Научная статья на тему 'Квалиметрия коллективизма, индивидуализма, альтруизма и эгоизма'

Квалиметрия коллективизма, индивидуализма, альтруизма и эгоизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1562
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / АЛЬТРУИЗМ / ЭГОИЗМ / COMMUNIST DOCTRINE / COLLECTIVISM / INDIVIDUALISM / ALTRUISM / SELFISHNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье рассматриваются различия между коллективизмом и альтруизмом с одной стороны и индивидуализмом и эгоизмом с другой. Различия между этими понятиями не всегда видны. В чем же отличие между коллективизмом и альтруизмом, индивидуализмом и эгоизмом? Понимание этих различий важно не только с общетеоретической философской, социологической или психологической точки зрения, но с точки зрения практики в контексте классификации поведения людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалиметрия коллективизма, индивидуализма, альтруизма и эгоизма»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вальцев С. В. г. Москва

Квалиметрия коллективизма, индивидуализма, альтруизма и

эгоизма

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация: в статье рассматриваются различия между коллективизмом и альтруизмом с одной стороны и индивидуализмом и эгоизмом с другой. Различия между этими понятиями не всегда видны. В чем же отличие между коллективизмом и альтруизмом, индивидуализмом и эгоизмом? Понимание этих различий важно не только с общетеоретической философской, социологической или психологической точки зрения, но с точки зрения практики в контексте классификации поведения людей. Abstract: the article discusses the differences between collectivism and altruism on the one hand, individualism, and selfishness on the other. The differences between these concepts are not always visible. What is the difference between collectivism and altruism, individualism and selfishness? Understanding these differences is important from not only the general theoretical philosophical sociological or psychological point of view, but also the practical point of view in the context of the classification of human behavior.

Ключевые слова: коммунистическая доктрина, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм.

Keywords: Communist doctrine, collectivism, individualism, altruism, selfishness.

Еще Ф. Бэкон советовал: перед началом дискуссии нужно уточнить терминологию. Поэтому проблема соотношения коллективизма, индивидуализма, альтруизма, эгоизма для своего правильного понимания требует предварительного четкого пояснения основных применяемых понятий.

Ввиду важности этих понятий для коммунистической доктрины, они стали несколько ангажированы, и сегодня существуют определенные разночтения при определении данных понятий. Например, коллективизм определялся в Большой советской энциклопедии как - характерная черта социалистических и коммунистических общественных отношений и принцип коммунистической морали, раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива. Моральный кодекс строителей коммунизма включает как важнейший принцип «коллективизм и товарищескую взаимопомощь: каждый за всех, и все за одного». Такой подход наложил определенный отпечаток на определение коллективизма, а также индивидуализма, альтруизма, эгоизма в современной социологии и психологии.

Коллективизм - нравственный принцип, противоположный индивидуализму, не терпящий себялюбия, своекорыстия и эгоизма, отдающий приоритет коллективным началам в организации общественной жизни и трудовой деятельности.

Индивидуализм - тип мировоззрения, сутью которого является, в конечном счёте, абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. Индивидуализм проявляется как в реальной жизненной позиции — в моральном поведении, так и в различных концепциях — этической, философской, идеологической, политической и т. п.

Альтруизм - нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.

Эгоизм - принцип жизненной ориентации, состоящий в превращении частных интересов в основной мотив деятельности и главный критерий оценки в отношении к обществу и окружающим.

Из приведенных выше определений видно, что различия между коллективизмом и альтруизмом с одной стороны, и индивидуализмом и эгоизмом не являются явными. Можно сказать, что различия между этими понятиями носят нюансовый характер. В рамках советской научной парадигмы, например, альтруизм и коллективизм разводились следующим образом: в условиях социализма принцип альтруизма сохраняет значение главным образом в области личных взаимоотношений между людьми, оказываясь недостаточным там, где люди служат «не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом...» 1 . Такое соотнесение коллективизма и альтруизма выглядит не очень убедительно. Понятно, что под альтруистом понимается, прежде всего, человек, который служит всему обществу. Наоборот, как раз коллективист нередко ориентирован на конкретный коллектив: сослуживцы, место учебы, а не на все общество.

Можно предложить следующее разграничение понятий «коллективизм», «индивидуализм», «альтруизм», «эгоизм», благодаря которым проводится

1 Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 22.

четкая грань между, на первый взгляд, довольно близкими, но в то же время разными понятиями.

Коллективизм - ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «коллектив должен играть значимую роль в моей жизни». Коллективист отдает приоритет коллективным началам в организации общественной жизни и трудовой деятельности, «Я» определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы» 1 . Коллективисты стремятся участвовать в делах коллектива, группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов, у них высокая мотивация одобрения коллективом, и сильно развито чувство близости и коллективной идентичности.

Индивидуализм - ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «коллектив не должен играть играет значимую роль в моей жизни». Индивидуализм это прямо противоположна коллективизму ценностная ориентация, поэтому все, что мы говорили о коллективизме, можно сказать и об индивидуализме, добавляя при этом частицу «не».

Альтруизм - ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «интересы других важнее моих собственных интересов».

Эгоизм - ценностная ориентация человека, в основе которой лежит принцип «мои интересы важнее интересов других».

В чем же отличие между коллективизмом и альтруизмом, индивидуализмом и эгоизмом? И есть они вообще? Есть! Понимание этих различий важно не только с общетеоретической философской социологической или психологической точки зрения, но точки зрения практики в контексте классификации поведения людей. Для анализа этих различий обратимся к Рис. 1.

1 Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - М., 2003 - с. 200.

^оллтиыащен

Ради себя

Ради других

Коллектив не важен

Рис. 1. Соотношение понятий «коллективизм», «индивидуализм», «эгоизм» и «альтруизм»

Исходя из приведенных нами определений «коллективизма», «индивидуализма», «эгоизма» и «альтруизма», возможно четыре сочетания ценностных ориентаций.

1. Альтруист + коллективист («ради других» и «коллектив важен»). Люди с подобным сочетанием ценностных ориентаций посвящают свою жизнь служению обществу.

2. Эгоист + индивидуалист («ради себя» и «коллектив не важен»). Это эгоистичные индивидуалисты, их кроме себя мало что интересует.

Возможны ли другие сочетания ценностных ориентаций? Например, разве может человек жить для себя, и в то же время коллектив для него имеет значение? Попробуем разобраться в этом вопросе.

3. Альтруист + индивидуалист («ради других» и «коллектив не важен»). Эти люди не живут ради себя, но и коллектив, общество для них не важны. Это защитники природы, борцы за права животных, монахи, т. е. те люди, которые посвящают свою жизнь не себе, но и не служению обществу, а Богу, животным, инопланетянам и т. д. Парадокс заключается в том, что альтруисты могут не только не жить ради общества, а напротив, бороться с ними, например, защищая права животных.

4. Эгоист + коллективист («ради себя» и «коллектив важен»). Такая жизненная позиция тоже имеет место в реальности. Интересы Николая ориентированы на коллектив, он решил посвятить жизнь служению коллективу и поэтому вступил в организацию, цель которой помощь бедствующим людям. Петр тоже нуждается в коллективе, он карманник, а коллектив источник его доходов. Таким образом, Николай и Петр обладают высокой степенью коллективизма, они не могут без коллектива. Но можно ли их «поставить на одну доску»?

«Коллективиста» Петра можно назвать «эго-коллективистом». Для ложных коллективистов подход к коллективу чисто потребительский - «Все с помощью коллектива, ничего для коллектива». Это карьеристы, тщеславные люди, люди умеющие дружить с кем надо. К сожалению, таких людей немало и их очень часто путают с коллективистами.

Подводя итоги теоретическому анализу, можно сказать, коллективисты могут иметь прямо противоположные ценностные ориентации: истинный коллективист - «я для коллектива», эго-коллективист - «коллектив для меня». Аналогично и альтруисты могут иметь прямо противоположные ценностные ориентации. Одни могут жить ради общества, а другие с ним бороться.

Следовательно, перед тем как анализировать феномен «коллективизма», «индивидуализма», «эгоизма» и «альтруизма» надо четко определить то, что мы вкладываем в эти понятия.

Коллективизм и индивидуализм (точно так же как и альтруизм, и эгоизм) -две стороны одной медали и поэтому с помощью коллективизма можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций коллективизма и индивидуализма, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости, и индивидуализм можно выразить через коллективизм как коллективизм со знаком минус. Поэтому упрощения оценки коллективизма и индивидуализма можно использовать для оценки как коллективизма, так и индивидуализма, один показатель - коллективизм.

Низкий уровень коллективизма Выс°кий ур°вень к°ллективизма

Рис. 2. Взаимосвязь коллективизма и индивидуализма

То же само можно сказать и в отношении альтруизма и эгоизма, для измерения которых можно использовать одну ценностную ориентацию -альтруизм (можно и эгоизм - кому как нравится).

Обозначенный выше подход налагает определенную специфику на измерение коллективизма и альтруизма. К сожалению, множество методик не учитывают специфику различий между коллективизмом и альтруизмом. Ошибочное отожествление коллективизма с альтруизмом часто приводит исследователей, измеряющих эти качества, в тупик.

Существует, например, стереотип японского коллективизма, часто приходится слышать, что азиаты — коллективисты, а американцы — индивидуалисты. Сейчас для оценки индивидуалистических и коллективистских тенденций на индивидуальном уровне разработано множество приемов измерения. В последние несколько лет эти измерительные средства используются достаточно широко, и полученные с их помощью результаты не подтверждают стереотип азиатского, в частности, японского коллективизма. Например, когда Мацумото и его коллеги измерили тенденции индивидуализма-коллективизма (ИК), используя свой Вопросник межличностной оценки ИК, то обнаружили, что американцы

большие коллективисты, чем японцы. Картер и Диннел сообщают об аналогичных результатах. Они использовали Шкалу коллективизма Ямагути, Показатель коллективистских ценностей Триандиса, Шкалу Я-конструктов Сингелиса и множество измерителей индивидуальных и коллективных самооценок, работая с американскими и японскими участниками. Вопреки своим ожиданиям, они обнаружили, что коллективизм больше характеризует американцев, чем японцев. Недавно Такано и Осака произвели обзор других исследований, сравнивавших американцев и японцев по показателям индивидуализма—коллективизма. Они сообщили, что в двух исследованиях по конформности (послушанию) и пяти анкетных исследованиях не обнаружено никаких различий между выборками из двух этих стран. В двух экспериментальных исследованиях по сотрудничеству и в одном анкетном исследовании было установлено, что японцы большие индивидуалисты, чем американцы1.

В восточных культурах в большей степени развиты эгоколлективизм, именно поэтому Восток не может противостоять Западу во время вооруженных конфликтов. Но в то же время на Востоке широко представлено такое качество, как взаимопомощь, что в гораздо меньшей степени выражено в Западных культурах.

Подводя итоги анализу проблемы квалиметрии коллективизма и альтруизма, обратимся к исследованию американского социолога и этнопсихолога Г. Триандиса, который на основании анализа исследований 46 психологов и культурантропологов из более чем 60 атрибутов коллективизма/индивидуализма выделил четыре основных признака:

1. Структура целей (у коллективистов личные цели обычно сочетаются с целями группы, в то время как у индивидуалистов они часто не совпадают; в случае несовпадения целей коллективисты отдают приоритет групповым целям, а индивидуалисты — личным).

2. Определение «Я» (коллективисты рассматривают «Я» как взаимозависимое с другими членами одной или нескольких групп, индивидуалисты же рассматривают «Я» как автономное и независимое от групп).

3. Акцент на нормах или аттитюдах (поведение коллективистов в большей степени регулируется нормами, чувством долга и обязательствами, а поведение индивидуалистов — аттитюдами, потребностями, воспринимаемыми правами и контрактами).

4. Акцент на взаимосвязанности или рационализме (коллективисты поддерживают «коммунальные» отношения, при которых принимаются в расчет потребности других, даже если это невыгодно индивиду. Индивидуалисты поддерживают рациональные отношения обмена и тщательно подсчитывают их издержки и выгоды. 2

Анализ приведенных выше атрибутов коллективизма приводит к выводу, что к коллективизму относится только второй пункт. Третий и четвертый пункт в большей степени есть форма проявления альтруистических качеств личности. А первый пункт занимает промежуточное положение между

1 Психология и культура. Под ред. Д. Мацумото. - СПб.: 2003. - с. 485.

2 Triandis H. C. Cross-cultural psychology. // Asian J. of Social Psychology. 1999. - Vol. 2. - p. 217.

коллективизмом и альтруизмом. В определенной ситуации с помощью первого пункта можно определить коллективизм, а в другой - степень выраженности альтруизма.

Подводя итоги анализу проблемы квалиметрии коллективизма и альтруизма, отметим, что плодотворное сочетание методов квалиметрии, методик, выработанных в рамках психологии, и понятий, выработанных в рамках философии и социологии, может стать серьезным подспорьем в исследовательской практике ряда наук.

Литература

1. Вальцев С. В. Эволюционный аспект формирования духовности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 3 (3). С. 26-32.

2. Вальцев С. В. Осевые ценностные ориентации // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 56-63.

3. Вальцев С. В. Являются ли психические потребности духовными? // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 7 (7). С.8-10.

4. Вальцев С. В. Сущность, структура национальной психологии исследования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 10 (10). С.16-21

5. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39.

6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - М., 2003.

7. Психология и культура. Под ред. Д. Мацумото. - СПб.: 2003.

8. Triandis H. C. Cross-cultural psychology. // Asian J. of Social Psychology. 1999. - Vol. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.