методики, направленной на определение социометрического статуса курсантов групп.
Для проведения исследования каждому члену группы, в котором все уже достаточно хорошо знают друг друга, предлагалось выбрать:
1) 3-5 человек, кого бы он хотел видеть в составе вновь организованной группы;
2) 3-5 человек, кого бы он не хотел видеть в составе вновь организованной группы;
По данным опроса были составлены социометрические матрицы по каждой группе, где отмечены положительные и отрицательные выборы. В итоговых строках матрицы подведены итоги:
ВП - сумма выборов, полученных данным человеком;
ОП - сумма отклонений, полученных данным человеком.
Число выборов, полученных каждым курсантом, является показателем его положения в системе межличностных отношений, измеряет его социометрический статус. С точки зрения распределения симпатий и антипатий автор методики выделяет следующие возможные психотипы личностей:
• «звёзды» - неформальные лидеры, наиболее предпочитаемые члены группы (к «звёздам» по числу полученных выборов относят тех, кто получил 6 и более выборов);
• «предпочитаемые» - получившие среднее число выборов и не имеющие большого числа отклонений;
• «пренебрегаемые» - получившие 1-2 выбора и большое число отклонений;
• «изолированные» - не получившие ни одного выбора или отклонения;
• «отвергаемые» - получившие только отклонения и ни одного выбора.
На величину социометрического статуса влияют внешний вид, успехи в учебной деятельности, спорте, умственная одарённость, общительность, стабильность, устойчивость нервной системы.
Рис. 2. Результаты самооценки социально-психологического климата в группах 3 курса
Рис. 3. Типы межличностных взаимоотношений по Блейку-Моутон
Результаты социометрического исследования в 7 группах курсантов показали, что только в одной группе командир, являясь формальным лидером, обладает и неформальным авторитетом, то есть имеет социометрический статус «звезда». Это, безусловно, положительный факт, поскольку подчинённые с большим желанием, ответственностью и качеством будут выполнять приказы человека, пользующегося их неформальным уважением и доверием.
У некоторых курсантов выявлен социометрический статус «отвергаемые» (2,3%, 3 человека), что говорит о несложившихся у них межличностных взаимоотношений ни с кем из сокурсников. Как положительный можно рассматривать факт отсутствия курсантов со статусом «изолированные», а также наличие у большинства курсантов (71,5%, 93 человека) с социометрическим статусом «предпочитаемые». Это свидетельствует о том, что к середине 3 курса большинство обучающихся смогли установить хорошие межличностные взаимоотношения с однокурсниками.
Выполненное исследование позволяет заключить, что психологический подход к анализу и оценке межличностных взаимоотношений в коллективе учебной группы курсантов военного вуза даёт возможность определить основные
характеристики этих взаимоотношений, а именно:
• вид внутреннего СПК;
• наличное психическое состояние курсантов группы;
• уровень сплочённости членов учебной группы;
• социометрический статус каждого курсанта.
Исследование и учёт командирами учебных отделений и курсов этих психологических характеристик даёт возможность влиять на формирование оптимальных межличностных взаимоотноше-
ний в учебных группах курсантов и соответственно влиять на эффективность деятельности группы.
В качестве перспективного направления продолжения исследования обозначенной проблемы возможно рассмотрение факторов, детерминирующих формирование благоприятного СПК в группах курсантов, например: наличие мини-групп и их направленность (позитивная, негативная, нейтральная); взаимоотношения между мини-группами; ролевое поведение в группе; степень эффективности решения групповых задач и многие другие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие.- Самара: Издательский дом «БАРАХ-М», 2003. 672 с.
2. Козлов, В.В., Фетискин Н.П., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие.- М.: Изд-во института психотерапии, 2002. 414 с.
Рис. 4. Классификация видов межличностных отношений в группе курсантов военного вуза