Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна
Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда); курсант Яблокова Любовь Андреевна
Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ В УЧЕБНЫХ
ГРУППАХ
Аннотация. Лидерство в малой группе является неотъемлемой частью, которая необходима для эффективного управления ее функционированием. Часто обнаруживается несовпадение формального и неформального лидера в учебной группе, что может приводить к конфликтам в группе. Формального лидера могут назначить без учета его личностных особенностей, его желания руководить группой, желания группы видеть именно этого человека в роли руководителя. Проблема состоит в том, что назначенные лидеры, являясь формальными, могут не обладать достаточными лидерскими качествами. В связи с этим, управление группой берут в свои руки неформальные лидеры, которые остались не замеченными руководством факультета в коллективе определенной группы. Вследствие этого неформальному лидерству в полном объеме не уделяется внимания. Обладание лидерским статусом, в первую очередь, зависит от необходимых для этого качеств личности. Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, разделяет те ценности, которые присущи группе. Неформальный лидер по своим характерологическим особенностям соответствует ожиданиям группы и требованиям роли. Необходимо учитывать его характерологические особенности, потому что он оказывает серьезное воздействие на группу. Сопоставление характерологических особенностей формальных и неформальных лидеров показало значительное сходство в профиле личности, однако есть различия в значимых для управления группой чертах личности. Формальные лидеры обладают заостренной акцентуацией характера по типу гипертимности, выраженным типом возбудимости, в отличие от неформальных лидеров, которые менее гипертимны, более спокойны и экзальтированы. Для обоих типов лидерства присущи черты характера, схожие с такими типами акцентуаций, как склонность к застреванию, циклотимности, демонстративности. Необходимо обучать формальных лидеров навыкам саморегуляции своих состояний. При управлении группой важно и руководству факультета и официальным лидерам групп учитывать характерологические особенности неформальных лидеров, чтобы успешно с ними взаимодействовать и оказывать нужное воздействие на учебные группы.
Ключевые слова: социальная роль, формальный лидер, неформальный лидер, учебная группа, акцентуация характера.
Annotation. Leadership in a small group is an integral part, which is necessary for the effective management of its functioning. Often there is a discrepancy between the formal and informal leader in the study group, which can lead to conflicts in the group. A formal leader can be appointed without taking into account his personal characteristics, his desire to lead the group, the desire of the group to see this particular person in the role of leader. The problem is that appointed leaders, while formal, may not have sufficient leadership qualities. In this regard, the management of the group is taken over by informal leaders who remained unnoticed by the leadership of the faculty in the collective of a certain group. As a result, informal leadership is not given full attention. Possession of leadership status, first of all, depends on the personality traits necessary for this. The leader of the group can only be the person who is able to lead the group to the resolution of certain group situations, problems, tasks, who carries the most important personality traits for this group, shares the values that are inherent in the group. The informal leader in its characterological features corresponds to the expectations of the group and the requirements of the role. It is necessary to take into account his characterological features, because he has a serious impact on the group. A comparison of the characterological features of formal and informal leaders showed a significant similarity in the personality profile, but there are differences in personality traits that are significant for group management. Formal leaders have a sharp accentuation of character according to the type of hyperthymia, a pronounced type of excitability, in contrast to informal leaders who are less hyperthymic, more calm and exalted. Both types of leadership have character traits similar to such types of accentuations as a tendency to get stuck, cyclothymic, demonstrative. It is necessary to train formal leaders in the skills of self-regulation of their states. When managing a group, it is important for both the faculty management and the official group leaders to take into account the character traits of informal leaders in order to successfully interact with them and have the necessary impact on the study groups.
Key words: social role, formal leader, informal leader, study group, character accentuation.
Введение. Лидерство в малой группе является неотъемлемой частью, которая необходима для эффективного управления ее функционированием. В межличностных отношениях малой группы принято выделять официальные и неофициальные виды отношений. Если подвергать анализу пласт деловых отношений, то официально созданную малую группу возглавляет назначенный руководитель, при рассматривании пласта неформальных отношений в этой же группе мы обнаруживаем неформального лидера. Очень часто прослеживается несовпадение формального и неформального лидера. Такое положение может привести к конфликтам в группе. Необходимо своевременно выявлять неформального лидера, изучать его личностные характеристики, направленность, находить точки воздействия на него, осуществляемые руководителем группы, чтобы формировать сплоченный, просоциально направленный коллектив. Если прослеживать вхождение в общество человека через малые группы на протяжении всего онтогенеза, то мы видим, что именно в студенческие годы группы обучающихся возглавляют старосты, чаще всего назначаемые деканатом. В более ранние возрастные периоды, речь идет о среднем и старшем школьном возрасте, выбор старосты класса обычно осуществляется классным руководителем через наблюдение им поведения детей в классе и их особенностей взаимоотношений, а также с учетом желания учеников, претендующих на эту роль. Там, скорее всего, будет совпадать формальный и неформальный лидер в одном лице. Смена старосты проходит достаточно легко в школьные годы с согласия класса, не требующая никаких официальных сопроводительных документов.
В студенческом возрасте назначенный деканатом староста чаще всего остается в этой роли до конца обучения в ВУЗе. Не всегда староста в студенческой группе соответствует ожиданиям группы. В редких случаях происходит смена старосты с учетом мнения группы. В ведомственных ВУЗах ситуация с назначением командира группы гораздо более жесткая и регламентированная. Командир группы назначается приказом начальника института, на него возлагается большой объем обязанностей и ожиданий со стороны курсового звена, преподавательского состава и самой группы. За все события, которые происходят с членами курсантской учебной группы, ответственность несет командир. Выбор командира учебной группы осуществляется курсовым звеном. Чаще всего на эту должность назначают молодых людей, имеющих опыт обучения в кадетских классах или среднее профессиональное образование, старших по возрасту, прошедших военную
службу по призыву, посещающих спортивные школы. Среди девушек также в качестве предпочтительных на должность командира выбирают тех, кто ранее обучался в кадетском классе, посещающих спортивные школы. Личностные особенности при этом не учитываются, так же как и желание самих молодых людей занять данную должность. До конца обучения командиры групп не меняются, только в исключительных случаях.
За время работы в ведомственном ВУЗе на протяжении почти двадцати лет в личной практике было только два подобных случая, когда было переназначение командиров групп. Поводом послужило отчисление одного командира группы за его хроническую академическую неуспеваемость и полную неспособность другого командира группы выполнять функциональные обязанности. В учебной группе постоянно были проблемы с дисциплиной, с успеваемостью, конфликты внутри группы, с курсовыми офицерами и преподавателями. Сами обучающиеся постоянно выказывали недовольство своим командиром. Помимо формальных лидеров в каждой группе обучающихся есть и неформальные лидеры. Проведение социометрии в рамках курса «Социальная психология» достаточно часто обнаруживает расхождение формальных и неформальных лидеров в учебных группах. Среди основных теорий, объясняющих происхождение лидера в группе, наше внимание привлекает системная теория, указывающая на выполнение лидером функций, нужных группе, и имеющим для этого выполнения перечень определенных личностных черт, опять же импонирующих конкретной группе. Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому разводится понятие. В качестве примера можно отметить всем известную типологию лидерства М. Вебера, в которой он выделил три основных типа лидерства, где в качестве критерия выступала зависимость от способа легитимации власти: традиционное, харизматическое и рационально-легальное [3, С. 12-15].
Особо остро встает проблема изучения характерологических особенностей на основе большого количества типологий, классификаций, подходов, направлений к изучению лидерства и руководства в коллективах курсантов ведомственного ВУЗа. Важно отметить, что командиры учебных групп в основном ориентированы на выполнение задачи любой ценой без учета потребностей и интересов курсантов [4, С. 99-101]. Проблема состоит в том, что назначенные лидеры, являясь формальными, могут не обладать достаточными лидерскими качествами. В связи с этим, управление группой берут в свои руки неформальные лидеры, которые остались не замеченными курсовым звеном в коллективе определенной группы. Вследствие этого неформальному лидерству в полном объеме не уделяется внимания. Обладание лидерским статусом, в первую очередь, зависит от необходимых для этого качеств личности, причем деятельностно-значимого характера [2, С. 92]. Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер [1, С. 38].
Изложение основного материала статьи. Нами была предпринята попытка сопоставления характерологических черт у формальных и неформальных лидеров в курсантских учебных группах.
Сбор эмпирических данных осуществлялся на базе Вологодского института права и экономики ФСИН России в 2 этапа. На 1 этапе использовалась социометрическая методика. Социометрия позволяет на данном этапе выделить лидера учебной группы в курсантском коллективе, в нашем случае выявлялись неформальные лидеры. В выборку вошли 4 учебные группы психологического и юридического факультетов, 4-5 курс обучения, возраст от 19 до 24 лет, общее количество составило 90 курсантов.
Испытуемым предлагалось ответить на 2 вопроса (см. табл. 1).
Таблица 1
Социометрическая карточка для выявления неформального лидера
а) С кем Вы хотели поехать из своей группы в продолжительную служебную командировку? 1.
2.
3.
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку? 1.
2.
3.
Проведение методики социометрии в параметрической форме, при условии того, что испытуемый был ограничен выбором только трех одногруппников, помогло нам выделить неформальных лидеров на основании того, что данные курсанты набрали набольшее количество выборов среди своих одногруппников. Количество неформальных лидеров девушек - 4, юношей - 6. Неформальные лидеры были определены путем подсчета общих положительных выборов и определения наибольшего количества выборов по каждой группе. Таким образом, в 4 учебных группах были установлены 10 неформальных лидеров (табл. 2).
Таблица 2
Количество положительных выборов в каждой группе для выявления неформальных лидеров по результатам
социометрии
Неформальный лидер (№ в списке группы, учебная группа) Максимальные положительные выборы по группе
№3 (281) 4
№4 (281) 4
№10 (282) 9
№14 (282) 9
№1 (174) 7
№10 (174) 7
№16 (174) 7
№20 (174) 7
№3 (176) 9
№10 (176) 9
Необходимо отметить несовпадение неформальных лидеров с командирами групп. Скорее всего, именно для заявленной в социометрической карточке ситуации командиры не обладают нужными характеристиками, которые воспринимались бы группой как образ надежного партнера в продолжительной служебной командировке.
В качестве формальных лидеров выступили курсанты в общем количестве 10 человек, занимающие должности командиров отделения и заместителей командиров взводов, в звании от младшего сержанта до старшего сержанта, т.е. лица младшего начальствующего состава. Командиры групп и выявленные неформальные лидеры приняли участие во 2 этапе исследования. Всего участвовало 20 человек.
На втором этапе использовался опросник Леонгарда-Шмишека. Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента личности, выявление некоторых «заостренных» индивидуальных свойств, присущих человеку. Известно, что некоторые заостренные черты могут способствовать установлению доброжелательных отношений, а некоторые могут выступать в качестве источника конфликтов в малой группе.
В результате проведенного исследования по опроснику Леонгарда-Шмишека, мы получили числовые показатели по каждой шкале опросника, далее были подсчитаны средние показатели по каждой из шкал характерологического теста (табл. 3).
Таблица 3
Средние значения по шкалам опросника Леонгарда-Шмишека у испытуемых
Шкала методики (тип акцентуации) ЭГ 1 формальный лидер ЭГ 2 неформальный лидер
Гипертимность 19,2 16,8
Застревание 12,6 13,6
Эмотивность 14,1 12,6
Педантичность 9 7
Тревожность 6 7,8
Циклотимность 13,2 11,7
Демонстративность 12 12,4
Возбудимость 14,8 4,8
Дистимность 6,3 6,9
Экзальтированность 13,2 16,2
В таблице 3 представлен профиль как формального, так и неформального лидера. Данный профиль можно отнести к «зубчатому» профилю личности. У формальных и неформальных лидеров есть определенные достоинства и недостатки, которые могут создавать трудности в коммуникативном и воспитательном плане. Можно отметить их сходство по многим шкалам. Однако есть и выраженные расхождения по двум шкалам.
У формальных лидеров выявлена заостренная акцентуация характера - гипертимность (ср. знач.=19,2), у неформальных лидеров заостренных акцентуаций характера не выявлено. В свою очередь у неформальных лидеров такой тип акцентуации как возбудимость представлен на низком уровне развития (ср. знач.=4,8).
Схожесть отмечается в уровнях развития одних и тех же типов акцентуаций у формальных и неформальных лидеров. Мы видим умеренную выраженность (согласно методике подученные значения находятся в диапазоне 6-10 баллов) таких типов акцентуаций, как педантичность, тревожность и дистимность, они рассматриваются как некие стратегии поведения в определенных ситуациях. Типы акцентуации, вошедшие в диапазон 11-13 баллов, рассматриваются авторами методики как проявление черт характера, свойственных для определенного типа акцентуации. В нашем случае у формальных и неформальных лидеров отмечаются проявления таких типов акцентуаций как склонность к застреванию, циклотимности, демонстративности, у формальных лидеров еще отмечена склонность к экзальтированности. Следующая группа акцентуаций, которая авторами методики рассматривается как сильная тенденция к определенной акцентуации (14-18 баллов), получила расхождение в обеих групп респондентов. Так, формальным лидерам свойственна возбудимость (ср. знач.=14,8), а неформальным лидерам - гипертимность (ср. знач.=16,8) и экзальтированность (ср. знач.=16,2).
Однако проявление одних и тех же типов акцентуации может разниться в зависимости от роли формального или неформального лидера. Рассмотрим это на примере возбудимости. В обеих группах испытуемых она вошла в разный диапазон: у командиров групп - это сильная тенденция к проявлению возбудимости (ср. знач.=14,8), у неформальных лидеров - тяготеет к отсутствию данной акцентуации (ср. знач.=4,8). Выполнение определенной роли может стимулировать или тормозить развитие той или иной черты личности. Так, командиры учебных групп подвержены сильному влиянию слов и действий окружающих людей, а именно курсового звена и преподавателей, поскольку именно через командиров групп часто доносится до группы определенная информация, и от командиров групп ждут, что группа начнет оперативно и правильно выполнять поступившие указания. Однако поступившая информация может носить общий, иногда противоречивый характер, а командиры групп не всегда способны ее правильно оценить, уточнить, а сразу бросаются выполнять. Обычно еще имеется дефицит времени, что только усугубляет восприятие ситуации. Поэтому это может приводить к неадекватной оценке ситуации, выбору неэффективного способа решения поставленной задачи. Командир может начать бурно эмоционально реагировать, резко отвечать на критику его действий со стороны группы. Это может приводить к возникновению конфликтов между командиром и группой. В отличие от командиров, неформальные лидеры, которые находятся в относительно более свободном положении от курсового звена, могут более обдуманно подойти к решению поставленных задач, предложить более рациональный способ достижения цели, поэтому у них не возникает бурных негативных эмоциональных реакций на сложившуюся ситуацию.
Такая же ситуация и с гипертимностью. Очевидно, что лидером может стать только самостоятельный, активный человек, который своей энергией будет направлять группу в нужном направлении, стимулировать ее к определенным действиям. У командиров она получила самые высокие значения. Роль командира требует от него постоянного общения с разными людьми (преподавателями, методистами, начальниками различных подразделений, курсовыми офицерами, командирами других учебных групп, членами своей группы), получения, обработки и передачи различной информации, оперативного решения самых сложных и внезапно возникающих ситуаций, координации действий членов группы. Только при наличии данной акцентуации командир группы успешно будет выполнять свою роль. Неформальному лидеру также необходима данная акцентуация, но сама социальная ситуация не требует высоких значений ее развития, что подтверждено полученными нами эмпирическими данными - у формальных лидеров она развита на высоком, но не на максимальном уровне.
Интересно, что экзальтированность получила разное развитие у формальных и неформальных лидеров. Неформальные лидеры более чувствительны к проблемам членов своей группы, быстрее готовы помочь им, более словоохотливы, бурно проявляют свои эмоции по любому поводу. От командиров групп требуется выдержка, специфика ведомственного ВУЗа не позволяет обсуждать приказы с вышестоящим руководством, поэтому и развитие в высоких значениях подобного типа акцентуации скорее будет мешать командиру группы, чем помогать ему в управлении группой. Но в группе он будет хуже восприниматься, чем более экзальтированный неформальный лидер.
Таким образом, можно сделать вывод, что лидером становится человек, личностные черты которого в большей степени удовлетворяют запросам группы. Важно подчеркнуть то, что лидерские качества проявляются в зависимости от условий осуществления деятельности и типичных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться курсантам в повседневной жизни. Акцентуация, связанная с проявлением лидерских качеств, зависит от:
1) сложившейся ситуации в коллективе;
2) роли и статуса в конкретной группе;
3) условий, которые обуславливают взаимоотношения членов группы в учебном коллективе.
Выводы. Анализ теоретического материала и полученных эмпирических данных позволяет выделить рекомендации, которые могут быть полезными для образовательных организаций ФСИН России:
1) Выявление неформальных лидеров в каждой учебной группе в период проведения курса молодого бойца (в течение первого месяца после зачисления в ведомственный ВУЗ).
2) Рекомендация к назначению неформального лидера на должность командира группы или его заместителя, отобранных в период курса молодого бойца и проявивших себя с положительной стороны в выполнении служебной и учебной деятельности.
3) Обучение командиров учебных групп способам саморегуляции своего поведения и психических состояний при возникновении критических ситуаций, чрезмерного напряжения и долговременного влияния стресса на человека.
4) Обучение курсантов образовательных организаций различным вариантам поведения в ситуациях напряжения, стресса и ситуациях, требующих быстрого реагирования и принятия решений.
Литература:
1. Белых-Силаев, Д.В. Проблема неформального лидерства в курсантских подразделениях ВВУЗа / Д.В. Белых-Силаев, М.К. Рохин // Юридическая психология. - 2013. - № 1. - С. 37-40.
2. Беляева, О.А. Проблема соотношения лидерства и власти в среде курсантов военного института / О.А. Беляева, А.Н. Сивак // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4. - С. 92-98.
3. Данилова, Н.И. Современная типология лидерства в организации / Н.И. Данилова // Социология и право. - 2012. -№ 2. - С. 10-23.
4. Титарев, А.Е. Психологические особенности руководства и лидерства в учебных группах курсантов образовательных организаций системы МВД России / А.Е. Титарев // Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. - 2019. - № 2. - С. 99-104.
Психология
УДК 159.923.
доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск), Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань); магистрант Горелова Ксения Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ КИНОПРОДУКЦИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Целью статьи представление результатов эмпирического изучения взаимосвязей ценностей и предпочтений кинопродукции у современной молодежи. Авторы анализируют противоречивость медийного пространства в аспекте влияния на ценности молодежи. Подростки и юноши получают идеалы, ценности, образцы нравственного релятивизма, потребления и гедонизма. Кинопродукция может стать эффективным инструментом позитивного влияния на ценностные ориентации современной молодежи в образовательных организациях. Авторами предложен подход к оценке механизмов ценностного влияния предпочтения кинопродукции. В исследовании принимали участие 60 человек: 30 девушек и 30 юношей 16-17 лет, обучающихся в старших классах школ. Представлены сравнительные данные ценностных ориентаций и предпочтений жанров кинопродукции у юношей и девушек. Анализ выявил приверженность юношей гедонистическим и эгоцентрическим ценностям. А именно, жизнерадостности, высоким запросам, независимости. Низкими рангам характеризуются жизненные ценности: материальное состояние; помощь и милосердие; признание и уважение; социальная активность. Ценности юношей сопряжены с предпочитаемыми жанрами фильмов - боевиками и фэнтези. Девушкам в большей степени присущи терминальные просоциальные ценности. А именно, социальная активность, познание и признание, помощь и милосердие, интересная работа, свобода, уверенность и развитие, материальное обеспечение. Выбор ценностей девушками связан с предпочтениями фильмов просоциального содержания, транслирующих социальную ответственность, твердую ролевую позицию и заботу. Выявленные закономерности развития ценностных ориентаций молодежи на основе кинопродукции могут быть использованы в психолого-педагогической и воспитательной работе со старшеклассниками.
Ключевые слова: молодежь, ценность, ценностные ориентации, предпочтения, кинопродукция.
Annotation. The purpose of the article is to present the results of an empirical study of the interrelationships of values and preferences of film production among modern youth. The authors analyze the inconsistency of the media space in the aspect of influence on the values of youth. Teenagers and young men receive ideals, values, patterns of moral relativism, consumption and hedonism. Film production can become an effective tool for positive influence on the value orientations of modern youth in educational organizations. The authors propose an approach to assessing the mechanisms of the value influence of film production preferences. The study involved 60 people: 30 girls and 30 boys aged 16-17, studying in high schools. Comparative data of value