Научная статья на тему 'Образ идеального и реального лидера в студенческой группе медицинского вуза'

Образ идеального и реального лидера в студенческой группе медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
741
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР / ФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР / ГРУППА / ЛИЧНОСТЬ / LEADERSHIP / INFORMAL LEADER / THE FORMAL LEADER OF THE GROUP / PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаев С.В., Потапова Ю.В.

Исследование было посвящено изучению идеального и реального образа лидеров в студенческой группе. Актуальность исследования заключается в необходимости понимания механизмов лидерства в современном обществе и вклада личности в обретении роли лидера. Целью исследования было изучение образов идеального и реального лидера в студенческой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF AN IDEAL AND A REAL LEADER IN THE STUDENT GROUP OF MEDICAL UNIVERSITY

He study was devoted to the study of the ideal and the real image of the leaders in the student group. The relevance of the study is the need to understand the mechanisms of leadership in today's society and the contribution of the individual in attaining a leadership role. The aim was to study the image of the ideal and the real leader in the student group.

Текст научной работы на тему «Образ идеального и реального лидера в студенческой группе медицинского вуза»

Клиническая психология

УДК. 159.95

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО ЛИДЕРА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С.В. Исаев, Ю.В. Потапова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет»

Аннотация. Исследование было посвящено изучению идеального и реального образа лидеров в студенческой группе. Актуальность исследования заключается в необходимости понимания механизмов лидерства в современном обществе и вклада личности в обретении роли лидера. Целью исследования было изучение образов идеального и реального лидера в студенческой группе.

Ключевые слова. лидерство, неформальный лидер, формальный лидер, группа, личность.

IMAGE OF AN IDEAL AND A REAL LEADER IN THE STUDENT GROUP OF MEDICAL UNIVERSITY Isaev S. V., Potapova J. V.

Resume. he study was devoted to the study of the ideal and the real image of the leaders in the student group. The relevance of the study is the need to understand the mechanisms of leadership in today's society and the contribution of the individual in attaining a leadership role. The aim was to study the image of the ideal and the real leader in the student group. Keywords. Leadership, informal leader, the formal leader of the group, a person.

В древнейшей мифологии вожди обычно наделялись божественными, сверхчеловеческими свойствами, способностями. Описывая древнегреческие, древнеримские войны, известные историки Геродот, Плутарх, Светоний говорят, прежде всего, о деяниях великих полководцев, вождей, отмечая их высокий разум, дух, сильную волю, выдающиеся свойства организаторов, способных многое предвидеть, предугадать, увлечь людей на подвиг, зародить в них веру в победу, торжество, триумф.

Взаимоотношения правителя и подданных привлекали внимание многих поколений мыслителей. По мнению Сократа, руководитель должен обладать красноречием, уметь повелевать. Платон утверждал, что правитель должен получать определенное воспитание, быть мудрым, ибо, мудрость необходима для управления людьми. По словам Платона, добродетель царей - философствовать; добродетель подданных -повиноваться: «Не дело правителя просить, чтобы подданные ему подчинялись». Сократ обращал внимание не только на функцию принуждения, но и на способность правителя убеждать людей: «Хороший руководитель умеет словом и делом зажечь в людях желание работать. Подчиненные будут довольны таким руководителем и довольны друг другом» [2].

Реалии нового времени показывают, что с развитием индустрии должны развиваться и взаимоотношения у людей. В настоящее время каждая уважающая себя организация проводит строгий отбор людей с целью выявления лидеров и ведомых.

Лидерство - многомерное явление, которое имеет определенные этапы. На первом происходит своеобразный отбор, когда группа по определенным, ценным для нее качествам выбирает себе лидера; затем, постоянно подкрепляя (положительно или отрицательно) определенное поведение лидера, группа закрепляет в его личности такие качества. И этот процесс будет тем определеннее, чем дольше лидер успешно выполняет свою роль. Складывается своеобразный стереотип - представление данной группы о том, как должен вести себя лидер.

В лидере, прежде всего, важна личность. Лидер — это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Великий лидер, руководя интересами, распределяя блага и развивая собственную деятельность, обеспечивает работой сотни людей, стимулирует прогресс в обществе, вносит оживление, диалектику, дающие толчок эволю-ции.[1]

В формальном лидерстве влияние исходит из официального положения в организации, в неформальном - признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерству в большей мере свойственна неформальная основа. Р.Л.Кричевский пишет: «Руководство - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порож-

денный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический».

Неформальный лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника, лишенного эмоций и переживаний, но и человека, обладающими лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства.

Поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к коллективу может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором - он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Неформальный лидер - это член группы, который официально не имеет руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения занял особое положение - лидерское. Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные - компетентность и отзывчивость, признание группой. Неформальные лидеры получают от группы властные полномочия в принятии решений и распоряжении ресурсами. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними.

Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Неформальный лидер имеет две первостепен-

ные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают два лидера: один для выполнения целей группы, другой - для социального взаимодействия.

Большое разделение на формальных и неформальных лидеров имеется в политической среде, когда есть формальный руководитель (президент, премьер-министр, император) и неформальные лидеры, которые и держат власть. Хотя, в большинстве случаев, формальный руководитель является лидером, ведь чтобы получить свою должность ему пришлось проявить лидерские качества. Очень важно социальное предназначение лидера, т.е. характерные для него роль и ситуация, в которой он проявляет себя и привлекает людей в наибольшей степени.

Изучение идеального образа лидера студенческой группы.

Учебная деятельность ставит ряд вопросов относительно субъекта лидерских процессов. Какова личность лидера? Какова личность тех, с кем взаимодействует лидер? Как они находят взаимное понимание и поддержку? Есть ли между ними нечто общее и в чем состоит отличие лидера от ведомого? И много других вопросов. В социально-психологической литературе лидер описывается в связи с его отличительными особенностями и признаками. Выделяют свойства инициативности и умения трезво оценить ситуацию, честолюбие, способность принимать адекватные решения, организаторские способности и прочие качества.

Целью настоящего исследования было изучение образов идеального и реального лидера в студенческой группе медицинского вуза.

Использовались следующие методики:

1) социометрическое исследования Дж.Морено;

2) характерологический тест Леонгарда-Шмишека.

Для выяснения отличий личностных качеств лидера и ведомого, было проведено специальное исследование, в котором приняли участие более 60 учащихся. Им было предложено задание: на листе бумаги написать по 10личностных свойств, включающих интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и другие профессионально-важные качества. Исходный материал был статистически обработан, и в результате удалось выявить 29 личностных свойств, эталонных для лидера (табл. 1).

Таблица 1

Предпочитаемые личностные черты лидера студенческой группы медицинского вуза

Варианты Количество Процентное

ответа ответов соотношение

Ответственность 31 7,95

Умственные качества 28 7,18

Целеустремленность 27 6,92

Общительность 24 6,15

Дружелюбие 23 5,90

Независимость 23 5,90

Чувство юмора 21 5,38

Храбрость(решительность) 21 5,38

Активность 20 5,13

Убедительность 19 4,87

Сообразительность 17 4,36

Пунктуальность 14 3,59

Харизматичность 14 3,59

Авторитетность 13 3,33

Отзывчивость 12 3,08

Тактичность 11 2,82

Толерантность 10 2,56

Хладнокровие (стресс-уст.) 9 2,31

Коммуникабельность 8 2,05

Справедливость 8 2,05

Неординарность 8 2,05

Честность 6 1,54

Наглость 5 1,28

По данным проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Для лидера самыми важными, по мнению целевой аудитории, являются следующие качества: ответственность, умственные способности, целеустремленность, общительность, дружелюбие и независимость.

2) Также можно отметить, что такие качества как благородство, трудолюбие и милосердие замыкают список.

Можно предположить, что качества, выбранные в качестве эталонных, отвечают требованиям студенческой аудитории по разным причинам:

- общительность и дружелюбие способствуют легкому установлению контактов, без развитых коммуникативных качеств лидер не может полноценно выполнять свою роль;

- умственные способности выбраны в качестве важных качеств, поскольку целевая аудитория - учащиеся высшего учебного заведения, и можно предположить, что интеллект для этой группы является ценностью;

- целеустремленность и независимость -черты сильной личности, а именно таким будет являться лидер.

- трудолюбие, милосердие - качества исполнителя, а не лидера, к тому же милосердие -фемининная черта личности, лидер же - скорее маскулинная фигура даже, если эту роль выполняет девушка.

Исследование ролевой структуры групп. Выделение реальных формальных и неформальных лидеров.

Были проанализированы 3 студенческие группы, в которых, в общей сложности было выделено 14 лидеров: 7 формальных и 7 неформальных.

После обработки данных результатов социометрии выяснилось, что ни в одной группе не существует единственного лидера, все они разделены минимум на 2 подгруппы, в каждой из которых имеется свой лидер. Данное явление можно наблюдать на рис.1 и 2, где в качестве примера отражены социограммы для формального и неформального лидеров.

В целом, количество лидеров для каждой из групп приведено в таблице 1.

После выявления формальных и неформальных лидеров нами была поставлена задача по выяснению их личностных особенностей. Для этого использовался тест Леонгарда-

Шмишека. Было принято решение сконцентрировать свое внимание именно на неформальном лидерстве, поскольку исследование неформального лидерства наиболее важно для установления неформальной структуры группы. Так как формальными лидерами, в основном, являются старосты, либо люди, лучше всего справляющиеся с учебой, то критерии, по которым их выделяют, не связаны с их личностными качествами.

Неформальные лидеры, которых труднее выявить и труднее сопоставить связи в группе с ними, выделяются в группе именно по критерию личностных качеств, и, именно поэтому, наше исследование было посвящено им.

Были подсчитаны средние показатели по каждой из шкал характерологического теста. Профиль реального лидера можно наблюдать на рисунке 1.

Рисунок 1. Профиль личности неформального лидера студенческой группы.

Было выявлено, что наиболее ярко выраженные черты реального лидера студенческой группы - экзальтированность, гипертимность, возбудимость. Для того, чтобы сравнить образ

идеального и реального лидера, нами были выделены основные черты, присущие личности с данными акцентуациями.

Сравнение образов идеального и реального лидеров дало следующие результаты:

1) Образ идеального лидера схож с экзальтированным типом в том, что оба типа обладают ответственностью и дружелюбием.

2) Образ идеального лидера схож с гипер-тимным типом в том, что оба типа обладают ответственностью и дружелюбием.

3) Образ идеального лидера схож с возбудимым типом в том, что оба типа обладают целеустремленностью и независимостью.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ идеального лидера складывается из оптимального сочетания личностных черт реальных людей. Полученные в ходе исследования результаты говорят о том, что предпосылками к лидерской позиции являются ярко выраженные черты экзальтированности, гипертимности и возбудимости. Каждая из этих акцентуаций по-своему дополняет образ лидера:

- экзальтированный тип характеризуется способностью получать удовольствие от волнующих его идей, приходит в состояние восхищения, воодушевления. Такие люди проще могут повести за собой, поскольку сами «загораются» определенной идеей;

- гипертимы - жизнерадостные и общительные, легкие на подъем люди. Лидер-гипертим также легко может повести за собой, инициировать группу на какую-либо активную деятельность;

- возбудимый тип обладает непреклонным характером, силой и быстротой реакции. В группе людей юношеского возраста эти качества могут цениться как проявление силы личности, такой лидер нужен группе в периоды конфликтов, чтобы взять под свой контроль групповые процессы.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что в ходе исследования были выявлены такие черты идеального лидера, как ответственность, развитые умственные способности, целеустремленность, общительность, дружелюбие, независимость. Чаще всего лидер студенческой группы обладает следующими чертами: возбудимостью, экзальтированностью, гипертимно-

стью. Сравнение образов идеального и реального лидера показало, что характеристики реальных лидеров при оптимальном сочетании схожи с набором черт, выделенным студентами в образе идеального лидера. Таким образом, можно сделать вывод, что лидером становится человек, личностные черты которого в большей степени удовлетворяют запросам группы.

Осуществление лидерства, реализация управленческих воздействий лидера в студенческом коллективе приводят к возникновению нескольких эффектов, позволяющих адекватно строить процесс самоорганизации, самоуправления медицинской профессиональной деятельностью. В процессе руководства происходит взаимное познание участников деятельности, позволяющее им прийти к взаимному пониманию или к отсутствию такового. Это позволяет учащимся оценить друг друга. Взаимное познание и понимание, а также эффект взаимооценки являются основой для формирования межличностных отношений, и, прежде всего, отношений по признаку распределения власти: «лидер - ведомый». Дифференциация лидерских ролей, упорядочение лидерских статусов отражает уровень организованности, самоуправляемости студенческого коллектива как сложной социальной системы.

И, наконец, практика показывает, что лидеры в студенческих коллективах необходимы, что недостаточное развитие лидерства либо отсутствие лидеров в группе следует рассматривать как неблагоприятный симптом, имея в виду способность коллектива к самоорганизации и самоуправлению. Значимость последних неизмеримо возрастает в условиях выполнения сложных учебных задач.

В ходе проведенного нами исследования выяснилось, что именно личностные черты человека обеспечивают ему позицию в группе. К лидерству чаще приходят коммуникабельные, способные установить контакт и проявить авторитарность люди. В данном случае нами было выявлено, что в значительной мере черты идеального и реального лидера являются схожими.

Литература

1.Антонио Менегетти. П 86 Психология лидера / Перевод с итальянского ННБФ «Онтопсихология». Изд. 4-е,дополненное. — М: ННБФ «Онтопсихология», 2004 г., 256 с

2.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 380.

3.Кабакова Д. В. Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии [Текст] / Д. В. Кабакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 16-19.

4.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. - М., 1993. - С.305.

5.Ашин Г.К. Доктрина «массового общества». - М., 2001. - С.189.

6.Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляг В.В. Проблемы психологии воинского коллектива. - М.: Воениздат, 1973

7.Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 2004. - 310 с.

8.Вендов А.И. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах: автореф. дисс. ... канд.псих.наук. - Л., 1993. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.