ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ К ОБРАЗУ ФИЗИЧЕСКОГО Я В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ПРОЦЕССЕ ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© А. Г. Черкашина
Черкашина Анна Георгиевна
кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии управления
Самарская гуманитарная академия
Статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи самоотношения к характеристикам Образа Физического Я с социометрическим статусом студенток в процессе формальной и неформальной деятельности. Получены результаты особенностей самоотношения к внешней привлекательности социометрических лидеров и пренебрегаемых.
Ключевые слова: социометрический статус, характеристики Образа Физического Я, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, глобальное самоотношение.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, Я-концепция, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Каждый человек раскрывается в группе через определенные присущие ему свойства и особенности, которые он смог задействовать в осуществлении данной совместной деятельности. Через восприятие этих свойств другие участники выстраивают образ данного члена группы и далее — свое собственное поведение в отношении его.
Одним из критериев оценки себя в межличностных отношениях служит Образ Физического Я. Физическое Я индивида может быть представлено осознанием себя как привлекательного/непривлекательного, красивого/некрасивого, крепкого/слабого, полного/худого и т. д. Кроме того, человеком осознается, причем часто болезненно, соответствие либо не-
соответствие своих конституциональных характеристик существующему социальному эталону. Любое несоответствие стандарту, как правило, вызывает повышенную озабоченность человека этим обстоятельством. Положительная оценка собственного Образа Физического Я в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его Я-концепции в целом, и наоборот — отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки [1]. Внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции) являются наиболее информативными для процесса наблюдения. Воспринимая эти признаки, другие члены группы определенным образом оценивают их и делают некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма приписанных свойств, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к наблюдаемому. Это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится - не нравится». Внешне приятного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.
Сам член группы, воспринимая особенности отношения к себе, создает собственный образ «я в группе». В результате он реализует поведение, которое задает ему некоторое место, положение в группе, его статус. Так, Г. М. Андреева, М. Р. Битянова понимают статус как совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений [2].
Методика исследования
С целью изучения взаимосвязи самоотношения к Образу Физического Я и социометрического статуса личности студентов в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии было проведено исследование пяти групп студенток 1 и 2 курса. Общая выборка составила 63 человека.
Методики исследования: 1) Для изучения социометрических статусов в группе применялась социометрическая методика, разработанная Дж. Морено [3, 5]. 2) С целью выявления структуры самоотношения использовался «Опросник самоотношения»В. В. Столина [6, 7]. 3) Для изучения самоотношения к характеристикам Образа Физического Я был использован сокращенный вариант авторской методики «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я». Образ Физического Я понимается как единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью и функциями тела. Образ Физического Я — это социальный феномен, обладающий рядом особенностей, которые выражаются критериями внешней привлекательности: физический облик человека существует в гармонии анатомических, социальных и функциональных признаков (характеристик), ни один из которых нельзя оставить без внимания. Определяющим фактором поведенческой активности в отношении телесного Я выступает субъективная личностная значимость. Параметрами
исследования в методике выступают анатомические, функциональные и социальные характеристики Образа Физического Я в контексте субъективного отношения. Такое субъективное отношение исследуется в двух подсистемах глобального самоотношения (по Столину В. В., Пантелееву С. Р.): системе «Я в сравнении с другими» или самооценка, и системе «Я-Я»или эмоционально-ценностное отношение (личностная значимость) [8].
В результате социометрического исследования все студентки в каждой учебной группе заняли определенное социометрическое положение, т.е. получили социометрический статус. Исходя из полученного социометрического статуса, нами было сформировано четыре группы: две группы «лидеры и предпочитаемые» и две группы — «пренебрегаемые и отверженные». В две группы «лидеров и предпочитаемых»в процессе формальной (учебной) и неформальной (на отдыхе) деятельности попали те студентки, которые в своих группах получили большее количество положительных выборов и имеют положительную экспансивность. В две группы «пренебрегаемых и отвергаемых»в процессе формальной (учебной) и неформальной (на отдыхе) деятельности попали студентки, у которых наименьшее или отсутствие положительных выборов и обнаруживается отрицательная экспансивность.
Для выявления взаимосвязей между социометрическим статусом и самоотношением к Образу Физического Я полученные данные трех методик были подвергнуты корреляционному анализу по Спирмену.
Результаты исследования
В результате проведенного исследования получены значимые корреляционные взаимосвязи (табл. 1).
Таблица 1
Значимые корреляционные связи между компонентами самоотношения и социометрическими индексами (п=32 чел.).
Группа «лидеры и предпочитаемые» (учебная деятельность)
Переменные уапи Бреагтап Р- ІЄУЄІ
САМООЦЕНКА Выносливости и Экспансивность 32 -0,409 0,020
Глобальное самоотношение и Отрицательная Экспансивность 20 -0,731 0,000
Глобальное самоотношение и Экспансивность 20 0,559 0,010
Глобальное самоотношение и Положительный Статус 20 -0,450 0,046
Аутосимпатия и Отрицательная Экспансивность 20 -0,733 0,000
Аутосимпатия и Экспансивность 20 0,692 0,001
Ожидаемое отношение от других и Отрицательная Экспансивность 20 -0,685 0,001
Ожидаемое отношение от других и Положительный Статус 20 -0,565 0,009
Ожидаемое отношение от других и Статус 20 -0,558 0,011
Самоинтерес и Статус 20 -0,573 0,008
Самоинтерес и Отрицательная Экспансивность 20 -0,664 0,001
Из таблицы 1 следует, что в группе «лидеров и предпочитаемых» больше всего значимых взаимосвязей показала эмоциональная экспансивность, которая отражает отношение личности к другим членам группы. Экспансивность напрямую связана с глобальным самоотношением и аутосимпатией. Экспансивность и отрицательная экспансивность имеют обратные взаимосвязи с самооценкой выносливости, глобальным самоотношением, аутосимпатией и ожидаемым отношением от других людей и самоинтересом. Социометрический статус, указывающий на отношение членов группы к данному человеку, и позитивный статус обратно взаимосвязаны с глобальным самоотношением, ожидаемым отношением от других и самоинтересом.
Эмоциональное отношение личности к другим членам группы в процессе учебной деятельности проявляется тогда, когда личность уверена в своей ценности, в самой себе, принимает себя со своими достоинствами и недостатками и не оценивает свою выносливость (функциональные характеристики Образа Физического Я) высоко по сравнению с другими. И наоборот, личность не заинтересована в общении с другими членами группы тогда, когда не уверена в себе, настроена на негативное отношение других людей в своей адрес, видит в себе преимущественно недостатки, не считает себя интересной для окружающих, высоко оценивает свои функциональные характеристики Образа Физического Я (выносливость).
Личность в группе пользуется деловым авторитетом тогда, когда меньше всего заинтересована в самой себе, не зависима от мнений окружающих людей и не выказывает своей самоуверенности и себялюбия. С другой стороны, личность в группе не престижна в том случае, если проявляет уверенность в себе и своей компетентности, негативно воспринимает замечания других членов группы, интересуется только своими мыслями, чувствами и желаниями.
В группе «пренебрегаемые и отверженные »из табл. 2 видно, что значимых корреляционных взаимосвязей больше всего у характеристик Образа Физического Я с социометрическими индексами — «Положительный Статус», «Статус», «Отрицательная Экспансивность», «Положительная Экспансивность». Причем если самооценки анатомических и социальных характеристик Образа Физического Я (фигуры, одежды, аксессуаров и косметики) прямо зависимы от отрицательной экспансивности, то значимость привлекательности анатомических, функциональных и социальных характеристик Образа Физического Я имеет взаимосвязи как с отрицательной экспансивностью, так и с положительной экспансивностью.
Из эмоциональных компонентов самоотношения значимые взаимосвязи показали глобальное самоотношение с положительной экспансивностью и самоинтерес и положительный статус, отрицательный статус и статус.
Выявленные корреляционные взаимосвязи показывают, что у членов группы, отнесенных к пренебрегаемым и отверженным, в учебной деятельности присутствует существенная зависимость между самоотношением к собственной привлекательности и отношением к себе в целом как личности со статусным положением, занимаемым в группе, и стремлением общаться с другими членами группы.
Таблица 2
Значимые корреляционные связи между компонентами самоотношения и социометрическими индексами (п=31 чел.).
Группа «пренебрегаемые и отверженные» (учебная деятельность)
Переменные УаНа 8реагтап р-1еуе1
N Л
САМООЦЕНКА Лица и Положительный Статус 31 0,377 0,037
САМООЦЕНКА Фигуры и Отрицательная Экспансивность 31 0,367 0,043
САМООЦЕНКА Фигуры и Статус 31 0,403 0,025
САМООЦЕНКА Одежды и Отрицательная Экспансивность 31 0,512 0,003
САМООЦЕНКА Аксессуаров и Отрицательная Экспансивность 31 0,510 0,003
САМООЦЕНКА Косметики и Отрицательная Экспансивность 31 0,417 0,019
ЗНАЧИМОСТЬ Лица и Положительная Экспансивность 31 0,365 0,043
ЗНАЧИМОСТЬ Лица и Отрицательная Экспансивность 31 0,415 0,020
ЗНАЧИМОСТЬ Лица и Положительный Статус 31 0,593 0,000
ЗНАЧИМОСТЬ Лица и Статус 31 0,441 0,013
ЗНАЧИМОСТЬ Фигуры и Положительная Экспансивность 31 0,382 0,034
ЗНАЧИМОСТЬ Фигуры и Отрицательная Экспансивность 31 0,360 0,047
ЗНАЧИМОСТЬ Фигуры и Положительный Статус 31 0,430 0,016
ЗНАЧИМОСТЬ Ног и Отрицательная Экспансивность 31 0,497 0,004
ЗНАЧИМОСТЬ Рук и Отрицательная Экспансивность 31 0,453 0,011
ЗНАЧИМОСТЬ Выносливости и Отрицательная Экспансивность 31 0,410 0,022
ЗНАЧИМОСТЬ Выносливости и Положительный Статус 31 0,436 0,014
ЗНАЧИМОСТЬ Выносливости и Статус 31 0,386 0,032
ЗНАЧИМОСТЬ Силы и Отрицательная Экспансивность 31 0,395 0,028
ЗНАЧИМОСТЬ Силы и Положительный Статус 31 0,407 0,023
ЗНАЧИМОСТЬ Силы и Статус 31 0,402 0,025
ЗНАЧИМОСТЬ Быстроты и Отрицательная Экспансивность 31 0,460 0,009
ЗНАЧИМОСТЬ Быстроты и Положительный Статус 31 0,386 0,032
ЗНАЧИМОСТЬ Быстроты и Статус 31 0,376 0,037
ЗНАЧИМОСТЬ Ловкости и Отрицательная Экспансивность 31 0,483 0,006
ЗНАЧИМОСТЬ Ловкости и Положительный Статус 31 0,429 0,016
ЗНАЧИМОСТЬ Гибкости и Отрицательная Экспансивность 31 0,574 0,001
ЗНАЧИМОСТЬ Аксессуаров и Отрицательная Экспансивность 31 0,396 0,027
ЗНАЧИМОСТЬ Косметики и Отрицательная Экспансивность 31 0,434 0,015
Глобальное самоотношение и Положительная Экспансивность 22 0,534 0,010
Самоинтерес и Положительный Статус 22 0,456 0,033
Самоинтерес и Отрицательный Статус 22 -0,440 0,041
Самоинтерес и Статус 22 0,518 0,014
Положительный статус в группе в учебной деятельности предполагает, что личность уверена в привлекательности своего лица и для нее важно, как выглядит ец тело (анатомические характеристики), в какой физической форме оно находится (функциональные характеристики) и как оно одето (социальные характеристики), также убеждена в своей интересности для других (самоинтерес).
Уверенность в своей привлекательности предполагает нежелание общаться с другими в группе, а важность быть привлекательным в анатомическом, функциональном и социальном оформлении внешности, с одной стороны, приводит к желанию общаться с другими, а с другой стороны — мешает это делать.
Из вышеописанного выходит, что на позицию лидера или предпочитаемого другие члены группы выбирают таких студенток, у которых отношение к собственной внешней привлекательности не оказывает никакого влияния в построении межличностных отношений с другими членами учебной группы. Такие студентки в межличностном взаимоотношении опираются не на внешние атрибуты, а на внутреннее самоощущение уверенности в себе, самоуважение и самопринятие.
Положение пренебрегаемого или отвергаемого в учебной группе занимают студентки, которые выстраивают свои отношения с другими членами группы на основе уверенности или неуверенности в своей внешней привлекательности. Их позиция в группе зависит от самоощущения внешней привлекательности, т. е. насколько девушка чувствует, что она привлекательна, и насколько для неё важно быть привлекательной.
Таблица 3
Значимые корреляционные связи между компонентами самоотношения и социометрическими индексами (п=26 чел.).
Группа «лидеры и предпочитаемые» (отдых)
Переменные ■УаНс! Зреагтап Р- 1еуе1
САМООЦЕНКА Быстроты и Положительный статус 26 0,413 0,036
САМООЦЕНКА Ловкости и Положительный статус 26 0,501 0,009
САМООЦЕНКА Ловкости и Статус 26 0,484 0,012
САМООЦЕНКА Гибкости и Положительный статус 26 0,492 0,011
САМООЦЕНКА Гибкости и Статус 26 0,489 0,011
САМООЦЕНКА Аксессуаров и Отрицательный статус 26 -0,440 0,024
ЗНАЧИМОСТЬ Лица и Положительный статус 26 -0,397 0,045
ЗНАЧИМОСТЬ Ловкости и Положительная экспансивность 26 -0,453 0,020
ЗНАЧИМОСТЬ Ловкости и Отрицательный статус 26 -0,429 0,029
ЗНАЧИМОСТЬ Гибкости и Отрицательный статус 26 -0,538 0,005
Глобальное самоотношение и Положительный статус 18 -0,571 0,013
Глобальное самоотношение и Статус 18 -0,535 0,022
Самоуважение и Положительный статус 18 -0,534 0,022
Самоуважение и Статус 18 -0,474 0,047
Аутосимпатия и Положительный статус 18 -0,521 0,027
Аутосимпатия и Статус 18 -0,507 0,032
Ожидаемое отношение и от других и Положительный статус 18 -0,644 0,004
Ожидаемое отношение от других и Статус 18 -0,471 0,049
Самоинтерес и Положительный статус 18 -0,497 0,036
Самоинтерес и Статус 18 -0,523 0,026
В таблице 3 показаны значимые корреляционные взаимосвязи между компонентами самоотношения и социометрическими индексами в группе «лидеры и предпочитаемые» в процессе неформальной деятельности (отдых). Больше всего показали как прямых, так и обратных взаимосвязей положительный социометрический статус и социометрический статус с самооценками функциональных характеристик (быстрота, ловкость и гибкость) и значимостью анатомических характеристик (привлекательность лица) Образа Физического Я, глобальным самоотношением, самоуважением, аутосимпатией, ожидаемым отношением от других и самоинтересом. Отрицательный социометрический статус обратно взаимосвязан с самооценкой аксессуаров (социальная характеристика) и значимостью развития ловкости и гибкости (функциональные характеристики) Образа Физического Я. Положительная экспансивность также обратно взаимосвязана со значимостью развития ловкости (функциональной характеристикой) Образа Физического Я.
Члены группы «лидеры и предпочитаемые »в неформальной обстановке имеют положительный социометрический статус при наличии уверенности в хорошей физической форме своего тела, при этом они не уверены в себе как личности, часто ждут от других негативной критики в своей адрес, видят в себе много недостатков и не придают значения привлекательности лица. И наоборот, низкая самооценка своих социальных характеристик Образа Физического Я, низкая значимость физического развития своего тела (гибкость и ловкость) наблюдается у лиц этой группы с отрицательным социометрическим статусом, но стремлением к общению с другими и высокой самоуверенностью в себе как личности.
Таким образом, на роль лидера в неформальной обстановке выбираются такие члены группы, у которых присутствует уверенность в собственной телесной работоспособности и которым важна телесная пластичность. Красота тела для них функционально обусловлена. Как указывал В. Н. Никитин в своих работах [4], выразительные движения являются внешним выражением субъективного внутреннего мира, объективным показателем, который сигнализирует о сложнейших, порою едва уловимых сдвигах в психическом состоянии человека.
В неформальной обстановке (на отдыхе) у группы «пренебрегаемые и отверженные »также получены значимые взаимосвязи (табл. 4). Экспансивность положительная и отрицательная прямо зависимы от анатомических, функциональных и социальных характеристик Образа Физического Я и обратно зависимы (отрицательная экспансивность) от ожидаемого отношения от других. Социометрический статус и положительный статус прямо зависимы от значимости привлекательности рук (анатомическая характеристика), от важности развития ловкости (функциональная характеристика) и от самоинтереса.
Показательно, что в данной группе из всех социометрических индексов больше всего корреляционных связей показали положительная и отрицательная экспансивность, т. е. стремление личности к общению в группе. У членов данной группы активность в общении с другими членами
группы связана с отношением к собственной внешности. В одних случаях уверенность в своей привлекательности и важность выглядеть идеально помогают налаживать контакты с другими, в других — мешают, вызывают затруднения. Помехой в общении выступает ожидание негативных оценок от других людей. Авторитет в группе также напрямую зависит от необходимости быть внешне привлекательной.
Таким образом, для группы «пренебрегаемых и отверженных» в неформальной деятельности (на отдыхе) характерна зависимость между важностью и уверенностью во внешней привлекательности и с желанием общаться в группе и быть авторитетным в группе.
Таблица 4
Значимые корреляционные связи между компонентами самоотношения и социометрическими индексами (п=36 чел.).
Группа «пренебрегаемые и отверженные» (отдых)
УаНс! Эреагтап р-1еуе1
Переменные N Я
САМООЦЕНКА Лица и Положительная экспансивность 36 0,349 0,037
САМООЦЕНКА Выносливости и Положительная экспансивность 36 0,352 0,035
САМООТТЕНКА Силы и Положительная экспансивность 36 0,412 0,013
САМООЦЕНКА Быстроты и Положительная экспансивность 36 0,399 0,016
САМООЦЕНКА Ловкости и Положительная экспансивность 36 0,367 0,028
САМООЦЕНКА Ловкости и Отрицательная экспансивность 36 0,335 0,046
САМООЦЕНКА Гибкости и Отрицательная экспансивность 36 0,495 0,002
САМООЦЕНКА Аксессуаров и Положительная экспансивность 36 0,415 0,012
ЗНАЧИМОСТЬ Лица и Положительная экспансивность 36 0,389 0,019
ЗНАЧИМОСТЬ Фигуры и Положительная экспансивность 36 0,403 0,015
ЗНАЧИМОСТЬ Ног и Положительная экспансивность 36 0,452 0,006
ЗНАЧИМОСТЬ Ног и Отрицательная экспансивность 36 0,391 0,019
ЗНАЧИМОСТЬ Рук и Положительная экспансивность 36 0,378 0,023
ЗНАЧИМОСТЬ Рук и Отрицательная экспансивность 36 0,414 0,012
ЗНАЧИМОСТЬ Рук и Статус 36 0,400 0,016
ЗНАЧИМОСТЬ Выносливости и Положительная экспансивность 36 0,373 0,025
ЗНАЧИМОСТЬ Ловкости и Положительная экспансивность 36 0,376 0,024
ЗНАЧИМОСТЬ Ловкости и Отрицательная экспансивность 36 0,331 0,048
ЗНАЧИМОСТЬ Ловкости и Положительный статус 36 0,342 0,041
ЗНАЧИМОСТЬ Гибкости и Положительная экспансивность 36 0,349 0,037
ЗНАЧИМОСТЬ Одежды и Положительная экспансивность 36 0,340 0,042
ЗНАЧИМОСТЬ Аксессуаров и Положительная экспансивность 36 0,396 0,017
ЗНАЧИМОСТЬ Аксессуаров и Отрицательная экспансивность 36 0,334 0,047
Ожидаемое отношение от других и Отрицательная экспансивность 23 -0,531 0,009
Самоинтерес и Статус 23 0,415 0,049
Подводя итог полученным результатам, можно заключить, что в процессе формальной и неформальной деятельности проявляются определенные особенности самоотношения к Образу Физического Я в зависимости от социометрического статуса.
Так, в учебной деятельности авторитетом в группе будут пользоваться те члены группы, поведение которых не зависит от внешней привлекательности своего тела, а основано на внутреннем самоощущении уверенности в себе, самопринятии и самоуважении. Непрестижные члены группы выстраивают свое межличностное общение исключительно в зависимости от того, насколько они чувствуют свою внешнюю привлекательность и высоко оценивают важность быть красивой.
В неформальной деятельности (на отдыхе) ведущее положение в группе в процессе межличностного общения занимают студентки, поведение которых основано на важности и уверенности в том, что их тело функционально работоспособно, оно пластично, подвижно, выразительно. Красоте лица не придается высокого значения. У пренебрегаемых членов группы так же, как и в учебной деятельности, поведение основано на зависимости от самооценки и важности характеристик Образа Физического Я.
Выводы
Таким образом, форма поведения студенток с опорой на уверенность/неуверенность, важность/неважность внешней привлекательности характеристик Образа Физического Я мешает личности в построении межличностных отношений, в достижении авторитета, в установлении эмоционального общения в процессе формальной (учебной) и неформальной (на отдыхе) деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс,Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 361 с.
2. Битянова,М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.
3. Збровский,Г. Е. История социологии. — М. : Гардарики, 2004. — 179 с.
4. Никитин,В. Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. — М. : Алетейа, 2000. — 624 с.
5. Петровский А. В.,Абраменкова В. В.,Зеленова М. Е. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М. : Просвещение, 1987. — 211 с.
6. Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М. : Наука, 1991. — С. 23—179.
7. Столин,В. В. Самосознание личности. — М. : Наука, 1983. — С. 16—205.
8. Черкашина,А. Г. Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я (женский вариант): методическая разработка. — Самара : Издательство СГПУ, 2008. — 32 с.