14. Мушинский В. О. Правовое государство и правопонимание // Сов. государство и право. — 1990. - № 2. — C. 21-27.
15. Новый энциклопедический словарь: Т. 1-29 / Под общ. ред. К. К. Арсеньева.— СПб.: Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон, 1912. — Т. 10: Вёльнер — Власть дисциплинарная.— [2] с., 960 стб.
16. Новый энциклопедический словарь: Т. 1-29 / Под общ. ред. К. К. Арсеньева.— СПб.: Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон, 1912. — Т. 11: Власть карательная — Выгорание всходов растений.— [2] с., 960 стб.
17. Пристенский В. Н. Проблема правопонимания в русской социальной философии/ В. Н. Пристенский - Воронеж.: ВИ МВД РФ, 2004. - 113 с.
18. Российская социологическая энциклопедия. / Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1998. - 672 с.
19. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках./Редактор-координатор - академик РАН Г. В. Осипов - М.: Издательская группа ИНФРА • М - НОР-МА,1998. - 488 с.
20. Социальная философия: Словарь/ Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. - М.: Академический Проект, 2003. - 560 с. - («Summa»).
21. Философия: Энциклопедический словарь. /Под ред. А. А. Ивин. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
22. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губского [и др.].— М.: ИНФРА-М, 2006.— 574 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
23. Фромм Э. Бегство от свободы/Э. Фромм. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2007. - 384 с.
Связь направленности личности курсантов
с социально-психологическим климатом в учебной группе
Хлоповских Ю. Г., Воронежский институт ГПС МЧС РФ, г. Воронеж
Перед курсовыми офицерами, педагогами и психологами ведомственного вуза возникает множество проблем, связанных с формированием личности курсантов и коллективов курсантских подразделений. Важным аспектом деятельности по развитию коллектива является формирование благоприятного социально-психологического климата учебной группы, который существенно влияет на успешность обучения, дисциплинированность, личностную и профессиональную направленность обучающихся.
Социально-психологический климат группы (учебной, производственной, неформальной) представляет собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Одним из первых содержание социально-психологического климата раскрыл В. М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Климат отношений между людьми в группе состоит из трех составляющих. Первая - это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач. Вторая составляющая - моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая -это психологический климат, то есть те неофициальные отношения, которые складываются между членами группы [5].
Выделяют ряд факторов, определяющих социально-психологический климат (СПК) в коллективе:
1) глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и других условий;
2) локальная макросреда, т. е. организация, в структуру которой входит учебный коллектив;
3) физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия;
4) удовлетворенность деятельностью;
5) характер выполняемой деятельности;
6) организация совместной деятельности;
7) психологическая совместимость;
8) характер коммуникаций в организации;
9) стиль руководства [5].
Как отмечает С. В. Костина, психологический климат в коллективах курсантов образовательных учреждений представляет собой комплексное психологическое состояние коллектива, отражающее характер складывающихся в нем взаимоотношений, специфику субъективного восприятия различных факторов жизни и профессиональной деятельности, степень удовлетворенности ими и побуждения не только к эффективному выполнению поставленных задач, но и к личностному и профессиональному развитию.
Для изучения социально-психологического климата в группах курсантов применялась карта-схема А. Н. Лутошкина. В исследовании приняли участие курсанты 5 курса факультета «Инженеров пожарной безопасности» Воронежского института ГПС МЧС России в количестве 10 8 человек (четыре учебные группы).
В результате выявлено следующее. В исследуемых группах уровень и особенности социально-психологического климата схожи: преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения; коллектив активен, энергичен. Членам коллектива присущи доброжелательность во внутригрупповых отношениях, взаимные симпатии. Отношения между микрогруппами характеризуются взаимным расположением, пониманием, отсутствием выраженных конфликтов.
При этом совместная деятельность членов коллектива может быть недостаточно эффективна, т. к. коллектив трудно организовать, поднять на совместное дело; каждый думает о своих интересах. Достижения и неудачи коллектива не находят существенного отклика у членов коллектива.
Несмотря на доброжелательные в целом отношения, курсанты склонны проявлять нетерпимость к мнению товарищей, оценивают отношения в коллективе как несправедливые, характеризующиеся разделением на «привилегированных» и «слабых, отвергаемых».
Состояние психологического климата в коллективе во многом обусловлено сформировавшимися в нем взаимоотношениями, которые в свою очередь зависят от наличия у членов группы определенных личностных качеств, таких как коммуникативная компетентность, толерантность, социальный интеллект и др. [1]. Полагаем, к этим свойствам и качествам личности можно добавить направленность личности, в частности такие характеристики направленности как коллективизм и индивидуализм.
Учитывая многонациональный характер учебных групп курсантов ВИ ГПС МЧС России, можно предположить, что СПК в коллективе курсантов связан с разнообразием культурных особенности представителей тех этнических групп, которые здесь обучаются.
Коллективизм и индивидуализм рассматривают в рамках этнопсихологии, общей и социальной психологии, культурантропологии, социологии и других отраслей гуманитарного знания.
Коллективизм предполагает в большей мере социоцентрические установки, межличностную коммуникацию и взаимозависимую Я-концепцию; индивидуализм, индивидуалистическая направленность в основном предполагают проявление эгоцентрических установок, независимую Я-концепцию [4]. Сначала коллективизм и индивидуализм понимались как противоположности, позже стал доминировать взгляд на них как на полюсы одной шкалы, влияющие на Я-концепцию [4]. Коллективизм/индивидуализм был отнесен Г. Триандисом к культурным синдромам, которые он понимал как «общепринятую систему убеждений, установок, Я-определений, норм, ролей и ценностей, объединенных какой-либо темой» [3; 87].
Деятельность в структуре противопожарной службы МЧС предполагает коллективистскую направленность личности, что обусловлено спецификой профессиональной и учебно-профессиональной деятельности - необходимость работать в команде, четкая регуляция поведения, жесткая иерархия взаимоотношений и др. Для выявления направленности личности курсантов применялась методика Л. Г. Почебут «Показатели индивидуализма - коллективизма» (ПИК) [2].
В результате исследования выявлено, что курсантам свойственно преобладание коллективизма над индивидуализмом. Средний уровень коллективизма проявляют 90,9 % опрошенных. Остальные 9,1 % - высокий уровень. Средний уровень индивидуализма обнаруживают 87,9 % курсантов; низкий уровень -12,1 % опрошенных.
Основной смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. «Я» определяется как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды - как базовые единицы социального восприятия. Индивидуалисты являются членами многих групп, но (за исключением
нуклеарной семьи) слабо с ними идентифицируются и мало от них зависят. Группы, в свою очередь, оказывают слабое влияние на поведение индивидов. Так, родители мало влияют на выбор друзей, работы, места жительства своих подросших детей. Обязанности и ожидания людей в группах основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса. Приемлемыми признаются споры и конфликты внутри группы. Эмоционально индивидуалисты обособлены от окружающих и имеют склонность к уединению.
Основные ценности индивидуалистической культуры: свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими; они позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым.
В индивидуалистических культурах поведение в большей степени регулируется аттитюдами (социальными установками), чем групповыми нравственными нормами. Отмечается даже ориентированность подобных культур на нарушение норм - «стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству» [цит. по: 3]. Существующие нормы поощряют независимость от группы (например, не принято одалживать деньги или брать взаймы вещи). При распределении каких-либо ресурсов, вознаграждения за выполненную работу превалирует норма, согласно которой вознаграждение должно соответствовать индивидуальному вкладу.
Основной смысл коллективизма - приоритет интересов группы над личными интересами: коллективист заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество. «Я» определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы.
Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они вовлечены в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться. Чем больше заботы проявляет человек по отношению к другим, чем больше связанным с другими он себя чувствует, тем большим коллективистом является» [4].
В свою очередь группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов. Наиболее значимыми признаются сообщества родственников, соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе.
Основными ценностями коллективистской культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними. В коллективистских культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем аттитюды: высоко оценивается «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у людей», «по уставу» [цит. по: 3]. Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на вз а-имности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей.
Выделяют вертикальный коллективизм, в котором как данность принимается иерархию и наличие больших прав и привилегий у тех, кто «наверху». Самоопределение в этом случае связано с особым местом в иерархии, а как физическое, так и социальное пространство рассматривается в терминах «почетное - менее почетное». Горизонтальный коллективизм делает акцент на взаимозависимости и единстве, а равенство рассматривается нормальным состоянием общества.
Для выявления связей между социально-психологическим климатом в группе и проявлением у ее членов коллективизма и индивидуализма применялся коэффициент линейной корреляции Пирсона. В результате анализа статистически значимых связей между указанными характеристиками не выявлено (гэмп < г0,05). Причиной этого может служить тот факт, что карта-схема А. Н. Лутошкина отражает лишь субъективное восприятие членами группы социально-психологического климата в ней. Кроме того, в исследуемых группах в основном наблюдается довольно благоприятный психологический климат. Возможно, увеличение объемов выборки, включение в исследование других групп позволит выявить другие особенности социально-психологического климата и обнаружить искомые связи. Причиной того, что искомые связи не выявлены, может быть и то, что выраженная направленность личности (коллективизм / индивидуализм) выявлена у незначительного числа курсантов; большинство из них проявляют смешанную направленность.
Для повышения эффективности процесса формирования социально-психологического климата в учебных группах, и как следствие для повышения успешности профессиональной подготовки сотрудников ГПС в вузах МЧС России, рекомендуется следующее.
Сотрудникам кадрово-воспитательного аппарата, курсовым офицерам, психологам образовательных учреждений МЧС России при оценке и формировании социально-психологического климата учебных групп учитывать критерии сфор-мированности и показатели качества социально-психологического климата; объективные и субъективные условия формирования СПК; индивидуально-психологические особенности младших командиров и неформальных лидеров.
Сотрудникам кадрово-воспитательных аппаратов образовательных учреждений МЧС России при проведении индивидуально -воспитательной работы, подборе и расстановке актива учитывать комплекс показателей, характеризующих социально-психологический статус, социальную активность, коммуникативный потенциал, организаторские способности, моральные качества курсантов.
Библиографический список
1. Костина С. К. Психологические условия формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД: Дис.... канд. психол. наук / С. К. Костина. - Ставрополь, 2006. - 24 с.
2. Почебут Л. Г. Психология социальных общностей: толпа, социум, этнос / Л. Г. Почебут. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.
3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
4. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение / Г. К. Триандис. - М.: Форум, 2007. - 384 с.
5. Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. - М.: Народное образование, 1999. -432 с.
Использование игровых форм деятельности при изучении дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
Хомякова В. С.,
Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является начальным этапом в единой системе подготовки будущих сотрудников МЧС России и составляет фундамент профессионального образования. Приобретенные в процессе изучения данного курса знания необходимы для последующего освоения содержания «Медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности», «Организации защиты населения и территорий от ЧС», «Безопасности труда» и ряда других специальных дисциплин.
Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов пожарной безопасности и бакалавров техносферной безопасности влечет за собой обновление используемых образовательных технологий и предполагает ответственность педагога за их выбор. В связи с этим, в основу процесса обучения безопасности жизнедеятельности, должны быть положены базовые принципы интерактива: переживание опыта в деятельности; диалогичность; рефлексия. Учебная деятельность курсантов организованная по схеме: теория - практика -рефлексия, будет иметь практическую направленность в оценке собственной жизнедеятельности, качества окружающей среды и условий различных чрезвычайных ситуаций. Это будет способствовать развитию у обучаемых мышления, памяти, внимания, способности к анализу и синтезу, развитию конструктивных умений, обоснованности суждений и привычки к самопроверке.
Одним из вариантов решения проблемы может рассматриваться использование игровых форм деятельности при проведении семинарских и практических занятий по дисциплине. Игра - это метод познания действительности, который учит обучаемых подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. В игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Игровая деятельность формирует целенаправленность действий, ее отличительной чертой является активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. В результате игры у обучаемых рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и